Тема № Биологическая и психологическая подструктуры личности

Вопрос 1. Ощущение и восприятие

 

Ощущение — это психический процесс, в котором проис­ходит отражение отдельных свойств, качеств объективного мира при непосредственном воздействии на органы чувств (холодно, громко, ярко и т.д.).

Способность к ощущению присуща животным и насекомым. У низших представителей животного мира чувствительность как бы равномерно разлита по всему организму и не связана с определенными органами. Далее, в процессе эволюции чув­ствительность сосредотачивается в специальных органах чувств. Ощущение возникает как реакция нервной системы на тот или иной раздражитель и, как всякое психическое явление, имеет рефлекторный характер.

Физиологическая основа ощущения — деятельность специ­ального нервного аппарата, называемого анализатором. Каждый анализатор воспринимает строго определенные специфические воздействия внешнего или внутреннего мира (для сетчатки глаза таким адекватным раздражителем является световая энергия (на­пример, звуковые колебания она не воспринимает)).

        2.Классификация ощущений: интерорецептивные (рецеп­торы расположены на поверхности внутренних органов) делятся на органические (жажда, тошнота) и болевые; ре­цепторы, расположенные внутри мускулов, сухожилий, сус­тавов называют проприорецепторами (ощущения движения, равновесия, положения тела); рецепторы, расположен­ные на поверхности тела — экстерорецепторы (обоняние, осязание, зрение, вкус, слух) .

3.Психофизические закономерности ощущений. 1. Не всякий раздражитель вызывает ощуще­ние. Нужна оп­ределенная минимальная интенсивность раздражителя для того, чтобы вызвать ощущение. Минимальная интенсивность (сила) раздражителя, вызыва­ющая едва заметное ощущение, называется нижним абсолют­ным порогом ощущений. Чем меньше нижний абсолютный по­рог ощущений, тем чувствительность больше и, наоборот. Максимальная сила раздражителя, при которой еще возни­кает адекватное действующему раздражителю ощущение — верхний абсолютный порог ощущений. Если увеличивать дальше силу раздражителя, наступает момент, когда данное ощущение превращается в болевое (свет слепит).

Величины абсолютных порогов у разных людей различны.

2. Привыкание органа чувств к длительно действующему раздражителю или адаптацией. Изменение чувствительности, происходящее по типу адаптации, имеет свои временные харак­теристики (они различны для разных органов чувств — человек приобретает способность хорошо ориентироваться в темноте через 30 секунд, слышать — через 15 секунд, а слабые прикосновения к коже перестают восприниматься еще быстрее);

3 стр., 1439 слов

Ощущения и восприятие. Виды нарушений

... интенсивности становятся более четкими, рельефными. и „цельность ощущения — это время, в течение которого упаняется впечатление от данного конкретного ощущения Длительность ощущения не совпадет с длительностью раздражения. Действие раздражителя ... д.), результат воздействия предметов внешнего мира и собственного тела на органы чувств. Объекты внешнего и внутреннего мира воздействуют на ЦНС не ...

3. Контраст — изменение чувствительности к адекватному раздражителю под влиянием предшествующего (например, в силу контраста обостряется ощущение кислого после сладкого).

 

Восприятие есть психический познавательный процесс отра­жения предметов и явлений в совокупности их свойств и частей при их непосредственном воздействии на органы чувств. Резуль­татом этого процесса является так называемый перцептивный образ. Перцеп­тивные образы одних и тех же явлений, возникающие у разных людей, могут существенна отличаться друг от друга.

Виды восприятия различают 1. в зависимости от преобладающей роли того или иного органа чувств (анализатора) различают зрительное, слуховое, осязательное, обонятельное и вкусовое восприятие.

2.  фор­мам существования материи: восприятие времени — как отражение объективной времен­ной действительности; восприятие движения — как изменение положения объекта в пространстве и во времени (т.е. направ­ления и скорости); восприятие пространства, включающее восприятие формы предмета, его величины (протяженности), глубины и удаленности от объекта, а также направления, в котором находится объект восприятия.

В качестве ведущих свойств восприятия можно назвать следующие:

предметность – объект воспринимается человеком как обособленное в пространстве и времени отдельное физическое тело;

обобщенность – отнесение каждого образа к некоторому классу объектов;

константность – относительное постоянство восприятия образа, сохранение за объектом его параметров независимо от условий его восприятия (расстояния, освещения и т. д.);

осмысленность – понимание сущности воспринимаемого объекта в процессе восприятия;

избирательность – преимущественное выделение одних объектов перед другими в процессе восприятия.

6. Результаты восприятия во многом определяются прошлым опытом, интересами, знаниями человека. Эта зависимость вос­приятия от прошлого опыта называется апперцепцией. Чем богаче прошлый опыт человека, тем больше он видит в пред­мете. Более того, иногда человек может увидеть то, что хочет, даже в том случае, если в данный момент этого нет перед его глазами. Поэтому, излагая новый материал по любому предме­ту, целесообразно апеллировать к жизненному опыту учеников соответствующего возраста, к тому, что им приходится наблю­дать дома, на улице, в школе.

Вопрос 2. Внимание

Внимание – это произвольная или непроизвольная направленность и сосредоточенность психической деятельности на каком-либо объекте восприятия. Среди всех психических явлений внимание занимает особое место: оно не является самостоятельным психическим процессом. Внимание выступает как ус­ловие протекания психических познавательных процессов.

Внимание является необходимым условием овладения любыми видами деятельности. Оно зависит от индивидуально-типологических, возрастных и других характеристик человека. В зависимости от активности личности выделяют три вида внимания

7 стр., 3221 слов

Специфика психологического познания: человек как субъект и объект познания

... физиологического состояния организма, особенностей высшей нервной деятельности, памяти, эмоций, чувств, восприятия, а также социальных факторов: роли, ... тип мышления Словесно-логическое Наглядно-действенное Объект внимания Содержание Форма Наблюдательность и точность ... патологии. Напротив, оно является причиной совершенствования человека. Вместе с тем чувство неполноценности при определенных ...

Непроизвольное внимание – наиболее простой вид внимания. Его часто называют пассивным, или вынужденным, так как оно возникает и поддерживается независимо от сознания человека (стук в дверь).

Произвольное внимание управляется сознательной целью, связано с волей человека. Его еще называют волевым, активным или преднамеренным.

Послепроизвольное внимание также носит целенаправленный характер и первоначально требует волевых усилий, но затем сама деятельность становится настолько интересной, что практически не требует от человека волевых усилий для поддержания внимания.

Внимание обладает определенными параметрами и особенностями, которые во многом являются характеристикой человеческих способностей и возможностей.

 К основным свойствам внимания обычно относят следующие:

концентрированность – это показатель степени сосредоточенности сознания на определенном объекте, интенсивности связи с ним; концентрированность внимания предполагает образование временного центра (фокуса) всей психологической активности человека;

интенсивность – характеризует эффективность восприятия, мышления и памяти в целом;

устойчивость – способность длительное время поддерживать высокие уровни концентрированности и интенсивности внимания; определяется типом нервной системы, темпераментом, мотивацией (новизна, значимость потребности, личные интересы), а также внешними условиями деятельности человека;

объем – количественный показатель объектов, находящихся в фокусе внимания (у взрослого человека – от 4 до 6, у ребенка – не более 1–3); объем внимания зависит не только от генетических факторов и от возможностей кратковременной памяти индивида, имеют также значение характеристики воспринимаемых объектов и профессиональные навыки самого субъекта;

распределение – способность сосредоточивать внимание на нескольких объектах одновременно; при этом формируется несколько фокусов (центров) внимания, что дает возможность совершать несколько действий или следить за несколькими процессами одновременно, не теряя ни одного из них из поля внимания;

переключение – способность к более или менее легкому и достаточно быстрому переходу от одного вида деятельности к другому и сосредоточению на последнем.

Вопрос 3. Память

Память – это форма психического отражения, заключающаяся в закреплении, сохранении и последующем воспроизведении прошлого опыта, делающая возможным его повторное использование в деятельности или возвращение в сферу сознания. Среди первых психологов, начавших экспериментальные исследования мнемических процессов, был немецкий ученый Г. Эббингауз, который, исследуя процесс запоминания разных словосочетаний, вывел целый ряд законов запоминания.

Память связывает прошлое субъекта с его настоящим и будущим – это основа психической деятельности.

К процессам памяти относятся следующие:

1) запоминание – такой процесс памяти, в результате которого происходит закрепление нового путем связывания его с приобретенным ранее; запоминание всегда избирательно – в памяти сохраняется не все, что воздействует на наши органы чувств, а только то, что имеет значение для человека или вызвало его интерес и наибольшие эмоции;

6 стр., 2777 слов

Память и деятельность. Зависимость запоминания материала от его ...

... человека (Бартлетт). Соревнование. Содержание и характер деятельности 2)Цели запоминания. 3)Требования к запоминанию. 4)Условия запоминания: время, физические условия (шум и т.п.). 5)Индивидуально-психологические свойства запоминающих: Мнемические способности ... материала и предъявленных требований.   Характеристика рабочей памяти. Основные методы и результаты ее исследования Интегрируя все ...

2) сохранение – процесс переработки и удержания информации;

3) воспроизведение – процесс извлечения из памяти сохраненного материала;

4) забывание – процесс избавления от давно полученной, редко используемой информации.

Одной из важнейших характеристик является качество памяти, которое обусловлено: скоростью запоминания (количество повторений, необходимых для удержания информации в памяти); скоростью забывания (время, в течение которого запомнившаяся информация хранится в памяти).

Для классификации видов памяти существует несколько оснований: по характеру психической активности, преобладающей в деятельности, по характеру целей деятельности, по продолжительности закрепления и сохранения информации и др.

1. Наиболее распространенной классификацией процессов памяти является предложенное П.П. Блонским разделение памяти на четыре вида в зависимости от особенностей матери­ала запоминания и воспроизведения:

• двигательная память — это память на различные движе­ния и их системы, позволяющая формировать практические и трудовые навыки;

 эмоциональная (аффективная) память — это память на чувства;

• образная память — это память на образы (зрительные, слуховые, осязательные, обонятельные и вкусовые);

• словесно-логическая (вербальная) память — память на мысли и речь.

2. По способу запоминания выделяют: механическую память, не опирающуюся на понимание и смысловую память, основанную на обобщенных и система­тизированных ассоциациях, отражающих наиболее важные и су­щественные стороны и отношения предметов (А.А. Смирнов).

3. По продолжительности запоминания и сохранения матери­ала память делится на кратковременную и долговременную. Кроме того, выделяют и оперативную память, обслуживаю­щую непосредственно осуществляемые человеком действия.

Работа разных видов памяти подчиняется некоторым общим законам.Закон осмысления: чем глубже осмысление запоминаемого, тем легче последнее закрепляется в памяти.

Закон интереса: интересное запоминается быстрее, потому что на это затрачивается меньше усилий.

Закон установки: запоминание происходит легче, если человек ставит перед собой задачу восприятия содержания и его запоминания.

Закон первого впечатления: чем ярче первое впечатление от запоминаемого, тем прочнее и быстрее его запоминание.

Закон объема знаний: чем обширнее знания по определенной теме, тем легче запоминается новая информация из данной области знаний.

Закон объема запоминаемой информации: чем больше объем информации для одновременного запоминания, тем хуже она запоминается..

Закон края: лучше запоминается то, что сказано (прочитано) в начале и конце ряда информации, хуже запоминается середина ряда.

Закон повторения: повторение способствует лучшему запоминанию.

13 стр., 6430 слов

Развитие музыкально-творческих способностей детей среднего дошкольного ...

... Она эстетизирует их, развивая при этом наблюдательность, память, мышление, интуицию, воображение. Дошкольный возраст является наиболее подходящим для развития музыкально-творческих способностей. Этот возраст, по мнению психологов (Б.М.Теплов, ...

Вопрос 4. Мышление и интеллект

Мышление – это высший познавательный процесс, порождение нового знания, обобщенное и опосредованное отражение человеком действительности в ее существенных связях и отношениях. Суть данного познавательного психического процесса заключается в порождении нового знания на основе преобразования человеком действительности. Это наиболее сложный познавательный процесс, высшая форма отражения действительности

Виды мышления: Предметно-действенное мышление осуществляется во время действий с предметами при непосредственном восприятии предмета в реальности.

Наглядно-образное мышление происходит при представлении предметных образов.

Абстрактно-логическое мышление является результатом логических операций с понятиями. Мышление носит мотивированный и целенаправленный характер, все операции мыслительного процесса вызваны потребностями, мотивами, интересами личности, ее целями и задачами.

Особенности: 1.Мышление всегда индивидуально. Оно дает возможность понять закономерности материального мира, причинно-следственные связи в природе и общественной жизни.

2. Источником мыслительной деятельности является практика.

3. Физиологическую основу мышления составляет рефлекторная деятельность мозга.

4. Исключительно важная особенность мышления – это неразрывная связь с речью. Мы всегда думаем словами, даже если не произносим их вслух.

К основным мыслительным операциям относятся:

анализ – мысленное разделение целостной структуры объекта отражения на составляющие элементы;

синтез – воссоединение отдельных элементов в целостную структуру;

сравнение – установление отношений сходства и различия;

обобщение – выделение общих признаков на основе объединения сущностных свойств или сходства;

абстрагирование – выделение какой-либо стороны явления, которая в действительности как самостоятельная не существует;

конкретизация – отвлечение от общих признаков и выделение, подчеркивание частного, единичного;

систематизация (или классификация) – мысленное распределение предметов или явлений по определенным группам, подгруппам.

Основные качественные характеристики мышления , определяющие его индивидуальные различия: самостоятельность — проявляется в умении увидеть но­вую проблему и поставить новый вопрос, а затем решить зада­чу своими силами. Это способность принимать решение и дей­ствовать в соответствии с собственными взглядами, не подда­ваясь посторонним влияниям;

— глубина — характеризует степень проникновения в сущ­ность явления, процесса (обладающий глубоким мышлением спортсмен не только понимает суть спортивных ситуаций, но и предвидит их развитие);

        — широта — дает возможность постоянно держать под сво­им контролем большое количество связей между предметами, использовать при решении задачи различные межпредметиые знания;

        — гибкость — характеризуется умением изменять план дей­ствий, если он не удовлетворяет те условия, которые обнару­живаются в ходе решения задачи;

8 стр., 3723 слов

Мышление как специфический процесс

... имеют корни, какую роль играют листья. 1. Основные особенности процесса мышления Процесс мышления отличают следующие особенности: Мышление всегда имеет опосредованный характер. Устанавливая связи и отношения между ... изгибами его ствола, не воспринимая одновременно других предметов. Иначе протекает процесс мышления. Стремясь понять основные законы существования данного явления, проникнуть в его ...

        — критичность — характеризуется способностью человека пра­вильно оценить как объективные условия, так и собственную деятельность, при необходимости отказаться от избранного пути и найти способ действия, больше отвечающий условиям дея­тельности;

— быстрота — способность мгновенно находить правиль­ные., обоснованные решения и реализовывать их при дефици­те времени, что очень

С мышлением неразрывно связано понятие интеллекта.Интеллект – это совокупность всех умственных способностей, обеспечивающих человеку возможность решать разнообразные задачи. Выделяют его первичные составляющие интеллекта:

счетная способность – способность оперировать числами и выполнять арифметические действия;

вербальная (словесная) способность – способность находить нужные слова для объяснения чего-либо, понимать устную и письменную речь;

пространственная ориентация – способность представлять себе различные предметы в пространстве;

память; способность к рассуждению;

быстрота восприятия сходств и различий между объектами.