Способы разрешения конфликтов. Техника применения сотрудничества.

Способы разрешения конфликтов:1)Сп. «подавление». Предполагает, что конфликт разрешается в пользу учителя (преподавателя), все выгоды его, ученики же ничего не получают. Педагог – победитель, учащийся же – проигравший. 2)Сп. «уступки». Предполагает, что конфликт разрешается в пользу учащихся, все выгоды – их, учитель ничего не получает. Учащийся – победитель, учитель – проигравший. 3)Способ сотрудничества – это процесс. Он состоит из ряда последовательных взаимодействий, многие из которых не могут быть пропущены. При использовании этого способа учитель (преподаватель) и учащийся ищут возможные решения, которые могут в наибольшей степени позволяют удовлетворить потребности обеих сторон. Здесь не имеет значения, кто предложил решение. Поэтому данный способ развивает кооперацию, сотрудничество. Он позволяет превратить практически любой конфликт из деструктивного в конструктивный. Для реализации способа сотрудничества необходимо: А)Определение проблемы Б)выработка возможных решений В)Оценка решений Г)выбор лучшего решения Д)определение, каким образом будет выполняться решение Е)оценка, насколько полно выбранное решение решает проблему

 

48.С психологической точки зрения конфликт означает столкновение противоположно направленных, несовместимых потребностей, мотивов, интересов, актов поведения.Среди особенностей педагогических конфликтов можно отметить следующие:1)профессиональная ответственность учителя (преподавателя) за педагогически правильное разрешение конфликта;2)участники конфликтов носят различный социальный статус, чем и определяется их разное поведение в конфликте;3)разница возраста и жизненного опыта участников конфликта, что разводит их позиции в конфликте, порождает разную степень ответственности за ошибки при их разрешении;4)различное понимание событий и их причин участниками, поэтому учителю (преподавателю) не всегда легко понять глубину переживаний учащегося, а учащемуся – справиться со своими эмоциями, подчинить их разуму;5)присутствие других учеников при конфликте делает их из свидетелей участниками, а конфликт приобретает воспитательный смысл и для них;6)профессиональная позиция учителя (преподавателя) в конфликте обязывает его взять на себя инициативу в его разрешении и на первое место поставить интересы учащегося;7)всякая ошибка при разрешении конфликтов порождает новые ситуации и конфликты, в которые включаются другие учащиеся;8)конфликт в педагогической деятельности легче предупредить, чем успешно разрешить.

6 стр., 2811 слов

Анализ психологического конфликта между учителем и учеником

... усилия тех, кто вырабатывает решения. Решение конфликта представляет собой устранение полностью или частично причин, породивших конфликт, либо изменение целей участников конфликта. Управление конфликтами - это целенаправленное ... разговаривает с соседом по парте на уроке мировой художественной культуры. Учитель делает замечание. Реакции практически нет, разговоры продолжаются. Педагог, выйдя ...

Основные причины конфликтов в педагогическом процессе:1)малая возможность учителя (преподавателя) прогнозировать на занятии поведение учащихся; неожиданность их поступков часто нарушает ход занятия, вызывает раздражение и стремление любыми средствами убрать «помехи»;2)свидетелями конфликтных ситуаций являются другие учащиеся, поэтому преподаватель стремится сохранить свой социальный статус любыми средствами и тем самым часто доводит ситуацию до конфликта; 3)учителем (преподавателем), как правило, оценивается не отдельный поступок ученика, а его личность, такая оценка часто определяет отношение к ученику других учителей и сверстников;4)оценка ученика нередко строиться на субъективном восприятии его поступка и малой информированности о его мотивах, особенностях личности, условиях жизни в семье;5)учитель (преподаватель) затрудняется провести анализ возникшей ситуации, торопиться строго наказать ученика, мотивируя это тем, что излишняя строгость по отношению к ученику не навредит;6)немаловажное значение имеет характер отношений, которые сложились между учителем (преподавателем) и отдельными учениками; личностные качества и нестандартное поведение последних является причиной конфликтов с ними;7)личностные качества учителя (преподавателя) также часто бывают причиной конфликтов (раздражительность, грубость, мстительность).

Различают две большие группы конфликтов: конструктивные и деструктивные. Конструктивные конфликты не способствуют прояснению позиций и выработке нового единства учебной группы. Деструктивные разрушают учебный коллектив и его связь с педагогом.

 

 

47.Педагогическое общение — многоплановый процесс организации, установления и развития коммуникации, взаимопонимания и взаимодействия между педагогами и учащимися, порождаемый целями и содержанием их совместной деятельности.

Специфическую характеристику профессиональной педагогической деятельности выражают два ее взаимосвязанных аспекта. С одной стороны, это педагогическое творчество в процессе общения с учащимися, с другой – общение с учащимися в процессе педагогического творчества. Профессионально-педагогическое общение есть система (приемы и навыки) органичного социально-психологического взаимодействия педагога и воспитуемых, содержанием которого является обмен информацией, оказание воспитательного воздействия, организация взаимоотношений с помощью коммуникативных средств. В этой связи общение в педагогической деятельности – это средство решения учебных задач; социально-психологическое обеспечение образовательного процесса; способ организации взаимоотношений педагога и учащихся, обуславливающих успешность обучения и воспитания.

Таким образом, педагогическое общение как особый вид творчества в технологическом плане находит свое выражение в умениях передать информацию, понять состояние учащегося, в организации взаимоотношений с учащимися, в искусстве воздействовать на партнера по общению, управлять собственным психическим состоянием. Педагогическое общение имеет динамику, соответствующую логике педагогического процесса: замысел, воплощение замысла, анализ и оценка. Исходя из этого, можно выделить следующие стадии педагогического общения: 1моделирование предстоящего общения в процессе подготовки к занятию или мероприятию (прогностический этап); 2организация непосредственного общения (начальный период общения) – «коммуникативная атака»; 3управление общением в педагогическом процессе; 4анализ осуществленной технологии общения и моделирование новой для решения другой педагогической задачи.Название стадий характеризует поэтапное развертывание педагогического общения.

10 стр., 4532 слов

Педагогическая производственная практика

... целенаправленно организовывать общение и управлять им; четко и убедительно выражать свои мысли, проговаривать инструкции, публично выступать перед коллективом педагогов, родителями и др. Организация педагогической производственной ... – работа с подростками группы риска. Работа с семьями учащихся. V раздел – работа с педагогическим коллективом. Студенты выполняют в обязательном порядке I, II, III ...

Стиль педагогического общения — индивидуально-типологические особенности взаимодействия педагога с учащимися. Стиль определяется позицией. В стиле педагогического общения находят выражение особенности коммуникативных возможностей педагога; сложившийся характер взаимоотношений педагога и воспитанников; творческая индивидуальность педагога; особенности учащихся. Общепринятой классификацией стилей авторитарный, демократический и попустительский.

При авторитарном стиле общения педагог единолично решает все вопросы. Исходя из собственных установок, он определяет цели взаимодействия, субъективно оценивает результаты деятельности. В наиболее ярко выраженной форме этот стиль проявляется при автократическом подходе к воспитанию, когда учащиеся не участвуют в обсуждении проблем, имеющих к ним прямое отношение, а их инициатива оценивается отрицательно и отвергается. Педагоги, придерживающиеся этого стиля общения, не позволяют проявлять учащимся самостоятельность и инициативу. Их оценки учащихся неадекватны, основаны лишь на показателях успеваемости. Авторитарный педагог акцентирует внимание на негативных поступках учащегося, но при этом не принимает во внимание мотивы этих поступков. Внешние показатели успешности деятельности авторитарных педагогов (успеваемость, дисциплина на уроке и т.п.) чаще всего позитивны, но социально-психологическая атмосфера неблагополучная.

Попустительский (анархический, игнорирующий) стиль общения характеризуется стремлением педагога минимально включаться в деятельность, что объясняется снятием с себя ответственности за ее результаты. Такие педагоги формально выполняют свои функциональные обязанности, ограничиваясь лишь преподаванием. Попустительский стиль общения реализует тактику невмешательства, основу которой составляют равнодушие и незаинтересованность проблемами учащихся. Следствием подобной тактики является отсутствие контроля за деятельностью учащихся и динамикой развития их личности. Успеваемость и дисциплина в классах таких педагогов, как правило, неудовлетворительны.

Общими особенностями попустительского и авторитарного стилей общения являются дистантные отношения между учителем и учащимися, отсутствие между ними доверия.

Альтернативой этим стилям общения является стиль сотрудничества участников, чаще называемый демократическим. При таком стиле общения педагог ориентирован на повышение субъектной роли учащегося во взаимодействии, на привлечение каждого к решению общих дел. Основная особенность этого стиля — взаимоприятие и взаимоориентация. В результате открытого и свободного обсуждения возникающих проблем учащиеся совместно с педагогом приходят к тому или иному решению. Для педагогов, придерживающихся этого стиля, характерны активно-положительное отношение к учащимся, адекватная оценка их возможности, успехов и неудач. Им свойственны глубокое понимание учащихся, умение прогнозировать развитие личности. При демократическом стиле общения педагог стимулирует учащихся к творчеству, инициативе, организует условия для самореализации.

20 стр., 9866 слов

Особенности девиантного поведения подростков из семей с разными ...

... подростков, воспитывающихся в семьях с разными стилями семейного воспитания 1.1 Психологические характеристики девиантного поведения Проблема девиантного поведения - это проблема гармонии личности и общества, ... Проблеме проявления девиантных форм поведения у подростков, вызванных неблагоприятным положением ребенка в системе внутрисемейных отношений, посвящены работы В.Г. Бочаровой, Ю.Р. Вишневского, ...

В реальной педагогической практике чаще всего имеют место «смешанные» стили общения. Но и в этом случае педагог должен быть в целом ориентирован на демократический стиль общении, диалог и сотрудничество с учащимися.

Дружеское расположение выступает стимулом развития взаимоотношений педагога с учащимися. Однако дружественность должна быть педагогически сообразной, так как определенная мера дистантности сохраняет статусные позиции и суверенность каждого из субъектов процесса взаимодействия.

Такие стили общения, как устрашение, заигрывание и крайние формы общения-дистанции, при отсутствии у педагога коммуникативных умений, необходимых для создания творческой атмосферы сотрудничества, при их частом использовании становятся штампами, воспроизводя малоэффективные способы педагогического общения.

45.В основе семейного воспитания лежит семейное право, которое закреплено Конституцией страны, законодательными и нормативными документами о браке, семье, правах ребенка и защите детства. Важное место среди документов, гарантирующих жизнь и здоровье детей, занимает Международная Конвенция ООН о правах ребенка, принятая в 1989 году. В соответствии с ним родители гарантируют свободу и достоинство своим детям, создавая в семье условия, при которых они могут состояться как личности и граждане, обеспечивая предпосылки для их свободной творческой жизни. Родителям в каждой семье нужно усвоить такие положения Конвенции, как право ребенка на жизнь и право ребенка на родителей. Три принципа осуществления Конвенции: 1знание ее основных положений; 2понимание провозглашенных в ней прав; 3поддержка и конкретные меры и дела по превращению их в реальность.

Программе реальных действий в пользу детей посвящены еще два документа: 1)Всемирная декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей и 2)План действий по осуществлению этой декларации в 90-е годы. В этих двух документах разработаны меры сообщества по защите прав ребенка, охране его здоровья, обеспечению продовольствием и питанием, по защите гарантий семейных возможностей. В Конвенции о правах ребенка подчеркнуто, что дети имеют право на особую заботу и помощь, для чего в семье как основной ячейке общества и естественной среде для роста и благополучия всех членов и особенно детей, должна быть обеспечена необходимая защита. Признано, что для полного и гармоничного развития личности ребенку необходимо расти в семейном окружении, в атмосфере счастья, любви и понимания. Если родители жестоко обращаются с ребенком или не заботятся о нем, наносят вред физическому или нравственному здоровью детей, соответствующие компетентные органы на основании судебного решения лишают их родительских прав, а детей определяют на воспитание в государственные учреждения. Конвенция предостерегает родителей от авторитаризма в семейном воспитании. Она призывает их строить взаимоотношения с детьми на высокой нравственно-правовой основе.

Уважение к мнению, взглядам, личности ребенка должно стать в семье не только проявлением нормы общечеловеческой культуры, но и нормой права. Семейная педагогика должна строиться родителями на основе отношений равноправных личностей, равноправных субъектов права, а не на основе требований старших, не на слепом подчинении одних другим. Родители должны стремиться к тому, чтобы стержневым в формировании подрастающей личности стало воспитание уважительного отношения к закону, к правам других людей, каждого человека. Таким образом, Конвенция о правах ребенка 1989 года, Декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей 1990 года вобрали в себя основные положения об охране жизни и здоровья детей, о роли, правах и обязанностях родителей по созданию условий для такой охраны, о воспитании детей в семье. В полном согласии с этими документами находятся нормативные и законодательные акты, Беларуси. Правовые отношения семьи и государства регламентируются нормативными документами, указами и постановлениями. Семья находится под защитой государства, которое проявляет заботу о ней путем создания и развития сети общеобразовательных учреждений, выплаты пособий, оказания помощи в воспитании и медицинском обслуживании, а также путем предоставления других видов пособий и помощи семье. Правовые основы семейного воспитания базируются на соответствующих статьях Конституции РБ, принятой в 1994 году, и Законе РБ «Об образовании». Система государственного образования обеспечивает общеобразовательную и профессиональную подготовку граждан, их духовное и физическое развитие. Конституция обязывает родителей заботиться о воспитании детей, приобщать их к труду и воспитывать у них трудолюбие (статья 32).

14 стр., 6511 слов

Профессиональное самоопределение детей-сирот и детей, оставшихся ...

... осуществлению опеки и попечительства над детьми, оставшимися без попечения родителей. С целью усиления социальной поддержки приемных семей в регионах принимаются нормативные правовые ... сформированность навыков саморегуляции как одна из причин трудностей профессионального самоопределения учащихся. / Профессиональная ориентация и обучение (теоретические и прикладные проблемы): Межвузовский ...

Фонды общественного потребления гарантируют каждому ребенку общее бесплатное образование. Значительную помощь семье оказывают государственные меры по охране прав материнства и детства. Одним из основных принципов воспитания детей в семье, закрепленных законодательством, является предоставление отцу и матери равных прав и обязанностей в отношении своих детей. Он охватывает все стороны жизни детей в семье и означает, что все вопросы, касающиеся детей, родители решают совместно, никто из них не имеет преимуществ друг перед другом. Этот принцип обеспечивает наилучшие условия для соблюдения интересов детей, гарантирует защиту от проявления родительского эгоизма, служит базой для объективных, разумных решений. Родители обязаны содержать своих несовершеннолетних детей, а также детей нетрудоспособных и нуждающихся в помощи. Материальное содержание детей — это моральный долг родителей. К матерям и отцам, не выполняющим свой долг перед детьми по их содержанию и воспитанию, может быть применено– лишение родительских прав. Основанием к такому решению может послужить жестокое обращение с детьми, оказание на них вредного, аморального влияния, антиобщественное поведение родителей: алкоголизм, наркомания, проституция, хулиганство, тяжелые психические расстройства. Недобросовестное выполнение родительских обязанностей по воспитанию детей не бывает бесследным, оно обязательно отразиться на личности ребенка. В этих случаях органы опеки и попечительства осуществляют надзор, регулируя отношения родителей, бабушек и дедушек, братьев, сестер и других родственников, если складывается сложная, трудная ситуация по воспитанию детей. Для правового разрешения таких ситуаций, возникающих в новых условиях жизни общества, используется Кодекс о браке и семье.

3 стр., 1081 слов

Программа адаптивного физического воспитания для детей с нарушениями интеллекта

... 152-155. 14. Дмитриев А.А. Влияние мышечной работы на температуру кожи учащихся вспомогательных школ // Физическое воспитание детей в специальных школах. – Горький: Горьковский пединститут, 1980.-С. 33-37. ... 1943. – Вып.I. – с.67-86. 4. Антропова М.В. Работоспособность учащихся и ее динамика в процессе учебной и трудовой деятельности. М.: Просвещение, 1968. – 251с. 5. Астафьев Н.В., Михалев ...

 

44.Семья первый воспитательный институт. В семье закладываются основы нравственности человека, формируются нормы поведения, раскрываются внутренний мир и индивидуальные качества личности. Семья способствует формированию личности, самоутверждению человека, стимулирует его социальную, творческую активность. Существует несколько определений семьи. Во-первых, семья – это основанная на браке и (или) кровном родстве малая социальная группа, члены которой объединены совместным проживанием и ведением домашнего хозяйства, эмоциональной связью и взаимными обязанностями по отношению друг к другу. Во-вторых, семьей называется социальный институт, характеризующийся устойчивой формой взаимоотношений между людьми, в рамках которого осуществляется основная часть повседневной жизни людей: сексуальные отношения, деторождение и первичная социализация детей, значительная часть бытового ухода, образовательного и медицинского обслуживания и т.д. Семейно-брачные отношения прослеживаются в истории человечества с довольно ранних эпох. Ученые выделяют различные функции семьи. Репродуктивная функция обусловлена необходимостью продолжения человеческого рода. Экономическая и хозяйственно-бытовая функция. Социально-экономические изменения, происходящие в нашем обществе, вновь активизируют экономическую функцию семьи в вопросах накопления имущества, приобретения собственности, приватизации жилья, наследования и т.д.

Функция первичной социализации. Она обусловлена тем, что семья является первой и главной социальной группой, которая активно влияет на формирование личности ребенка. Семья оказывает влияние в целом на физическое, психическое и социальное развитие ребенка. Роль семьи состоит в постепенном введении ребенка в общество, чтобы его развитие шло сообразно природе ребенка и культуре страны, где он появился на свет. Обучение ребенка тому социальному опыту, который накопило человечество, культуре той страны, где он родился и растет, ее нравственным нормам, традициям народа – прямая функция родителей. Воспитательная функция. Родители первые воспитатели ребенка. Личный пример родителей – важнейшее средство влияния на воспитание ребенка. Его воспитательное значение основывается на присущей детскому возрасту склонности к подражанию. Не имея достаточных знаний и опыта, ребенок копирует взрослых, подражает их действиям. Характер отношений родителей, степень их взаимного согласия, внимания, чуткости и уважения, способы решения различных проблем, тон и характер разговоров – все это воспринимается ребенком и становится образцом для его собственного поведения. Непосредственно опыт ребенка, приобретенный в семье, в младшем возрасте становится подчас единственным критерием отношения ребенка к окружающему миру, людям. Правда, и в условиях семьи воспитание может быть деформированным, когда родители больны, ведут аморальный образ жизни, не обладают педагогической культурой и т.д. Конечно, семья воздействует на развитие личности детей не просто самим фактом, что есть семья, а благоприятным морально-психологическим климатом, здоровыми отношениями между ее членами. Рекреационная и психотерапевтическая функция. Смысл ее заключается в том, что семья должна быть той нишей, где человек мог бы чувствовать себя абсолютно защищенным, быть абсолютно принятым, несмотря на его статус, внешность, жизненные успехи, финансовое положение и т.д.

9 стр., 4438 слов

Формирование у учащихся младших классов навыков бесконфликтного поведения

... школьников; )        Составление и реализация программ по обучению учащихся бесконфликтному поведению. Для достижения курсовой были использованы следующие методы исследования: анкетирования, ... факты, ситуации, которые предшествуют конфликту и, при определенных условиях деятельности субъектов социального взаимодействия, вызывает его. Среди огромного множества причин ...

В зависимости от количества детей современные семьи делятся на многодетные, малодетные, однодетные и бездетные. По своему составу они могут быть однопоколенные (только супруги), двухпоколенные (родители и дети), межпоколенные, в которых совместно проживают дети, их родители и родители родителей. Если в семье есть только один из родителей (мама или папа), семья называется неполной.

 

 

50.Для организации внеклассной воспитательной работы в средних и старших классах из числа наиболее опытных учителей назначаются классные руководители. Их необходимость обусловлена тем, что в этих классах учебную и воспитательную работу ведет несколько учителей, деятельность которых нуждается в определенной координации. Кроме того, многие виды внеклассной работы не входят в обязанности учителей-предметников и возлагаются на классного руководителя.
Деятельность классного руководителя регламентируется специальным положением. В нем определяются его функции, основные направления работы и обязанности.
В качестве важнейших функций: когнитивно-диагностическая, организаторско-стимулирующая, объединительно сплачивающая, координирующая и личностноразвивающая. Рассмотрим кратко сущность каждой из них.
а) Когнитивно-диагностическая функция связана с необходимостью всестороннего изучения особенностей развития и поведения учащихся и определения уровня их воспитанности в целях учета этих особенностей в процессе внеклассной работы и осуществления индивидуального подхода к их обучению и воспитанию. Классному руководителю необходимо знать состояние здоровья учащихся и физического развития, условия домашнего воспитания, характер их обучаемости и воспитуемости, межличностные контакты и участие в организуемой деятельности, проявляемые склонности, способности и интересы, отношение к учебной работе и динамику успеваемости. Указанные данные нужно доводить до сведения работающих в классе учителей с тем, чтобы они соответствующим образом учитывали их в процессе учебно-воспитательной деятельности.
б) Организаторско-стимулирующая функция. Она обусловливается тем, что участие школьников во внеклассной работе в известной мере является добровольным делом. Главное здесь – умение классного руководителя организовать вне-классную работу таким образом, чтобы она увлекала учащихся высокой содержательностью, разнообразием и свежестью форм, постоянным поиском новых подходов к ее проведению.
в) Объединительно-сплачивающая функция. Эта функция вытекает из того, что действенным фактором воспитания является сплочение учащихся, здоровый психологический микроклимат в классе, товарищеское общение, забота друг о друге, влияние ученического коллектива. В то же время необходимо предотвращать появление в классе группировок с негативной направленностью, создавая условия для увлекательной совместной деятельности учащихся.
г) Координирующая функция классного руководителя. Обусловлена она тем, что, поскольку, как уже отмечено выше, в классе работает несколько учителей-предметников, возникает необходимость в согласовании их педагогических усилий по обучению и воспитанию учащихся, координация их деятельности и осуществления единого подхода к детям. Подобную работу необходимо проводить также с родителями учащихся и привлекать их к совместной со школой воспитательной работе.

2 стр., 889 слов

Духовно-нравственное воспитание в общеобразовательной школе

... приемам деятельности в коллективе; бережному и заботливому отношению к окружающей среде, друг другу; - создать условия для развития независимого творческого мышления; для удовлетворения учащимися своих ... в дореволюционной России), требует выделения для изучения основ духовно-нравственного воспитания в школе общечеловеческих ценностей с их индивидуальными вероисповеданиями (общие праздники, радость, ...

д) Личностно-развивающая функция. Ее осуществление требует придания проводимой воспитательной работе действенного педагогического влияния на развитие личностных качеств учащихся: стимулирование их потребностно-мотивационной сферы, учебно-познавательной активности, нравственное и эстетическое формирование, развитие творческих способностей и задатков, утверждение достоинства в межличностном общении и т.д.
Осуществление указанных функций связано с выполнением классным руководителем целого ряда возложенных на него обязанностей. К ним относятся:
1всестороннее изучение учащихся; 2разъяснение и внедрение правил поведения учащихся; 3повседневное наблюдение за успеваемостью учащихся, контроль за их домашней работой, а также регулирование объема домашних заданий; 4периодическое проведение ученических собраний в классе; 5вовлечение учащихся в кружковую работу; 6организация общественно полезного труда; 7оказание помощи в работе добровольных детских и юношеских организаций и объединений.

 

 

42.Слово «коллектив» с латинского переводится как «толпа», «сборище», «группа», «объединение». Под коллективом понимается:1) любая организационная группа; 2) высокий уровень развития группы. Основные признаки коллектива:а)общая цель. Такая цель должна совпадать с общественными интересами и не противоречить законам государства; б)общая совместная деятельность. Для достижения цели каждый член коллектива должен активно участвовать в совместной деятельности;в)отношения ответственной зависимости. В процессе деятельности

между членами коллектива в целях достижений цели вкладываются особые отношения;г)общий руководящий орган. Коллективом избирается наиболее авторитетный член в органы управления. Важной особенностью является сплоченность. В хороших коллективах существуют такие качества, как взаимопомощь, взаимопонимание, защищенность.

В любом коллективе различают типы отношений:1)личные, основанные на привязанностях, симпатиях или антипатиях; 2)деловые — совместные решения каких-либо социальных задач.

В коллективе объединены разные личности, которые имеют общую цель и общую деятельность для Достижения этой цели. Особое значение занимает воспитательный коллектив. Он создается в школе среди учащихся на базе хороших социальных отношений, общих стремлений к достижению успеха. Воспитательный коллектив является субъектом воспитания и организации собственной деятельности. Все учащиеся школы входят в так называемый единый общешкольный коллектив. Он включает в себя: первичные коллективы (т. е. классы); временные коллективы (спортивные секции, кружки, коллективы); формальные коллективы (ученический комитет, органы самоуправления учащихся); неформальные коллективы (неформальные сообщества).

8 стр., 3852 слов

Воспитание в современной школе

... воспитания, который включает в себя цель, идеи, деятельность, отношения и среду. Воспитательная система школы – это педагогическая концепция воспитания, ... структура, возникшая в ходе успешной деятельности единого воспитательного коллектива, учреждения по реализации общих ... личности учащихся. Воспитательная система школы имеет определенную структуру. Глава II. Структура воспитательной системы школы ...

Важнейшие средства воспитания детского коллектива: учебная работа; внеклассная работа; трудовая деятельность; общественно-социальная деятельность, культурно-

просветительская деятельность учащихся.

Для воспитания здорового, развитого ученического коллектива необходимо опираться на следующие принципы: воспитывать ученический актив, который будет положительно воздействовать на весь коллектив и во всем помогать педагогу; для дальнейшего успешного развития и воспитания коллектива необходимо четко формулировать педагогические требования; на развитие коллектива и целостного становления каждого члена коллектива влияет организация учебной, трудовой, просветительской, спортивно-оздоровительной деятельности, поддержка положительных традиций коллектива, которая укрепляет сплоченность.

 

40.Стимулировать — значит побуждать, давать толчок, импульс к мысли, чувству и действию. В целях подкрепления и усиления воздействия на личность школьника тех или иных факторов применяются различные методы стимулирования, среди которых наиболее употребительными являются соревнование, поощрение, а также наказание.
Как метод воспитания соревнование строится с учетом того несомненного социально-психологического факта, что детям, подросткам и юношам в высшей степени свойственно стремление к здоровому соперничеству, приоритету, первенству, самоутверждению. Вовлекая учащихся в борьбу за достижение наилучших результатов в труде и общественной деятельности, соревнование поднимает отстающих на уровень передовых, стимулирует развитие творческой активности, инициативы, новаторских починов, ответственности и коллективизма.
Соревнование бывает коллективным и индивидуальным. По времени действия соревнования различаются на длительные и эпизодические.

Поощрение — способ выражения общественной положительной оценки поведения и деятельности отдельного учащегося или коллектива. Его стимулирующая роль определяется тем, что в нем содержится общественное признание того образа действий, который избран и проводится учеником в жизнь. Переживая чувство удовлетворения, школьник испытывает подъем бодрости и энергии, уверенность в собственных силах и дальнейшем движении вперед.
Воспитательное значение поощрения возрастает, если оно заключает в себе оценку не только результата, но и мотива и способов деятельности. В поощрении особенно нуждаются дети несмелые, неуверенные. К поощрениям чаще приходится прибегать в работе с младшими школьниками и подростками, которые особенно чувствительны к оценке их поступков и поведения в целом. Но лучше, если это будут коллективные поощрения. Учителю необходимо одинаково заботиться о том, чтобы не появлялись ученики захваленные и обойденные общественным вниманием.
Отношение к наказаниям в педагогике весьма противоречиво и неоднозначно.
Наказание — это такое воздействие на личность школьника, которое выражает осуждение действий и поступков, противоречащих нормам общественного поведения, и принуждает учащихся неуклонно следовать им. Наказание корректирует поведение ребенка, дает ему ясно понять, где и в чем он ошибся, вызывает чувство неудовлетворенности, дискомфорта, стыда. А. С. Макаренко называл это состояние «выталкиванием из общих рядов» Это состояние порождает у школьника потребность изменить свое поведение В наказании нет подавленности, а есть переживание отчужденности от коллектива, хотя бы временного и небольшого.
Средствами метода наказания выступают замечания учителя, предложение встать у парты, вызов для внушения на педагогический совет, выговор в приказе по школе, перевод в параллельный класс или другую школу, исключение из школы и направление в школу для трудновоспитуемых. Может применяться и такая форма наказания, как изменение отношения к воспитаннику со стороны учителя или классного коллектива. Всякое наказание должно сопровождаться анализом причин и условий, породивших тот или иной проступок. В тех случаях, когда ученик нарушил правила поведения необдуманно, случайно, можно ограничиться беседой или простым упреком. Наказание приносит успех, когда оно согласуется с общественным мнением коллектива. По возможности надо избегать коллективных наказаний, поскольку они могут привести к объединению учащихся, нарушающих общественный порядок и дисциплину.

Среди тех зависимостей, которые определяют построение и выбор методов воспитания, на первом месте находится их соответствие идеалам общества и целям воспитания. В практической деятельности учитель, выбирая методы воспитания, обычно руководствуется целями воспитания и его содержанием. Исходя из конкретной педагогической задачи, учитель сам решает, какие методы взять себе на вооружение. В основу воспитательного процесса кладутся не сами методы, а их система. Методы воспитания, при помощи которых достигаются ожидаемые воспитательные результаты, оставаясь принципиально одинаковыми, бесконечно варьируются в зависимости от множества обстоятельств и условий протекания педагогического процесса. Педагогическое мастерство приходит только к тому учителю, который ищет и находит оптимальное соответствие методов воспитания закономерностям возрастного и индивидуального развития учащихся.
Будучи очень гибким и тонким инструментом прикосновения к личности, метод воспитания вместе с тем всегда обращен к коллективу, используется с учетом его динамики, зрелости, организованности.

 

 

38.Рассказ — это последовательное изложение преимущественно фактического материала, осуществляемое в описательной или повествовательной форме. Он широко применяется в преподавании гуманитарных предметов, а также при изложении биографического материала, характеристике образов, описании предметов, природных явлений, событий общественной жизни. К рассказу как методу педагогической деятельности предъявляется ряд требований: логичность, последовательность и доказательность изложения; четкость, образность, эмоциональность; учет возрастных особенностей, в том числе в отношении продолжительности (10 минут в начальных классах и 30 минут в старших).
Если с помощью рассказа не удается обеспечить ясное и четкое понимание в тех случаях, когда необходимо доказать правильность каких-либо положений (законов, принципов, правил, норм поведения и т.п.), применяется метод объяснения. Для объяснения характерна доказательная форма изложения, основанная на использовании логически связанных умозаключений, устанавливающих истинность данного суждения. Во многих случаях объяснение сочетается с наблюдениями учащихся, с вопросами учителя к учащимся и учеников к учителю и может перерасти в беседу.
Беседа.Это вопросно-ответный метод активного взаимодействия педагога и учащихся. Основное в беседе — это тщательно продуманная система вопросов, постепенно подводящих учащихся к получению новых знаний. В основу беседы должны быть положены факты, раскрывающие социальное, нравственное или эстетическое содержание тех или иных сторон общественной жизни.
Беседа, как правило, начинается с обоснования ее темы, которое должно подготовить учащихся к предстоящему обсуждению как к жизненно важному, а не надуманному делу. На основном этапе беседы учитель дает отправное начало, материал для обсуждения, а затем так ставит вопросы, чтобы учащиеся свободно высказывали свои суждения, приходили к самостоятельным выводам и обобщениям. В заключительном слове учитель подытоживает все высказывания, формулирует на их основе наиболее рациональное, с его точки зрения, решение обсуждаемой проблемы, намечает конкретную программу действий для закрепления принятой в результате беседы нормы в практике поведения и деятельности учащихся.
Рассказ и беседа подготавливают переход к более сложному методу организации познавательной деятельности — к лекции. Лекцию как метод надо отличать от лекции как организационного оформления взаимодействия педагога и учащихся в учебно-воспитательном процессе. Она отличается большей информативно-познавательной емкостью, большей сложностью логических построений, образов, доказательств и обобщений, большей продолжительностью. Логическим центром лекции является какое-либо теоретическое обобщение, относящееся к сфере научного познания. Конкретные факты, составляющие основу беседы или рассказа, здесь служат лишь иллюстрацией или исходным, отправным моментом.
К методам воспитания относятся также дискуссии и диспуты, хотя с не меньшим основанием их можно рассматривать и как методы стимулирования познавательной и в целом социальной активности воспитанников. Обязательное условие дискуссии — наличие по меньшей мере двух противоположных мнений по обсуждаемому вопросу. Естественно, что в учебной дискуссии последнее слово должно быть за учителем.
Диспут не требует определенных и окончательных решений. Диспут основан, что знания, добытые в ходе столкновения мнений, различных точек зрения, всегда отличаются высокой мерой обобщенности, стойкости и гибкости. Диспут как нельзя лучше соответствует возрастным особенностям старшеклассника, формирующаяся личность которого характеризуется страстным поиском смысла жизни, стремлением не принимать ничего на веру, желанием сравнивать факты, чтобы уяснить истину.
В структуре целостного педагогического процесса используется метод примера. Формирующееся сознание школьника постоянно ищет опору в реально действующих, живых, конкретных образцах, которые олицетворяют усваиваемые ими идеи и идеалы.

4.. Появление внутри феодального общества зачатков капиталистического способа производства, развитие мануфактуры и торговли, рост городов и зарождение нового, тогда прогрессивного класса — буржуазии — характерные черты эпохи Возрождения.

Буржуазия в борьбе с феодализмом вырабатывает свою идеологию. Как говорил Энгельс, она нуждается в науке и принимает участие в том восстании науки против церкви, которое имело место в то время. В эпоху Возрождения получают большое развитие математика, астрономия, механика, география, естествознание. Это время великих изобретений и открытий в различных областях знаний: изобретение книгопечатания в Европе, открытие Америки, морского пути в Индию.

Деятели эпохи Возрождения — гуманисты — выдвигали на первое место культ человека и настойчиво боролись против церковно-религиозного мировоззрения, закрепощавшего личность. Но выдвигаемые ими прогрессивные положения касались лишь ограниченного круга лиц — социальной верхушки общества. Они не выступали против эксплуатации крестьян, не защищали их права на образование, мало заботились о просвещении народа, считали его главным занятием физический труд.

Для детей знатного происхождения гуманисты требовали полноценного физического и эстетического воспитания, овладения латинским и греческим языками, необходимыми для изучения античных памятников литературы.

В программу умственного образования гуманистами включались такие естественнонаучные предметы, как математика, астрономия, механика, естествознание.

Гуманисты с уважением относились к ребенку, выступали против схоластического обучения и суровой дисциплины. Они стремились развить в ребенке любознательность и интерес к знаниям.

В школах, которыми руководили педагоги-гуманисты, влияние церкви на содержание обучения было слабее, однако религия все же занимала значительное место. Педагогические взгляды гуманистов находили отражение лишь в практике отдельных школ, где учились дети знатных и состоятельных родителей.

В то же время продолжали развиваться городские школы, где проходили первоначальное обучение дети ремесленников и торговцев. Появились школы для девочек (как правило, частные).

В большинстве городских школ обучение осуществлялось на родном языке учащихся. Наряду с начальными школами в XVI веке существовали повышенные (латинские) школы и средние школы (коллегиумы, гимназии) с 8—10-летним обучением (для детей состоятельных родителей).

Некоторые сектантские общины, боровшиеся против католической церкви, например анабаптисты в Средней Европе, табориты в Чехии и др., организовали всеобщее начальное обучение на родном языке для детей членов своей секты.

В различных странах педагогическая мысль в эпоху Возрождения развивалась по-разному, отражая специфические особенности развития данной страны.

Так, в Италии известный знаток античной философии гуманист Витторино да-Фельтре (1378—1446) организовал школу, названную им «Дом радости». В основу организации этой школы были положены принципы гуманистической педагогики.

Школа была открыта в прекрасном дворце, на лоне природы. Все здание было специально переоборудовано для нужд школы по указаниям Витторино. В отличие от средневековых школ в новой школе было много света и воздуха. Особенно большое внимание уделялось физическому развитию учащихся. Основными предметами обучения были классические языки и классическая литература, воспитанники занимались математикой, астрономией, совершали экскурсии в природу. Большое значение придавалось играм, развитию физических и духовных сил человека.

Идеи гуманизма проникли из Италии во Францию. Одним из виднейших представителей педагогической мысли эпохи Возрождения был французский писатель-гуманист Франсуа Рабле (1494—1553).

В знаменитом романе «Гаргантюа и Пантагрюэль» он дал блестящую сатиру на схоластическое средневековое воспитание и противопоставил ему гуманистическое воспитание с продуманным режимом для ребенка, многосторонним образованием, развитием самостоятельного мышления, творчества и активности.

В романе Рабле рассказывает, как король пригласил для воспитания своего сына Гаргантюа ученых-схоластов, которые заставляли его зазубривать все наизусть. Он выучил некоторые схоластические книги так, что мог пересказать их как с начала до конца, так и обратно, в результате чего лишь отупел.

Тогда отец его, выгнав учителей-схоластов, пригласил учителя-гуманиста, который все решительным образом изменил. Гаргантюа стал много времени уделять физическим упражнениям, правильной последовательно изучал науки. Гаргантюа начал наблюдать природу, совершая прогулки по полям и лесам, собирал растения и составлял гербарий; астрономия изучалась путем наблюдения над звездами. Учение велось путем бесед, чтения книг, с применением наглядных пособий. Гаргантюа обучался игре на нескольких музыкальных инструментах и пению. Усвоение знаний носило сознательный характер.

Рабле был сторонником идеи наглядности, жизненности обучения. Он советовал связать обучение с окружающей действительностью.

Мысль о воспитании молодого поколения в процессе трудовой деятельности была впервые высказана английским мыслителем-гуманистом Томасом Мором (1478—1535).

Им же была выдвинута идея о соединении теоретического образования с трудом.

В «Золотой книжке, столь же полезной, как и забавной, о наилучшем устройстве государства и о новом острове Утопия» (1516).

Мор подверг острой критике несправедливый социальный строй Англии и противопоставил ему идеальный строй, сложившийся на фантастическом острове «Утопия», где частной собственности не существует. Его социализм не носит научного характера, а является лишь мечтой. Мор полагал, что достаточно освободиться от дворян, служителей культа и других бездельников, чтобы удовлетворить потребности всех членов общества. При этом он в своей «Утопии» все тяжелые и неприятные работы возлагает на рабов из военнопленных и преступников, избавленных от грозившей им смертной казни. Все это свидетельствует о незрелости и исторической ограниченности мировоззрения родоначальника утопического социализма.

Томас Мор придавал большое значение воспитанию. Он указывал, что на острове «Утопия» всем детям, как мальчикам, так и девочкам, дается равное общественное воспитание и первоначальное обучение; все люди получают широкое образование. Преподавание ведется на родном языке. Кроме чтения и письма, в школах изучаются арифметика, геометрия, астрономия, музыка, диалектика, естествознание. Утопийцы широко пользуются наглядными пособиями.

Большое значение придавал Мор физическому воспитанию, причем придерживался афинской системы физического воспитания; развития путем гимнастики и военных упражнений здорового, сильного и красивого тела.

Мор уделял большое внимание подготовке молодого поколения к трудовой деятельности и высказывал мысли о разностороннем развитии личности. Он указывал, что есть одно дело, которым обязаны заниматься все утопийцы: это земледелие. Дети изучают его теоретически в школах и практически на окружающих город полях. Кроме земледелия, каждому утопийцу назначается еще какое-нибудь специальное ремесло, и каждый обязан его изучить. Физический труд обязателен для всех, умственные занятия считаются у утопийцев одним из величайших наслаждений. Только очень небольшое число людей посвящает себя исключительно умственной деятельности и освобождается от физического труда. Это ученые, которые в особо отведенных для них общественных домах занимаются науками. Но если они не оправдают возложенных на них надежд, их отзывают, и они возвращаются к ремеслу и земледелию.

Свободное от работы время утопийцы проводят в библиотеках и музеях, с увлечением занимаясь самообразованием. Государство предоставляет всем желающим полное право пользоваться в этих библиотеках и музеях книгами, приборами и т. п. Многие рядовые граждане, получившие путем самообразования глубокие познания, переводятся в число ученых.

Педагогические идеи Томаса Мора имели большое значение в развитии педагогической мысли. Он провозгласил принцип всеобщего обучения, требовал одинакового образования для мужчин и женщин, выдвинул мысль о широкой организации самообразования, просвещения взрослых, подчеркнул огромную роль трудового воспитания, впервые высказал идею о возможности уничтожения противоположности между физическим и умственным трудом. Он требовал обучения на родном языке учащихся, наметил широкий круг учебных предметов, в центре которого стоит естествознание. Мор был первым провозвестником педагогических идей раннего утопического социализма.

Таким образом, зарождение и развитие в недрах феодального общества капиталистического способа производства вызвало существенные изменения во взглядах на воспитание. Появились новые теории. Появились и школы, которые должны были удовлетворять потребности в образовании нового класса.

Конец формы

Начало формы

Конец формы