(Стажёрской)

ПРОГРАММА

ПЕДАГОГИЧЕСКОЙПРАКТИКИ

Цельюпедагогической практики является: освоение и закрепление базовых умений и навыков для осуществления профессиональной педагогической деятельности.

Практика расширяет и углубляет знания студентов о видах и структуре педагогической деятельности, дает представление о ее психологических аспектах, повышает качество усвоения основных принципов и методов организации педагогического процесса, научных основ педагогического взаимодействия «преподаватель↔учащийся», «преподаватель↔группа учащихся», способствует формированию учебных и специальных умений, связанных с освоением специфики преподавания психологии.

Задачи практики

  1. Ознакомиться с основными направлениями работы в различных педагогических системах, с передовым педагогическим опытом.
  2. Овладеть педагогическими умениями и навыками в соответствиями с особенностями преподаваемого курса.
  3. Научиться на должном научно-теоретическом уровне, системно, логично, последовательно, доступно излагать содержательный материал учебной дисциплины.
  4. Отработать навыки использования активных форм обучения и управления группой.
  5. Приобрести опыт самостоятельной педагогической деятельности.

Задания для студентов

Задание 1. Составьте индивидуальный план прохождения педагогической практики, который должен включать в себя следующие этапы:

  • ознакомительный этап («пассивная» практика);
  • обучающий этап («активная» практика);
  • завершающий этап (подготовка отчёта).

Примерная схема

Индивидуального плана студента-практиканта

План

На период педагогической (стажёрской) практики

с «___» ______________ 201__ г. по «___» _____________ 201___ г. студента

________ курса_____________________________________________________ факультета _____________________________________________________________________________

(фамилия, имя, отчество)

в группе_______________________________________________ учебного заведения

ф.и.о. методиста по специальности _______________________________

4 стр., 1782 слов

Эмоциональное выгорание и копинг-поведение педагогов ДОУ на разных ...

... так и путем самообразования. Соответственно, система непрерывного образования, охватывая всю образовательную деятельность, включает дошкольные воспитательные учреждения, дневные, вечерние и заочные школы, специальные средние ... можно объяснить тем, что у специалиста в зрелом возрасте уже пройден этап становления и адаптации к профессии, определены конкретные профессиональные цели, сформированы ...

№ пп

Содержание практики

Сроки выполнения

Отметка методиста по специальности о выполнении

Задание 2. Проанализируйте учебную программу и педагогические технологии, применяемые при ее реализации, посетить занятия по данной дисциплине, проводимые опытным преподавателем, подготовить психологический анализ одного из них. Проведите индивидуальные консультации по теме читаемого курса, в соответствии выбора предложенных заданий.

Примерная схема анализа лекции (урока)

Дата_____________Дисциплина________________________________________________

Группа___________Преподаватель______________________________________________

Тема________________________________________________________________________

1. Оценка цели занятия:

  • степень конкретности, четкости, лаконичности формулировки цели занятия;
  • реальность, целесообразность, сложность и достижимость цели;
  • сообщены ли цель и план занятия студентам.

2. Подготовленность занятия:

  • планирование;
  • материальная обеспеченность оборудованием;
  • подготовленность к занятию студентов.

3. Оценка содержания:

  • научность, доступность и посильность изучаемого учебного материала;
  • актуальность и связь с жизнью (теории с практикой);
  • степень новизны, проблемности и привлекательности учебной информации;
  • оптимальность объема материала, предложенного для усвоения.

4. Оценка эффективности способов деятельности преподавателя и студентов:

  • рациональность и эффективность использования времени занятий;
  • оптимальность темпа чередования и смены видов деятельности;
  • степень рациональности и эффективности использования методов и организационных форм работы;
  • степень целесообразности и эффективности использования наглядности и ТСО;
  • уровень обратной связи со студентами в ходе занятия;
  • эффективность контроля за работой студентов и уровень требований, на котором проводилась оценка их знаний, умений и навыков;
  • привитие студентам навыков самостоятельной работы и культуры труда;
  • степень соблюдения правил охраны труда и техники безопасности преподавателем и студентами в ходе занятия.

5. Оценка основных характеристик студентов на занятии:

  • степень познавательной активности, творчества и самостоятельности;
  • уровень развития общеучебных и специальных умений и навыков;
  • наличие и эффективность групповых форм работы в ходе занятий;
  • степень дисциплинированности, организованности и заинтересованности.

6. Реализация психологических основ обучения:

  • учет возрастных и индивидуальных психологических особенностей студентов;
  • развитие мышления студентов;
  • формирование интереса к знаниям;
  • учет психологических закономерностей овладения знаниями, умениями и навыками;
  • целесообразная эмоциональность занятия.

7. Оценка основных личностных качеств преподавателя:

  • знание предмета;
  • общая эрудиция;
  • уровень педагогического и методического мастерства;
  • культура речи, темп, дикция, интенсивность, образованность, эмоциональность, общая и специфическая грамотность;
  • степень тактичности и демократичности взаимоотношений со студентами.

8. Оценка результатов занятий:

  • степень обучающего воздействия проведенного занятия на студентов (чему и в какой степени научились);
  • степень воспитательного воздействия (что способствовало их воспитанию и в какой степени);
  • степень воздействия занятия на развитие студентов (что способствовало их развитию и в какой степени).

Рекомендации преподавателю …

Анализ занятия провел (-а)___________________________________________________

Подпись_________________________________Дата_____________________________

Примерная схема психологического анализа урока

  1. Класс, урок (по счету), учебный предмет, тема, задачи, учитель, дата.

2. Готовность к занятию: а) подготовленность учителя к уроку;

б) подготовленность классного помещения и учащихся.

3. Внимание учащихся на уроке

3.1. Приемы организации внимания:

  • непосредственное обращение;
  • подчеркивание значимости информации;
  • постукивание, повышение/понижение голоса;
  • использование наглядных пособий;
  • яркость примеров;
  • темп ведения занятий и т.д.;

3.2. Организация внимания по этапам урока:

  • вхождение учителя в класс, приветствие;
  • начало занятия;
  • создание рабочего состояния;
  • призывы к тишине и т.д.

3.3. Поддержание активного внимания:

  • во время опроса;
  • во время подачи нового материала;
  • при повторении, закреплении и т.д.

3.4. Виды проявляющегося внимания:

  • непроизвольного;
  • произвольного;
  • послепроизвольного, их смена.

3.5. Сосредоточенность внимания:

  • высокая, средняя, поверхностная.

3.6. Случаи рассеянности, отвлечения

3.7. Распределение внимания:

  • между какими видами деятельности;
  • успешность внимания (как справились ученики).

3.8. Переключение внимания:

  • от опроса к объяснению нового материала;
  • от выполнения самостоятельных работ к повторению, закреплению и т.д.;
  • как переключались «быстрые» и медлительные ученики;
  • приемы переключения внимания;
  • «логический мостик»;
  • название новой темы (запись на доске);
  • подчеркивание значимости материала;
  • пауза, разрядка и т.д.

4. Восприятие учебного материала

4.1. Подготовка учащихся к восприятию материала урока:

  • мотивация;
  • постановка цели;
  • установка;
  • интерес, любопытство и т.д.;
  • создание ситуации ожидания;
  • личностный смысл и др.

4.2. Соотношение образа и слова, их взаимосвязь:

  • создание наглядных образов;
  • ясность, образность речи учителя, записей на доске.

4.3. Особенности наглядных иллюстраций, их применение:

  • схемы, чертежи, графики и др., их соответствие психологии восприятия;
  • моделирование содержания материала и способов действий учащихся;
  • ознакомление учащихся с воспринимаемыми объектами;
  • функции наглядности;
  • иллюстрации того, что описывает учитель словами;
  • сближение абстрактных понятий с конкретными;
  • восприятие сущности явления.

4.4. Избирательность восприятия:

  • особенности изображения того, что должно быть предметом осознания;
  • отсутствие лишней детализации;
  • структура объекта (расчленение на части и др.);
  • выделение объекта восприятия цветом, штриховкой, голосом и др.

4.5. Осмысленность восприятия:

  • по реакции учащихся на ответы товарищей;
  • по возникновению у учащихся вопросов;
  • по высказываниям и дополнениям учащихся;
  • пояснение учителем наглядного материала словом.

4.6. Формирование чувственного опыта учащихся:

  • с опорой на имеющиеся знания;
  • с опорой на опыт учащихся (апперцепция);
  • соотношение новых и имеющихся представлений у учащихся.

4.7. Формирование наблюдательности учащихся:

  • постановка цели наблюдения;
  • выделение этапов наблюдения;
  • фиксирование общего, существенного;
  • подведение итогов.

4.8. Ошибки в восприятии учащихся:

  • причины ошибок и их предотвращение.

5. Мышление учащихся на уроке

5.1. Применяемые методы на уроке:

  • рассказ, беседа, лекция;
  • программированное, проблемное изложение.
  • учебные ситуации;
  • поэтапное, планомерное формирование умственных действий и др.

5.2. Мотивация мыслительной деятельности учащихся.

5.3. Формирование понятий:

  • от конкретных операций к общему, абстрактному;
  • от общих нерасчлененных представлений (путем содержательного анализа) ко все более точному понятию;
  • выделение признаков понятия: существенных и второстепенных;
  • установление связей между понятиями внутри предмета и между предметами;
  • уровень усвоения понятий.

5.4. Обучение в учебных ситуациях:

  • постановка проблемы, ее формулировка;
  • решение проблемы с помощью учебных действий;
  • контроль и оценка результатов.

5.5. Общение в процессе обучения:

  • общение в группах;
  • позиция учителя и учащегося в группах.

5.6. Использование приемов активизации мышления учащихся:

  • проблемные учебные ситуации;
  • обсуждения, дискуссии;
  • задачи с несформулированными вопросами, недостающими данными;
  • «мозговой штурм» и др.

5.7. Характер вопросов, формулируемых учителем:

  • требующих простого воспроизведения знаний;
  • направляющих процесс анализа и др.;
  • побуждающих рассуждать, сравнивать, противопоставлять и др.;
  • вскрывающих причинно- следственные связи.

5.8. Степень самостоятельности мышления учащихся при решении мыслительных задач:

  • умение рассуждать (суждения и умозаключения);
  • умение сопоставлять, обобщать, делать выводы;
  • выделять существенные признаки понятий;
  • конкретизировать понятия, связывать их с практикой;
  • рефлексивное мышление;
  • дополнение и исправление отвечающих учеников;
  • ошибки при рассуждениях.

5.9. Проявление мыслительных операций при изложении учителем учебного материала:

  • анализ, синтез, сравнение, абстрагирование, обобщение, классификация, систематизация;
  • конкретизация понятий, правил, положений, особенности приводимых примеров.

5.10. Как учитель обучает приемам мыслительной деятельности:

  • ставить цель мыслительного поиска;
  • работать в учебных ситуациях;
  • осуществлять мыслительные операции: анализа, синтеза, сравнения; предметов и явлений, моделирование и др.;
  • устанавливать причину и следствие;
  • контролировать, оценивать свою работу;
  • учит приемам коллективной мыслительной деятельности;

5.11. Учет индивидуальных особенностей мышления учащихся:

  • наглядно- действенное;
  • наглядно- образное;
  • абстрактно- логическое;
  • визуально- аудиально- и кинестетически- ориентированное.

5.12. Речь учащихся. Характер ошибок в речи. Отношение учителя к речи учащихся.

6. Память в познавательной деятельности учащихся.

6.1. Приемы, используемые учителем для осмысленного и прочного запоминания учебного материала:

  • цель и план урока, запись их на доске;
  • установка на запоминание: прочность, осмысленность, точность, принять к сведению, общий смысл и др.;
  • логическая обработка информации;
  • выделение главного в материале;
  • установление причинно-следственных связей изучаемого и известного материала;
  • запись определений, трудных слов, дат, составление графиков, таблиц ООД (основа ориентировочной деятельности ) и т.д.;
  • свертывание информации в логические модели;
  • привлечение учащихся к практическому применению правил, законов, составлению таблиц, моделей и т.д.

6.2. Обучение учащихся методам продуктивного запоминания информации для работы в классе и дома:

  • смысловая группировка материала, установление опорных пунктов;
  • способы нахождения в тексте логического субъекта и предиката;
  • установление ассоциаций по сходству, контрасту, смежности и др.;
  • соотношение образа и слова при запоминании;
  • составление плана, тезисов, конспекта;
  • свертывание материала в логические модели содержания и способов действия;
  • перевод «языка» книги в «язык» собственных мыслей;
  • способы активного припоминания;
  • специальные приемы запоминания учебного материала (мнемотехника).

6.3. Виды памяти, используемые на уроке:

  • наглядно- образная;
  • словесно- логическая;
  • эмоциональная;
  • двигательная.

6.4. Использование непроизвольного, произвольного запоминания:

  • характер деятельности учащихся, степень активности, самостоятельности

6.5. Индивидуальные особенности памяти учащихся:

  • запечатление, узнавание;
  • сохранение, воспроизведение;
  • забывание.

6.6 Вопросы учителя и актуализация памяти учащихся:

  • проверка усвоенного материала;
  • осмысление материала;
  • закрепление материала.

7. Поведение учителя

7. 1. Встреча учителя с классом.

7.2. Внешний вид. Одежда. Прическа.

7.3. Психическое состояние учителя:

  • положительное: спокойствие, уверенность, энергичность, доброжелательность и др.;
  • отрицательное: скованность, нерешительность, раздражительность, апатия и др.

7.4. Манера обращения к учащимся:

  • доброжелательное, уважительное;
  • требовательное, строгое;
  • оскорбительное (насмешки, прозвища и др.);
  • способность проникнуть во внутренний мир ученика;
  • «эмоциональный климат» в классе.

7.5. Контакт с классом:

  • распределение внимания на всех учащихся и их деятельность;
  • переключение внимания на работу отдельных учащихся;
  • способность поддерживать работоспособность и дисциплину учащихся;
  • реакция на поведение отдельных учащихся.

7. 6. Речь учителя:

  • громкость, темп, дикция, паузы;
  • выразительность, эмоциональность;
  • мимика и пантомимика.

7.7. Организация учебной работы:

  • занятость делом. Плотность работы на уроке;
  • руководство самостоятельной работой учащихся;
  • групповая работа (позиция учителя и ученика в группе);
  • соревнование, взаимный контроль;
  • комментирование выполняемой работы и др.

7.8. Инструктаж по выполнению самостоятельных работ в классе и дома.

7.9. Замечания учителя:

  • по характеру выполняемых работ;
  • по культуре речи, логики изложения;
  • по дисциплине, манере поведения;
  • по отношению к товарищам.

8. Организация учителем обратной связи.

8.1. На каких этапах урока и по поводу чего обратная связь:

  • контролирующий и обучающий характер обратной связи;
  • при изучении нового материала;
  • вопросы уточняющие, осмысливающие, выделяющие существенное и т.д.;
  • при проверке домашних знаний;
  • демонстрация образцов;
  • при самостоятельной работе учеников;
  • карточки ООД (основа ориентировочной деятельности) и др.

8.2. Цель обратной связи:

  • проверка уровня знаний, умений, навыков;
  • уточнение правильности действий учащихся;
  • получение рабочих гипотез;
  • уточнение этапов мыслительной деятельности;
  • предупреждение ошибок в рассуждениях.

8.3. Оценка деятельности учащихся, ее обоснованности:

  • оценка отдельных действий, навыков;
  • комментарии оценок учащихся;
  • активизация работ учащихся, их уверенности, удовлетворенности;
  • снятие напряжения, страха, обиды, утомления.

8.4. Как учить учащихся учиться:

  • слушать, делать записи, моделировать;
  • работать с книгой, осуществлять учебные действия;
  • контролировать самого себя и др.

8.5. Как перестраиваются учащиеся на определенные действия учителя.

8.6. Какова система контроля учебной деятельности учащихся.

9. Поведение учащихся.

9.1. Внимательность, активность и работоспособность учащихся.

9.2. Реакции учащихся на успехи и неудачи товарищей.

9.3. Особенности групповой работы учащихся:

  • роли ведущего и ведомого.

9.4. Причины организации (дезорганизации) учащихся на уроке.

9.5. Отношение учащихся к учителю, его замечаниям, указаниям по поводу их учебной работы.

9.6. Воздействия учащихся друг на друга:

  • взаимное обучение;
  • взаимное «дисциплинирование».

10. Результаты урока

10.1. Достигнута ли цель урока:

  • по организации учебной деятельности учащихся;
  • по наличию интереса;
  • по организации внимания;
  • по развитию психических процессов;
  • по проявлению эмоций и т.д.;
  • по уровню усвоения учебного материала;
  • по воспитанию учащихся и др.

10.2. Значение материала урока для учащихся:

  • познавательное, научное;
  • эстетическое (нравственное);
  • эстетическое (художественное);
  • практическое (деловое);
  • социальное (общественное);
  • воспитательное (педагогическое);
  • личностно- значимое.

10.3. Общие выводы по уроку. Оценка. Пожелания.

11. Наблюдение и запись содержания урока

При наблюдении за поэтапным проведением урока иметь в виду:

  1. Психологические особенности в построении самого учебного материала
  2. Деятельность учителя, учитывающего особенности учебного материала, возрастные и индивидуальные особенности учащихся, их психическое состояние
  3. Деятельность учащихся, осуществляющих процесс познания

Для записи и анализа наблюдаемого урока необходимо построить таблицу.

Время урока (мин.)

Организационные этапы урока

Содержание деятельности

Психологические закономерности, на основе которых осуществляется взаимодействие учителя и учащихся

учителя

учащегося

Примечание 1. Рекомендуется использовать сокращения при записи урока:

Готовность к занятиям (Г)

Опрос (О)

Закрепление (З)

Практическая работа (Пр)

Домашнее задание (ДЗ)

Внимание (Вн)

Восприятие (В)

Речь (Р) и т.д.

Примечание 2. Рекомендуется технику освоения анализа урока отрабатывать по частям:

А) Поведение учителя. Внимание учащихся на уроке.

Б) Организация учителем обратной связи. Восприятие учебного материала.

В) Организация учителем обратной связи на уроке. Мышление учащихся на уроке. Речь.

Г) Память в познавательной деятельности.

Задание 3. Разработайте конспект занятий в соответствии с методическими рекомендациями руководителя практики и провести самостоятельные занятия, из которых не менее половины под контролем преподавателя, с последующим профессиональным их анализом.

Примерная схема конспекта занятий:

  • название темы;
  • возраст обучающихся;
  • количество отведенных часов на усвоение темы;
  • используемые формы работы;
  • цели;
  • задачи;
  • ключевые понятия;
  • содержание;
  • дидактическое обеспечение;
  • контрольно-диагностические задания.

Задание 4. Подготовьте отчёт по результатам практики.

Схема отчета по результатам практики:

  1. Титульный лист. (см. Приложение 3).
  2. Цели и задачи практики.
  3. Индивидуальный план прохождения практики.
  4. План воспитательной работы на период практики в детском учебно-воспитательном учреждении.
  5. Результаты психологического анализа посещенного учебного занятия.
  6. Конспект проведенного учебного занятия.
  7. Результаты проведенного психологического исследования.
  8. Оценка уровня сформированности педагогических умений.
  9. Оценка удовлетворенности педагогической практикой.
  10. Отзыв-характеристика студента-практиканта.

Приложения

Приложение 1.

Анкета

  1. Насколько Вы удовлетворены практикой, обведите номер вашего ответа и обоснуйте его:

Удовлетворение

Скорее удовлетворение

Состояние неопределенности

Скорее неудовлетворение

Неудовлетворение

  1. Оцените Вашу деятельность в период прохождения педагогической практики (в 9 бальной оценке).

Ваши суждения:

  1. Я справлялся с повседневными организационными делами.
  2. Ведение занятий.
  3. Подготовка к занятию.
  4. Учеба на собственном опыте.
  5. Учеба на опыте студентов – практикантов.
  6. Учеба на опыте преподавателя, психолога.
  7. Контакт с учащимися (студентами).
  8. Интерес к процессу работы.
  9. Отношение администрации.
  10. Отношение и помощь преподавателя, психолога.
  11. Психологический климат в коллективе.
  12. Что еще?

Приложение 2.

примерная схема отзыва-характеристики студента-практиканта

______________________________________________________________________

(Фамилия, имя, отчество)

Период работы ______________________________________________________

В качестве кого проходил практику _____________________________________

Мотивация деятельности

не имеет цели

безразличный

средний

с желанием

амбициозный

Трудолюбие

нуждается в подталкивании

выполняет повседневные поручения

ищет дополнительную работу

является творческим человеком

Социальные отношения

недружественный

безразличный

средний

заинтересованный

глубоко заинтересованный

Социальная приспособляемость

избегает

терпеливый

часто все дела раскручивает сам

заставляет всех работать

Ответственность

никогда не принимает

избегает

принимает

часто ищет,

добивается

всегда принимает ответственность

Эмоциональная зрелость (самоконтроль)

нестабильная

ниже среднего

средняя

хорошо сбалансированная

очень стабильная

Понимание учащегося (студента)

плохое

слабое

среднее

хорошее

отличное

Способность принимать руководство

плохая

слабая

средняя

хорошая

отличная

знания, умения и навыки,

относящиеся к профессиональной деятельности

взаимоотношения с клиентами, руководством, коллегами

Способность наблюдать

плохая

слабая

средняя

хорошая

отличная

рекомендации

Оценка профессиональной деятельности

отлично

хорошо

удовлетворительно

неудовлетворительно

Руководитель от организации предприятия, учреждения

Дата_____________ Подпись:

приложение 3

БЛАНК ТИТУЛЬНОГО ЛИСТА ОТЧЕТА

ПО ПРЕДДИПЛОМНОЙ ПРАКТИКЕ

Санкт-Петербургский государственный институт психологии и социальной работы

_____________________________________

Факультет прикладной психологии

ОТЧЕТ

по педагогической практике

(стажерской)

Выполнил (а) студен(ка)______курса

_________________формы обучения

___________________________________

___________________________________

(Ф.И.О.)

Руководитель практики_____________

____________________________________

(Ф.И.О.)

____________________________________

(подпись)

Дата проверки отчета______________

Санкт-Петербург

201… год