Специальность: «Общая медицина», 5В130100

Министерство здравоохранения и социального развития

Республики казахстан

РГП на ПХВ «Западно- КазахстанскИЙ государственнЫЙ

МедицинскИЙ УНИВЕРСИТЕТ имени Марата Оспанова» с НС

Кафедра педиатрического профиля интернатуры

и послевузовского обучения

Силлабус

Дисциплины:Диагностические алгоритмы поражения мочевой системы

Ультразвуковая диагностика в педиатрии

 

Код дисциплин

Специальность: «Общая медицина», 5В130100

 

Объем учебных часов/кредитов — 180 ч/ 4 кредита

90 ч/ 2 кредита

 

Курс 7, семестр изучения 14

 

 

Актобе, 2016

Силлабус составлен кафедрой педиатрического профиля интернатуры и послевузовского обучения на основании рабочей учебной программы элективных дисциплин, входящих в модуль «Ультразвуковая диагностика в педиатрии с коммуникативными навыками».

 

Обсуждена на заседании кафедры от _______ _______________20___

Протокол №____

 

Руководитель кафедры _____________________ Абдрахманов К.Б.

 

 

 

 

 

Сведения о преподавателях: список, степени и должности, приоритетные научные интересы, достижения и др.

 

Ф.И.О. Должность Ученая степень Приоритетные научные интересы Достижения
Абдрахманов К.Б. Рук. кафедры Д.м.н., профессор. Общее руководство НИР кафедры. Организация условий проведения НИР и подготовка документации кафедры, научных статей, методических рекомендаций и пособий. Защита кандидатской, докторской диссертации, научные статьи в различных издательствах, выпуск учебно-методических пособий, выступления с докладами по результатам НИР.
Досимов Ж.Б. Профессор Д.м.н. Общее руководство НИР кафедры. Организация условий проведения НИР и подготовка документации кафедры, научных статей, методических рекомендаций и пособий. Защита кандидатской, докторской диссертации, научные статьи в различных издательствах, выпуск учебно-методических пособий, выступления с докладами по результатам НИР.
Бисалиев Н.Б. Доцент кафедры К.м.н. Выполнение фрагмента НИР кафедры. Документация кафедры на государственном языке, учебно-методическая работа. Подготовка научных статей. Защита кандидатской диссертации, научные статьи в различных издательствах.
Ким С.В. Доцент кафедры К.м.н. Выполнение фрагмента НИР кафедры. Документация кафедры, учебно-методическая работа. Подготовка научных статей. Защита кандидатской диссертации, научные статьи в различных издательствах, выпуск учебно-методических пособий, внедрение инновационной технологии
Долотова Л.В. Доцент к.м.н. Выполнение фрагмента НИР кафедры. Документация кафедры, учебно-методическая работа. Подготовка научных статей. Защита кандидатской диссертации, научные статьи в различных издательствах, внедрение инновационной технологии.
Исангужина Ж.Х. Ассистент кафедры К.м.н. Выполнение фрагмента НИР кафедры. Документация кафедры, учебно-методическая работа. Подготовка научных статей. Защита кандидатской диссертации, научные статьи в различных издательствах, внедрение инновационной технологии.
Тулегенова Г.А. Ассистент кафедры   Изучение распространения внутриутробных инфекций и анализ результатов бактериологических исследований. Подготовка статей. Научные статьи в различных издательствах, курирование лечебной работы.
Калиева А.Т. Ассистент кафедры   Выполнение фрагмента НИР кафедры. Документация кафедры, учебно-методическая работа. Подготовка научных статей. Защита кандидатской диссертации, научные статьи в различных издательствах, внедрение инновационной технологии.
Давидович С.Г. Ассистент к.м.н. Выполнение фрагмента НИР кафедры. Документация кафедры, учебно-методическая работа. Подготовка научных статей. Защита кандидатской диссертации, научные статьи в различных издательствах, внедрение инновационной технологии.
Кенбейлов Ж.Н. Ассистент   Выполнение фрагмента НИР кафедры. Документация кафедры, учебно-методическая работа. Подготовка научных статей. Защита кандидатской диссертации, научные статьи в различных издательствах, внедрение инновационной технологии.
Курманалин Б.А. Ассистент   Выполнение фрагмента НИР кафедры. Документация кафедры, учебно-методическая работа. Подготовка научных статей. Научные статьи в различных издательствах, курирование лечебной работы.

 

Контактная информация: г.Актобе, Областная детская клиническая больница (Р-н фабрики ПОШ, участок 471), административный корпус, 2-3 этаж. Тел: 90-65-76.

 

Политика дисциплины: Кафедра педиатрического профиля интернатуры и послевузовского обучения является учебно-научным структурным подразделением университета, осуществляющим учебную, методическую, научно-исследовательскую работу по одной или нескольким родственным дисциплинам, воспитательную работу среди студентов, клиническую работу, а также подготовку научно-педагогических кадров и повышение их квалификации.

Основная цель кафедры заключается в теретической и практической подготовке специалистов, обладающих профессиональными знаниями, умениями и навыками в соответствии с государсвтенными общеобязательными стандартами образования Республики Казахстан по специальностям.

Кафедра педиатрического профиля интернатуры и послевузовского обучения является выпускающей, в своей деятельности руководствуется:

· Конституцией Республики Казахстан;

· Законами Республики Казахстан;

· Уставом университета;

· Решениями Ученого совета, ректората, Советов кураторов, ДУМР;

· Приказами ректора университета;

· Директивными документами МОН и МЗ РК;

· Инструктивными письмами и внутренними документами по ЗКГМУ.

 

Организация учебного процесса

— Совершенствует формы проведения учебного процесса;

— Адаптирует учебное расписание совместно с учебной частью и офис регистратором;

— Обеспечивает студентов всеми формами учебно-методической документации;

— Работает в тесном сотрудничестве с клинической базой и обеспечивает практические

занятия тематическими больными;

— Создает условия для осуществления НИР сотрудников;

— Активно вовлекает студентов в научно исследовательскую работу через научный

студенческий кружок;

— Создает условия для получения дополнительных образовательных услуг;

Информационное обеспечение учебного процесса

— Силлабусы, методические рекомендации для самостоятельной работы обучающихся под

руководством преподавателя, СРС, предоставляются студентам на электронных носителях

на кафедре и библиотеке;

— Расписание занятий, консультаций и др. информация отражаются на информационном

стенде кафедры;

— Доступность и своевременное информирование обучающихся о рейтинговых оценках.

 

Требование к проведению аудиторных занятий и СРС

— Все аудиторные занятия обеспечены контрольно-измерительными средствами (тесты для

текущего, рубежного и итогового контроля, ситуационные задачи по дисциплине, перечень

практических навыков);

— СРС под руководством преподавателя обеспечены методическими рекомендациями

— Для выполнения СРС имеются методические рекомендации, по выбранным темам

комплекты тестовых заданий;

 

Требование к обучающимся

 

— Посещение практических занятий является обязательным;

— Форма одежды: халат, вторая обувь;

— Наличие санитарной книжки;

— Соблюдение трудовой дисциплины и внутреннего распорядка ОДКБ;

— Штрафные санкции согласно положению об организации учебного процесса;

— За участие в СНО, студенческих конференциях – дополнительные бонусы.

 

Характеристика клинической базы кафедры

 

Клинической и учебной базой кафедры является Областная детская клиническая больница (ОДКБ), которая рассчитана на 208 коек. Клиническая база оснащена современным медицинским оборудованием. Больница имеет хирургическое, нейрохирургическое, реанимационное, лапароскопическое, травматологическое, соматическое, неврологическое отделения. Соматическое отделение рассчитано на 50 койки, из них: гастроэнтерологические — 8, гематологические – 8, ревматологические койки – 4, эндокринологические — 6, нефрологические – 6, пульмонологические – 18. В больнице имеется современная биохимическая лаборатория, оснащенная гематологическим, биохимическим анализаторами; функциональное отделение (ЭКГ, УЗИ, ФГС, ЭЭГ); отделение лучевой диагностики (компъютерная, магнитнорезонансная томография, рентген кабинет), физиотерапевтическое отделение (физиопроцедуры, массаж, ЛФК, бассейн).

Кафедра располагает 5 учебными комнатами, кабинетом руководителя, ассистентской и методическим кабинетом. Для проведения лекций, клинический конференций используется актовый зал и малые залы (2) ОДКБ.

Дополнительно, как клиническая база, используются родильный дом, больница скорой медицинской помощи (БСМП) и отделение перинатального центра (ОПЦ).

С 2015-2016 учебного года в качестве клинической базы используется Актюбинский областной консультативно диагностический центр. На этой базе имеются 3 учебных помещения площадью 74 кв. м (лекционный зал — 38 кв м, учебные комнаты 16 кв м, 20 м).

1. Содержание рабочей программы элективных дисциплин:

Введение: Подготовка педиатра в современных условиях требует постоянного совершенствования теоретических знаний и практических умений. Динамическое наблюдение за детьми и подростками, своевременная диагностика отклонений в состоянии их здоровья и квалифицированная терапевтическая помощь, невозможны без знания физиологии органов мочевой системы ребенка в норме и патологии, без современных представлений об особенностях течения нефрологических заболеваний в различные возрастные периоды и новых возможностей диагностики, в том числе визуальной диагностике.

Цель: подготовка врачей педиатров к самостоятельной работе по оказанию высокоспециализированной медицинской помощи детям в качестве врача нефролога детского в соответствии с принципами доказательной медицины и современными достижениями лечебно-диагностических и фармацевтических технологий. Сформировать представление об основах ультразвуковой диагностики, как одного их основных методов диагностики и дифференциальной диагностики патологии внутренних органов для комплексной оценки состояния здоровья ребенка.

3. Задачи обучения:

· Закрепить полученные ранее знания по этиопатогенезу, клинике, диагностике заболеваний органов мочевой системы детского возраста; показать особенности современного течения отдельных патологических состояний, а также возможности и достижения в области диагностических методов.

· Сформировать клиническое мышление, умение анализировать и правильно интерпретировать научно-медицинскую информацию с целью совершенствования своей профессиональной деятельности, повышения уровня знаний и врачебной квалификации.

· Выработать способность следовать алгоритмам диагностики поражений органов мочевой системы у детей

· Выработать способность анализа социально-биологических, медико-социальных эпидемиологических условий и факторов возникновения заболеваний;

· Выработать умение оценки закономерностей развития патологического процесса и индивидуальных особенностей течения болезни органов мочевой системы;

· Развить умение обобщать клинико-лабораторную информацию и обосновать диагноз у больных с нефрологической патологией;

· Научить обосновывать назначение лечебных, диагностических, профилактических мероприятий, в соответствии с существующими стандартами оказания медицинской помощи детям и подросткам, с учетом индивидуальных особенностей, основываясь на принципах доказательной медицины.

· Сформировать практические навыки и опыт оказания неотложной помощи у детей.

· Обучить ведению учетно-отчетной документации в медицинских учреждениях педиатрического профиля.

· Привить теоретические и практические навыки по проведению ультразвуковой диагностики с учетом анатомо-физиологических особенностей детского организма;

· Обучить навыкам по интерпретации результатов ультразвуковой диагностики в норме и при различных заболеваниях;

· привить потребность к непрерывному профессиональному обучению и совершенствованию своих знаний и навыков на протяжении всей профессиональной деятельности;

 

 

4. Количество часов каждой дисциплины.

Количество часов каждой дисциплины

Название дисциплин входящих в модуль Общее количество кредитов/часов Аудиторные кредиты/часы   Внеаудиторные кредиты/часы  
Практические СРИП СРИ
1. Диагностические алгоритмы поражения мочевой системы 180 ч/ 4 кредита 60 ч 60 ч 60 ч
2. Ультразвуковая диагностика в педиатрии 90 ч/ 2 кредита 30 ч 30 ч 30 ч

5. Требования к подготовленности (компетенциям) «на входе»:

Знать:

· Закономерности развития ребенка в онтогенезе.

· Анатомо-физиологические особенности систем и органов детей в возрастном аспекте; методики обследования детей различного возраста.

· Морально-этические нормы, правила и принципы профессионального врачебного поведения;

· Этиологию, патогенез, диагностику, клиническую картину, особенности течения, возможные осложнения, профилактику наиболее часто встречающихся заболеваний органов мочевой системы у детей.

· Особенности применения этиотропных и патогенетических медикаментозных средств лечении нефрологических больных детей.

· Топографию органов и систем взрослого и детского организма для топической ультразвуковой диагностики

· нормативные документы по вопросам ультразвуковой диагностики;

· организацию ультразвуковой диагностики;

· топографическую анатомию человека применительно к специфике проводимых ультразвуковых исследований;

· нормальную и патологическую физиологию исследуемых органов и систем;

· физические принципы ультразвукового метода исследования и механизмы биологического действия ультразвука;

· особенности аппаратуры, используемой для проведения ультразвуковых исследований;

· современные методы ультразвуковой диагностики;

· методы контроля качества ультразвуковых исследований;

· основы физических принципов получения диагностической информации при других методах визуализации (рентгенография и рентгеноскопия, компьютерная рентгеновская томография, магнитно-резонансная томография, радионуклидные исследования, эндоскопия),

· принципы и последовательность использования других методов визуализации органов и систем (радионуклидные, ЯМР, рентгенологические, КТ, термография и др.);

Уметь:

· Собрать анамнез жизни и болезни, провести объективное исследование ребенка.

· Поставить клинический диагноз и провести дифференциальную диагностику при заболеваниях органов мочевой системы в детском возрасте.

· Назначить дополнительное обследование и лечение наиболее часто встречающих заболеваний органов мочевой системы у детей.

· Своевременно прогнозировать развитие возможных осложнений в течение заболеваний и патологических состояний у нефрологических больных детей.

· Провести комплекс реанимационных мероприятий при угрожающих жизни состояниях в детской практике.

· Анализировать клинико-лабораторные данные в свете целесообразности проведения ультразвукового исследования;

· Выбрать адекватные методики ультразвукового исследования;

· Учесть деонтологические проблемы при принятии решения.

6. Конечные результаты обучения (компетенции обучающихся «на выходе»:

 

Интерн должен знать:

· Общие вопросы организации нефрологической помощи и работы учреждений, связанных с обслуживанием детей;

· Анатомо-физиологические особенности строения органов мочевой системы у ребенка, физиологическое развитие детей в различные возрастные периоды;

· Принципы рационального вскармливания и питания детей;

· Основные вопросы патофизиологии, биохимии, иммунологии, генетики и других

общемедицинских проблем;

· Показатели гомеостаза, основы водно-электролитного обмена, кислотно-щелочного

баланса;

· Физиологию и патофизиологию мочевыделительной системы организма;

· Современные методы диагностики основных нозологических форм у нефрологических больных;

· Современную классификацию, этиологию, патогенез, симптоматику основных заболеваний органов мочевой системы ;

· Алгоритмы диагностики поражения органов мочевой системы у детей

· Современные методы терапии основных заболеваний органов мочевой системы;

· Основы фармакотерапии детского возраста, показания и противопоказания к

применению лекарственных веществ, осложнения при их применении;

· Диетотерапию при различной патологии заболеваний органов мочевой системы;

· Основные диагностические признаки заболеваний, выявляемых при других методах визуализации (рентгенография и рентгеноскопия, компьютерная рентгеновская томография, магнитно-резонансная томография, радионуклидные исследования, эндоскопия).

· признаки неизмененной ультразвуковой картины печени, билиарной системы и желчного пузыря, поджелудочной железы, желудочно-кишечного тракта, селезенки, почек, надпочечников, мочеточников, мочевого пузыря, магистральных сосудов брюшной полости и забрюшинного пространства, головного мозга;

· ультразвуковые признаки наиболее распространенных аномалий и пороков развития печени, билиарной системы и желчного пузыря, поджелудочной железы, желудочно-кишечного тракта, селезенки, почек, надпочечников, мочеточников, мочевого пузыря головного мозга;

· ультразвуковые признаки патологических изменений при наиболее распространенных заболеваниях печени, билиарной системы и желчного пузыря, поджелудочной железы, желудочно-кишечного тракта, селезенки, почек, надпочечников, мочеточников, мочевого пузыря, головного мозга;

· ультразвуковые признаки травматического повреждения печени, билиарной системы и желчного пузыря, поджелудочной железы, желудочно-кишечного тракта, селезенки, почек, надпочечников, мочеточников, мочевого пузыря, головного мозга;

Интерн должен уметь:

· Собрать и анализировать генеалогический, перинатальный анамнез, анамнез жизни и

заболевания.

· Выбрать факторы риска возникновения заболеваний органов мочевой системы .

· Провести полное клиническое обследование ребенка. Сформулировать предварительный

диагноз.

· Своевременно определить синдромы, требующие оказания неотложной помощи у нефрологического больного.

· Составлять план полного клинического, лабораторного и инструментального обследования на основании алгоритмов диагностики для выявления общих и специфических признаков заболевания почек, дать оценку их результатов.

· Решить вопрос о необходимости дополнительных специальных исследований и

консультаций специалистов.

· В комплексе оценить результаты анамнеза, клинических, инструментальных и функциональных исследований, заключений специалистов. Оценивать степень и характер повреждения почечной паренхимы на основании результатов функциональных методов обследования. Выявлять ведущий синдром и степень активности нефропатии;

· Поставить клинический диагноз в соответствии с международной классификацией

заболеваний.

· Определять лечебную тактику в зависимости от морфологического и клинического типа нефрита, количества и частоты обострений, функционального состояния почек;

· Выбрать соответствующий тяжести и прогнозу нефрита перечень препаратов и метод их введения;

· Назначить лечение, контролировать его результаты, проводить коррекцию. Установить

объём помощи при неотложных состояниях и последовательность её оказания.

· анализировать клинико-лабораторные данные в свете целесообразности проведения ультразвукового исследования;

· выбрать адекватные методики ультразвукового исследования;

· учесть деонтологические проблемы при принятии решения.

· проводить исследования на различных типах современной ультразвуковой аппаратуры;

· выбрать необходимый режим и трансдьюсер для ультразвукового исследования;

· получить и задокументировать диагностическую информацию;

· проводить соответствующую подготовку больного к исследованию; производить укладку больного.

· на основании ультразвуковой семиотики выявить изменения в органах и системах;

· определить характер и выраженность отдельных признаков;

· сопоставить выявленные при исследовании признаки с данными клинических лабораторно-инструментальных методов исследования:

· отнести полученные данные к тому или иному классу заболеваний;

· квалифицированно оформить медицинское заключение;

· провести ультразвуковое исследование, исходя из возможностей ультразвукового диагностического прибора;

· провести ультразвуковое исследование в стандартных позициях для оценки исследуемого органа (области, структуры), исходя из возможностей ультразвукового диагностического прибора.

· оценить нормальную ультразвуковую анатомию исследуемого органа (области, структуры), с учетом возрастных особенностей.

· провести стандартные измерения исследуемого органа (области, структуры), с учетом рекомендованных нормативов.

· выявить признаки изменений ультразвуковой картины исследуемого органа (области, структуры).

· выявить ультразвуковые признаки изменений в печени, билиарной системе и желчном пузыре, поджелудочной железе, селезенке, почках, надпочечниках, мочеточниках, мочевом пузыре, предстательной железе, семенных пузырьках, магистральных сосудах брюшной полости и забрюшинного пространства, молочных железах, щитовидной железе, поверхностных мягких тканях, слюнных железах, органах мошонки, определить их локализацию, распространенность и степень выраженности;

Интерн должен владеть:

· Принципами врачебной деонтологии и медицинской этики;

· Комплексом методов стандартного физикального и инструментального обследования нефрологического больного (визуальной оценки состояния кожных покровов и слизистых оболочек, наличия и расположения отеков, пальпации доступных лимфоузлов, перкуссией и аускультацией органов грудной клетки, пальпацией органов брюшной полости и почек, аускультацией крупных сосудов, методикой измерения артериального давления, роста и веса больного)

· Комплексом методов специфического обследования (калькуляция скорости клубочковой фильтрации, определение концентрационной способности почек, способности почек сопротивления ацидозу, способности разведения мочи, калькуляции суточной протеинурии и глюкозурии); Трактовкой результатов функционального обследования органов мочевой системы и других органов и систем организма;

· Методикой оценки результатов лабораторных и специальных методов исследования

(морфологических, биохимических, иммунологических, серологических показателей

крови, мочи, мокроты, кала, спинномозговой жидкости, показателей коагулограммы,

кислотно-основного состояния);

· Методикой расчета питания по основным ингредиентам у здоровых детей и при

хронических заболеваний органов мочевой системы;

· Назначением лечебных мероприятий при различных заболеваниях и патологических

состояниях у детей, в соответствии со стандартом оказания медицинской помощи при

соответствующей патологии;

· Методикой определения степени нарушения гомеостаза у больного ребенка и

применением мер для его нормализации;

· Ведением необходимой медицинской документации

· Необходимым минимумом ультразвуковых методик:

· двухмерным ультразвуковым сканированием в режиме реального времени (в режимах развертки В и М).

· выполнением основных измерений в М-модальном и В-модальном режимах и режиме спектральной допплерографии, исходя из возможностей ультразвукового диагностического прибора;

· коммуникативными навыками лидерства и работы в команде

7. Методы обучения и преподавания: работа с ультразвуковой аппаратурой в кабинете функциональной диагностики, оформление протоколов ультразвуковой диагностики курация больных, учебные истории болезни, малые группы, дискуссия, презентации оформление историй болезни, участие во внутрибольничных конференциях, дежурство в клинике.

8. Характеристика дисциплин:

5.1 Диагностические алгоритмы поражения мочевой системы

Нефрологическая помощь в условиях стационара. Организация нефрологической помощи детскому населению в РК. Современные технологии организации нефрологической помощи детскому населению.

Диагностика заболеваний органов мочевой системы в условиях стационара.

Организация диагностики органов заболеваний мочевой системы у детей в стационаре. Алгоритмы диагностики поражения органов мочевой системы у детей. Лабораторные и инструментальные методы в ранней диагностике патологии сердца органов мочевой системы, и интерпретация их результатов. Ранняя диагностика неотложных состояний на догоспитальном этапе.

Лечение заболеваний органов мочевой системы. Немедикаментозное и медикаментозное лечение заболеваний органов мочевой системы в условиях стационара. Неотложные состояния в нефрологической практике и оказание помощи согласно протоколам лечения.

5.2 Ультразвуковая диагностика в педиатрии

Введение. Физические свойства ультразвука. Приборы медленного и быстрого сканирования. Артефакты. Контроль качества работы и безопасности работы с УЗ аппаратурой. Ультразвуковая диагностика органов ЦНС, брюшной полости.

8.2. Тематический план практических занятий

Диагностические алгоритмы поражения мочевой системы

Наименование тем практических занятий Количество часов
Организация стационарной помощи детскому населению в РК при заболевания органов мочевой системы. Особенности сбора анамнеза и осмотра детей с нефрологической патологией. Основные клинические синдромы. Методы диагностики, показания и противопоказания, диагностическая значимость.
Ведение детей с нефрологической патологией в условиях стационара. Оценка лабораторных и инструментальных исследований почек и мочевыводящих путей.
Алгоритмы диагностики, тактики ведения в условиях стационара детейс инфекцией органов мочевой системы
Алгоритмы диагностики, тактики ведения в условиях стационара детей с врожденной патологией почек
Алгоритмы диагностики, тактики ведения в условиях стационара детей с наследственным нефритом
Алгоритмы диагностики, тактики ведения в условиях стационара детей с рефлюкс-нефропатией
Алгоритмы диагностики, тактики ведения в условиях стационара детей с тубулоинтерстициальным нефритом
Алгоритмы диагностики, тактики ведения в условиях стационара детей с постстрептококковым гломерулонефритом.
Алгоритмы диагностики, тактики ведения, лечения в условиях стационара детейнефротическим синдромом
Алгоритмы диагностики, тактики ведения в условиях стационара детей хроническим нефритическим синдромом
Клинико-морфологические параллели гломерулонефритов у детей. Лечение. Алгоритмы диагностики, тактики ведения в условиях стационара
Алгоритмы диагностики, тактики ведения в условиях стационара детей с гематурическим синдромом
Алгоритмы диагностики, тактики ведения в условиях стационара детей с тубулопатиями с синдромом остеопатии
Алгоритмы диагностики, тактики ведения в условиях стационара детей с тубулопатиями с синдромом полиурии
Алгоритмы диагностики, тактики ведения в условиях стационара детей с тубулопатиями с синдромом нефролитиаза
Алгоритмы диагностики, тактики ведения в условиях стационара детей с острой почечной недостаточностью.
Алгоритмы диагностики, тактики ведения в условиях стационара детей с хронической почечной недостаточностью.
Алгоритмы диагностики, тактики ведения в условиях стационара детей с ренальной гипертензией
Алгоритмы диагностики, тактики ведения в условиях стационара детей с дизметаболической нефропатией
Рубежный контроль
  Итого

 

  Ультразвуковая диагностика в педиатрии  
  Наименование темы занятия   Кол-во часов
Введение. Физические свойства ультразвука. Приборы медленного и быстрого сканирования. Артефакты. Контроль качества работы и безопасности работы с УЗ аппаратурой.
Ультразвуковое исследование печени в норме. Нормальная анатомия печени. Методика исследования. УЗД (ультразвуковая диагностика) аномалий развития печени. Особенности в детском возрасте
Ультразвуковое исследование печени Гепатомегалия обусловленная наследственными синдромами. Паренхиматозные диффузные поражения печени. Особенности в детском возрасте
УЗД очаговые изменения печени. Врожденные кистозные поражения печени. Очаговые поражения инфекционной этиологии. УЗД опухолевых поражений печени. Особенности в детском возрасте
Ультразвуковое исследование нормальной анатомии желчевыводящей системы. Методика исследования. УЗД пороков желчевыводящей системы. УЗД воспалительных изменений желчного пузыря. Особенности в детском возрасте
Ультразвуковое исследование поджелудочной железы в норме. Нормальная анатомия поджелудочной железы. Методика исследования. УЗД – панкреатиты. Особенности в детском возрасте
Ультразвуковое исследование нормальной анатомии селезенки. Методика исследования. УЗД патологии селезенки. Особенности в детском возрасте
Ультразвуковое исследование нормальной анатомии мочевыделительной системы. Методика исследования. УЗД пороков развития почек. УЗД гидронефроз. УЗД воспалительных поражений почек (пиелонефрит, абсцесс почки, карбункул, токсическая почка, гломерулонефрит, опн, хпн).

Особенности в детском возрасте

Ультразвуковое исследование нормальной анатомии головного мозга у ребенка до 1 года. Методика исследования. УЗД кровоизлияния головного мозга
Рубежный контроль
  Итого
       

 

Тематический план самостоятельной работы обучающегося под руководством преподавателя (СРИП)

  Диагностические алгоритмы поражения мочевой системы
Наименование СРОП Количество часов График консультаций
— Курация больных в палатах — Оценка физического и психомоторного развития детей раннего возраста («индексы развития»).

— Расчет питания — Интерпретация клинических и биохимических анализов -Ведение медицинской документации

  1 час ежедневно (всего 20 часов)   ежедневно
-Участие в консилиумах, консультациях тяжелых больных, в обходах профессора кафедры, во внутрибольничных и паталогоанатомических конференциях 1 час (всего 4 часа) 1 раза в неделю
Работа в приемном отделении   2 час (всего 12 ч) 2 раза в неделю
— Работа в отделениях функциональной диагностики — Интерпретировать общий анализ мочи, пробу Нечипоренко анализ мочи на суточную протеинурию Уроцитограмму, бактериологические исследования мочи, биохимический анализ крови (общий белок, фракции, креатинин, мочевина, холестерин, СРБ, АСЛО, электролиты, кислотно-основное состояние, бета-2 микроглобулин, комплемент С3 и др.) , биохимический анализ мочи, пробу Зимницкого, пробу Реберга Исследовать функциональный почечный резерв (ФПР) Оценить функцию почек: функция почек сохранена или нарушена, острая почечная недостаточность, хроническая болезнь почек, хроническая почечная недостаточностькомпьютерной томографии, магниторезонансной диагностики Интерпретировать результаты исследований уродинамики Оценка результатов УЗИ органов брюшной полости, экскреторной урографии, цистографии, КТ, МРТ исследования, микционной цистографии 4 часов ежедневно
  *Овладение практическими навыками 1 час ежедневно 20 часов ежедневно
  — Итого:   60 часов  

*Приложение : Практические навыки:

— проведения микроскопического исследования осадка мочи;

— определения относительной плотность мочи;

— проведения ортостатической пробы;

— рассчета скорости клубочковой фильтрации по клиренсу эндогенного креатинина;

— расчета скорости клубочковой фильтрации (СКФ) по формулам Cockcroft, MDRD, EPI;

— расчета фракционной экскреции натрия;

— определения признаков гиперкалиемии на ЭКГ

— определения на обзорных снимках почек и урограммах размеры и местоположение почек, состояния чашечно-лоханочной системы, наличия аномалий развития мочевой системы;

— интерпретации полученных при инструментальном обследовании данных и сопоставления их с другими показателями азотовыделительной функции почек;

— расчета разовых и курсовых доз препаратов при лечении нефритов;

— сопоставления показателей лабораторных и инструментальных методов обследования для определения степени тяжести поражения при ОПН;

— расчета разовых и суммарных доз диуретиков;

— расчета необходимой дозы гидрокарбоната натрия в зависимости от степени ацидоза;

— расчета дозы инсулина при инфузии растворов глюкозы;

— расчета необходимой суточной квоты белка, фосфора, калия, общей энергетической ценности в рационе больного;

— расчета начальной дозы эритропоэтина и её последующей титрации;

— расчета дозы и кратности введения внутривенных препаратов железа, дальнейшей коррекции её в соответствии с изменением показателей обмена железа;

— расчета дозы парикальцитола и кальцитриола;

— титрации дозы цинакальцета;

— рассчитывать дозы лекарственных препаратов при различной скорости клубочковой фильтрации;

— рассчитывать дозу бикарбоната натрия для коррекции ацидоза;

все виды инъекций, катетеризации мочевого пузыря

 

Ультразвуковая диагностика в педиатрии   Кол-во часов
Работа в отделении функциональной диагностики. Ознакомление с работой ультразвуковой аппаратуры.
Освоение практических навыков в функциональном кабинете. Техника ультразвукового исследования печени.
Освоение практических навыков в функциональном кабинете. Техника ультразвукового исследования поджелудочной железы.
Освоение практических навыков в функциональном кабинете Техника ультразвукового исследования селезенки.
Освоение практических навыков в функциональном кабинете Техника ультразвукового исследования желчного пузыря.
Освоение практических навыков в функциональном кабинете Техника ультразвукового исследования почек.
Освоение практических навыков в функциональном кабинете Техника ультразвукового исследования мочевого пузыря.
Освоение практических навыков в функциональном кабинете Техника ультразвукового исследования головного мозга.
  Итого

*Приложение : Практические навыки:

проведения стандартных измерений исследуемого органа (области, структуры), с учетом рекомендованных нормативов;

выявления признаков изменений ультразвуковой картины исследуемого органа (области, структуры);

выявления изменений в органах и системах на основании ультразвуковой семиотики;

определения характера и выраженности отдельных признаков;

сопоставления выявленных при исследовании признаков с данными клинических и лабораторно-инструментальных методов исследования;

 

Тематический план, график выполнения и сдачи заданий самостоятельной работы обучающегося (СРО)

Задания СРО Формы проведения Формы контроля Количество часов График выполнения и сдачи заданий СРО
Диагностические алгоритмы поражения мочевой системы: Овладение теоретическими знаниями Самостоятельное изучение учебников, монографий, публикаций в медицинских периодических изданиях, содержащих современные представления об этиологии, патогенезе, клинике, диагностике, дифференциальной диагностике и лечении по детским болезням младшего возраста. Тесты текущего контроля   10 ч ежедневно
Теоретическое изучение конкретной патологии, касающейся курируемого больного — Работа в библиотеке Работа в Интернете (изучение интернет ресурсов)   Рецензия на историю болезни (1) 10 ч   Еженедель-но
Написание * рефератов по актуальным вопросам педиатрии Реферат   Реферат (2)   6 ч     2-5 неделя
-Участие в научных и практических конференциях Подготовка презентаций докладов   Доклады, презентации   1 раз в месяц
Работа по пропаганде здорового образа жизни Выпуск сан. бюллетеней, беседы с родителями больных детей   Сан. бюллетени, конспект бесед с родителями   1-3 неделя
Научно-исследовательская работа Сбор материала, статистическая обработка, анализ полученных результатов   Тезисы публикаций   В течение академического периода
-Формирование и совершенствование практических навыков   Работа в УКЦ   Проверка практических навыков во время СРОП 3 часа в неделю по расписа-нию
Ночные дежурства в клинике Ночные дежурства в клинике   Отчет о дежурстве     2 раза в месяц
Формирование портфолио Сертификаты, тезисы публикаций, отзывы пациентов, благодарственные письма и др. Наличие информации о достижениях резидента     В течение академического периода
  Итого      
Задания СРО Формы проведения Формы контроля Количество часов График выполнения и сдачи заданий СРО
Ультразвуковая диагностика в педиатрии Овладение теоретическими знаниями Самостоятельное изучение учебников, монографий, публикаций в медицинских периодических изданиях, содержащих современные представления об этиологии, патогенезе, клинике, диагностике, дифференциальной диагностике и лечении по детским болезням младшего возраста. Тесты текущего контроля   6 ч ежедневно
Теоретическое изучение конкретной патологии, касающейся курируемого больного — Работа в библиотеке Работа в Интернете (изучение интернет ресурсов)   Рецензия на историю болезни (1) 2 ч   еженедельно
Написание * рефератов по актуальным вопросам педиатрии Реферат   Реферат (1)   2 ч     2-5 неделя
-Участие в научных и практических конференциях Подготовка презентаций докладов   Доклады, презентации   1 раз в месяц
Работа по пропаганде здорового образа жизни Выпуск сан. бюллетеней, беседы с родителями больных детей   Сан. бюллетени, конспект бесед с родителями   1-3 неделя
Научно-исследовательская работа Сбор материала, статистическая обработка, анализ полученных результатов Тезисы публикаций   В течение академического периода
-Формирование и совершенствование практических навыков Работа в УКЦ   Проверка практических навыков во время СРОП 3 часа в неделю по расвписа-нию
Ночные дежурства в клинике Ночные дежурства в клинике   Отчет о дежурстве     2 раза в месяц
Формирование портфолио Сертификаты, тезисы публикаций, отзывы пациентов,благодарствен-ные письма и др. Наличие информации о достижениях резидента     В течение академического периода
  Итого  

9. Методы обучения и преподавания – включают в себя практические занятия и самостоятельную работу. Самостоятельная работа подразделяется на два вида: самостоятельная работа, которая выполняется под руководством преподавателя (СРИП) и самостоятельная работа интерна (СРИ).

— Практические занятия: теоретический разбор тем, работа в педиатрическом стационаре, участие в обходах профессора, разбор тематических больных, работа в малых группах, дискуссии, работа в парах, презентации и т.д.

— Самостоятельная работа под руководством преподавателя: курация больных, участие во внутрибольничных и паталогоанатомических конференциях, работа в приемном отделении, отделениях функциональной диагностики, лабораториях, лечение больных при неотложных состояниях в отделении интенсивной терапии, участие в консилиумах, консультациях тяжелых больных. В ходе СРОП проводятся консультации по наиболее сложным вопросам учебной программы, контроль заданий СРО.
— Самостоятельная работа резидента: овладение теоретическими знаниями (самостоятельное изучение учебников, монографий, публикаций в медицинских периодических изданиях, содержащих современные представления об этиологии, патогенезе, клинике, диагностике, дифференциальной диагностике и лечении по специальности «Педиатрия», подготовка рефератов*, докладов, работа в библиотеке, Интернете); закрепление систематизации знаний (участие в научных и практических конференциях, работа по пропаганде здорового образа жизни, научно-исследовательская работа и др.); формирование и совершенствование практических навыков (дежурства в клинике, работа в учебно-клиническом центре).

Работа с ультразвуковой аппаратурой в кабинете функциональной диагностики, оформление протоколов ультразвуковой диагностики.

 

Примерные темы рефератов по детской нефрологии:

  1. Дисметаболические нефропатии
  2. Наследственный нефрит. Синдром Альпорта
  3. Поражение почек при коллагенозах
  4. Поражение почек при туберкулезе
  5. Гемолитико-уремический синдром.
  6. Острая почечная недостаточность
  7. Хроническая почечная недостаточность. Принципа гемодилиаза

 

Примерные темы рефератов по ультразвуковой диагностике:

1. Ультразвуковое оборудование. Приборы медленного и быстрого сканирования.

2. Ультразвуковое исследование печени гепатомегалия обусловленная наследственными синдромами.

3. Ультразвуковое исследование печени. Эхинококковые кисты.

4. Ультразвуковое исследование печени. УЗД опухолевых поражений печени.

 

11. Литература основная и дополнительная:

Основная:

1. Пособие по Интегрированному Ведению болезней Детского возраста (ИВБДВ) для
преподвания в Вузах. ВОЗ, ЮНИСЕФ, 2010 г.

2. Детская нефрология: Руководство для врачей. Под ред. М.С. Игнатовой, 3-е изд. М.: МИА — 2011, 696 стр.

3. Практическое руководство по детским болезням. Том 6: Нефрология детского возраста. Ю.Г. Мухина, С.В. Бельмер, И.М. Османов, В.В. Длин, О.Л. Чугунова. М.: Медпрактика-М — 2010, 736 стр.

4. Нефрология. Национальное руководство. Краткое издание. Под ред. Н.А.Мухина – М.: ГЭОТАР-Медиа — 2014, 608 стр

5. Нефрология. Руководство для врачей. В 2-х томах. Том 1: Заболевание почек. Рябов С.И., Ракитянская И.А. – СПб.: СпецЛит — 2013, 767 стр

6. Педиатрия. Национальное руководство: в 2-х тт. Под ред. А.А. Баранова.- М.: ГЭОТАР- Медиа.- 2009.

7. Детские болезни. В 2-х томах Н.П. Шабалов, Спб., 2007г.

8. Руководство по нефрологии. Под ред. Роберта В. Шрайера/перевод с англ. под ред. Н.А. Мухина, 6-е издание – М.: ГЭОТАР-Медиа — 2009, 560 стр.

9. Нефрология. Национальное руководство. Под ред. Н.А. Мухина. — М.:ГЭОТАР-Медиа. — 2009, 720 стр.

10. Рациональная фармакотерапия в нефрологии: Руководство для практикующих врачей / Под общей ред. Н.А.Мухина, Л.В.Козловской, Е.М.Шилова. — М.: Литера — 2006, 896 с.

11. Клинические протоколы МЗ РК сайт www.rcrz.kz

12. Клиническое руководство по ультразвуковой диагностике // Под редакцией Митькова В.В., том 1-5 // «Издательский дом Видар М», 2002 — 2005 г.

13. Эрман М.В., Марцулевич И.О. Ультразвуковое исследование мочевой системы у детей / Санкт – Петербург, 2000 г.

14. Ультразвуковая диагностика в неотложной детской практике: руководство для врачей/ А.Ю.Васильев, Е.Б. Ольхова.-М.:ГОЭТАР-Медиа,2010 – 832 с.

15. Детская ультразвуковая диагностика: учебное пособие/ ред.: М.И. Пыков, К.В. Ватолин – М.:ИД «Видар-М», 2006 – 492 Мб

16. Насникова И.Ю. Ультразвуковая диагностика: учебное пособие/И.Ю. Насникова, Н.Ю. Маркина; ред.:С.К. Терновой – М.:ГОЭТАР-Медиа.2008,2010 – 176 с.

17. Нобль В.Е. УЗИ при неотложных и критических состояниях – М.: Медицинсеая литература, 2009.

18. Савелло В.Е. УЗИ в гастроэнтерологии: руководство для врачей/В.Е. Савелло, М.Н.Кужлева, В.Е. Назаров.-СПб:ЭЛБИ-СПб,2010 – 136с.

19. Ультразвуковая диагностика. Доплерография: практическое руководство.-М.:ИД-Видар-М», 2002.-160 Мб

20. Ультразвуковая диагностика. Практическое решение клинических проблем, Т1: УЗИ: Ультразвуковое исследование живота/ Э.И.Блют, К.Б. Бенсон – М.: Мед.лит.,2010 – 176 с.

21. Молотов – Лучанский В.Б., Мациевская Л.Л., Цаюкова Н.А. Коммуникативные навыки: учебное пособие, Алматы: ЭВЕРО, 2014.-138с.

22. Дербисалина Г.Ә.,Жалпы практикалық дәрігердің жұмысындағы коммуникативті дағдылары: әдістемелік нұсқау. Караганда, 2014.-88 б.

23. Дербисалина Г.А., Миралеева А.И., Дербисалин А.С. Коммуниктаивные навыки в работе врача общей практики: учебно – методическое пособие. Караганда: Ақ Нұр, 2014.-122с.

24. Кулмуканова К.К. Қарым – қатынас психологиясы: оқу құралы/ Кулмуканова К.К.,Л.С.Тунгышмуратова-Алматы:Эверо,2014-92б.

25. Мациевская Л.Л. Коммуникативтік дағдылар Алматы: ЭВЕРО, 2013.-118 с.

26. Авдулова Т.П. Менеджмент: учебное пособие/Т.П. Авдулова – М:ГЭОТАР- Медиа, 2011-208 с.

27. Кулимова Л.Т. Коммуникация негіздері; Оку-әдістемелік құрал-Караганда, 2012.-218б.

28. Асимов М.А., Нурмагамбетова С.А., Игнатьев Ю.В. Коммуникативные навыки: учебное пособие – Алматы: ЭВЕРО, 2009. -264 с.

29. Асимов М.А., Нурмагамбетова С.А., Игнатьев Ю.В. Коммуникативтік дағдылар: оқулық. Алматы, 2009.-176 б.

30. Оразбекова Г.А. Дәрігердің коммуникативтік дағдылары: оқулық Алматы: Өнер, 2009.-292 б.

31. Бап-Баба С.Б. Жантану негіздері: дәрісбаяндар жинағы/ С.Б. Бап-Баба-Алматы, Зан әдібиеті, 2011.-302 с.

32. Камынина Н.Н. Менеджмент и лидерство: учебник СД/Н.Н. Камынина, И.В. Островская, А.В. Пъяных – М:ГЭОТАР – Медиа,2009-528 с.

33. Конфликтология:учебник/редВ.П. Ратников-М:ЮНИТИ-ДАНА,2007-511с.

34. Кудиярова А.М. Қарым – қатынас психологиясы (Ортақтасу) оқу қуралы/Алматы, Шуғыла, 2006-40 б.

35. .Лукацкий М.А Психология:учебник/М.А. Лукацкий, М.Е Остренкова.-2-е изд., испр.и доп.-М.: ГЭОТАР-Медиа,2010.-664 с.

36. Нурмаков А.Ж Медициналык деонтология жане жедел хирургиялык ауруларды аныктау практикумы:оқу-әдістемелік құрал/А.Ж.Нұрмақов.-Алматы:Эверо,.-172б.

37. Общая психология:учебное пособие /ред.:Е.И.Рогов.-М.:МарТ,2008.-560с.

38. Сахипов С.Ж Науқаспен тіл табысу өнері:оқу құралы/С.Ж.Сахипов,А.С.Досбаев,Б.С.Сахипов.-Ақтөбе,2010.-140б

39. Kurtz, Silverman, Drapets, Teaching and Learning Communication skills in Medicine, — 2-nd Edition, 2004

40. Райхельд Ф. Как строить взаимоотношения с персоналом: руководство СПб: Питер, 2006.-256 с.

41. Вербергер Р., Верберг К. Психология общения. Тайны эффективного взаимодействия. СпбПрайм-Евразия, 2006.

42. Lloyd and Bor. Communication skills for medicine – Edinburgh London N-Y Oxford, 2004.

Электронные ресурсы

1.Камынина Н.Н Менеджмент и лидерство:приложение к учебнику/Н.Н.Камынина,И.В.Островская,А:В.Пьяных.-М.:ГЭОТАР-Медиа,2009.69,5Мб.

2.Петровский А.В Популярные беседы о психологии (на 2-х дисках)/А.В.Петровский.-М.,2005.-490,568 Мб.

3.Петров В.В Теории лидерства/В.В.Петров.-М. Равновесие,2005.-214Мб.

4. Петров В.В Теории мотивации/В.В.Петров..-М.:Равновесие,2005.-20,6Мб

5.Бап-Баба С.Б Жалпы психология:оқулық/С.Б.Бап-баба.-Алматы: Юридическая литература,2004.-12,4Мб

6.Бап-Баба С.Б Жантану негіздері:оқулық/С.Б.Бап-Баба.Алматы: Юридическая литература,2003,2006.-29,2Мб

7.ИС «Юрист»

8. БД «Консультант студента»

9.БД «Консультат врача»

10.БД «Scopus»

11.БД «РМЭБ» Республиканская межвузовская электронная библиотека

12.БД «Кокрановская библиотека»

13.БД «Science»

14.БД «Букап»

15.БД «Science Direct»

16.БД «Elibrary»

17.БД «МедАрт»

18.Казахстанская национальная электронная библиотек «КазНЭБ»

19.Платформа Webofknowledge