Особенности организации психопрофилактической работы психолога.
Основные формы проведения психопрофилактической деятельности психолога посредством психопросвещения, специфика их использования.
Сущность психопрофилактики как вида деятельности практического психолога. Ее роль в общей системе психологической работы.
Психопрофилактика в деятельности психолога занимает существенное место, поскольку любую проблему значительно проще и легче предупредить, чем заниматься ее решением и преодолением ее последствий.
Психологическая профилактика – это превентивная деятельность психолога по предотвращению нарушений в психическом и личностном развитии индивидов, их поведении, межличностных отношениях и общении.
Психопрофилактическая работа тесно связана с такими направлениями деятельности практического психолога, как облегчение адаптации, психогигиена, обеспечение оптимальных условий трудовой деятельности, преодоление трудных жизненных ситуаций, которые при оставлении их без внимания могут повлечь появление серьезных психологических проблем и существенно нарушить психическое здоровье индивида. Она имеет тесную связь с видами деятельности психолога-практика: психологическим просвещением, психологическим консультированием, психодиагностикой и психологической коррекционно-развивающей работой. В практической работе психолога эти виды деятельности не имеют четкого размежевания, они взаимодополняют друг друга.
Доминирующее место психопрофилактической деятельности в практической работе психологов объясняется ситуацией, наблюдаемой в современном обществе. Сложность современной обстановки в социуме заключается в смещении одних ценностей и подменой их другими, в изменении стиля жизни людей, в трансформации содержания ролевого поведения и переадресации решения основных функций, предписанных половой ролью представителям другого пола, что порождает неразбериху в сознании граждан и негативно сказывается на детях и подростках, затрудняет гармоничное построение жизни взрослыми, препятствует полноценной социализации любого индивида. Именно этими особенностями и обусловлен перенос акцентов в деятельности психологов на осуществление превентивных мероприятий. Поэтому современные психологи в качестве задач, требующих первоочередного решения, ставят перед собой следующие:
Психологическое консультирование, как одно из направлений работы ...
... необязательно всю эту работу проводить самому психологу – можно приглашать других специалистов. Психологическая профилактика становится главным направлением профессиональной деятельности практического психолога. Не бесконечная ... Эти три направления неразрывно связаны между собой: психолог, решая перспективные задачи, проводит психопрофилактический анализ условий обучения и воспитания детей ...
1) сохранение и укрепление психического и психологического здоровья детей;
2) восстановление и упрочение здоровья взрослых;
3) воспитание духовно здоровой личности.
Приоритетность этих задач возросла по сравнению с теми, которые ранее занимали ведущие позиции, и потеснила их. До этого главной задачей психопрофилактики являлась – содействие психическому и личностному развитию подрастающего поколения.
Актуальная ситуация в обществе показывает, что психопрофилактика сейчас востребована больше чем когда-либо. Это опосредованно не только выше указанными причинами, но и связано с нестабильностью в социально-экономической, социально-политической, культурной сфере общества. Одним из средств улучшения общей обстановки является повышение психологической и нравственной культуры граждан. Хотя массовое сознание еще не готово к тому, чтобы проявлять активность в этом направлении, принимая психологическую помощь, решение этой задачи жизненно необходимо и требует оперативности осуществления нужных мер в этом направлении.
Для качественной реализации такой глобальной цели следует организовать психопрофилактическую работу таким образом, чтобы она охватывала все сферы жизнедеятельности индивида:
— личную и семейно-бытовую (предполагается оказание помощи и поддержки в решении проблем интимного характера, помощь в создании крепкой семьи и содействие в процессе воспитания детей);
— профессиональную (предусматривается оказание помощи не только в профессиональном самоопределении, но обеспечение условий для полной самореализации способностей в труде);
— социальную (оказание психологической поддержки в формировании круга общения, что требует развития коммуникативных умений и навыков, развития культуры общения и оформления индивидуального стиля общения, вплоть до – содействия в развитии организаторских и лидерских способностей);
— индивидуальную (предполагается оказание помощи и поддержки в решении индивидуально-личностных проблем, связанных с недостаточным развитием способностей, неправильно выбранными ориентирами, не позволяющими индивиду благоприятно чувствовать себя в социуме).
Профилактическая работа при реализации вышеперечисленных задач должна быть организована таким образом, чтобы охватывать всех лиц, имеющих отношение к индивидууму, его личной, семейно-бытовой и профессионально-деловой жизни.
Профилактическая работа, предусматривающая такую стратегию в решении глобальных общечеловеческих проблем, должна быть направлена на реализацию целей:
— обеспечение успешности процесса социализации и адаптации индивида к условиям жизни;
— улучшение психического здоровья каждого отдельно взятого человека;
— улучшение психологического климата группы, коллектива, в которые включен индивид;
— воспитание гуманных взаимоотношений и коммуникативной культуры людей;
— предупреждение конфликтов и обучение навыкам продуктивного управления конфликтными ситуациями;
— нейтрализация или исключение психотравмирующих ситуаций;
— воспитание у людей личностных качеств, обеспечивающих повышение психологической толерантности (невосприимчивости) к неблагоприятным экзогенным факторам, формирование навыков по упрочению тенденции к самосохранению;
Формирование профессиональной компетенции как способа решения ...
... обеспечивает актуальность обращения к проблеме профессионализации деятельности педагога профессионального обучения. Цель курсовой работы - определить специфику проблемы профессионализации деятельности педагога профессионального обучения. Объект - профессионализация деятельности педагога. Предмет - проблема профессионализации деятельности педагога профессионального обучения. ...
— предупреждение нервно-психических расстройств;
— воспитание поведенческой культуры, упреждающей вовлечение в кризисные и разрушающие ситуации;
— предотвращение деформаций в личностном развитии.
Обобщая сущность выше указанных задач, следует отметить, что главное целевое назначение психопрофилактики – это повышение психологической культуры и психологического самосознания у членов общества.
Особенности организации психопрофилактической работы психолога.
Психопрофилактическая работа психолога не может быть организована сразу, она требует проведения ряда подготовительных мероприятий. К ним относятся:
— ориентировка в обнаруженной или угрожающей проблеме, четкое обозначение ее сущности;
— установление причин наличной или «назревающей» проблемы;
— предварительная оценка возможных последствий проблемы и заключение о значении ее решения (аргументация степени важности оперативного вмешательства психолога в ситуацию для преодоления или предотвращения проблемы);
— аттестация ресурсов и готовности индивида(ов), которого непосредственно касается проблема, самостоятельно предпринять шаги по избеганию попадания в трудные ситуации, по предотвращению появления проблемы;
— выбор средств осуществления психопрофилактики, которые при работе с данным индивидом или аудиторией могут быть эффективными;
— определение форм и сценария профилактической работы.
Данные меры по подготовке психопрофилактической работы требуют привлечения следующих видов деятельности практического психолога:
1) психодиагностика;
2) психопросвещение;
3) психологическая коррекционно-развивающая работа со всем многообразием видов деятельности, выполняемых психологом, для решения центральной задачи – преодоление отклонений и нивелирование последствий нарушенного развития. К этим видам деятельности относятся: психологическое консультирование, психотерапия, социально-психологическое обучение.
Психодиагностика позволяет решить задачи по обнаружению проблемы или ее угрозы, установить причины, провоцирующие ее появление, оценке потенций индивида (ов) справиться с проблемой или предотвратить ее симптомы ее проявления, правильно определить стратегию, тактику и средства организации психопрофилактической работы.
В качестве средств осуществления психопрофилактической работы могут выступать: психологическое просвещение, психологическая коррекционно-развивающая работа.
Психопросвещение – особый вид деятельности практического психолога, который представляет собой орудие или средство предупреждения возникновения проблемы. Основное его назначение – повышение психологической культуры и психологического сознания индивида.
Психологическая коррекционно-развивающая работа – вид деятельности психолога, профилактическая сущность которого достигается за счет предотвращения появления проблем, являющихся производными по отношению к той, которая преодолевается в процессе коррекционно-развивающей работы, а также симптомокомплекса основной проблемы.
Организация деятельности социального педагога с детьми-инвалидами ...
... Практические основы организации работы с детьми-инвалидами (ДЦП) .1 Социально-педагогическая диагностика семьи, имеющей ребенка-инвалида (ДЦП) .2 Анализ содержания социально-педагогической деятельности в ... помощи детям с ДЦП. Задачи исследования: 1.Изучить научно-методическую литературу по проблеме. 2.Рассмотреть понятие «дети-инвалиды», «детский церебральный паралич» .Подобрать методики и ...
Все виды деятельности психолога (психодиагностика, психопросвещение и коррекционно-развивающая работа), предназначенные для решения основной задачи – психопрофилактики, могут организовываться в двух формах: индивидуальной и групповой. Особенности организации и осуществления диагностики и коррекционно-развивающей работы подробно рассматриваются в соответствующих разделах. Что же касается психопросвещения, то это наиболее доступный способ деятельности по повышению психологической культуры и психологического самосознания населения. Самыми простыми и удобными формами его организации, чаще всего используемыми при работе с широкими слоями населения, выступают: тематические встречи, которые могут включать беседы на заданную тему, просмотр специально подобранного кинофильма с последующим его обсуждением; проведение конкурсов рисунков на волнующую проблематику, плакаты и стенды, специальные тематические вечера отдыха (например, посвященный борьбе со СПИДОМ, предотвращению развития зависимостей и другие).
Такие формы психопросветительской работы вполне могут организовать и не психологи. Остальные средства, направленные на решение психопросветительских задач, требуют специальной психологической подготовки.
Основные формы проведения психопрофилактической деятельности психологом посредством психопросвещения, специфика их использования.
Для реализации задач психопросвещения применяются следующие средства, требующие психологической подготовки от их организатора:
1) лекция;
2) научный семинар;
3) научно-практический семинар;
4) семинар-тренинг;
5) консультирование;
6) самообразование.
Лекция – традиционный и наиболее удобный и распространенный способ психопросвещения, который особенно хорош при организации взаимодействия с малознакомой аудиторией, где другие формы работы труднодоступны в использовании. Применимость лекции связана не только с особенностями аудитории, но и с этапом психологической работы – она вотребована на первичном этапе и может предвосхищать использование таких способов организации психопросвещения, как научный семинар, научно-практический семинар, семинар-тренинг, групповое консультирование, и может выступать в таких случаях в качестве их составной части.
Лекция как средство психопросвещения обладает рядом преимуществ:
а) одновременный охват большой по численности аудитории;
б) возможность в короткое время изложить основные сведения по проблеме;
в) возможность стимулировать интерес к обсуждаемому вопросу и мобилизации слушателей к разрешению проблемы.
Наряду с достоинствами лекция имеет и недостатки:
а) лекция предполагает преимущественно монологическую форму взаимодействия с реципиентами и пассивную позицию слушателей, что препятствует изменению мнения у них на проблему, которое сформировалось на основе ранее сложившегося опыта и упрочившегося на его основе мнения и взглядов на проблему и пути ее решения;
б) отвержение – и в результате быстрое забывание обсуждаемого слушателями ввиду отсутствия у них заинтересованности к вопросу или проблеме и расхождения их взглядов с высказываемой лектором позицией;
Семинары №3. Проблема сознания и бессознательного в психологии и медицине
высш. учеб. заведений. — М.: Издательский центр «Академия», 2005. С. 106-115 § 6. Предмет и метод эмпирической психологии сознания. Программа построения психологии как самостоятельной науки В.Вундта Как мы говорили в предыдущем параграфе, к концу XVII в. в работах многих мыслителей складывается обоснованное мнение, что непосредственным предметом эмпирического исследования в психологии должны быть ...
в) трудность организации и «разворачивания» дискуссии и привлечения слушателей к активным формам работы.
К организации и проведению лекции предъявляются требования:
1) материал лекции должен иметь связь с насущными проблемами слушателей (индивидуальными, личными или профессиональными);
К примеру, — для школьных учителей тематика лекции должна касаться трудностей, которые они испытывают в работе при преодолении неблагополучия развития школьников;
— для родителей – в лекции могут освещаться любые вопросы, затрагивающие особенности организации взаимодействия и воспитание детей.
— для сотрудников организации – лекционный материал можно подбирать таким образом, чтобы в нем отражались проблемы оптимизации климата в трудовом коллективе, улучшения показателей коллективной деятельности прочее.
2) информативность лекции – предусматривает включение в содержание лекции новейших сведений по проблеме, при сохранении опоры на уже сложившиеся представления о проблеме.
В соответствии с данным требованием недопустимым считается:
— включение общих рассуждений в содержание лекции;
— повторение известных истин;
— употребление в структуре лекции сложных теоретических построений;
— чрезмерное упрощение содержания и формы изложения материала.
3) доказательность сведений, приводимых в лекции – предполагает демонстрацию значимости информации, сообщаемой в лекции для жизненной практики, и убеждение слушателей в истинности высказываемого.
Убеждение реципиентов в правдивости приводимых в лекции сведений обеспечивается за счет:
а) подтверждения сообщаемой информации фактами (Для этого лектором тщательно подбираются факты и аргументы, причем каждый аргумент должен иметь тесную связь с выдвинутым в лекции тезисом.);
б) доказательства основных идей и положений лекции с помощью рассуждений, в которых одно положение обосновывается другим, подтверждая все, что высказано ранее;
в) правильностью расставления акцентов (внимание слушателей должно акцентироваться на тех сведениях и фактах, которые доказывают основные идеи лекции;
г) четкостью оформления мыслей и идей, выражаемых лектором.
4) проблемность изложения материалов лекции – достигается за счет побуждения слушателей к размышлению над проблемой, активизации слушателей к поиску ответа на поставленный вопрос. Средством реализации данного требования является дискуссия лектора с самим собой и приглашение слушателей к совместным размышлениям над проблемой, к проведению ее детального анализа всей аудиторией.
5) эмоциональность изложения материала – содействует стимуляции активности слушателей, что обеспечивается следующими мерами:
— привлечение в лекцию примеров из литературных источников;
— опора на собственную практику;
— демонстрация заинтересованности в решении проблемы;
— умелое установление контакта с аудиторией, что обеспечивается профессиональным владением лектора коммуникативными техниками.
6) практическая направленность лекции – предусматривает формирование у слушателей четкого представления о том, как внедрить в практику сведений из лекции.
Научный семинар – широко используется в профессиональной сфере, где интересы участников имеют общие точки соприкосновения и совпадают по многим позициям. Проблематика, предлагаемая к обсуждению на научном семинаре несколько шире лекционной, ее отличает то, что сообщаемые сведения относятся к разрабатываемым учеными разных научных направлений, то есть лежат в области пересечения научных отраслей.
Лекция по психологии в высшей школе
... глубоким научным содержанием, создает гармонию мысли, слова и восприятия слушателями. Эмоциональность воздействия лекции играет важную роль в преподавании гуманитарных дисциплин. Но и ... последнее время наметилась тенденция свободного выбора лектора студентами, которая актуализирует проблему лекторского мастерства. От мастерства преподавателя зависит максимальное использование потенциальных ...
Форма проведения научного семинара – лекция-беседа. Лекционная часть предназначена для общего ознакомления с сущностью проблемы, для сообщения теоретических сведений, раскрывающих суть проблемы с разных сторон. Беседа обеспечивает вовлечение участников семинара в дискуссию. Умелое сочетание в процессе семинара обеих частей способствует эффективному достижению его основных целей.
Семинар отличается от лекции своей продолжительностью. Он может состоять из 1-3 занятий и даже большего числа встреч.
К организации и проведению семинара предъявляются следующие требования:
1) актуальность материала – его соответствие современным потребностям слушателей;
2) информативность – сообщение в ходе семинара новых сведений по рассматриваемой проблеме, новых взглядов на ее природу и пути преодоления;
3) соответствие сведений потребностям и ожиданиям слушателей, их теоретической подготовленности;
4) исключение увлеченности использования сложной научной терминологии, организация общения на языке, понятном реципиентам;
5) избегание ведущим семинара высокомерного менторского тона, недопустимость занятия им позиции поучающего эксперта;
6) проявление руководителем семинара доброжелательности, естественности, открытости чужому мнению, терпимости к ошибочному мнению, высказываемому участниками семинара;
7) способность руководителя семинара убеждать участников и доказывать высказываемые идеи.
Научно-практический семинар – применяется преимущественно как средство психологического просвещения в профессиональной сфере.
Специфика научно-практического семинара заключается в том, что его структура представлена двумя частями: теоретической частью и практической. Теоретическая часть предназначена для сообщения основных сведений по проблеме, а практическая предназначена для обучения участников семинара методам применения полученных знаний на практике. Формирование практических навыков у участников семинара обеспечивается посредством предложения им к выполнению различных заданий:
— решение практических задач;
— моделирование разных ситуаций (типичных, атипичных, проблемных);
— рефлексия собственного удачного и неудачного опыта;
— ролевые игры.
Эффективность научно-практического семинара достигается за счет создания для этого особых условий:
1) возможность ознакомления участников семинара с разными мнениями на ту или иную проблему, высказываемыми коллегами (другими участниками семинара), которые могут кардинальным образом отличаться от их собственных взглядов;
2) возможность обсуждения разногласий и противоположных мнений и выработки общей стратегии по решению проблемы в процессе дискуссии;
3) возможность отстаивать собственную позицию любым участником семинара, свободно высказывать своего мнения;
4) возможность увидеть себя во мнении других участников семинара, что позволяет оценить свою жизненную и профессионально-практическую компетентность и подвергнуть коррекции не совсем удачные представления.
Проблемы обеспечения информационно-психологической безопасности России
... отношений. Содержание проблемы и методологический подход к ее решению Представляется, что при определении объекта и предмета обеспечения информационно-психологической безопасности России ... выше конституционных норм. Сфера индивидуального сознания. Основным объектом обеспечения информационно-психологической безопасности в сфере индивидуального сознания является способность человека адекватно ...
Научно-практический семинар обладает достоинствами:
а) создает предпосылки для корректировки собственных представлений о том или ином вопросе у каждого участника семинара;
б) предоставляет условия для формирования творческого подхода в межличностном познании и взаимодействии;
в) позволяет отработать технологические приемы конструктивного поведения и общения участников;
г) предоставляет возможности для аутодиагности личности, деятельности и общения и психодиагностики личности, деятельности и общения других участников семинара;
д) активизирует процессы самопознания и содействует развитию наблюдательности за проявлениями активности другими людьми.
Семинар-тренинг – наиболее востребован для использования в профессиональной сфере, основанной на межличностном взаимодействии, то есть среди профессий «человек – человек». Большие нервно-психические издержки требуют от представителей данной категории профессий:
— высокого уровня компетентности;
— особого развития личностных качеств, в особенности морально-этических;
— сформированности коммуникативной культуры и навыков вступать и организовывать межличностные отношения;
— оптимального развития социально-перцептивной сферы;
— развитых умений саморегуляции поведения, деятельности и общения.
Адекватное развитие социальной перцепции, межличностной коммуникации, самоконтроля и самоуправления – способности личности, недостаточная сформированность которых требует привлечения психотерапевтических техник, которые, собственно, и включаются в средства работы психолога-ведущего семинара-тренинга.
Структура семинара-тренинга не имеет такой четкой дифференциации на части, как у научно-практического семинара. Его структурные компоненты могут иметь разные сочетания, в зависимости от целей и задач занятия. Тем не менее, количество элементов, описывающих структуру семинара-тренинга, постоянно. К ним относятся следующие виды деятельности:
1) сообщение психологической информации, имеющей значение для решения задач семинарского занятия;
2) использование элементов диагностики и самодиагностики;
3) применение психотехнических игр и упражнений;
4) использование позиционных игр;
5) применение тренинговых техник разных психологических подходов и школ.
Психологическое консультирование – применяется для решения конкретных проблем и предполагает расширение представлений консультируемого (ых) о причинах возникших или возможных затруднений и путях преодоления или предупреждения проблемы, а также освоение некоторых способов действий, позволяющих избежать появления проблемы или ее симптомов.
Задачи психологического консультирования могут решаться посредством двух основных форм:
а) персонального консультирования – предусматривает взаимодействие с одним лицом, в ходе которого рассматриваются условия и возможности преодоления конкретной проблемы.
б) группового консультирования, которое может проводиться в виде консилиума или круглого (дискуссионного) стола. Оно, как и персональное консультирование позволяет в процессе взаимного обмена информацией участникам выработать стратегию по преодолению или предупреждению проблемы. Консилиум достаточно широко применяется в школьной психологической практике при обсуждении проблем адаптации учащихся, перешедших учится в среднее звено школы и на этапе подготовке учеников к этому переходу.
Проблемы личности, общения в российской психологии
... данного реферата является исследование проблемы личности, общения в российской психологии. Понятие и структура личности в психологии В ... деятельностей. За содержанием деятельностей следует соотношение мотивов. Главное здесь - соотношение смыслообразующих мотивов и мотивов-стимулов5. Исследования личности в отечественной психологии Существуют различные социально-психологические теории личности: ...
Самообразование – относится к средствам психологического просвещения, отражающий высокий уровень психологического самосознания и заботы о себе личности, которая прибегает к данному виду психопрофилактики. Самообразование отражает высокую степень эффективности всех вышеуказанных форм работы, поскольку предусматривает включение собственной активности индивида по самоорганизации психопросвещения. Оно является действенным способом повышения профессиональной и жизненной компетентности и психологической культуры индивида. От психолога при организации самообразования других лиц требуется:
1) ориентация индивида в психологической литературе, помощь в подборе литературных источников, подходящих индивиду по уровню его интеллектуального развития и его психологической подготовленности к восприятию тех или иных сведений;
2) помощь в формировании умений добывать психологические знания в соответствии с потребностями индивида, образовывать себя психологически;
3) поддержка поискового (касающегося добычи необходимых сведений) и практического (предполагающего овладение способами применения тех или иных знаний в жизни, формирование необходимых умений на основе полученной информации) интереса к психологии.
Литература: