психологическая проблема чувств.

Содержание

Введение 3

1. Теоретический анализ проблемы чувств в психологии 6

1.1 Чувства как особый вид эмоциональных явлений 6

1.2 Виды чувств 17

2. Эмпирическое исследование чувства эмпатии младших школьников 21

2.1. Организация исследования 21

2.2. Результаты исследования 23

Заключение 27

Литература 28

Приложения 30

Приложение 1 30

Приложение 2 31

Приложение 3 32

Введение

Роль эмоциональных явлений в жизни человека трудно переоценить. Эмоциональная сфера является одной из основных регуляторных систем, обеспечивающих активные формы жизнедеятельности организма (П.К. Анохин, 1975, В.К. Вилюнас, 1976, К.Е. Изард, 1980, Я. Рейковский, 1979, С.Л. Рубинштейн, 1946, П.В. Симонов, 1970, 1993; и др.).

Эмоции являются первым звеном в общей цепи приспособительных процессов и быстрее всего реагируют на любые воздействия окружающей среды. Эмоциональное реагирование формируется как первичный механизм взаимодействия с внешним миром. Эмоции окрашивают восприятие, трансформируют нормальное поведение и течение мотиваций, меняют объем и характер ответных реакций, выполняя функцию согласования потребностей и устремлений человека с его возможностями и ресурсами в каждый конкретный момент времени.

Эмоции образуют основную побудительную силу и своим влиянием способны изменить образ жизни, действий и общения. Стремление к поддержанию у себя и у окружающих положительного эмоционального настроя обеспечивает здоровье, бодрость и счастье.

Для благоприятного, положительного «эмоционального климата» необходимы доброжелательность, культура. В эмоции отражена целостная психофизиологическая деятельность в виде определенного уровня функционирования физиологических процессов и определенного уровня психической деятельности за некоторый относительно длительный промежуток времени. В текущем эмоциональном состоянии индивида ярко выражена субъективная сторона его переживаний, интегрируются настоящее, прошлое и будущее психическое существование личности.

Однако более устойчивую характеристику человеку как личности дают испытываемые им чувства по отношению к различным явлениям действительности.

3 стр., 1424 слов

Эмоции и чувства 3

... эмоций и чувств. Физиологические основы и внешнее выражение эмоций и чувств. Особенности эмоций. Эмоциональные состояния. Виды высших чувств. Развитие эмоций и чувств у детей. 1.На отдельные факты и явления ... равнодушно. Похвала учащихся за успехи в учебе и поведении вызывают положительные эмоции, и является стимулом для дальнейших успехов в учебе. Л.С ...

Актуальность исследования проблемы возрастов">психологической проблемы чувств про-диктована теми социально-экономическими изменениями, которые произошли в нашем обществе в связи с вступлением в рыночные отношения. Для современной ситуации характерны разворачивание процесса разрушения традиционной для России системы ценностей, падения нравственности, рост потребительских настроений среди подрастающего поколения, которое не может правильно сориентироваться в потоке информации, обрушивающейся на него всевозможными средствами: телевидением, радио, прессой и т. д. Для многих детей стало невозможным приобщиться к различным ранее доступным формам обучения, так как сократилось число учебных заведений дополнительного образования, многие услуги стали платными, увеличился рост социального сиротства и проявлений жестокого обращения с детьми.

Эти социальные проблемы негативно отражаются на духовно-нравственном развитии подрастающего поколения. В частности, современ-ные исследователи констатируют сужение объективно-духовного пространства, оскудение и выхолащивание чувств у современной молодежи. В молодежной среде растет агрессивность, раздражение, неуверенность в завтрашнем дне. Все это требует переоценки форм, средств, методов нравственного воспитания, а в частности, воспитания высших, «собственно человеческих» чувств, как стержня нравственного становления личности.

Чувства — это высший продукт культурно-эмоционального развития человека. Они представляют собой эмоциональный процесс, который отражает субъективное оценочное отношение к объектам, как материальным, так и абстрактным. Чувства — это наиболее устойчивые эмоциональные явления. Они имеют четко выраженный предметный характер и выражают устойчивое отношение к каким-либо объектам (реальным или воображаемым).

Чаще всего это происходит бессознательно, но они обязательно имеют осознаваемую составляющую в виде переживания.

6 стр., 2678 слов

Исследование эмоциональных отношений в семье как фактора, определяющего готовность ребенка к школе

... Психология семейных отношений концентрирует внимание на исследовании закономерностей межличностных отношений в семье, внутрисемейных отношений (их ... обстановке и работе в группе людей. В данные группы обычно ... задания помогают родителям лучше понять способности своего ребенка и помочь ... и других психологов, родительские отношения - это система разнообразных чувств к ребёнку, поведенческих стереотипов ...

Значение чувств в жизни человека, как личности, едва ли нуждается в обосновании. Чувствам отводится одна из центральных ролей среди сил, определяющих внутреннюю жизнь и поступки человека. Какие условия и детерминанты ни определяли бы жизнь и деятельность человека — внутренне, психологически действенными они становятся лишь в том случае, если им удается проникнуть в сферу его эмоциональных отношений, преломиться и закрепиться в ней. Духовный мир человека не определяется рамками его профессии или образования. Его эмоциональные запросы и отношения могут быть многосторонними или узкими, широкими, богатыми или бедными, ограниченными. Чувства обнаруживают свое влияние на производстве и в семье, в познании и искусстве, в педагогике и клинике, в творчестве и душевных кризисах человека. Чувства выражают наше отношение к тому, что мы познаем, к нашим поступкам. Понимание своих чувств и чувств другого человека необходимы каждому для того, чтобы лучше понять мотивы поведения других и самих себя. Не понимая себя, невозможно понять другого че-ловека. Неспособность или нежелание понять чувства другого человека приводит к психологической несовместимости и нередко становится причиной тех или иных конфликтов. Такая универсальная значимость чувств является причиной повышенного интереса к ним. Но, несмотря на множество исследования в области психологии чувств, данная проблема остается до конца не изученной. Это определило выбор темы настоящего исследования: «психология чувств».

Цель исследования — изучить психологическую проблему чувств.

Цель исследования конкретизирована в следующих задачах:

1. Изучить сущность чувств как особого вида эмоциональных явле-ний.

2. Изучить основные виды чувств.

2. Провести эмпирическое исследования чувства эмпатии умладших школьников.

Методы исследования:

1) теоретический анализ психолого-педагогической литературы; на-блюдение;

2) эмпирические методы: наблюдение, тестирование.

3 стр., 1278 слов

Семинар № 4. Эмоции и чувства

... чувства 1. Эмоциональные свойства человека. 2. Понимание эмоций другого человека. 1. Эмоциональные свойства человека Задание 1.1. прочитайте представленный ниже текст, составьте таблицу «Эмоциональные свойства человека»: Эмоциональные свойства Характеристика свойства эмоциональная возбудимость эмоциональная ...

1. Теоретический анализ проблемы чувств в психологии

1.1 Чувства как особый вид эмоциональных явлений

Эмоции (от лат. emoveo — потрясаю, волную) — это особая форма психического отражения, содержанием которой является субъективное отношение человека к объектам и явлениям окружающего мира, другим людям и самому себе в форме непосредственного переживания [3, С. 176]; особый класс субъективных психологических состояний, отражающих в форме непосредственных переживаний приятного процесс и результаты практической деятельности, направленной на удовлетворение его актуальных потребностей [22, С. 233]. Также эмоции определяют как психический процесс импульсивной регуляции поведения, основанный на чувственном отражении потребностей значимости внешних воздействий, их благоприятности или вредности для жизнедеятельности индивида [15, С. 66].

Таким образом, в определение эмоций традиционно включают такие характеристики, как «непосредственное отражение своих состояний», «переживание отношения», «выражение отношения» [1, С. 27].

Состояние субъекта и его отношение к объекту эмоции отражают на физиологическом уровне (изменения частоты сердечных сокращений, дыхания, обменных процессов и др.), психологическом (в форме собственно переживания) и поведенческом уровне — в виде экспрессии (мимики, жестов) и различных действий (бегства, борьбы, оцепенения) [11, С. 138].

Эмоциональная сфера является одной из основных регуляторных систем, обеспечивающих активные формы жизнедеятельности ор…

Литература

1. Алексеева, Л. В. Проблема эмоциональных состояний [текст]: учебное пособие / Л.В. Алексеева. — Тюмень: Изд-во ТюмГУ, 1996.

2. Анохин, П. К. Эмоции [текст] / П.К. Анохин // Психология эмоций: Тексты. — М., 2006. — 73 с.

3. Большой психологический словарь [текст] / Сост. и общ. ред. Б. Меще-ряков, В. Зинченко. — СПб.: Прайм-Еврознак, 2003. — 672 с.

4. Бреслав, Г. М. Психология эмоций [текст] / Г. М. Бреслав. — М.: Смысл, 2004. — 544 с.

3 стр., 1083 слов

Классификация эмоций. Эмоциональные состояния

... во времени. Чувства - еще более, чем эмоции, устойчивые психические состояния, имеющие четко выраженный предметный характер: они выражают ... общее эмоциональное состояние в течении длительного времени. Окрашивает, придает эмоциональный тон. В отличие от эмоций и чувств ... трудностей и препятствий, вводя человека в подавленное состояние. В поведении наблюдается озлобленность, иногда агрессивность, а ...

5. Веккер, Л. М. Психика и реальность: единая теория психических процессов [текст] / Л.М. Веккер. — М.: Смысл, 1998. — 685 с.

6. Вилюнас, В. К. Основные проблемы психологической теории эмоции [текст] / В.К. Вилюнас // Психология эмоций. — М., 2007. — 33 с.

7. Вилюнас, В. К. Психология эмоциональных явлений [текст] / В.К. Ви-люнас. — М., 2006. — 378 с.

8. Волынкина, Г. Ю. Нейрофизиологическая структура эмоциональных состояний человека [текст] / Г. Ю. Волынкина, Н.Д. Суворов. — Л.: Наука, 1981. — 160 с.

9. Вундт, В. Психология душевных волнений [текст] / В. Вундт // Психология эмоции: тексты. — М., 2008. — 95 с.

10. Гельгорн, Э. Эмоции и эмоциональные расстройства [текст] / Э. Гель-горн, Дж. Луфборроу. — М.: Мир, 1966. — 672 с.

11. Додонов, Б. И. В мире эмоций [текст] / Б.И. Додонов. — Киев: Наукова думка, 2007. — 202 с.

12. Изард, К. Е. Эмоции человека [текст] / К.Е. Изард. — М., 2006. — 311 с.

13. Изотова, Е. И. Эмоциональная сфера ребенка: Теория и практика [текст] / Е.И. Изотова, Е.В. Никифорова. — М.: Академия, 2004.

14. Ильин, Е. И. Эмоции и чувства [текст] / Е.И. Ильин. — СПб.: Питер, 2001. — 752 с.

15. Каменская, Е. Н. Основы психологии: курс лекций [текст] / Е.Н. Каменская. — Ростов н/Д.: Феникс, 2003.

16. Кеннон, В. Физиология эмоций [текст] / В. Кеннон // Психология эмо-ций: тексты / под ред. В. К. Вилюнаса, Ю. Б. Гиппенрейтер. — М.: Изд-во Моск. ун-та, 1984. — С. 188.

17. Куликов, Л. В. Психология настроения [текст] / Л.В. Куликов. — СПб.: Изд-во СПбГУ, 1997. — 228 с.

18. Леонтьев, А. Н. Эмоции [текст] / А.Н. Леонтьев, К.В. Судаков. — М., 1998. — 480 с.

19. Линдслей, Д. Б. Эмоции [текст] / Д.Б. Линдсей. — В кн.: Эксперимен-тальная психология, т. 1. М., 1960.

20. Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии [текст] / С.Л. Рубинштейн. М.: Речь, 2001. — 720 с.

6 стр., 2858 слов

Рекламный текст и психология речевого воздействия

... одной ограничиваться не может воспитание.1 Темой «Рекламный текст и психология речевого воздействия» следует называть лишь ту, которая ... толкование. 3. Найти сильную систему организации рекламных текстов. 4. Изучить основы теории речевого воздействия. 5. Исключить цели, ... этом существенно, чтобы реклама вызывала не вообще позитивные эмоции, а вполне конкретные, привязанные именно к конкретной ...

21. Симонов, П. В. Эмоциональный мозг [текст] / П.В. Симонов. — М.: Наука, 1981. — 216 с.

22. Столяренко, Л. Д. Основы психологии [текст]: учебное пособие / Л.Д. Столяренко. — Ростов н/Д.: Феникс, 2003.

23. Хекхаузен Х. Эмоции и мотивация [текст] / Х. Хекхаузен // Мотивация и деятельность. — М., 1986, т. 1. — С. 365−405.

Если вы автор этого текста и считаете, что нарушаются ваши авторские права или не желаете чтобы текст публиковался на сайте ForPsy.ru, отправьте ссылку на статью и запрос на удаление:

Отправить запрос

Adblock
detector