Китаев-Смык Л.А. Социально-психологические исследования стресса

Китаев-Смык Л. А. — Китаев-Смык Л. А. Социально-психологические исследования стресса читать книгу онлайн

Фрагменты из книги «Психология стресса». М., 1983. С. 230-234.

Необходимо признать, что многие углубленные исследования ряда частных проблем, связанных с проблемой «стресса жиз­ни», существенно обогатили наши знания социально-психоло­гической сущности стресса. Было показано, что социально-психологический стрессор характеризуется, в частности, изменением субъективной зна­чимости общественного мнения для субъекта. Для одних его значимость при «социальном давлении» возрастает, для других может снижаться. Показано, что направленность этих измене­ний зависит, в частности, от оценки субъектом взаимоотноше­ний в группе, т. е. психологического «климата». …Изменение при стрессе субъективной значимости окруже­ния находится в зависимости от уровня выраженности и дина­мики изменений таких показателей личности, как «место опо­ры» при оценке ситуации, степень невротизма и интро—экстра­версии, тревожности, циклоидных колебаний настроения и т. п. Субъективная значимость ситуации находится в сложной, не­линейной зависимости с интенсивностью и продолжительнос­тью стресса. Важным фактором в определении направления из­менений отношения к мнению окружающих при кратковремен­ном стрессогенном воздействии того или иного рода является исходная, возникшая до стресса оценка субъектом отношения к нему. Социальная «полезависимость» при неподтверждении при стрессе имевшихся до него «полесигналов» свертывается (уменьшается), снижается поведенческая активность (Еу-senck H. J., 1975).

При доминировании социально-психологи­ческих проявлений стресса (социально-психологического син­дрома стресса) обращение субъекта к общественному мнению увеличивается. У экстерналов это может проявляться в виде усиления опоры на окружающих, у интерналов — в попытке увеличения психологического давления на них. При доминиро­вании в экстремальных условиях интеллектуальной активнос­ти (как проявления стресса) экстравертивная ее форма увели­чивает субъективную значимость общественного мнения, интровертивная форма — снижает. Широко обсуждаются измен­чивость и управляемость состояния тревожности. Райтменом в эксперименте было показано, что у ряда субъектов тревожность снижается в присутствии других людей. Однако П. Спектор и Ф. Зайсфрунк (Spector Р. Е., Sistrunk F., 1978) не подтвердили «всеобщности» его выводов. В их экспериментах снижение в присутствии других людей тревожности в ожидании шокового воздействия (ситуационной тревожности) возникало только как результат отвлечения внимания обследуемых. Видимо, влияние окружающих лиц на тревожность характера является значи­тельно более сложно дифференцированным явлением. Были высказаны по меньшей мере две альтернативные гипо­тезы относительно влияния поддержки со стороны лидера рабо­чей группы и товарищей по группе на проявление «производ­ственного» стресса.

7 стр., 3363 слов

Стресс представляет собой реакцию на значимый раздражитель

СТРЕСС Неотъемлемым элементом современной жизни является постоянное столкновение с ситуациями, которые вызывают стресс. С точки зрения психического здоровья стресс (от англ. Stress – напряжение) – это состояние психофизиологического напряжения. Если человек научился справляться со стрессом, его жизнь проходит более благополучно и с наименьшими трудностями. Неспособность противостоять ...

Согласно первой гипотезе, стрессогенные факторы и поддержка влияют на развитие стресса у субъекта независимо друг от друга, т. е. каждый из этих двух факторов оказывает прямое влияние при стрессе на такие психологиче­ские феномены, как удовлетворение деятельностью, самооцен­ки и т. п. Вторая гипотеза предполагала, что поддержка, оказываемая субъекту во время его деятельности в стрессогенных условиях со стороны рабочей группы, препятствует возникно­вению у данного субъекта проявлений стресса. Исследования, проведенные на группах моряков военно-морского флота США с регистрацией таких эффектов социально-психологического синдрома стресса, как «ролевая неопределенность (двусмыслен­ность)», «ролевой конфликт» и т. п., показали большую право­мерность первой гипотезы. Если расценивать эти данные как заслуживающие доверия, то следует считать, что социальная «поддержка» в группе, работающей в стрессогенных условиях, не снижая выраженности стресса, способствует «переводу» его неблагоприятных проявлений в благоприятные, т. е. дистресса в эустресс. …Существуют два подхода в оценке активности общения в экстремальных условиях. Одни авторы говорят о тех или иных формах, видах общения людей при стрессе, подразумевая, что стресс сказывается на этом взаимодействии (взаимосодейст­вии, взаимопротиводействии и т. п.).

Другие рассматривают активность общения людей при стрессе как собственно стресс, т. е. как определенного рода в той или иной мере неспецифиче­ские проявления адаптационно-защитной активности челове­ческого сообщества. Эта активность интегрируется из обще­ственного поведения отдельных людей при стрессе. Авторы, придерживающиеся второго подхода к анализу изменений об­щения при стрессе, рассматривают измененное в экстремаль­ных ситуациях взаимодействие людей как особую форму стрес­са, как его социально-психологический субсиндром. Таким образом, речь идет либо о результате влияния на ха­рактер общения стрессовых преобразований в индивидуальной структуре личностных особенностей и в функциональных сис­темах организма индивида, либо об одном из проявлений стрес­са, но о проявлении иного уровня, чем стресс индивида. Во вто­ром случае следует предполагать реальность стрессовых транс­формаций уже не в одном человеке, а в группе, организации, коллективе — в массе людей. Целесообразными могут стать и тот и другой подходы к анализу специфики общения при эмоци­ональной напряженности большинства взаимодействующих людей. Первый из указанных подходов может оказаться оправ­данным, когда основной массив исследования общения состоит из изучения таких феноменов, как общение при стрессе инди­вида, личности, общение в группе, в коллективе, но без подроб­ного анализа экологических, эргономических, социологических аспектов адаптации людей к экстремальным факторам среды.

12 стр., 5838 слов

Психологические проявления лжи в общение людей

ГОУ Гимназия №1505 «Московская городская педагогическая гимназия-лаборатория» Реферат Психологические проявления лжи в общение людей Выполнила: ученица 9 класса «Б» Меркулова Анастасия Научный руководитель: Савина Ольга Олеговна Москва 2011 г. Оглавление . Введение. 3 Глава 1. Теоретические подходы и исследования лжи в психологии. 6 § 1. Ложь. Обман. Неправда. 6 §2. Ложь и чувства. 11 §3. Ложь и ...

Второй подход более целесообразен при изучении адаптации общественного человека, сообщества людей при экстремальных условиях, вызванных природной и социальной средой. Исполь­зование в настоящей работе как предмета исследований преж­де всего человека в его целостной биологической и социальной, общественной сущности делает целесообразным рассмотрение особенностей общения в экстремальных условиях как субсин­дрома стресса, сплетающегося и взаимодействующего с други­ми формами проявлений стресса, с другими его субсиндромами. Изменения общения при стрессе могут возникать как при действии на человека физических, физиологических стрессов, так и в результате контактов с людьми, характер общения кото­рых изменен имеющимся у них стрессом. Целесообразно ис­пользовать три уровня анализа изменения общения как субсин­дрома стресса. Первый (мегауровень) должен охватывать ана­лиз взаимодействия людей в их общении на протяжении боль­ших отрезков времени, сопоставимых с продолжительностью жизни поколений, с учетом так называемого «стресса жизни», т. е. изменения особенностей личностных характеристик и по­казателей здоровья, возникающих под влиянием длительных со­циальных, биологических и физических стрессоров, действую­щих локально на группу людей или на широкие слои населения. Второй (метауровень) относится к анализу отдельных актов об­щения людей при стрессе с учетом их индивидуальных профес­сиональных и т. п. особенностей, а также с учетом специфики стресс-факторов. Третий уровень анализа (микроуровень) дол­жен относиться к изучению отдельных, сопряженных элемен­тов общения при стрессе, раскрываемых специальными метода­ми исследования (психофизическими, инженерно-психологи­ческими и т. п.).

8 стр., 3941 слов

НЛП репрезентативные системы и общение людей

Московский Государственный Институт Международных Отношений (Университет) МИД РФ Кафедра психологии Информационно-аналитическая справка на тему: “Нейролингвистическое программирование.” студента 10-ой группы 1-го курса МЭО Коваленко Никиты Научный руководитель: доцент Самарин А. Н. Москва 2006г. Введение Собственно, сесть за написание этой работы меня заставила, помимо желания сдать зачет по ...

Естественно полагать, что признаки субсиндрома общения при стрессе могут так или иначе проявляться на разных этапах развития стресса как важный элемент адаптационно-защитных ответов индивида на экстремальность ситуации. Взаимодей­ствие совокупности людей при стрессе должно создавать более эффективный защитный потенциал, чем антистрессовый потен­циал отдельного человека. Стрессовые изменения общения вплетаются в структуру жизнедеятельности, поведения, рабо­чей активности людей. Они могут существенным образом, от­рицательно или положительно, влиять на психологический кли­мат коллектива, на производительность труда, на успешность преодоления экстремальных ситуаций. При разработке мер овла­дения стрессом необходимо, учитывая конкретные, частные факторы формирования рассматриваемого синдрома, базиро­ваться на анализе общих закономерностей социально-психоло­гических феноменов, особым образом проявляющихся в экстре­мальных условиях. Характер и динамика субсиндрома измене­ния общения при стрессе обусловливаются набором стрессоров, индивидуальными и личностными особенностями людей, на ко­торых действуют эти стрессоры, социокультурными нормами, предусматривающими набор средств управления стрессом.

7 стр., 3014 слов

Формы общения между людьми, выражение своих чувств и эмоций, проявление дружбы и любви

Формы общения проблема массовости культуры этикет Реферат по психологии: Формы общения между людьми. Выражение своих чувств и эмоций. Проявление дружбы и любви. Автор:Бугаева Полина ученица 8 «В» класса.                                &nb ...