Социально-психологическая адаптация: личностно-ориен-тированный подход

ТРЕНИНГ ПО СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ АДАПТАЦИИ

Введение. Постановка и актуальность проблемы

Настоящая статья посвящена описанию тренинга «Я управляю стрес­сом» по социально-психологической адаптации подростков и старших школьников.

Современное общество с его стремительными социально-экономичес­кими изменениями, нестабильностью, потерей ценностных ориентиров, становится все более стрессогенным. Особенно актуальна данная про­блема для постсоветского социокультурного пространства: уверенность в завтрашнем дне сменилась необходимостью выживать в дне сегодняш­нем. Стресс — неотъемлемая часть жизни, способ жизни современного человека. Необходимо учиться «жить со стрессом», что требует разработ­ки и реализации комплекса действий по «оестествлению» искусственно-технических способов «управления стрессом», выработке индивидуаль­ной психотехники для ситуаций «чрезмерного стресса».

Обострившийся в эпоху модернизации конфликт поколений, кризис традиционных для советского общества норм и ценностей, криминаль­ность «стратегий успешности» значительной части современной бизнес-элиты и множество иных факторов являются мощными стрессорами, воз­действующими на современное молодое поколение. Период «бури и на­тиска» в эпоху «первоначального накопления» требует специальной пси­холого-педагогической работы по социально-психологической адапта­ции именно в подростковом и юношеском возрасте.

Таким образом, стресс становится проблемой лишь тогда, когда требо­вания ситуации значительно превышают возможности личности или ког­да напряжение длится слишком долго.

Социально-психологическая адаптация: личностно-ориен-тированный подход

Под социально-психологической адаптацией, как уже говорилось в на­чале данного издания, мы понимаем такое направленное изменение (самоизменение) взаимодействия личности («Я») со средой, которое ха­рактеризуется:

1. Сохранением личности и социальной среды, экологичным отноше­нием индивида к себе и миру вокруг (так, например, Г. Селье разли­чает борьбу и собственно адаптацию как разные приспособитель-ные «механизмы»), осознанием необходимости для личности посте­пенных, эволюционных изменений в отношениях со средой через овладение новыми способами поведения (жизнедеятельности)

2. Приспособлением — которое рассматривается и как процесс, и как результат деятельности личности в отношении к изменившимся (меняющимся) условиям социальной среды. Становление новых приспособительных «механизмов» ориентировано на гармонизацию отношений (взаимодействия) личности со средой, выравнивание баланса на полюсе личности.

3 стр., 1014 слов

Китаев-Смык Л.А. Социально-психологические исследования стресса

... активность (Еу-senck H. J., 1975). При доминировании социально-психологи­ческих проявлений стресса (социально-психологического син­дрома стресса) обращение субъекта к общественному мнению увеличивается. У экстерналов ... вида, личности, общение в группе, в коллективе, но без подроб­ного анализа экологических, эргономических, социологических аспектов адаптации людей к экстремальным факторам среды. ...

Важным направлением работы по социально-психологической адапта­ции мы считаем осознание и проявление в ходе работы по СПА личност­ной стратегии поведения (самоизменения), а не просто передачу (тира­жирование) «готового» навыка. Поэтому мы считаем возможным обозна­чить наш подход к проблеме адаптации как личностно-ориентированную социально-психологическую адаптацию. При этом технология, формиро­вание навыка, безусловно, остаются важнейшими структурообразующи­ми компонентами (элементами) работы по СПА (в частности, тренинга).

Однако, в рамках данного подхода (модели) становится невозможным лишь «оттренировать» навыки или шаблоны действий в определенных си­туациях. Основная задача — «выращивание» личностных стратегий и так­тик поведения и жизнедеятельности, поиск индивидуального стиля.

Конструктивный, партнерский диалог в рамках личностно-ориентированного подхода к СПА требует профессионального психологического сопровождения развития подростка и педагогической деятельности (особенно экспериментальной и инновационной).

Организация деятель­ности психологической службы, система психологической и психотера­певтической поддержки учащихся, повышение психологической компе­тентности педагогов и родителей — важные составляющие данной дея­тельности. В данной статье мы ограничимся лишь описанием одного зве­на, «кванта» действия — тренинга для подростков и старших школьников.

Данное определение адресата тренинга связано с тем, что, во-первых, стрессовые нагрузки лавинообразно нарастают у школьников 9-11 классов (необходимость профессионального или «образовательного» само­определения, расширяющиеся контакты с социумом, «вузовская» модель обучения во многих учебных заведениях и т.д.), во-вторых, повышаются мотивация и готовность к «встрече» с собой, со своим внутренним миром (возросшая ответственность за собственный выбор, осознание уникаль­ности «Я» и противоречий «Я» и среды и т.д.).

Таблица.Шкала стресса у детей

События   Дошколь­ники   Младшие   Старшие  
        школьники   школьники  
Поступление в 1              
класс или старшую              
школу        
Перевод в другую              
школу        
Рождение брата или              
сестры        
Уход из дома              
брата/сестры        
Госпитализация              
брата/сестры        
Смерть брата/сестры       Л  
Отъезд отца из-за              
смены работы        
Потеря работы роди­              
телями        
Разлука родителей        
Развод родителей        
Госпитализация одно­              
одного из родителей (серь­              
езная болезнь)        
Смерть одного из ро­              
дителей        
Смерть бабушки/де­              
душки        
Появление отчима              
или мачехи        
Тюремное заключе­              
ние одного из родите­              
лей (30 дней или              
меньше)        
Тюремное заключе­              
ние одного из родите­              
лей (год и больше)        
Появление третьего              
взрослого (дедушка/ба­              
бушка)        
Изменение финансо­              
вого положения роди­              
телей        
Мать начинает              
работать        
Уменьшение ссор              
между родителями        
Увеличение ссор              
между родителями        
Увеличение ссор с              
родителями        
Известие о том. что              
ты — приемный ребе­              
нок        
Приобретение како­              
го-либо уродства        
Врожденное уродство        
Госпитализация ре­              
бенка        
Изменение отноше­              
ния ровесников        
Выдающиеся личные              
успехи        
Смерть близкого дру­              
га (друга детства)        
Провал на экзаменах              
в школе   —      
Исключение из школы   —      
Беременность неза­              
мужней сестры-подро­              
стка   ~      

 

Употребление нарко­тиков или алкоголя   —      
Активное посещение церкви/синагоги   —      
Неучастие в том, в чем хочется участво­вать (спортивная команда, ансамбль)            
Разрыв с другом/по­другой   —   —    
Начало свиданий   —   —    
Отцовство   —   —    
Беременность   —   —    

Различные события оказывают разное влияние на уровень стресса де­тей и подростков: чем выше показатели, тем больше стресс. (Цит. по: Ш. Левис, ШейлаЛевис, «Ребенок и стресс». Питер,С-П.,1997.)

Словосочетание «старшие школьники» мы используем для обозначения учащихся 10-11-х классов (15-16 лет) вместо понятия «ранний юношес­кий возраст». Опыт показывает, что позитивные результаты тренинга воз­можны и с группой 7-го класса, но наиболее эффективен данный тренинг для старших школьников 9-11 -го классов.

Возможности работы со стрессом в ситуации тренинга

Тренинг является одной из форм работы по СПА. Особенностями (пре­имуществами) тренинговой формы работы с подростками и старшими школьниками являются:

> наличие группы как модели социума (множество «Я» сверстников расширяет поведенческий репертуар личности: тип поведения «Другого» может становиться личностно-усвоенным потенциалом поведения «Я»,ресурсом);

> наличие правил, которые задают партнерский тип общения и обес­печивают психологическую безопасность участникам;

> особый режим, который обеспечивает интенсивностьпроживания:

концентрированность процесса взаимодействия изаконченностьего во времени.

Эти три условия дают возможность осознавать себя, свой потенциал и нарабатывать опыт взаимодействия с другими «здесь и теперь».

Организация тренинга: модульная структура.

Конкретный сценарий тренинга, на наш взгляд, конструируется под конкретные задачи и группу. Поэтому здесь мы приводим лишь один из возможных сценариев тренинга по стрессу, который в разных ситуациях реализации (в том числе и авторами статьи) видоизменяется с учетом «местной специфики». Одной из важных составляющих этой специфики является спонтанная групповая динамика, которая с необходимостью проявляется при реализации заявленного нами подхода (осознавание как ценность).

В подобной ситуации следование сценарию или следова­ние стихийно возникшему запросу группы (вплоть до запроса на психоте­рапию «здесь и теперь») — выбор и ответственность ведущего тренинга. Языком группы в данном случае становится язык договора или группово­го контракта. Отметим также, что «идеальная» модель тренинга не пред­полагает сопутствующей работы в сфере психотерапии или психологиче­ского консультирования.

Итак, тренинг посвященный управлению стрессом, мы рассматриваем как «шаг на пути к себе». Поэтому возможно комбинирование структурных элементов разных тематических тренингов (например, «скрещивание» элементов тренинга по стрессу с элементами тренингов «Думая о буду­щем», «Как жить в мире с собой и с другими», «Я и мой характер» и т.д.).

В этом случае каждый тренинг рассматривается как имеющиймодульнуюструктуру. Каждый модуль может иметь собственные задачи, содержание (проектируемое новообразование) и форму (предлагаемые упражнения, способы их презентации и обсуждения).

Тип организации тренинга, при котором конкретные задачи, содержание и форма (модули) конструиру­ются в соответствии с целями конкретного тренинга, личностной и груп­повой динамикой, а также ценностями тренинговой деятельности в рам­ках личностно-ориентированного подхода к СПА мы обозначаем каккон­цептуально-конструктивный.

Организационно тренинг предполагает 6 встреч 2 раза в неделю по 3 часа.

Цели и задачи тренинга

Тренинг для подростков и старших школьников «Я управляю стрессом» преследует следующие цели:

1. Расширение репертуара поведенческих стратегий в стрессо­вых ситуациях. Ознакомление с понятием стресса, опасностями и позитивной «работой» стресса, возможными сценариями поведе­ния в стрессовых ситуациях, способами «избавления» от стресса (информационно-теоретическая цель);

2. Приобретение индивидуальных навыков управления стрес­сом, в идеале — «открытие» индивидуального стиля поведения в стрессовых ситуациях. Осознавание возможности управления стрессом («приручение» стресса, договор о «мирном сосуществова­нии»), ресурсопотенциала сопротивления стрессу и его личностной позитивной роли (личностно-смысловая цель).

3. Обучение способам (навыкам) оказания психологическойподдержки человеку, находящемуся в критической ситуации; уме­нию оказывать, запрашивать и получать поддержку (социально-коммуникативная цель).

Возможныезадачи тренинга:

> знакомство со стрессом (что такое стресс; фазы, из которых он со­стоит; физиологические особенности его проявления);

> выявление негативной и позитивной роли стресса в жизни человека;

> овладение навыками управления стрессом, существующими в куль­туре, психологической теории и практике;

> расширение представлений участниково собственном внутреннеммире, о человеческом общении (например,различия партнерскогои манипулятивного типов общения);

> создание индивидуальных стратегий и тактик (приемов, способов) управления стрессом;

> исследование личностных ситуаций и причин, «запускающих» стресс;

> психологическая поддержка конкретных участников, повышение их стрессоустойчивости;

> обучение навыкампсихологической поддержки и т.д.

Логика тренинга: содержание дней (модулей)

Логика построения тренинга отражается в последовательности задач: от понятия стресса через поведенческие навыки к индивидуальным стра­тегиям.

Содержание первой встречи — знакомство, принятие правил, создание «рабочей» атмосферы тренинга.

Вторая встреча — знакомство с понятием стресса и формирование по­зитивного отношения к нему. Третья встреча — обучение конкретным навыкам жизни со стрессом.

Четвертая встреча — прикосновение к внутреннему миру подростка че­рез создание коллажа «Какой я».

Пятая встреча — самопомощь как индивидуальная стратегия управле­ния стрессом.

Шестая встреча — навыки психологической поддержки и подведение итогов тренинга («шаг в будущее», «сбор чемодана в дорогу»).

Таким образом, можно выделить 3 основных модуля, присутствующих в каждом дне занятий и составляющих основное содержаниеследующихвстреч(дней):

/ модуль — 1-3-ий дни. Знакомство со стрессом + общие способы управления стрессом + позитивное отношение к стрессу.

// модуль — 4-5-ый дни. Индивидуальные способы управления | стрессом + индивидуальные способы антистрессового поведения. | /// модуль — 6-ой день. Способы поддержки другого в стрессовой ситу­ации + навыки партнерского общения (взаимодействия).

Каждая встреча начинается с «разогревающих» упражнений и заверша­ется обсуждением находок и достижений дня для каждого из участников. Обязательными элементами каждого занятия являются упражнения на выработку навыков овладения стрессом по степени нарастания сложно­сти, упражнения на поддержку и домашние задания.

Сценарий тренинга

В ходе первого дня акцент делается на принятие правил работы в груп­пе. Необходимо принятие правил всеми участниками группы в ходе спе­циальной процедуры: каждому предлагается произнести фразу типа:«Я согласен с правилами группы» или«Я принимаю правила группы».Таким образом заключается групповой контракт. За нарушение контракта групповым решением могут быть определены символические «санкции». Знакомство может быть организовано, например, как объединение в группы по различным основаниям (юноши/девушки, дата рождения по временам года, цвет глаз, любимое направление в музыке и т.д.), каждое из которых свидетельствовало бы об уникальности участников группы. Возникающие группы выполняют какое-либо игровое задание ведущего. Например, «представление собеседника», когда после беседы в парах или в небольших группах необходимо представить своего собеседника «на круг» (для всей группы).

Важной задачей является работа с ожидани­ями участников и создание позитивной установки (мотивации) на работу. Домашнее задание — вспомнить и записать в тетрадь (в ходе занятий участникам рекомендуется вести записи в тетради, которую в дальней­шем можно использовать как «Дневник стресса») все известные учащим­ся человеческие чувства и эмоции, например, в форме«Энциклопедии (словаря) эмоций».На второй встрече дается понятие стресса либо через мини-лекцию, подготовленную ведущим, либо посредством организованного с группой диалога. Последнее возможно, например, через методику незакончен­ных предложений: «Когда я испытываю (переживаю) стресс, я чувст­вую…». Данная работа может быть предварена актуализацией тезауруса эмоциональной сферы в опыте подростков (после разогрева можно на­чать с домашнего задания).

Исходя из того, что у детей стресс обычно ас­социируется с негативными переживаниями, предлагаетсягрупповая дискуссия «Сильные стороны стресса», которая позволяет вырабо­тать позитивное отношение к стрессу. Возможной формой проведения групповой дискуссии может быть игра«Суд над стрессом» с ролями прокурора, адвоката, присяжных заседателей и судей: как правило, игра проходит между двумя командами, одна из которых готовит роль обвине­ния, другая — роль защиты (игра проходит в два раунда, чтобы команды могли поменяться ролями).

Завершиться день может обсуждением «Что нового я узнал о стрессе?» и упражнениями на поддержку. Пример под­держки — упражнение«Ладошка»: каждому участнику предлагается на листе бумаги обвести ладонь с разведенными в стороны пальчиками. «Внутри» каждого пальчика обладатель ладошки пишет свои качества, ко­торые он ценит в себе , и подписывает свой листок. Затем одновременно листочки передаются по часовой стрелке соседу, который вне ладошки пишет привлекательные для себя качества хозяина ладошки. Листочек возвращается к хозяину, пройдя весь круг участников тренинга. Домаш­нее задание — написать«Похвальное слово» стрессу (например, сти­лизация под известный литературный жанр).

Кроме того, на следующее занятие участникам рекомендуется приходить в спортивной форме.

Третья встреча посвящена известным в психологии и традиционных культурах способам снятия стресса, «встрече» с собственной телеснос­тью. Задача дня — смоделировать («прожить») в тренинговом простран­стве разные способы преодоления стресса. Материалом могут стать раз­личные упражнения на дыхание, медитативные и телесно-ориентирован­ные упражнения (акцент на данном этапе делается на контакт с собствен­ным телом).

День может начаться упражнением на «разогрев» под назва­нием«Птицы, пауки и блохи».

Группа делится на две части. Далее ведущий объясняет, что каждая команда должна договориться и выбрать себе одну из ролей — птиц, пауков или блох, так, чтобы другая команда об этом не знала. При этом, «Птицы» едят «Пауков», «Пауки» едят «Блох», «Блохи» кусают «Птиц». «Едят» или «кусают» означает захват участника противоположной команды. Каждая роль обозначается своим специфическим жестом для того, чтобы можно было невербально изобразить выбранную командой роль. После этого дети выстраиваются в две шеренги лицом друг к другу на расстоянии трех-четырех шагов и одновременно, по команде ведущего, каждая команда показывает выбранный ролевой жест. В соответствии со своей ролью участники команды либо стараются убежать, либо догоняют и захватывают членов противоположной команды. «Съеденные» и «уку­шенные» становятся членами захватившей их команды.

Далее в ходе этого дня участникам предлагаются упражнения на дыха­ние, на снятие мышечного напряжения, на направленное воображение, которые обучают навыкам овладения собой в стрессе. Итогом дня (или домашним заданием) может стать написание«Пособия «Что делать в стрессовых ситуациях?», адресованное как самому себе, так и другим участникам тренинга.

На четвертой встрече после обсуждения домашнего задания каждый участник создаетколлаж на тему«Какой Я»(из тренинга по экспрессив­ной терапии Н. Роджерс).

Такая форма работы является для детей эмоци­онально насыщенной и позволяет прикоснуться к своему внутреннему миру, почувствовать свое Я через творчество. Для выполнения этой рабо­ты необходимо иметь разнообразные иллюстрированные журналы, нож­ницы, клей, бумагу для основы коллажа. Желательно использование спо­койной музыки в качестве фона. Обсуждение коллажа может происходить только по желанию его автора. Работу по составлению коллажа может за­вершать или предварять обсуждение сложности устройства человечес­кой личности (структура личности, субличности и т.д.).

Домашнее зада­ние: предлагается (возможно, на основе коллажа) поразмышлять на тему «Как я могу «приручить» стресс? (Что во мне поможет мне? Какая часть меня способна справиться со стрессом?)»

Пятая встреча посвящена поиску и осознаванию индивидуальных стра­тегий управления стрессом. Участникам предлагается поделиться своим опытом поведения в критических ситуациях и выхода из них. Это позво­ляет им познакомиться с различными вариантами самопомощи. При этом ведущий обобщает и дополняет репертуар возможных приемов вы­хода из стресса, предлагая упражнения более высокого уровня сложнос­ти, чем в предыдущие встречи. Итогом этого дня является осознанный выбор из всех предложенных способов самопомощи тех, которые наибо­лее адекватны личностным особенностям подростка. Одним из упражне­ний здесь может бытьрелаксационное упражнение, в котором объеди­няется работа тела, психики и дыхания. Текст рекомендуется записать на магнитофон:

«Устройся поудобнее. Глубоко вдохни и выдохни. Теперь напряги паль­цы ног одновременно с глубоким вдохом через нос. Пусть выдох пройдет через пальцы ног. Постарайся увидеть, как из них «вытекает» напряжение. Внимание на стопуиголеностоп. На вдохе напряги стопу, на выдохе «вы­дохни» через нее. Повтори: вдох, выпяти живот, медленный выдох без усилия через стопы. Внимание на икры ног. Вдох, напряги мышцы. Выдох через икры. Выдыхаешь ртом, плечи и челюсти слегка опускаются. Еще раз: вдохнуть, медленно напрячь икры, выдохнуть, медленно расслабить. Мышцы бедер. Вдохнуть и напрячь, медленно выдохнуть через мышцы. Еще раз вдохни и напряги мышцы; медленно выдохни, опуская плечи и челюсть. Теперь ягодичные мышцы. Вдохни и напряги их; выдохни и рас­слабь. Снова: вдох через нос, напрячь мышцы; медленный выдох, опус­тить плечи. Поясница. На вдохе прогнись в пояснице, на выдохе расслабь и выдохни через нее. Вдох, напряжение; выдох, представь, как напряже­ние уходит из этой области. Живот. На вдохе напряги брюшной пресс;

свободно, без усилия выдохни. Вдох через нос, выдох, плечи и челюсти опускаются. Верх спины. Вдохни и сведи лопатки вместе. Выдохни через лопатки. Медленный вдох, Напряги спину, медленный выдох, расслабься. Плечи. На вдохе подними плечи, на выдохе дай им спокойно опуститься. Вдох, напряжение, выдохни через плечи. Переходим к шее. Вдох через нос, выпячивая живот, свободный выдох через шею. Лицо. На вдохе на­пряги мышцы вокруг глаз и рта, наморщи лоб. Выдохни через лицо, рас­слабься. Вдох, напряги мышцы, выдох, проследи, как напряжение «выте-‘ кает». Руки. Вдохни и напряги мышцы, затем выдохни через них. Вдох че­рез нос, затем медленный выдох, свободно опуская плечи и челюсть.Закончим кистями рук. Вдохни и собери все напряжение, какое еще оста­лось в твоем теле, в сжатые кулаки, затем выдохни через руки, медленно разгибая пальцы. Снова вдохни и сожми кулаки, затем выдохни без уси­лия и представь, как остатки напряжения стекают с кончиков пальцев.»

Формой обсуждения индивидуальных сложностей, возникающих у под­ростков в стрессовых ситуациях может стать«открытая психологичес­кая консультация», когда группа выступает в качестве «консультанта» по отношению к тому, кто обратился с запросом (вопросом, проблемой).

В целях личной безопасности обратившегося за помощью членам группы рекомендуется «консультировать» его в рамках формулы «Если бы это был мой случай…» Меньшая по сравнению с первыми тремя занятиями структурированность (заданность) 5-го и 6-го дня занятий предполагает актуализацию групповой динамики и межличностных отношений. Поэто­му уже в ходе 5-го дня возможно введение языка ненасильственной ком­муникации, «Я-высказывания» и т.д. (безоценочность суждений и выска­зывания о чувствах принимаются как язык групповой коммуникации еще на первой встрече).

Стоит быть готовым и к тому, что в рамках данного сценария 5-6-й дни, скорее всего, станут пространством для обсуждения участниками личностных проблем, не связанных непосредственно со стрессом. Вариантом содержательного итога занятия может стать уп­ражнение «шаг в будущее», в ходе которой ведущий предлагает участни­ку карточки, моделирующие определенные стрессовые ситуации и начи­нающиеся со слов «А если …». Участник предлагает свой вариант поведе­ния в стрессовой ситуации, после чего группа помогает ему «А еще ты можешь (умеешь)…». Закончить день лучше упражнениями на поддержку (например, одним из вариантовтехники «Комплимента»). Домашним заданием может стать размышление на темы«Если я буду переживать стресс…», «Если мой друг (подруга, знакомый, мои родители и т.д.) окажутся в стрессовой ситуации…»

В ходе шестой, последней, встречи участникам тренинга дается поня­тие психологической поддержки, представление о поддерживающей коммуникации, гуманистическом общении. Предлагается вспомнить и поделиться опытом получения поддержки от других людей. После этого ведущий обращается к полученному ими на тренинге опыту поддержки.

Далее идет групповаядискуссия на тему «Как я могу помочь другому в критической ситуации». В ходе дискуссии обобщается и закрепляет­ся полученный на тренинге опыт. Завершается тренинг обсуждением са­мых ярких и значительных переживаний, полученных в течение всех шес­ти встреч. Одной из важных форм завершения тренинга может стать про­цедура «Сбор чемодана в дорогу», в ходе которой каждый из участников «положит в чемодан» другому те, присущие ему позитивные черты (ре­сурсы), которые проявились в ходе тренинга и могут оказаться необходи­мыми в стрессовой ситуации.

Заключение.