МЕТОДИКА ИССЛЕДОВАНИЯ ЭМОЦИЙ И ЧУВСТВ

ВВЕДЕНИЕ 3

ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ЭМОЦИЙ И ЧУВСТВ 5

1.1 Общая характеристика эмоций и чувств 5

1.2 Виды и функции эмоций и чувств 9

1.3 Понятие эмоциональных состояний в психологии 16

ГЛАВА 2. МЕТОДИКА ИССЛЕДОВАНИЯ ЭМОЦИЙ И ЧУВСТВ 25

2.1 Эмпирическое исследование эмоционального состояния детей дошкольного возраста 25

2.2 Исследование эмоциональное состояние взрослых людей 29

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 32

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 34

ПРИЛОЖЕНИЯ 38

ВВЕДЕНИЕ

Каждый взрослый человек знает, что такое эмоции, так как неоднократно их испытывал с самого раннего детства. Однако когда просят описать какую-нибудь эмоцию, объяснить, что это такое, как правило, человек испытывает большие затруднения. Переживания, ощущения, сопровождающие эмоции, с трудом поддаются формальному описанию.

В исследованиях, посвященных психологии эмоций (Л.С. Выготский, В. Вилюнас, А.Г. Грецов, Е.П. Ильин, К.Э. Изард, Э. Фромм, Э. Эриксон, К. Бюлер, Л.С. Выготский, А.Л. Гайдамак, Т.Н. Осипенко, Ж. Пиаже, Е.В. Субботский, З. Фрейд С.Г. Якобсон и мн.др и др.), подчеркивается многогранность, многовариативность, многофункциональность эмоциональной сферы; ее значимость для полноценного развития личности.

Об эмоциях написано очень много как в художественной, так и в научной литературе, они вызывают интерес у философов, физиологов, психологов, клиницистов. Достаточно сослаться на систематические обзоры экспериментального их изучения в работах Р. Вудвортса (1950), Д. Линдсли (1960), П. Фресса (1975), Я. Рейковского (1979), К. Изарда (2000), переведенных на русский язык, а также отечественных авторов: П. М. Якобсона (1958), В. К. Вилюнаса (1973), Б. И. Додонова (1987), П. В. Симонова (1962,1975, 1981,1987), Л. И. Куликова (1997).

Однако и до сих пор проблема эмоций остается загадочной и во многом неясной.

Несмотря на большое число публикаций по проблеме эмоций даже в солидных монографиях и учебниках для психологов многие аспекты эмоциональной сферы человека, имеющие большое практическое значение для педагогики, психологии труда и спорта, даже не обозначаются. В результате проблема эмоций и чувств оказывается представленной в узком виде.

Эмоции, или переживание личностью ее связей с миром,- необходимая предпосылка человеческой активности. Эмоциональные процессы обеспечивают «энергетическую» основу деятельности, являются ее мотивами. Эмоции определяют качественную и количественную характеристику поведения. Они также отражают отношение человека к значимым для него объектам и обеспечивают селективность восприятия — из бесчисленного количества объектов среды, влияющих на человека, некоторые, имеющие для него важное значение, выделяются и усиливаются эмоциями, другие же, неокрашенные чувственным тоном, теряются.

8 стр., 3599 слов

Семинар 4-5. Психология человека и труд

Семинар 2. История развития психологических знаний 1. Основные этапы истории психологии в текстах о человеке и обществе, несловесной продукции людей. 2. Первые представления о психике. Философские учения о психике. 3. Развитие психологических знаний с ХVII в. 4. Выделение психологии в самостоятельную науку в 60-е годах ХIХ в. o Экспериментальная психология (В Вунд). o Функциональный подход (У. ...

Целью данной работы является выявление методов изучения эмоций и чувств.

Объект данного исследования — эмоциональная сфера личности.

Предмет исследования: методы изучения эмоций и чувств.

Задачи исследования:

1. Дать общую характеристику эмоций и чувств в психологии.

2. Проанализировать виды и функции эмоций и чувств.

3. Рассмотреть содержание понятия эмоциональных состояний в психологии.

4. Организовать исследование по диагностике эмоциональных состояний людей разного возраста.

Методы исследования: изучение и анализ психолого-педагогической литературы, тестирование, наблюдение, математическая обработка данных, описание.

База проведения исследования: ГУО «Семковский детский сад» и УЗ «МОКБ».

ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ЭМОЦИЙ И ЧУВСТВ

1.1 Общая характеристика эмоций и чувств

Термин «эмоция» (от лат. emovere — потрясаю, волную) означает неравнодушное отношение к различным событиям и ситуациям в жизни [4, c.197].

Понятия «эмоции» и «чувства» нередко употребляют как синонимы, хотя они и отличаются друг от друга. Эмоции — более простое, непосредственное переживание в данный момент. Говорят о разных эмоциональных состояниях человека в различных ситуациях. Чувство — более сложное, постоянное, устоявшееся эмоциональное отношение человека. Чувства выражаются в эмоциях, но они всегда предметны, т.е. мы испытываем чувства к чему-то или кому-то, имеющим для нас постоянную мотивационную зна­чимость. Чувства и эмоции — это переживаемые человеком отношения к миру и к самому себе. Такие отношения прида­ют эмоциональную окраску всему, что человек делает или воспринимает, о чем он думает [4, c.198].

7 стр., 3007 слов

Сравнительный анализ различных теорий эмоций. Исследование алекситимии

... при диссонансе и консонансе эмоции рассматриваются в этой теории как основные мотивы соответствующего поведения человека. Несмотря на многие исследования, подтверждающие правоту этой теории ... . Клапаре. Для этого он между восприятием опасной ситуации и эмоцией страха ввел «чувство опасности», являющееся отражением предшествующей ему моторной установки. Свою схему ...

Эмоции — переживания отношений, возникшие в данный момент и носящие ситуативный характер, выражают оценку личностью определенной ситуации, связанной с удовлетворением потребностей человека в данный момент [13, c.600].

Эмоции — особый класс психических процессов и состояний, связанных с инстинктами, потребностями и мотивами, отражающих в форме непосредственного переживания (удовлетворения, радости, страха и т. д.) значимость действующих на индивида явлений и ситуаций для осуществления его жизнедеятельности [8, c.121].

Эмоции — простейшие переживания, связанные с удовлетворением или неудовлетворением органических потребностей [11, c.77].

Эмоция как процесс — это деятельность оценивания поступающей в мозг информации о внешнем и внутреннем мире [16, c.29].

Эмоции не возникают сами собой, без причины, их истоки — в потребностях человека, как простейших, органических, так и социальных. Эмоции формируются в ходе человеческой деятельности, направленной на удовлетворение его потребностей.

По мнению ряда ученых, строго научное использование термина «чувство» должно ограничиваться лишь случаями выражения человеком своего положительного или отрицательного, т. е. оценочного отношения к каким-либо объектам. Об этом пишут многие авторы. По П. В. Симонову (1962), чувство — это «устоявшееся отношение человека к явлениям действительности» [18, c.40]; Г. А. Фортунатов (1970) определяет чувства как «отражение в мозгу человека его реальных отношений, т. е. отношение субъекта потребностей к значимым для него объектам» [22, c.71]; по А. Н. Леонтьеву, чувство — это устойчивое эмоциональное отношение [9, c.104].

В «Психологическом словаре» чувства определяются как «устойчивые эмоциональные отношения человека к явлениям действительности, отражающие значение этих явлений в связи с его потребностями и мотивами». А. В. Петровский пишет, что «чувства — это переживаемые в различной форме внутренние отношения человека к тому, что происходит в его жизни, что он познает или делает» [11, c.366].

3 стр., 1412 слов

влияние групп потребностей на поведение человека.Теории классификаций человеческих потребностей

Содержание Введение…………………………………………………………………….2 1 Теории классификаций человеческих потребностей …………………4 1.1Потребности личности…………………………………………………9 2 Пирамида Маслоу……………………………………………………...16 2.1 Мотивационная карта………………………………………………..21 3 Практическая часть…………………………………………………….26 Заключение……………………………………………………………….33 Библиографический список……………………………………………..35 Введение Все живущее на земле, ...

Чувства человека отличаются большим разнообразием качеств, свойств и оттенков. Одной из особенностей чувств является их полярность или противоположность: радость — грусть, любовь — ненависть, удовольствие — страдание, страх — смелость, благодарность — неблагодарность и т.п. Эта полярность дает основание для деления чувств на положительные и отрицательные. Если наши потребности удовлетворяются, то это вызывает у нас положительные эмоции; то, что препятствует удовлетворению потребностей, вызывает у нас отрицательные эмоции. Таким образом, положительные эмоции — это приятные для человека чувства, отрицательные — неприятные.

Перед реальной или мнимой опасностью у человека возникает состояние напряжения. Проявляется оно в особой переключаемости внимания, в скованности движений. Переход от состояния напряжения к его разрешению приятен. Эту особенность чувств используют в литературе, театре, кино: события показывают так, чтобы вызвать все более нарастающее напряжение у зрителей или читателей. Тогда развязка событий приводит к возникновению сильных положительных эмоциональных состояний [4, c.199].

Эмоции и чувства — понятия синонимичные, но неравнозначные. Различия между чувствами и эмоциями представлены в табл. 1.1.

Таблица 1.1 — Сравнительная характеристика эмоций и чувств

Эмоции Чувства

Возникли в процессе эволюции раньше Возникли в процессе эволюции позже

Присущи животным и человеку Присущи животным и человеку

Привязаны к ситуациям и событиям Привязаны к объектам

Ситуативны и кратковременны Устойчивы и длительны

Выделяют явления, имеющие значение «здесь и сейчас» Выделяют явления, имеющие стабильную мотивационную значимость

Одна и та же эмоция проявляется в разных чувствах Одно и то же чувство проявляется в разных эмоциях

Эмоциональная сфера прошла длительный путь развития — от примитивной чувственной реакции у животных к высшим чувствам человека. У животных эмоции -ярость, страх, удовольствие находятся в теснейшей связи с их интенсивной деятельностью, с удовлетворением органических (естественных) потребностей (самосохра­нения, питания, размножения).

2 стр., 801 слов

Психология развития.Что такое психический процесс.Определение: внимание, память, мышление, речь, воображение, ощущение, эмоции, чувства

Содержание 1. Основные термины 1.1. Что такое психический процесс…………………………………3 1.2. Определение: внимание, память, мышление, речь, воображение, ощущение, эмоции, чувства……………………..3 2. Какие психологические условия должны быть созданы в детском саду для того чтобы подготовить ребенка к школе……………….…..5 3. Какие психологические условия должны быть созданы в ДОУ для реализации в ФГОС ДО ...

И у человека эти эмоции возникают как непосредственная реакция на предметы и явления окружающего мира при удовлетворении или неудовлетворении органических потребностей в еде, жили­ще, одежде, половых потребностей, потребности во сне и пр. Однако социальный образ жизни человека, особен­ности его деятельности, специфические человеческие формы сотрудничества и отношений человека к человеку перестроили и усложнили его эмоциональную сферу, со­здали основу для формирования специфически челове­ческих чувств. Новые эмоции и чувства возникают у че­ловека в связи с появлением новых потребностей. Куль­турные или социальные потребности постепенно порождают сложнейший мир специфических человечес­ких чувств, прежде всего чувств человека к человеку и другим людям.

Значение эмоций в психической деятельности человека и становлении его личности огромно. Они обогащают психику человека, яркость и разнообразие чувств делают его более интересным и для окружающих, и для самого себя. Богатство собственных переживаний помогает более глубоко и тонко понять происходящее, будь то произведения искусства — стихи, музыка, театр, или переживания других людей, или события, происходящие в мире.

Чувства оказывают различное влияние на деятельность. Хорошее настроение усиливает желание работать, при большой радости, кажется, можно горы сдвинуть. При равнодушии, безразличии ко всему человек вряд ли способен ставить и решать жизненно важные задачи. Колоссально значение эмоций и чувств в учебной деятельности. Если ребенок испытывает на уроке приятные чувства — ему интересно, не страшно, он увлечен предметом познания, он будет хорошо учиться; если ребенку на уроке скучно или у него возникает чувство страха из-за возможной ошибки, он не уверен в себе и пр., проблем в его учебной деятельности будет много.

Рассмотрение различных эмоциональных явлений, отмечаемых в психологической литературе, дает основание говорить о том, что эмоциональная сфера человека имеет сложное многоуровневое строение и включает в себя (в порядке возрастания биологической и социальной значимости) эмоциональный тон, эмоции, эмоциональные свойства личности, чувства, в результате сочетания которых образуются эмоциональные типы людей.

4 стр., 1912 слов

Неразрешенные проблемы психологии эмоций

Проблема эмоций в современной общей психологии разработана существенно меньше, чем другие области психологического знания. Более того, можно считать, что в настоящее время наблюдается кризис психология эмоций. Нерешенных вопросов психологии эмоций значительно больное, чем разработанных, решенных. Почему сложилось такое положение? Причины надо искать не только и не столько в субъективных факторах - ...

1.2 Виды и функции эмоций и чувств

Большинство авторов формулируют понятия чувств и эмоций через обозначение их функций. Тем не менее все они сходятся во мнении, что эмоции — это определенные переживания, вызванные тем или иным явлением общественной жизни. Сама же общественная жизнь, социальная действительность, его окружающая, становятся источником эмоций и чувств. Но вызывать чувства и эмоции может лишь то, что непосредственно связано с удовлетворением или неудовлетворением потребностей человека. Речь здесь идет не только о потребностях витальных (жизненно необходимых, например, в еде, питье и т. д.)? но и потребностях более высокого, духовного уровня, которые связаны с мотивами его поведения. Именно эмоции и чувства во многом характеризуют личность, определяют ее успешность в различных сферах жизни. Преобладание позитивных эмоциональных переживаний делает человека оптимистичным, приятным ……..

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Агавелян, В. С. Теоретические и прикладные аспекты психологии состояний / В. С. Агавелян // Психология состояний: хрестоматия / сост. Т. Н. Васильева, Г. Ш. Габдреева, А. О. Прохоров / под. ред. А. О. Прохорова. — М.: ПЕР СЭ; СПб.: Речь, 2004. — 329 с.

2. Анохин, П. К. Системные механизмы высшей нервной деятельности: избранные труды / П. К. Анохин. — М.: Наука, 1999. — 453с.

3. Бреслав, Г. М. Психология эмоций / Г. М. Бреслав. — М.: Смысл: Издательский центр «Академия», 2006. — 439 с.

4. Бреслав, Г. М. Эмоциональные особенности формирования личности в детстве: норма и отклонения / Г. М. Бреслав. — М.: Просвещение, 1990. — 208 с.

5. Ганзен, В. А. Систематизация психических состояний / В. А. Ганзен // Психология состояний: хрестоматия / сост. Т. Н. Васильева, Г. Ш. Габдреева, А. О. Прохоров / под. ред. А. О. Прохорова. — М.: ПЕР СЭ; СПб.: Речь, 2004. — 329 с.

6. Джемс, У. Психология / У. Джемс; пер. с англ.; ред. Л. А. Петровская; отв. ред. М. Г. Ярошевский. — М.: Педагогика, 1991. — 368 с.

13 стр., 6474 слов

Влияние архитектуры современного города на эмоциональное и психологическое состояние человека

... это и многое другое влияет на эмоции человека, а так же на его физическое состояние. Большинство жилых зданий нашего города ... ). Таким образом, в таблице мы видим психологию каждого цвета. Мы видим психологию людей, выбирающих те или иные цвета. На мой ... .,2003 «Феномен»// «Вокруг света», №8, 2008 Б.Б.Прохоров «Экология человека»//М., изд. ACADEMA, 2003 «Архитектура и экология»// «Экологическая газета ...

7. Додонов, Б.И. Эмоции как ценность / Б.И. Додонов. — М.: Политиздат, 1978. — 211 с.

8. Изард, К. Е. Психология эмоций / К.Е. Изард. — СПб.: Питер, 1999. — 493 с.

9. Изард, К. Э. Психология эмоций / К. Э. Изард; перевод с англ. — СПб.: Издательство «Питер», 1999. — 439 с.

10. Ильин, Е. П. Эмоции и чувства / Е.П. Ильин. — СПб: Питер, 2001. — 752 с

11. Ланге, Н. Н. Эмоции. Психологический этюд / Н.Н. Ланге. — М.: Академа, 1996. — 366 с.

12. Левитов, Н. Д. О психических состояниях человека / Н. Д. Левитов. — М.: Просвещение, 1994. — 344 с.

13. Леонова, А. Б. Структурно-интегративный подход к анализу функциональных состояний человека / А. Б. Леонова // Вестник Московского университета. Сер. 14, Психология. — 2007. — № 1. — С. 19-56.

14. Леонтьев, А.Н. Потребности, мотивы, эмоции // Психология мотиваций и эмоций / Под редакцией Ю.Б. Гиппенрейтер и М.В. Фаликман. — М. ЧеРО, 2006. — 327 с.

15. Маклаков, А. Г. Общая психология: учеб. пособие для студентов вузов и слушателей курсов психол. дисциплин / А. Г. Маклаков. — СПб. и др.: Питер, 2002. — 582 с.

16. Марцинковская, Т. Д. Диагностика психического развития детей / Т. Д. Марцинковская. — М.: Мысль, 1997. — 327 с.

17. Немчин, Т. А. Состояния нервно-психического напряжения / Т. А. Немчин. — Л.: Изд-во ЛГУ, 1993. — 166 с.

18. Петровский, А.В. Введение в психологию / А.В. Петровский. — М.: Издательский центр Академия, 1995.- 430 с.

19. Прохоров, А. О. Неравновесные психические состояния человека / А. О. Прохоров // Мир психологии. — 1998. — № 2. — С. 35-40.

20. Прохоров, А. О. Психические состояния и их проявления в учебном процессе / А. О. Прохоров. — М.: Изд-во МГУ, 1999. — 167 с.

21. Прохоров, А. О. Рефлексивный слой психического состояния / А. О. Прохоров // Мир психологии. — 2006. — № 2. — С. 38-48.

22. Прохоров, А. О. Функциональные структуры и средства саморегуляции психических состояний / А. О. Прохоров // Психологический журнал. — 2005. — Т.26. — № 2. — С. 68-80.

23. Психология эмоций / Под ред. В. Вилюнаса. — М: Изд-во МГУ, 1984. — 328 с.

24. Радугина, А.А. Психология и педагогика / А.А. Радугина. — М.: Сфера, 2000. — 240 с.

25. Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии: учебник / С. Л. Рубинштейн. — СПб. и др.: Питер, 2000. — 712 с.

26. Селье, Г. Что такое стресс? / Г. Селье // Психология состояний: хрестоматия / сост. Т. Н. Васильева, Г. Ш. Габдреева, А. О. Прохоров / под. ред. А. О. Прохорова. — М.: ПЕР СЭ; СПб.: Речь, 2004. — С. 298-302.

27. Семенюк, Л.М. Хрестоматия по возрастной психологии: учебное пособие для студентов/Под ред. Д.И. Фельдштейна: издание 2-е, дополненное. — Москва: Институт практической психологии, 1996. — 304 с.

28. Симонов, П. В Эмоции и воспитание (вопросы воспитания в свете информационной теории эмоций) / П.В. Симонов // Вопросы философии. — 1981. — № 5. — С. 39-48.

29. Симонов, П. В. Адаптивные функции эмоций / П.В. Симонов // Физиология человека. — 1996. — № 2. — С. 5-9.

30. Симонов, П. В. Теория отражения и психофизиология эмоций / П. В. Симонов. — М.: Наука, 1999. — 141 с.

31. Симонов, П. В. Эмоциональный мозг / П. В. Симонов. — М.: Наука, 1991 — 215 с.

32. Смирнова, Е.О. Психология ребенка / Е.О.Смирнова. — М.: Эксмо, 2003. — 350 с.

33. Сосновикова, Ю. Е. Психические состояния человека, их классификация и диагностика: пособие для студентов и учителей / Ю. Е. Сосновикова. — Горький: Горьковский государственный педагогический институт им А. М. Горького, 1995 — 118 с.

34. Урунтаева, Г.А. Дошкольная психология / Г.А. Урунтаева — М.: Академа, 2001.- 456 с.

35. Чеснокова, И. И. К проблеме психических состояний человека / Чеснокова И. И. // Психология состояний: хрестоматия / сост. Т. Н. Васильева, Г. Ш. Габдреева, А. О. Прохоров / под. ред. А. О. Прохорова. — М.: ПЕР СЭ; СПб.: Речь, 2004. — С. 47-50

36. Шаповаленко, И.В. Возрастная психология / И.В. Шаповаленко. — М.: Гардарики, 2005. — 349 с.

37. Щетинина, А. М. Восприятие и понимание дошкольниками эмоционального состояния человека / А. М. Щетинина // Вопросы психологии. — 1984. — № 3. — С.12-15.

38. Якобсон, П.М. Изучение чувств у детей и подростков / П.М. Якобсон.- М.: Академа, 1999. — 268 с.