Содержательное обеспечение введения ФГОС НОО

СПРАВКА

По итогам проверки выполнения требований к реализации основной образовательной программы начального общего образования в общеобразовательных учреждениях Яшкинского муниципального района

В соответствии с приказом Управления образования от 13.03.2012 года №394 «О проведении выборочной проверки выполнения требований к реализации основной образовательной программы начального общего образования в общеобразовательных учреждениях Яшкинского муниципального района», проведена проверка выполнения требований к реализации основной образовательной программы начального общего образования.

Программа проверки включала показатели по следующим разделам:

1.Нормативно-правовое обеспечение введения ФГОС НОО в образовательных учреждениях.

2. Содержательное обеспечение введения ФГОС НОО.

3. Кадровое, материально-техническое и информационное обеспечение введения ФГОС НОО.

4. Организация внеурочной деятельности.

 

В выборочном контроле приняли участие 5 общеобразовательных учреждений: МБОУ «Таловская СОШ Яшкинского муниципального района», МБ ОУ СОШ №1 Яшкинского муниципального района, МБОУ «Ботьевская средняя школа», МБОУ «Колмогоровская СОШ Яшкинского муниципального района», МБОУ «Литвиновская СОШ Яшкинского муниципального района».

 

В МБ ОУ СОШ №1 Яшкинского муниципального района обучение в соответствии с ФГОС НОО осуществляется в 1-х, 2-х классах, т.к. школа является региональным базовым ОУ по апробации ФГОС НОО (приказ ДОиН №1231 от 17.06.2010).

В МБОУ «Таловская СОШ Яшкинского муниципального района», МБОУ «Колмогоровская СОШ Яшкинского муниципального района», МБОУ «Ботьевская средняя школа», МБОУ «Литвиновская СОШ Яшкинского муниципального района» ФГОС НОО введен с 01.09.2011г. в 1-х классах.

1. Нормативно-правовое обеспечение введения ФГОС НОО

В ходе контроля проверялась сформированность пакета нормативных актов, регламентирующих введение ФГОС НОО. Документы муниципального, школьного уровня сформированы полностью.

Организация введения ФГОС НОО регулируется внутренними локальными актами общеобразовательных учреждений такими как:

— договор образовательного учреждения с родителями (законными представителями) обучающихся;

— положение об организации внеурочной деятельности в образовательном учреждении;

5 стр., 2144 слов

Организация антинаркотической профилактической работы в Муниципальном ...

... -2014 годы (разработанной отделом образования администрации муниципального района Благовещенского района РБ), программы «Профилактика подростковой преступности, безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в Муниципальном районе Благовещенский район Республики Башкортостан» на 2010-2014 годы ...

-положение о системе оценок, формах и порядке проведения промежуточной аттестации обучающихся начальной школы;

— договор о сотрудничестве общеобразовательного учреждения и учреждений дополнительного образования детей, обеспечивающих организацию внеурочной деятельности;
— приказами «О переходе ОУ на обучение по ФГОС НОО», «О разработке ООП», «О создании рабочей группы по обеспечению перехода ОУ на ФГОС НОО»;

-должностными инструкциями и др.

Однако, в Уставы образовательных учреждений не внесены (либо внесены частично) необходимые изменения и дополнения в связи с введением ФГОС НОО.

ОУ Цели и задачи Предмет деятельности ОУ Характеристика образовательного процесса Система оценки ООП Введение внеурочной деятельности Управление школой Локальные акты
Таловская сош
Литвиновская сош + (ФГОС) +
Колмогоровская сош + (ФГОС) +
Ботьевская сош
СОШ №1 + + (ФГОС) + (внеурочная деятельность)

Нет изменений ни в целях и задачах, ни в предмете деятельности, ни в основных характеристиках образовательного процесса (кроме Литвиновской сош, Колмогоровской сош, СОШ №1).

Нет изменений в системе оценки, не отмечено введение внеурочной деятельности (кроме Литвиновской сош), не внесены изменения в раздел «Управление школой», в перечень локальных актов (кроме СОШ №1).

Не внесены изменения и в Учредительный договор. В приказах, издаваемых в учреждениях, не отражается период, на который вводится локальный акт или с какого периода, на кого возлагается ответственность за исполнение приказа, кем и где информируется коллектив об издании приказа.

 

Должностные инструкции работников ОУ, обеспечивающих введение ФГОС (учителя начальных классов, заместителя по УВР, курирующего ФГОС, заместителя по ВР, учителя — предметника) приведены в соответствие с новыми требованиями в МБОУ «Литвиновская сош Яшкинского муниципального района». В МБ ОУ СОШ №1 Яшкинского муниципального района, в МБОУ «Таловская СОШ Яшкинского муниципального района», МБОУ «Колмогоровская СОШ Яшкинского муниципального района», МБОУ «Ботьевская средняя школа» не все должностные инструкции приведены в соответствие с новыми требованиями.

 

ОУ Инструкция учителя начальных классов Инструкция заместителя директора по УВР Инструкция заместителя директора по ВР Инструкция педагога дополнительного образования Инструкция учителя-предметника
Таловская сош + + +
Литвиновская сош + + + _ +
Колмогоровская сош + + не ведут _
Ботьевская сош + + не ведут
СОШ №1 + + +

 

 

«Положение о системе оценок, формах и порядке проведения промежуточной аттестации» соответствует новым требованиям.

 

 

Содержательное обеспечение введения ФГОС НОО

Содержательное обеспечение введения ФГОС НОО реализуется основной образовательной программой начального общего образования, разработанной в учреждениях на основании примерной основной образовательной программы начального общего образования, рекомендованной к использованию Координационным советом при департаменте общего образования Министерства образования и науки Российской федерации (протокол заседания от 24-25 июля 2010г. № 1).

 

Основная образовательная программа начального общего образования должна включать 9 разделов, определенных в п. 16 Стандарта. При оценивании основной общеобразовательной программы проверялось соблюдение формальных признаков:

1. Наличие титульного листа, на котором отмечено утверждение программы директором ОУ и согласование с Управляющим советом ОУ.

На титульном листе должно быть полное наименование образовательного учреждения в соответствии с Уставом, название программы и сроки ее реализации, указание авторов и года написания.

2. Наличие содержания программы с указанием всех разделов программы и страниц.

3. Наличие разделов программы в соответствии с требованиями ФГОС.

 

Всем формальным признакам не отвечает ни одна программа проверенных образовательных учреждений.

 

Содержание и структура разделов определяются в соответствии с п. 19 «Требования к разделам ООП НОО» Стандарта (требования к п. 19.3 приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 22.09.2011 года № 2357 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования»).

В основном требования к содержанию и структуре разделов соблюдены.

Учебный план и план внеурочной деятельности как разделы основной образовательной программы согласованы с Управлением образования и территориальным органом Роспотребнадзора в Яшкинском районе.

 

Для оценки достижения планируемых результатов освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования в образовательных учреждениях в положениях о системе оценок, формах и порядке проведения промежуточной аттестации внесены изменения в части введения комплексного подхода к оценке результатов образования предметных, метапредметных, личностных. В каждом из проверенных общеобразовательных учреждений результаты обучения накапливаются в Портфолио.

 

Из структуры ООПНОО МБОУ «Колмогоровская СОШ Яшкинского муниципального района» исключен раздел «Программы отдельных учебных курсов, предметов». В 1 классе внеурочная деятельность включена в учебный план. Не расписан ступенчатый режим образовательного процесса в 1 классе. Программа коррекционной работы есть, но она не работает: у учащихся отсутствуют тетради для коррекционной работы, тетради с развивающими заданиями для занятий с одаренными детьми, хотя данный раздел включен в программу коррекционной работы. В портфолио не включены оценочные листы, нет результатов стартового контроля и результатов тематического тестирования.

 

ООПНОО МБОУ «Ботьевская средняя школа» не доработана в соответствии с замечаниями, которые были сделаны еще до ее утверждения. В 1 классе не прописан ступенчатый режим образовательного процесса в соответствии с СанПиН. Программа коррекционной работы не переработана на ОУ, поэтому она не работает: у учащихся отсутствуют тетради для коррекционной работы, тетради с развивающими заданиями для занятий с одаренными детьми, хотя данный раздел включен в программу коррекционной работы. Положение о портфолио существует в разных вариантах: разделы портфолио, прописанные в ООП, в системе оценки не совпадают, а у обучающихся третий вариант портфолио. В них не включены оценочные листы, нет результатов стартового контроля и результатов тематического тестирования.

В нормативную базу системы оценивания не включено письмо «О безотметочном обучении в 1 классе».

В 1 классе в учебный план ООП НОО включена внеурочная деятельность, а это отдельный раздел.

Однако, необходимо отметить, что основные образовательные программы начального общего образования не отражают специфику образовательных учреждений, имеют больше методический характер, чем управленческий. Нет особенностей учреждений в программах:

— духовно-нарвственного воспитания в основе которой программы воспитания, действующие в школах ранее, их только нужно доработать в соответствии с ФГОС НОО;

— формирования культуры здорового и безопасного образа жизни;

— коррекционной работы;

— системе оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования.

В МБ ОУ СОШ №1 Яшкинского муниципального района, в МБОУ «Таловская СОШ Яшкинского муниципального района» не изданы приказы об утверждении списка учебников в соответствии с федеральными перечнями учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе, а также учебных пособий, допущенных к использованию в образовательном процессе.

Основные образовательные программы, положения о портфолио и положения о системе оценки не согласованы между собой. В каждом из вышеперечисленных документов изложены различные позиции и трактовки системы оценки в ОУ.

 

Модели организации внеурочной деятельности обучающихся.

На выбор модели организации внеурочной деятельности в общеобразовательных учреждениях района влияют многие факторы. Основные факторы, которые определяют модель организации внеурочной деятельности, являются: территориальное расположение образовательного учреждения, уровень развития дополнительного образования в школе, программное обеспечение воспитательной деятельности учителей начальных классов и классных руководителей, кадровое обеспечение воспитательного процесса и материально- техническое обеспечение воспитательной деятельности.

Образовательные учреждения МБОУ «Литвиновская сош Яшкинского муниципального района», МБ ОУ СОШ №1 Яшкинского муниципального района организуют внеурочную деятельности через систему дополнительного образования (сотрудничество с учреждениями дополнительного образования детей).

МБОУ «Таловская СОШ Яшкинского муниципального района», МБОУ «Колмогоровская СОШ Яшкинского муниципального района», МБОУ «Ботьевская средняя школа» выбрали оптимизационную модель (на основе оптимизации всех внутренних ресурсов образовательного учреждения).

Рекомендации по организации внеурочной деятельности выполняются.

В наличии приказы утверждающие количество обучающихся по каждой из образовательных программ внеурочной деятельности.

 

Положением об организации внеурочной деятельности в школе определено максимальное количество обучающихся в группе, структура рабочей программы внеурочной деятельности. Занятия внеурочной деятельности фиксируются в журнале учета.

 

Во всех проверенных образовательных учреждениях разработаны программы по всем направлениям внеурочной деятельности (духовно-нравственное, социальное, общекультурное, общеинтеллектуальное и спортивно-оздоровительное).

В МБОУ «Таловская СОШ Яшкинского муниципального района», МБОУ «Колмогоровская СОШ Яшкинского муниципального района», МБОУ «Ботьевская средняя школа», МБОУ «Литвиновская СОШ Яшкинского муниципального района» протарифицированы 10 часов в неделю внеурочной деятельности на 1-ый класс. В МБ ОУ «СОШ №1» в 7 классах-комплектах внеурочная деятельность реализуется 53 часами в неделю самим образовательным учреждением, педагогами дополнительного образования на договорной основе с учреждениями дополнительного образования 17 часов в неделю. Соответственно тарифицировано 53 часа в неделю из 70 часов.

Кадровое, материально-техническое и информационное обеспечение введения ФГОС НОО

Реализация ООП НОО осуществляется учителями начальных классов, учителями предметниками (внеурочная деятельность), педагогами учреждений дополнительного образования. Управление реализацией ООП НОО — директорами ОУ, их заместителями по УВР и ВР. Учителя начальных классов, директора и заместители директоров по УВР имеют курсовую подготовку по организации образовательного процесса в соответствии с ФГОС.

 

В МБОУ «Литвиновская сош Яшкинского муниципального района», МБ ОУ СОШ №1 Яшкинского муниципального района имеются в наличии педагоги-психологи. Их деятельность представлена групповыми коррекционными занятиями (рабочие программы психологической коррекции).

По результатам психологической диагностики выявлена группа риска. С данной категорией учащихся проводится коррекционно-развивающая работа по формированию положительного отношения к школе, снятия общей повышенной тревожности, нивелирования детских страхов (в рамках рабочих программ психологической коррекции).

Занятия с учащимися проводятся 1-2 раза в неделю в соответствии с календарно-тематическим планированием. Даны рекомендации для учителей по работе с учащимися группы риска. С родителями проводятся консультации по созданию оптимальных условий для успешной адаптации ребенка к школе.

Таким образом, в целом работа педагогов-психологов в ОУ по психологическому сопровождению введения ФГОС ведется на достаточном уровне; специалисты в своей деятельности руководствуются задачами образовательного учреждения и реализуют приоритетные направления психолого-педагогического сопровождения воспитанников.

Однако, оформление рабочих программ психологической коррекции не в полном объеме соответствует требованиям (наличие информационной карты, пояснительной записки, основного содержания тем курса, учебно-методического комплекса, календарно-тематического плана, оценки эффективности уроков психологического развития).

Логопедическое сопровождение обучающихся 1-х классов осуществляется в МБ ОУ СОШ №1 Яшкинского муниципального района. Учителем-логопедом представлена информационная справка по результатам стартовой диагностики уровня речевого развития обучающихся 1-х классов. Процедуру стартовой диагностики прошли все обучающиеся 1-х классов (90 детей).

Деятельность учителя-логопеда организована в соответствии с Положением о логопедическом кабинете ОУ, с должностной инструкцией; составлены и утверждены циклограммы деятельности и расписание занятий.

 

 

В соответствии с приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 4 октября 2010 г. N986 «Об утверждении федеральных требований к образовательным учреждениям в части минимальной оснащенности учебного процесса и оборудования учебных помещений» оснащение учебных помещений должно создавать условия, обеспечивающие возможность эффективного использования времени, отведенного на реализацию основной образовательной программы, в соответствии с запросами обучающихся и их родителей (законных представителей), использования современных образовательных технологий, в том числе информационно-коммуникационных технологий.

Для реализации ФГОС НОО в ОУ созданы необходимые материально-технические условия. Учебные помещения образовательных учреждений частично соответствуют современным требованиям. В учреждениях разработаны положения об учебном кабинете. В учебных кабинетах частично установлена современная мебель, приобретено необходимое учебное оборудование: таблицы, наборы сюжетных картинок, репродукции картин. В образовательном процессе используются ТСО: видео и аудиотехника, проектор. В МБ ОУ СОШ №1 имеется мобильный компьютерный класс. В каждом кабинете начальной школы МБОУ «Литвиновская СОШ Яшкинского муниципального района» установлен стационарный компьютер. Для реализации программ по внеурочной деятельности используются школьные библиотеки, актовые, спортивные залы, компьютерные классы образовательных учреждений.

 

Учебно-методическое обеспечение учебного процесса полностью укомплектовано во всех школах (учебники и дидактические пособия имеются у каждого первоклассника, методические пособия – у каждого учителя).

Обеспеченность библиотек учебной литературой 1-х классов составляет: МБОУ «Таловская СОШ Яшкинского муниципального района» — 20%, МБ ОУ СОШ №1 Яшкинского муниципального района – 66%, МБОУ «Ботьевская средняя школа» — 0%, МБОУ «Колмогоровская СОШ Яшкинского муниципального района» 66%, МБОУ «Литвиновская СОШ Яшкинского муниципального района» — 65%. Заказ образовательных учреждений не обеспечил полную укомплектованность 1-х классов в соответствии с новыми программами.

В ходе проверки школьных библиотек выяснилось, что в библиотеках образовательных учреждений читательские места совмещены с фондом библиотеки. Доступ участников образовательного процесса к информационным образовательным ресурсам в сети Интернет есть только в библиотеке МБ ОУ СОШ №1 Яшкинского муниципального района. Во всех проверяемых образовательных учреждениях создана и продолжает пополняться медиатека. Оснащенность библиотек частично соответствует новым требованиям.

 

Во всех проверяемых образовательных учреждениях обеспечен контролируемый доступ участников образовательного процесса к информационным образовательным ресурсам в сети Интернет. Информационное обеспечение введения ФГОС НОО осуществляется через классные и общешкольные собрания.

Школьные сайты МБОУ «Ботьевская средняя школа», МБОУ «Колмогоровская СОШ Яшкинского муниципального района», МБОУ «Литвиновская СОШ Яшкинского муниципального района» не используются для обеспечения доступа участников образовательного процесса к информации по введению ФГОС. Только в МБОУ «Таловская СОШ» во вкладке для учителей размещена информация об особенностях ФГОС НОО. За второй год эксперимента по переходу на ФГОС НОО на сайте МБ ОУ СОШ №1 так и не появилась информация ни для учителей, ни для родителей, ни для учредителя о деятельности школы по введению ФГОС НОО. В школе отсутствует Положение о сайте, регламентирующее его деятельность, соответственно нет и ответственных за его наполнение.