ПРОГРАММА
ПЕДАГОГИЧЕСКОЙПРАКТИКИ
Цельюпедагогической практики является: освоение и закрепление базовых умений и навыков для осуществления профессиональной педагогической деятельности.
Практика расширяет и углубляет знания студентов о видах и структуре педагогической деятельности, дает представление о ее психологических аспектах, повышает качество усвоения основных принципов и методов организации педагогического процесса, научных основ педагогического взаимодействия «преподаватель↔учащийся», «преподаватель↔группа учащихся», способствует формированию учебных и специальных умений, связанных с освоением специфики преподавания психологии.
Задачи практики
- Ознакомиться с основными направлениями работы в различных педагогических системах, с передовым педагогическим опытом.
- Овладеть педагогическими умениями и навыками в соответствиями с особенностями преподаваемого курса.
- Научиться на должном научно-теоретическом уровне, системно, логично, последовательно, доступно излагать содержательный материал учебной дисциплины.
- Отработать навыки использования активных форм обучения и управления группой.
- Приобрести опыт самостоятельной педагогической деятельности.
Задания для студентов
Задание 1. Составьте индивидуальный план прохождения педагогической практики, который должен включать в себя следующие этапы:
- ознакомительный этап («пассивная» практика);
- обучающий этап («активная» практика);
- завершающий этап (подготовка отчёта).
Примерная схема
Индивидуального плана студента-практиканта
План
На период педагогической (стажёрской) практики
с «___» ______________ 201__ г. по «___» _____________ 201___ г. студента
________ курса_____________________________________________________ факультета _____________________________________________________________________________
(фамилия, имя, отчество)
в группе_______________________________________________ учебного заведения
ф.и.о. методиста по специальности _______________________________
Эмоциональное выгорание и копинг-поведение педагогов ДОУ на разных ...
... так и путем самообразования. Соответственно, система непрерывного образования, охватывая всю образовательную деятельность, включает дошкольные воспитательные учреждения, дневные, вечерние и заочные школы, специальные средние ... можно объяснить тем, что у специалиста в зрелом возрасте уже пройден этап становления и адаптации к профессии, определены конкретные профессиональные цели, сформированы ...
№ пп |
Содержание практики |
Сроки выполнения |
Отметка методиста по специальности о выполнении |
Задание 2. Проанализируйте учебную программу и педагогические технологии, применяемые при ее реализации, посетить занятия по данной дисциплине, проводимые опытным преподавателем, подготовить психологический анализ одного из них. Проведите индивидуальные консультации по теме читаемого курса, в соответствии выбора предложенных заданий.
Примерная схема анализа лекции (урока)
Дата_____________Дисциплина________________________________________________
Группа___________Преподаватель______________________________________________
Тема________________________________________________________________________
1. Оценка цели занятия:
- степень конкретности, четкости, лаконичности формулировки цели занятия;
- реальность, целесообразность, сложность и достижимость цели;
- сообщены ли цель и план занятия студентам.
2. Подготовленность занятия:
- планирование;
- материальная обеспеченность оборудованием;
- подготовленность к занятию студентов.
3. Оценка содержания:
- научность, доступность и посильность изучаемого учебного материала;
- актуальность и связь с жизнью (теории с практикой);
- степень новизны, проблемности и привлекательности учебной информации;
- оптимальность объема материала, предложенного для усвоения.
4. Оценка эффективности способов деятельности преподавателя и студентов:
- рациональность и эффективность использования времени занятий;
- оптимальность темпа чередования и смены видов деятельности;
- степень рациональности и эффективности использования методов и организационных форм работы;
- степень целесообразности и эффективности использования наглядности и ТСО;
- уровень обратной связи со студентами в ходе занятия;
- эффективность контроля за работой студентов и уровень требований, на котором проводилась оценка их знаний, умений и навыков;
- привитие студентам навыков самостоятельной работы и культуры труда;
- степень соблюдения правил охраны труда и техники безопасности преподавателем и студентами в ходе занятия.
5. Оценка основных характеристик студентов на занятии:
- степень познавательной активности, творчества и самостоятельности;
- уровень развития общеучебных и специальных умений и навыков;
- наличие и эффективность групповых форм работы в ходе занятий;
- степень дисциплинированности, организованности и заинтересованности.
6. Реализация психологических основ обучения:
- учет возрастных и индивидуальных психологических особенностей студентов;
- развитие мышления студентов;
- формирование интереса к знаниям;
- учет психологических закономерностей овладения знаниями, умениями и навыками;
- целесообразная эмоциональность занятия.
7. Оценка основных личностных качеств преподавателя:
- знание предмета;
- общая эрудиция;
- уровень педагогического и методического мастерства;
- культура речи, темп, дикция, интенсивность, образованность, эмоциональность, общая и специфическая грамотность;
- степень тактичности и демократичности взаимоотношений со студентами.
8. Оценка результатов занятий:
- степень обучающего воздействия проведенного занятия на студентов (чему и в какой степени научились);
- степень воспитательного воздействия (что способствовало их воспитанию и в какой степени);
- степень воздействия занятия на развитие студентов (что способствовало их развитию и в какой степени).
Рекомендации преподавателю …
Анализ занятия провел (-а)___________________________________________________
Подпись_________________________________Дата_____________________________
Примерная схема психологического анализа урока
- Класс, урок (по счету), учебный предмет, тема, задачи, учитель, дата.
2. Готовность к занятию: а) подготовленность учителя к уроку;
б) подготовленность классного помещения и учащихся.
3. Внимание учащихся на уроке
3.1. Приемы организации внимания:
- непосредственное обращение;
- подчеркивание значимости информации;
- постукивание, повышение/понижение голоса;
- использование наглядных пособий;
- яркость примеров;
- темп ведения занятий и т.д.;
3.2. Организация внимания по этапам урока:
- вхождение учителя в класс, приветствие;
- начало занятия;
- создание рабочего состояния;
- призывы к тишине и т.д.
3.3. Поддержание активного внимания:
- во время опроса;
- во время подачи нового материала;
- при повторении, закреплении и т.д.
3.4. Виды проявляющегося внимания:
- непроизвольного;
- произвольного;
- послепроизвольного, их смена.
3.5. Сосредоточенность внимания:
- высокая, средняя, поверхностная.
3.6. Случаи рассеянности, отвлечения
3.7. Распределение внимания:
- между какими видами деятельности;
- успешность внимания (как справились ученики).
3.8. Переключение внимания:
- от опроса к объяснению нового материала;
- от выполнения самостоятельных работ к повторению, закреплению и т.д.;
- как переключались «быстрые» и медлительные ученики;
- приемы переключения внимания;
- «логический мостик»;
- название новой темы (запись на доске);
- подчеркивание значимости материала;
- пауза, разрядка и т.д.
4. Восприятие учебного материала
4.1. Подготовка учащихся к восприятию материала урока:
- мотивация;
- постановка цели;
- установка;
- интерес, любопытство и т.д.;
- создание ситуации ожидания;
- личностный смысл и др.
4.2. Соотношение образа и слова, их взаимосвязь:
- создание наглядных образов;
- ясность, образность речи учителя, записей на доске.
4.3. Особенности наглядных иллюстраций, их применение:
- схемы, чертежи, графики и др., их соответствие психологии восприятия;
- моделирование содержания материала и способов действий учащихся;
- ознакомление учащихся с воспринимаемыми объектами;
- функции наглядности;
- иллюстрации того, что описывает учитель словами;
- сближение абстрактных понятий с конкретными;
- восприятие сущности явления.
4.4. Избирательность восприятия:
- особенности изображения того, что должно быть предметом осознания;
- отсутствие лишней детализации;
- структура объекта (расчленение на части и др.);
- выделение объекта восприятия цветом, штриховкой, голосом и др.
4.5. Осмысленность восприятия:
- по реакции учащихся на ответы товарищей;
- по возникновению у учащихся вопросов;
- по высказываниям и дополнениям учащихся;
- пояснение учителем наглядного материала словом.
4.6. Формирование чувственного опыта учащихся:
- с опорой на имеющиеся знания;
- с опорой на опыт учащихся (апперцепция);
- соотношение новых и имеющихся представлений у учащихся.
4.7. Формирование наблюдательности учащихся:
- постановка цели наблюдения;
- выделение этапов наблюдения;
- фиксирование общего, существенного;
- подведение итогов.
4.8. Ошибки в восприятии учащихся:
- причины ошибок и их предотвращение.
5. Мышление учащихся на уроке
5.1. Применяемые методы на уроке:
- рассказ, беседа, лекция;
- программированное, проблемное изложение.
- учебные ситуации;
- поэтапное, планомерное формирование умственных действий и др.
5.2. Мотивация мыслительной деятельности учащихся.
5.3. Формирование понятий:
- от конкретных операций к общему, абстрактному;
- от общих нерасчлененных представлений (путем содержательного анализа) ко все более точному понятию;
- выделение признаков понятия: существенных и второстепенных;
- установление связей между понятиями внутри предмета и между предметами;
- уровень усвоения понятий.
5.4. Обучение в учебных ситуациях:
- постановка проблемы, ее формулировка;
- решение проблемы с помощью учебных действий;
- контроль и оценка результатов.
5.5. Общение в процессе обучения:
- общение в группах;
- позиция учителя и учащегося в группах.
5.6. Использование приемов активизации мышления учащихся:
- проблемные учебные ситуации;
- обсуждения, дискуссии;
- задачи с несформулированными вопросами, недостающими данными;
- «мозговой штурм» и др.
5.7. Характер вопросов, формулируемых учителем:
- требующих простого воспроизведения знаний;
- направляющих процесс анализа и др.;
- побуждающих рассуждать, сравнивать, противопоставлять и др.;
- вскрывающих причинно- следственные связи.
5.8. Степень самостоятельности мышления учащихся при решении мыслительных задач:
- умение рассуждать (суждения и умозаключения);
- умение сопоставлять, обобщать, делать выводы;
- выделять существенные признаки понятий;
- конкретизировать понятия, связывать их с практикой;
- рефлексивное мышление;
- дополнение и исправление отвечающих учеников;
- ошибки при рассуждениях.
5.9. Проявление мыслительных операций при изложении учителем учебного материала:
- анализ, синтез, сравнение, абстрагирование, обобщение, классификация, систематизация;
- конкретизация понятий, правил, положений, особенности приводимых примеров.
5.10. Как учитель обучает приемам мыслительной деятельности:
- ставить цель мыслительного поиска;
- работать в учебных ситуациях;
- осуществлять мыслительные операции: анализа, синтеза, сравнения; предметов и явлений, моделирование и др.;
- устанавливать причину и следствие;
- контролировать, оценивать свою работу;
- учит приемам коллективной мыслительной деятельности;
5.11. Учет индивидуальных особенностей мышления учащихся:
- наглядно- действенное;
- наглядно- образное;
- абстрактно- логическое;
- визуально- аудиально- и кинестетически- ориентированное.
5.12. Речь учащихся. Характер ошибок в речи. Отношение учителя к речи учащихся.
6. Память в познавательной деятельности учащихся.
6.1. Приемы, используемые учителем для осмысленного и прочного запоминания учебного материала:
- цель и план урока, запись их на доске;
- установка на запоминание: прочность, осмысленность, точность, принять к сведению, общий смысл и др.;
- логическая обработка информации;
- выделение главного в материале;
- установление причинно-следственных связей изучаемого и известного материала;
- запись определений, трудных слов, дат, составление графиков, таблиц ООД (основа ориентировочной деятельности ) и т.д.;
- свертывание информации в логические модели;
- привлечение учащихся к практическому применению правил, законов, составлению таблиц, моделей и т.д.
6.2. Обучение учащихся методам продуктивного запоминания информации для работы в классе и дома:
- смысловая группировка материала, установление опорных пунктов;
- способы нахождения в тексте логического субъекта и предиката;
- установление ассоциаций по сходству, контрасту, смежности и др.;
- соотношение образа и слова при запоминании;
- составление плана, тезисов, конспекта;
- свертывание материала в логические модели содержания и способов действия;
- перевод «языка» книги в «язык» собственных мыслей;
- способы активного припоминания;
- специальные приемы запоминания учебного материала (мнемотехника).
6.3. Виды памяти, используемые на уроке:
- наглядно- образная;
- словесно- логическая;
- эмоциональная;
- двигательная.
6.4. Использование непроизвольного, произвольного запоминания:
- характер деятельности учащихся, степень активности, самостоятельности
6.5. Индивидуальные особенности памяти учащихся:
- запечатление, узнавание;
- сохранение, воспроизведение;
- забывание.
6.6 Вопросы учителя и актуализация памяти учащихся:
- проверка усвоенного материала;
- осмысление материала;
- закрепление материала.
7. Поведение учителя
7. 1. Встреча учителя с классом.
7.2. Внешний вид. Одежда. Прическа.
7.3. Психическое состояние учителя:
- положительное: спокойствие, уверенность, энергичность, доброжелательность и др.;
- отрицательное: скованность, нерешительность, раздражительность, апатия и др.
7.4. Манера обращения к учащимся:
- доброжелательное, уважительное;
- требовательное, строгое;
- оскорбительное (насмешки, прозвища и др.);
- способность проникнуть во внутренний мир ученика;
- «эмоциональный климат» в классе.
7.5. Контакт с классом:
- распределение внимания на всех учащихся и их деятельность;
- переключение внимания на работу отдельных учащихся;
- способность поддерживать работоспособность и дисциплину учащихся;
- реакция на поведение отдельных учащихся.
7. 6. Речь учителя:
- громкость, темп, дикция, паузы;
- выразительность, эмоциональность;
- мимика и пантомимика.
7.7. Организация учебной работы:
- занятость делом. Плотность работы на уроке;
- руководство самостоятельной работой учащихся;
- групповая работа (позиция учителя и ученика в группе);
- соревнование, взаимный контроль;
- комментирование выполняемой работы и др.
7.8. Инструктаж по выполнению самостоятельных работ в классе и дома.
7.9. Замечания учителя:
- по характеру выполняемых работ;
- по культуре речи, логики изложения;
- по дисциплине, манере поведения;
- по отношению к товарищам.
8. Организация учителем обратной связи.
8.1. На каких этапах урока и по поводу чего обратная связь:
- контролирующий и обучающий характер обратной связи;
- при изучении нового материала;
- вопросы уточняющие, осмысливающие, выделяющие существенное и т.д.;
- при проверке домашних знаний;
- демонстрация образцов;
- при самостоятельной работе учеников;
- карточки ООД (основа ориентировочной деятельности) и др.
8.2. Цель обратной связи:
- проверка уровня знаний, умений, навыков;
- уточнение правильности действий учащихся;
- получение рабочих гипотез;
- уточнение этапов мыслительной деятельности;
- предупреждение ошибок в рассуждениях.
8.3. Оценка деятельности учащихся, ее обоснованности:
- оценка отдельных действий, навыков;
- комментарии оценок учащихся;
- активизация работ учащихся, их уверенности, удовлетворенности;
- снятие напряжения, страха, обиды, утомления.
8.4. Как учить учащихся учиться:
- слушать, делать записи, моделировать;
- работать с книгой, осуществлять учебные действия;
- контролировать самого себя и др.
8.5. Как перестраиваются учащиеся на определенные действия учителя.
8.6. Какова система контроля учебной деятельности учащихся.
9. Поведение учащихся.
9.1. Внимательность, активность и работоспособность учащихся.
9.2. Реакции учащихся на успехи и неудачи товарищей.
9.3. Особенности групповой работы учащихся:
- роли ведущего и ведомого.
9.4. Причины организации (дезорганизации) учащихся на уроке.
9.5. Отношение учащихся к учителю, его замечаниям, указаниям по поводу их учебной работы.
9.6. Воздействия учащихся друг на друга:
- взаимное обучение;
- взаимное «дисциплинирование».
10. Результаты урока
10.1. Достигнута ли цель урока:
- по организации учебной деятельности учащихся;
- по наличию интереса;
- по организации внимания;
- по развитию психических процессов;
- по проявлению эмоций и т.д.;
- по уровню усвоения учебного материала;
- по воспитанию учащихся и др.
10.2. Значение материала урока для учащихся:
- познавательное, научное;
- эстетическое (нравственное);
- эстетическое (художественное);
- практическое (деловое);
- социальное (общественное);
- воспитательное (педагогическое);
- личностно- значимое.
10.3. Общие выводы по уроку. Оценка. Пожелания.
11. Наблюдение и запись содержания урока
При наблюдении за поэтапным проведением урока иметь в виду:
- Психологические особенности в построении самого учебного материала
- Деятельность учителя, учитывающего особенности учебного материала, возрастные и индивидуальные особенности учащихся, их психическое состояние
- Деятельность учащихся, осуществляющих процесс познания
Для записи и анализа наблюдаемого урока необходимо построить таблицу.
Время урока (мин.) |
Организационные этапы урока |
Содержание деятельности |
Психологические закономерности, на основе которых осуществляется взаимодействие учителя и учащихся |
|
|
|
учителя |
учащегося |
|
|
|
|
|
|
Примечание 1. Рекомендуется использовать сокращения при записи урока:
Готовность к занятиям (Г)
Опрос (О)
Закрепление (З)
Практическая работа (Пр)
Домашнее задание (ДЗ)
Внимание (Вн)
Восприятие (В)
Речь (Р) и т.д.
Примечание 2. Рекомендуется технику освоения анализа урока отрабатывать по частям:
А) Поведение учителя. Внимание учащихся на уроке.
Б) Организация учителем обратной связи. Восприятие учебного материала.
В) Организация учителем обратной связи на уроке. Мышление учащихся на уроке. Речь.
Г) Память в познавательной деятельности.
Задание 3. Разработайте конспект занятий в соответствии с методическими рекомендациями руководителя практики и провести самостоятельные занятия, из которых не менее половины под контролем преподавателя, с последующим профессиональным их анализом.
Примерная схема конспекта занятий:
- название темы;
- возраст обучающихся;
- количество отведенных часов на усвоение темы;
- используемые формы работы;
- цели;
- задачи;
- ключевые понятия;
- содержание;
- дидактическое обеспечение;
- контрольно-диагностические задания.
Задание 4. Подготовьте отчёт по результатам практики.
Схема отчета по результатам практики:
- Титульный лист. (см. Приложение 3).
- Цели и задачи практики.
- Индивидуальный план прохождения практики.
- План воспитательной работы на период практики в детском учебно-воспитательном учреждении.
- Результаты психологического анализа посещенного учебного занятия.
- Конспект проведенного учебного занятия.
- Результаты проведенного психологического исследования.
- Оценка уровня сформированности педагогических умений.
- Оценка удовлетворенности педагогической практикой.
- Отзыв-характеристика студента-практиканта.
Приложения
Приложение 1.
Анкета
- Насколько Вы удовлетворены практикой, обведите номер вашего ответа и обоснуйте его:
Удовлетворение |
Скорее удовлетворение |
Состояние неопределенности |
Скорее неудовлетворение |
Неудовлетворение |
- Оцените Вашу деятельность в период прохождения педагогической практики (в 9 бальной оценке).
Ваши суждения:
- Я справлялся с повседневными организационными делами.
- Ведение занятий.
- Подготовка к занятию.
- Учеба на собственном опыте.
- Учеба на опыте студентов – практикантов.
- Учеба на опыте преподавателя, психолога.
- Контакт с учащимися (студентами).
- Интерес к процессу работы.
- Отношение администрации.
- Отношение и помощь преподавателя, психолога.
- Психологический климат в коллективе.
- Что еще?
Приложение 2.
примерная схема отзыва-характеристики студента-практиканта
______________________________________________________________________
(Фамилия, имя, отчество)
Период работы ______________________________________________________
В качестве кого проходил практику _____________________________________
Мотивация деятельности |
|||||
не имеет цели |
безразличный |
средний |
с желанием |
амбициозный |
Трудолюбие |
|||
нуждается в подталкивании |
выполняет повседневные поручения |
ищет дополнительную работу |
является творческим человеком |
Социальные отношения |
||||
недружественный |
безразличный |
средний |
заинтересованный |
глубоко заинтересованный |
Социальная приспособляемость |
|||
избегает |
терпеливый |
часто все дела раскручивает сам |
заставляет всех работать |
Ответственность |
||||||||||||
никогда не принимает |
избегает |
принимает |
часто ищет, добивается |
всегда принимает ответственность |
||||||||
Эмоциональная зрелость (самоконтроль) |
||||||||||||
нестабильная |
ниже среднего |
средняя |
хорошо сбалансированная |
очень стабильная |
||||||||
Понимание учащегося (студента) |
||||||||||||
плохое |
слабое |
среднее |
хорошее |
отличное |
||||||||
Способность принимать руководство |
||||||||||||
плохая |
слабая |
средняя |
хорошая |
отличная |
||||||||
знания, умения и навыки, относящиеся к профессиональной деятельности |
||||||||||||
взаимоотношения с клиентами, руководством, коллегами |
||||||||||||
Способность наблюдать |
||||||||||||
плохая |
слабая |
средняя |
хорошая |
отличная |
||||||||
|
||||||||||||
рекомендации |
||||||||||||
Оценка профессиональной деятельности |
||||||||||||
отлично |
хорошо |
удовлетворительно |
неудовлетворительно |
Руководитель от организации предприятия, учреждения
Дата_____________ Подпись:
приложение 3
БЛАНК ТИТУЛЬНОГО ЛИСТА ОТЧЕТА ПО ПРЕДДИПЛОМНОЙ ПРАКТИКЕ
|
Санкт-Петербургский государственный институт психологии и социальной работы _____________________________________
Факультет прикладной психологии
ОТЧЕТ по педагогической практике (стажерской)
Выполнил (а) студен(ка)______курса _________________формы обучения ___________________________________ ___________________________________ (Ф.И.О.) Руководитель практики_____________ ____________________________________ (Ф.И.О.) ____________________________________ (подпись) Дата проверки отчета______________
Санкт-Петербург 201… год
|