Семейное диагностическое интервью

Введение

Обследование проводилось в период с 22 марта по 22 апреля. Было проведено 5 встреч, на которых была осуществлена диагностика семейной системы, супружеской подсистемы, структуры семьи и семейной системы в целом.

Семья состоит из двух человек (муж, жена), в браке находятся в течение 26 лет, детей нет.

В обследовании непосредственно приняли участие 2 человека Владимир (муж, 61 год), Анна (жена, 58 лет).

Актуальным в исследовании семьи явилась ориентация на диагностику супружеских отношений и выявления причин бездетности, а также выявление мотивов, которые способствовали существованию в браке без детей.

Краткая характеристика семьи и ситуация обследования

Семья находится на стадии жизненного цикла «опустевшее гнездо», но в сознательно бездетном браке. По определению Л. Б. Шнейдер, семья находится в сознательно бездетном браке – это, когда здоровые молодые люди могут, но не хотят иметь детей.

Современный брак все больше ориентируется на удовлетворение потребностей в интимном и неформальном общении.

С точки зрения Л. Б. Шнейдер, следует отличать потребность самого индивида в детях, и внутрисемейную (совместную – мужа и жены) потребность в детях.

Исследователями негативной мотивации (ориентированной против детей) было выявлено, что среди причин, мешающих рождению первенца актуальными являются только четыре: у женщин – желание пожить «для себя» и несложившиеся отношения с мужем. Мужчины же говорят, что «не успели», или объясняют отсутствие детей материальными затруднениями. Вдобавок к перечисленному могут присовокупляться физиологические причины (не наступает беременность, плохое состояние здоровья).

Еще один, одинаково употребляемый мужчинами и женщинами мотив, – неудовлетворительные жилищные условия – причина, которая, оказалась сопряженной с общей неудовлетворенностью браком.

Р. Ричардсон утверждает: «Когда единственные дети образуют супружескую пару, они нередко решают не иметь детей».

Эйдемиллер Э.Г., Добряков И.В., Никольская И.М. считают, что существует несколько мотивов, которыми руководствуются мужчины и женщина, сознательно принимая решение зачать ребенка, но лишь один из них является основным. Причем мотивы женщины и мужчины могут быть разными. Существуют конструктивные мотивы, способствующие укреплению семьи, личностному росту супругов, благополучному рождению и развитию ребенка, и деструктивные, приводящие к обратным результатам.

В случае отказа от детей семейная пара демонстрирует не свою ограниченную потребность в детях, а свое стремление удовлетворить какие-то иные социально-психологические потребности.

10 стр., 4615 слов

Семья как фактор развития ребенка

... интересы и потребности всех ее членов. Воспитательная функция – важнейшая функция семьи, заключающаяся в духовном воспроизводстве населения. Выделяют три аспекта воспитательной функции семьи: Воспитание ребенка, формирование ... из двух поколений – из супругов и детей – до вступления в брак последних. Нуклеарная семья т.е. молодая семья, обычно наблюдается тесное содружество супругов в быту. ...

 

Кроме того, рождение ребенка – это акт принятия родителями (отцом и матерью совместно) всей ответственности за его судьбу. Не всякая современная супружеская пара берет на себя эту ответственность. Не всякая супружеская пара (муж и жена) психологически готова к рождению и воспитанию детей.

Идеология бездетных семей базируется на такой аргументации:

— дети мешают супружеским отношениям;

— дети мешают социальной активности.

В тоже время такие бездетные семьи, особенно женщины, испытывают осуждение со стороны окружающих, когда им говорят, что без детей нельзя.

 

Диагностическое обследование происходило в несколько этапов.

Этап диагностики Выполнение мужем Выполнение женой
1. Семейное диагностическое интервью
2. Опросник удовлетворенности браком
3. Тест «Семенная социограмма»
4. Генограмма
5. Тест «Рисунок семьи»

 

Данные проведенных методов исследования

Семейное диагностическое интервью

Циркулярное интервью

Цель: прослеживание коммуникаций; получение более точной, по сравнению с традиционным опросом, информации об особенностях взаимодействия в семье.

Циркулярное интервью – особая техника постановки вопросов и организации беседы, делающая акцент на обнаружении различий между членами семьи.

Историческая справка: данная техника была изобретена терапевтами миланской школы – М. Сельвини Палаццоли. Л. Босколо, Д. Чеккин, Дж. Прата. Построение интервью вокруг обнаружения различии является одним из наиболее блестящих вкладов миланской школы в усовершенствование техники семейной терапии.

 

Процедура проведения

 

Циркулярное интервью предполагает использование особого типа вопросов – циркулярных. В отличие от прямых вопросов, циркулярные дают более существенную информацию о внутрисемейном взаимодействии, как психотерапевту, так и семье.

Выделяют следующие виды циркулярных вопросов:

1. Вопросы, выявляющие различия. Например: «Кто из вас в большей степени несчастен?» или «Кто из вас в большей степени расстраивается в этой ситуации?». Для сравнения: обращение к членам семьи «Является ли мама несчастной?» представляет собой линейный вопрос, подразумевающий односложный ответ. Семейному терапевту более полезно знать не то, что кто-то (например, отец) является очень нежным и любящим, а то, есть ли разница в его привязанности к жене и дочери.

Для выявления различий семейный терапевт может попросить одного из членов семьи описать характер отношений между двумя другими, например, матерью и сыном. Такие триадическне вопросы способствуют получению более точной информации о паттернах взаимодействия и снимают проблему сопротивления: как правило, легче рассказать об отношениях двух других, чем охарактеризовать собственные отношения с каким-либо членом семьи в его присутствии. Таким образом, ориентируя интервью с семьей вокруг различий, терапевт извлекает более релевантные данные (Черников А. В., 2001).

В процессе интервью выявляются следующие типы различий:

o различия между индивидуальностями (например: «Кто злится больше всех?»);

o различия во взаимоотношениях («В чем разница между тем, как мама общается с дочерью, и тем, как она обходится с сыном?»)

o различия во времени («Как она общалась с ним в прошлом году, в сравнении с тем, как это происходит сейчас?»).

При постановке подобного вида вопросов активно используются категории, проясняющие различия: больше/меньше, ближе/дальше, чаше/реже, хуже/лучше: «А кто из членов семьи лучше понимает маму?»; «Чаще ли отец бывает дома, когда Леня ворует?» и т. д.

Циркулярные вопросы позволяют также получить информацию, которая, в свою очередь, приводит к пониманию циркулярных последовательностей. Задавая подобные вопросы, консультант, как правило, заменяет слово «чувствовать» словом «делать» и, кроме того, адресует их не самим участникам событий, а кому-то третьему: «Что сделает Иван, когда, придя домой, увидит, что жена расстроена?»

2.Вопросы, использующие сослагательное наклонение «если бы». Например: «Если бы отец был здесь, то что бы он ответил на этот вопрос?»; «Кто больше всего пострадал бы, если бы сын уехал учиться в другой город?». Другой вопрос: «Если бы мы не говорили о проблеме твоего брата, о чем бы нам стоило здесь еще поговорить?» – вскрывает другие важные темы в семье, помимо проблемы идентифицированного пациента.

3.Вопрос, «читающий мысли»: кого-то из семьи спрашивают, что, по его мнению, другой член семьи думает об этой проблеме.

Во время циркулярного интервью терапевт тщательно отслеживает невербальные реакции членов семьи на тот или иной вопрос, что способствует более глубокому пониманию процессов, протекающих в семье.

 

 

Вопросы семейного диагностического интервью для семьи в модели циркулярного интервью

 

Вопросы семейно-диагностического интервью Выявляемы параметры
Блок 1 1. По какой причине и при каких обстоятельствах Вы решили создать семью и вступить в брак? 2. Является ли Ваша семья постоянно развивающейся? 3. Для Вас сотрудничество в семье необходимо? 4. Какой Вы видите свою семью через пять лет? Общие вопросы, раскрывающие механизмы создания семьи
Блок 2 5. Как быстро Вы адаптировались в браке? 6. Легко ли Вам было принять роль мужа/жены? 7. Когда впервые возникли трудности, разногласия? 8. Чувствуете ли Вы ответственность за совместную жизнь? Вопросы, выявляющие адаптацию к семейной жизни
Блок 3 9. С чем связано Ваше решение не иметь детей? 10. Хотели бы Вы (вернувшись в прошлое) родить ребенка? 11. Каково Ваше внутреннее состояние сейчас? В чем Вы видите смысл жизни? Вопросы, направленные на исследование причины отсутствия детей в семье
Блок 4 12. Как часто вы можете ощутить настроение своего мужа/жены? 13. Можете простить мужу/жене причиненные Вам обиды? 14. Считаете ли Вы возможным выражать свои желания мужу без боязни? 15. Чувствуете ли Вы в семье себя легко и свободно? Изучение эмоционального развития супругов в семье
Блок 5 16. Когда Вы отделились от родителей? 17. Как произошло Ваше отделение от родительской семьи? 18. Какие противоречия при этом возникали? 19. Существуют ли различия в общении с родителями в прошлом году по сравнению с тем, как происходит общение сейчас? Выявление отношений с родительскими семьями
Блок 6 20. Кто обычно первым замечает возникшую проблему? 21. Кто больше всех расстраивается в конфликтной ситуации? 22. Кто злится больше всего? 23. Что сделает муж/жена, когда, придя домой, увидит, что его жена/муж расстроена? 24. В чем заключаются основные причины конфликтов? Исследование параметров семейного конфликта
Блок 7 25. В последний год часто ли у Вас наблюдается нарушение сна, аппетита? 26. Возрастает ли процент возникновения семейных стрессов? 27. Наблюдается ли согласованность нарушения физиологических процессов у супругов? Выявление нарушений в физиологических механизмах

 

Диагностика супружеской подсистемы

При переживании семьей кризиса супружеские отношения, так же как и отношения в иных подсистемах, испытывают неблагоприятное влияние со стороны разнообразных стрессоров. Более того, на кризисный период, в котором находится семья в целом, может накладываться кризис супружеских отношений, связанный с динамическими процессами, протекающими именно в супружеской подсистеме.

Необходимую информацию, позволяющую дать квалифицированную оценку взаимоотношений супругов, психолог-консультант может получить не только посредством специально организованной беседы в процессе консультирования, но и с помощью стандартизированных диагностических процедур, направленных на изучение различных аспектов взаимоотношении между партнерами в браке.

При диагностике супружеских отношений могут решаться следующие задачи:

1. Изучение особенностей общения в супружеской паре: опросник «Общение в семье» (Ю. Е. Алешина, Л. Я. Гозман, Е. М. Дубовская) и др.

2. Исследование эмоциональных отношений в супружеской паре:

• опросник удовлетворенности браком (В. В. Столин, Г. П. Бутенко, Т. Л. Романова);

опросник «Шкалалюбви и симпатии» (3. Рубин, модификация Л. Я. Гоз-мана и Ю. Е. Алешиной);

опросник «Понимание, эмоциональное притяжение, авторитетность» (ПЭА) (А. Н. Волкова, модификация В. И. Слепковой).

3. Диагностика супружеской совместимости:

опросник «Ролевые ожидания и притязания в браке» (РОП) (А. Н. Волкова);

опросник «Измерение установок в семейной паре» (Ю. Е. Алешина, Л. Я. Гозман).

4. Изучение особенностей конфликтного взаимодействия супругов:

методика «Характер взаимодействия супругов в конфликтных ситуациях» (Ю. Е. Алешина. Л. Я. Гозман);

опросник «Реакция супругов на конфликт» (А. С. Кочарян. Г. С. Кочарян, А. В. Киричук).

5. Исследование перцептивных процессов в супружеской паре:

методика «Мое письмо о супруге» (С. А. Белорусов);

методика «Диагностика межличностных отношений» (Т. Лири, в адаптации Л. Н. Собчик).

В рамках данного исследования мы представляем целесообразным использование методики, предназначенной для диагностики эмоциональных отношений между партнерами в браке, в супружеской паре, в частности, опросник удовлетворенности браком (В. В. Столин, Г. П. Бутенко, Т. Л. Романова);

Опросник удовлетворенности браком

Назначение методики – экспресс-диагностика степени удовлетворенности–неудовлетворенности браком у каждого из супругов, а также совпадения или рассогласования полученных оценок. Авторами данной методики являются В. В. Столин, Т. Л. Романова и Г. П. Бутенко (1984).

В основе опросника лежит представление об удовлетворенности браком как о достаточно стойком эмоциональном явлении, заключающем в себя, прежде всего, чувство, обобщенную эмоцию, генерализованное переживание, нежели рациональную оценку успешности брака по тем или иным параметрам, которое может проявляться как непосредственно в эмоциях, возникающих в различных ситуациях так и в разнообразных мнениях, оценках, сравнениях.

Предлагаемый опросник может быть использован везде, где необходима экспресс-диагностика удовлетворенности браком: при проведении научного исследования в области психологии семьи, при психопрофилактических обследованиях, при работе с разводящимися в загсах и судах, а также в сфере семейного консультирования и психотерапии. Опросник удовлетворенности браком можно с успехом применять для диагностика кризисного состояния супружеской подсистемы на любом этапе жизненного цикла семьи.

 

Описание методики

Текст методики состоит из 24 утверждений (первоначальный вариант содержал 29 утверждений), которые могут быть сведены к шести следующим типам:

1. Сравнение своего брака с другими браками.

2. Предположение об оценке собственного брака со стороны.

3. Констатация тех или иных чувств в адрес супруга в настоящем или прошлом.

4. Собственная опенка супруга по ряду параметров.

5. Установка на изменение характера супруга.

6. Мнение позитивное или негативное, относительно брака вообще.

Каждому утверждению соответствуют три варианта ответа: «верно», «трудно сказать», «неверно» (или их семантические аналоги).

Утверждения содержат как положительные, так и отрицательные характеристики брака и сформулированы как в позитивной, так и в негативной форме.

Заполнение опросника занимает не более 10 минут. Вопросы не касаются излишне интимных фактов и подробностей.

 

 

Анализ и интерпретация результатов

По опроснику удовлетворенности браком

Оценка взаимоотношений со стороны жены составила 34 балла – благополучные. Оценка взаимоотношений со стороны мужа составила 38 баллов – благополучные.

Диапазон тестового балла (34 и 38) свидетельствует о высоком балле и говорит об удовлетворенности браком.

При выполнении опросника возникали вопросы в формулировках утверждений и трактовках вариантов.

Диагностика структуры семьи

С помощью данных методов можно оценить состав семьи и следующие параметры семейной структуры: сплоченность (эмоциональная связь, близость или привязанность между членами семьи), иерархия, границы, характер коммуникаций, особенности ролевого взаимодействия и гибкость семейной системы.

Ряд диагностических процедур, применяемых для диагностики структуры семьи, такие как: методика «Семейная социограмма», графические тесты «Рисунок семьи» и «Кинетический рисунок семьи», относятся к классу техник, опирающихся на пространственную репрезентацию семейной системы с применением замещающих фигур для членов семьи.

Для диагностики структуры семьи могут быть использованы все представленные в этом разделе методики, вне зависимости оттого, на каком этапе жизненного цикла она находится, нормативный или ненормативный кризис она переживает.

 

Тест «Семейная социограмма»

Тест «Семейная социограмма», авторами которого являются Э. Г. Эйдемиллер и О. В. Черемисин, относится к рисуночным проективным методикам (Эйдемиллер Э. Г., Добряков И. В., Никольская И. М., 2003).

Он позволяет выявить положение субъекта в системе межличностных отношений и определить характер коммуникаций в семье (прямой или опосредованный).

Данная проективная методика дает возможность экстернализации неосознаваемого контекста взаимоотношений между членами семьи, что делает ее эффективным инструментом семейной диагностики, консультирования и психотерапии.

 

Описание методики

 

Для проведения обследования испытуемым выдают бланки (на каждом бланке нарисован круг диаметром 110 мм).

Задание выполняется индивидуально. Испытуемым предлагается нарисовать в виде кружочков самих себя и других членов семьи.

 

Использование теста «Семейная социограмма» позволяет членам семьи в с читаные минуты в ситуации «здесь и сейчас», до сеанса семейной психотерапии или во время него, наглядно представить характер взаимоотношений в семье, а затем, сравнив свои бланки, обсудить результаты друг с другом.

Существуют различные варианты проведения данной методики. Так, например, И. М Никольская в процессе семейной диагностики предлагает испытуемому последовательно нарисовать несколько вариантов семенной социограммы (Эйдемиллер Э. Г., Добряков И. В., Никольская И. М, 2003):

1. Стандартная социограмма, на которой изображены сам испытуемый и все члены его семьи.

2. Социограммы, на которых могут отсутствовать определенные члены семьи и или присутствовать люди и объекты,
которые к семье номинально не принадлежат.

3. Социограммы, которые относятся к разным этапам жизненного цикла семьи.

Это позволяет прояснить особенности взаимоотношений в разном семенном контексте, а также определить оптимальные, с точки зрения членов семьи, и реальную системы взаимоотношений. Сравнение и совместный анализ полученных социограмм позволяет психологу и членам семьи увидеть проблему с разных сторон, что, в свою очередь, способствует постановке более точного диагноза и поиску эффективного способа выхода из сложной ситуации.

 

Интерпретация результатов по тесту «Семейная социограмма»

Критерии, по которым производилась оценка результатов тестирования:

• число членов семьи, попавших в площадь круга;

• величина кружков;

• расположение кружков относительно друг друга;

• дистанция между ними.

Оценивая результат по первому критерию, можно сопоставить число членов семьи, изображенных испытуемыми, с реально существующим. Кто-то из посторонних лиц, животных, любимых предметов не изображен в качестве члена семьи.

Далее – величина кружков. Величина кружков всех членов семьи примерно одинакова, т.е. собственная значимость сравнима со значимостью других членов семьи в глазах испытуемого.

Расположение кружков в площади тестового поля круга и по отношению друг к другу (третий критерий).

Изображение испытуемым своего кружка в тестовом поле ближе к левому краю (в случае жены и мужа) свидетельствует о согласованности занимаемых ролей в семье, а также о значимости члена семьи.

Проанализировав расстояния между кружками (четвертый критерий), можно говорить о своеобразном «слипании», когда кружки наслаиваются один на другой, соприкасаются или находятся друг в друге. Это говорит о недифференцированности «Я» этих членов семьи, наличии симбиотических связей.

 

Изучение семейной истории

 

Генограмма

Методика «Генограмма» используется для анализа хода семенной истории, стадий развития семьи, паттернов взаимоотношений, переходящих из поколения в поколение, и событий, предшествующих кризису семьи и обращению за психологической помощью.

Генограмма представляет собой форму семейной родословной, на которой записывается информация о членах семьи как минимум в трех поколениях. В терапевтическую практику генограмма впервые была введена Мюррэем Боуэном в 1978 году (Шерман Р., Фредман Н., 1997).

Методика позволяет посредством построения диаграммы, отражающей историю расширенной семьи на протяжении трех и более поколений, показать, как образцы поведения и внутрисемейных взаимоотношений передаются из поколения в поколение; как события, подобные смертям, болезням, крупным профессиональным успехам, переездам на новое место жительства и др. влияют на современные поведенческие образцы, а также на отношения во внутрисемейных диадах и треугольниках. Генограмма дает возможность исследователю и семье получить целостную картину, рассматривая все феномены и события семейкой жизни в интегральной, вертикально направленной перспективе.

Генограмма имеет много общего с традиционными подходами к сбору данных по истории семьи, но ее главной отличительной особенностью является структурированность и составление карты данных семьи. По сравнению с другими формами исследовательской записи, генограмма позволяет постоянно вносить добавления и корректировку при каждой встрече с семьей. Наглядное представление взаимоотношений большого количества членов семьи и ключевых событий семейной истории облегчает психотерапевтическую работу. При построении генограммы практически вся семейная информация представляется графически, что позволяет исследователю быстро охватить сложные семейные паттерны.

Генограмма является богатым источником гипотез о том, как актуальные проблемы семьи могут быть связаны с семейным контекстом и историей развития. Для терапевтических записей генограмма обеспечивает краткое резюме, позволяющее консультанту, не знакомому со случаем, быстро воспринять большое количество информации о семье и получить представление о ее потенциальных проблемах.

 

 

Описание методики

В процессе семейного консультирования и психотерапии сбор информации о семейной истории обычно проходит в контексте общего семейного интервью, и терапевт не может игнорировать проблему, с которой пришла семья. Поэтому конструирование генограммы должно быть частью более широкой задачи присоединения и помощи семье. Проводя интервью, терапевт двигается от представленной проблемы к более широкому семейному и социальному контексту, от актуальной семейной ситуации к исторической хронологии семенных событий, от легких вопросов к трудным, провоцирующим тревогу, от очевидных фактов к суждениям о взаимоотношениях и затем к циркулярным гипотезам о семейном функционировании.

Генограмма выстраивается, как правило, в присутствии всех членов семьи, способных слушать и воспринимать информацию, в том числе и детей. Предполагается, что членам семьи интересны сведения о своих близких родственниках и прародителях.

В процессе построения генограммы терапевт (консультант) собирает следующую информацию (Черников А.В., 2001):

Состав семьи: «Кто живет вместе в квартире (доме)? В каких они родственных отношениях? Были ли у супругов другие браки? Есть ли от них дети? Где живут остальные члены семьи?»

Демографические данные: имена, пол, возраст членов семьи, продолжительность брака, род занятий и образование членов семьи и т. д.

Настоящее состояние проблемы: «Кто из членов семьи знает о проблеме? Как каждый из них видит ее и как реагирует на нее? Имеет ли кто-нибудь в семье подобные проблемы?»

История развития проблемы: «Когда проблема возникла? Кто ее заметил первым? Кто думает о ней как о серьезной проблеме, а кто склонен не придавать ей особого значения? Какие попытки решений были предприняты и кем? Обращалась ли семья раньше к специалистам и были ли случаи госпитализации? Что нового появилось или исчезло во взаимоотношениях в семье, по сравнению с тем, какими они были до кризиса? Считают ли члены семьи, что проблема изменяется? В каком направлении? К лучшему или к худшему? Что случится в семье, если кризис будет продолжаться? Как члены семьи представляют себе взаимоотношения в будущем?»

Недавние события и изменения в жизненном цикле семьи: рождения, смерти, браки, разводы, переезды, проблемы с работой, болезни членов семьи и т. д.

Реакции семьи на важные события семейной истории: «Какова была реакция семьи, когда родился определенный ребенок? В честь кого он был назван? Когда и почему семья переехала в этот город? Кто тяжелее всего пережил смерть этого члена семьи? Кто перенес легче? Кто организовывал похороны?» Оценка прошлых способов адаптации, особенно реорганизаций семьи после потерь и других критических переходов, дает важные ключи к пониманию семейных правил, ожиданий и паттернов реагирования.

Родительские семьи каждого из супругов: «Живы ли родители? Если умерли, то когда и отчего? Если живы, то чем занимаются? На пенсии или работают? Разведены ли они? Были ли у них другие браки? Когда родители встретились? Когда они поженились? Есть ли братья и сестры? Старшие или младшие и какова разница в возрасте? Чем занимаются, состоят ли в браке, есть ли у них дети?» Терапевт может задавать такие же вопросы и про родителей отца и матери. Целью является сбор информации по крайней мере о 3-4 поколениях, включая поколение идентифицированного пациента. Важной информацией являются сведения о приемных детях, выкидышах, абортах, рано умерших детях.

Другие значимые для семьи люди: друзья, коллеги по работе, учителя, врачи и т. д.

Семейные взаимоотношения: «Есть ли какие-либо члены семьи, которые прервали взаимоотношения друг с другом? Есть ли кто-нибудь, кто находится в серьезном конфликте? Какие члены семьи очень близки друг другу? Кому в семье тот или иной человек доверяет больше всего» Все супружеские пары имеют некоторые трудности и иногда конфликтуют. Какие типы несогласия есть в вашей паре? У ваших родителей? В браках ваших братьев и сестер? Как каждый из супругов ладит с каждым ребенком?» Терапевт может задавать специальные циркулярные вопросы. Например, он может спросить у мужа: «Как вы думаете, насколько близки были ваши мать и старшин брат?» и затем поинтересоваться, что думает об этом его жена. Иногда полезно спрашивать, как присутствующие на встрече люди могли бы быть охарактеризованы другими членами семьи: «Как отец описал бы вас, когда вам было тринадцать лет, что соответствует возрасту вашего сына сейчас?» Такие циркулярные вопросы задают для того, чтобы обнаружить различия во взаимоотношениях с разными членами семьи. Выявляя отличающееся восприятие у разных членов семьи, терапевт попутно вводит новую информацию в систему, обогащая ее новыми представлениями о самой себе.

Семейные роли: «Кто из членов семьи любит проявлять заботу о других? А кто любит, когда о нем много заботятся? Кто в семье может считаться волевым человеком? Кто самый авторитетный? Кто из детей наиболее послушен? Кому сопутствует успех? Кто постоянно терпит неудачи? Кто кажется теплым? Холодным? Дистанцированным? Кто больше всех болеет в семье?» Терапевту важно обращать внимание на ярлыки и клички, которые члены семьи дают друг другу: Супермать. Железная Леди. Домашний Тиран и т. д. Они являются важными ключами к эмоциональным паттернам в семейной системе.

Трудные для семьи темы: «Имеет ли кто-нибудь из членов вашей семьи серьезные медицинские или психические проблемы? Проблемы, связанные с физическим или сексуальным насилием? Употребляют ли наркотики? Много алкоголя? Когда-либо быта арестованы? За что? Каков их статус сейчас?» Обсуждение этих тем может быть болезненным для членов семьи, и поэтому вопросы следует задавать особенно тактично и осторожно. Если семья выражает сильное сопротивление, то терапевт должен отступить и вернуться к ним позднее.

На генограмме рядом с теми членами семьи, к которым это относится, может коротко помечаться важная информация, например: имена, образование, род занятии, серьезные заболевания членов семьи, место жительства на настоящий момент.

 

 

Интерпретация результатов по тесту «Генограмма»

Результаты тестирования позволили сделать выводы о семейном функционировании:

Ход семенной историипо линии мужа характерной особенностью выступает наличие в ряду двух поколений детей; по линии жены – ранняя смерть женщин (жен).

Стадии развития семьипроходили при отсутствии детей, т.е. можно говорить о несформированности целого уровня функционирования семейной системы.

Паттерны взаимоотношений, переходящих из поколения в поколениене выявлены

Анализ предшествующих событийпоказал выраженное негативное отношение к повторному браку и семье отца со стороны дочери.

 

 

Диагностика семейной системы

Тест «Рисунок семьи»

Считают, что идея использования рисунка семьи для диагностики внутрисемейных отношений возникла у ряда исследователей, среди которых упоминают работы В. Хьюлса, А. И. Захарова, Н. Кармана и др.

Цель применения теста: выявление особенностей внутрисемейных отношений.

Задачи: на основе выполнения изображения, ответов на вопросы оценить особенности восприятия и переживаний ребенком отношений в семье.

Инструкция. Нарисуйте свою семью. При этом не рекомендуется объяснять, что означает слово «семья», а если возникают вопросы «что нарисовать?», следует лишь еще раз повторить инструкцию. При индивидуальном обследовании время выполнения задания обычно длится 30 минут.

При индивидуальном тестировании следует отметить в протоколе:

1)последовательность рисования деталей;

2)паузы более 15 секунд;

3)стирание деталей;

4)спонтанные комментарии ребенка;

5)эмоциональные реакции и их связь с изображаемым содержанием.

После выполнения задания следует стремиться получить максимум дополнительной информации (вербальным путем).

 

Анализ и интерпретация результатов по тесту «Рисунок семьи»

Обработка теста «Рисунок семьи» проводился по следующей схеме:

№, п/п Выделяемые признаки Отметки о наличии признаков
  Общий размер рисунка Средний размер, задействован практически весь лист
  Количество членов семьи два
  Соответствующие размеры членов семьи: муж жена     Соответствие размеров Легкая гипертрофированность
  Расстояние между членами семьи Наличие каких-либо признаков между ними Расстояние в виде круглого стола, взаимное расположение супругов
  Наличие животных нет
Вид изображения: схематическое изображение реалистическое эстетическое в интерьере, на фоне пейзажа и т. д. метафорическое изображение в движении, действии   Степень проявления положительных эмоций (в баллах 1, 2, 3…) (от1 до10) Семья изображена на кухне за ужином и приятной беседой с чашкой чая. Супруги утверждают, что это их привычное занятие вечером.     Эмоции проявлены в 8 баллов    
Степень аккуратности исполнения Довольно аккуратно и эстетично

 

Интерпретация теста «Рисунок семьи»

На основании особенностей изображения можно определить:

1)степень развития изобразительной культуры

Семья отличается четкостью и выразительностью образов, изяществом линий, эмоциональной выразительностью.

2)особенности состояния во время рисования

Наличие сильной штриховки, маленькие размеры свидетельствуют о степени напряженности, скованности. Применение ярких цветовых оттенков говорит о хорошем расположении духа, отсутствии утомления;

3)особенности внутрисемейных отношений и эмоциональное самочувствие

Степень выраженности положительных эмоций у членов семьи, степень их близости – неоднозначна (сидят за столом вместе / находятся далеко друг от друга, сильно выражены эмоции).

 

Анализ рисунка (по Л. Карману):

1)графическое качество

характер линий – преобладают ровные линии, чрезмерная штриховка.

пропорции фигур – соответствуют норме, наблюдается легкое уменьшение размеров.

использование пространства – практически не используется верхняя часть рисунка.

аккуратность – довольно аккуратно, с акцентами на деталях.

2)формальная структура

динамичность рисунка – изображено реалистическое действие на фоне интерьера.

расположение членов семьи – расположены за столом, но далеко друг от друга, при этом беседуют.

содержание (анализ смысла рисунка) – семья изображена в привычном для них моменте жизни, супруги сидят напротив друг друга и разговаривают, заняты различными процессами (муж – собирается пить чай, а жена – есть, а затем пить чай).

 

Заключение

Интегративный подход

Данный подход объединяет различные диагностические техники в общую схему. Наиболее известной является «модель Мак-Мастерса», разработанная Эпштейном, Бишопом и Левиным и включающая шесть аспектов.

A. Способность семьи к осознанию и решению проблем. Оценивается способность семьи осознать проблему, оценить ее последствия, принять общее согласованное решение.

Б. Коммуникация в семье. Оцениваются открытость, понятность и другие харак­теристики передачи и восприятия информации в семье.

B. Ролевая структура. Оценивается принятие или отвержение каждым членом семьи ролевой структуры семьи.

Г. Аффективная отзывчивость. Определяется специфика эмоциональных кон­тактов в семье.

Д. Мотивационные характеристики. Исследуется уровень эмоциональной вов­леченности в жизнь семьи: достаточность, эмпатичность, автономность.

Е. Контроль поведения. Учитываются способы воздействия семьи на поведение своих членов и способы воздействия членов семьи друг на друга: систематичность, гибкость и т. д.

 

 

А. Члены семьи, способной к осознанию к решению проблем:

1. понимают, что они не удовлетворены жизнью из-за наличия определенной проблемы, требующей для своего разрешения определенных интеллектуальных и волевых усилий;

2. рассчитывают на получение всей информации от того члена семьи, кто пер­вый ее обнаружил;

3. рассматривают различные альтернативы для решения проблемы;

4. достаточно оперативно принимают определенное решение;

5. осуществляют это решение;

6. убеждаются в успешности своих действий и оценивают их результаты.

Б. Успешность коммуникации в семье определяется двумя характеристиками:

1. открытость или, напротив, замаскированность (неясность, двусмысленность) информации, которой обмениваются между собой члены семьи;

2. непосредственность передачи послания адресату (вместо передачи через по­средника).

В. Ролевая структура включает:

1. функции, выполняемые данной семьей;

2. привычные образцы поведения;

3. навыки и умения, используемые при выполнении ролей;

4. правила «приписывания» ролей членам семьи;

5. установление ответственности за различные внутрисемейные события.

Г. Аффективная отзывчивость проявляется в том, что человек:

1. уверенно описывает ситуацию;

2. проясняет и конкретизирует то, что имел в виду;

3. просит об обратной связи;

4. получает обратную связь и принимает услышанное во внимание.

 

 

Д. Выделяют следующие типы нарушений мотивации:

1. недостаточная эмоциональная вовлеченность в семью;

2. «нарциссическая» вовлеченность – семью используют для удовлетворения чувства тщеславия и самоутверждения;

3. сверхвовлеченность – индивид растворен в семье и буквально не может жить без нее;

4. симбиотическая связь – полная зависимость от другого члена семьи, подчи­нение своей жизни его интересам.

 

Е. Контроль над поведением может быть ригидным или гибким, хаотичным или последовательным и т. д.

 

 

Э. Г. Эйдемиллер и В. Юстицкис (1999) разработали поэтапную методику изу­чения семьи.

На 1-м этапе (предварительного знакомства) отмечаются нарушения жизнедеятельности семьи в целом и семейных взаимоотношений, выясняются уров­ни конфликтности, напряженности, тревожности, степень взаимопонимания и удов­летворенности семейной жизнью. Этот этап занимает первые 10-15 минут беседы.

На 2-м этапе выясняют обстоятельства, которые могли сыграть травмирующую роль в жизни семьи, учитывают различия в представлениях членов семьи о том, что происходит в семье и что должно быть в идеале, уточняют причины искажений в восприятии ситуации и/или ее описании.

3-й этап (выявление психотравмирующей ситуации) посвящен перебору диаг­ностических гипотез для локализации проблемы, которая действительно является патогенной.

На 4-м этапе устанавливается коррекционный семейный диагноз, отвечающий на вопрос, какие изменения в жизни семьи могут привести к изменению психотрав­мирующей ситуации, снятии ее травматичности.

Литература

1. Андреева Т. В. Семейная психология: Учеб. пособие. – СПб.: Речь, 2004. – 244 с.

2. Браун Дж., Кристенсен Д. Теория и практика семейной психотерапии – СПб Питер, 2001 –352 с ил – (Серия «Золотой фонд психотерапии»).

3. Олифирович Н.И., Зинкевич-Куземкина Т.А., Велента Т.Ф. Психология семейных кризисов. – СПб.: Речь, 2006. – 260 с.

4. Старшенбаум Г. В.Сексуальная и семейная психотерапия. – М.: Изд-во Высшей школы психоло­гии, 2003. – 300 с.

5. Черников А.В. Генограмма и категории анализа семейной истории // Психологическая консультация. Научно-популярный журнал. Вып.1. – М., 1998. – С. 109–125.

6. Черников А.В. Системная семейная терапия: Интегративная модель диагностики. – Изд. 3-е, испр. и доп. М.: Независимая фирма “Класс”, 2001. – 208 с. – (Библиотека психологии и психотерапии, вып. 97).

7. Шерман Роберт, Фредман Норманн Структурированные техники семейной терапии. Руководство. Авторизированный перевод с английского кандидата психологических наук А.З.Шапиро – 270 с.

8. Эйдемиллер Э.Г. , Добряков И.В., Никольская И.М. Семейный диагноз и семейная психотерапия. – СПб.: Речь, 2003. – 336 с.