1. Современное состояние практической компьютеризации процесса обучения

Введение

Информационные и коммуникационные технологии с каждым днём всё больше проникают в различные сферы образовательной деятельности. Этому способствуют как внешние факторы, связанные с повсеместной информатизацией общества и необходимостью соответствующей подготовки специалистов, так и внутренние факторы, связанные с распространением в учебных заведениях современной компьютерной техники и программного обеспечения, принятием государственных и межгосударственных программ информатизации образования, появлением необходимого опыта информатизации у всё большего количества педагогов.

Информатизация системы образования открывает большие перспективы для обучения. За последние годы произошло коренное изменение роли и места компьютерной, телекоммуникационной техники и технологий в жизни общества. Владение информационными и телекоммуникационными технологиями становится в современном мире в один ряд с такими качествами, как умение читать и писать, и необходимым условием для каждого индивида. Полученные знания и навыки в дальнейшем могут во многом определять пути развития общества. В таких позиций в образовательном процессе политехнического колледжа осуществляется использование информационных технологий.

Объект исследования – компьютерные информационные технологии и отдельные программы учебно-педагогического назначения.

Предмет исследования – эволюционные процессы в системе образования, обусловленные воздействием новых информационных технологий.

Цель исследования – обосновать существование компьютеризации обучения как реальной проблемы образования. Выявить эволюционизирующее значение компьютерных технологий, возможные направления вызванных ими эволюционных процессов и педагогическую значимость предполагаемых изменений в учебном процессе.

Гипотеза: Последовательное, систематическое внедрение в педагогический процесс ПК-технологий и сетевых коммуникаций способно не только расширить существующий арсенал методических средств, но и полностью изменить существующие формы обучения.

Задачи исследования:

Рассмотреть основные этапы эволюции систем образования и выявить их движущие силы.

21 стр., 10080 слов

Обучение как процесс управления теоретические положения и практика реализации

... управления процессом обучения на современном этапе развития системы образования. Задачи исследования предопределяются целью исследования и состоят в том, чтобы: рассмотреть теоретические аспекты процесса обучения; определить процесс обучения с точки зрения психолого-педагогического процесса; провести ...

Выявить тенденции развития форм и методов обучения на основе новых принципов использования персонального компьютера.

Наметить возможные варианты комплексного использования персонального компьютера в конкретных сферах педагогической деятельности.

Определить состояние дел в той или иной сфере деятельности всегда достаточно трудно. Однако в таком вопросе, как компьютеризация, есть один легко учитываемый фактор, который достаточно ясно может охарактеризовать картину в целом. Это — показатель технической обеспеченности, другими словами — наличие необходимого парка компьютерной техники и уровень ее технического качества. Дело в том, что компьютеризация рабочих процессов прямо зависит от наличия и качественного уровня компьютеров на рабочих местах; без этого наличие даже самой передовой научной мысли так и останется фактом науки, но не фактором производственной и общественной жизни.

По анализу учебно-методической литературы и представленным там данным можно сделать такие основные выводы:

Состояние компьютеризации общеобразовательных учреждений РФ следует расценивать как критическое. По уровню оснащенности ПК, их техническими характеристиками и количеству учеников на один ПК РФ отстает от развитых стран не менее, чем на 5 лет.

Сегодня информатизация колледжей в целом – процесс неуправляемый, что привело к резкому различию в уровне информатизации колледжей разных регионов РФ. Основная причина – децентрализация средств, которые выделяются на компьютеризацию колледжей.

Учитывая то, что все студенты должны иметь равные и должные условия обучения, компьютеризация школ должна происходить под контролем государства и финансироваться централизованно. Это даст возможность:

уменьшить затраты на приобретение компьютерной техники, заказывая ее большими партиями;

уменьшить затраты на программное обеспечение, поскольку необходимые программные средства, приобретенные за счет средств государственного бюджета, можно было бы поставлять учебным заведениям по стоимости носителей, на которых они записаны;

уменьшить затраты на учебники и пособия, издавая их большими тиражами;

организовать качественный сервис во всех регионах благодаря поставкам в учебные заведения однотипных технических средств;

уменьшить затраты на подготовку кадров в связи с унификацией используемых программ и технических средств.

И еще один довод для подтверждения экономичности ПК: на этапе, предшествующем появлению ПК, довольно значительные средства вкладывались в обеспечение учебного процесса так называемыми ТСО — техническими средствами обучения. Причем каждое из этих средств отвечало только одной какой-либо задаче, и для хорошего обеспечения занятий нужно было иметь целый набор таких средств, каждое из которых решало только одну свою, специфическую задачу. С развитием технологии для обучения с использованием технических средств стало достаточным наличие только компьютера. Функции, которые раньше выполняли: телевизор, видеомагнитофон, аудио магнитофон, кинопроектор, диапроектор и др., с успехом взял на себя компьютер. Причем качество передачи, хранения, отображения информации значительно повысилось. В этом ключе необходимо рассматривать задачу перевода всей информации в цифровые стандарты как приоритетную.

13 стр., 6423 слов

Аналитическая профессиограмма деятельности психолога в процессе ...

... занятых в единой предметной области. Специальность – это конкретная форма деятельности, которая характеризуется специфическими особенностями целей, процесса, средств труда и профессиональной подготовки субъекта труда. Понятие "специальность" обычно используется ...

2. Интеллектуальные предпосылки компьютерного обучения

Во всех развитых странах в настоящее время ставится специальная задача подготовки студентов к высокоэффективной работе с ПК. Значительные различия в возможностях доступа к ПК, а, следовательно, и овладения им неизбежно приводят к возникновению еще одной, смежной с этой задачи — прогнозирования успешности компьютерного обучения и эффективности деятельности будущих компьютерных профессионалов.

Компьютеризированное общество ставит молодых людей перед необходимостью реально оценивать свои возможности в использовании компьютера и выбирать в соответствии с этим будущую профессию. Закономерно возникает вопрос: какие именно индивидуально-психологические особенности человека оказывают определяющее влияние на его компьютерную компетентность?

Высокий уровень умственного развития, гибкое мышление, хорошая память являются благоприятными предпосылками для успешного обучения информатике. Однако своеобразие человеческой индивидуальности не исчерпываются особенностями его интеллектуальной подготовки и своеобразием познавательных процессов. На успешность обучения в целом, как известно, влияют также врожденные психофизиологические особенности школьников, такие, как сила нервной системы, определяющая работоспособность человека, и ее лабильность, определяющая скорость протекания нервных процессов.

Психолог В.Г. Зархин специально исследовал, как проявляются указанные психофизиологические особенности учащихся в практике обучения с использованием ПК. Его наблюдения показывают, что при работе с ПК сила нервной системы решающего влияния на успешность деятельности не оказывает, хотя учащиеся с высокой работоспособностью ведут себя за компьютером иначе, нежели слабые. Видимо, из-за повышенной истощаемости учащиеся со слабой нервной системой недостаточно уверены в себе, намного чаще обращаются за помощью к учителю. В то же время другое свойство нервной системы — лабильность — непосредственно сказывается на особенностях компьютерной деятельности учащихся. При прочих равных условиях лабильные учащиеся с высокой скоростью протекания нервных процессов работают быстрее. Диапазон индивидуальных различий здесь очень велик.

Сходные данные приводит психолог И.В. Ермакова. Она подчеркивает, что уровень интеллектуального развития школьников играет определяющую роль при овладении специальностью «оператор ЭВМ» главным образом в начале обучения. По мере вхождения в курс все больше значение приобретают скоростные характеристики. Но всегда ли высокая скорость работы — благо? Ведь основным критерием успешности любой деятельности является ее безошибочность, точность, а отношение между скоростью и безошибочностью неоднозначно.

Не менее значимыми являются, по словам Ермаковой И.В., такие качества, как импульсивность или ее противоположность — рефлексивность. Об импульсивности речь идет в тех случаях, когда человек сразу, не задумываясь, отвечает на внешние раздражители, легко склоняется в пользу той или иной гипотезы, не учитывая степень ее правдоподобия. Рефлексивность приписывается людям, которые, прежде чем что-то делать, внутренне опробуют гипотезы, отбрасывая те из них, которые кажутся им неподходящими, т.е. поступают обдуманно, осторожно, взвешено. Естественно, что различия по этим показателям ни в коей мере не определяют ценность человеческой личности. Реально значимыми они могут быть только в таких видах деятельности, где первостепенное значение имеет фактор времени. Что же касается процесса обучения, то использование компьютерной базы как раз и является той реальной мерой, которая может согласовать условия процесса обучения, и прежде всего его темп с индивидуально-психическими особенностями каждого отдельного школьника. В этом случае компьютер выступает как одно из эффективных средств гуманизации процесса обучения.

Многие психологи отмечают, что при работе с компьютером очень большую роль играют такие личностные особенности, как внимательность, аккуратность, тщательность, добросовестность. В принципе их можно рассматривать как универсальные, способные проявляться (или не проявляться!) у любого человека и отражаться на процессе овладения любым видом деятельности. Формирование этих качеств зависит, прежде всего, от желания и настойчивости самих учащихся. Однако компьютер вследствие строгости действия загружаемых в него программ постоянно предъявляет к работающему с ним человеку достаточно жесткие требования, без соблюдения которых он работать просто не будет. В этом случае компьютер играет роль весьма серьезного дисциплинирующего фактора в общей схеме учебного процесса.

2.1 Персональный компьютер как средство обучения

Последние технические достижения часто находили применение в учебном процессе, и ПК в этом смысле не является исключением. Уже первые опыты применения ПК в учебном процессе показали, что использование вычислительной техники позволяет существенно повысить эффективность процесса обучения, улучшить учет и оценку знаний, обеспечить возможность индивидуальной помощи преподавателя каждому учащемуся в решении отдельных задач, облегчить создание и постановку новых курсов.

ПК является мощным средством для обработки информации, представляемой в виде слов, чисел, изображений, звуков и т. п. Наряду с другими известными инструментами ПК расширяют человеческие возможности. Однако в отличие, например, «от молотка, расширяющего физические возможности, или телефона, расширяющего возможности органов чувств, ПК расширяет умственные возможности человека»[23;4]. Главной особенностью ПК как инструмента является возможность его настройки (программирования) на выполнение различного рода работ, связанных с получением и переработки информации.

Применение вычислительной техники в учебном процессе открывает новые пути в развитии навыков мышления и умения решать сложные проблемы, предоставляет принципиально новые возможности для активизации обучения. ПК позволяет сделать аудиторные и самостоятельные занятия более интересными, динамичные и убедительными, а огромный поток изучаемой информации легко доступным.

Главными преимуществами ПК перед другими техническими средствами обучения являются гибкость, возможность настройки на разные методы и алгоритмы обучения, а также индивидуальной реакции на действия каждого отдельного обучающего. Применение ЭВМ дает возможность сделать процесс обучения более активным, придать ему характер исследования и поиска. В отличие от учебников, телевидения и кинофильмов ПК обеспечивает возможность немедленного отклика на действия обучаемого, повторения, разъяснения материала для более слабых, перехода к более сложному и сверхсложному материалу для наиболее подготовленных. При этом легко и естественно реализуется обучение в индивидуальном темпе.

В литературе очень часто сравниваются книга и ПК как источники информации. Типичное содержание таких рассуждений приводится в следующей таблице:

СРАВНИТЕЛЬНЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ КНИГИ И ПК

КОМПЬЮТЕР

КНИГА

Доступность

Частичная

Полная

Транспортабельность

Отсутствует

Полная

Характер информационной системы

Открытый

Закрытый

Объем информации

Количественно нестабилен и тяготеет к неограниченности

Однозначно ограничен

Уровень оперативности обработки информации

Высокий (возможно,

автоматизированный)

Невысокий, зависит от субъективных факторов

Качественный уровень

Допускает возможность поверхностного ознакомления.

Детальный, осмысленный.

Общественная оценка

Частичная

Однозначно высокая.

От преподавателей ПК выгодно отличают абсолютная объективность в оценке знаний, а также то, что машины не раздражаются, не подвержены влиянию настроения и самочувствия, не испытывает разочарования со слабыми учениками.

Вместе с тем следует помнить, что ПК никогда НЕ ЗАМЕНЯТ преподавателя, но могут быть чрезвычайно полезными его помощниками.

С использованием КОП, с одной стороны, обучаемые получают возможность работать в своем собственном ритме в соответствии со своим уровнем подготовки. Это оказывает положительное влияние на процесс обучения, т. к. обучаемый получает большую свободу в выборе решений, в ходе процесса обучения присутствует элемент соревнования с ПК и т. д.

С другой стороны, такая индивидуализация обучения накладывает свой отпечаток на работу преподавателя. Преподаватель рискует оказаться либо в роли «челнока», снующего между обучаемыми, либо в роли «столпа Вселенной», к которому обучаемые должны ходить по одному или небольшими группами (23-5).

При любом из этих вариантов преподаватель лишен возможности активно влиять на процесс обучения и реально оценивать уровень подготовки обучаемых, т. к. он не имеет возможности контролировать в динамике протекание процесса обучения хотя бы у большинства.

Отсюда возникает проблема организации учебного процесса, которая облегчила бы взаимодействие преподавателя с обучаемыми без снижения эффективности процесса обучения.

В большинстве публикаций авторы рекомендуют разбить учебный процесс в компьютерных классах на 2 этапа:

1) усвоение теоретического материала,

2) применение теоретических знаний на практике.

На первом этапе главным действующим лицом является преподаватель. Традиционными инструментами в процессе передачи знаний являются доска и мел. Скорость передачи невысока. В этом случае хорошим решением является применение демонстрационного оборудования. Это может быть привычное проекционное устройство для работы со слайдами или прозрачными пленками, а также устройства, которые позволяют либо проецировать изображение с компьютера на экран, либо выводить изображение с компьютера на телевизор с большей диагональю.

Такое оборудование позволяет не только наглядно объяснить теорию, но и показать практическое ее воплощение в виде обучающей компьютерной программы, что влечет за собой увеличение скорости информационного потока в системе «преподаватель — обучаемый» и существенное повышение прочности усвоения.

На втором этапе преподавателю отводится роль НАБЛЮДАТЕЛЯ и КОНСУЛЬТАНТА. Преподаватель может со своего компьютера наблюдать за ходом работы обучаемых. Он может просматривать и, при необходимости оперативного вмешательства, может со своего ПК эмулировать (воспроизводить) управление клавиатурой и мышью обучаемого. Во время работы обе стороны могут обмениваться друг с другом сообщениями, а при наличии средств мультимедиа, таких, как видеокамера, микрофон и наушники — вести живой диалог.

И, наконец, еще один момент, наиболее трудный и тревожный в психологическом плане — к о н т р о л ь . . .

Контроль в компьютерных системах обучения обычно складывается из проверок трех уровней:

текущих (по шагам обучения),

промежуточных (контрольные работы),

итоговой (экзамен, зачет).

Эффективность реализации контролирующей функции во многом связана с формой ввода и анализа ответов, т. е. с формами организации диалога. Качество контроля во многом зависит и от возможности диагностирования причин ошибок. При этом преподавателю во многом может помочь рациональное структурирование материала.

Корректирующая функция реализуется с помощью быстрой обратной связи между обучаемым и обучающей системой (преподаватель + ПК).

Корректирующая информация для обучаемого должна подбираться таким образом, чтобы заинтересовать его в дальнейшем обучении, дать почувствовать ему, что преподаватель и ЭВМ понимают каждое его действие и являются его надежными помощниками в процессе обучения.

3.Практическая часть. Педагогические условия реализации моделей использования икт в профессиональной деятельности студентов

Комплекс педагогических условий мы рассматриваем в контексте двух компонент, а именно:

  1. организационно-педагогические условия реализации некоторых моделей использования ИКТ (модели изучения, модели управления собственной информацией, модели добывания информации, модель творчества) в профессиональной деятельности студентов гуманитарных специальностей:
  • современная информационно-образовательная среда в вузе как необходимое условие информатизации высшего образования;
  • модернизация системы методической работы в вузе как основа организации процесса обучения студентов при использовании ИКТ в профессиональной деятельности;
  • взаимодействие с образовательными учреждениями города, края – другие вузы, школы;
  • организация взаимосвязи аудиторной и внеаудиторной деятельности;
  • создание соответствующей материально-технической базы образовательного процесса;
  • обеспечение стабильности, мобильности кадрового потенциала;
  1. дидактические условия реализации данных моделей использования ИКТ в профессиональной деятельности студентов гуманитарных специальностей:
  • использование в образовательном процессе эффективных педагогических технологий;
  • использование в практике обучения различных способов внешней и внутренней мотивации деятельности студентов;
  • использование различных подходов и способов влияния на студентов: словесного, деятельностного, отношенческого (беседа, совместная деятельность, межличностные отношения, сотрудничество и взаимосвязь, партнерский стиль взаимоотношений), индивидуально-личностный подход и др.;
  • включение студентов в совместную деятельность, в том числе исследовательскую практико-ориентированную деятельность в рамках студенческого научного общества;
  • повышение профессионально-педагогической компетентности преподавателей вуза.

Необходимо отметить, что формирование вышеуказанных педагогических условий – это не одномоментная акция, а сложный, длительный процесс (рис. 1).

Рис.1 Педагогические условия реализации моделей использования ИКТ в профессиональной деятельности студентов гуманитарных специальностей

Для наглядного выявления педагогических условий реализации моделей использования ИКТ рассмотрим более подробно такую составляющую организационно-педагогических условий как организацию взаимосвязи аудиторной и внеаудиторной деятельности студентов.

Для начала опишем модели, характеризующие данное условие. Студенты гуманитарных специальностей в процессе обучения информатике реализуют такие методологические модели как модель изучения, модель управления собственной информацией, модель добывания информации, модель творчества. Остальные модели (модель опосредованного взаимодействия, модель просмотра, модель управления технологическими процессами, модель существования, модель общения) реализуются студентами (обучаемыми) в процессе обучения других предметов.

Модель изучения предназначена для изучения технического средства, в основном компьютера, программного обеспечения, технического и технологического интерфейса. Модель управления собственной информацией реализуется при создании обучаемым каталогов с результатами деятельности, графиков, таблиц и т.п. При достаточном овладении техническими средствами, как инструментами, обучаемый может использовать их в творческом процессе, здесь реализуется модель творчества. Модель добывания информации характеризуется целенаправленностью поиска информации и использованием других средств, реализуется в электронных энциклопедиях, путеводителях, каталогах библиотек, видеотек, фонотек и др. и используется, например, при подготовке докладов, рефератов и т.п.(6, с.55-58).

Приведенные модели реализуются как в аудиторной, так и во внеаудиторной деятельности студентов. Аудиторная деятельность предусматривает различные способы использования ИКТ на занятии. Рассмотрим некоторые из возможных форм организации работы студентов с использованием ИКТ, в которых компьютер выступает инструментом деятельности студентов и преподавателей (обучающих).

Модели изучения и управления собственной информацией реализуются студентами в такой форме организации учебной деятельности как мультимедиа лекция (9).

Мультимедиа лекция предполагает демонстрацию учебного материала на большом экране в сопровождении лектора и содержит:

  • наименования разделов изучаемой темы и основные тезисы;
  • неподвижные и подвижные иллюстрации (в том числе – фотографии, видеофильмы, динамические компьютерные модели, мультипликацию);
  • звуковой компонент видеофрагментов и другие источники звука.

Такого вида выступления становятся все более и более распространенными во всем мире, повышая эффективность личной коммуникации. Та же задача решается и в образовании.

Повышение эффективности учебного процесса при данной форме его организации происходит за счет следующего:

  • значительного повышения наглядности; в данном случае компьютер является, прежде всего, современной многофункциональной доской;
  • объем демонстрационного материала значительно расширяется за счет информации, которая в большом объеме может быть получена из различных информационных источников и воспроизведена на экране в формате, видимом всеми студентами;
  • не тратится время на выписывание тезисов, формул и схем на доске;
  • качество изобразительного материала, демонстрируемого на экране, многократно превышает качество схем и рисунков, записываемых мелом на доске;
  • преподаватель не поворачивается время от времени к доске и, таким образом, не теряет контакт с аудиторией;
  • студенты по ходу выступления преподавателя могут готовить свои конспекты (в тетрадях или на компьютере, если занятие проходит в компьютерном классе), в дальнейшем они могут переработать свои конспекты, соединяя их с демонстрацией преподавателя; в выступлении обучающего могут содержаться ссылки на специально подготовленные или общедоступные источники информации в Интернете.

Конечно, время, затрачиваемое преподавателем на подготовку мультимедиа лекции, больше времени, затрачиваемого на подготовку традиционной лекции без средств ИКТ, но время на подготовку каждой последующей лекции по этой теме существенно сокращается – преподавателю остается только внести некоторые обновления, которые он считает необходимыми (4, с.116-119).

Вторая возможность – проведение тестирования студента с помощью компьютеров. Тестирование – одна из моделей использования ИКТ в учебном процессе, помогающая осуществлять текущий и итоговый контроль знаний. Компьютерное тестирование позволяет проводить проверочные и контрольные работы с индивидуальным подбором вопросов и задач. Большим преимуществом эта форма организации работы студентов обладает благодаря быстрой и автоматической проверке результатов.

Педагогические условия реализации моделей использования ИКТ в учебной деятельности позволяют преподавателю СГУ, решившему воспользоваться тестовым методом, самому создать тест, пользуясь соответствующей оболочкой – системой для создания тестов. В вузе имеется специальные компьютерные классы и банк разнообразных компьютерных тестов, созданных совместно с преподавателями по различным предметам, преподавателями информатики и студентами.

Основные проблемы, связанные с проведением такого занятия, – это подбор программного обеспечения. Преподаватели, имеющие уровень готовности – компьютерной осведомленности или компьютерной грамотности, как правило, используют готовое программное обеспечение из фонда медиатеки. При необходимости преподавателю в проведении подобных занятий может оказать помощь лаборант.

Преподаватели, имеющие более высокий уровень готовности (ИКТ-компетентность), имеют возможность сами разработать УМП по своему сценарию.

Новым подходом к использованию ИКТ в учебной деятельности является способ, когда преподаватель по любому предмету задает домашнее задание студентам, адресуя их к электронным источникам информации (медиатеке, образовательным ресурсам Интернет), предлагает выполнить доклад в виде презентации. В данном случае компьютер является источником новых знаний. От обучающего требуется умение критически проанализировать выполненное обучаемым задание, оценить соответствие программы-презентации выданному заданию.

Более сложным видом деятельности обучающего является организация и руководство деятельностью студента при выполнении проекта по какой-либо теме на основе применения ИКТ. Творчество обучающего всегда было неотъемлемо от творчества обучаемого. НИТ позволяют по-новому организовать совместную творческую деятельность преподавателя и студента. Если раньше конструирование хода занятия, формулировка целей и задач были прерогативой самого преподавателя, то в условиях информатизации учебного процесса студенты все чаще привлекаются к созданию программного обеспечения, тем самым, становясь активными участниками и творцами педагогического процесса. Совместная творческая деятельность преподавателя и студента в реализации конструктивной функции практического занятия – характерная черта процесса информатизации образования.

Внеаудиторная деятельность – является логическим продолжением аудиторной деятельности. Необходимо отметить, что создание качественных мультимедийных продуктов (проектов) невозможно только на основе знаний новых информационных технологий, пусть даже и самых обширных. Качество продукта складывается из многих составляющих, но главным остается его содержание. При создании обучаемыми мультимедийных проектов по истории, литературе, обществознанию, экологии, иностранному языку и другим предметам часто требуется консультация преподавателя по соответствующему предмету. В процессе работы над проектом формируется творческая группа из преподавателей и студентов, благодаря тесному сотрудничеству которых в проекте удачно реализуется опыт творческой деятельности преподавателей, научно-исследовательский подход к изучаемой проблеме и творчество студентов (9).

Опыт организации учебного процесса по описанным моделям активного использования ИКТ студентами гуманитарных специальностей позволяет говорить о высокой степени эффективности сочетания использования современных информационных технологий, методике преподавания и пособий, предполагающих познание через деятельность. Наибольшей эффективностью обладают модели, позволяющие использовать ИКТ для решения мотивационных учебных задач.

Так, для успешного формирования профессиональных интересов студентов гуманитарных специальностей высшего учебного заведения мы определили те педагогические условия, которые будут содействовать этому процессу, и тем самым обеспечивать повышение качества профессиональной подготовки будущих специалистов.

3.1Методика работы с электронным учебным курсом «основы начертательной геометрии»

В условиях перехода от информационного общества к обществу, основанному на знаниях, одной из стратегических задач, является информатизация образования. Для этого необходимо создание широкого информационного поля деятельности, современной информационной среды, которая будет представлена интеграцией различных источников информации.

Мы предлагаем интегрировать в УМК сетевые ресурсы и традиционные технологии преподавания начертательной геометрии при изучении основ начертательной геометрии. Сетевые ресурсы представлены электронным учебным курсом (ЭУК) «Основы начертательной геометрии» для студентов I курса педагогических колледжей, включающим в себя следующие компоненты:

  1. Электронный учебник, содержание которого соответствует образовательному стандарту Высшего образования по начертательной геометрии;
  2. Словарь-справочник основных понятий и теорем;
  3. Графическую базу данных;
  4. Тестовые задания.
  5. Электронные формуляры студентов (позволяющие отслеживать динамику усвоения студентами учебного материала).

Вторая составляющая интегрированных ресурсов — печатные раздаточные материалы

для индивидуальной работы (рабочие тетради, методические рекомендации по выполнению альбома графических заданий, методические рекомендации по работе с электронным курсом и др.).

В основу электронного курса «Основы начертательной геометрии» положена модульная технология.

Выделяются следующие модули:

1.Методический модуль облегчает взаимодействие обучаемого учебным

материалом, заложенным в компьютерной системе, раскрывает цели и задачи данного курса, включает необходимые рекомендации для преподавателя и студентов по работе с курсом, оглавление и содержание курса;

2.Информационно-обучающий (электронный учебник) содержит собственно структурированный учебный материал, систему задач и тестовых заданий;

3.Справочный модуль предоставляет систему справок, учебный материал справочного характера, выдаваемый по запросу обучаемого: справочники, словари, таблицы, объясняющие анимационные изображения, условные обозначения, библиографические списки (в том числе и URL) и т.д.;

4.Организационный модуль представляет собой систему программных средств, обеспечивающих доступ к электронной почте и сетевым телеконференциям.

В рамках каждого блока ЭУК модуля работа строится в такой последовательности.

  1. Ознакомление с учебными целями.
  2. Ознакомление со структурой и содержанием курса.
  3. Ознакомление с общим планом обучения по определенному блоку.
  4. Проведение обучения.
  5. Проведение текущего контроля (тестовые задания, решение задач).
  6. Оценка результатов проверки и выявление обучаемых, которые не усвоили содержание блока.
  7. Проведение индивидуального консультирования с обучаемыми, не усвоившими содержание данного блока.

Переход к усвоению учебного материала следующего блока.

Собственно информационно-обучающий модуль представляет собой электронный учебный курс (ЭУК) «Основы черчения и начертательной геометрии» и разбит на 9 больших тем, каждая из которых представляет раздел изучения курса. Содержание каждой темы распределено по блокам. Первым важным этапом структурирования обучающих гипертекстовых документов, составляющих ЭУК по начертательной геометрии, является выявление связей между отдельными понятиями в структуре каждого локального раздела (блока).

Каждый блок является логически замкнутой единицей учебного материала, по которой можно составить вопросы для самотестирования, то есть проверить уровень усвоения учебного материала, представленного в блоке. Каждая тема и блок были структурированы и оформлены по следующей схеме:

Тема №… «…»

Введение

Теоретические знания (ТЗ)

Практические умения (ПУ)

Названия блоков (1, 2, …, N) по теме (в виде ссылок)

Вопросы по теме (1, 2, …, N)

Проблемные задания и проекты по теме (1, 2, …, N)

Блок 1 «…»

Введение

Описание действий студентов при работе над данным блоком

(help).

Основная информация.

Вопросы по теме блока 1.

Блок N «…»

После изучения темы предлагаются вопросы для самотестирования по всей теме и контрольные вопросы для тестирования преподавателем.

Для организации обратной связи, обеспечивающей планирование передачи отчетных материалов, своевременного прохождения программы обучения и выполнения контрольных работ при использовании ресурсов сети разработан организационный модуль, содержащий:

1.Учебный план, в котором перечислены все темы и входящие в них блоки, а также указывались контрольные (max) сроки их изучения;

2.Перечень проектов, графических и контрольных работ, который помогал

студентам лучше сориентироваться в изучаемом материале и обратиться к преподавателю за консультацией;

3.График передачи отчетных материалов, который определял сроки передачи тестовых заданий по сети, получение анализа этих заданий, сроки сдачи рабочих тетрадей и графических работ по каждой теме, получение промежуточных оценок работы студентов по курсу.

Функции преподавателя сводятся к отслеживанию соответствия процесса обучения поставленным задачам, обновлению учебного материала, проведению вводных лекций по темам, консультированию студентов по проблемным вопросам, организации и проведению дискуссий и бесед по изучаемому вопросу, контролю уровня усвоения учебного материала.

В учебной программе по начертательной геометрии можно выделить ряд разделов (тем), которые могут быть изучены студентами самостоятельно по электронному учебнику с проведением самотестирования по пройденному материалу. Это такие темы, как, например, «Способы преобразования чертежа» (тема 5), «Пересечение поверхностей» (тема 8) и другие темы, требующие большого количества построений, что при традиционном способе обучения сложно осуществить в связи со сложностями чисто технического характера: громоздкий чертеж на доске, большое количество линий построения и пр.

При использовании наглядности второго типа (опосредованная наглядность) в электронном 45учебнике, студенты могут выбрать индивидуальный темп обучения, повторить все этапы построения. Использование ЭУК можно рекомендовать также для закрепления изученного материала и оперативной проверки усвоения материала любой темы курса. Ряд тем, на которых даются основополагающие понятия, закрепляются графо-геометрические навыки, требуют использования традиционных методов обучения. В таблице 1 представлен вариант организации процесса обучения начертательной геометрии в полифункциональной обучающей среде, сочетающей традиционные и информационные технологии (табл. 1).

Таблица 1

Организация процесса обучения начертательной геометрии в полифункциональной обучающей среде сочетающей традиционные и информационные технологии.

Организация учебного процесса в полифункциональной обучающей среде по начертательной геометрии с использованием традиционных и информационных технологий может осуществляться комбинированием таких форм и методов обучения, как: лекционное обучение; обучение с сотрудничестве; обучение в системе «малых групп»; обучение на основе электронных пособий; применение цикличного (с контролем преподавателем, самоконтролем, взаимоконтролем) и направленного (индивидуального) управления познавательной деятельностью студентов. К наиболее распространенным формам контроля учебной деятельности с использованием компьютерных телекоммуникаций можно отнести: письменные отчеты и рефераты (индивидуальные и групповые); телеконференции; тесты (дополненные другими формами контроля).

Необходимо заранее определить критерии оценки знаний и умений слушателей, составление плана проведения тестов, зачетных работ и анкетирования.

Обучение начертательной геометрии с использованием ЭУК в сочетании с традиционными методиками обучения начертательной геометрии, предполагает вариативность педагогических действий, использование оптимального сочетания разнообразных форм индивидуальной и групповой деятельности студентов с применением

информационных технологий: индивидуальные и групповые занятия в классе с преподавателем, самостоятельная работа по решению графических задач в рабочих тетрадях на бумажной основе, самотестирование после прохождения каждого учебного блока, оформление альбома графических работ, что позволяет качественно улучшить знания студентов на всех этапах обучения и развивать графо-геометрические навыки. Соотношение 46 объема традиционных педагогических технологий и НИТ в преподавании начертательной геометрии по экспериментальной методике отображено в таблице 2.

Таблица 2

Использование в экспериментальной методике обучения начертательной геометрии традиционных педагогических технологий и новых информационных технологий.

Заключение

Особо важной для дальнейшего развития самого человечества, его культуры является область образования, как формирующая будущего члена общества. Поэтому очень важно осознать тенденции в развитии, как общечеловеческой культуры, так и культурного облика каждого отдельного человека, на которые влияют процессы информатизации образования.

Опыт применения информационных технологий в образовании только еще начинает накапливаться. Медленное решение данного вопроса является одной из проблем применения ИТ в сфере образования. Еще одной проблемой является устаревания ИТ со временем, так как информационные продукты, как никакие другие виды материальных товаров, имеют чрезвычайно высокую скорость сменяемости новыми видами или версиями. Современные ИТ, автоматизируя задачи производства, устраняют тем самым рабочих среднего и низшего звена, освобождают людские ресурсы, пополняя ими штат безработных. Но с другой стороны, с помощью ИТ, пройдя обучения или переподготовки можно получить новую специальность, затребованную обществом. С появлением новейших продуктов ИТ появляются потребности в специалистах данной области. В соответствии с этим появляются новые места, и требуется получение образования для претендентов на данные вакансии.

Информационные технологии являются не просто инструментами, они позволяют получать информацию и формируют способы общения, влияя на мыслительный процесс и созидательные способности общества. Выделяя в образовании профессиональную и общекультурную составляющие, можно отметить, что чем интенсивнее идет процесс информатизации образования, тем сильнее перестраивается профессиональная составляющая образования, направленная на применение информационных технологий будущими специалистами в своей профессиональной деятельности. При этом перестраивается не только структура будущей профессиональной деятельности, в которой информационные технологии играют главную роль. Через образование информационные технологии влияют на формирование и развитие самой культуры. Человек, не владеющий современными информационными технологиями, лишается одного из адаптационных механизмов в динамично развивающемся социуме. Информационные средства и технологии становятся неотъемлемой частью жизни человека.

Список литературы

  1. Аллен Хоупт, Управление знаниями: тернистый путь от данных к действиям. [Электронный ресурс]/ Хоупт А. — http://www.interface.ru
  2. Анисимов, О.С. Методология и технологические формы мышления [Текст]/ О.С. Анисимов// Методология и технологические формы мышления. – М. 2009. – 234 с.
  3. Вороной, А. Инструментарий маркетолога и аналитика: информационно-аналитические системы и программные продукты [Электронный ресурс]/А. Вороной —
  4. Данчул, А. Информационно-аналитические технологии и ситуационные центры. [Электронный ресурс]/ А. Данчул —
  5. Емельянов, А.Л.Онтология аналитики или оборотная сторона красивых должностей [Текст]/ А.Л. Емельянов//АКМЭ. – 2010. — № 04 (54).

    -С. 12-18.

  6. Кашлев, Ю.Б. Становление глобального информационного общества и место России [Текст] / Ю.Б. Кашлев // Социологические исследования. – 2009. — №5. – С. 77-84.
  7. Коберник, Д. Использование системы анализа СМИ «Семантический архив» в научно-исследовательских проектах МГИМО [Электронный ресурс]/Д. Коберник. – http://www.mgimo.ru
  8. Конотопов, П.Ю. Текущее состояние, проблемы и тенденции развития систем поддержки информационно-аналитической работы [Текст]/ П.Ю.  Конотопов// ТИАРА. — 2009. — № 6. – С. 23-38.
  9. Конотопов, П. Ю. Задачи автоматизации информационно-аналитической работы и теория рефлексивного управления [Текст]/ П.Ю. Конотопов// ТИАРА. — 2008. — № 3. – С. 44-56.
  10. Конотопов, П. Ю., Куликова, Н. В. Незримые угрозы информационно-аналитической работы [Текст]/ Конотопов П. Ю.// ТИАРА. — 2008. — № 4. – С. 32-37.

  1. Корнеев, И.К., Ксандопуло, Г.Н. Информационные технологии [Текст]/И.К. Корнеев, Г.Н. Ксандопуло //Из-во: Проспект Велби. 2009 г – 368 с.
  2. Митрофанов, А.А., Наумов, С. Экономическая безопасность коммерческих предприятий и деловая разведка [Электронный ресурс]/ А. А. Митрофанов, С. Наумов// http:// www.bre.ru
  3. Мухамеджанов, О.А. Методология аналитики: синергетический подход [Текст]/ О. А. Мухамеджанов// ТИАРА.- 2009. – № 11. – С. 67-74.. 
  4. Ноженкова, Л.Ф. Организация эффективной системы хранения данных [Текст]/ Л. Ф. Ноженкова// издательство ИВМ СО РАН. — 2010. — № 2. — С. 35-47.
  5. Саак, А.Э., Пахомов, Е.В.Информационные технологии управления: Учебник для вузов. 2-е изд. (+СD) [Текст]/ А.Э. Саак, Е.В. Пахомов 2010 год, 320 стр. 

4