Презентация на тему: КАФЕДРА ПСИХОЛОГИИ РИСКА, ЭКСТРЕМАЛЬНЫХ И КРИЗИСНЫХ СИТУАЦИЙ

КАФЕДРА ПСИХОЛОГИИ РИСКА, ЭКСТРЕМАЛЬНЫХ И КРИЗИСНЫХ СИТУАЦИЙ

ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ЭТИКА

ТЕМА № 7: «СЛУЖЕБНЫЙ ЭТИКЕТ ПСИХОЛОГА. ЭТИКА МЕЖЛИЧНОСТНОГО ПОВСЕДНЕВНОГО ОБЩЕНИЯ »

Учебные вопросы

1.Сущность и структура этикета.

2.Служебный и светский этикет сотрудника ГПС МЧС.

3. Этика межличностного общения.

Литература

Основная:

1.Гусейнов А. А., Апресян Р. Г. Этика: Учебник. — М.: Гардарики, 2008.

2.Голубева Г.А. Этика: Учебник. – М.: Издательство «Экзамен», 2005.

3.Дружинин В.Ф. Демина Л.А. Этика: курс лекций. (учебное пособие для вузов).

– М.: Экзамен, 2005.

4.Иванов В. Г. Этика. – СПб.: Питер, 2009.

5.Луговой А.А. Этика: Краткий терминологический словарь./ Под общей ред. В.С. Артамонова. – СПб.: Санкт-Петербургскийуниверситет Государственной противопожарной службы МЧС России, 2006.

6.Стрельникова Ю.Ю., Луговой А.А.Профессиональная этика: Конспект лекций / Под ред. В.С.Артамонова. – СПб.: Санкт-Петербургскийуниверситет ГПС МЧС России, 2011,с.89-98,151-153

Дополнительная:

1.Гусейнов А. А., Введение в этику — М., 2005.

2.Иванов В. Г. Этика: Учебное пособие для студентов и преподавателей высших учебных заведений. СПб., 2004. Т. 1-2.

3.Кант И. Лекции по этике. М., 2006.

4.Луговой А.А., Власова И.В. Профессиональная этика: Тестовые задания для аудиторных занятий слушателей заочного обучения / Под общей ред. В.С. Артамонова. – СПб.: Санкт-Петербургскийуниверситет Государственной противопожарной службы МЧС России, 2007.

7 стр., 3357 слов

Санкт-Петербургский Государственный Институт

Психологии и Социальной Работы ФАКУЛЬТЕТ ПРИКЛАДНОЙ ПСИХОЛОГИИ МАТЕРИАЛЫ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ПО ДИСЦИПЛИНЕ «Русский язык и культура речи» по направлению подготовки Санкт-Петербург 2013 Методические указания по выполнению и оформлению самостоятельной работы Самостоятельная работа студентов в рамках данной дисциплины является важным компонентом обучения, приобретения профессиональных компетенций, ...

5.Профессиональная этика психолога. Учеб.пособие. Протанская Е.С. Издат.СПб университета.

Темы рефератов:

1.Основные принципы и формы служебного этикета.

2.Основные этические требования к профессиональной деятельности психолога.

3.Основные методы, применяемые в профессиональной этике психолога.

ВВЕДЕНИЕ

Современный психолог должен иметь не только высокий уровень профессионализма и знания законодательной базы, но и развитый интеллект, богатую духовность, развитую культуру.

Само слово «культура», как известно, пришло из латинского языка и в переводе на русский означает «возделывание, обработка, совершенствование, образование, воспитание». В широком смысле под культурой подразумевают мир, искусственно созданный человечеством помимо мира природного. При этом культура делится на материальную культуру общества, к которой относятся созданные человеком предметы материального мира, идуховную культуру, которая включает идеологию, религию и т.д.

УЧЕБНЫЙ ВОПРОС № 1.

1.Сущность и структура этикета.

Этикет (от франц. «Etiquette» — ярлык, этикетка, церемония) — означаетспецифический социальный институт, установленный порядок поведения в каком-либо обществе, свод правил, регулирующих внешние формы социальных взаимодействий людей (формы обращения и приветствия, правила ведения беседы, поведения за столом, в общественных местах и т.

2 стр., 844 слов

Список использованных источников. Основные функции внимания

Основные функции внимания Активизация нужных и торможение ненужных в данный момент психологических и физиологических процессов. Способствование организованному и целенаправленному отбору поступающей в организм информации в соответствии с его актуальными потребностями. Обеспечение избирательной и длительной сосредоточенности психической активности на одном и том же объекте или виде деятельности. ...

д.).

Различают несколько видов этикета: 1.Придворный этикет – строго ограничивающий действия и поступки людей порядок и формы обхождения, установленные при дворах монархов.

2. Дипломатический этикет – правила поведения дипломатов и других официальных лиц при установлении отношений друг с другом во время дипломатических приёмов, визитов и переговоров.

3.Воинский этикет – свод общепринятых в армии правил, норм и манер поведения военнослужащих во всех сферах их деятельности.

4. Общегражданский этикет – совокупность правил, традиций и условностей, соблюдающихся гражданами при общении друг с другом.

Основные функции служебного этикета:

информационная функция — нормы этикета[1], информирующие

о том, как следует вести себя сотруднику в конкретной служебной ситуации и какого поведения следует ожидать от коллег, от начальника или от подчинённых

функция стандартизации моделей индивидуального и

группового поведения — стандартизируя поведение каждого члена коллектива, этикет помогает им, не задумываясь, выбирать линию поведения в соответствии с реальной обстановкой и ожиданиями окружающих, не рискуя попасть в неловкое или затруднительное положение или вызвать осложнения в отношениях с другими.

функция социального контроля и социального влияния.

функция создания психологического комфорта— следование

8 стр., 3880 слов

Этикет и межличностное общение

... люди, обогащая в общении с иностранцами или заграницейсвой культурный багаж, свою культуру поведения, воспринимая все лучшее,что  есть у других народов. СВЕТСКИЙ ЭТИКЕТ ... манеры             Одним из основных принципов современной жизни являетсяподдержание нормальных отношений между людьми и стремление избежать конфликтов.В свою очередь ...

принятым правилам поведения у каждой из сторон общения укрепляет уверенность в правильности своих действий, рождает самоуважение, создает чувство психологического комфорта.

Основные принципы служебного этикета:

1.Принцип гуманизма закрепляет нравственную основу делового этикета.

2.Принцип исполнительской дисциплины. В основе этого требования лежит тот факт, что от сотрудника ГПС МЧС порой зависит жизнь человека.

3.Принцип эстетической привлекательности поведения и внешнего облика сотрудника.

4.Принцип субординации.

Презентация на тему: Показатели фонетической культуры

Показатели фонетической культуры

правильность ударения и произношения;

выразительность интонации;

четкость дикции.

Вделовом общении выделяют два вида слушания:

Нерефлексивное слушание – это умение внимательно молчать, не вмешиваясь в речь собеседника своими замечаниями.

Рефлексивное слушание проявляется впроцессе расшифровки смысла сообщаемого при помощи перефразирования (собственная формулировка сказанного оппонентом с целью проверки его точности),отражения чувств (акцент делается на

10 стр., 4926 слов

Деловые коммуникации_Т2

Тема 2. Социально-психологическиеособенности восприятия и понимания делового партнера 1.Механизмы восприятия и понимания делового партнера 2.Фильтры восприятия. Основные каналы восприятия (визуальный, аудиальный, кинетический) 3.Барьеры восприятия и понимания Механизмы восприятия и понимания делового партнера Для того чтобы умение понимать партнера начало проявляться в общении, необходимы не ...

улавливании эмоционального состояния говорящего), резюмирования (подытоживание основных идей говорящего).

Типичные ошибки слушания

перебивание собеседника во время его сообщения (чаще: начальник – подчиненного, мужчина – женщину);

поспешные выводы относительно сути дела (мы перестаем слушать и упускаем важные моменты сообщения);

поспешные возражения при несогласии с высказываниями говорящего (заставляют собеседника занять оборонительную позицию и создают преграду для конструктивного общения);

непрошенные советы в том случае, когда собеседник в них в данный момент не нуждается.

Культура поведения в широком смысле слова означает совокупность выработанных и проверенных опытом способов организации повседневной жизни и общения людей.Этикет это устойчивый порядок

поведения, совокупность правил вежливого обхождения в обществе.

(категорический императив Канта или золотое правило нравственности:

не делай другому того, чего не хочешь для себя).

Такт (тактичность) это умение человека говорить и действовать так, чтобы никого из окружающих не поставить в неловкое положение. Профессиональный такт это проявление по отношению к другим сдержанности, предусмотрительности и приличия при общении.

Вежливость одна из главных характеристик культурного человека, предполагающая, прежде всего, уважительное отношение к окружающимСоставляющими элементами вежливости являются:

11 стр., 5079 слов

Виды деловой речи. Беседа, дискуссия, телефонный разговор.

... ведения деловой беседы Деловая беседа - это устный контакт между людьми, связанными отношениями дела. В современной, более узкой трактовке под деловой беседой понимают речевое общение между собеседниками, которые ... располагает целым арсеналом конкретных рекомендаций по обеспечению различных форм общения, таких, как деловой разговор, беседа, обсуждение, спор, переговоры, торги, и т.п. В дальнейшем ...

корректность — подчеркнутая, официальная вежливость;

любезность — стиль общения, цель которого – быть приятным своему собеседнику, вызвать в нем симпатию;

деликатность — стремление избежать в общении с человеком неприятных для него моментов – тем, интонаций и т.д.

УЧЕБНЫЙ ВОПРОС №2

Служебный этикет: основные принципы и формы.

Общение (коммуникация) — это способ бытия человека в условиях взаимодействия с другими людьми, в процессе которого происходит обмен информацией — мыслями, идеями и эмоциями, и устанавливается о

пределенная форма взаимоотношений и взаимовлияния, направленная на достижение определенного делового целесообразного результата.

Виды общения:

«контакт масок» формальное общение, при котором отсутствует

стремление понять и учесть особенности личности собеседника (маски вежливости, строгости, безразличия и т.д.);

формально – ролевое общение, при котором строго регламентированы

2 стр., 857 слов

Ханнанова. Деловая репутация работника в контексте модернизации.ЧТ.5.11

Человек и труд. 2011. - № 5. – С. 58-59. Деловая репутация работника в контексте модернизаци иТатьяна ХАННАНОВА ФГОУ ВПО "Башкирский государственный аграрный университет” (journalistic@rambler.ru) Ключевые слова: деловая репутация работника, система ключевых показателей эффективности деятельности (KPI ) Повышение конкурентоспособности человеческого капитала - одно из условий модернизации, перехода ...

содержание и средства общения в соответствии с социальными ролями участников взаимодействия (врач – пациент, милиционер – подозреваемый);

светское общение определяется формальной вежливостью и совершается

с целью соблюдения определенных светских ритуалов (говорить что положено и как положено вне зависимости от испытываемых чувств);

духовное межличностное общение, которое необходимо для установления

неформальных отношений близких людей, характеризуется полным взаимопониманием и раскрывает глубинные структуры личности;

деловое общение, целью которого является организация и оптимизация

того или иного вида предметной деятельности (производственной, учебной, правоохранительной и т.д.), и на первом плане стоят интересы дела, а не личность собеседника.

Компоненты культуры делового общения:

.

техника делового общения;психология делового общения;этика делового общения;

Этика делового общения это сумма выработанных наукой, практикой и мировым опытом нравственноэтических требований, принципов, норм и правил, соблюдение которых обеспечивает взаимопонимание и взаимное доверие субъектов делового общения, повышает эффективность контактов и конечных результатов их совместных действий

Презентация на тему: Нравственные принципы делового общения:

Нравственные принципы делового общения:

1.В основе делового контакта лежат, прежде всего, интересы дела, а не личные интересы и собственные амбиции.

2.Порядочность как неспособность к бесчестному поступку или поведению.

3.Доброжелательность как потребность совершать добро.

4.Уважительность, т.е. уважение человеческого достоинства клиента.

5.Разумность и целесообразность.

Формы делового общения:

1. Повседневное служебное общение:

беседы, встречи, переговоры;

прием посетителей;

совещания, собрания, заседания, конференции;

посещение организаций, учреждений;

II. Специфические формы общения в коллективе:

субординированные формы общения;

общение между коллегами.

III.Экстремальные формы служебного общения:

общение в условиях конфликтной ситуации;

IV. Специфические формы общения:

публичные контакты с журналистами, интервью;

выступления по радио, телевидению, в печати;

телефон, телетайп, радиосвязь;

деловая переписка, резолюции.

УЧЕБНЫЙ ВОПРОС №3.

Этические требования к проведению деловых бесед, встреч, переговоров.

Этапы проведения беседы:

1)подготовка к беседе,

2)начало беседы,

3)обмен информацией,

4)аргументирование,

5)опровержение доводов собеседника,

6)принятие решений,

7)завершение беседы.

В деловом общении особенно важно умение внимательно слушать, которое является залогом взаимопонимания, без которого деловые взаимоотношения могут и не сложиться.

Основные этические правила эффективного

слушания

умение настроить себя на волну внутренней

заинтересованности в теме деловой беседы, спора, совещания;

выделение для себя главных мыслей

говорящего (сообщающего информацию) и стремление правильно понять их;

быстрое сопоставление полученной

информации с собственной и немедленный мысленный возврат к основному содержанию сообщения, спора, беседы.

Основное правило каждого речевого общения: уметь разумно спрашивать и внимательно слушать, спокойно отвечать и переставать говорить, когда все необходимое сказано.