На экзамен ученик должен явиться в удобной черной одежде: трикотажный верх (футболка/толстовка/топ/водолазка), черный трикотажный низ (брюки/лосины), мягкая обувь.
Выходить из аудитории без разрешения педагога до окончания творческого экзамена не разрешается.
На экзамене использование всех источников связи запрещено.
При проведении творческих экзаменов присутствие в аудитории посторонних лиц не допускается.
Выдача на дом аудиторных экзаменационных заданий не разрешается.
На творческих экзаменах обеспечивается спокойная и доброжелательная обстановка, ученикам предоставляется возможность наиболее полно проявить уровень своих знаний и умений.
Шкала оценивания: оценка по 10-балльной системе.
С помощью специальных заданий, упражнений и этюдов комиссия оценивает уровень проявления у ученика следующих данных:
* фантазия и творческое воображение;
* эмоциональная возбудимость на событие;
* сценический темперамент;
* чувство веры в предлагаемые обстоятельства;
* чувство правды, то есть способность действовать на сцене органично и чувствовать искренне;
* ощущение характера персонажа;
* способность к импровизации;
* сценическое обаяние;
* заразительность сценического действия;
* голосовые данные, музыкальный слух и ритмичность;
* чёткость дикции;
* пластичная телесная выразительность.
Объявление результатов экзамена
Оценка по экзамену доводится до сведения ученика путём размещения на сайте http://i-actor.ru , в группе Вконтакте и объявления педагогом.
По результатам экзамена в конце учебного года выдается аттестат с баллами по каждой дисциплине.
Краткий словарь театральных терминов:
А
Авансцена – пространство сцены между занавесом и зрительным залом.
Акт (Действие) – отдельная часть сценического произведения.
Актёр – физически действующий человек, в рамках роли в театральном представлении.
Амфитеатр – места для зрителей за партером, расположенные возвышающимся полукругом.
Антракт – перерыв между действиями спектакля.
Аншлаг – объявление, что все места на представление проданы.
Аплодисменты – одобрительные хлопки зрителей, форма выражения приветствия или благодарности артистам и создателям спектакля.
5 стр., 2165 слов
Индивидуальное творческое задание
... сложно, учитывая все многообразие потребностей человека (социальных, культурных, познавательных, творческих, эстетических, потребностей интеллектуального роста, нравственного развития, биологических и т.д.), ... устройства); во-вторых, обмен информацией обязательно предполагает взаимодействие мыслей, чувств и поведения партнеров. Регуляционно-коммуникативная (интерактивная) функция общения заключается ...
Арьерсцена– задняя часть сцены, которая является продолжением основной сцены. Служит резервным помещением.
Атмосфера – окружающие условия, обстановка. В искусстве театра это еще и состояние актеров и исполнителей, которые взаимодействуя друг с другом, создают ансамбль. Атмосфера — это среда, в которой развиваются события. Атмосфера — связующее звено между актером и зрителем. Она является источником вдохновения в творчестве актера и режиссера.
Афиша– объявление о представлении.
Б
Бутафория – предметы, специально подготовленные и употребляемые вместо настоящих в театральных постановках (посуда, оружие, украшение).
В
Ведущий/ведомый – главный и второстепенный человек.
Г
Генеральная репетиция – последняя, полная репетиция перед концертом или премьерой спектаклем.
Грим – подкрашивание лица, искусство придания лицу (посредством специальных красок, наклеивания усов, бороды и т.д.) внешности, необходимой актёру для данной роли.
Гример – человек, профессионально изменяющий образ актёра (театра, кино, цирка и пр.) для соответствующей роли.
Д
Декорация – устанавливаемое на сцене живописное или архитектурное изображение места и обстановки театрального действия.
Диалог – разговор между двумя или несколькими актёрами.
Драма – действие с серьёзным сюжетом, но без трагического исхода.
Драматург– писатель, пишущий драматические произведения.
З
Завязка – событие, определяющее начало (завязывание) конфликта между действующими лицами. Как правило, завязка возникает между двумя и более персонажами.
И
Интрига – основная ситуация драмы, вокруг которой развивается действие.
Ирония (гр. — притворство) – скрытая насмешка, своеобразная оценка поступков героев и действующих лиц. Ирония — способ мышления автора и способ общения актера на сцене. Насмешка, прикрытая серьезной формой выражения или внешне положительной оценкой.
Импульс – побудительный момент, толчок, вызывающий какое-нибудь действие.
К
Комедия – драматическое произведение с веселым смешным сюжетом.
Конфликт – резкое столкновение сторон, мнений, интересов. Спор, серьезное разногласие, результатом которого являются неожиданные действия противоборствующих сторон.
Костюмер– специалист, отвечающий за хранение и подготовку костюмов в театре, на киностудии и т.п.
Кулисы– вертикальные полосы ткани, обрамляющие сцену по бокам.
Кульминация – составная часть композиции постановки, обозначающая наивысшее напряжение драматического конфликта, накал страстей, в котором сходятся все сюжетные линии конфликта, в котором борьба либо обостряется, либо находит какой — либо компромисс. Как правило, непосредственно за кульминацией следует и развязка произведения.
Л
Лейтмотив – основная мысль, неоднократно повторяемая и подчеркиваемая развитием сюжета.
М
Мелодрама– драматическое произведение с острой интригой, с резким противопоставлением добра и зла.
13 стр., 6233 слов
Ознакомление детей дошкольного возраста с творчеством художников-иллюстраторов, ...
... и проанализировать содержание знаний и умений дошкольников при ознакомлении с произведениями художников-иллюстраторов. Изучить особенности знаний и умений дошкольников в ходе ознакомления ... методы ознакомления детей с творчеством художников-иллюстраторов. Объект исследования: процесс ознакомления детей с дошкольного возраста с произведениями художников-иллюстраторов. Предмет исследования: формы ...
Мизансцена – сценическое размещение, положение актёров на сцене в определённый момент действия.
Мимика – мысли и чувства, передаваемые не словами, а выражением лица.
Монолог – речь одного действующего лица, выключенная из разговорного общения персонажей и не предполагающая непосредственного отклика, в отличие от диалога.
Монтировщик – человек, который устанавливает декорации
Мышиная возня/Броуновское движение – хаотичное беспорядочное движение. Группа занимает все пространство, максимально часто проходит через центр, нельзя ходить по кругу, соблюдается нулевой цикл (полная отстраненность, отрешенность).
Ученик ни с кем не сталкивается, все видит, слышит, понимает, где находится партнер. Нужно правильно оценивать себя в пространстве, но при этом не обращать внимания на партнера, существовать в состоянии публичного одиночества.
Мяч внимания – внимание на сцене, фокус на человеке, действии, фразе.
Н
Нулевой цикл – состояние, в котором актер должен выразить абсолютную беспристрастность, спокойное положение, ноги на ширине плеч, руки должны быть опущены вниз, лицо не должно выражать никаких эмоций, смотреть нужно в точку напротив себя. Задача: не выбиться из такого состояния, оставаться в этом же положении, не испытывать никаких желаний и эмоций.
П
Партер – места в зрительном зале ниже уровня сцены.
Персонаж – действующее лицо драматического или литературного произведения. Художественный образ, который обладает определенным характером, играет ту или иную роль в развитии сюжета произведения.
Постановка – творческий процесс создания спектакля, фильма, циркового и эстрадного представления. Осуществляется режиссёром-постановщиком совместно с художником, балетмейстером; в музыкальном театре — совместно с дирижёром, художником; в кино — совместно с оператором, художником. Работа режиссера-постановщика над драматическим, документальным материалом для достижения определенной цели, сверхзадачи, которую ставит перед собой постановщик спектакля или представления.
Предлагаемые обстоятельства (К.С. Станиславский) – это фабула, эпоха, место и время действия, события, факты, обстановка, взаимоотношения, явления, а также условия жизни, наше актерское и режиссерское понимание пьесы; мизансцены, постановка, декорации и костюмы художника, бутафория, освещение, шумы и звуки — все то, что предлагается актеру и режиссеру принять во внимание при их творчестве. Чем больше предлагаемых обстоятельств, тем ярче выражены тема, проблема, конфликт спектакля. К предлагаемым обстоятельствам приковано внимание зрителей, иначе само понятие “зрелище” теряет свое назначение.
Проблема– теоретический или практический вопрос, требующий разрешения. Совокупность задач, идей, которые требуют разрешений и доказательств.
Публичное одиночество – (выражение К.С. Станиславского) — произвольное внимание. Увлечение тем, что есть и событиями, происходящими на сцене, не отвлекаясь на зрителя. Творческий круг, в котором актер сосредотачивает все свое внимание на выполняемом действии или на партнере.
ПФД (память физических действий) – упражнения с несуществующими (воображаемыми) предметами. Из заметок Е. Б. Вахтангова: «Попробуйте с совершенно пустыми руками, не имея в них абсолютно никаких предметов, лишь ощущая их при помощи своей фантазии, произвести следующие действия: 1) вышивать крестиком; 2) стирать белье; 3) чистить сапоги; 4) лепить из глины; 5) варить варенье; 6) делать прическу; 7) развязать коробку с конфетами; 8) сделать удочку и ловить рыбу; 9) растопить печь; 10) одеться; 11) выкроить рукав; 12) почистить ружье; 13) склеить коробку и т. д.».
27 стр., 13228 слов
Атмосфера в спектакле
... быть объединены и сгармонизированы, и объединяющим началом в этом случае является атмосфера спектакля. Спектакль, лишенный атмосферы, неизбежно несет отпечаток механичности», — продолжает свою мысль великий русский ... примесями его: испарениями, облаками и пр., | Круг или пространство испарения или действия какого-либо тела, вещества. Атмосфера человека или цветка, магнита; околица. Атмосферный, ...
Р
Развязка – компонент фабулы, завершения действия литературно-художественного, сценического произведения. Обычно означает разрешение художественного конфликта между действующими лицами и дается в конце представления.
Рампа– невысокий барьер вдоль авансцены, прикрывающий со стороны зрительного зала приборы для освещения сцены, а также — театральная осветительная аппаратура, помещаемая за таким барьером и служащая для освещения передней части сцены снизу.
Режиссёр – лицо, руководящее постановкой спектакля.
Реквизит – предметы, необходимые актёрам по ходу действия спектакля.
Реквизитор – человек, который готовит реквизит
Репертуар– пьесы, идущие в театре в определённый промежуток времени.
Репетиция – основная форма подготовки спектакля путем многократных повторений (целиком и частями).
Реплика– фраза (или часть фразы) сценического персонажа, за которой следует текст или действие другого лица.
Роль – художественный образ, создаваемый актёром.
С
Сарказм – язвительная, жестокая, ироническая насмешка; едкая ирония.
Сатира– одна из форм комического, содержащая резкое обличение, осмеяние отрицательных явлений действительности. Важное значение сатиры – актуальность и злободневность.
Сценическая площадка– часть сценического пространства, видимая зрителю. Как правило «очерчивается» кулисами, декорациями, расположением оркестра или светом.
Т
Трагедия – напряжённое действие с неразрешимыми проблемами, оканчивается гибелью одного из героев.
Х
Художник-постановщик/сценограф — человек, который придумывает/сочиняет декорации (художественное оформления спектакля в целом)
Ш
Шахматный порядок – расположение группы людей, как квадраты одного цвета на доске для игры в шахматы.
Штанкет – металлическая труба на тросах, к которой крепятся кулисы, детали декораций.
Э
Этюд – это короткое завершенное по форме произведение. Основные признаки этюда: Законченность формы. В этюде есть завязка, развитие, кульминация и финал. Единство места, времени и действия. Наличие «события»
Пояснения к заданиям по сценической речи
Терминология
Диафрагма – непарная мышца, разделяющая грудную и брюшную полости. результате движений диафрагмы, вместе с грудными мышцами вдох и выдох, осуществляется основной объём вентиляции лёгких.
18 стр., 8843 слов
Развитие двигательно-координационных способностей слабослышащих ...
... физическом развитии[4]. Успешность освоения учебного материала детьми с множественными нарушениями продолжается эффективнее в условиях собственно организованного специализированного обучения,предполагающее ... развития двигательно-координационных способностей слабослышащих детей младшего школьного возраста средствами мини-футбола. Объект исследования - процесс адаптивного физического воспитания, ...
Язык образован мышечной тканью и покрыт слизистой оболочкой. Язык активно участвует в членораздельной речи.
Осанка – манера, с которой человек привык держать свое тело. нужно знать, что в процессе голосообразования она играет огромную роль, потому что в процессе выработки правильной осанки развиваются именно те мышцы, которые принимают активное участие в дыхании.
Дыхание – есть основа речевого звучания.
Почему важен вдох носом? В организм поступает воздуха на 25% больше, чем при вдохе ртом. Вдох носом улучшает кровоснабжение мозга, повышает трудоспособность.
Тембр– умение варьировать разными качествами звучащего голоса, привлекать в работе над ролью эмоциональные окраски голоса, различные обертона.
Звуковысотный диапазон – умение актера использовать максимальный тоновый объем речевого голоса, от самого нижнего до самого верхнего звука.
Динамический диапазон – умение актера пользоваться голосом при различной силе звука, не теряя при этом тембральной окраски голоса.
Звукоряд гласных «У О А Э И Ы» — и Ётированный «Ю Ё Я Е И И»!!!
Скороговорки, которые должны знать все дети.
«На мели мы налима лениво ловили, на мели мы ловили линя, о любви не меня ли вы мило молили и в туманы Лимана манили меня»
«Около кола колокола, около ворот коловорот»
«Пара барабанов, пара барабанов, пара барабанов били бурю, пара барабанов, пара барабанов, пара барабанов били бой»
«Бык тупогуб, тупогубенький бычок, у быка бела губа была тупа»
«Пришел Прокоп, кипит укроп, ушел Прокоп, кипит укроп, как при Прокопе кипит укроп, так и без Прокопа кипит укроп»
«От топота копыт пыль по полю летит» (и вариации)
«Тридцать три корабля лавировали- лавировали, да так и не вылавировали» (и вариации)
Орфоэпия
В этом разделе ученику необходимо правильно расставить ударения в словах. Ниже представлены распространенные ошибки.
НЕПРАВИЛЬНО: рАкушка.
ракУшка, ракУшки , ракУшек (множественное число)
РАКУШКА – женский род,
1. Уменьш. к сущ.: раковина (1).
НЕПРАВИЛЬНО: цЕпочка.
цепОчка, -и, р. мн. –чек
ЦЕПОЧКА – женский род,
1. Маленькая и тонкая цепь.
2. Ряд, вереница кого-либо, чего-либо.
НЕПРАВИЛЬНО: будуЮщий.
бУдущий [не будующий]
БУДУЩИЙ – прилагательное,
1. Такой, который последует за настоящим; предстоящий.
2. Такой, который будет впоследствии.
Будущий, грядущий, дальнейший, следующий, последующий, имеющий быть, намеченный, надвигающийся, наступающий, преднамеченный, предположенный, предстоящий, обещающий, чаемый. Будущее — перспектива, виды. На будущее время — впредь, вперед. Будущее предвидится, предстоит, грозит, ожидается.
НЕПРАВИЛЬНО: катАлог.
каталОг, -а [не катАлог]
КАТАЛОГ – мужской род,
1. Список, перечень книг, рукописей, картин, музейных экспонатов и т.п., составленный в определенном порядке; справочное издание, содержащее такой список.
2. Систематизированный перечень объектов изучения какой-л. отрасли науки с указанием их характеристик; справочное издание, содержащее такой перечень.
Формирование бытовой лексики у лиц с умственной отсталостью (интеллектуальными ...
... речи детей с умственной отсталостью(интеллектуальными нарушениями). Предмет исследования: дидактическая игра, как средство развития бытового словаря детей с умственной отсталостью(интеллектуальными нарушениями). Цель исследования: ... до 16 лет. Гипотеза исследования: дидактическая игра может быть эффективным средством развития речи лиц с умственной отсталостью. Методы исследования: анализ психолого- ...
НЕПРАВИЛЬНО: жАлюзи.
жалюзИ, нескл., с. и мн. [не жАлюзи]
ЖАЛЮЗИ – множественное число, несклоняемое,
1. Многостворчатые ставни или шторы из узких пластинок, связанных между собой, применяемые для регулирования светового и воздушного потока.
НЕПРАВИЛЬНО: тортА(родительный падеж: чего?).
тОрт, -а, множественное число — тОрты, -ов и –ов [не тортЫ, -Ов; не тортА, -Ов]
ТОРТ – мужской род,
1. Кондитерское изделие из бисквитного, песочного или слоеного теста с кремом, цукатами и т.п.
НЕПРАВИЛЬНО: звОнит.
звонИть, -нЮ, -нИт
ЗВОНИТЬ (несов. неперех.)
1. Производить звон (звонком, колокольчиком и т.п.).
// Ударять в колокол, колокола, оповещая о начале церковной службы.
2. Издавать звон; звенеть.
3. Вызывать звонком телефонного аппарата для разговора по телефону. // разг. Говорить по телефону.
НЕПРАВИЛЬНО: свеклА.
свЁкла, -ы, р. мн. –кол (знаете, да, что «ё» — всегда ударное?)
[не свеклА, свеклЫ];р. мн. свёкол [не свекОл]
СВЁКЛА – женский род,
1. Растение, корнеплоды которого употребляются в пищу, идут на корм скоту или на изготовление сахара.
2. Корнеплоды такого растения. // Отдельный корнеплод такого растения.
НЕПРАВИЛЬНО: осУжденный.
осуждЁнный; кр. ф. -Ён, -енА, -енО, -енЫ [не осУжденный]
ОСУЖДЁННЫЙ – мужской род, разг.
1. Тот, кто судом признан виновным, приговорен к какому-л. наказанию.
НЕПРАВИЛЬНО: Алкоголь.
алкогОль, -я [не Алкоголь]
АЛКОГОЛЬ – мужской род,
1. Винный спирт.
2. (разг.) Водка и другие крепкие спиртные напитки.
НЕПРАВИЛЬНО: сливОвый.
слИвовый [не сливОвый] – от слова слИва!
СЛИВОВЫЙ (прилагательное)
1. Соотносящийся по знач. с сущ.: слива, связанный с ним.
2. Свойственный сливе, характерный для нее.
3. Принадлежащий сливе.
4. Состоящий из слив (1).
5. Приготовленный из слив (2), со сливами.
НЕПРАВИЛЬНО: обеспечЕние.
обеспЕчение [не обеспечЕние] – от слова обеспЕчить!
ОБЕСПЕЧЕНИЕ – средний род,
1. Процесс действия по знач. глагола: обеспечить.
2. Материальные средства, обеспечивающие возможность жить, существовать.
3. То, что служит ручательством, гарантией, обеспечивает сохранность или исполнение чего-л.
НЕПРАВИЛЬНО: аэропортЫ.
аэропОрт, -а, предл. в аэропортУ, об аэропОрте; аэропОрты (множественное число), аэропОртов
АЭРОПОРТ – мужской род,
1. Аэродром и прилегающие к нему сооружения, расположенные на трассе воздушной линии и обеспечивающие регулярные полеты гражданской авиации.
НЕПРАВИЛЬНО: нет лифтА.
лифт, лИфта (родительный падеж), о лИфте
ЛИФТ – мужской род,
1. Подъемная машина для вертикального перемещения людей и грузов.
2. Устройство для подъема жидкости — нефти, воды — с помощью сжатого воздуха или газа.
КОРРЕКЦИЯ НЕДОСТАТКОВ СВЯЗНОЙ РЕЧИ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ ...
... связной, логичной речи. Поэтому метод работы со сказкой относится к числу наиболее эффективных средств логопедической коррекции недостатков связной речи у старших дошкольников с ... причинно-следственные отношения между событиями, узкое восприятие действительности, нехватку речевых средств, трудности планирования монолога, отсутствие связности, последовательности и логичности высказываний. Наличие ...
НЕПРАВИЛЬНО: зАвидно.
завИдно, в знач. сказ. [не зАвидно]
ЗАВИДНО – предикатив (именная часть составного сказуемого)
1. О чувстве зависти, испытываемом кем-либо.
НЕПРАВИЛЬНО: килОметр
киломЕтр
КИЛОМЕТР – мужской род,
Единица длины, равная 1000 метров.
НЕПРАВИЛЬНО: начАл
начАть, нАчал, началА, нАчало,нАчали
НАЧАТЬ,
1.Приступить к какому-л. действию. Н., репетицию, арию, лаять, мяукать. Н. спорить, ругаться, говорить.
2. Проявить первые признаки какого-л. действия или состояния. Вода начала заливать лодку. Начали зажигаться огни в домах. □безл. Начало светать. Начало подмораживать.
3. что чем или с кого-чего. Заняться кем-, чем-л. в первую очередь. Н. зарядку с дыхательных упражнений.
4. что. Приступить к потреблению, использованию чего-л. Н. чистую тетрадь.
НЕПРАВИЛЬНО: квАртал
квартАл
КВАРТАЛ – мужской род,
1. Проф. квартал, -а Четвёртая часть года (три месяца).
Первый к. Отчёт о работе за к. Закончить работу во втором квартале будущего года.
2. Часть города, ограниченная (обычно) четырьмя пересекающимися улицами и площадями. Строятся новые городские кварталы. // Разг. Часть улицы между двумя перекрёстками. Магазин находится в двух кварталах отсюда.
3. Устар. В России до 1862 г.: отделение городской полиции.
4. Спец. Участок засаженной земли (леса, поля, виноградника и т.п.), обычно прямоугольный.
НЕПРАВИЛЬНО: бантЫ
бАнты (множественное число), бАнтов,(с) бАнтами
БАНТ – мужской род,
1. Узел со свободно выпущенными петлями; украшение из ленты, тесьмы и т.п., завязанных таким узлом.
2. В России до 1917 г.: дополнительный знак отличия некоторых орденов в виде такого украшения из ленты. Орден Владимира четвёртой степени с бантом.
НЕПРАВИЛЬНО: пОняла
понялА (прошедшее время, женский род), пОнял, пОняли,
ПОНЯТЬ, пойму, поймёшь; понял, -ла, -ло; понятый; -нят, -а, -о; св. кого-что или с придат. дополнит.
1. Уяснить значение чего-л., смысл чьих-л. слов, поступков; постичь что-л. Понять ход решения задачи.
2. Признать, оценить по достоинству. Современники не поняли поэта.
НЕПРАВИЛЬНО: воротА
ворОта, ворОт
но в поэтич. речи встречается ворота, ворот, -ам: «Ворота тесовы растворилися» (А. Кольцов)
ВОРОТА,
1. Широкий вход или проезд, запираемый створами (в строениях, стенах, заборах); створы для запирания этого входа или проезда. Отворить в. Главные в. крепости.
2. Спец. Узкий проход между скалами, отмелями и т.п. Карские в. В. Босфора.
3. Спорт. В некоторых спортивных играх: заграждение на поле в виде дуги или двух столбов с перекладиной (обычно обтянутых сеткой), в которое направляют мяч, шайбу и т.п. Хоккейные, футбольные, крокетные в. Забить мяч в в. противника.
4. Мед. Место вхождения и выхода из какого-л. органа кровеносных и лимфатических сосудов. В. печени. В. инфекции, заражения (место проникновения инфекции в организм).
Современные боевые средства и их поражающие факторы
... обнаружения, целеуказания, наведения, управления и другие технические средства, которыми оснащаются подразделения, части и соединения различных видов и родов вооруженных сил[1]. Знание ... видов oружия и срeдств, обeспечивающих его применeние; составная часть тeхники военнoй. Оно включает оружие (боеприпасы и средства доставки их к цели), системы его пуска, устройства ...
НЕПРАВИЛЬНО: средствА
срЕдства, срЕдств, срЕдствам [не средства, средствам] – множественное число,
СРЕДСТВА
Деньги, капитал, материальные ценности, предназначенные для какой-л. цели. Средства существования. Жить не по средствам. Остаться без средств. Отпустить средства на строительство. Оборотные средства. Человек со средствами (разг.; состоятельный человек).
НЕПРАВИЛЬНО: красивЕе
красИвее – сравнительная степень
КРАСИВЫЙ,
1. Приятный на вид, отличающийся правильностью очертаний, гармонией красок, тонов, линий и т.п. К. цветок. К-ые ткани. К-ые черты лица. У неё к-ые руки.
2. Имеющий такие черты лица, фигуру; привлекательный, видный.
3. Отличающийся стройностью и изяществом движений. К. танец. К-ая походка.
4. Приятный для слуха, благозвучный. К-ая музыка. К. голос.
5. Отличающийся полнотой и глубиной внутреннего содержания. Жить полной, красивой жизнью. У этого человека к-ая душа. // Благородный, достойный в нравственном отношении. К. поступок.
6. Рассчитанный на эффект, на внешнее впечатление. К. жест. К-ая фраза.