1. Психологическая оценка структуры урока в связи с его конкретными целями:
а) тема, цели и задачи урока;
б) структура урока и его психологическая целесообразность.
2. Психологическая оценка содержания урока:
а) психологическое качество учебного материала (описательный или объяснительный, степень его наглядности, конкретности, абстракции и обобщенности);
б) активизация каких сторон познавательной деятельности учащихся требует восприятие этого материала (образной или словесно-логической памяти, абстрактного мышления, воображения);
в) соответствие данного учебного материала возрастным особенностям познавательной деятельности учащихся, их жизненному опыту и уровню знаний;
г) как учитель делает сложный материал доступным восприятию учащихся данного возраста, понятным и интересным (ясность и простота изложения, наличие ярких примеров, аналогий, сравнений, использование наглядных средств, связь с жизнью и т. д.);
д) каково воспитательное воздействие данного материала (моральное, эстетическое и т. д.), насколько оптимально учитель реализует воспитательные возможности учебного материала.
3. Управление познавательной деятельностью и ее проявление на уроке:
а) организация внимания:
· пути организации внимания на всех этапах урока (обращение к учащимся с призывом быть внимательными, подчеркивание значимости деятельности, постановка конкретной задачи, использование принципа наглядности и обращение к непроизвольному вниманию и т. д.);
· виды внимания, имевшие место на уроке, и форма их проявления у отдельных школьников;
· способы организации переключения внимания учеников с одной деятельности на другую;
· в каких сложных видах деятельности, предложенных учителем, требовалось распределение внимания учащихся и как они с этим справились;
б) организация восприятия:
· что является объектом восприятия учащихся (речь учителя, текст учебника, различные наглядные средства);
· использование наглядных средств, их функция на уроке;
· осмысленность восприятия материала;
в) активизация памяти и ее развитие:
· обращение учителя к памяти школьников; с какой целью оно проводилось на различных этапах урока;
· какие виды памяти имели место на уроке (наглядно-образная, словесно-логическая, эмоциональная, непреднамеренная, преднамеренная, механическая, логическая);
Тестовый теоретический материал для учащихся 7-8 классов.
... активность человека, получающая свое полное проявление в целесообразной двигательной деятельности; в) комплекс способностей занимающихся физической культурой и спортом, выраженных ... г) мышечная напряженность. 22.Способность противостоять физическому утомлению в процессе мышечной деятельности называется: а) функциональной устойчивостью; б) биологической экономизацией; в) тренированностью; г) ...
· какие приемы лучшего запоминания материала использовал учитель на уроке (постановка цели запомнить, логическая обработка материала, установление различного рода ассоциаций, включение в деятельность, повторение, эмоциональная нагрузка и т. д.);
· как проявились у отдельных учеников на уроке процессы памяти (запечатление, узнавание, воспроизведение, забывание);
г) активизация мыслительной деятельности учащихся:
· как учитель формировал научные понятия у школьников;
· каким путем (индуктивным или дедуктивным) вел он учащихся к усвоению тех или иных понятий и суждений;
· насколько преподаватель вызвал потребность у учеников в усвоении данных понятий (раскрыл теоретическое значение, показал практическую применимость, связь с жизнью);
· уровни усвоения понятий, проявленные на уроке; ошибки при определении понятий;
· активизация самостоятельного творческого мышления школьников. Степень заинтересованности и активности учащихся в поиске ответа;
· уровень проблемности; в какой степени класс подготовлен к проблемному обучению (общий уровень развития, наличие необходимых знаний и умений, количество учащихся, активно проявившихся себя в поиске ответа на вопрос);
· логика рассуждений учащихся, ошибки в рассуждениях.
4. Организация учителем обратной связи:
а) на каких этапах урока (во время опроса, при подаче нового материала, при закреплении) учитель обращался к школьникам и с какой целью;
б) уровни усвоения знаний учащимися, которые были выявлены на уроке;
в) носила ли обратная связь не только контролирующий, но и обучающий характер. В чем это проявилось;
г) как воспринимали ученики оценки и комментарии к ним, полученные на уроке;
д) влиял ли характер ответов школьников на дальнейшие действия и слова учителя.
5. Воспитательное воздействие личности учителя и его деятельности на уроке:
а) воспитательное воздействие личности учителя: его внешности, речи, манер, характера общения с учащимися. Отношение их к учителю, в чем оно проявилось. Эмоциональный климат на уроке;
б) требования учителя и их значение для формирования ценных волевых и моральных качеств личности учеников (требования к ответу, поведению, речи, дисциплине и т. д.).
Отношение детей к этим требованиям;
в) как преподаватель учит учиться, владеть техникой учебной работы (слушать объяснение, делать записи, работать с книгой, контролировать самого себя и т. д.).
6. Результаты урока
Достигнуты ли цели урока? По каким психологическим показателям можно судить об этом (уровень усвоения, внимания, интерес, проявление эмоций).
В чем конкретно проявилось? Что дал урок для общего развития учащихся?