Словарь по социальной психологии

СЛОВАРЬ

по социальной психологии

( учебник Андреевой Г.М.)

  • Место социальной психологии в системе научного знания

Социальная психология — наука, изучающая закономерности поведения и деятельности лю­дей, обусловленные фактом их включения в социальные группы, а также психологические характеристики самих этих групп.

Предмет социальной психологии — факты, закономерности и механизмы поведения, общения и деятельности отдельных личностей и групп, связанные с их включенностью в социальную общность.

Коллективная рефлексология (В.М. Бехтерев) — наука, изучающая поведение коллективов, поведение личности в коллективе, условия возникновения социальных объединений, осо­бенности их деятельности, взаимоотношения их членов.

  • История формирования социально-психологических идей

Психология масс — социально-психологическая теория о взаимоотношениях личности и об­щества с «индивидуалистических» позиций. В основе — идея подражания (Г. Тард).

Создате­ли теории — С. Сигеле, Г. Лебон (XIX в.).

Теория инстинктов социального поведения (В. Макдугалл) — теория, объясняющая социаль­ное поведение врожденными инстинктами.

  • Методологические проблемы социально-психологического исследования

Методология — система принципов и способов организации и построения теоретической и практической деятельности, а также учение об этой системе.

Общая методология — некоторый общий философский подход, общий способ познания, при­нимаемый исследователем.

Частная (специальная) методология — совокупность методологических принципов, приме­няемых в данной области знания.

Репрезентативность — необходимость учитывать и создавать однородность выборки по раз­личным признакам.

Обоснованность (валидность) инструмента — его способность измерять именно те характери­стики объекта, которые и нужно измерить

Устойчивость информации — ее качество быть однозначной, т.е. при получении ее в разных ситуациях она должна быть идентичной.

9 стр., 4066 слов

Глава I. Теоретические основы управленческой деятельности руководителя современной социально-педагогической системы

25 Введение В «Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года» и в «Федеральной программе развития образования на 2006–2010 годы» подчеркивается особая роль системы образования, выступающей источником обеспечения экономического и духовного роста страны. Изменение системы образования невозможно без модернизации существующей отраслевой модели управления и повышения ...

Точность информации — степень приближения результатов измерения к истинному значению измеряемой величины.

Наблюдение — метод психологического исследования, состоящий в преднамеренном, систе­матическом и целенаправленном восприятии психических явлений с целью изучения их спе­цифических изменений в определенных условиях.

Изучение документов — совокупность методических приемов, применяемых для извлечения документальных источников социально-психологической информации, необходимой для решения исследовательских задач. Выделяют два основных метода анализа документов: не­формализованный (традиционный) и формализованный (контент-анализ).

Опрос — метод сбора информации, предусматривающий, во-первых, устное или письменное обращение исследователя к определенной совокупности людей с вопросами, содержание ко­торых представляет изучаемую проблему; во-вторых, регистрацию и статистическую обра­ботку полученных ответов, а также их теоретическую интерпретацию.

Тест — стандартизированная измерительная методика, направленная на выявление скрытого свойства интересующего объекта путем одного или нескольких кратких испытаний (зада­ний), обладающих максимальной информативностью.

Эксперимент — основной метод психологии, опирающийся на точный учет изменяемых неза­висимых переменных, влияющих на зависимую переменную.

  • Общественные отношения и межличностные отношения

Общение — сложный многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми и группами, порождаемый потребностями совместной деятельности и включающий в себя процесс обмена информацией, выработку единой стратегии взаимодействия, воспри­ятие и понимание другого человека.

Межличностные отношения — субъективно переживаемые взаимосвязи между людьми, объ­ективно проявляющиеся в характере и способах взаимных влияний, оказываемых людьми друг на друга в процессе совместной деятельности и общения.

5 стр., 2090 слов

Процесс экспериментального общения, его особенности и специфика

... выявить психологическое содержание процесса взаимопонимания, достигаемого в ходе общения. Связь общения с определенным характером отношений между людьми ... намерений, представлений, мыслей или чувств, вы не только получаете информацию сами, но и помогаете ... пространства и времени коммуникации, наконец, система «контакта глазами». Важной характеристикой коммуникативного процесса является намерение его ...

Межгрупповые отношения — совокупность социально-психологических явлений, характери­зующих субъективное отношение (восприятие) многообразных связей, возникающих между социальными группами, а также обусловленный ими способ взаимодействия групп.

Общественные отношения — совокупность всех видов отношений данного общества или дан­ной формации общества.

Социальная роль — фиксация определенного положения, которое занимает тот или иной ин­дивид в системе общественных отношений.

Конъюнктивные чувства — сближающие и объединяющие людей чувства. Дизъюнктивные чувства — разъединяющие людей чувства.

Социометрия — приема стандартизированных испытаний для измерения межличностных от­ношений в малой группе. Осуществляется путем постановки косвенных вопросов, отвечая на которые испытуемый производит последовательный выбор членов группы, предпочитаемых другим в некоторых ситуациях.

  • Общение как обмен информацией

(коммуникативная сторона общения)

Коммуникация — обмен информацией между общающимися индивидами.

Информация — сообщения, сведения, передаваемые людьми друг другу в устной, письменной или другой материальной форме.

Коммуникатор — человек, передающий информацию. Реципиент — человек, принимающий информацию.

Аксиальный коммуникативный процесс — процесс, при котором сигналы направлены еди­ничным приемниками информации, т.е. отдельным людям.

Ретиальный коммуникативный процесс — процесс, при котором сигналы направлены множе­ству вероятных адресатов.

4 стр., 1702 слов

Общение как коммуникация Система отношения

Реферат на тему: “Общение как коммуникация” План Общение как коммуникация Общение и деятельность Функции общения Вербальная коммуникация Общение как коммуникация Вся система отношения человека к другим людям реализуется в общении. Понятие «общения» является одним из центральных ...

Фасцинация — эффект, вызываемый специально организованным вербальным воздействием, предназначенным для уменьшения потерь семантически значимой информации.

Вербальная коммуникация — коммуникация, в которой в качестве знаковой системы исполь­зуется речь.

Невербальная коммуникация — коммуникация в которой используются различные неречевые знаковые системы.

Оптико-кинестетическая система знаков — более или менее отчетливо воспринимаемое свой­ство общей моторики различных частей тела (жесты, мимика, пантомимика).

Паралингвистическая система знаков — система вокализации (диапазон голоса, тональность и т.д.).

Экстралингвистическая система знаков — включение в речь пауз, плач, смех, кашель, темп речи.

Проксемика — специальная область науки, занимающаяся нормами пространственной и вре­менной организации общения.

  • Общение как взаимодействие (интерактивная сторона общения)

Интерактивная сторона общения — условный термин, обозначающий характеристику тех компонентов общения, которые связаны с взаимодействием людей, с непосредственной ор­ганизацией их совместной деятельности.

Взаимодействие межличностное — организация совместных действий, позволяющих партне­рам реализовать некоторую общую для них деятельность.

Кооперация — одна из основных форм организации межличностного взаимодействия, харак­теризующаяся объединением усилий участников для достижения совместной цели при одно­временном разделении между ними функций, ролей и обязанностей.

Конкуренция — одна из основных форм организации социального и межличностного взаимо­действия, характеризующаяся достижением индивидуальных или групповых целей, интере­сов в условиях противоборства с добивающимися этих целей и интересов другими индиви­дами или группами.

Конфликт — столкновение разнонаправленных целей, интересов, позиций, мнений или взгля­дов субъектов взаимодействия, фиксируемых ими в жесткой форме.

5 стр., 2464 слов

Группы социального риска в современном российском обществе

... поведения). Однако мы ведем речь о социально неодобряемых формах. Т.о., вышеперечисленные общности людей, как элементы общества, составляют в целом - социальную группу риска, т.е. группу, ... разложением системы ценностей, обусловленным кризисом всего общества, его социальных институтов, противоречием между провозглашенными целями и невозможностью их реализации для большинства. В такие периоды люди ...

— процесс развития и разрешения противоречивости целей, отношений и действий людей, де­терминируемый объективными и субъективными причинами и протекающий в двух диалек­тически взаимосвязанных формах — противоречивых психологических состояний; открытых противоречивых действий сторон на индивидуальном и групповом уровнях.

Конфликт продуктивный — конфликт, позитивно влияющий на структуру, динамику и ре­зультативность социально-психологических процессов и служащий источником самоусо­вершенствования и саморазвития личности.

  • Общение как восприятия людьми друг друга

(перцептивная сторона общения)

Социальная перцепция — восприятие, понимание и оценка социальных объектов (других лю­дей, самих себя, групп, социальных общностей и т.п.).

Идентификация — способ познания другого человека через попытку поставить себя на его место.

Эмпатия- постижение эмоционального состояния, проникновение, вчувствование в пережи­вания другого человека.

Аттракция — форма познания другого человека, основанная на устойчивом позитивном от­ношений к нему.

Дружба — вид устойчивых индивидуально-избирательных межличностных отношений, ха­рактеризующихся взаимной привязанностью участников.

Симпатия — устойчивее одобрительное эмоциональное отношение к другим людям.

Любовь — высокая степень эмоционально положительных отношений, выделение объекта любви и помещение его в центр жизненных потребностей и интересов субъекта.

Рефлексия — процесс самопознания субъектом внутренних актов и состояний.

— осознание действующим индивидом того, как он воспринимается партнером по общению.

Каузальная атрибуция — интерпретация субъектом межличностного восприятия причин и мо­тивов поведения других людей.

Личностная атрибуция — приписывание причин случившегося другому человеку.

Обстоятельственная атрибуция — приписывание причин случившегося обстоятельствам.

4 стр., 1915 слов

Трудные люди: 4 варианта поведения

Ничего не делать Вам придется терпеть трудных людей, и тогда «вред» от них не уменьшится. Обиды и огорчения будут накапливаться, и очень скоро ваше состояние оставит желать лучшего. «Проголосовать ногами» Бывает, что лучше взять и уйти! Не из всяких ситуаций есть выход прямо сейчас, поэтому за разрешение некоторых из них, браться просто бесполезно. ! «голосовать ногами» стоит тогда, когда уже нет ...

Объектная атрибуция — приписывание причин случившегося тому объекту, на который на­правлено действие.

Эффект ореола (галоэффект) — распространение в условиях дефицита информации о челове­ке общего оценочного впечатления о нем на восприятие его поступков и личностных ка­честв.

Эффект новизны — феномен социальной психологии, проявляющийся в том, что при воспри­ятии человека человеком по отношению к знакомой персоне наиболее значимой и напоми­нающейся оказывается последняя, новая информация о ней, тогда как к незнакомой персоне наиболее значима впервые появившаяся информация, создающая первое впечатление о чело­веке.

Социальный стереотип — стандартизированный, устойчивый, эмоционально насыщенный, ценностно-определенный образ, представление о социальном объекте. В основе социального стереотипа находится реальный психологический феномен генерализации, обобщения, схе­матизации данных своего и чужого опыта.

  • Проблема группы в социальной психологии

Группа — ограниченная в размерах общность людей, выделяемая из социального целого на основе определенных признаков (характера, выполняемой деятельности, социальной при­надлежности, структуры, композиции, уровня развития и т.д.).

Статус социальный — объективное место индивида или группы в социальной системе в соот­ветствии с их характеристиками.

Позиция социальная — место, положение индивида или группы в системе отношение в обще­стве, определяемое по роду специфических признаков и регламентирующее стиль поведения (= статус).

Роль социальная — социальная функция личности; соответствующий принятым нормам спо­соб поведения людей в зависимости от их статуса или позиции в обществе, в системе меж­личностных отношений.

Групповые ожидания (экспектации) — система ожиданий, требований относительно норм ис­полнения индивидом социальных ролей. Представляют собой разновидность социальных санкций, упорядочивающих систему отношений и взаимодействий в группе.

Групповые санкции — механизмы, посредством которых группа «возвращает» своего члена на путь соблюдения норм.

Группа большая — количественно не ограниченная условная общность людей, выделяемая на основе определенных социальных признаков (пола, возраста, национальности и т.п.).

— реальная значительная по размерам и сложно организованная общность людей, вовлечен­ных в ту или иную общественную деятельность.

Коллективные представления — компоненты системы знаний, мнений, норм поведения, сло­жившиеся в социальном опыте (Э. Дюркгейм)

Социальные представления — обыденное представления какой-либо группы о тех или иных социальных явлениях (способ интерпретации и осмысления повседневной реальности).

Менталитет — интегральная характеристика некоторой культуры, в которой отражено свое­образие видения и понимания мира ее представителями, типичных «ответов» на картину ми­ра.

Социальные классы — большие группы людей, различающиеся по их месту в исторически определенной системе общественного производства, по их отношению к средствам произ­водства, по их роли в общественной организации труда. Наряду с классами существуют большие «классоподобные» социальные группы (интеллигенция, служащие и др.).

Этнопсихология — междисциплинарная отрасль знания, изучающая этнические особенности психики людей, национальный характер, закономерности формирования и функции нацио­нального самосознания, этнических стереотипов и т.д.

Этнические стереотипы — относительно устойчивые представления о моральных, умствен­ных, физических качествах, присущих представителям различных этнических общностей.

Этноцентризм — склонность воспринимать все жизненные явления с позиции «своей» этниче­ской группы, рассмотренной как эталон.

  • Стихийные группы и массовые движения

Стихийные группы — кратковременные объединения большого числа лиц, часто с весьма различными интересами, но тем не менее собравшихся вместе по какому-либо определенно­му поводу и демонстрирующих какие-то совместные действия.

Толпа — скопление людей, лишенных ясно осознаваемой общности целей и организации, но связанных между собой сходством эмоционального состояния и общим центром внимания.

Масса — разнородное скопление людей, обладающих определенной общностью целей, такти­ки поведения, но существование которой может быть неустойчивым в силу столкновения различных интересов.

Публика — кратковременное собрание людей для совместного времяпрепровождения в связи с каким-то зрелищем (стадион, большой зрительный зал).

В более замкнутых помещениях — < аудитория.

Общественное мнение — выраженное в форме определенных суждений, идей и представле­ний отношение социальных групп к явлениям или проблемам социальной жизни, затраги­вающим общие интересы.

Заражение — бессознательная невольная подверженность индивида определенным психиче­ским состояниям.

— способ влияния, основывающийся на общем переживании большой массы людей одних и тех же эмоций.

Паника — один из видов поведения толпы, характеризующийся состоянием массового страха перед реальной или воображаемой опасностью, перерастающего в процессе взаимного зара­жения и блокирующего способность рациональной оценки обстановки, мобилизацию воле­вых ресурсов и организацию совместного противодействия.

Внушение — целенаправленное, неаргументированное воздействие одного человека на пси­хическую сферу другого или группу.

Подражание — воспроизведение индивидом черт и образцов демонстрируемого поведения.

Социальное движение — достаточно организованное единство людей, ставящих перед собой определенную цель, как правило, связанную с каким-либо изменением социальной действи­тельности.

  • Общие проблемы малой группы в социальной психологии

Малая группа — немногочисленная по составу группа, члены которой объединены общей со­циальной деятельностью и находятся в непосредственном личном общении, что является ос­новой для возникновения эмоциональных отношений, групповых норм и групповых процес­сов.

Группа формальная — реальная или условная социальная общность, имеющая фиксирован­ный статус, члены которой объединены социально заданной деятельностью, имеют заданные роли, предписанные групповыми нормами.

Группа неформальная — реальная социальная общность, не имеющая фиксированного стату­са, добровольно объединенная на основе интересов, дружбы и симпатий либо на основе прагматической пользы.

Группа референтная — реальная или условная социальная общность, с которой индивид соот­носит себя как с эталоном и на нормы, мнения, ценности и оценки которой он ориентируется в своем поведении и самооценке.

Группа членства — группа, членом которой индивид является.

Фасилитация социальная — повышение скорости или продуктивности деятельности индивида вследствие акутализации в его сознании образа другого человека (или группы людей), вы­ступающего в качестве соперника или наблюдателя за действиями данного индивида.

Ингибиция социальная — ухудшение результатов деятельности индивида при реальном или воображаемом присутствии других людей, не вмешивающихся в его действия.

  • Динамические процессы в малой группе

Групповая динамика — совокупность внутригрупповых социально-психологических процес­сов и явлений, характеризующих весь цикл жизнедеятельности малой группы и его этапы: образование, функционирование, развитие, стагнацию, регресс, распад.

Образование группы — превращение в процессе совместной деятельности реальной и перво­начально диффузной человеческой общности в объединение взаимодействующих и взаимо­зависимых лиц, представляющее собой группу определенного уровня развития.

Конформность — податливость человека реальному или воображаемому давлению группы, проявляющаяся в изменении его поведения и установок в соответствии с первоначально не разделявшейся им позицией большинства. — тенденция человека изменять свое поведения под влиянием других людей.

Негативизм (нонконформизм) — стремление во что бы то ни стало перечить мнению боль­шинства и поступать противоположным образом, не считаясь ни с чем.

Групповая сплоченность — процесс групповой динамики, характеризующий степень привер­женности к группе ее членов (уровень взаимной симпатии в межличностных отношениях, степень привлекательности (полезности) группы для ее членов.

Лидерство — отношения доминирования и подчинения, влияние и следования в системе меж­личностных отношений в группе.

Стиль лидерства (руководства) — типичная для лидера (руководителя) система приемов воз­действия на ведомых (подчиненных).

Процесс принятия группового решения — осуществляемый группой выбор из ряда альтерна­тив в условиях взаимного обмена информацией при решении общей для всех членов группы задачи.

Групповая дискуссия — способ организации совместной деятельности группы, имеющий це­лью интенсивное и продуктивное решение групповой задачи.

Эффективность деятельности группы — отношение достигнутого результата (по тому или иному критерию) к максимально достижимому или заранее запланированному результату.

  • Социально-психологические аспекты развития группы

Коллектив — группа объединенных общими целями и задачами людей, достигшая в процессе социально ценной совместной деятельности высокого уровня развития.

  • Психология межгрупповых отношений

Межгрупповые отношения — совокупность социально-психологических явлений, характери­зующих субъективное отношение (восприятие) многообразных связей, возникающих между социальными группами, а также обусловленный ими способ взаимодействия групп.

Межгрупповая дискриминация — установление различий между собственной и другими группами.

Восприятие межгрупповое — процессы социальной перцепции, в которых как субъектом, так и объектом восприятия выступают социальные группы.

  • Проблема личности в социальной психологии

Личность — определяемое включенностью в социальные связи системное качество индивида, формирующееся в совместной деятельности и общении.

  • Социализация

Социализация — процесс и результат усвоения и активного воспроизводства индивидом со­циального опыта, осуществляемый в общении и деятельности.

Дотрудовая стадия социализации — стадия социализации, охватывающая весь период жизни человека до начала трудовой деятельности. Включает в себя периоды ранней социализации (от рождения ребенка до поступления в школу) и стадии обучения (период юности).

Трудовая стадия социализации — стадия социализации, охватывающая период зрелости чело­века.

Послетрудовая стадия социализации — стадия социализации, охватывающая период жизни после окончания трудовой деятельности.

Институты социализации — конкретные группы, в которых личность приобщается к системам норм и ценностей и которые выступают своеобразным транслятором социального опыта.

  • Социальная установка

Социальная установка (аттитюд) — субъективные ориентации индивидов как членов группы (или общества) на те или иные ценности, приписывающие индивидам определенные соци­ально принятые способы поведения.

Диспозиция личности — состояние готовности личности к определенному способу действий. — предрасположенность к определенному восприятию условий деятельности и к определен­ному поведению в этих условиях.

  • Личность в группе

Перцептивная защита — разновидность психологической защиты, выступающая одним из проявлений взаимодействия субъекта с окружением и являющаяся способом оградить лич­ность от травмирующих переживаний, защитить от восприятия угрожающего стимула.

Эффект «ожиданий» — реализация обыденных представлений, существующих у каждого че­ловека, относительно связей между теми или иными качествами личности, относительно ее структуры, а иногда и мотивов поведения.

Когнитивная сложность — психологическая характеристика познавательной (когнитивной) сферы человека, отражающая степень категориальной дифференцированности сознания че­ловека, которая способствует избирательной сортировке впечатлений о действительности, опосредующей его деятельность.

  • Особенности прикладного исследования личности

Теоретическая социальная психология — отрасль социальной психологии, исследующая за­коны, закономерности, принципы взаимодействия людей в совместной групповой деятельно­сти независимо от сферы жизнедеятельности.

Прикладная социальная психология — отрасль социальной психологии, ориентированная на исследование и оптимизацию социально-психологических условий повышения эффективно­сти трудовой деятельности людей в конкретной сфере деятельности.

Эксперт — специалист, приглашаемый клиентом, чтобы совместно с ним проанализировать какую-либо ситуацию и дать оценку тех или иных нововведений, того или иного способа по­ведения в конкретной ситуации.

Консультант — специалист, приглашаемый не для одноразовой экспертизы, а для более или менее систематического «курирования» какой-либо деятельности клиента или решения им своих внутренних проблем.

Обучающий — как правило, человек, осуществляющий один из видов социально-психологического тренинга.

Социально-психологический тренинг — область социальной психологии, ориентированная на использование активных методов групповой психологической работы с целью развития ком­петентности в общении; совокупность методов организации внугригруппового взаимодейст­вия в целях развития личности и совершенствования групповых отношений.

Социально-психологические и психологические критерии описания субъекта общения

Социально-пси­хологические и психологические

Тип субъекта общения

критерии описа­ния субъекта общения

Субъект затрудненного общения

Субъект незатруднен­ного общения

1

2

3

1. Направлен­ность, установ­ки, ценностные ориентации, от­ношения

Обесценивание себя, недоверие к себе, к лю­дям, к миру, поверх­ностные, недифферен­цированные, непроч­ные, малоосознавае­мые, противоречивые, разобщенные, направ­ленные против людей отношения, монологи­ческая, объектная, авто­ритарная, эгоцентриче­ская, манипулятивная направленность.

Признание ценности се­бя и другого, доверие к себе, к людям, к миру, глубокие, дифференци­рованные, прочные, осознаваемые, позитив­ные, развивающие, про­дуктивные направлен­ные на людей отноше­ния, диалогическая, личностная направ­ленность

2. Мотивацион-но-потребностная сфера

Внешняя мотивация одобрения, достиже­ния, эмоционального обладания, фрустрированность собственной потребностной сферы, отсутствие содействия в удовлетворении соци­альных потребностей другого

Внутренняя мотивация поддержания уникаль­ности, ценности друго­го, удовлетворенность собственных социальных потребностей, содейст­вие в реализации социальных потребно­стей другого

3. Эмоциональ­но-волевые ха­рактеристики

Эмоциональная неста­бильность, частая смена настроений, холод­ность, вспыльчивость, раздражительность, эго­центрическая направ­ленность эмоциональ­ного резонанса, свер­нутость сочувствия, не­выразительность, от­чужденность, апатия, преобладание негативно окрашенных эмоций, несбалансированность саморегуляции, низкий самоконтроль

Эмоциональная ста­бильность, включен­ность, эмоциональная близость, личностная направленность эмо­ционального резонанса, выразительность, преоб­ладание позитивно ок­рашенных эмоций, сба­лансированность само­регуляции, высокий са­моконтроль

4. Социальные способности

Низкий уровень разви­тия способностей к по­ниманию другого чело­века, эмпатии, иден­тификации, психологи­ческой проницатель­ности, сензитивности и чувствительности, наб­людательности, исполь­зованию и пониманию глубоких семантических значений языковых структур, оценке эмо­циональной значимости и прогнозированию событий

Высокоразвитые способ­ности к пониманию дру­гого человека, эмпатии, идентификации, психо­логической проница­тельности, сензитивно­сти и чувствительности, наблюдательности, ис­пользованию глубоких семантических значений языковых структур, оценке эмоциональной значимости и прогно­зированию событий

5. Социально-психологические свойства лич­ности

Робость, замкнутость, неуверенность, необщи­тельность, слабость «Я», безынициативность, беззастенчивость, не­воспитанность, эгоцент-ричность, предубежден­ность, стереотипность, ригидность, манипулятивность, подозритель­ность, завистливость, тщеславие, себялюбие, ревность, гипертребова­тельность, нетерпимость

Смелость, уверенность, общительность, сила <Я», инициативность, воспитанность, децентэация, открытость, за­ботливость, теплота, терпимость, гибкость, раскрепощенность, до­верчивость

6. Способы, уме­ния, навыки об­щения и стра­тегии взаимо­действия

Отсутствие умения аргу­ментировать свои замеча­ния, поддерживать кон­такт и выходить из него, выбирать адекватную форму сообщений, давать обратную связь, стрем­ление больше говорить, чем слушать, перебивать разговор, делать длительные паузы в речи, застывшая поза, несоот­ветствие экспрессивного репертуара речевому поведению, нарушение социальной и персо­нальной дистанции, си­муляция, угрозы, шан­таж, запугивание, ложь, покорение, сокрытие, защитно-избегающая, аг­рессивно-обесцениваю­щая, определяюще-контролирующая, формаль­но-вежливая дистантная стратегии

Умение аргументировать свои замечания, поддер­живать контакт и выхо­дить из него, выбирать адекватную форму сооб­щений, давать обратную связь, соответствие экс­прессивного репертуара речевому поведению, соблюдение социальной и персональной дистан­ций, уговоры, разъяс­нения, диалог, сотруд­ничающая, помогаю­щая, альтруистическая, поддерживающая стра­тегии

7. Роль, статус

Нарушение ролевых ожиданий, отвергае­мый, находится на периферии группы

Следование ролевым ожиданиям, выбирае­мый, находится ближе к «центру» группы

8.Социокультур-ные нормы

Дефицит, незрелость нравственных эталонов, игнорирование, нару­шение моральных и нравственно-этических норм

Следование моральным и нравственно-этическим нормам

9. Преобразова-ельная актив-ость:

а) направлен­ность б) интенсив­ность в) качество

г) субъективные последствия

л) объективные последствия

Против себя и других Различная

Обезличивание, дезадап-ация, деградация, раз­рушение, уничтожение Фрустрация социальных потребностей, разрыв эмоционально значимых связей, создание внут-риличностного когни­тивно-эмоционального напряжения, искажение понимания себя и дру­гого, отказ от рефлексии по поводу своей пред­ставленное™ в других, смещение отношений, установок, ценностных ориентации в направ­лении обесценивания себя и другого, демон­страция неадекватных эмоциональных реакций, низкого уровня эмпатии

Трения, сбои, конфликты, сопровождающиеся недостижением цели, неполучением желаемого результата, нарушение | развития личности

На себя и на других

Различная

Персонификация, адаптация, развитие, сози­дание, сотворение Удовлетворение соци­альных потребностей, установление эмоцио­нально значимых связей, уменьшение внутриличностного когнитивно-эмоционального напря­жения, достижение взаи­мопонимания, рефлексия по поводу своей представ­ленное™ в других, сме­щение отношений, уста­новок, ценностных ориентации в направле­нии личностного, цен­ностного, субъектного отношения к себе и к другому, демонстрация эмоциональной сензитивности, высокого уровня эмпатии. Согласие, кооперация, coтрудничество, сопро­вождающиеся достиже­нием целей и получением желаемого результата обоими партнерами, развитие личности

Словарь по социальной психологии — Стр 2