ТРЕНИНГ ПО СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ АДАПТАЦИИ
Введение. Постановка и актуальность проблемы
Настоящая статья посвящена описанию тренинга «Я управляю стрессом» по социально-психологической адаптации подростков и старших школьников.
Современное общество с его стремительными социально-экономическими изменениями, нестабильностью, потерей ценностных ориентиров, становится все более стрессогенным. Особенно актуальна данная проблема для постсоветского социокультурного пространства: уверенность в завтрашнем дне сменилась необходимостью выживать в дне сегодняшнем. Стресс — неотъемлемая часть жизни, способ жизни современного человека. Необходимо учиться «жить со стрессом», что требует разработки и реализации комплекса действий по «оестествлению» искусственно-технических способов «управления стрессом», выработке индивидуальной психотехники для ситуаций «чрезмерного стресса».
Обострившийся в эпоху модернизации конфликт поколений, кризис традиционных для советского общества норм и ценностей, криминальность «стратегий успешности» значительной части современной бизнес-элиты и множество иных факторов являются мощными стрессорами, воздействующими на современное молодое поколение. Период «бури и натиска» в эпоху «первоначального накопления» требует специальной психолого-педагогической работы по социально-психологической адаптации именно в подростковом и юношеском возрасте.
Таким образом, стресс становится проблемой лишь тогда, когда требования ситуации значительно превышают возможности личности или когда напряжение длится слишком долго.
Социально-психологическая адаптация: личностно-ориен-тированный подход
Под социально-психологической адаптацией, как уже говорилось в начале данного издания, мы понимаем такое направленное изменение (самоизменение) взаимодействия личности («Я») со средой, которое характеризуется:
1. Сохранением личности и социальной среды, экологичным отношением индивида к себе и миру вокруг (так, например, Г. Селье различает борьбу и собственно адаптацию как разные приспособитель-ные «механизмы»), осознанием необходимости для личности постепенных, эволюционных изменений в отношениях со средой через овладение новыми способами поведения (жизнедеятельности)
2. Приспособлением — которое рассматривается и как процесс, и как результат деятельности личности в отношении к изменившимся (меняющимся) условиям социальной среды. Становление новых приспособительных «механизмов» ориентировано на гармонизацию отношений (взаимодействия) личности со средой, выравнивание баланса на полюсе личности.
Китаев-Смык Л.А. Социально-психологические исследования стресса
... активность (Еу-senck H. J., 1975). При доминировании социально-психологических проявлений стресса (социально-психологического синдрома стресса) обращение субъекта к общественному мнению увеличивается. У экстерналов ... вида, личности, общение в группе, в коллективе, но без подробного анализа экологических, эргономических, социологических аспектов адаптации людей к экстремальным факторам среды. ...
Важным направлением работы по социально-психологической адаптации мы считаем осознание и проявление в ходе работы по СПА личностной стратегии поведения (самоизменения), а не просто передачу (тиражирование) «готового» навыка. Поэтому мы считаем возможным обозначить наш подход к проблеме адаптации как личностно-ориентированную социально-психологическую адаптацию. При этом технология, формирование навыка, безусловно, остаются важнейшими структурообразующими компонентами (элементами) работы по СПА (в частности, тренинга).
Однако, в рамках данного подхода (модели) становится невозможным лишь «оттренировать» навыки или шаблоны действий в определенных ситуациях. Основная задача — «выращивание» личностных стратегий и тактик поведения и жизнедеятельности, поиск индивидуального стиля.
Конструктивный, партнерский диалог в рамках личностно-ориентированного подхода к СПА требует профессионального психологического сопровождения развития подростка и педагогической деятельности (особенно экспериментальной и инновационной).
Организация деятельности психологической службы, система психологической и психотерапевтической поддержки учащихся, повышение психологической компетентности педагогов и родителей — важные составляющие данной деятельности. В данной статье мы ограничимся лишь описанием одного звена, «кванта» действия — тренинга для подростков и старших школьников.
Данное определение адресата тренинга связано с тем, что, во-первых, стрессовые нагрузки лавинообразно нарастают у школьников 9-11 классов (необходимость профессионального или «образовательного» самоопределения, расширяющиеся контакты с социумом, «вузовская» модель обучения во многих учебных заведениях и т.д.), во-вторых, повышаются мотивация и готовность к «встрече» с собой, со своим внутренним миром (возросшая ответственность за собственный выбор, осознание уникальности «Я» и противоречий «Я» и среды и т.д.).
Таблица.Шкала стресса у детей
События | Дошкольники | Младшие | Старшие |
школьники | школьники | ||
Поступление в 1 | |||
класс или старшую | |||
школу | |||
Перевод в другую | |||
школу | |||
Рождение брата или | |||
сестры | |||
Уход из дома | |||
брата/сестры | |||
Госпитализация | |||
брата/сестры | |||
Смерть брата/сестры | Л | ||
Отъезд отца из-за | |||
смены работы | |||
Потеря работы роди | |||
телями | |||
Разлука родителей |
Развод родителей | |||
Госпитализация одно | |||
одного из родителей (серь | |||
езная болезнь) | |||
Смерть одного из ро | |||
дителей | |||
Смерть бабушки/де | |||
душки | |||
Появление отчима | |||
или мачехи | |||
Тюремное заключе | |||
ние одного из родите | |||
лей (30 дней или | |||
меньше) | |||
Тюремное заключе | |||
ние одного из родите | |||
лей (год и больше) | |||
Появление третьего | |||
взрослого (дедушка/ба | |||
бушка) | |||
Изменение финансо | |||
вого положения роди | |||
телей | |||
Мать начинает | |||
работать | |||
Уменьшение ссор | |||
между родителями | |||
Увеличение ссор | |||
между родителями | |||
Увеличение ссор с | |||
родителями | |||
Известие о том. что | |||
ты — приемный ребе | |||
нок | |||
Приобретение како | |||
го-либо уродства | |||
Врожденное уродство | |||
Госпитализация ре | |||
бенка | |||
Изменение отноше | |||
ния ровесников | |||
Выдающиеся личные | |||
успехи | |||
Смерть близкого дру | |||
га (друга детства) | |||
Провал на экзаменах | |||
в школе | — | ||
Исключение из школы | — | ||
Беременность неза | |||
мужней сестры-подро | |||
стка | ~ |
Употребление наркотиков или алкоголя | — | ||
Активное посещение церкви/синагоги | — | ||
Неучастие в том, в чем хочется участвовать (спортивная команда, ансамбль) | |||
Разрыв с другом/подругой | — | — | |
Начало свиданий | — | — | |
Отцовство | — | — | |
Беременность | — | — |
Различные события оказывают разное влияние на уровень стресса детей и подростков: чем выше показатели, тем больше стресс. (Цит. по: Ш. Левис, ШейлаЛевис, «Ребенок и стресс». Питер,С-П.,1997.)
Словосочетание «старшие школьники» мы используем для обозначения учащихся 10-11-х классов (15-16 лет) вместо понятия «ранний юношеский возраст». Опыт показывает, что позитивные результаты тренинга возможны и с группой 7-го класса, но наиболее эффективен данный тренинг для старших школьников 9-11 -го классов.
Возможности работы со стрессом в ситуации тренинга
Тренинг является одной из форм работы по СПА. Особенностями (преимуществами) тренинговой формы работы с подростками и старшими школьниками являются:
> наличие группы как модели социума (множество «Я» сверстников расширяет поведенческий репертуар личности: тип поведения «Другого» может становиться личностно-усвоенным потенциалом поведения «Я»,ресурсом);
> наличие правил, которые задают партнерский тип общения и обеспечивают психологическую безопасность участникам;
> особый режим, который обеспечивает интенсивностьпроживания:
концентрированность процесса взаимодействия изаконченностьего во времени.
Эти три условия дают возможность осознавать себя, свой потенциал и нарабатывать опыт взаимодействия с другими «здесь и теперь».
Организация тренинга: модульная структура.
Конкретный сценарий тренинга, на наш взгляд, конструируется под конкретные задачи и группу. Поэтому здесь мы приводим лишь один из возможных сценариев тренинга по стрессу, который в разных ситуациях реализации (в том числе и авторами статьи) видоизменяется с учетом «местной специфики». Одной из важных составляющих этой специфики является спонтанная групповая динамика, которая с необходимостью проявляется при реализации заявленного нами подхода (осознавание как ценность).
В подобной ситуации следование сценарию или следование стихийно возникшему запросу группы (вплоть до запроса на психотерапию «здесь и теперь») — выбор и ответственность ведущего тренинга. Языком группы в данном случае становится язык договора или группового контракта. Отметим также, что «идеальная» модель тренинга не предполагает сопутствующей работы в сфере психотерапии или психологического консультирования.
Итак, тренинг посвященный управлению стрессом, мы рассматриваем как «шаг на пути к себе». Поэтому возможно комбинирование структурных элементов разных тематических тренингов (например, «скрещивание» элементов тренинга по стрессу с элементами тренингов «Думая о будущем», «Как жить в мире с собой и с другими», «Я и мой характер» и т.д.).
В этом случае каждый тренинг рассматривается как имеющиймодульнуюструктуру. Каждый модуль может иметь собственные задачи, содержание (проектируемое новообразование) и форму (предлагаемые упражнения, способы их презентации и обсуждения).
Тип организации тренинга, при котором конкретные задачи, содержание и форма (модули) конструируются в соответствии с целями конкретного тренинга, личностной и групповой динамикой, а также ценностями тренинговой деятельности в рамках личностно-ориентированного подхода к СПА мы обозначаем какконцептуально-конструктивный.
Организационно тренинг предполагает 6 встреч 2 раза в неделю по 3 часа.
Цели и задачи тренинга
Тренинг для подростков и старших школьников «Я управляю стрессом» преследует следующие цели:
1. Расширение репертуара поведенческих стратегий в стрессовых ситуациях. Ознакомление с понятием стресса, опасностями и позитивной «работой» стресса, возможными сценариями поведения в стрессовых ситуациях, способами «избавления» от стресса (информационно-теоретическая цель);
2. Приобретение индивидуальных навыков управления стрессом, в идеале — «открытие» индивидуального стиля поведения в стрессовых ситуациях. Осознавание возможности управления стрессом («приручение» стресса, договор о «мирном сосуществовании»), ресурсопотенциала сопротивления стрессу и его личностной позитивной роли (личностно-смысловая цель).
3. Обучение способам (навыкам) оказания психологическойподдержки человеку, находящемуся в критической ситуации; умению оказывать, запрашивать и получать поддержку (социально-коммуникативная цель).
Возможныезадачи тренинга:
> знакомство со стрессом (что такое стресс; фазы, из которых он состоит; физиологические особенности его проявления);
> выявление негативной и позитивной роли стресса в жизни человека;
> овладение навыками управления стрессом, существующими в культуре, психологической теории и практике;
> расширение представлений участниково собственном внутреннеммире, о человеческом общении (например,различия партнерскогои манипулятивного типов общения);
> создание индивидуальных стратегий и тактик (приемов, способов) управления стрессом;
> исследование личностных ситуаций и причин, «запускающих» стресс;
> психологическая поддержка конкретных участников, повышение их стрессоустойчивости;
> обучение навыкампсихологической поддержки и т.д.
Логика тренинга: содержание дней (модулей)
Логика построения тренинга отражается в последовательности задач: от понятия стресса через поведенческие навыки к индивидуальным стратегиям.
Содержание первой встречи — знакомство, принятие правил, создание «рабочей» атмосферы тренинга.
Вторая встреча — знакомство с понятием стресса и формирование позитивного отношения к нему. Третья встреча — обучение конкретным навыкам жизни со стрессом.
Четвертая встреча — прикосновение к внутреннему миру подростка через создание коллажа «Какой я».
Пятая встреча — самопомощь как индивидуальная стратегия управления стрессом.
Шестая встреча — навыки психологической поддержки и подведение итогов тренинга («шаг в будущее», «сбор чемодана в дорогу»).
Таким образом, можно выделить 3 основных модуля, присутствующих в каждом дне занятий и составляющих основное содержаниеследующихвстреч(дней):
/ модуль — 1-3-ий дни. Знакомство со стрессом + общие способы управления стрессом + позитивное отношение к стрессу.
// модуль — 4-5-ый дни. Индивидуальные способы управления | стрессом + индивидуальные способы антистрессового поведения. | /// модуль — 6-ой день. Способы поддержки другого в стрессовой ситуации + навыки партнерского общения (взаимодействия).
Каждая встреча начинается с «разогревающих» упражнений и завершается обсуждением находок и достижений дня для каждого из участников. Обязательными элементами каждого занятия являются упражнения на выработку навыков овладения стрессом по степени нарастания сложности, упражнения на поддержку и домашние задания.
Сценарий тренинга
В ходе первого дня акцент делается на принятие правил работы в группе. Необходимо принятие правил всеми участниками группы в ходе специальной процедуры: каждому предлагается произнести фразу типа:«Я согласен с правилами группы» или«Я принимаю правила группы».Таким образом заключается групповой контракт. За нарушение контракта групповым решением могут быть определены символические «санкции». Знакомство может быть организовано, например, как объединение в группы по различным основаниям (юноши/девушки, дата рождения по временам года, цвет глаз, любимое направление в музыке и т.д.), каждое из которых свидетельствовало бы об уникальности участников группы. Возникающие группы выполняют какое-либо игровое задание ведущего. Например, «представление собеседника», когда после беседы в парах или в небольших группах необходимо представить своего собеседника «на круг» (для всей группы).
Важной задачей является работа с ожиданиями участников и создание позитивной установки (мотивации) на работу. Домашнее задание — вспомнить и записать в тетрадь (в ходе занятий участникам рекомендуется вести записи в тетради, которую в дальнейшем можно использовать как «Дневник стресса») все известные учащимся человеческие чувства и эмоции, например, в форме«Энциклопедии (словаря) эмоций».На второй встрече дается понятие стресса либо через мини-лекцию, подготовленную ведущим, либо посредством организованного с группой диалога. Последнее возможно, например, через методику незаконченных предложений: «Когда я испытываю (переживаю) стресс, я чувствую…». Данная работа может быть предварена актуализацией тезауруса эмоциональной сферы в опыте подростков (после разогрева можно начать с домашнего задания).
Исходя из того, что у детей стресс обычно ассоциируется с негативными переживаниями, предлагаетсягрупповая дискуссия «Сильные стороны стресса», которая позволяет выработать позитивное отношение к стрессу. Возможной формой проведения групповой дискуссии может быть игра«Суд над стрессом» с ролями прокурора, адвоката, присяжных заседателей и судей: как правило, игра проходит между двумя командами, одна из которых готовит роль обвинения, другая — роль защиты (игра проходит в два раунда, чтобы команды могли поменяться ролями).
Завершиться день может обсуждением «Что нового я узнал о стрессе?» и упражнениями на поддержку. Пример поддержки — упражнение«Ладошка»: каждому участнику предлагается на листе бумаги обвести ладонь с разведенными в стороны пальчиками. «Внутри» каждого пальчика обладатель ладошки пишет свои качества, которые он ценит в себе , и подписывает свой листок. Затем одновременно листочки передаются по часовой стрелке соседу, который вне ладошки пишет привлекательные для себя качества хозяина ладошки. Листочек возвращается к хозяину, пройдя весь круг участников тренинга. Домашнее задание — написать«Похвальное слово» стрессу (например, стилизация под известный литературный жанр).
Кроме того, на следующее занятие участникам рекомендуется приходить в спортивной форме.
Третья встреча посвящена известным в психологии и традиционных культурах способам снятия стресса, «встрече» с собственной телесностью. Задача дня — смоделировать («прожить») в тренинговом пространстве разные способы преодоления стресса. Материалом могут стать различные упражнения на дыхание, медитативные и телесно-ориентированные упражнения (акцент на данном этапе делается на контакт с собственным телом).
День может начаться упражнением на «разогрев» под названием«Птицы, пауки и блохи».
Группа делится на две части. Далее ведущий объясняет, что каждая команда должна договориться и выбрать себе одну из ролей — птиц, пауков или блох, так, чтобы другая команда об этом не знала. При этом, «Птицы» едят «Пауков», «Пауки» едят «Блох», «Блохи» кусают «Птиц». «Едят» или «кусают» означает захват участника противоположной команды. Каждая роль обозначается своим специфическим жестом для того, чтобы можно было невербально изобразить выбранную командой роль. После этого дети выстраиваются в две шеренги лицом друг к другу на расстоянии трех-четырех шагов и одновременно, по команде ведущего, каждая команда показывает выбранный ролевой жест. В соответствии со своей ролью участники команды либо стараются убежать, либо догоняют и захватывают членов противоположной команды. «Съеденные» и «укушенные» становятся членами захватившей их команды.
Далее в ходе этого дня участникам предлагаются упражнения на дыхание, на снятие мышечного напряжения, на направленное воображение, которые обучают навыкам овладения собой в стрессе. Итогом дня (или домашним заданием) может стать написание«Пособия «Что делать в стрессовых ситуациях?», адресованное как самому себе, так и другим участникам тренинга.
На четвертой встрече после обсуждения домашнего задания каждый участник создаетколлаж на тему«Какой Я»(из тренинга по экспрессивной терапии Н. Роджерс).
Такая форма работы является для детей эмоционально насыщенной и позволяет прикоснуться к своему внутреннему миру, почувствовать свое Я через творчество. Для выполнения этой работы необходимо иметь разнообразные иллюстрированные журналы, ножницы, клей, бумагу для основы коллажа. Желательно использование спокойной музыки в качестве фона. Обсуждение коллажа может происходить только по желанию его автора. Работу по составлению коллажа может завершать или предварять обсуждение сложности устройства человеческой личности (структура личности, субличности и т.д.).
Домашнее задание: предлагается (возможно, на основе коллажа) поразмышлять на тему «Как я могу «приручить» стресс? (Что во мне поможет мне? Какая часть меня способна справиться со стрессом?)»
Пятая встреча посвящена поиску и осознаванию индивидуальных стратегий управления стрессом. Участникам предлагается поделиться своим опытом поведения в критических ситуациях и выхода из них. Это позволяет им познакомиться с различными вариантами самопомощи. При этом ведущий обобщает и дополняет репертуар возможных приемов выхода из стресса, предлагая упражнения более высокого уровня сложности, чем в предыдущие встречи. Итогом этого дня является осознанный выбор из всех предложенных способов самопомощи тех, которые наиболее адекватны личностным особенностям подростка. Одним из упражнений здесь может бытьрелаксационное упражнение, в котором объединяется работа тела, психики и дыхания. Текст рекомендуется записать на магнитофон:
«Устройся поудобнее. Глубоко вдохни и выдохни. Теперь напряги пальцы ног одновременно с глубоким вдохом через нос. Пусть выдох пройдет через пальцы ног. Постарайся увидеть, как из них «вытекает» напряжение. Внимание на стопуиголеностоп. На вдохе напряги стопу, на выдохе «выдохни» через нее. Повтори: вдох, выпяти живот, медленный выдох без усилия через стопы. Внимание на икры ног. Вдох, напряги мышцы. Выдох через икры. Выдыхаешь ртом, плечи и челюсти слегка опускаются. Еще раз: вдохнуть, медленно напрячь икры, выдохнуть, медленно расслабить. Мышцы бедер. Вдохнуть и напрячь, медленно выдохнуть через мышцы. Еще раз вдохни и напряги мышцы; медленно выдохни, опуская плечи и челюсть. Теперь ягодичные мышцы. Вдохни и напряги их; выдохни и расслабь. Снова: вдох через нос, напрячь мышцы; медленный выдох, опустить плечи. Поясница. На вдохе прогнись в пояснице, на выдохе расслабь и выдохни через нее. Вдох, напряжение; выдох, представь, как напряжение уходит из этой области. Живот. На вдохе напряги брюшной пресс;
свободно, без усилия выдохни. Вдох через нос, выдох, плечи и челюсти опускаются. Верх спины. Вдохни и сведи лопатки вместе. Выдохни через лопатки. Медленный вдох, Напряги спину, медленный выдох, расслабься. Плечи. На вдохе подними плечи, на выдохе дай им спокойно опуститься. Вдох, напряжение, выдохни через плечи. Переходим к шее. Вдох через нос, выпячивая живот, свободный выдох через шею. Лицо. На вдохе напряги мышцы вокруг глаз и рта, наморщи лоб. Выдохни через лицо, расслабься. Вдох, напряги мышцы, выдох, проследи, как напряжение «выте-‘ кает». Руки. Вдохни и напряги мышцы, затем выдохни через них. Вдох через нос, затем медленный выдох, свободно опуская плечи и челюсть.Закончим кистями рук. Вдохни и собери все напряжение, какое еще осталось в твоем теле, в сжатые кулаки, затем выдохни через руки, медленно разгибая пальцы. Снова вдохни и сожми кулаки, затем выдохни без усилия и представь, как остатки напряжения стекают с кончиков пальцев.»
Формой обсуждения индивидуальных сложностей, возникающих у подростков в стрессовых ситуациях может стать«открытая психологическая консультация», когда группа выступает в качестве «консультанта» по отношению к тому, кто обратился с запросом (вопросом, проблемой).
В целях личной безопасности обратившегося за помощью членам группы рекомендуется «консультировать» его в рамках формулы «Если бы это был мой случай…» Меньшая по сравнению с первыми тремя занятиями структурированность (заданность) 5-го и 6-го дня занятий предполагает актуализацию групповой динамики и межличностных отношений. Поэтому уже в ходе 5-го дня возможно введение языка ненасильственной коммуникации, «Я-высказывания» и т.д. (безоценочность суждений и высказывания о чувствах принимаются как язык групповой коммуникации еще на первой встрече).
Стоит быть готовым и к тому, что в рамках данного сценария 5-6-й дни, скорее всего, станут пространством для обсуждения участниками личностных проблем, не связанных непосредственно со стрессом. Вариантом содержательного итога занятия может стать упражнение «шаг в будущее», в ходе которой ведущий предлагает участнику карточки, моделирующие определенные стрессовые ситуации и начинающиеся со слов «А если …». Участник предлагает свой вариант поведения в стрессовой ситуации, после чего группа помогает ему «А еще ты можешь (умеешь)…». Закончить день лучше упражнениями на поддержку (например, одним из вариантовтехники «Комплимента»). Домашним заданием может стать размышление на темы«Если я буду переживать стресс…», «Если мой друг (подруга, знакомый, мои родители и т.д.) окажутся в стрессовой ситуации…»
В ходе шестой, последней, встречи участникам тренинга дается понятие психологической поддержки, представление о поддерживающей коммуникации, гуманистическом общении. Предлагается вспомнить и поделиться опытом получения поддержки от других людей. После этого ведущий обращается к полученному ими на тренинге опыту поддержки.
Далее идет групповаядискуссия на тему «Как я могу помочь другому в критической ситуации». В ходе дискуссии обобщается и закрепляется полученный на тренинге опыт. Завершается тренинг обсуждением самых ярких и значительных переживаний, полученных в течение всех шести встреч. Одной из важных форм завершения тренинга может стать процедура «Сбор чемодана в дорогу», в ходе которой каждый из участников «положит в чемодан» другому те, присущие ему позитивные черты (ресурсы), которые проявились в ходе тренинга и могут оказаться необходимыми в стрессовой ситуации.