РУДИК ПЕТР АНТОНОВИЧ — ОСНОВАТЕЛЬ КАФЕДРЫ ПСИХОЛОГИИ ГЦОЛИФК

Мотивация спортсмена, как психологический аспект преодоления лени.

 

 

АктуальностьПроблема лени — глобальная проблема человека. Современный мир чрезвычайно активно и стремительно меняется. Проблемы, связанные с присутствием у молодежи лени отражают несовершенства и пороки всего общества. Поэтому решение этих трудностей окажет влияние на благосостояние всего социума. Актуальность данной проблемы состоит в том, что мотивация спортсмена к спортивным занятиям, как правило, должна быть направлена на достижение результатов. Этот результат может быть оценен психофизиологическими параметрами человека, высокими достижениями, которые направлены на удовлетворение первичных и высших потребностей. В настоящее время необходимо пробудить заинтересованность подростков к занятиям спортом, что способствует гармоничному развитию личности. Выделение мотивов для каждого спортсмена является индивидуальной психолого-педагогической задачей.

Психологические проблемы юношества связаны, главным образом, с отсутствием четкого жизненного ориентира. С законами жизни парней и девушек знакомят не только родители, школа и книги, но и улица, продукты массовой культуры, СМИ, собственный опыт. Юношеский максимализм провоцирует в молодежи развитие равнодушия или агрессии, толкает к вступлению в молодежные неформальные группировки. Мотивация, как психологический аспект преодоления лени, поможет нынешней молодёжи выбрать правильный путь, секцию, а тренеру воспитать хороших спортсменов.

Цель исследованияВыявить мотивацию, как главный психологический аспект преодоления лени.

Объект исследованияМотивация, а также молодежь, занимающаяся и не занимающаяся спортом.

Предметом исследованияМотивация, ее разновидности в сфере физической культуры и спорта.

Задачи:

 

Мотивация в спорте

Мотивация, побуждающая человека заниматься спортом, как психологический аспект, выполняет особую роль в психологическом обеспечении спортивной деятельности.

Мотивация в спорте предполагает наличие факторов и процессов, побуждающих спортсмена к действию или бездействию в различных ситуациях.

8 стр., 3908 слов

Психологический аспект механизмов нарушений чтения

Дислексия — частичное специфическое нарушение процесса чтения, обусловленное несформированностъю (нарушением) высших психических функций и проявляющееся в повторяющихся ошибках стойкого характера. Современный анализ проблемы нарушения чтения основывается на понимании сложной психофизиологической структуры процесса чтения в норме и особенностей усвоения этого навыка детьми. Чтение представляет ...

Спортсмен должен донести до себя понимание того, что высокий смысл спортивной деятельности заключается в самосовершенствовании, самоутверждении собственного я, в победе не только соперников, но и собственных слабостей.

Спортсмен должен глубоко осознать, что познание жизни и себя возможно только через преодоление сложностей: бороться, чтобы научиться преодолевать любые препятствия, уметь подвергать себя напряжениям, успешно переносить трудности и добиваться успеха, воспитывать в себе уважение к труду, получение удовлетворения не только от результата (выигрышей, побед), но и от процесса (упорных тренировок).

Все это есть ничто иное, как мощные мотивы к спортивной деятельности.

Мотивация спортсмена в значительной степени определяет уровень его специальной подготовки, которая является одной из основных составляющих его спортивных успехов. Дело в том, что сила и устойчивость мотивации во многом определяется возможностями спортсмена удовлетворить себя в конкретном виде спортивной деятельности, а уровень специальных знаний, умений и навыков демонстрирует возможности спортсмена.

Мотивы, побуждающие человека заниматься спортом, имеют свою структуру:

• Непосредственные мотивы спортивной деятельности

-потребность в чувстве удовлетворения от проявления мышечной активности;

-потребность в эстетическом наслаждении собственной красотой, силой, выносливостью, быстротой, гибкостью, ловкостью;

-стремление проявить себя в трудных, даже экстремальных ситуациях;

-стремление добиться рекордных результатов, доказать свое спортивное мастерство и добиться победы;

-потребность в самовыражении, самоутверждении, стремление к общественному признанию, славе.

• Опосредованные мотивы спортивной деятельности

 

-стремление стать сильным, здоровым;

-стремление через спортивную деятельность подготовить себя к практической жизни;

-чувство долга;

-потребность в занятиях спортом через осознание социальной важности спортивной деятельности.

Авксентий Цезаревич Пуни, вошедший в историю науки как один из крупнейших учёных, став основоположником целого направления спортивной психологии.

1. Пуни А.Ц. Психологические основы волевой подготовки в спорте. Л., 1977.

4 стр., 1924 слов

Когнитивные механизмы процесса совершенствования психомоторной деятельности в спорте

Когнитивные механизмы процесса совершенствования психомоторной деятельности в спорте М.В. Ермолаева, А.В. Родионов, М.М. Иевлева, Всероссийский научно-исследовательский институт физической культуры Московский государственный открытый университет Среди фундаментальных научных проблем спортивной психологии (и спортивной науки вообще) проблема психомоторики наиболее всеобъемлюща. Действительно, ...

2. Пуни А.Ц. Теория и практика физической культуры. 1986, № 6.

 

на основании научно-практических исследований мотивов спортивной деятельности установил следующую динамику развития мотивов, побуждающих к занятиям спортом.

 

 

Начальная стадия занятия спортом.

 

В этот период предпринимаются первые попытки включиться в спортивную деятельность.

Побуждающие мотивы:

• характеризуются диффузностью интересов к физическим упражнениям (подростки начинают обычно заниматься не одним, а несколькими видами спорта);

• имеют непосредственный характер (занятия спортом нравятся, главная движущая сила — любовь к физической культуре);

• связаны с условиями среды, благоприятствующими занятиям данным видом спорта (популярность вида по месту жительства, интерес окружающих людей);

• часто включают в себя элементы долга (обязанность посещать уроки физической культуры, секции).

 

Стадия специализации в избранном виде спорта.

На этой стадии мотивами являются:

 

• развитие интереса к определенному виду спорта;

• стремление развить обнаруженные способности к определенному виду спорта; в) стремление к закреплению успеха:

• расширение специальных знаний, приобретение более высокой степени тренированности (выражается в стремлении к установлению личных рекордов — выполнение третьего разряда, второго, первого и т.д.).

Кроме того, спортивная деятельность становится потребностью. На фоне привыкания к физическим нагрузкам, необходимость испытывать их входит в привычку.

Стадия спортивного мастерства.

Здесь основные мотивы выражаются в стремлении:

• поддержать свое спортивное мастерство на высоком уровне и добиться еще больших успехов;

• служить своими спортивными достижениями Родине;

• содействовать развитию данного вида спорта, потребности передать свой опыт молодым спортсменам.

Мотивы спортивной деятельности характеризуются ярко выраженной социальной направленностью и педагогическими стремлениями.

Условия для мотивации. Как мотивировать?

Мотивы возникают, когда надо удовлетворить потребности субъекта. Если мы поймем, что хотят наши спортсмены, и будем готовы помочь им осуществить их потребности, мы овладеем ключом к их мотивации.

1 стр., 181 слов

Основные показатели деятельности педагога (глазами учащихся 9–11 классов)

Уважаемые ребята! Просим вас ответить на вопросы анкеты, в которой перечислены профессиональные и личные качества учителя. Оцените его работу по 5-балльной шкале, где: 5 баллов – качество проявляется практически всегда; 4 балла – качество проявляется часто; 3 балла – качество проявляется не всегда; 2 балла – качество проявляется редко; 1 балл – качество практически отсутствует. Подписывать анкету ...

А спортсмены хотят две вещи: удовольствие, которое стимулирует и возбуждает, и чувство собственного достоинства, которое включает необходимость чувствовать себя компетентным и успешным.

Потребность в удовольствии

Каждый из нас рождается с потребностью в определенном количестве стимуляции и эмоциональных переживаний — что зачастую называется потребностью в возбуждении, или можно сказать в удовольствии.

Оптимальное возбуждение.

Когда уровень нашего возбуждения слишком низок, нам становиться скучно и мы ищем стимуляции.

У спортсменов этой стимуляцией является тренировка, первичной целью которой является получение удовольствия.

В зависимости в какое время суток спортсмен обычно проводит тренировочные занятие утром или вечером, различаются уровни оптимального возбуждения во время дня.

Погружение в деятельность

Рассмотрим ряд средств, пользуясь которыми можно помочь спортсменам испытать оптимальное возбуждение и, благодаря этому, состояние «погружения в деятельность», тесно связанному с ощущением успеха.

1. Для изучения необходимо подбирать такие спортивные действия и упражнения, которые соответствуют уровню способностей спортсменов. Цель тренировки должна быть достаточно трудной, чтобы бросать вызов чувству гордости спортсменов, но не настолько трудной, чтобы не оставлять им шансов на успех. Если уровень способностей спортсменов высок, а тренировочные цели занижены, они начнут скучать. Если уровень способностей спортсменов низок, а цели завышены, они будут испытывать тревогу. Но если их способности совпадают с уровнем притязаний, спортсмены вероятнее всего будут испытывать чувство удовлетворения и добьются успеха.

2. Стимулируйте интерес к тренировкам, используя широкий круг средств (упражнений) для совершенствования спортивных навыков. Более того, позвольте молодым спортсменам самим предложить те средства, которые, по их мнению, помогут им овладеть новыми навыками.

3. Старайтесь, чтобы все спортсмены были вовлечены в выполнение упражнений, а не стояли бы долгое время в роли наблюдателей, ожидая своей очереди. Следуя предложениям, которые будут сформулированы позже , необходимо сделать тренировку такой же увлекательной, как и игра.

8 стр., 3620 слов

Краткий обзор систем телесно-ориентированной психотерапии

Краткий обзор систем телесно-ориентрованной психотерапии и педагогики. Введение Поскольку в настоящее время существует масса психотерапевтических методов и подходов, основанных на работе с телом и нет никакой возможности осветить их в рамках данной короткой работы (для этого потребовалось бы специальное исследование), то в рамках данного обзора будет сделан упор на методы, применяемые в рамках ...

4. Избегайте постоянных инструкций в ходе тренировок и игр. Дайте спортсменам время, когда они смогут «отдохнуть» от вас, и сосредоточиться только на спортивной деятельности. Ваши постоянные громкие инструкции в ходе соревнований не позволяют спортсменам испытать «погружение в деятельность».

5. Не оценивайте постоянно действия своих подопечных. «Погружение в деятельность» не может быть достигнуто, если спортсмены постоянно оцениваются, или сами вовлечены в оценивание — безотносительно от результата оценивания. Есть специальное время для оценивания, не следует давать оценок в ходе соревнований.

Другие источники удовольствия

 

Кроме поиска оптимального возбуждения и «погружения в деятельность», как средств получения удовольствия, спортсмены ищут удовольствия в общении с другими молодыми людьми, которые разделяют их увлечение спортом. Тренеры, которые не осознают этого мотива для занятий спортом, могут неадекватно строить отношения в команде, которые лишат спортсменов возможности получать радость социальных контактов с партнерами. Это может произойти благодаря чрезмерной регламентации тренировок и соревнований, которая сильно ограничит игрокам возможности социализации и вовлечет в стихийные и легкомысленные отношения. Тренеры могут, также, создать такую обстановку в команде, что игроки будут чувствовать, что они в большей степени играют друг против друга, чем вместе в одной команде.

Результаты изучения причин, по которым спортсмены бросают занятия спортом, позволяют понять, как важен элемент удовольствия для спортсменов. Чаще всего называются такие причины:

— я нашел, что другие виды деятельности доставляют больше удовольствия;

— я потерял интерес;

— мне мало давали играть;

— было много работы и мало развлечений;

— мне не нравится тренер.

Уберите удовольствие из спорта, и вы потеряете всех спортсменов. И если они не уйдут совсем, их мотивация будет серьезно ослаблена.

Так как же мотивировать спортсменов? Одним ключевым средством является помощь, которую тренер может оказать спортсменам в реализации их потребности в получении удовольствия, делая занятия спортом возбуждающими и бросающими вызов их чувству гордости, а не скучными или опасными. Другой путь — помочь спортсменам реализовать их потребность в чувстве собственного достоинства.

27 стр., 13251 слов

Психология как наука. Основные исторические этапы развития психологической науки

... проблемы. Б.Ф. Ломов выдвинул главные категории психологии: отражение, деятельность, личность, общение, понятия «социальное» и « ... витие (способности математические, технические, литературно-лингвистические, художественно-творческие, спортивные и т. д.); б) теоретические, определяющие склонность ... и художникам); ·  физический (им наделены спортсмены и танцоры, эти люди легче обучаются на ...

Потребность в чувстве собственного достоинства

В спорте победа приравнивается к успеху, а поражение — к неудаче.

Когда спортсмен испытывает успех, это укрепляет его бедующее стремление к мастерству. Но если спортсмен терпит неудачу в погоне за успехом, он может упрекать себя за поражение и отнести это за счет недостатка способностей

Этот ранний опыт успеха или неудачи формирует два разных типа спортсменов: тех, кто мотивирован на достижение успеха, и тех, кто мотивирован на избежание неудач.

Как думают победители

Спортсмены, ориентированные на успех, имеют принципиально другой взгляд на победы и проигрыши, чем спортсмены, ориентированные на неудачу.

Для спортсменов, ориентированных на победу, случайные поражения неизбежны в спорте. Они верят в свой успех, и принимают на себя ответственность за свои поражения. Это здравый подход. Именно такой подход мы должны воспитывать в своих подопечных.

Как думают пораженцы

В противовес, спортсмены, ориентированные на неудачи полны тревог и сомнений по поводу своих способностей. Они склонны рассматривать свои проигрыши как следствие недостатка способностей, а свои редкие победы как счастливый случай или слабость противника. Подобный образ мыслей продуцирует неудачи; спортсмены винят себя за поражение, и это не внушает веры в будущие победы.

 

Ключевые моменты для запоминания

1. Мотивы к занятиям спортом формируются с целью удовлетворения потребностей спортсменов в получении удовольствия и уважения окружающих.

2. Люди нуждаются в оптимальном уровне возбуждения.

3. При оптимальном возбуждении легче достичь состояния «погружения в деятельность».

4. Мы можем помочь спортсменам испытать оптимальное возбуждение и «погрузиться в деятельность», приведя в соответствие трудность упражнений с их способностями, избегая монотонности тренировок, планируя активное участие каждого из них в выполнении тренировочных заданий, и избегая постоянных замечаний и оценивания их действий.

5. Спорт несет в себе потенциальную угрозу молодым спортсменам, поскольку они связывают свои спортивные достижения с чувством собственного достоинства.

17 стр., 8048 слов

Здоровый образ жизни. Механизмы интегративной деятельности ЦНС. Спортивная подготовка

... между соревнованиями будут достаточно велики. 6.3. Основные стороны спортивной подготовки I. Техническая подготовка. Техническая подготовка спортсмена — процесс обучения технике движений, свойственных данному виду ... психологии, психофизиологии и патопсихологии позволяют однозначно утверждать, что психические явления в адекватном их проявлении представляют собой результат интегральной деятельности ...

6. Спортсмены, ориентированные на успех, рассматривают победы как следствие своих способностей, ища причину поражений в недостаточных усилиях.

7. спортсмены, ориентированные на неудачу, рассматривают поражения, как недостаток своих способностей, а редкие победы приписывают удаче, таким образом, они, с одной стороны, упрекают себя за поражение, а с другой, не верят в победу.

8. Спортсмены, ориентированные на неудачу, пытаются защитить чувство собственного достоинства, прилагая усилия к тому, чтобы другие не узнали их страхов относительно своих способностей. Тренеры часто ошибаются, принимая их пассивность за недостаток мотивации, но в действительности, эти спортсмены сильно мотивированы на то, чтобы избежать угрозы чувству собственного достоинства.

9. Тренеры связывают с учениками определенные ожидания, которые, будучи тем или иным способом высказаны ученикам, могут вызвать самоосуществление пророчеств.

10. Спортсмены, ориентированные на неудачу, сильнее уязвимы в отношении негативных ожиданий тренеров.

11. Спортсмены начинают бояться поражений поскольку:

— ошибки, которые являются естественной частью любого учебного процесса, неправильно интерпретируются как неуспех;

— психологический прессинг соревнований может заставить молодых спортсменов ставить перед собой нереалистично высокие цели, что гарантированно ведет к неудачам;

— спортсмены начинают больше стремиться к внешним наградам, а не к достижению своих личных целей.

12. Самым действенным средством повышения мотивации является внушение им мысли о том, что успех означает достижение их личных целей, а не целей других людей.

13. Мы можем играть жизненно важную роль в постановке спортсменами реалистичных личных целей, которые с одной стороны мотивируют их к проявлению максимальных усилий, а с другой, учитывают их индивидуальные способности.

14. Спортсмены показывают свои лучшие результаты, когда они оптимально возбуждены, или мотивированы. Слишком большое возбуждение ухудшает результаты.

15. Оптимум возбуждения разный в разных видах спорта и у разных спортсменов.

16. Спортсмены становятся тревожными, когда они не уверены, смогут ли они показать соответствующие результаты, если эти результаты важны для них. Чем больше неуверенность, и чем важнее результаты, тем выше степень тревожности.

17. Мы можем снизить степень тревожности, борясь с неуверенностью и занижая значение результата соревнования.

Заключение

Психологические требования к высокому уровню функциональной подготовленности и специальной работоспособности, особенно в условиях учебной деятельности, непрерывно увеличиваются. Следовательно, все больше возрастает и значение контроля и коррекции индивидуальных особенностей спортсмена, его психологических возможностей, которые играют решающую роль в эффективности и успешности спортивной деятельности, а также оказывают значительное влияние на формирование и совершенствование профессионально важных качеств.

Не зная особенностей потребностно-мотивационной сферы личности спортсмена, трудно готовить его к соревнованиям, формировать у него устойчивую, сильно действующую мотивацию. Тренер, вооруженный информацией об особенностях мотивации своего ученика, выступает как тонкий творец и истинный создатель спортивного результата.

Мотивация человека является составной частью его характера, она формируются в течение всей жизни, начиная с раннего детства. В детском возрасте источниками мотивации могут быть особенности психики данной личности, личная потребность в успехе, признании, общении с друзьями, особенности и склонность двигательной задачи.

Мотивация в спорте зависит как от внутренних причин (темперамент, черты характера), так и внешних (влияние родителей, педагогов, тренеров).

Внедрение новых организационно-методических приемов физического воспитания, наличие необходимых современных сооружений, использование и модернизация технических средств создают положительный фон формирования стойких интересов (мотиваций) к спортивным знаниям.

У спортсменов мотивация — побуждение к действию, играет большую роль. Если спортсмен мотивирован на достижение высоких спортивных результатов и тренер знает особенности его мотивации, то перед ним открывается широкая перспектива повышения результатов своего ученика с помощью удовлетворения запросов и потребностей спортсмена.

Обращаясь к потребностям спортсмена в самоутверждении, самовыражении и исполнении общественного долга, можно повысить эффективность отдельных тренировочных занятий, конкретных заданий, настроить спортсмена на победу над более сильным соперником, переломить ход соревновательного поединка и т.п. Причем тренер должен в каждом конкретном случае знать, что наиболее актуально для данного спортсмена.

В заключении еще раз отметим, что спортивная и физическая активность является важной составляющей жизни молодого поколения. Занятия спортом и физической культурой доставляют учащимся удовольствие и оказывают положительное влияние на развитие их эмоциональной и когнитивной сферы, способствуя здоровому развитию личности. Подчеркнем необходимость фокусирования на аспектах, связанных с развитием личности через занятия спортом и физической культурой.

Мотивированный на спортивную деятельность человек более эффективно реализует любое дело, способен на максимальную отдачу всех своих физических и духовных сил, если этого требует достижение поставленной цели.

 

 

Литература

 

1. http://otherreferats.allbest.ru/sport/00195731_1.html

 

2. Макклелланд Д., «Мотивация человека», СПб., 2007

3. Гордеева Т.О., «Психология мотивации достижения», М., 2006

4. Горбунов Г.Д., «Мотивация спортсмена в тренировочном процессе», уч. пособие, М., ФиС, 1989

5. Арвисто М.А., «Мотивация фзкультурно-спортивной деятельности», М., ФиС, 1982

6. Яхонтов Е.Р., «Условия мотивации», СПб, 1988

 

 

РУДИК ПЕТР АНТОНОВИЧ — ОСНОВАТЕЛЬ КАФЕДРЫ ПСИХОЛОГИИ ГЦОЛИФК

ПЕТР АНТОНОВИЧ РУДИК

И ЕГО ВКЛАД В ПСИХОЛОГИЮ СПОРТА

 

 

Становление и развитие отечественной спортивной науки нельзя рассматривать отдельно от психологии спорта и вклада в эту область психологии результатов научной, педагогической, организаторской деятельности основателя кафедры психологии ГЦОЛИФК, доктора психологических наук, профессора, член-корреспондента АПН, заслуженного деятеля науки Российской федерации Петра Антоновича Рудика.

 

Высоко образованный человек, закончивший с золотой медалью гимназию в 1910 г., закончивший МГУ, философский факультет в 1915 г. (и оставленный там работать в качестве ассистента) профессор П.А.Рудик в 1919 г. поступил на работу в Центральный Институт физической культуры и проработал в нем более 60-ти лет, являясь организатором и бессменным руководителем кафедры психологии.

 

Более 200 научных работ по психологии спорта вышло из под пера профессора П.А. Рудика. Много учебников и учебных пособий по психологии спорта и общей психологии, не потерявшим значения и в настоящее время, написано им для средних и высших учебных заведений физической культуры.

Блестящий знаток спортивной деятельности, становления личности и сознания спортсмена П.А.Рудик был вдохновителем, организатором и руководителем научных исследований по многим направлениям психологии спорта. Достаточно упомянуть о том, что многие деятели спортивной науки (несколько десятков докторов и кандидатов наук) в нашей стране и за рубежом проводили свои научные исследования под руководством профессора П.А.Рудика.

 

Результаты научной деятельности П.А.Рудика в области спортивной психологии можно считать большим вкладом и в общую психологическую науку, т.к., все открываемые психологические закономерности и особенности различных видов спортивной деятельности он затем переносил и использовал их как «модели» общечеловеческой деятельности.

Характеризуя научную и педагогическую деятельность П.А.Рудика, следует особо отметить внедрение в теорию и практику спортивной психологии методологических основ Общей психологической науки. Блестящие интерпретации П.А. Рудиком основополагающих принципов: «единства деятельности, сознания личности»; «монизма»; «отражения», «детерминизма»; «историзма», «единства теории и практики», — позволяют и в наше время правильно выбрать и продолжать научные исследования в области психологии спорта. Так, например, «принцип отражения» трактует спортивную деятельность, не только как деятельность осознанную, находящуюся под постоянным контролем сознания, а не только «осознания целей», но и как понимание спортсменом способов и методов управления своими двигательными действиями через отражательную деятельность сознания. Особый интерес представляют его взгляды на решение проблемы предметного отражения в сознании движений и действий, связанных с развитием и совершенствованием т.н., «специализированных восприятий» в избранных видах спорта: в плавании – «чувства воды»; в боксе, фехтовании — «чувство дистанции»; в гимнастике – «чувство снаряда» и т.д. Учет «принципа детерминации» П.А.Рудик трактовал как «постоянный поиск факторов, способствующий нормальному функционированию психики спортсмена в условиях тренировки и соревнования».

 

Особое значение в методологии спортивной психологии П.А.Рудик отводил «системно-структурному подходу». Адаптируя основные понятия «общей теории систем», профессор П.А.Рудик показал общие и частные закономерности спортивной деятельности. Он отмечал, что «знание этих закономерностей общих для человеческой деятельности важно для нас потому, что, являясь общими, они проявляются и в каждом частном случае и поэтому необходимы для изучения настоящей проблемы — психологической структуры спортивной деятельности». Надо сказать , что предложенные профессором П.А.Рудиком основные методологические положения системного подхода позволили, в дальнейшем рассматривать содержание психологической подготовки в спорте как систему психолого-педагогического воздействия на спортсмена с целью развития и совершенствования психических качеств и черт личности для достижения высоких спортивных результатов в избранном виде спорта в (Савенков Г.И., 1998, 2002).

 

П.А.Рудик впервые в спортивной психологической науке определил понятие, содержание и структуру психологической подготовки спортсменов. Им было выделил два основных вида: «Общая психологическая подготовка спортсмена» и «Психологическая подготовка спортсмена к соревнованиям».

 

Для общей психологической подготовки спортсмена им были определены следующие задачи:

1) сформировать и постоянно совершенствовать нравственные качества личности. В противном случае, спорт может служить причиной проявлений в жизни и деятельности отрицательных качеств личности;

2) сформировать способность спортсмена в преодолении объективных и субъективных трудностей, тем самым, развивая волю спортсмена;

3) развивать и совершенствовать систему взаимоотношений в группе, в команде, в коллективе, решая, тем самым, задачи социально-психологической сплоченности как фактора эффективности подготовки;

4) развивать и совершенствовать способность к самоанализу и произвольной психорегуляции своих состояний, решая задачи эмоциональной подготовки в спорте;

5) развитие и совершенствование различных ощущений и восприятий у спортсмена (зрительных, слуховых, мьшечно-двигательных, осязательных, тактильных и др.).

А развивая процессы «чувственного различения», пространственных, временных, и динамических (силовых) параметров двигательных действий в спорте, доводя эти процессы до высокой степени совершенства, спортсмен, тем самым, формирует появление «специализированных восприятий»;

6) изучать, развивать и совершенствовать особенности двигательных представлений о выполняемом движении или действии как основы «идеомоторной подготовки» в спорте. По-существу, П.А.Рудик положил начало решению проблемы формированию образа двигательного действия через «мысленное» выполнение спортивного упражнения для последующего непосредственного управления при выполнении двигательного действия.

 

 

Данный раздел общей психологической подготовки, по мнению П.А.Рудика, состоит в том, что на каждом отдельном этапе спортивного совершенствования двигательные представления по своей полноте и точности должны соответствовать уровню спортивного мастерства и периоду спортивного совершенствования. Содержание идеомоторной тренировки в спорте должно соответствовать содержанию технической, тактической и теоретической подготовки. В противном случае, «наполняемость» сознания спортсмена образами двигательного действия будет или очень сложной или упрощенной — ни то, ни другое не даст нужного эффекта в применении идеомоторной тренировки.

И еще одна особенность, подмеченная П.А.Рудиком: двигательные представления крайне неустойчивы, часто теряют свою ясность и отчетливость, представления становятся «расплывчатыми». Поэтому проведение идеомоторной тренировки в спорте, как в учебно-тренировочном, так и в соревновательном процессе, должно быть постоянным, систематическим. При этом, должно выполняться одно условие — программа направленности сознания спортсмена должна быть ориентирована на наиболее значимые компоненты двигательного действия и соответствовать уровню тренированности спортсмена;

 

Развитие и совершенствование всех видов отражательных процессов личности, начиная от ощущений и восприятий, до памяти и мышления требуют определенной «организации внимания» спортсмена, т. е., определенной направленности его сознания на окружающую среду и на свои двигательные действия. Поэтому, профессор П.А. Рудик в общей психологической подготовке подчеркивал важность развития и совершенствования произвольного внимания. Активизация произвольного внимания позволит наиболее эффективно использовать функции психических процессов: ошущений, восприятий, памяти и мышления. Внимание выступает в виде катализатора всех психических процессов и на этой основе достижения значительных успехов в спортивной деятельности.Таким образом, включив в состав общей психологической подготовки вопросы развития и совершенствования познавательных психических процессов личности, П.А. Рудик определил, наметил структуру интеллектуальной подготовки спортсмена.

 

Перечисленные задачи, поставленные профессором П.А. Рудиком, перед общей психологической подготовкой, дают основание считать, что в спорте это сделано впервые и по объему, и по направленности воздействия на личность спортсмена.

Перед второй основной частью психологической подготовки в спорте профессором были поставлена одна глобальная задача — подготовить спортсмена к конкретному соревнованию. Поэтому этот вид подготовки получил конкретное название: — «Психологическая подготовка к соревнованию». Главная установка этого вида подготовки ориентировала специалистов и тренеров на: а) учет всех особенностей предстоящего соревнования и б) подготовку к эффективному использованию своего состояния тренированности через мобилизацию готовности спортсмена к состязаниям.

П.А. Рудик прекрасно понимал, что для решения этих глобальных задач подготовки спортсмена к соревнованию со стороны психологии должны быть предложены конкретные программы воздействия на спортсмена в предсоревновательный и непосредственно соревновательный период.

Так, по первому направлению перед специалистами были поставлены следующие задачи:

1) довести до сознания спортсмена информацию о конкретных условиях предстоящего соревнования. Это могут быть сведения о масштабе соревнований, месте и времени проведения соревнований, климатических условиях в местах проведения соревнований и т.д.;

2) проанализировать состав участников соревнований через характеристику сильных и слабых сторон соперников по данному соревнованию;

3) оценить свои возможности в достижении конкретных целей через анализ пройденного периода учебно-тренировочной деятельности перед соревнованиями;

4) сформулировать конкретные цели и задачи, стоящие перед спортсменом в данном соревновании.

 

По мнению П.А.Рудика вся поступающая информация должна быть доведена до спортсмена заранее и с учетом особенностей личности будущего участника соревнований.

По второму направлению предсоревноватльной психологической подготовки должны решаться более сложные задачи. В частности, основной целью является мобилизация готовности спортсмена на предстоящее соревнование.

Достижение этой цели должно происходить через решение следующих задач:

1) провести проверку общего состояния готовности, т.е., состояния тренированности спортсмена. При этом, особую роль П.А. Рудик отводил высшей форме состояния тренированности – «спортивной форме». Содержание данной формы определяли следующие факторы: состояние физического здоровья (самочувствие спортсмена); психическое обеспечение соревновательной деятельности; наличие ярко проявляемых спортсменом свойств внимания (интенсивности, устойчивости, распределения, переключения, объема и концентрации; быстрота простой и сложной реакций; наличие навыка исполнения спортивного упражнения с высокой степенью эффективностью выполняемых двигательных действий; способность проявлять волю через преодоление максимальных трудностей в условиях спортивных соревнований; нравственная установка личности, как участника соревнований; способность к произвольной регуляции своих эмоциональных состояний (психодиагностика и психорегуляция), и др.

 

2) сформировать у спортсмена целевую установку на данное соревнование. Это может быть установка на победу, на рекорд, на проверку уровня мобилизационной готовности, в зависимости от масштаба предстоящих соревнований, состояния спортивной формы, здоровья, периода предсоревновательной подготовки и т.д. Интерес представляют позиция П.А. Рудика по поводу возникновения у спортсменов в условиях соревнований т.н. «психологических барьеров» — эмоциональных состояний, препятствующих эффективному выполнению спортивной деятельности. Психологическая природа этих состояний связана с тревожностью, с ожиданием, с образом в сознании спортсмена тех трудностей, которые связанны с предстоящей спортивной борьбой. П.А. Рудик выделил несколько видов психологических барьеров у спортсменов. Наиболее важными из них являются: состояние стресса, длительного эмоционального переживания спортсмена, вызванного действиями определенных раздражителей-стрессоров; и навязчивые мысли о неудаче в предстоящих соревнованиях, вызванные неудачами в прошедших соревнованиях; психологический барьер связанный с перенесенными травмами в процессе спортивной деятельности.

 

Большой заслугой П.А. Рудика, при решении этих проблем, была разработка средств и методов преодоления различных психологических барьеров в процессе предсоревновательной психологической подготовки спортсменов.

3) провести проверку готовности спортсмена в функциональном и психологическом отношении через «моделирование» соревнований. В итоге, П.А. Рудик подчеркивал, что основными особенностями соревновательной психологической подготовки спортсмена являются:

— организация спортсменом своих действий в условиях соревнований;

— знания, умения и навыки в своих действиях в соревнованиях;

— представления о трудностях, с которыми может встретится спортсмен;

— уверенность в преодолении субъективных и объективных трудностей;

— способность в максимальном проявлении своей готовности;

— способность проявлять активность в экстремальных условиях;

— правильно организовывать свое внимание (направлять сознание) в условиях очень напряженной соревновательной деятельности;

— активизация моральных и нравственных позиций спортсмена, мотивов участия в соревнованиях, чувства долга и ответственности, чувства Родины и любви к Родине и т.д. — все это является важным фактором мобилизации готовности спортсмена к соревнованию.

Хочется отметить очень важный фактор, связанный с психологической подготовкой спортсмена. Это позиция П.А.Рудика в отношении роли тренера в решении задач подготовки спортсмена к соревнованиям. Эта роль является главенствующей, поскольку он (тренер) полностью отвечающей за проведение и результативность психологической подготовки спортсмена. Для этого он должен обладать знаниями как общей, так и специальной психологии — психологии спорта. Это, конечно, не значит, что он должен отвергать работу профессионально подготовленного спортивного психолога. Он должен использовать его знания и действия в качестве своего помощника и эксперта.

Требования к тренеру, сформулированные П.А.Рудиком, в области процесса психологической подготовки, можно назвать «очень высокими», т.е. тренер должен владеть методами психолого-педагогического воздействия на спортсмена (методами психологической подготовки) с таким же совершенством, какими он владеет методами физической, технической и тактической подготовки в спорте.

 

Высокие требования предъявлял П.А.Рудик к тренеру как педагогу. Помимо знаний и методов совершенствования в области спортивной деятельности, тренер должен быть воспитателем личности. Он говорил, что специальность тренера, преподавателя физического воспитания по своему социальному статусу является самой высокой среди других педагогических профессий.

 

Для эпохи П.А.Рудика в деле становления спортивной психологии как предмета науки и обучения специалистов в области физической культуры и спорта наиболее ярким является его работа как руководителя и организатора научной и учебной деятельности в Государственном Центральном институте физической культуры. Наиболее ярко проявился его талант в организации и управлении работы кафедры психологии, прежде всего, в его «кадровой политике». Для преподавательской работы на кафедре он самостоятельно подбирал и воспитывал контингент преподавателей психологии. В дальнейшем, они стали ведущими специалистами в области психологии спорта.

 

Его учениками и сподвижниками были такие специалисты как:

Г.М. Гагаева, О.А. Черикова, И.Г. Келищев, Л.С. Солнцева, В.В. Медведев,В.А.Гавриленко, Л.Н.Данилина, Г.И.Савенков и др. Это был коллектив не только прекрасных специалистов-педагогов в области преподавания общей и спортивной психологии, но и ученых, внесших весомый вклад в развитие отечественной психологии спорта.

Как куратор и руководитель аспирантов на кафедре психологии ГЦОЛИФК он внес большой вклад в подготовку научных кадров не только для России, но и для ближнего и дальнего зарубежья. Нет возможности перечислить всех его учеников и последователей.

Нельзя не отметить заслуги П.А.Рудика в организации и руководстве Проблемной лаборатории психологической подготовки спортсменов, членов Сборных команд СССР.

 

Пси

Спортсмен ленится, т.е. теряет мотивацию и стимул к тренировкам. Причиной этому могут быть однообразие тренировок, неудовлетворенность результатами, болезнь, желание проводить день не по столь жесткому графику и т.п. С точки зрения психологии, появление лени у спортсмена говорит о том, что нет достаточного признания им важности того, что он делает. Спортсмен понимает для чего он выполняет то или иное действие, но каждый раз в голове возникает мысль -, а может данное действие не стоит того, а может все-таки стоит. Например, фехтовальщик на тренировке оттачивает мастерство прямой атаки из 6-ой позиции на мишени. Он понимает, что такая тренировка помогает быстроте реакции в поединке. В то же время, он сомневается в полезности, потому как считает, что уже выучил данное действие до автоматизма и больше никогда не забудет. В итоге, ему лень повторять данную атаку, возможно, даже однократно. В такой ситуации тренер может заставить спортсмена выполнять упражнение, как говорится, через силу. Тогда спортсмен может потерять удовольствие к тренировкам или, вообще, к профессиональному спорту (жесткий случай, но возможный).

Как известно, удовольствие — очень значимый фактор для достижения прогресса в спортивной деятельности, да и не только в ней.

 

Итак, спортсмен жалуется на лень. Как ему помочь преодолеть ее? В спортивной психологии, в такой ситуации, основной упор делается на осознание спортсменом своих актуальных потребностей в данный момент времени. Помощью в определении таких потребностей служит определение системы ценностей спортсмена, мотивации в текущей деятельности и связи текущей деятельности, включая мотивацию, с потребностями спортсмена. Самое распространенное упражнение на выявление актуальных потребностей это написать на листке в два столбика список причин сомнений, в первый заносятся «почему это стоит делать», во второй — «почему этого не стоит делать». Записать требуется как можно больше причин, желательно, все что приходит в голову. С помощью такого упражнения, можно мысли «мне надо, а я не хочу» перевести в более грамотные «я не хочу, мне и не надо“ и » мне надо, а я этого и хочу». В примере с фехтовальщиком, противоречие выглядит как «мне надо отработать атаку, а я не хочу». Благодаря упражнению противоречие, как один из множества вариантов, может преобразоваться в «я не хочу отрабатывать атаку, мне и не надо, потому что сейчас я ей владею на достаточном уровне» и «мне надо отработать защиту, а я как раз этого и хочу, потому что на данный момент времени она у меня слабая». Таким образом, фехтовальщик определил свою актуальную потребность на данный момент времени — это отработка защиты — и он знает, что может вернуться к отработке атаки из 6-ой позиции, когда почувствует в этом необходимость. Как именно происходит процесс преобразования противоречия? Этот вопрос более сложный. Данный процесс строго индивидуален и зависит от умения осознавать и анализировать. Профессиональные спортсмены прибегают к помощи спортивных психологов, которые помогают обращать внимание на причины, которые до выполнения упражнения спортсмен не замечал, и концентрироваться на причинах «почему это стоит делать».

 

Еще один вариант решения проблемы лени в спорте — это осознание спортсменом зачем он сейчас ленится, какие выгоды он имеет, а что отдает и теряет. Затем спортсмен сам принимает решение о том, хочет ли он менять ситуацию или не хочет. Если выбирается второй вариант, то акцент делается на плюсах от ситуации. Таким образом, спортсмен преодолевает сомнение в том, что он что-то не то делает. Если выбирается первый вариант, разбираются минусы и плюсы иной ситуации. В этом случае акцентируется внимание на минусах, чтобы спортсмен смог осознать, что для него значимо сейчас — минусы иной ситуации или плюсы лени. В нашем примере фехтовальщик от лени, как вариант, получат возможность заняться чем-нибудь другим кроме тренировки, отдает возможность тренеру позаниматься с другим спортсменом, теряет возможность найти свой стиль исполнения атаки.

 

Дальнейшие действия нашего фехтовальщика не предсказуемы, потому как вся психологическая работа с ленью направлена на самостоятельный осознанный выбор своей индивидуальной жизни, потому как осознание своей актуальной потребности — это и есть выбор того, чем хочется заняться в данный момент времени собственной жизни. Стоит заметить, что фехтовальщик имеет право выбрать любой вариант и выбор будет полезным, если при этом он перестанет сомневаться в своих действиях.

 

 

Пси 2

Психология лени

Если вспомнить историю возникновения человечества, можно обнаружить, что первоначальное предназначение лени — экономия энергетических ресурсов, которых так не хватало первобытному человеку. Ему хотелось многого — и на оленя поохотиться, и сделать новый каменный топор, и пещеру расписать картинами, только вот пищи в те времена катастрофически не хватало, и после одной удачной охоты проходило много времени, прежде чем удавалось досыта наесться. Поэтому бессознательная часть психики ненавязчиво, но твердо ограничивала избыточную активность сознания, придумывая всякие причины и отговорки, экономя силы и оставляя скудные ресурсы только для самого необходимого: борьбы, добывания пищи, секса и ряда других функций, непосредственно связанных с реализацией основных потребностей человека.

 

Лень — это один из генетически заложенных в нас природных предохранительных клапанов, сдерживающих неуемное людское честолюбие и амбициозность.

 

В основе лени лежат запрограммированные на уровне ДНК инстинкты, поэтому осуждать ее или бороться с ней так же бессмысленно, как осуждать нашу привычку ежедневно питаться или стремиться к продлению рода. Беда состоит в том, что этот инстинкт расположен в бессознательной части нашей психики, а правильно обращаться с подсознанием, нужно еще научиться. Лень учит нас тому, что только в гармонии сознания и бессознательного человек может, с одной стороны, достичь успеха в жизни, а с другой — не разрушить свое здоровье и психику.

 

С одной стороны, нужно уметь мотивировать себя на большие дела и героическую работу, находя в ней интерес, игру, соревнование и удовольствие, а с другой стороны, нужно уметь слушать голос своего бессознательного, и в определенные моменты «поддаваться» лени, которая, как и мифический «Тефаль», заботится о нас, только по- своему.

 

Лень — это защитная реакция организма, которая проявляется, когда мы не замотивированы, когда устали, когда идем за интуицией вопреки здравому смыслу.

 

Это — внутренний сберегатель энергии, сигнализатор о необходимости отдыха, предохранитель от эмоционального выгорания, настройщик творческого начала.

 

Причины лени

 

Причины этого явления могут быть самые разные, причем чаще всего для каждого конкретного человека проявления лени могут иметь строго индивидуальную основу. Во-первых, слабое желание, недостаточное, чтобы заставить человека потратить на дело какое-то количество энергии. С этим часто сталкиваются родители, обвиняющие своих детей в лени. Но в действительности, дети просто не хотят выполнять чужие желания — родителей, педагогов, а на реализацию собственных желаний энергии у них всегда хватает! Во-вторых, реализации проекта может мешать неуверенность, что получится что-то стоящее. Логика примерно такова: «Я потрачу время и силы, но того, что хочется, все равно не получу! Так зачем вообще что-то начинать?» Такая лень свойственна людям с «комплексом отличника», которые привыкли все делать «на пятерку с плюсом», либо не делать совсем. В-третьих, количество энергии определяется общим состоянием здоровья и особенностями нервной системы человека. Есть люди, у которых в руках «все горит», они могут делать 7 дел одновременно, а есть такие, для которых сделать что-то одно — уже подвиг! В этом случае не стоит грызть себя за бездеятельность — на это тоже расходуется энергия! Лучше проконсультироваться со специалистами по поводу корректировки состояния здоровья, что можно сделать, чтобы энергии стало больше.

 

В-четвертых, энергию могут «оттягивать» на себя незавершенные дела. Это могут быть резко оборванные отношения, порождающие множество мыслей и эмоций к себе и партнеру или различные проекты (на работе или дома) в разной степени разработанности. Если точка не поставлена, результат не готов — на поддержание этих дел уходит много энергии. И это также может восприниматься как леность.

 

В-пятых, из-за нехватки силы воли, это одна из наиболее распространенных причин лени. Как бороться с такой ленью — начать, например, с чего-то попроще. Достаточно убедить себя взяться за дело и поработать всего десять минут, не больше. Это не так трудно, как начинать работу, понимая, что на выполнение задачи уйдет день-два. Потом даете себе установку потрудиться еще 10-20 минут, и в результате оказываешься втянутым в рабочий процесс настолько, что порой трудно остановиться.

 

В-шестых, лень может возникать тогда, когда человек начинает делать то, что ему не нравится. Нелюбимая работа, безрадостная учеба, неинтересные вам люди, мероприятия, в которых вам не хочется принимать участие, — все это усугубляет вашу лень. С такой ленью бороться легко. Нужно только набраться мужества и признать, что это «не ваше». Заняться тем, что по душе и избежать прежние ошибки при выборе профессии вам поможет правильное определение жизненных целей.

 

В-седьмых, лень может выступать как боязнь ответственности. Это, как правило, закладывается в детстве, когда родители тщательно оберегают детей от ответственных дел. Как бороться с такой ленью? Придется учиться брать ответственность на себя. Всегда помните — за все то, что случается с вами в жизни, в ответе только вы сами.

 

Как справляться с ленью

 

Готовых рецептов по поводу борьбы с ленью не существует, потому что лень слишком разнообразна и индивидуальна! В каждом конкретном случае — нужно разбираться. И если кто-то хочет справиться с ленью, то, в первую очередь, он должен понять, скажем, так, её «природу», откуда она берется.

 

1. Всегда распознавайте скрытые сигналы лени:

 

Фразы — индикаторы лени.

 

Ё Лень детская. «Не хочу!» и «Не буду!» Если эта лень встречается у взрослого человека — фразы обычно такие , «Я просто живу далеко», «К сожалению, мой возраст уже не подходит для прогулок», «Мне мешают вот эти обстоятельства»

 

Ё Лень активная «Я так занят», «У меня не хватит времени»

 

Ё Лень агрессивная «Не верю!», «Так не бывает! Это не возможно!», «Что вы мне ерунду рассказываете!», «Сомневаюсь я в правде сказанного», «Утром только ненормальные бегают!»

 

Ё Лень пассивная «Я завтра сделаю». «Да-да, вы правы, начну с понедельника». «Со следующей недели — железно начинаю новую жизнь».

 

Ё Лень умная «Вы понимаете, у меня такой характер». «Я в книжке прочитал, что у моего знака зодиака несчастливый день сегодня». «Я просто болею хроническим синдромом усталости». «У меня заниженная самооценка, я наверное не смогу». «У меня слабая воля, я так не смогу». «Я не понимаю. Я в это не верю». «А некоторые врачи считают, что бегать по утрам вредно. А выпивка — полезна для здоровья, это последнее мнение специалистов».

 

Ё Лень высокомерная «Хотел бы — сделал, мне просто не надо. Если я захочу — я сделаю». «Я и так все умею. Не лезьте со своими советами — у меня и так все в порядке».

 

Ё Лень оправдательная «У меня просто бок заболел. Я сегодня просто не выспался. Я обычно бегаю, но вчера поздно лег, сегодня не могу рано встать. Я вчера бегал — сегодня можно зарядку не делать».

 

2. Если вы хотите справиться со своей ленью, в первую очередь, должны понять её «природу», определить ее основную причину.

 

3. Предпочитайте любую активность бездействию, ведите активный образ жизни!

 

4. Пишите реалистичные планы и выполняйте их. Это не сразу будет получаться, но обязательно будет.

 

5. Продумайте для себя систему мотивации и самоорганизации.

 

6. Вознаграждайте себя. Любой труд должен быть вознагражден: поэтому, работая, полезно себя вовремя поощрять. Здесь как раз впору вспомнить совет о разделении дела на этапы. Выполнили часть дела — выпейте чашечку чая-кофе, прогуляйтесь или просто отдохните.

 

7. Создайте себе позитивное настроение. Включите бодрую музыку, украсьте свое рабочее место. Главное, чтобы то место, за которым вам придется заниматься чем-то, вызывало позитивные эмоции, хотя бы своим внешним видом.

 

8. Если организовать себя никак не удается, привлеките близких, проконтролировать процесс выполнения дела, может, поругать вас иногда за лень. Уж они-то не дадут вам расслабиться и будут постоянно лишать отдыха и вдохновлять на дело. Информация для родственников: если вы решитесь помогать своему «ленивцу», будьте готовы к проявлению с его стороны агрессии и обиды.

 

9. Оценивайте свое физическое состояние, и если вы устали- восстанавливайтесь, а потом беритесь за свои дела! Не работайте на пределе своих энергетических возможностей.

 

Практическая часть:

 

Мною было проведено анкетирование учащихся 7,8,9,10 классов гимназии № 71 г. Кемерово по изучению мнения подростков о влиянии лени на их жизнь. Всего в опросе участвовало 77 учащихся гимназии.