3.Психолого-педагогический анализ одного посещенного урока по любому предмету

ПРАКТИКА СТУДЕНТОВ 3 КУРСА В СПЕЦИАЛЬНОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ ДЛЯ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ ИНТЕЛЛЕКТА (УЧИТЕЛЬ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ)

Пояснительная записка

Педагогическая практика является органичной частью учебно-воспитательного процесса и предусматривает совершенствование профессиональной подготовки студентов в области методики обучения и воспитания младших школьников с нарушением интеллекта.

Педагогическая практика как форма профессионального обучения в вузе имеет большое значение для обеспечения единства теоретической и практической подготовки будущих специалистов, комплексного формирования системы олигофренопедагогических знаний и организационных умений, что может обеспечить становление профессионально-личностных качеств будущего учителя-олигофренопедагога.

Цель педагогической практики студентов 3 курса в специальном образовательном учреждении для детей с нарушением интеллекта (учитель начальных классов)- подготовка студентов к целостному выполнению функций учителя начальных классов и классного руководителя, к реализации системы учебно-воспитательной работы с младшими школьниками с нарушением интеллекта.

Задачами педагогической практики студентов в специальных (коррекционных) учреждениях 8 вида являются:

— расширение и конкретизация теоретических знаний по олигофренопедагогике и смежным дисциплинам;

— ознакомление студентов с современным состоянием учебно-воспитательного процесса в младших классах специальных (коррекционных) учреждений 8 вида;

— приобщение студентов к непосредственной практической деятельности,

— использование теоретических знаний, полученных студентами при изу­чении специальных и психолого-педагогических дисциплин;

— воспитание у студентов уважения к профессии-педагога-дефектолога;

— организация взаимодействия и общения студентов с учащимися, изуче­ние их индивидуальных, возрастных и типологических особенностей;

— развитие у студентов интереса к научно-исследовательской работе в об­ласти изучения, обучения и воспитания детей с нарушением интеллекта;

3 стр., 1495 слов

Анализ психологической работы, проделанной студентом в течение практики

... контрольная работа, Зачет, Экзамен Письменный отчет по практике 8 4. Содержание практики 1.Содержание практики. В ходе практики студент под руководством практического психолога в каждом ... студентов представлений о практиче­ской работе педагога-психолога в общеобразовательных учреж­дениях и умений планировать и анализировать психолого–педагогическую деятельность. Задачи: 1) закрепление знаний, ...

Для осуществления своей профессиональной деятельности учитель-олигофренопедагог должен знать:

  • Закон Российской Федерации об образовании. Декларацию прав и свобод человека. Конвенцию о правах ребенка;
  • нормативную документацию по вопросам образования;
  • основы фундаментальных наук о человеке, включающие философские, культурологические, морально-этические,правовые и анатомо- физиологические знания;
  • олигофренопедагогику;
  • методику преподавания учебных дисциплин в младших классах специальных (коррекционных) учреждений 8 вида;
  • современные достижения в области отечественной и зарубежной специальной (коррекционной) педагогики.

Процесс педагогической практики в школе и школе-интернате имеет свои этапы.

1. Подготовительный.На подготовительном этапе, на базе факультета, проводится установочная конференция, на которой студенты знакомятся с за­дачами и содержанием практики, распределяются по школам. Кроме этого, студенты получают консультации к выполнению заданий по практике (состав­ление характеристики ученика или класса, анализ урока или внеклассного ме­роприятия и др.).

2.Диагностический.Первая неделя педагогической практики — это вре­мя, необходимое для адаптации к новым условиям, знакомства со школой, пе­дагогическим коллективом, учащимися; изучения личных дел детей, особенно­стей их психофизического развития; изучения детского коллектива, особенно­стей его структуры; посещения и системного анализа студентами уроков, вне­классных мероприятий, коррекционно-практических занятий учителей и воспитателей образовательного учреждения, изучения пе­редового педагогического опыта, начала систематического ведения дневнико­вых записей.

В течение первой недели (диагностический этап) студенты знакомятся:

— с содержанием и организацией работы руководства школы (с обязанно­стями директора и его заместителей по учебной, воспитательной, коррекцион­ной работе);

— с органами управления школой: педагогическим советом, методически­ми объединениями, родительским комитетом, их структурой, задачами и дея­тельностью;

— со школьной документацией: общешкольным планом коррекционной учебно-воспитательной работы, расписанием уроков, формами школьной от­четности (классные журналы, ученические дневники), правилами поведения учащихся, требованиями к учащимся, их личными делами медицинскими за­ключениями;

— с учебно-производственной базой учреждения;

— с санитарно — гигиеническим режимом работы школы;

•с формами учебной и воспитательной работы школы.

В ходе диагностического этапа студенты определяют детей для индиви­дуального изучения и составления психолого-педагогической характеристики. В это время студенты коллективно посещают открытые уроки и внеклассные занятия и мероприятия, консультируются у врача и логопеда школы об особенностях соматического и речевого развития детей данного класса, у психолога — об особенностях их психического развития, у учителей и воспитателей — о специфич­ности планирования и проведения учебных и воспитательных занятий.

7 стр., 3361 слов

Дневник студента по практике 2

... 4. Отзывы руководителей практики от предприятия и кафедры Отзыв руководителя практики от организации (предприятия) о работе студента По результатам работы на практике можно сделать вывод ... и инновационные технологии в работе с ними. Студент ___________________ (подпись) Дата _________________ Специалист ________________ (подпись) Дата __________________ Руководитель практики _______ (подпись) Дата ...

Рабочий день студента в учреждении длится не менее 5 часов.

На основе изучения пла­нирования уроков учителей, планов воспитательной работы классного руково­дителя к концу недели составляется индивидуальный план работы на весь период практики: график посещения уроков и внеклассных воспитатель­ных мероприятий, организация психолого-педагогического изучения ученика и класса, наблюдение за работой с родителями, научно-исследовательская работа.

В ходе коллективного посещения уроков и внеклассных, воспитательных мероприятий студенты учатся наблюдать и анализировать педагогический про­цесс в целом и его отдельные этапы, элементы, обращать внимание на главное, существенное, осваивать формы, методы, средства специальной коррекционно-образовательной деятельности.

Уже в этот период практики студент приступает к осуществлению вне­классной работы: принимает участие в проведении классного часа; организует помощь отстающим ученикам и др..

3. Стажёрский.В его содержание входят посещение и анализ уроков учителей начальных классов, внеклассных воспитательских мероприятий, разработка конспекта внеклассного мероприятия и его проведение с по­следующей оценкой по пятибалльной шкале учителем или воспитателем при непосредственном участии методистов кафедр, оформление отчетной документации.

4. Заключительный.Этот этап предусматривает подведение итогов практики на итоговой конференции в институте. За 3 дня до итоговой конференции студенты сдают документацию, на основе анализа которой выставляется оценка. Общая оценка за практику складывается из оценки за качество и своевременность сдачи документации, из оценки за психолого-педагогическую характеристику на ученика и класс и из оценки за проведенное внеклассное мероприятие. На заключительной конференции студенты выступают с докладами по обобщению опыта работы школы, готовят материалы, иллюстрирующие доклад, проводят выставку наглядных пособий, методических разработок внеклассных мероприятий.

В ходе педагогической практики студенты должны овладеть умениями:

— всесторонне изучать личность школьника и особенности коллектива учащихся с целью диагностики и проектирования их развития и образования;

— определять конкретные учебно-воспитательные задачи, исходя из общих и частных (специфичных) целей обучения и воспитания, с учетом индивидуальных и типологических различий умственно отсталых учащихся, социально-психологических особенностей детского коллектива;

— проводить воспитательную работу с учащимися и направлять про­цесс их самовоспитания;

— целенаправленно и систематически проводить работу по социально-бытовой адаптации учащихся;

— анализировать и обобщать с позиций системного подхода лучший педагогический опыт учителей-дефектологов специального образовательно­го коррекционного учреждения, организовывать опытно-экспериментальную работу.

Содержание практики

Педагогическая практика студентов 3 курса в специальном образовательном учреждении для детей с нарушением интеллекта (учитель начальных классов) проводится в течение 3 недель на 3 курсе обучения в вузе. Студенты проходят практику в специальных (коррекционных) образовательных школах и школах-интернатах VIII вида (для детей с умственной отсталостью), которые служат базовыми уч­реждениями для профессиональной подготовки студентов по специальности «олигофренопедагогика». Студенты проходят практику под руководством пре­подавателей вуза (методистов кафедр факультета) и учителей коррекционных образовательных учреждений.

13 стр., 6122 слов

Духовно-нравственное развитие детей младшего школьного возраста ...

... - позиции школьника, связанной с высоко ценимой взрослыми учебной работы. И пусть желание занять это новое место в жизни ... другими людьми. Приходя в школу, ребёнок осваивает начальный период школьного обучения, в котором и происходит формирование учебной ... социальная ситуация развития, и ребенок оказывается на границе возрастного периода. Он приходит к осознанию своего места в мире общественных ...

Содержание практики способствует решению следующих задач:

1 .Всестороннее психолого-педагогическое и медико-социальное изуче­ние детей с нарушением интеллекта.

2. Осуществление психолого-педагогического анализа урока и внекласс­ного мероприятия с подробной записью наблюдений за их ходом.

3. Ознакомление с различными формами внеклассной воспитательной работы и проведение ее с учащимися.

5. Подготовка и проведение родительского собрания, посещение семей воспитанников, дежурство в школе, школе — интернате.

Чтобы решить указанные задачи, необходимо:

  • в первые дни педпрактики совместно с групповым руководителем, составить индивидуальный календарный план-график ра­боты на весь период практики (отражается в дневнике педпрактики);
  • посетить уроки разного типа (пропедевтический урок, урок формиро­вания новых знаний, урок систематизации и обобщения знаний, умений и на­выков, урок контроля, комбинированный урок), дать в календарном дневнике практики их краткий анализ;
  • изучить содержание внеклассной работы в прикреплен­ном классе и составить план внеклассной деятельности на период педагогиче­ской практики;
  • участвовать в подготовке и проведении внеклассных мероприятий. Краткий психолого-педагогический анализ одного из мероприятий должен быть представлен в дневнике практики;
  • присутствовать на внеклассных мероприятиях, проводимых другими студентами, принимать активное участие в их обсуждении;
  • проводить психолого-педагогическое изучение конкретных учеников и класса в целом;
  • вести работу с родителями.

Права и обязанности студента-практиканта

В период педагогической практики студент обязан:

— соблюдать Устав и правила внутреннего распорядка специальной (коррекционной) образовательной школы, школы-интерната;

— в точности выполнять распоряжения директора школы, учителя и класс­ного руководителя, методиста факультета;

— присутствовать на педсоветах и производственных совещаниях, на засе­даниях методического объединения учреждения;

— выполнять все предусмотренные виды работ, тщательно готовиться к каждому уроку и проведению различных внеклассных воспитательных занятий и мероприятий.

При этом студент должен проявлять организованность, дисциплиниро­ванность, вежливость, тактичность, трудолюбие.

Если студент по болезни или другим уважительным причинам не успел выполнить программу практики в отведенные для этого сроки, практика долж­на быть продлена или перенесена на иные сроки по согласованию с руково­дством факультета.

Студент имеет право:

— обращаться к руководителям практики от университета, администрации и преподавателям образовательного учреждения по всем-вопросам, возникаю­щим в процессе практики;

— вносить предложения по совершенствованию учебно-воспитательного процесса, организации практики;

— участвовать в конференциях и совещаниях;

— пользоваться библиотекой, кабинетами, находящимися в них учебно-методическими пособиями и другими информационными документами, необ­ходимыми для оформления отчета о педагогической практике.

В случае невыполнения требований, предъявляемых к практиканту, сту­дент может быть отстранен от прохождения практики.

Отчетная документация

Основными видами отчетной документации, которую должны пред­ставить студенты по завершению педагогической практики являются следую­щие.

1.План учебно-воспитательной работына период практики.

2.Дневник педагогической практики,в котором раскрываются основ­ные этапы учебно-воспитательной работы с их краткой характеристикой и ана­лизом.

4.План-конспект одного внеклассного воспитательного мероприя­тия и его анализ.

5.Психолого-педагогическая характеристика класса.

6. Психолого-педагогическая характеристика ученика.

7.0тчет о научно-исследовательской работе, проведенной в период пе­дагогической практики.

8.0тчет о педагогической практике.

В целом общая оценка работы каждого студента является комплексной, учитывающей все стороны его деятельности в период педагогической практи­ки. Итоговая оценка за практику определяется на основе обсуждения и согла­сования мнений руководителей практики: методистов, преподавателей педаго­гики и психологии, учителей, воспитателей и администрации образовательного учреждения.

Критерии оценки за педагогическую практику.

1 .Обязательное прохождение всех этапов практики.

2.Овладение умениями и навыками, предусмотренными программой практики.

3.Степень самостоятельности студента при проведении всех этапов работы.

4.Умение творчески применять теоретические знания в практической работе.

5.Качественная сторона проведенных внеклассных мероприятий.

6.Качество документации.

7.Отношение студента к практике.

Список литературы

ОСНОВНАЯ

1. Аксенова А.К. Методика обучения русскому языку в спе­циальной (коррекционной) школе VIII вида. — М., 2006

2. Ануфриев А.Ф., Костромина С.Н. Как преодолеть трудности в обучении детей. М., 2000.

3. Бгажнокова И.М.Программа для специального коррекционного образования учреждений VIII вида. 0-4 классы, Просвещение 2008г.

4. Т.Л. Лещинская Букварик. Подготовительный класс специальных коррекционных учреждений. Владос, 2007.

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ

  1. Бакулина Г.А., Дембицкая Н.В., Обухова Е.А. Методика интеллектуального развития младших школьников на уроках русского языка. – М.: Владос, 2006.
  2. Барышникова Д.И., Худенко Е.Д. Планирование уроков развития речи на основе знакомства с окружающим миром. – М.: Аркти, 2004.
  3. Безруких М.М. Обучение первоначальному письму. – М.: Просвещение, 2002.
  4. Баряева Л.Б., Логинова Е.Т., Лопатина Л.В. Обучение грамоте. Пособие для учителя. – С-Пб.: Союз, 2004.
  5. Букатов В.М., Ершова А.П. Я иду на урок. Хрестоматия игровых приемов обучения. – М.: Первое сентября, 2002.
  6. Жидкина Т.О.Методика преподавания ручного труда в младших классах коррекционной школы VIII вида. Академия, 2005г.
  7. Корнев А.Н. Подготовка к обучению грамоте детей с нарушением речи. – М.: Айрис Пресс, 2006.
  8. Коррекционная педагогика в начальном образовании./ Под ред. Г.Ф.Кумариной. М., 2001.
  9. Коррекционная педагогика в начальном образовании./ Под ред. Г.Ф.Кумариной. М., 2001.
  10. Максимчук Н.Н. Игры по обучению грамоте и чтению. – М.: Вако, 2006.
  11. Обучение детей с нарушениями интеллектуального развития (Олигофренопедагогика) : Учеб. пособие для студентов вузов / Под ред. Б.П.Пузанова. — М. : Акад., 2001.
  12. Петрова, В.Г. Психология умственно отсталых школьников : учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по спец. 031700 — олигофренопедагогика / В. Г. Петрова, И. В. Белякова. — М. : Акад., 2002.
  13. Русецкая М.Н. Нарушения чтения у младших школьников: Анализ ечевых и зрительных причин: Монография. – СПб.: КАРО, 2007. -192 с.

Приложение 1.

Дневник педпрактики

студентки___курса группы_____ факультета социальной и коррекционной педа­гогики ______________________________________________________

(фами­лия, имя, отчество)___________________________________________ Педагогическая практика проводится в _________________________ школе

(школе-интернате) ___________________ с __________ по ________ 200__г.

(города, поселка, района, села)

На первых страницах записываются:

1) Ф.И.О. директора учреждения, его заместителей, классного руководи­теля, учителей — предметников, методиста факультета;

2) список учащихся класса;

3) расписание уроков и звонков;

4) индивидуальный (календарный) план — график деятельности на пед­практике.

Далее идут ежедневные записи о работе во время педпрактики: знакомст­во со школой, изучение библиотечного фонда, наблюдение за классом и от­дельными учащимися на уроках, переменах, во время внеклассных занятий, в домашней обстановке; посещение и системный психолого-педагогический ана­лиз уроков и внеклассных занятий, проведенных учителем, практикантами, а также самим студентом; замечания по организации и проведению педпрактики, предложения по её улучшению.

Общий анализ уроков и внеклассных мероприятий, фиксируемых в днев­нике можно осуществлять по схеме:

Дата Проведения

Тема, цель и ход урока (внеклассного мероприятия)

Замечания по ходу урока (внеклассного мероприятия)

Подпись практиканта _______________________

Приложение 2.

Схема системного психолого-педагогического анализа урока

1. Школа, класс, предмет, Ф.И.О. учителя-стажера (практиканта-сокурсника).

2. Анализ темы, целей или задач (дидактическая, коррекционно — разви­вающая, воспитательная), их структура, комплексность, реальность выполне­ния в границах данного урока.

3. Тип урока, его соответствие содержанию учебного материала и зада­чам урока,

4. Структура урока. Основные этапы урока. Соответствие структуры уро­ка его теме и целям. Целесообразность длительности каждого этапа урока. Взаимосвязь этапов и их подчиненность основной дидактической цели.

5. Психолого-педагогические приёмы организации этапов урока, их соответствие коррекционно-дидактическим задачам.

6. Содержание учебного материала, его соответствие требованиям госу­дарственных образовательных программ, теме и целям урока; умение учителя выделять в содержании урока наиболее важное, основные идеи, понятия и уме­ние акцентировать на них внимание учащихся; насколько часто и умело педа­гог выделяет главную мировоззренческую идею урока, убеждает учащихся в её справедливости.

7. Реализация основных дидактических принципов на уроке. Научность, сообщаемых знаний, их доступность для учащихся с умственной отсталостью. Учет возрастных особенностей детей, их уровня развития и усвоения знаний, интеллектуальных возможностей. Осуществление индивидуального и диффе­ренцированного подхода (учитывалась ли работоспособность ученика, уровень знаний и умений, уровень познавательной и практической активности, само­стоятельности, отношение к учению в целом, наличие и характер когнитивных процессов, особенности проявления волевых качеств).

8. Пути активизации аналитико-синтетической деятельности учащихся (как учитель добивался активности и самостоятельности мышления, побуждал к установлению логических причинно-следственных зависимостей, задейство­вал воображение, на какие закономерности и особенности формирования пред­ставлений, понятий умственно отсталых школьников опирался).

Развитие речи учащихся (обеспечение вербальной активности детей, обогащение словаря, ис­правление неточностей в высказываниях).

Развитие самостоятельности, навы­ков самоконтроля, познавательных процессов.

9. Использование наглядных средств обучения: виды наглядных пособий и дидактического материала, их соответствие теме, целям урока, возрасту уча­щихся, целесообразность применения, внешнее оформление, правильность ис­пользования. Сочетание слова, наглядности и практической деятельности на уроке.

10. Охранительный режим на уроке (создание положительной мотивации к процессу учения, предупреждение утомляемости и пресыщаемое™, создание атмосферы доброжелательности, взаимопонимания, всемерного поощрения по­знавательных усилий школьников, восстановление делового равновесия на уроке при его нарушении, целесообразное ослабление напряженности в конце урока и т.д.).

11. Методическое обеспечение урока. Соответствие методов обучения специфике учебного материала, его структуре, уровню сложности содержания, целям обучения, основным дидактическим требованиям. Учет возрастных и психофизических особенностей учащихся с умственной отсталостью при под­боре методов, уровня их знаний, наличия необходимого оборудования. Разно­образие методов и приемов обучения, их продуманность, целесообразность применения на каждом этапе урока, подчинение основной коррекционно-развивающей цели. Эффективность применения методов и приемов: обеспече­ние активизации деятельности учащихся, коррекции нарушений их развития;

влияние методов и приемов на формирование познавательного процесса, ког­нитивной активности и самостоятельности, создание положительного отноше­ния к учебному материалу, преодоление индифферентности школьников.

Методы управления познавательной деятельностью: обеспечение полно­го, точного, оперативного получения обратной связи в процессе обучения в це­лом и на его отдельных этапах; содействие учащимся в овладении приемами актуализации, обобщения и систематизации усвоенных знаний, умений и на­выков; формирование у школьников требовательного и критического отноше­ния к своей работе, её результатам.

Группы методов контроля (устного, письменного, практического, программированного), используемые на уроке. Организация контроля (в какие мо­менты урока предлагались контрольные задания, их частота, последователь­ность, адекватность применения; характер и формы самостоятельной работы, сочетание методов контроля).

12. Учёт и оценка знаний учащихся. Индивидуальный и фронтальный . опрос (их соотношение и оправданность).

Эффективность влияния индивиду­альной работы с учеником на групповую или фронтальную форму работы клас­са.

13. Подведение итогов урока. Умение учителя делать основные обобще­ния и выводы, привлекать к обобщению самих учащихся, давать оценку дея­тельности учащихся, учитывать субъективные результаты учебной деятельно­сти учащихся при определении объёма и содержания домашнего задания. Ме­тодика предъявления домашнего задания. Дифференцированный подход и учет психологических особенностей умственно отсталых школьников при опреде­лении домашнего задания.

14. Облик учителя. Речь учителя: ясность, точность, выразительность, эмоциональность. Знание материала урока, владение методами и приёмами ра­боты на уроке, владение техникой письма на доске, демонстрацией пособий.

Общий характер поведения учителя на уроке. Мастерство педагогическо­го общения (использование конкретных приёмов: убеждение, поощрение, про­буждение гуманных чувств, проявление огорчения, вовлечение в интересную деятельность, моральная поддержка ребенка и укрепление веры в собственные силы, приказание, упрёк, предупреждение, осуждение, наказание и др.).

Влия­ние поведения учителя на нейтрализацию психоэмоционального возбуждения у одних учащихся и преодоление повышенной тормозимости у других.

15. Общая оценка урока. Степень достижения общеобразовательной, коррекционно — развивающей и воспитательной целей урока. Дисциплина уча­щихся на уроке. Эффективность использования системы методов на уроке.

Задания, полученные на уроке учащимися. Виды сформированных уме­ний и навыков.

Способы осуществления связи нового с уже известным, организация по­вторения и закрепления учебного материала. Чередование приемов опроса, объяснения, сочетание доверия и контроля коллективной, индивидуальной и групповой работы на уроке, различные формы деятельности на уроке.

Приложение 3.

Схема анализа внеклассного мероприятия

I. Общие сведения о воспитательном мероприятии

1. Школа, класс, Ф.И.О. учителя-стажера (практиканта-сокурсника).

2. Тема, цель мероприятия, задачи, форма организации.

3. Чем обусловлен выбор мероприятия (классными, школьными тради­циями, общей системой воспитательной работы класса, школы и т.д.).

II. Ана­лиз подготовки к проведению мероприятия

1. Инициаторы и организаторы мероприятия (учитель, отдельные учащиеся и т.д.).

2. Учет интересов и психофизических особенностей школьников с умст­венной отсталостью при выборе мероприятия, его содержания, отборе педаго­гических методов, приемов и средств.

3. Особенности подготовки к мероприятию.

4. Влияние подготовительной работы на классный коллектив (сплочен­ность, взаимопомощь, самокритичность, гендерные взаимоотношения (между мальчиками и девочками и т.п.)).

III. Анализ хода воспитательного мероприятия

1. Организованность и дисциплинированность детей во время проведе­ния мероприятия.

2. Соответствие внешнего вида учащихся, оформления помещения, обо­рудования целям и задачам проводимой работы.

3. Увлеченность школьников ходом мероприятия. Его роль в осуществ­лении комплексного подхода к воспитанию детей.

4. Массовые явления, наблюдаемые во время проведения мероприятия (подражание, вдохновение, смены настроения, дух соревнования и т.д.)

IV. Влияние личности педагога на подготовку и проведение меро­приятия

1. Создание благоприятного психоэмоционального климата в коллективе.

2. Проявления педагогического такта.

3. Учет возрастных и индивидуальных психофизических особенностей воспитанников.

V. Психолого-педагогические выводы

1. Нравственно — воспитательная ценность мероприятия.

2. Значение мероприятия для последующего развития отдельных детей, формирования и развития классного коллектива в целом, для совершенствования межлично­стных отношений в классе, для пробуждения интереса к тем вопросам, кото­рым было посвящено мероприятие.

3. Методические ошибки и недостатки, снизившие Эффективность меро­приятия, возможность и способы их устранения.

Приложение 4.

Программа психолого-педагогического изучения ученика коррекционной школы 8 вида.

  1. Общие сведения об ученике.
  2. Данные анамнеза и медицинского исследования.
  3. Условия семейного воспитания.
  4. Особенности психического развития ребенка в разные возрастные периоды до поступления в школу.
  5. Особенности познавательной деятельности.
  6. Особенности развития личности.
  7. Уровень развития и состояние учебных знаний, умений и навыков.
  8. Заключение.

Приложение 5.

Программа психолого-педагогического изучения класса коррекционной школы 8 вида.

  1. Общие сведения о классе.
  2. Состав класса по диагнозу.
  3. Состав класса по этиологии.
  4. Состав класса по структуре дефекта.
  5. Семейные условия жизни учащихся.
  6. Особенности учебной деятельности класса.
  7. Взаимоотношения в ученическом коллективе.
  8. Роль классного руководителя в формировании коллектива класса.

Приложение 6

ФГБОУ «Волгоградский государственный социально-педагогический университет»

ОТЧЕТ О ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРАКТИКЕ

Фамилия И.О._____________________________________________________

Факультет________________________________________________________

Специальность_____________________Курс_____________________Группа

Дополнительная специализация______________________________________

Образовательное учреждение________________________________________

Адрес___________________________________________Телефон__________

Руководитель практики от факультета________________________________

Оценка подпись дата Фамилия И.О.

Руководитель группы студентов __________________________________

Оценка подпись дата Фамилия И.О

Директор школы _______________________________

подпись дата Фамилия И.О

Печать

Волгоград 2011

Примерная схема отчета по педагогической практике

Ф.И.О. ______________________________________________________________

Факультет социальной и коррекционной педагогики курс

Проходил(а) педпрактику в школе № ________________________ классе ___

__________________________________________________________________

(города, села, района)

с _____________г. по _______________ 2011г.

Классный руководитель (Ф.И.О.) _________________________________________

Методист кафедры — групповой рук-ль (Ф.И.О.) _____________________________

Школоведческий этап практики

1. Результативность изучения личных дел учащихся.

4. Впечатление от учреждения, руководства, школьных служб и т.д.

5. Охарактеризуйте условия, в которых проходила Ваша практика. Удовлетво­рило ли Вас качество учебно-материальной базы образовательного учреж­дения, кабинетов, расписание занятий?

Учебная работа в школе

1. Сколько уроков и по каким предметам посетили за время педагогической практики? У каких преподавателей Вы были на уро­ках или воспитательных мероприятиях с целью изучения передового педагоги­ческого опыта? Какие из посещений Вам были наиболее полезны? Какую поль­зу принесло Вам знакомство с опытом работы учителей школы? Какие ценные методические приемы были Вами заимство­ваны и использованы при проведении своих уроков?

2. Какие трудности Вы испытывали при системном психолого-педагогическом анализе уроков? Какая помощь была оказана учителями?

Воспитательная работа в школе

1. Какие конкретные задачи были поставлены Вами по внеклассной работе на время педпрактики и чем они были обусловлены?

2. Сколько внеклассных мероприятий Вы посетили и проанализировали?

3. Какие пробные и зачетные мероприятия были проведены Вами за время практики для решения поставленных задач? Как были организованы намеченные мероприятия? Какова роль и место учащихся в их организации и проведе­нии и достигнутые результаты?

4. Какая работа проведена с родителями учащихся?

5 Какие трудности Вы испытывали при проведении воспитательной работы в классе? В чем чувствуете слабость своей подготовки как воспитателя?

6. Каковы Ваши пожелания по улучшению организации и проведения воспита­тельной деятельности в период педпрактики?

Научно-исследовательская работа в школе .

1. Охарактеризуйте Вашу научно-исследовательскую деятельность в период педпрактики в школе (тема, полученные результаты);

2. Встретили ли Вы трудности при проведении научно-исследовательской ра­боты? Если да, то, какие? Кто реально оказывал Вам помощь в выполнении это­го задания?

Заключение

1. Как Вы оцениваете итоги педагогической практики? Что Вам больше всего удалось, а что — нет? Укажите причины неудач.

2. Ваши выводы по педпрактике и предложения по совершенствованию её со­держания и организации в специальном (коррекционном) образовательном уч­реждении для детей с умственной отсталостью.

Приложение 7.

Отчет о научно-исследовательской работе

Тема исследования:___________________________________________________

Цель и задачи исследования:

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________База исследования: _____________________________________________________

План исследования:

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Используемые методы исследования: _______________________________ _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Результаты, выводы:

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Рекомендации:

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Руководитель:

____________________________________________________________________

Приложение 8

Отзыв

О работе студента _____курса факультета ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

(фамилия, имя, отчество)

проходившего педагогическую практику в ________классе

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

(наименование и адрес школы)

с____________________по___________________________2011 г.

В период педагогической практики практикант посетил ________уроков,

Провел психолого-педагогическое изучение _______класса и ___учеников

данного класса (указать фамилии)______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Провел воспитательные занятия:

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Завуч по учебно-воспитательной работе _______________________

Директор школы _______________________

Печать

«_______»________________2011 г.