Структура педагогической деятельности. Педагогическая психология

Педагогическая психология

Предмет и задачи педагогической психологии

Педагогическая психология – это наука, изучающая изменение личности в процессе и результате обучения и воспитания. Она объясняет, что происходит с личностью человека, когда она включена в организованную систему обучения и воспитания.

 

Объект изучения педагогической психологии – образовательный процесс.

Предмет педагогической психологии – взаимодействие субъектов образовательного процесса.

 

Задачи педагогической психологии

Теоретические задачи:

 

1. раскрыть психологическое содержание обучения и воспитания

2. дать психологический анализ закономерностей и механизмов развивающего обучения

3. выявить психологические механизмы воспитательных и обучающих технологий

4. разработать психологически обоснованные требования к реализации различных форм педагогического сотрудничества

 

Практические задачи:

 

1. помочь педагогу построить обучение и воспитание на психологической основе

2. способствовать созданию благоприятного, творчески развивающего климата в школе

3. научить использовать индивидуальный и дифференцированный подход, применяя активные методы обучения

4. помочь педагогу в реализации своих личностных и профессиональных качеств в педагогической деятельности

 

Структура педагогической психологии

I. Психология обучения.Исследует специфику учебной деятельности, особенности учебной мотивации, особенности формирования познавательных процессов

II. Психология воспитания. Изучает закономерности целенаправленного формирования личности на разных возрастных этапах, рассматривает влияние социального окружения на развитие личности

III. Психология учителя. Исследует специфику профессиональной деятельности педагога, возможности профессионального и личностного роста, взаимоотношения внутри педагогического коллектива

 

Раздел: «Психология педагогической деятельности»

Тема 1: Общая характеристика педагогической деятельности

Педагогическая деятельность – социальная деятельность, направленная на передачу от старших поколений к младшим накопленных человечеством культуры и опыта, создание условий для их личностного развития и подготовку к выполнению определенных социальных ролей в обществе.

23 стр., 11371 слов

Педагогическая психология 10

... узком смысле – как целенаправленную деятельность, призванную формировать у детей систему качеств личности, взглядов и убеждений. Педагогическая психология рассматривает как целенаправленное взаимодействие воспитателя ... Е.А., Орлова Л.М. Возрастная и педагогическая психология. – М., 2003.). «Воспитание есть целенаправленное воздействие (в процессе обучения, параллельно с обучением или вне его) на ...

 

Таким образом, это деятельность, осуществляемая педагогом, и направлена она на психику другого человека – ребенка.

 

— Каковы задачи педагога?

 

Педагог в своей деятельности:

· Обеспечивает знания, умения и навыки, соответствующие образовательным стандартам, принятым в обществе

 

· Формирует качества личности, необходимые для активной жизнедеятельности в обществе

 

 

 

Структура педагогической деятельности

 

I. Конструктивный компонент: конструирование урока, подбор учебного материала и его переработка для изложения детям

 

II. Организаторский компонент: организация своего поведения на уроке; организация деятельности детей, постоянная актуализация их познавательной сферы

 

 

III. Коммуникативный компонент: установление и поддержание отношений с детьми, родителями, администрацией, коллегами

 

— Отчего будет зависеть качество педагогической деятельности?

 

На уровень и качество педагогической деятельности влияет степень сформированности у педагога профессионального сознания. В первую очередь это мотивация (то, ради чего совершается деятельность).

 

Стили деятельности педагогов (по Н.И.Петровой, З.Н.Вяткиной)

ü Организационно-коммуникативный стиль: присущ лицам с сильной нервной системой и подвижностью нервных процессов (сангвиники и холерики).

Характеризуется склонностью педагога к импровизации, использованию разнообразных методических приемов обучения и способов педагогического воздействия, экспромтам и непринужденностью в общении. Педагоги прибегают к помощи юмора и мимики. Однако они мало внимания уделяют профилактике дисциплинарных нарушений, отмечается и неравномерность тона обращений.

ü Конструктивноорганизаторский стиль: присущ учителям с сильной и инертной нервной системой (флегматики), характеризуется заблаговременной и тщательной подготовкой к урокам, соответствием проводимого занятия намеченному плану, равномерным темпом проведения урока, однообразным и устойчивым репертуаром дисциплинарных воздействий, ровным, спокойным тоном обращений к учащимся.

ü Конструктивно-коммуникативный стиль: присущ педагогам со слабой нервной системой (меланхолики).

Тщательно готовятся к урокам, повышенное внимание к организации детей в начале занятия, предупредительное дисциплинирование, ровный, спокойный тон обращений, широкое использование системы индивидуальных заданий и поручений, обдуманные взаимоотношения с детьми.

 

 

Тема: Педагогические способности

 

Способности – то, что не сводится к знаниям, умениям и навыкам, но обеспечивает их быстрое приобретение, закрепление и эффективное использование на практике.

 

Общие способности – благоприятные возможности развития психики человека, которые одинаково важны для многих видов деятельности – находчивость, сообразительность и др.

 

Специальные способности – психологические особенности индивида, обеспечивающие возможности успешного выполнения определенного вида деятельности – музыкальной, сценической, литературной и др.

 

Успех в обучении подрастающего поколения зависит от сформированности:

       
 
   
 

 

 

В деятельности учителя, как и специалиста любого профиля, велика роль общих способностей:

· Устойчивость внимания

· Самостоятельность мышления

· Самообладание и др.

 

Однако, как и во всех профессиях, подлинный успех в педагогической деятельности возможен только с развитием подлинно педагогических способностей.

Под педагогическими способностями принято понимать определенное сочетание психических свойств личности, являющееся условием достижения высоких результатов в обучении и воспитании детей.

Психологи, исследовавшие профессиограмму учителя, выделяют следующие педагогические способности:

 

1. Дидактические способности(связаны с разработкой методов передачи знаний и навыков): помогают планировать и реконструировать материал, делая его доступным для учащихся, проводить уроки творчески, развивая мышление детей, приучая их работать самостоятельно.

2. Конструктивные способности(связаны с проектированием): умение предвидеть результаты своей работы, предугадать поведение ребенка в различных ситуациях.

3. Перцептивные способности: адекватное восприятие и понимание психологии ребенка, а так же его психологического состояния в данный момент; к ним относятся также особенности внимания учителя.

4. Экспрессивные способности, то есть способности к внешнему выражению своих мыслей, знаний, убеждений и чувств, прежде всего посредством речи, а также мимики и пантомимики.

5. Коммуникативные способности, помогающие установлению положительных взаимоотношений с детьми: педагогический такт (чувство меры в отношениях, позволяющее предупреждать конфликтные ситуации), учет индивидуальных и возрастных особенностей.

Виды педагогических ситуаций и конфликтов

Среди потенциально конфликтогенных педагогических ситуаций можно выделить следующие:

— ситуации (или конфликты) деятельности, возникающие по поводу выполнения учеником учебных заданий, успеваемости, внеучебной деятельности;

— ситуации (конфликты) поведения, поступков, возникающие по поводу нарушения учеником правил поведения в школе, чаще на уроках, вне школы;

— ситуации (конфликты) отношений, возникающие в сфере эмоциональных личностных отношений учащихся и учителей, в сфере их общения в процессе педагогической деятельности.

Некоторые особенности педагогических конфликтов.

— профессиональная ответственность учителя за педагогически правильное разрешение ситуации: ведь школа — модель общества, где ученики усваивают социальные нормы отношений между людьми;

— участники конфликтов имеют различный социальный статус (учитель — ученик), чем и определяется разное поведение в конфликте;

— разница возраста и жизненного опыта участников разводит их позиции в конфликте, порождает разную степень ответственности за ошибки при их решении;

— различное понимание событий и их причин участниками (конфликт «глазами учителя» и «глазами ученика» видится по-разному), поэтому учителю не всегда легко понять глубину переживаний ребенка, а ученику — справиться со своими эмоциями, подчинить разуму;

— присутствие других учеников при конфликте делает их из свидетелей участниками, а конфликт приобретает воспитательный смысл и для них; об этом всегда приходится помнить учителю;

— профессиональная позиция учителя в конфликте обязывает его взять на себя инициативу в его разрешении и на первое место суметь поставить интересы ученика как формирующейся личности;

. — всякая ошибка учителя при разрешении конфликта порождает новые ситуации и конфликты, в которые включаются другие ученики;

— конфликт в педагогической деятельности легче предупредить, чем успешно разрешить.

Причины конфликтов.

— малая возможность учителя прогнозировать на уроке поведение учеников; неожиданность их поступков часто нарушает запланированный ход урока, вызывает у учителя раздражение и стремление любыми средствами убрать «помехи»; недостаток информации о причинах случившегося затрудняет выбор оптимального поведения и соответствующего обстановке тона обращения;

— свидетелями ситуаций являются другие ученики, поэтому учитель стремится сохранить свой социальный статус любыми средствами и тем самым часто доводит ситуацию до конфликтной;

— учителем, как правило, оценивается не отдельный поступок ученика, а его личность, такая оценка часто определяет отношение к ученику других учителей и сверстников (особенно в начальной школе);

— оценка ученика нередко строится на субъективном восприятии его поступка и малой информированности о его мотивах, особенностях личности, условиях жизни в семье;

— учитель затрудняется провести анализ возникшей ситуации, торопится строго наказать ученика, мотивируя это тем, что излишняя строгость по отношению к ученику не повредит;

— немаловажное значение имеет характер отношений, которые сложились между учителем и отдельными учениками; личностные качества и нестандартное поведение последних являются причиной постоянных конфликтов с ними;

— личностные качества учителя также часто бывают причиной конфликтов (раздражительность, грубость, мстительность, самодовольство, беспомощность и др.).

Дополнительными факторами выступают преобладающее настроение учителя при взаимодействии с учениками, отсутствие педагогических способностей, интереса к педагогической работе, жизненное неблагополучие учителя, общий климат и организация работы в педагогическом коллективе. Нужно помнить, что всякая ошибка учителя при разрешении ситуаций и конфликтов тиражируется в восприятии учащихся, сохраняется в их памяти и долго влияет на характер взаимоотношений.