1. Культурология как наука; предмет и методы исследования; функции культурологии

  • Культурология — наука, изучающая культуру, наиболее общие закономерности её развития. В задачи культурологии входит осмысление культуры как целостного явления, определение наиболее общих законов её функционирования, а также анализ феномена культуры как системы. Оформилась в самостоятельную дисциплину культурология в XX веке.

  • Предметом культурологи являются объективные закономерности мирового и национального культурного процессов, памятники и явления материальной и духовной культуры, факторы и предпосылки, управляющие возникновением, формированием и развитием культурных интересов и потребностей людей, их участием в приумножении, сохранении и передаче культурных ценностей. Предметная область, подлежащая изучению и регулированию в рамках культурологического подхода, включает условия и механизмы оптимизации культурных процессов на общенациональном уровне , региональном, на уровне социально-культурологической общности.

Необходимо отметить, что культурология изучает не только культуру в целом, но и отдельные, часто достаточно специфические сферы культурной жизни взаимодействия различных сторон человеческого общества.

Метод культурологии есть единство объяснения и понимания. Каждая культура есть система смыслов, имеющая свою внутреннюю логику, которая постигается путем рационального объяснения. Это предполагает использование идей и методов философии, которая является общей методологической базой культурологии. Также используются такие методы, как:

  • Диахронический — требует изложения явлений, фактов, событий мировой и отечественной культуры в хронологической последовательности.
  • Синхронистический — исследование, в т.ч. сравнительное, связанное с изучением объектов в одном выбранном промежутке времени без обращения к исторической перспективе, но с разных сторон.
  • Сравнительный — область культурологических исследований, которая занимается историческим изучением двух или нескольких национальных культур в процессе взаимодействия, взаимовлияния, установление закономерностей, их своеобразия и сходства. Раскрываются в основном внешние связи культуры, обращенные к инонациональной сфере, выявляются общее и особенное в национальной культуре.
  • Археологический — совокупность материальных предметов, добытых в результате раскопок. Она дает возможность археологу делать выводы об общем состоянии культуры.
  • Типологический — метод предполагает изучение структур системы культуры путем восхождения от абстрактного к конкретному и выявления на этой основе типологической близости и историко-культурного процесса.
  • Биографический — в литературоведении истолкование литературы как отражение биографии и особенностей личности писателя.

    6 стр., 2731 слов

    Культурология в системе социально-гуманитарного знания

    ... методами, теоретическими и эмпирическими достижениями. 2. Культурология в системе социально-гуманитарного знания Научное изучение культуры, осуществляемое этнографами, филологами, социологами (именно ... философии культуры, культурной антропологии, социологии культуры, этнологии, психологии культуры, истории культуры и др. Они выступают против сведения культурологии исключительно к философии культуры ...

    Впервые этот метод применил французский критик Ш.О. Сент-Бёв. Абсолютизация этого метода может привести к умалению роли духовно-исторической атмосферы, стиля эпохи, влияния традиции. В научном литературоведении — один из принципов исследования. Особенности данного метода — в работе с текстами.

  • Семиотический — метод, основанный на учении о знаках, позволяет изучить знаковую структуру (систему) текста или любого другого культурного объекта.
  • Психологический — подход, который ориентирует исследователя на изучение субъективных механизмов деятельности культуры, индивидуальных качеств, бессознательные психические процессы. Этот метод очень важен при исследованиях особенностей национальных культур.

  • Как уже говорилось, культура представляет собой многофункциональную систему. Главной функцией феномена культуры является человеко-творческая, или гуманистическая. Все остальные так или иначе связаны с ней и даже вытекают из нее.
  • Функция трансляции (передачи) социального опыта, нередко её называют функцией исторической преемственности, или информационной.

    Культуру по праву считают социальной памятью человечества. Она опредмечена в следующих системах: устных преданиях, памятниках литературы и искусства, языках, науке, философии, религии и др. Однако это не просто «склад» запасов социального опыта, а средство жесткого отбора и активной передачи лучших ее образцов.

  • Познавательная функция связана со способностью культуры концентрировать социальный опыт множества поколений людей. Тем самым она приобретает способность накапливать богатейшие знания о мире, создавая тем самым благоприятные возможности для его познания и освоения. Можно утверждать, что общество интеллектуально настолько, насколько используются богатейшие знания, содержащиеся в культурном генофоне человечества. Все типы общества существенно различаются прежде всего о этому признаку.
  • Регулятивная (нормативная) функция культуры связана прежде всего с определением (регулированием) различных сторон, видов общественной и личной деятельности людей, В сфере труда, быта, межличностных отношений культура так или иначе влияет на поведение людей и регулирует их поступки, действия и даже выбор тех или иных материальных и духовных ценностей. Регулятивная функция культуры опирается на такие нормативные темы, как мораль и право.
  • Семиотическая или знаковая функция, представляя собой определенную знаковую систему культуры, предполагает знание, владение ею.

    Без изучения соответствующих знаковых систем невозможно овладеть достижениями культуры. Так, язык (устный или письменный) является средством общения людей. Специфические языки нужны для познания мира музыки, живописи, театра. Собственными знаковыми системами располагают и естественные науки (физика, математика, биология, химия).

  • Ценностная или аксиологическая функция отражает важнейшее качественное состояние культуры. Культура как система ценностей формирует человека вполне определенные ценностные потребности и ориентации. По их уровню и качеству люди чаше всего судят о степени культурности того или иного человека. Нравственное и интеллектуальное содержание, как правило, выступает критерием соответствующей оценки.

2. Культура и культурологические знания

  • Культура — область человеческой деятельности, связанная с самовыражением человека, проявлением его субъектности. Именно поэтому всякая культура имеет дополнительные характеристики, т.к. связана как с творчеством человека, так и повседневной практикой, коммуникацией, отражением, обобщением и его повседневной жизнью. Культура является маркером и основой цивилизаций и предметом изучения культурологии.

    14 стр., 6575 слов

    Влияние культуры на человека

    ... различие между «высокой» культурой как культурой элит и «массовой» культурой, подразумевающей товары и произведения, направленные на потребности простых людей. Следует также отметить, что ... исследования на целостное познание человека в контексте конкретной культуры. В целом антропологический подход отличается конкретностью, ориентацией на исследование «промежуточных» слоев и уровней культуры, ...

    Культура не имеет количественных критериев в численном выражении. Доминанты или признаки являются достаточными для отражения признаков культуры. Наиболее часто различают культуры в периодах изменчивости доминантных маркеров: периодов и эпох, способов производства, товарно-денежных и производственных отношений, политических систем правления, персоналий сфер влияния и т.д. Признаки современной культуры: динамизм, эклектичность, многозначность, мозаичность, пестрота общей картины, полицентричность, разрыв ее структуры и целостной иерархии организации ее пространства.

  • Культурология как наука возникла в середине XX в. Одна из главных задач этой науки – выявление закономерностей развития культуры, отличающихся от законов природы и от законов материальной жизни человека и определяющих специфику культуры как самоценной сферы бытия.

Современные культурологические исследования являют собой большой комплекс научных дисциплин, различных направлений научной работы, разнообразных подходов к культурологическим проблемам, методологией, научных школ и т. д. Не приходится говорить о четкой или внятной структуре культурологического знания. Очень часто она носит предварительный характер. И тем не менее сейчас мы можем выделить наиболее значительные составляющие структуры культурологического знания.

Во-первых, это теория культуры, которая демонстрирует нам все многообразие попыток общего осмысления культуры, версии «картин» культуры, вариантов систем понятий, категорий, теоретических схем, при помощи которых можно попытаться описать культуру и ее развитие.

В этой сфере особое место занимает философия культуры, которая решает задачи создания теории культуры при помощи свойственных философии методов и понятий.

Во-вторых, это социология культуры, представляющая собой союз социологии (изучающей общественную систему) и культурологической науки.

Исследования в области социологии культуры имеют как теоретическую, так и практическую направленность. В последнем случае можно указывать на концепции культурной политики и деятельности культурных инстинктов (структур общества, связанных с культурой), социокультурноепрогнозирование, проектирование и регулирование, изучение культурологического образования в России и других странах, проблемы социализации и инкультурации личности (вживания человека в общественно-культурную систему), охрану культурного наследия.

2 стр., 608 слов

Функции и роли вожатого

... неясная политика 5. Координатор- От координатора ожидают поддержания структуры и ясной системы. Человек в этой роли покладист и вызывает доверие. Поведение включает стремление к целостности, ...

В-третьих, это историко-культурные исследования, которые не только базируются на достижениях гуманитарных наук (истории, филологии, литературоведения, искусствоведения, истории религии и др.), но и используют новые культурологические подходы. Здесь мы можем выделить:

1) историко-культурные исследования общего профиля, исследования культуры ментальностей (т. е. формировавшихся в различных культурах способов восприятия людьми мира);

2) исследования религиозного аспекта культуры;

3) культурологические аспекты лингвистики, семиотики (теории знаковых систем), искусствоведения и эстетики. В-четвертых, это культурная антропология – область культурологических знаний, во многом близкая к социологии культуры, но уделяющая большее внимание этническим элементам культуры, процессам взаимодействия культур разных народов, изучающая особенности языковых и иных средств коммуникации (общения, обмена информацией) в различных культурах.

Интересы культурной антропологии не ограничиваются вышеозначенными вопросами.

В соответствии со своим названием (в переводе с греческого антропология – «наука о человеке») она ставит своей главной задачей создание наиболее полной картины жизни человека в культурной среде, т. е. в среде, созданной самим человеком. Для решения этой задачи культурная антропология широко использует данные естественных наук, занимающихся жизнедеятельностью человека, а также археологии, этнографии, лингвистики, социологии, истории религии и мифологии, фольклористики, философии.

Все эти направления культурологических наук можно назвать основными, или базовыми. Однако, кроме них, складываются и другие специальные и нетрадиционные сферы исследований. Многие из них приобретают особую важность.

К примеру, в рамках теории культуры появились детально разработанные теории динамики (изменения, развития) культуры, морфологии (образования системы видов и форм) культуры, типологии (изучения типов) культур, герменевтики (науки об истолковании) культуры, культурных образцов и людей (архетипов, парадигм, цинверсалий).

Здесь же отдельно изучаются методы культурологических исследований.

Синтез на базе культурологии, историко-культурных, социологических, психологических знаний позволяет разрабатывать проблемы ментальностей, психологических характеристик отдельных культур, «соматической» (телесной) культуры у разных народов и т. д. Большое значение для развития культурологии имеют сравнительные культурные (компаративные) исследования. В последние десятилетия динамично развивается эколого-культу-рологическое направление («культурологическая экология»), изучающее отношение различных культур к природной среде. Система культурологических знаний находится в постоянном развитии.

3.Понятие культуры : этимология, основные подходы к определению культуры

Специалисты утверждают, что история развития смысловой сущности понятия культуры насчитывает несколько тысячелетий. Своими корнями она уходит в эпоху римской цивилизации, где это слово появилось в обращении. Первоначально оно использовалось в сугубо функциональном значении и предполагало деятельность, направленную на обработку земли и уход за нею. Однако впоследствии смысловое содержание данной категории существенно расширилось, что позволило превратить

10 стр., 4717 слов

История становления и развития социальной психологии

... Рассматривая историю развития социальной психологии, отметим, что некоторые вопросы были поставлены давно в рамках философии и носили характер осмысления особенностей взаимоотношения человека и ... Линия социоцентризма представлена, например, в произведениях Платона (диалоги «Государство» и «Законы»), где он высказал «коллективистское», общественно-центристское суждение: общество - это независимая ...

его в один из ключевых атрибутов человеческой деятельности.

Толчком к началу процесса преобразования, по мнению В. Давидовича, послужила работа римского оратора и философа Марка Туллия Цицерона «Тускуланские диспуты», вышедшая в свет в 45 год до н.э. В ней автор впервые использовал указанное слово в переносном смысле – применительно к воздействию на человеческий ум. В новом своем значении понятие культуры означало уход, улучшение, облагораживание телесно-душевно-духовных склонностей и способностей человека. В 1684 г. С.Пуффендорф, немецкий просветитель-философ и юрист отходит от цицероновского словоупотребления и впервые характеризует культуру как нечто единое, противоположное «естественному состоянию». Согласно его логике, культура есть то, что содеяно человеком за минусом природного.

Последующие шаги в развитии термина «культура» в сторону обретения им понятийного смысла в его современном значении связаны с именем И. Гердера. Этот выдающийся философ предпринял грандиозную по тем временам попытку охарактеризовать путь, пройденный человечеством, и обосновать идею прогресса на конкретном материале истории культуры. Он утверждал, что рост культуры обнаруживает себя как закон истории, доказывал существование единой во времени цепи событий, выраженной в

виде преемственности элементов культуры,

к которым он относил язык, семейные отношения, искусство, науку, ремесла, государственное

управление, религию. Гердер рассматривал культуру как то, что сплачивает людей

воедино, выступает и как результат, и как стимул общественного развития. Его

идеи положили начало сравнительно-историческому изучению культур, анализу традиций,

обычаев и нравов.

Уже в XYIII веке формируется критический подход к культуре, имеют место попытки

ее противопоставления чистоте нравов «естественного» человека. Позднее, критическое

отношение переросло в противопоставление культуры и жизни. В новом свете культура

начинает рассматриваться как притворство (Шопенгауэр) или как средство подавления

творческих жизненных инстинктов человека (Ницше).

На этой основе возникают идеи

культурной самобытности (Данилевский, Шпенглер), авторы которых отрицали единый

исторический процесс культурной

преемственности.

С конца XIX века культура становится объектом внимания социологов, антропологов,

этнографов, что дает толчок разработке новых культуроведческих направлений (Э.

Тайлор, А. Кребер, В. Малиновский и др.).

От понимания культуры, как совокупности

традиций, обычаев того или иного народа исследователи переходят к пониманию ее

как совокупности образцов, парадигм деятельности, скрытых в жизни народа. Формулируется

проблема обнаружения этих неявных подходов, делящих социальное целое на множество

частей, которые позволяют

отнести людей к определенному типу культуры. Актуальной становится задача выявления

всех форм осознания элементов культуры членами этноса, а также проникновения

в дух определенной культуры, часто не имеющей письменности. Особое внимание в

культурной антропологии уделяется коммуникативному аспекту культуры (Э. Сепир

и др.), методам передачи культурного наследия и внутрикультурным контактам. В

концепции коммуникативной природы культуры основным предметом анализа становится

ее знаковая система.

Направлению изучения культуры, которое связано с анализом взаимоотношений личности

и культуры положил начало З. Фрейд. В его трудах и работах его последователей,

культура рассматривается как продукт сублимации бессознательных психических процессов,

выраженных в знаковой форме. Коммуникативная природа культуры проявляется в усвоении

личностью (посредством знаковых элементов) общезначимых культурных образцов,

преобразующихся в индивидуальные поведенческие навыки.

В рамках философского течения неокантианства, его представитель Э. Кассиер пытается

рассматривать культуру как совокупность несводимых друг к другу символических

форм, представляющих высшие человеческие ценности. По мнению автора, они включают

язык, историю, религию, искусство, науку и т.д.

Важным направлением современной социологии, сложившимся уже в новейшей истории,

становятся проблемы культурной динамики, а также вопросы определения роли и места

культуры в социальной деятельности людей (М. Вебер, Т. Парсонс, Р. Мертон и др.).

По мнению разработчиков данной концепции, всякая социальная система является,

прежде всего, системой действия, т.е. мотивированного целенаправленного поведения

людей, а не системой культурных стандартов. Последние, однако, всегда вовлекаются

в процесс выполнения индивидами

социальных действий. И лишь при их осуществлении «культурные объекты – эти символически

организованные элементы культурной традиции, идеи или верования, экспрессивные

символы или ценностные образцы» приводятся в активное состояние и только тогда

«обнаруживают себя, приобретают способность изменяться, влиять на индивидов и

использоваться ими».

Все эти перечисленные направления, течения и позиции позволили достичь некоторой

определенности и упорядоченности по ключевым вопросам культурологи – уложить

все бесчисленное множество идей в три базовых подхода: суммативный, аксиологический

и функциональный. Была признана ограниченность широко распространенных в то время

суммативных определений, согласно которым культура есть лишь сумма, итог, совокупность

всех творений человека. Достигнуто согласие и в том, что аксиологические концепции,

в соответствии с

которыми культура рассматривается как набор ценностей, являются односторонними,

ограниченными, замыкающими культурные явления в относительно узкие рамки. Установлено,

что при их последовательном применении внимание аналитиков сосредоточивается

по преимуществу на количественных параметрах культуры, а общие качественные характеристики

остаются в тени. Все сказанное, конечно, не означает абсолютного отрицания аксиологической

формы определений. Например, на уровне культуры организации этот разрез анализа

явлений

культуры может выявить свою результативность и безапелляционное отбрасывание

ценностного подхода оказывается столь же неправомерно, как и его чрезмерное раздувание.

Отмечена перспективность и недостаточная изученность функционального анализа

культурологических проблем.

24. Законы развития культуры:

  1. Закон единства и многообразия культуры.
  2. Закон о ведущей роли материальной культуры по отношению к духовной.
  3. Закон влияния духовной культуры на материальную.
  4. Закон преемственности в развитии культуры.
  5. Закон интенсивности развития культуры в развитии культуры в зоне контакта с другими культурами.
  6. Закон ускорения темпов развития культуры в ходе истории человечества.
  7. Закон взаимодействия и сотрудничества культура.

26. Культурологические концепции : А.Тойнби, К.Ясперс. Циклическая теория социокультурного развития- опирается на закон повторяемости, цикличности, существующей в мире природы и жизни человека. С этих позиций теория стремится объяснить развитие культурных процессов.

Арнольд Тойнби-(1889-1975) Английский историк и культуролог, исследовал глубинные истоки генезиса, роста и распада цивилизации. Основной труд Тойнби, двенадцати томное «ПОСТИЖЕНИЕ ИСТОРИИ». Основные положения концепции Тойнби:

1. Исторический процесс-это круговорот локальных цивилизаций.

2. Цивилизация зарождается благодаря энергетическому импульсу, дающему ответ на вызов истории благодаря чему, начинает развитие торговли, промышленности, ремесел, искусства и т.д.

3. «Вызов-ответ» — Это всеобщий закон существования цивилизации.

4. Решающую роль в развитии цивилизации играет творческая личность. Это создает духовную пропасть между меньшинством и большинством.

5. Постепенно возникает надлом и распад, что постепенно ведет к гибели цивилизации.

Волновая модель:

Обосновывает периодичность изменений — спадов и подъемов — в экономической, политической и социальной жизни общества.(Питирим Сорокин)

Николай Дмитриевич Кондратьев — разработал теорию длинных экономических волн, обосновал периодичность кризисов в хоз. жизни, в экономике…

Миф, как феномен культуры.

Особенности мифологического знания.

Мифология-это первый тип мировоззрения. Первая картина мира первая попытка человека объяснить мир, откуда взялся он и все окружающее.

Миф-это продукт коллективного бессознательного , непреднамеренная кристаллизация универсального опыта человечества.

Синкритичность-слитность, нерасчлененность, характеризующая неразвитое состояние какого-либо явления.

Мифологическое сознание- особая форма человеческого мышления, конкретно-чувственного, эмоционального восприятия мира. Оно целостно, в нем нет разделения на естественное и сверхъестественное, фантазия отождествляется с реальностью.

Миф-это вымысел, принимаемый за правду. Это представление, которое разделяет большинство, люди которые разделяют и безоговорочно верят. Спецификой мифа является то, что его нельзя разрушить фактами. Его может заменить только другой миф.

Мифилогическому сознанию свойственен анимизм. Анимизм-вера в существование души у животных и растений, стихий и обычных вещей.

Антропоморфизм- уподобление человеку, наделение человеческими психическими свойствами явлений природы, небесных тел, мифологических существ, богов. Тотемизм-вера в происхождение от общего первопредка животного и поклонения ему.

Фетишизм-вера в сверхъестественные свойства предметов, поклонение вещам.

Магия- вера в возможность контакта с потусторонними силами через обряды и заклинания.

Классификация мифов.

  1. Миф о происхождении животных
  2. Солярные, лунарные, астральные мифы.
  3. Космогонические мифы.
  4. Антропологические мифы.
  5. Теогонические мифы.
  6. Эсхатологические мифы.
  7. Мифы о происхождении культурных благ.
  8. Мифы о героях.

Функции мифа.

1. Объясняет мир. Происхождение мира, природы, человека, общества.

2. Регулирует отношения, дает модель поведения, выдвигает этические нормы.

3. Обосновывает общественное устройство.

4. Придает авторитет традициям.

5. Является каналом, передающим накопленный опыт, знания, ценности.

Греческое имя

Римское имя

Бог покровитель

Крон

Сатурн

Время

Зевс

Юпитер

Царь богов, грома и молнии

Аид

Плутон

Подземного царства

Посейдон

Нептун

Морей, подводного мира

Гера

Юнона

Царица богов, покровительница брака, жена Зевса

Арес

Марс

Войны

Аполлон

Аполлон

Солнца, искусства(Феб, Мусагет-солнечный)

Артемида

Диана

Луны, охоты

Гермес

Меркурий

Вестник богов, торговли

Гефест

Вулкан

Подземного огня, кузнечного искусства

Афина

Минерва

Мудрости, воительница

Афродита

Венера

Любви, красоты

Дионис

Вакх

Виноградарства, виноделия

Каллиопа-муза древних сказаний.

Полигимния-муза священных гимнов.

Мельпамена-муза тетра, драмы.

Эфтерба-покровительница музыки.

Терпсихора-покровительница танца.

Талия-муза комедии.

Эрато-муза любовной поэзии.

Клио-истории.

Урания-астрономии.

Религия как форма духовной культуры.

Религия- феномен духовной культуры, представляющий собой систему сакральных смыслов смыслов, связанную с поиском духовных ориентиров в сознание верующих.

Религия основана на вере в существование сверхъестественного Абсолюта и стремлении к вступлению в непосредственную связь с ним.

Функции религии:

Компенсаторная

«Душеспасительная»-гордыня, измена, ложь, жадность, похоть, гнав, чревоугодие, зависть. Благоразумие, храбрость, справедливость, умеренность во всем.

Мировоззренческая

Регулятивная

Аккумулятивная

Коммуникативная

Воспитательная

Интегративная

Этапы становления религиозных представлений:

Первобытные верования

Древнейшие религии

Мировые религии

Политеизм

Монотеизм