СЛОВАРЬ
по социальной психологии
( учебник Андреевой Г.М.)
- Место социальной психологии в системе научного знания
Социальная психология — наука, изучающая закономерности поведения и деятельности людей, обусловленные фактом их включения в социальные группы, а также психологические характеристики самих этих групп.
Предмет социальной психологии — факты, закономерности и механизмы поведения, общения и деятельности отдельных личностей и групп, связанные с их включенностью в социальную общность.
Коллективная рефлексология (В.М. Бехтерев) — наука, изучающая поведение коллективов, поведение личности в коллективе, условия возникновения социальных объединений, особенности их деятельности, взаимоотношения их членов.
- История формирования социально-психологических идей
Психология масс — социально-психологическая теория о взаимоотношениях личности и общества с «индивидуалистических» позиций. В основе — идея подражания (Г. Тард).
Создатели теории — С. Сигеле, Г. Лебон (XIX в.).
Теория инстинктов социального поведения (В. Макдугалл) — теория, объясняющая социальное поведение врожденными инстинктами.
- Методологические проблемы социально-психологического исследования
Методология — система принципов и способов организации и построения теоретической и практической деятельности, а также учение об этой системе.
Общая методология — некоторый общий философский подход, общий способ познания, принимаемый исследователем.
Частная (специальная) методология — совокупность методологических принципов, применяемых в данной области знания.
Репрезентативность — необходимость учитывать и создавать однородность выборки по различным признакам.
Обоснованность (валидность) инструмента — его способность измерять именно те характеристики объекта, которые и нужно измерить
Устойчивость информации — ее качество быть однозначной, т.е. при получении ее в разных ситуациях она должна быть идентичной.
Глава I. Теоретические основы управленческой деятельности руководителя ...
... т.е. организовывать и направлять ее повседневную деятельность. В социально-психологическом смысле управленческая деятельность предполагает дисциплинирование педагогов, четкую координацию их ... Недостаточность разработанности в научных исследованиях проблемы эффективности управленческой деятельности руководителя социально-педагогической системы позволила сформулировать следующее противоречие: между ...
Точность информации — степень приближения результатов измерения к истинному значению измеряемой величины.
Наблюдение — метод психологического исследования, состоящий в преднамеренном, систематическом и целенаправленном восприятии психических явлений с целью изучения их специфических изменений в определенных условиях.
Изучение документов — совокупность методических приемов, применяемых для извлечения документальных источников социально-психологической информации, необходимой для решения исследовательских задач. Выделяют два основных метода анализа документов: неформализованный (традиционный) и формализованный (контент-анализ).
Опрос — метод сбора информации, предусматривающий, во-первых, устное или письменное обращение исследователя к определенной совокупности людей с вопросами, содержание которых представляет изучаемую проблему; во-вторых, регистрацию и статистическую обработку полученных ответов, а также их теоретическую интерпретацию.
Тест — стандартизированная измерительная методика, направленная на выявление скрытого свойства интересующего объекта путем одного или нескольких кратких испытаний (заданий), обладающих максимальной информативностью.
Эксперимент — основной метод психологии, опирающийся на точный учет изменяемых независимых переменных, влияющих на зависимую переменную.
- Общественные отношения и межличностные отношения
Общение — сложный многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми и группами, порождаемый потребностями совместной деятельности и включающий в себя процесс обмена информацией, выработку единой стратегии взаимодействия, восприятие и понимание другого человека.
Межличностные отношения — субъективно переживаемые взаимосвязи между людьми, объективно проявляющиеся в характере и способах взаимных влияний, оказываемых людьми друг на друга в процессе совместной деятельности и общения.
Межгрупповые отношения — совокупность социально-психологических явлений, характеризующих субъективное отношение (восприятие) многообразных связей, возникающих между социальными группами, а также обусловленный ими способ взаимодействия групп.
Общественные отношения — совокупность всех видов отношений данного общества или данной формации общества.
Социальная роль — фиксация определенного положения, которое занимает тот или иной индивид в системе общественных отношений.
Развитие личности дошкольника в процессе общения
... в узком смысле слова как обмен информацией между участниками совместной деятельности; интеракция – их взаимодействие, ... участниками общения друг друга, отношение их друг к другу и обращение их друг с другом (19). В качестве составляющих процесса общения рассматриваются также: коммуникация, понимаемая ...
Конъюнктивные чувства — сближающие и объединяющие людей чувства. Дизъюнктивные чувства — разъединяющие людей чувства.
Социометрия — приема стандартизированных испытаний для измерения межличностных отношений в малой группе. Осуществляется путем постановки косвенных вопросов, отвечая на которые испытуемый производит последовательный выбор членов группы, предпочитаемых другим в некоторых ситуациях.
- Общение как обмен информацией
(коммуникативная сторона общения)
Коммуникация — обмен информацией между общающимися индивидами.
Информация — сообщения, сведения, передаваемые людьми друг другу в устной, письменной или другой материальной форме.
Коммуникатор — человек, передающий информацию. Реципиент — человек, принимающий информацию.
Аксиальный коммуникативный процесс — процесс, при котором сигналы направлены единичным приемниками информации, т.е. отдельным людям.
Ретиальный коммуникативный процесс — процесс, при котором сигналы направлены множеству вероятных адресатов.
Фасцинация — эффект, вызываемый специально организованным вербальным воздействием, предназначенным для уменьшения потерь семантически значимой информации.
Вербальная коммуникация — коммуникация, в которой в качестве знаковой системы используется речь.
Невербальная коммуникация — коммуникация в которой используются различные неречевые знаковые системы.
Оптико-кинестетическая система знаков — более или менее отчетливо воспринимаемое свойство общей моторики различных частей тела (жесты, мимика, пантомимика).
Паралингвистическая система знаков — система вокализации (диапазон голоса, тональность и т.д.).
Экстралингвистическая система знаков — включение в речь пауз, плач, смех, кашель, темп речи.
Проксемика — специальная область науки, занимающаяся нормами пространственной и временной организации общения.
- Общение как взаимодействие (интерактивная сторона общения)
Интерактивная сторона общения — условный термин, обозначающий характеристику тех компонентов общения, которые связаны с взаимодействием людей, с непосредственной организацией их совместной деятельности.
Взаимодействие межличностное — организация совместных действий, позволяющих партнерам реализовать некоторую общую для них деятельность.
Кооперация — одна из основных форм организации межличностного взаимодействия, характеризующаяся объединением усилий участников для достижения совместной цели при одновременном разделении между ними функций, ролей и обязанностей.
Конкуренция — одна из основных форм организации социального и межличностного взаимодействия, характеризующаяся достижением индивидуальных или групповых целей, интересов в условиях противоборства с добивающимися этих целей и интересов другими индивидами или группами.
Группы социального риска в современном российском обществе
... Т.о., вышеперечисленные общности людей, как элементы общества, составляют в целом - социальную группу риска, т.е. группу, находящуюся под ... различные варианты развития событий от благополучного (перестройка системы отношений и выход на новый уровень развития) ... дальнейшего развития). Если же данные процессы протекают в неблагоприятных социальных условиях (трансформации, нестабильности, отсутствия или ...
Конфликт — столкновение разнонаправленных целей, интересов, позиций, мнений или взглядов субъектов взаимодействия, фиксируемых ими в жесткой форме.
— процесс развития и разрешения противоречивости целей, отношений и действий людей, детерминируемый объективными и субъективными причинами и протекающий в двух диалектически взаимосвязанных формах — противоречивых психологических состояний; открытых противоречивых действий сторон на индивидуальном и групповом уровнях.
Конфликт продуктивный — конфликт, позитивно влияющий на структуру, динамику и результативность социально-психологических процессов и служащий источником самоусовершенствования и саморазвития личности.
- Общение как восприятия людьми друг друга
(перцептивная сторона общения)
Социальная перцепция — восприятие, понимание и оценка социальных объектов (других людей, самих себя, групп, социальных общностей и т.п.).
Идентификация — способ познания другого человека через попытку поставить себя на его место.
Эмпатия- постижение эмоционального состояния, проникновение, вчувствование в переживания другого человека.
Аттракция — форма познания другого человека, основанная на устойчивом позитивном отношений к нему.
Дружба — вид устойчивых индивидуально-избирательных межличностных отношений, характеризующихся взаимной привязанностью участников.
Симпатия — устойчивее одобрительное эмоциональное отношение к другим людям.
Любовь — высокая степень эмоционально положительных отношений, выделение объекта любви и помещение его в центр жизненных потребностей и интересов субъекта.
Рефлексия — процесс самопознания субъектом внутренних актов и состояний.
— осознание действующим индивидом того, как он воспринимается партнером по общению.
Каузальная атрибуция — интерпретация субъектом межличностного восприятия причин и мотивов поведения других людей.
Личностная атрибуция — приписывание причин случившегося другому человеку.
Обстоятельственная атрибуция — приписывание причин случившегося обстоятельствам.
Объектная атрибуция — приписывание причин случившегося тому объекту, на который направлено действие.
Эффект ореола (галоэффект) — распространение в условиях дефицита информации о человеке общего оценочного впечатления о нем на восприятие его поступков и личностных качеств.
Эффект новизны — феномен социальной психологии, проявляющийся в том, что при восприятии человека человеком по отношению к знакомой персоне наиболее значимой и напоминающейся оказывается последняя, новая информация о ней, тогда как к незнакомой персоне наиболее значима впервые появившаяся информация, создающая первое впечатление о человеке.
Человек как биологическое, социальное и культурное существо
... недооценки их роли, первичности в процессе становления личности. Основные компоненты социальной структуры человека— социально-типические, социально и индивидуально-психологические, биолого-физиологические, генетические — ... и во взаимосвязи с другими. Это касается биолого-генетических детерминант социальных качеств человека. Биолого-физиологическая природа личности изменчива и на современном этапе ...
Социальный стереотип — стандартизированный, устойчивый, эмоционально насыщенный, ценностно-определенный образ, представление о социальном объекте. В основе социального стереотипа находится реальный психологический феномен генерализации, обобщения, схематизации данных своего и чужого опыта.
- Проблема группы в социальной психологии
Группа — ограниченная в размерах общность людей, выделяемая из социального целого на основе определенных признаков (характера, выполняемой деятельности, социальной принадлежности, структуры, композиции, уровня развития и т.д.).
Статус социальный — объективное место индивида или группы в социальной системе в соответствии с их характеристиками.
Позиция социальная — место, положение индивида или группы в системе отношение в обществе, определяемое по роду специфических признаков и регламентирующее стиль поведения (= статус).
Роль социальная — социальная функция личности; соответствующий принятым нормам способ поведения людей в зависимости от их статуса или позиции в обществе, в системе межличностных отношений.
Групповые ожидания (экспектации) — система ожиданий, требований относительно норм исполнения индивидом социальных ролей. Представляют собой разновидность социальных санкций, упорядочивающих систему отношений и взаимодействий в группе.
Групповые санкции — механизмы, посредством которых группа «возвращает» своего члена на путь соблюдения норм.
- Принципы исследования психологии больших социальных групп
Группа большая — количественно не ограниченная условная общность людей, выделяемая на основе определенных социальных признаков (пола, возраста, национальности и т.п.).
— реальная значительная по размерам и сложно организованная общность людей, вовлеченных в ту или иную общественную деятельность.
Коллективные представления — компоненты системы знаний, мнений, норм поведения, сложившиеся в социальном опыте (Э. Дюркгейм)
Социальные представления — обыденное представления какой-либо группы о тех или иных социальных явлениях (способ интерпретации и осмысления повседневной реальности).
Менталитет — интегральная характеристика некоторой культуры, в которой отражено своеобразие видения и понимания мира ее представителями, типичных «ответов» на картину мира.
Социальные классы — большие группы людей, различающиеся по их месту в исторически определенной системе общественного производства, по их отношению к средствам производства, по их роли в общественной организации труда. Наряду с классами существуют большие «классоподобные» социальные группы (интеллигенция, служащие и др.).
Этнопсихология — междисциплинарная отрасль знания, изучающая этнические особенности психики людей, национальный характер, закономерности формирования и функции национального самосознания, этнических стереотипов и т.д.
Этнические стереотипы — относительно устойчивые представления о моральных, умственных, физических качествах, присущих представителям различных этнических общностей.
Этноцентризм — склонность воспринимать все жизненные явления с позиции «своей» этнической группы, рассмотренной как эталон.
- Стихийные группы и массовые движения
Стихийные группы — кратковременные объединения большого числа лиц, часто с весьма различными интересами, но тем не менее собравшихся вместе по какому-либо определенному поводу и демонстрирующих какие-то совместные действия.
Толпа — скопление людей, лишенных ясно осознаваемой общности целей и организации, но связанных между собой сходством эмоционального состояния и общим центром внимания.
Масса — разнородное скопление людей, обладающих определенной общностью целей, тактики поведения, но существование которой может быть неустойчивым в силу столкновения различных интересов.
Публика — кратковременное собрание людей для совместного времяпрепровождения в связи с каким-то зрелищем (стадион, большой зрительный зал).
В более замкнутых помещениях — < аудитория.
Общественное мнение — выраженное в форме определенных суждений, идей и представлений отношение социальных групп к явлениям или проблемам социальной жизни, затрагивающим общие интересы.
Заражение — бессознательная невольная подверженность индивида определенным психическим состояниям.
— способ влияния, основывающийся на общем переживании большой массы людей одних и тех же эмоций.
Паника — один из видов поведения толпы, характеризующийся состоянием массового страха перед реальной или воображаемой опасностью, перерастающего в процессе взаимного заражения и блокирующего способность рациональной оценки обстановки, мобилизацию волевых ресурсов и организацию совместного противодействия.
Внушение — целенаправленное, неаргументированное воздействие одного человека на психическую сферу другого или группу.
Подражание — воспроизведение индивидом черт и образцов демонстрируемого поведения.
Социальное движение — достаточно организованное единство людей, ставящих перед собой определенную цель, как правило, связанную с каким-либо изменением социальной действительности.
- Общие проблемы малой группы в социальной психологии
Малая группа — немногочисленная по составу группа, члены которой объединены общей социальной деятельностью и находятся в непосредственном личном общении, что является основой для возникновения эмоциональных отношений, групповых норм и групповых процессов.
Группа формальная — реальная или условная социальная общность, имеющая фиксированный статус, члены которой объединены социально заданной деятельностью, имеют заданные роли, предписанные групповыми нормами.
Группа неформальная — реальная социальная общность, не имеющая фиксированного статуса, добровольно объединенная на основе интересов, дружбы и симпатий либо на основе прагматической пользы.
Группа референтная — реальная или условная социальная общность, с которой индивид соотносит себя как с эталоном и на нормы, мнения, ценности и оценки которой он ориентируется в своем поведении и самооценке.
Группа членства — группа, членом которой индивид является.
Фасилитация социальная — повышение скорости или продуктивности деятельности индивида вследствие акутализации в его сознании образа другого человека (или группы людей), выступающего в качестве соперника или наблюдателя за действиями данного индивида.
Ингибиция социальная — ухудшение результатов деятельности индивида при реальном или воображаемом присутствии других людей, не вмешивающихся в его действия.
- Динамические процессы в малой группе
Групповая динамика — совокупность внутригрупповых социально-психологических процессов и явлений, характеризующих весь цикл жизнедеятельности малой группы и его этапы: образование, функционирование, развитие, стагнацию, регресс, распад.
Образование группы — превращение в процессе совместной деятельности реальной и первоначально диффузной человеческой общности в объединение взаимодействующих и взаимозависимых лиц, представляющее собой группу определенного уровня развития.
Конформность — податливость человека реальному или воображаемому давлению группы, проявляющаяся в изменении его поведения и установок в соответствии с первоначально не разделявшейся им позицией большинства. — тенденция человека изменять свое поведения под влиянием других людей.
Негативизм (нонконформизм) — стремление во что бы то ни стало перечить мнению большинства и поступать противоположным образом, не считаясь ни с чем.
Групповая сплоченность — процесс групповой динамики, характеризующий степень приверженности к группе ее членов (уровень взаимной симпатии в межличностных отношениях, степень привлекательности (полезности) группы для ее членов.
Лидерство — отношения доминирования и подчинения, влияние и следования в системе межличностных отношений в группе.
Стиль лидерства (руководства) — типичная для лидера (руководителя) система приемов воздействия на ведомых (подчиненных).
Процесс принятия группового решения — осуществляемый группой выбор из ряда альтернатив в условиях взаимного обмена информацией при решении общей для всех членов группы задачи.
Групповая дискуссия — способ организации совместной деятельности группы, имеющий целью интенсивное и продуктивное решение групповой задачи.
Эффективность деятельности группы — отношение достигнутого результата (по тому или иному критерию) к максимально достижимому или заранее запланированному результату.
- Социально-психологические аспекты развития группы
Коллектив — группа объединенных общими целями и задачами людей, достигшая в процессе социально ценной совместной деятельности высокого уровня развития.
- Психология межгрупповых отношений
Межгрупповые отношения — совокупность социально-психологических явлений, характеризующих субъективное отношение (восприятие) многообразных связей, возникающих между социальными группами, а также обусловленный ими способ взаимодействия групп.
Межгрупповая дискриминация — установление различий между собственной и другими группами.
Восприятие межгрупповое — процессы социальной перцепции, в которых как субъектом, так и объектом восприятия выступают социальные группы.
- Проблема личности в социальной психологии
Личность — определяемое включенностью в социальные связи системное качество индивида, формирующееся в совместной деятельности и общении.
- Социализация
Социализация — процесс и результат усвоения и активного воспроизводства индивидом социального опыта, осуществляемый в общении и деятельности.
Дотрудовая стадия социализации — стадия социализации, охватывающая весь период жизни человека до начала трудовой деятельности. Включает в себя периоды ранней социализации (от рождения ребенка до поступления в школу) и стадии обучения (период юности).
Трудовая стадия социализации — стадия социализации, охватывающая период зрелости человека.
Послетрудовая стадия социализации — стадия социализации, охватывающая период жизни после окончания трудовой деятельности.
Институты социализации — конкретные группы, в которых личность приобщается к системам норм и ценностей и которые выступают своеобразным транслятором социального опыта.
- Социальная установка
Социальная установка (аттитюд) — субъективные ориентации индивидов как членов группы (или общества) на те или иные ценности, приписывающие индивидам определенные социально принятые способы поведения.
Диспозиция личности — состояние готовности личности к определенному способу действий. — предрасположенность к определенному восприятию условий деятельности и к определенному поведению в этих условиях.
- Личность в группе
Перцептивная защита — разновидность психологической защиты, выступающая одним из проявлений взаимодействия субъекта с окружением и являющаяся способом оградить личность от травмирующих переживаний, защитить от восприятия угрожающего стимула.
Эффект «ожиданий» — реализация обыденных представлений, существующих у каждого человека, относительно связей между теми или иными качествами личности, относительно ее структуры, а иногда и мотивов поведения.
Когнитивная сложность — психологическая характеристика познавательной (когнитивной) сферы человека, отражающая степень категориальной дифференцированности сознания человека, которая способствует избирательной сортировке впечатлений о действительности, опосредующей его деятельность.
- Особенности прикладного исследования личности
Теоретическая социальная психология — отрасль социальной психологии, исследующая законы, закономерности, принципы взаимодействия людей в совместной групповой деятельности независимо от сферы жизнедеятельности.
Прикладная социальная психология — отрасль социальной психологии, ориентированная на исследование и оптимизацию социально-психологических условий повышения эффективности трудовой деятельности людей в конкретной сфере деятельности.
Эксперт — специалист, приглашаемый клиентом, чтобы совместно с ним проанализировать какую-либо ситуацию и дать оценку тех или иных нововведений, того или иного способа поведения в конкретной ситуации.
Консультант — специалист, приглашаемый не для одноразовой экспертизы, а для более или менее систематического «курирования» какой-либо деятельности клиента или решения им своих внутренних проблем.
Обучающий — как правило, человек, осуществляющий один из видов социально-психологического тренинга.
Социально-психологический тренинг — область социальной психологии, ориентированная на использование активных методов групповой психологической работы с целью развития компетентности в общении; совокупность методов организации внугригруппового взаимодействия в целях развития личности и совершенствования групповых отношений.
Социально-психологические и психологические критерии описания субъекта общения
Социально-психологические и психологические
|
Тип субъекта общения
|
|
критерии описания субъекта общения
|
Субъект затрудненного общения
|
Субъект незатрудненного общения
|
1
|
2
|
3
|
1. Направленность, установки, ценностные ориентации, отношения
|
Обесценивание себя, недоверие к себе, к людям, к миру, поверхностные, недифференцированные, непрочные, малоосознаваемые, противоречивые, разобщенные, направленные против людей отношения, монологическая, объектная, авторитарная, эгоцентрическая, манипулятивная направленность.
|
Признание ценности себя и другого, доверие к себе, к людям, к миру, глубокие, дифференцированные, прочные, осознаваемые, позитивные, развивающие, продуктивные направленные на людей отношения, диалогическая, личностная направленность
|
2. Мотивацион-но-потребностная сфера
|
Внешняя мотивация одобрения, достижения, эмоционального обладания, фрустрированность собственной потребностной сферы, отсутствие содействия в удовлетворении социальных потребностей другого
|
Внутренняя мотивация поддержания уникальности, ценности другого, удовлетворенность собственных социальных потребностей, содействие в реализации социальных потребностей другого
|
3. Эмоционально-волевые характеристики
|
Эмоциональная нестабильность, частая смена настроений, холодность, вспыльчивость, раздражительность, эгоцентрическая направленность эмоционального резонанса, свернутость сочувствия, невыразительность, отчужденность, апатия, преобладание негативно окрашенных эмоций, несбалансированность саморегуляции, низкий самоконтроль
|
Эмоциональная стабильность, включенность, эмоциональная близость, личностная направленность эмоционального резонанса, выразительность, преобладание позитивно окрашенных эмоций, сбалансированность саморегуляции, высокий самоконтроль
|
4. Социальные способности
|
Низкий уровень развития способностей к пониманию другого человека, эмпатии, идентификации, психологической проницательности, сензитивности и чувствительности, наблюдательности, использованию и пониманию глубоких семантических значений языковых структур, оценке эмоциональной значимости и прогнозированию событий
|
Высокоразвитые способности к пониманию другого человека, эмпатии, идентификации, психологической проницательности, сензитивности и чувствительности, наблюдательности, использованию глубоких семантических значений языковых структур, оценке эмоциональной значимости и прогнозированию событий
|
5. Социально-психологические свойства личности
|
Робость, замкнутость, неуверенность, необщительность, слабость «Я», безынициативность, беззастенчивость, невоспитанность, эгоцент-ричность, предубежденность, стереотипность, ригидность, манипулятивность, подозрительность, завистливость, тщеславие, себялюбие, ревность, гипертребовательность, нетерпимость
|
Смелость, уверенность, общительность, сила <Я», инициативность, воспитанность, децентэация, открытость, заботливость, теплота, терпимость, гибкость, раскрепощенность, доверчивость
|
6. Способы, умения, навыки общения и стратегии взаимодействия
|
Отсутствие умения аргументировать свои замечания, поддерживать контакт и выходить из него, выбирать адекватную форму сообщений, давать обратную связь, стремление больше говорить, чем слушать, перебивать разговор, делать длительные паузы в речи, застывшая поза, несоответствие экспрессивного репертуара речевому поведению, нарушение социальной и персональной дистанции, симуляция, угрозы, шантаж, запугивание, ложь, покорение, сокрытие, защитно-избегающая, агрессивно-обесценивающая, определяюще-контролирующая, формально-вежливая дистантная стратегии
|
Умение аргументировать свои замечания, поддерживать контакт и выходить из него, выбирать адекватную форму сообщений, давать обратную связь, соответствие экспрессивного репертуара речевому поведению, соблюдение социальной и персональной дистанций, уговоры, разъяснения, диалог, сотрудничающая, помогающая, альтруистическая, поддерживающая стратегии
|
7. Роль, статус
|
Нарушение ролевых ожиданий, отвергаемый, находится на периферии группы
|
Следование ролевым ожиданиям, выбираемый, находится ближе к «центру» группы
|
8.Социокультур-ные нормы
|
Дефицит, незрелость нравственных эталонов, игнорирование, нарушение моральных и нравственно-этических норм
|
Следование моральным и нравственно-этическим нормам
|
9. Преобразова-ельная актив-ость: а) направленность б) интенсивность в) качество г) субъективные последствия л) объективные последствия
|
Против себя и других Различная Обезличивание, дезадап-ация, деградация, разрушение, уничтожение Фрустрация социальных потребностей, разрыв эмоционально значимых связей, создание внут-риличностного когнитивно-эмоционального напряжения, искажение понимания себя и другого, отказ от рефлексии по поводу своей представленное™ в других, смещение отношений, установок, ценностных ориентации в направлении обесценивания себя и другого, демонстрация неадекватных эмоциональных реакций, низкого уровня эмпатии Трения, сбои, конфликты, сопровождающиеся недостижением цели, неполучением желаемого результата, нарушение | развития личности
|
На себя и на других Различная Персонификация, адаптация, развитие, созидание, сотворение Удовлетворение социальных потребностей, установление эмоционально значимых связей, уменьшение внутриличностного когнитивно-эмоционального напряжения, достижение взаимопонимания, рефлексия по поводу своей представленное™ в других, смещение отношений, установок, ценностных ориентации в направлении личностного, ценностного, субъектного отношения к себе и к другому, демонстрация эмоциональной сензитивности, высокого уровня эмпатии. Согласие, кооперация, coтрудничество, сопровождающиеся достижением целей и получением желаемого результата обоими партнерами, развитие личности
|
Словарь по социальной психологии — Стр 2