Тема 5.Эмоции и психические состояния.

Содержание курса

ТЕМА 1. Психология как наука

Предмет, задачи психологической науки. Понятие о психике, развитие психики. Понятие о сознании. Культурно – историческая концепция развития психики человека (Л.С. Выготский).

Базовые отрасли психологии. Базисные и мета — психологические категории психологии: образ, действие, мотив, сознание, отношение, общение и др. Методологические проблемы психологии: психофизическая, психофизиологическая, психосоциальная. Практическая значимость трудов С.Л. Рубинштена, А.Н. Леонтьева в психологической науке.

 

ТЕМА 2. История становления психологической науки.

Основные этапы становления психологии. Представления античных и средневековых философов о душе и сознании. Бихевиоризм как наука (Д.Уотсон, Б. Скиннер, И.П. Павлов и др.) Особенности развития отечественной и зарубежной психологии (А.Ф. Лазурский С.Л. Рубинштейн, А.Н. Леонтьев, Б.Г. Ананьев, Д.Б. Эльконин и др.) Психологическая наука на современном этапе развития.

ТЕМА 3. Методы психологической науки.

Стандартизированные и не стандартизированные (объективные и субъективные) методы в психологии. Психологические тесты, опросники, проективные методы, наблюдение, беседа, анализ продуктов деятельности, методы математической статистики.

ТЕМА 4. Интеллект как свойство личности.

Практическое понятие интеллекта. Теоретические воззрения на природу интеллекта, сложившиеся в 20 веке: способность к обучению, способность к абстрактному мышлению, способность к адаптации (Ф.Гальтон, А.Бине, С.Колвин, Л. Термен, Д. Петерсен. В. Штерн и др.) Структура интеллекта. Концепция множественности интеллекта (Р. Мейли, Г. Гарднер).

Психодиагностика сформированности интеллекта. Тесты интеллекта. Практическая ценность интеллекта как свойства личности.

 

Тема 5. Креативность как свойство личности.

Современное состояние исследования проблемы – «Креативность». Исследования креативности во взаимосвязи с интеллектом. Исследования креативности во взаимосвязи с мотивацией личности (Дж. Гилфорд, Л.Терстоун, Е.Торренс, Д.Б. Богоявленская и др.).

Практическая ценность личностного свойства – «Креативность». Тесты креативности.

ТЕМА 6. Способности

Определение способностей как индивидуально – психологических особенностей. Соотношение задатков и способностей личности. (С.Л. Рубинштейн о способностях, Б.М. Теплов, Л.С. Выготский, Б.Г. Ананьев, А.Н. Леонтьев, В.А. Крутецкий, Э.А. Голубева и др.), структура способностей. Классификация способностей. Проблема формирования способностей. Соотношение способностей, успеха и условий в деятельности. Тесты способностей.

7 стр., 3371 слов

Тесты по психологии личности 150

... и политических факторов; 4. все ответы верны. 8. К феноменам, исследуемым современной психологией личности, относятся: 1. межиндивидуальные различия, характеризующие человека и отличающие его от других людей; ... у здорового человека; 3. у акцентуированной личности; 4. у всех людей без исключения. 16. В экспериментальном периоде разработка методов и процедур математической обработки данных наблюдений, ...

Тема 7. Эмоции и психические состояния.

Определение эмоций. Теории эмоций (А.Н. Леонтьев, В.С. Вилюнас, О.К. Тихомиров,П.К. Анохин, П.В. Симонов и др.).

Психофизиологические основания эмоций. Классификация эмоций. Структура эмоций. Эмоционально – волевая саморегуляция. Психические состояния: тревожность, страх, депрессия, агрессия.

Тема 8. Психодиагностика свойств личности.

Психологические тесты и опросники. Стандартиация методик. Психометрические характеристики психодиагностического инструментария: дискриминативность заданий, трудность заданий, надежность, валидность.

Тема 9. Психологические закономерности совладающего поведения

Проблема совладающего поведения в отечественной и зарубежной психологии (К.А. Абульханова – Славская, Л.И.Анцыферова, Т.Л. Крюкова и др.) Методологические основы совладающего поведения. Совадающее поведение в области психосоматики и профессиональной деятельности.

Темы практических (семинарских) занятий

Тема 1.Внимание.

1. Понятие о внимании.

2. Характеристики свойств внимания.

3. Основные виды внимания

4. Методы диагностики свойств внимания.

5. Способы развития внимания .

Тема 2.Память

1. Определение и общая характеристика памяти.

2. Основные Виды памяти.

3. Основные процессы и механизмы памяти.

4. Методы диагностики свойств памяти.

5. Индивидуальные особенности памяти и ее развитие.

6. Практическая ценность развития памяти.

 

Тема 3.Мышление

1 Природа и основные виды мышления.

2. Основные виды умственных операций.

3. Основные формы мышления.

4.Развитие мышления.

.

Тема 4. Воображение

1. Общая характеристика воображения и его роль в психической деятельности.

2. Свойства воображения.

3. .Воображение и творчество.

4. Практическая ценность развития воображения.

 

 

Тема 5.Эмоции и психические состояния.

 

1.Определение эмоций. Теории эмоций.

2.Психофизиологические основания эмоций.

3.Классификация эмоций.

4.Структура эмоций.

5.Эмсоционално – волевая саморегуляция.

6.Диагностика психических состояний: тревожность, страхи, депрессия, агрессия.

 

Тема 6 . Креативность личности

1.Ознакомление с тестами: тест Гилфорда, тест Торренса, тест Медника.

2.Анализ практической ценности результатов тестов креативности.

Тема 7. Психологический тренинг эффективного общения.

1. Общение как психологический феномен.

2. Восприятие человека человеком (механизмы, закономерности, стереотипы, ошибки).

3. Коммуникация (закономерности, потеря и искажение инфориации).

2 стр., 880 слов

изучить эмоции как свойства личности.ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО ИССЛЕДОВАНИЮ ...

... И.А., Воронова А.В. Цель нашей работы - изучить эмоции как свойства личности. Для достижения цели необходимо решить следующие задачи: 1.Рассмотреть понятие эмоций как свойств личности и их функции. 2.Изучить виды ...

4. Взаимодействие (управление конфликтами).

Тема 8 — 9. Психодиагностика свойств личности.

1.Ознакомление с тестами Векслера, Амтхауэра, Хаттуэй- Макинли, Кеттелла.

2.Анализ практической ценности результатов тестов креативности.

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

Преподавание дисциплины ведется с применением следующих видов об-разовательных технологий:

a. Информационно-коммуникационные технологии (1- 4 разделы).

b. Работа в команде/работа в малой группе (1 – 4 разделы).

c. Case-study (2 – 4 разделы).

d. Ролевая игра (4 раздел).

e. Проблемное обучение (1 – 4 разделы).

f. Контекстное обучение (2 — 4 разделы).

g. Обучение на основе опыта (2-3 разделы).

h. Индивидуальное обучение (1 – 4 разделы).

i. Междисциплинарное обучение (1 – 4 разделы).

j. Опережающая самостоятельная работа (1 – 4 разделы).

 

Формы организации учебного процесса:

k. Лекция, мастер-класс (1 – 4 разделы).

l. Семинар, коллоквиум (1 – 4 разделы).

m. Самостоятельная работа студентов (1 – 4 разделы).

n. Научно-исследовательская работа студентов: подготовка выступле-ния на научной студенческой конференции (1 – 4 разделы).

o. Консультация, тьюторство: консультирование студентов по проблеме выступления на научной студенческой конференции (1 – 4 разделы).

p. Case-study: анализ социально-педагогических ситуаций (3 – 4 разде-лы).

q. Работа в команде: разработка модели личности психолога (раздел 3).

 

6. ОЦЕНОЧНЫЕ СРЕДСТВА ДЛЯ ТЕКУЩЕГО КОНТРОЛЯ УСПЕВАЕ-МОСТИ, ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ ПО ИТОГАМ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ И УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ САМО-СТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ

 

Примерные темы самостоятельных работ (темы реферативных работ)

1. Воля и волевые процессы.

2. Особенности нервной системы.

3. Характер. Акцентуации характера.

4. Мотивы и мотивация личности.

5. Ценности и ценностные ориентации.

6. Ощущение и восприятие как психические процессы.

7. Развитие психики в онтогенезе.

8. Филогенез сознания.

9. Психоанализ. Основные положения.

10. Бихевиоризм. Основные положения.

11. Гуманизм. Основные положения.

12. Взаимосвязь целеполагания и успешности в жизнедеятельности.

13. Самооценка личности.

14. Дивергентное и конвергентное мышление.

15. Психология здоровья.

16. Психосоматическая проблема.

17. Психология семейных отношений.

18. Конструктивные технологии разрешения конфликтов.

19. Мотивация учебной деятельности.

20. Психология личностного роста.

ВОПРОСЫ К ЗАЧЕТУ

1. Предмет и задачи психологической науки.

2. История становления психологической науки.

3. Стандартизированные методы в психологии.

4. Не стандартизированные методы в психологии.

5.Современные воззрения на природу интеллекта.

6. Практическая значимость интеллекта как свойства личности в жизнедеятельности.

7.Психологические тесты интеллекта (общая характеристика).

8. Современные воззрения на природу креативности.

9. Практическая значимость креативности как свойства личности в жизнедеятельности.

10. Общениие как психологический феномен.

11. Психологические закономерности восприятия человека человеком.

10 стр., 4707 слов

Основные положения гештальт-психологии

... природы мыслительной деятельности. 2. Основные положения учения Ф.Перлса. Основной тезис следующего гештальт-психологии заключается в том, ... мышления и личности, так и в общей антимеханистической ориентации психологии были восприняты в последующем развитии психологии[3] ... индивида. Многие идеи гештальт-психологии стали основополагающими для исследования различных разделов психологии - от восприятия до ...

12.Коммуникация как сторона общения.

13. Взаимодействие как сторона общения.

14. Позитивные технологии разрешения конфликтов.

15. Определение способностей. Способности в жизнедеятельности личности.

16.Эмоции. Определение, классификации, структура, теории.

17. Тревождность: определение, классификации, причимны, спсобы совладания.

18.Психологические тесты (определение, классификации, принципы конструирования, психометрические характеристики).

19.Психология совладающего процесса с психосоматической проблемой.

20. Психология совладающего процесса в профессиональной деятельности.

21.Внимание (общая характеристика).

22. Память (общая характеристика).

23. Мышление (общая характеристика).

24. Воображение (общая характеристика)

25. Психические состояния (общая характеристика).

Понятие об эмоционально – волевой саморегуяции.

26. Развитие психики в онтогенезе.

27. Филогенез сознания.

28. Базовые отрасли психологии (общая характеристика).

29. Место психологии в системе гуманитарных наук.

30. Базовые и мета — категории психологической науки.

31.Психолоические закономерности организации эффективной совместной деятельности.

32. Психология общения (общая характеристика).

33. Основные положения отечественной теории деятельности А.Н. Леонтьева.

34. Культурно – историческая концепция Л.С. Выготского (основные положения).

35.Психоанализ. Основные положения.

36.Бихевиоризм. Основные положения.

37.Гуманизм. Основные положения.

38. Понятие о совладающем поведении в жизнедеятельности.

39.Личность в психологической науке.

40.Проблема мотивации личности в жизнедеятельности.

 

Рейтинг-контроль №1

1.Основные положения отечественной теории деятельности А.Н. Леонтьева.

2.Культурно – историческая концепция Л.С. Выготского (основные положения).

3.Развитие психики в онтогенезе.

4. Филогенез сознания.

5.Базовые отрасли психологии (общая характеристика).

6.Место психологии в системе гуманитарных наук.

7. Базовые и мета — категории психологической науки.

8.Психоанализ. Основные положения.

9.Бихевиоризм. Основные положения.

10.Гуманизм. Основные положения.

11.Психические процессы.

12. История становления психологической науки.

13. Предмет, задачи, методы психологии.

Рейтинг-контроль №2

 

1. Интеллект как свойство личности.

2. Практическая ценность интеллекта в жизнедеятельности.

3. Креативность. как свойство личности

4. Практическая ценность креативности в жизнедеятельности.

5. Диагностика интеллекта в психологии.

6. Диагностика креативности в психологии.

1 стр., 458 слов

Общая психология Г.Г. Черменская (вариант1)

... постулирует выход за сознания. Гештальт психология ввела понятия прегнантность (совершенство). Зейгарник – эффект отложенного действия. (Диморфизм - различия) Основной закон восприятия: Закон Фигура - ... по результатом прошлого опыта. Образ мира всегда меняется. Он изменчив. Школы психологии: Зоопсихология Психоонолиз и бивихиоризам Психоанализ. (акцент на бессознательное.) Гештальт ( ...

7. Способности личности. Формирование способностей.

\

Рейтинг-контроль №3

1. Эмоционально – волевая саморегуляция.

2. Психологические закономерности эффективного общения.

3. Совладание с психосоматической проблемой.

4. Совладание в профессиональной деятельности.

5. Рефераты по тематике самостоятельной работы.