Санкт-Петербургский государственный университет. Федеральное агентство по образованию Российской федерации

Федеральное агентство по образованию Российской федерации

Санкт-Петербургский государственный университет

Факультет психологии

Кафедра инженерной психологии и эргономики

Рассмотрено и рекомендовано

на заседании ученого совета

факультета психологии СПбГУ

протокол от _______ 2006 г. №___

Декан факультета психологии

__________________ Л.А. Цветкова

___ ________ 2006 г.

«УТВЕРЖДАЮ»

Проректор по учебной работе СПбГУ

____________ И.А. Дементьев

___ ________ 2006 г.

ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

«Безопасность труда»

(раздел общеобразовательной и общепрофессиональной

дисциплины «Безопасность жизнедеятельности»)

для студентов всех направлений и специальностей СПбГУ

Разработчик: доцент кафедры эргономики

и инженерной психологии, к. т. н. В.В. Милохов

Рецензенты:

профессор, д.пс.н. Г.В. Суходольский

Президент Международной академии

наук экологии и безопасности жизнедеятельности,

заведующий кафедрой безопасности жизнедеятельности

Лесотехнической академии

профессор, д.т.н. О.Н. Русак

Санкт-Петербург

2006 г.

Программа курса «Безопасность труда» (раздел общеобразовательной и общепрофессиональной дисциплины «Безопасность жизнедеятельности») для студентов всех направлений и специальностей СПбГУ составлена в соответствии с примерной программой дисциплины «Безопасность жизнедеятельности», утвержденной Министерством высшего профессионального образования РФ.

1. Организационно-методический раздел

1.1. Цель и задачи преподавания дисциплины (курса лекций и практических занятий)

Теоретическая и практическая подготовка студентов СПбГУ к выполнению комплекса обязанностей, установленных Российским законодательством, по обеспечению безопасности человека в процессе трудовой деятельности.

Для реализации поставленной цели в процессе изучения курса решаются следующие задачи:

  • Обосновать актуальность современной проблемы снижения риска взаимодействия человека с окружающей средой независимо от вида деятельности и определить понятие социально-допустимого риска;
  • Раскрыть сущность государственной системы РФ сохранения жизни и здоровья человека, включающей комплекс правовых, социально-экономических, организационно технических, санитарно-гигиенических, лечебно-профилактических, реабилитационных и иных мероприятий.
  • Сформировать у студентов умение оценки потенциальной опасности условий труда, идентификации факторов опасного и вредного воздействия с учетом специфики профессиональной деятельности и показать универсальность критериев идентификации при любых видах деятельности человека;
  • Привить практические навыки в выявлении причин проявления физических, химических, биологических, психофизиологических и природных опасных и вредных факторов окружающей среды;
  • Изучить теоретические основы, принципы и систему современных методов и средств, обеспечивающих снижение риска неблагоприятных воздействий на организм человека вредных и опасных факторов в периоды труда и отдыха;
  • Конкретизировать приемы выбора средств коллективной и индивидуальной защиты, с помощью которых нормализуются условия труда, и методов профилактики неблагоприятных воздействий вредных и опасных факторов трудового процесса.

1.2. Место курса в профессиональной подготовке выпускника

Курс «Безопасность труда» является разделом общеобразовательной и общепрофессиональной дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» и изучается студентами всех видов специальностей, направлений и форм обучения СПбГУ на заключительном этапе обучения (предпочтительно — в 7 или 8 семестре).

Изучение материала, предусмотренного курсом «Безопасность труда», является в соответствии со ст. 225 Трудового кодекса РФ и ст. 15 ФЗ «Основы законодательства РФ об охране труда» обязательным этапом подготовки будущих специалистов и руководителей работ к квалифицированной деятельности по сохранению жизни и здоровья человека, как в процессе труда, так и в период отдыха, с учетом современных методов минимизации риска взаимодействия человека с окружающей средой. При этом учитывается специфика работы будущих выпускников различных факультетов СПбГУ. Конкретный перечень вопросов, подлежащих углубленному освоению студентами на каждом факультете, определяется рабочими программами.

1.3. Требования к уровню освоения содержания курса

В результате изучения материалов курса студенты должны:

  • Иметь современное представление о сущности понятия «социально-допустимый риск» и о фактическом уровне риска взаимодействия человека с окружающей средой при различных видах деятельности;
  • Усвоить перечень обязанностей участников трудового процесса (работодатель и исполнитель работ), установленных Российским законодательством, по обеспечению безопасного выполнения работ, а также систему государственного управления безопасностью труда;
  • Знать основные нормативно-правовые акты, содержащие государственные требования по сохранению жизни и здоровья человека;
  • Овладеть практическими навыками в области идентификации факторов опасного и вредного воздействия, сопровождающих конкретный трудовой процесс и другие виды деятельности человека, оценки потенциальной опасности их воздействия и выявления причин их проявления;
  • Приобрести теоретические и практические знания об основных принципах, методах и средствах обеспечения безопасности человека;
  • Освоить методы выбора комплекса защитных мероприятий (в том числе средств коллективной и индивидуальной защиты) и способов профилактики при сочетанном воздействии комплекса вредных факторов трудового процесса.

2. Объем и распределения часов курса по разделам, темам и видам занятий

п/п

Наименование тем и разделов

Всего часов

Аудиторные занятия (час.)

Самостоятельная

работа

лекции

семинары

1

Риск взаимодействия человека с окружающей средой в различной сфере деятельности.

1

1

2

Государственная политика РФ, направленная на сохранение жизни и здоровья человека.

1

1

3

Организационная структура и государственное управление работами по безопасности труда.

3

2

1

4

Права и обязанности участников трудового процесса по обеспечению безопасных условий труда

2

1

1

5

Теоретические и методологические основы обеспечения безопасности человека в трудовом процессе и других видах деятельности.

1

1

6

Классификация опасных и вредных факторов. Физические вредные производственные факторы.

15

6

6

3

7

Химические факторы вредного воздействия.

5

2

2

1

8

Биологические факторы вредного воздействия.

2

1

1

9

Психофизиологические факторы вредного воздействия.

4

1

2

1

10

Меры безопасности при комплексном воздействии опасных и вредных факторов.

4

1

2

1

11

Требования безопасности при экспедиционных работах.

3

2

1

12

Комплексная оценка условий труда.

1

1

Итого

42

20

12

10

3. Форма промежуточного и итогового контроля

  • краткий опрос по результатам каждого практического задания (перечень вопросов указан в учебно-методических пособиях к практическим занятиям);
  • подготовка реферата каждым студентом, обсуждение и оценка качества реферата;
  • итоговый контроль — экзамен (зачет) по результатам изучения лекций, материалов для самостоятельного изучения и выполнения практических занятий.

4. Содержание дисциплины

  1. Темы и их краткое содержание

Тема 1. Риск взаимодействия человека с окружающей средой в различной сфере деятельности.

Понятие риск и причины его высокого уровня при взаимодействии человека с окружающей средой. Сравнительная оценка уровней риска при различных видах деятельности человека. Социально-допустимый уровень риска трудовой деятельности. Актуальность качества постановки всего комплекса работ по сохранению жизни и здоровья человека как фактора предотвращения экстремальных ситуаций.

Тема 2. Государственная политика РФ, направленная на сохранение жизни и здоровья человека.

Основные направления государственной политики РФ в области сохранения жизни и здоровья человека. Право работника на труд, отвечающий требованиям безопасности и гигиены. Приоритет сохранения жизни и здоровья человека перед материальной заинтересованностью. Комплекс правовых норм, обеспечивающих государственные гарантии безопасности работника в трудовом процессе.

Тема 3. Организационная структура и государственное управление работами по безопасности труда.

Государственное управление безопасностью труда и объекты управления. Службы безопасности труда предприятий, учреждений и их обязанности в осуществлении мероприятий по безопасности труда. Роль общественных организаций в работе по охране труда. Государственные органы и инспекции, осуществляющие контроль по безопасности труда; права и обязанности органов государственного контроля и надзора безопасного ведения работ.

Планирование и финансирование мероприятий по безопасности труда. Виды ответственности за нарушение требований безопасности труда (административная, дисциплинарная, материальная и уголовная).

Порядок наложения взысканий на виновных в нарушении норм и требований охраны труда. Методы стимулирования эффективной работы по охране труда.

Тема 4. Права и обязанности участников трудового процесса по обеспечению безопасных условий труда

Перечень прав и обязанностей работодателя по обеспечению безопасных условий труда. Права работников на труд в условиях безопасных для жизни и здоровья. Создание условий труда, отвечающих требованиям безопасности. Предварительный и периодический медицинский осмотр. Обучение и инструктаж по безопасности труда. Периодический производственный контроль условий труда (система ранжирования условий труда по классам и степени опасности, трехступенчатый контроль, аттестация рабочих мест по условиям труда, паспорт канцерогенноопасного производства, декларация промышленной безопасности опасных производственных объектов).

Порядок допуска к самостоятельной работе при работах повышенной опасности. Расследование, учет и отчетность о несчастных случаях. Обязательное страхование от несчастных случаев и профессиональных заболеваний.

Тема 5. Теоретические и методологические основы обеспечения безопасности человека в трудовом процессе и других видах деятельности

Комплекс правовых, социально-экономических, организационно-технических, санитарно-гигиенических, лечебно-профилактических, реабилитационных и иных мероприятий по сохранению жизни и здоровья человека. Теория надежности, теория ошибок и теория катастроф – как аппарат минимизации риска трудовой деятельности.

Основные методы и принципы обеспечения безопасности человека в процессе труда: уменьшение численности производственных факторов опасного и вредного воздействия; снижение уровней факторов; удаление источников опасного и вредного фактора за пределы постоянного рабочего места; уменьшение времени воздействия факторов; разграничение рабочей зоны и зоны проявления факторов; повышение «надежности» исполнителя работ.

Тема 6. Классификация производственных и природных опасных и вредных факторов. Физические опасные и вредные производственные факторы.

Группы опасных и вредных производственных факторов (физические, химические, биологические и психофизиологические).

Универсальность классификации как инструмента идентификации опасных и вредных факторов в трудовой и других видах деятельности.

Физические опасные и вредные производственные и природные факторы:

Электромагнитные излучения (ультрафиолетовое, оптическое и инфракрасное излучение, электромагнитные поля диапазона радиочастот и токов промышленной частоты) и электростатическое поле как факторы опасного и вредного воздействия; последствия их воздействия на организм человека. Допустимые уровни и средства предотвращения пере облучения работника. Опасность воздействия электрического тока. Меры электробезопасности.

Естественное и искусственное освещение. Роль освещения в обеспечении здоровых и безопасных условий труда. Неудовлетворительные условия освещения как причина утомления, снижения работоспособности, заболеваний и травматизма. Нормирование естественного и искусственного освещения. Контроль нормируемых показателей. Организация рационального естественного и искусственного освещения рабочих мест.

Виброакустические факторы опасного и вредного воздействия (инфразвук, шум, ультразвук и вибрация) при использовании лабораторного оборудования и аппаратуры, последствия их воздействия на организм человека. Нормы допустимых уровней воздействия; средства коллективной и индивидуальной защиты от воздействия виброакустических факторов, методы профилактики.

Ионизирующие излучения при экспериментальных работах и последствия их воздействия на организм человека. Допустимые дозы ионизирующих излучений. Нормы радиационной безопасности. Основные санитарные правила ведения работ при использовании источников ионизирующего излучения. Классы опасности работ и меры безопасности при их проведении.

Микроклимат рабочей зоны (температура, влажность и скорость воздуха, тепловая нагрузка среды, атмосферное давление).

Опасность переохлаждения и перегрева организма человека. Нормы допустимых и оптимальных значений параметров микроклимата, тепловая нагрузка среды, методы и средства нормализации параметров микроклимата при работах в помещениях и за их пределами.

Повышенное и пониженное давление. Опасность повышенного и пониженного атмосферного давления, а также его резкого изменения на организм человека. Меры безопасности при работе под повышенным и пониженным атмосферным давлением. Меры, способствующие адаптации человека при изменении атмосферного давления.

Повышенная или пониженная концентрация легких аэроионов. Причины изменения аэроионного состав воздуха в рабочих помещениях. Неблагоприятные реакции организма человека при нарушении аэроионного состава воздуха. Профилактика профессиональных заболеваний. Средства нормализации концентрации легких аэроионов положительной и отрицательной полярности.

Геомагнитное поле земли и допустимые уровни отклонений от нормируемых значений. Профилактика неблагоприятных воздействий на организм человека.

Механические воздействия и их источники при эксплуатации лабораторного оборудования и работе в полевых условиях. Основные методы и средства защиты от механических травм.

Тема 7. Химические факторы вредного воздействия

Классификация химических веществ по видам воздействия на организм человека. Предельно-допустимые концентрации и ориентировочные безопасные уровни воздействия вредных веществ в воздухе рабочей зоны и в атмосферном воздухе населенных пунктов. Классы опасности химических веществ и назначение классификации. Комплекс защитных и профилактических мероприятий при работе с химическими веществами различных классов опасности. Безопасные приемы и организация работ, порядок хранения и перевозки при использовании сильнодействующих ядовитых веществ (СДЯВ).

Порядок хранения и транспортировки химических веществ, обеспечивающий безопасность работ. Группы совместимости химических веществ при хранении и перевозке.

Тема 8. Биологические факторы вредного воздействия.

Опасность загрязнения воздуха помещений биологических лабораторий микроорганизмами. Виды заболеваний человека при контакте с микро – и макроорганизмами в лабораториях, в полевых условиях и при исследовании флоры и фауны моря. Способы обеспечения безопасности труда при работе в лабораториях с микроорганизмами различной группы инфицирования и режим работы лабораторий. Основные организационно-технические и санитарно-гигиенические средства защиты организма человека от воздействий микро- и макроорганизмов. Медико-профилактические мероприятия.

Тема 9. Психофизиологические факторы вредного воздействия.

Влияние психофизиологических факторов на работоспособность и состояние здоровья человека. Отрицательные явления, вызываемые физическим и нервно-психическим перенапряжением. Психофизиологические основы создания здоровых и безопасных условий труда при работе на персональных компьютерах. Комплекс мероприятий по профилактике утомления, заболеваний и повышению работоспособности: рациональная организация рабочего места, эргономические требования к рабочей мебели и по размещению оборудования, целесообразное использование регламентируемых перерывов, создание благоприятного психологического климата. Нормативные требования стандартов системы человек-машина, предъявляемые к организации труда. Монотонность трудового процесса. Факторы, сближающие и разделяющие монотонию и утомление. Психофизиологические факторы, определяющие тяжесть и напряженность трудового процесса. Психо-эмоциональное напряжение. Понятие порогов чувствительности (абсолютные, разностные и оптимальные пороги).

Связь силы ощущения и интенсивности раздражителя. Психологический климат в коллективе и его влияние на безопасность и производительность труда. Понятие конфликта. Профотбор как метод повышения безопасности трудового процесса.

Тема 10. Меры безопасности при комплексном воздействии опасных и вредных факторов.

Размещение, устройство и содержание помещений в зависимости от профиля работы. Требования безопасности к инженерно-техническому оборудованию помещений лабораторий. Условия безопасного ведения работ в лабораториях: автоматическое управление работами, аварийная сигнализация, защитная блокировка, средства защиты. Спецодежда, обувь и индивидуальные предохранительные приспособления.

Требования безопасности при использовании контрольно-измерительной аппаратуры и технологического оборудования: электроизмерительной аппаратуры, оптических приборов, химической посуды и приборов, микротомов, газовых горелок, автоклавов, центрифуг, сосудов для работы под давлением или вакуумом.

Перечень факторов вредного воздействия при использовании персональной электронно-вычислительной техники. Методы обеспечения безопасности при работе с использованием персональных ЭВМ.

Факторы вредного воздействия при работе с оптическим квантовым генератором. Методы обеспечения безопасности при использовании оптических квантовых генераторов.

Тема 11. Требования безопасности при экспедиционных работах

Виды опасных и вредных воздействий при выполнении полевых работ в горах, пустынях, тайге, тундре, заболоченных районах, на воде и под водой. Обеспечение безопасности при выполнении работ в горных и высокогорных районах. Меры защиты от интенсивной солнечной радиации. Безопасные режимы работ при низких температурах, сильном ветре и снегопадах. Меры безопасности при выполнении работ в лавиноопасных районах и при опасности камнепада и селевых потоков. Правила безопасности при работе в условиях тумана, дождя и снегопада. Приспособления и снаряжение, обеспечивающие безопасность работ. Обеспечение безопасности при выполнении работ в безводных степях и пустынях. Меры безопасности при работе в условиях сильного ветра. Средства защиты от воздействия интенсивной солнечной радиации. Меры защиты человека от укусов комаров, москитов, ядовитых пауков, змей. Организация сигнализации, связи и ориентиров для безопасного передвижения.

Обеспечение безопасности при выполнении работ в заболоченной тайге и тундре. Правила безопасного передвижения через заболоченные участки, буреломы, преграды, линзы воды, нагромождения каменных глыб. Обеспечение безопасности при выполнении работ на воде и под водой. Безопасность при преодолении водных преград. Мероприятия по защите человека от вредных воздействий при исследовании флоры и фауны моря.

Тема 12. Комплексная оценка условий труда.

Ранжирование условий труда по классам и степени вредности. Оптимальные, вредные и экстремальные условия труда. Общая оценка класса и степени условий труда при сочетанном воздействии факторов опасных и вредных факторов. Режимы труда и отдыха. Виды и нормы компенсаций за работу в неблагоприятных условиях труда. Сертификация работ по безопасности труда.

  1. Перечень примерных контрольных вопросов и заданий для самостоятельной работы

1).

Порядок составления и утверждения плана мероприятий по безопасности труда. Типовая сводная номенклатура по безопасности труда.

2).

Обучение отдельных категорий работников по вопросам безопасности труда.

3).

Перечень факторов вредного воздействия и их источники при выполнении лабораторных исследовательских работ.

4).

Анализ причин проявления вредных факторов при работе экспериментальных установок и выполнении технологических операций.

5).

Выбор комплекса средств коллективной и индивидуальной защиты для нормализации условий проведения исследовательских работ.

6).

Разработка комплекса мер профилактики при неблагоприятных воздействиях вредных факторов и обоснование требуемых льгот и компенсаций в зависимости от класса и степени вредности условий труда.

4.3. Примерная тематика рефератов

1).

Нормализация условий труда при лабораторных исследовательских работах с учетом их специфики и характера.

2).

Организация безопасных работ при воздействии природных опасных и вредных факторов (полевые и экспедиционные исследовательские работы);

3).

Организационно-правовое обеспечение безопасности исследовательских работ.

4).

Специфика требований безопасности труда школьников, студентов среднего и высшего профессионального образования.

5. Примерный перечень вопросов к экзамену (зачету) по всему курсу

1).

Сравнительная оценка уровней риска при различных видах деятельности человека. Социально-допустимый уровень риска трудовой деятельности.

2).

Основные направления государственной политики РФ в области сохранения жизни и здоровья человека.

3).

Права и обязанности участников трудового процесса по обеспечению безопасных условий труда.

4).

Организационное и правовое обеспечение безопасности труда.

5).

Права и обязанности органов государственного контроля и надзора безопасного ведения работ.

6).

Комплекс производственных вредных и опасных факторов, определяющих уровень риска трудовой деятельности.

7).

Основные методы и принципы обеспечения безопасности человека в процессе труда.

8).

Группы опасных и вредных производственных факторов (физические, химические, биологические и психофизиологические).

9).

Неблагоприятное воздействие на организм человека физических вредных и опасных факторов.

10).

Неблагоприятное воздействие на организм человека химических вредных и опасных факторов.

11).

Неблагоприятное воздействие на организм человека биологических вредных и опасных факторов.

12).

Влияние психофизиологических факторов на работоспособность и состояние здоровья человека.

13).

Нормы допустимых уровней воздействия физических факторов, средства коллективной и индивидуальной защиты от их воздействия, методы профилактики.

14).

Комплекс защитных и профилактических мероприятий при использовании, хранении и перевозке химических веществ различных классов опасности.

15).

Основные организационно-технические и санитарно-гигиенические средства защиты организма человека от воздействий микро и макроорганизмов.

16).

Меры безопасности при комплексном и сочетанном воздействии опасных и вредных факторов.

17).

Виды опасных и вредных воздействий при выполнении полевых и экспедиционных работ и обеспечение безопасности при их выполнении в различных природных условиях.

18).

Комплексное ранжирование условий труда по классам и степени вредности.

  1. Учебно-методическое обеспечение курса

5.1. Материальное обеспечение

При изучении курса предусмотрены аудиторные занятия с использованием слайдов и фолий для демонстрации с помощью проекционных аппаратов.

5.2. Методические указания студентам по оформлению реферата

Реферат по курсу «Безопасность труда» является аналогом раздела «Охрана труда» дипломной работы выпускника высшей школы, предусмотренного Приказом Госкомобразования РФ № 473 от 09.07.90 г. С учетом требований предъявляемых к разделу «Охрана труда» дипломной работы выпускника высшей школы, содержание реферата должно продемонстрировать:

  • умение студента практически применить полученные знания по обеспечению безопасности труда при выполнении конкретной работы (курсовой, лабораторной или экспедиционной);
  • знакомство автора с современными нормативными требованиями по обеспечению безопасности труда;
  • умение в конкретных условиях определить спектр опасных и вредных производственных факторов, оценить соответствие фактических уровней нормативным требованиям, ранжировать условия труда по классам вредности, выявить причины их проявления и разработать мероприятия по нормализации условий труда;
  • способность реализовать известные принципы оптимизации по параметрам безопасности труда применительно к технологии его исследовательской работы.

Реферат должен иметь объем 8-10 страниц и соответствовать следующей структуре: титульный лист, оглавление, введение, параграфы, заключение и список используемой литературы. На титульном листе реферата содержится информация: название факультета, курс, № группы (наименование кафедры), название темы реферата, фамилия, имя, отчество автора, фамилия и инициалы преподавателя, год выполнения работы.

5.5. Рекомендуемая литература

5.5.1. Основная литература

Русак О.Н., Малаян К.Р., Занько Н.Г. Безопасность жизнедеятельности. Учебное пособие /под ред. О.Н. Русака. – СПб.: Изд-во «Лань», 2010. – 448 с.

Безопасность жизнедеятельности: Учебник для вузов / С.В. Белов, А.В. Ильницкая, А.Ф. Козьяков и др.; под общ. ред. С.В. Белова. – М.: Высшая школа, 1999. – 448 с.

Форсюк А.А. Охрана труда. Учебник для вузов – М: 2001.

Измеров Н.Ф. Физические факторы. Эколого-гигиеническая оценка и контроль. Руководство, т.т. 1 и 2 – М: Медицина, 1999.

Дмитриева М.А., Крылов А.А., Нафтульев А.И. Психология труда и инженерная психология. Л., 1979.

5.5.2. Дополнительная литература

  1. Трудовой кодекс Российской Федерации, утвержден 30.12.2001, №197-ФЗ.
  2. Федеральный закон от 30 марта 1999 г. «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (СЗ РФ. 1999. № 14. Ст.1650).
  3. Федеральный закон № 125-ФЗ от 24.07.98 «Об обязательном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» (СЗ РФ 1998, № 31, ст. 3803).

6. СанПиН 2.2.2/2.4.1340-03. «Гигиенические требования к персональным электронно-вычислительным машинам и организации работы». Госсанэпиднадзор России. М., 2003

8. Психология //под ред. А.А. Крылова, С-Пб.,1998.

Доцент _______________________________________ В.В. Милохов

13