ЛЕНЬ КАК ОБЩЕСТВЕННАЯ ПРОБЛЕМА

МЕТОДЫ УПРАВЛЕНИЯ ЛЕНЬЮ

 

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………3

ГЛАВА 1 ЛЕНЬ КАК ОБЩЕСТВЕННАЯ ПРОБЛЕМА

1.1 Сущность понятия «лень»……………………………………………4

1.2 Внутренние и внешние проявления лени: усталость,

болезнь, ипохондрия………………………………………………….9

1.3 Противопоставляющие лени: сила духа, сила воли……………….10

 

ГЛАВА 2 РЕКОМЕНДАЦИИ ПО УПРАВЛЕНИЮ ЛЕНЬЮ

2.1 Меры борьбы с ленью……………………………………………….15

2.2 Управление ленью на разных её стадиях…………………………..22

 

ОБЩИЕ ВЫВОДЫ…………………………………………………………….…24
ВВЕДЕНИЕ

С ленью мы сталкиваемся на каждом шагу, каждый день и каждую секунду. Она нам мешает трудиться, думать или просто созидать.

Матушка – лень, не есть нечто необычное, странное, или таинственное, которое появляться неизвестно откуда и почему, она неотъемлемая часть нашей жизни, трудовой деятельности. Нет ни одного человека, живого существа, автоматической машины, которые бы не подвергались искушениям и влиянию лени. Даже в неживой природе присутствует она.

Казалось бы, не будь её, то человечество развивалось, куда бы быстрее и сбалансировано, нежели сегодня. Однако это не совсем так, ибо благодаря лени новое проверяется на прочность, достигнутое на целесообразность.

Лень – сдерживающий фактор безудержного развития.

Не надо путать лень с усталостью, ведь, первая присутствует, тогда когда мы не совершали никакой физической или умственной работы, а просто отказались выполнить то, что обязаны сделать. Для лени характерно прогрессирующее течение и стадийность. Чем больше мы не делаем, тем больше нам хочется не делать.

Пристрастие к лени аналогично наркотическому пристрастию и выйти из-под его влияния очень и очень тяжело, а порой и невозможно. Лень побуждает людей к воровству, грабежам, насилию. Зачем трудиться, если можно силой забрать у кого-то. Поэтому, на мой взгляд, проблема лени, есть проблемой всего человечества.

Задачи исследования:

1. Определить сущность понятия «лень».

2. Выделить составляющие лени.

3. Сформулировать рекомендации по управлению ленью.

4. Раскрыть методы управления ленью на разных ее стадиях.

9 стр., 4089 слов

Метод государственного управления: понятие и сущность

... эффективности использования современных методов в государственном управлении. Задачами реферата являются: - определить понятие и сущность метода государственного управления; - рассмотреть классификацию методов государственного правления; - обозначить проблемы использования методов государственного управления; Методологическая основа исследования ...


ГЛАВА 1

ЛЕНЬ КАК ОБЩЕСТВЕННАЯ ПРОБЛЕМА

1.1 Сущность понятия «лень»

 

В толковом словаре В.И. Даля о лени написано следующее: «Неохота работать, отвращение от труда от дела, занятий; наклонность к праздности, к тунеядству», [5, c.25]. Данная формулировка, на наш взгляд, не отражает сущности понятия, а лишь является внешним её проявлением.

Лень — это сопротивление тела, внутреннему побуждению.

Под внутренним побуждением подразумевается энергетическая субстанция (душа), которая управляет материальной частью (мозг).

Мозг же, в свою очередь, руководит телом, а тело через сознание, познает окружающий мир.

Есть у греков одна легенда о братьях близнецах: Геракле и Ификле. Внешне в детстве они были очень похожи, но вели себя по-разному. Ификл любил поспать, увидеть как можно больше снов, а Геракл вставал рано, умывался холодной водой, трудился.

Увидел однажды Ификл яблоко, весящее высоко от земли, и давай ворчать, что ему не достать его. Геракл же без лишних слов взобрался на яблоню и сорвал плод.

Путешествуют братья куда-то, а ноги устали. Ификл говорит: «Давай отдохнем под кустом». А Геракл наоборот предлагает побежать, чтобы быстрее достичь цели. Братья выросли. Геракл стал героем, а Ификл канул в бездну небытия.

Эта легенда несет в себе большой смысл, в которой говориться о трудолюбии как о силе, которая побеждает лень, укрепляет волю.

Вот так и в жизни люди, будучи близнецами или родственниками, могут быть похожи внешне, но различимы по характеру, поступкам. Сильная личность возникает лишь тогда, когда она трудится, преодолевает препятствия и при этом не теряет силы духа, уверенности. На примере Ификла, ярко показано угасание личности, из-за лени и попыток избежать трудностей. Что касается Геракла и его подвигов, то необходимо отметить, что он обладал высочайшей силой духа, силой воли, светлым умом и находчивостью. Ум и находчивость позволили ему рационально использовать свою силу, во сто крат приумножать результат, который от него требовали получить.

Совершая свой шестой подвиг по очистке Авгиевых конюшен, он руководствовался более здравым смыслом, нежели физической силой. Запрудив русло реки Алфея, он отвел ее прямо в царские конюшни. Стремительный поток воды унес навоз из конюшен, а вместе с навозом и стойла, и кормушки, и даже ветхие стены. «Не взыщи царь, сказал Геракл, — я очистил твои конюшни не только от навоза, но и от всего, что давно сгнило. Я сделал больше, чем обещал».

Видно, что быть сильным, храбрым, этого мало, надо быть еще умным и находчивым. Порой пустая трата сил, сродни Сизифову труду.

Лень присуща не только физической деятельности, но и деятельности ума. Довольно часто, каждый из нас, сталкивается с ситуацией, когда не только нет желания трудиться, выполнять работу, но и думать. На наш взгляд, умственная деятельность требует значительно больше энергии, нежели физическая. Усиленно поработав, порой достаточно немного отдохнуть и силы вернутся. При, так сказать, моральной или умственной усталости, восстановительный период занимает значительно больше времени, а психическая травма оставляет неизгладимый след на годы, на всю оставшуюся жизнь. При сильной душевной травме, человек не может нормально думать, трудиться, созидать.

16 стр., 7757 слов

Психология лени: постановка проблемы Воробьева в.В., Якиманская и.С

... анализ лени 1.1 Определение понятия лень. Подходя к вопросу, что же такое лень, заметим, что, на наш взгляд, нет ... английская - бережливость, американская - независимость, то русская - лень. Лень называют национальной бедой, пороком каждого человека и страны в целом. ... следствии бессознательного сопротивления самого человека, который в глубине души вдруг начинает ощущать, что вроде как не совсем ...

Довольно странно, что очень много знаменитых людей указывают на то, что лень является двигателем научно-технического прогресса. Якобы из-за нежелания делать, и возникает идея замены физического труда – механическим. Увы! Это не так! Ленивый человек не способен творить, созидать! Лень — это отсутствие движения, застой, который, в конечном итоге, приводит к хаосу. Только благодаря кропотливому труду, бессонным ночам совершаются и совершались великие открытия.

А то, что достижениями науки, в большей степени, пользуются ленивые, известный факт.

Одни сокращают время следования на работу, другие, наоборот спешат домой, дабы, как можно скорее предаться чарам лени, погрузиться в негу.

Разве Д.И. Менделеева можно назвать ленивым? Разве лень подвигла его денно и ночно трудиться? Конечно нет! Именно за труд, усердие и целеустремленность, как бы с выше, в награду ему, во сне, явилась периодическая система элементов, позволившая человеку познать множество тайн вселенной, перейти из каменного века в атомный. Лентяи, оправдывая же свое существование, придумывают различные небылицы, дабы продолжать почивать на лаврах научно-технического прогресса, пользоваться благами, которые создали не они.

На наш взгляд, причиной отсутствия единого взгляда на понятие «лень» является материалистический подход к данной проблеме. Чтобы было понятно, приведем несколько примеров, которые, на наш взгляд, отражают сущность нашей концепции.

В основы диалектического материализма положено материальное начало, из которого вытекает идея.

Наверное, многие помнят вопрос человечества « Что было раньше курица или яйцо? ». Если перевести на философский язык, то это выглядит так : что появилось раньше материя или идея (мозг или мысль)? Опираясь на основы материализма, ученые отвергают существование души.

Да разве душу увидишь, потрогаешь? Конечно же, нет! А вот мозг увидеть можно.

Спорят однажды между собой патологоанатом и нейрохирург. Первый говорит: «Сколько я не делал вскрытий умерших, души ни разу не видел». Нейрохирург на это ответил: «Я также, сколько не делал трепанаций черепа,- ума не замечал».

Действительно, какой-то парадокс: все признают, наличие ума, но в то же время отвергают присутствие души.

Диалектический материализм основывается на том, что мозг продуцирует идею, как ответную реакцию на внешние раздражители, и коренным образом отвергает независимое, первоначальное существование самой идеи.

Что же собой представляет душа?

На этот вопрос, еще нет ответа, есть только предположения.

Душа: это особый вид энергии, которая способна хранить, передавать и приумножать информацию в виде памяти. Совершать линейное действие. Преобразовывать одну энергию в другую, а также самой преобразовываться в ее различные виды.

12 стр., 5643 слов

Историческое развитие идей о связи психики и мозга от античности до наших дней

... инертному телу. Таким образом, с точки зрения Демокрита, душа является источником активности, энергии для тела. После смерти человека душа рассеивается в воздухе, а потому смертно не только ... до н. э.). Хотя Аристотель и не говорил о локализации души в мозге, по его учению душа - не бесплотная сущность, а способ организации живого тела и его ...

Давайте рассмотрим аналогию души и тела, на примере автоматизма сердца. Доказано, что сердце работает в автоматическом режиме и центр автоматизма заложен в самом сердце, вернее в так называемых нервно-мышечных узлах: Ашофф-Товара; Кейс-Фляка и двух пучках Гиса.

Говорится, что клетки данных узлов генерируют нервный импульс, который и вызывает сокращение сердца.

За всю историю существования человечества не было ни одного случая, когда по той или иной причине прекращался процесс генерации энергии этими узлами. Существует только одна проблема, проблема нарушения проводимости нервного импульса, идущего от этих узлов, в виде так называемых блокад сердца. Между прочим, именно этот вид сердечной недостаточности, занимает первое место среди причин смерти людей.

А может быть дело, обстоит иначе? Не клетки продуцируют энергию, а некая энергия находится в системе этих клеток. Доказательством этого, на наш взгляд, является принцип их неисчерпаемости.

Может, аналогично обстоит дело и в системе мозга, где в неких материальных участках, в частности у его основания, и расположена наша душа.

В «Собачьем сердце» М.А. Булгакова профессор Преображенский из животного сделал человека, выполнив пересадку гипофиза. Мы не имеем права указывать, что именно там располагается наша душа, ибо есть и другие, неизведанные еще участки мозга, в частности эпифиз.

В фантастическом произведении А.Р. Беляева, — «Голова профессора Доуэля», показано, что голова может существовать и мыслить без сердца, без тела. Сохранена сущность человека, включая характер, страхи, чувства. Тело же отвечает только за движение.

Мы знаем много видов энергии: механическая, электромагнитная, гравитационная, ядерная, тепловая и т.д. Все они, воздействуя на предмет, разрушают его, либо стимулируют процессы разрушения.

«Энергия — общая количественная мера движения и взаимодействия всех видов материи. Энергия не возникает из ничего и не исчезает, она может только переходить из одной формы в другую. Понятие энергии связывает воедино все явления природы.

Что такое линейность энергии, где она находит свое применение? Линейность энергии проявляется, прежде всего, в наших мыслях, способности нести идею и её доводить до логического завершения.

При нарушениях линейности, человек не способен логически мыслить, высказываться, завершать начатое. В психиатрической практике, один из симптомов шизофрении — резонерство (словесная окрошка).

Энергия души неисчерпаема и колоссальна! Её источником являются знания, которые мы получаем во время трудовой деятельности. Проводником же знаний, являются органы чувств, которые не просто захватывают информация, но и подвергает её анализу и синтезу.

Сначала мы думаем, а потом совершаем действие, а не наоборот.

Без теории практика слепа, а практика без теории бессмысленна.

Каждому из нас необходимо определенное количество энергии для преодоления сопротивления материальной части.

Давайте рассмотрим аналогию в неживой природе: какой смысл от машины, если та не совершает действие. Для того, что бы она заработала, необходима энергия. Чем больше энергии мы подадим в систему, тем производительнее будет её работа. Период от покоя до выполнения действия подразделяется на два этапа:

25 стр., 12060 слов

016_Человек. Его строение. Тонкий Мир

... Но припомнить тонкие существования очень трудно и несовместимо с земными условиями. Тело человека – это не человек, а только проводник его духа, футляр, в котором он временно живет, ... проводник, через который проявляется Атма. 7. Атма – Дух или огненное начало, или энергия, разлитая во всем Космосе. Но приняв это семеричное подразделение, перейдем к обобщению, ...

Первый — пробуждение. Для завода машины требуется энергия аккумулятора. На этом этапе нет внешних проявлений движения, механизм работает, но не выполняет возложенной на него функции.

Второй этап — действие. Энергии аккумулятора недостаточно, используется энергия горючих смесей.

Подобное происходит в системе: душа (энергия) — тело (мозг).

Именно в сопротивлении тела душе и заложено понятие лени.

 

Противопоставляющие лени: сила духа, сила воли

 

Сила духа – это количество энергии, которое необходимо затратить одной силе для преодоления сопротивления другой силы.

Это количественная мера. На примере автомобиля: использование энергии аккумулятора (12 Вольт) для её завода.

Или сколько необходимо приложить силы в руку, для победы соперника в армрестлинге.

Сила воли – это максимальное количество энергии, которое душа может использовать в отношении тела.

Иными словами, это мощность той или иной системы.

За одну единицу мощности в технике, принято считать одну лошадиную силу. Чем мощнее машина, тем продуктивнее она работает.

Что касается мощности организма, то таких измерений пока еще не проводили.

В живой системе, умный человек свободно владеет своим телом и, при этом, не испытывает быстрой усталости, утомления, ибо в его резерве находится значительное количество энергии.

Человек со слабым интеллектом менее лабилен и чаще подвержен внутреннему и внешнему влиянию. У него нет так называемых резервных сил, стало быть, быстрая приходящая усталость дает предпосылки для зарождения лени.

Как же все-таки происходит накапливание внутренней энергии. Речь идет о таком виде энергии, которая способна удерживаться в определенном месте, определенное время и не улетучиваться без надобности.

Как бы противники существования души, не сопротивлялись, рано или поздно, им все-таки придется признать её главенствующее начало. Восприятие души, как первичного источника жизни и мысли, принудит многих начать новую жизнь, жизнь без пороков и насилия. Характерными чертами новой жизни будут: труд, честность, справедливость. Вот именно это и не дает сегодняшним правителям, погрязшим в алчности, коррупции и лжи, признавать правду.

На сегодня нет единой теории мышления, ибо продукт мозга (мысль) не имеет физических параметров и может быть оценен только субъективно, стало быть, не точно. Наука доказывает, что мысль человека рождается в результате окислительно-восстановительных процессов в коре головного мозга в ответ на внутреннее или внешнее раздражение.

С этим мы не можем полностью согласиться, ибо поведение человека коренным образом отличается от поведения животного и это все благодаря анализу и синтезу. Мы выбираем главное, рациональное и только после этого совершаем действие. Это в животном мире все основано на условных и безусловных рефлексах, носящих защитный или атакующий характер. Человеку же присуща сознательная деятельность, он не просто живет в материальном мире, но и делает его совершенным, более структурированным. Необоснованная погоня за наживой, материальными благами, зачастую, а может быть и в подавляющем числе случаев, оказывает эффект разрушения (озоновые дыры как результат бездумного использования тепловой энергии, землетрясения в результате выработки полезных ископаемых) и др.

13 стр., 6391 слов

Психическое развитие человека в период раннего возраста

... актуальной. Целью нашей работы было дать общий анализ по психологии развития человека в период раннего детства. При написании данной контрольной работы нами были решены следующие ... компромиссы между стремлением к наслаждению и действительностью. Социальное принуждение, наказания родителей, страх потерять их любовь заставляют ребенка мысленно представлять себе, интериоризировать некоторые запреты. ...

Однажды во Франции, в частности у парижан спросили: какую бы они картину Лувра спасли, случись в нем пожар? Победителем стал остроумный респондент, искренне ответивший: «Та, которая находится ближе к выходу». Вывод напрашивается сам собой: в материальном мире на первом месте инстинкт самосохранения, только единицы способны совершить самопожертвование, героизм.

Человек мыслит независимо от внешних факторов, но ход мысли и их очередность эти факторы определяют. Сила духа и сила воли укрепляются, приумножаются в результате непрерывной трудовой и умственной деятельности. Чтобы нарастить мышечную массу, улучшить физическую форму, мы идем в тренажерный зал и там занимаемся. В течение первых месяцев показатели нас радуют, однако со временем прирост заметно снижается, или даже останавливается. Существует некая критическая точка возможностей. Чем ближе эта точка, тем тяжелее движение вперед. У каждого человека своя точка, поэтому не надо стремиться к тому, чего достиг ваш кумир, ибо это чревато серьезными последствиями. Поддержка физической формы, это тогда, когда видимого прироста нет, но и в той же степени нет снижения внешних показателей.

Что касается умственной деятельности, то и здесь необходима постоянная работа, своего рода нагрузка. В детстве процесс накопления и хранения знаний протекает в десятки раз, а то и в сотни, быстрее и заметнее, нежели в зрелые годы. Процессы запоминания и реализации вначале носят импульсивный скоростной характер. С годами этот процесс замедляется, а порой и останавливается. Определить степень «умности» на сегодня не предоставляется возможным. Проводимое тестирование носит субъективный характер, не отражая реального положения дел и зависит, прежде всего от психоэмоционального состояния испытуемого. Интеллект и знание разные вещи, путать не надо.

Знания – это информация об окружающем мире, заложенная памятью в коре головного мозга.

Интеллект (ум) — есть количество энергии, которое требует мозг для хранения и извлечения знаний.

Если говорить обыденным языком, то ум это оперативная память компьютера, а знания гигабайты общей памяти, расположенные в винчестере. Внешним проявлением умного человека является скорость его мышления и правильность принятых решений.

«Труд из животного сделал человека», — говорил К.Г. Маркс. Лень же, наоборот, из человека делает животного. Существует принцип пополнения энергии. Сколько ты сегодня затратил, завтра будет дано чуть больше. Расслабляться нельзя, так как бездействие приводит к угасанию как эмоциональных, так и физических сил.

8 стр., 3589 слов

Влияние методов телесно-ориентированной терапии на уровень страха ...

... и зажимы на пути движения жизненной энергии. В теле «записаны» все пережитые человеком психотравмы, эмоциональные напряжения. Современная психология воспринимает тело, душу и дух как единое ... Объект исследования: особенности психоэмоционального состояния школьников. Предмет исследования: психокоррекция уровня страха и тревожности учащихся пятых классов под влиянием телесно-ориентированной терапии. ...

Человек, длительно находящийся в лежачем положении, день ото дня угасает. Мышечная масса уменьшается, конечности атрофируются. Если не начать ходить, то через три – шесть месяцев он это сделать не сможет, пока не будет проведен восстановительный комплекс физических упражнений, нагрузок. Все это мы видим наглядно, а вот подобное в духовной системе увидеть нельзя. Человек, переставший думать, не накапливает знания, по-своему атрофируется и не способен здраво мыслить, правильно и быстро принимать решения, и вообще адекватно чувствовать себя в общественной среде.

Человек, у которого сопротивление тела выше энергии души, подвержен частым депрессиям.

Депрессия — это защитная система морально-истощенного человека. Если в период депрессии не накапливается внутренняя энергия, подавляющая сопротивление тела, развивается психическое заболевание (шизофрения, олигофрения, различные виды психозов и т.д.).

Морально сильный человек никогда не сойдет с ума, ибо это присуще только слабым личностям.

Усталость — это состояние организма после физической или умственной нагрузки, когда произошла затрата большого количества энергии с одной или с обеих сторон (душа, тело).

Восстановительный период в одном случае, как я указывал ранее, более быстрый, а в другом носит затяжной характер. Немаловажную роль, при этом, играют факторы жизни и морально-эмоциональное состояние человека.

Лень от усталости отличается, прежде всего, тем, что после отдыха у ленивого человека силы как бы не восстанавливаются, желание работать не появляется.

Ленивый обычно жалуется на массу непредвиденных трудностей, которые постоянно преследуют его.

Трудоголик обычно сетует на нехватку времени, а не на трудности, которые он привык преодолевать.


ГЛАВА 2

РЕКОМЕНДАЦИИ ПО УПРАВЛЕНИЮ ЛЕНЬЮ

Меры борьбы с ленью

 

Существует такая поговорка: «Чисто, — не там где убирают, — а там где не сорят». Аналогично можно сказать и в отношении лени. Лени нет не там, где с ней борются, а там где ей не дают зародиться.

Лень — это естественный процесс, явление. Возникает не тогда, когда мы делаем, а тогда, когда мы не делаем.

Нет ни одного человека на земле или живого организма, который хоть раз бы не испытал на себе влияния лени.

Рассмотрим меры борьбы с ленью.

1. Страх.

Именно страх является самым действенным методом борьбы с ленью.

Страх вызывает прилив сил за счет выброса резервной энергии, позволяет в кратчайшее время, если не полностью, то хотя бы частично, вернуть человека в состояние бодрствования.

6 стр., 2534 слов

Основные проявления детской лени и способы борьбы с ней

... и Горький и А..C. Макаренко, В.A. Сухомлинский. У педагогов принято делить  причины лени человека на: физические, психофизические и психические. В своей контрольной работе я рассматриваю, некоторые ... той или иной (физической, психофизической или психической) причине. Основные проявления детской лени и способы борьбы с ней Во-первых, это чрезвычайная заботливость родителей. Очень многие родители, ...

Страх делится на стадии и степени интенсивности.

1-я стадия – начальная.

В начальной стадии происходит гормональный всплеск (за счет выброса адреналина), отмечается резкое повышение артериального давления, в десятки раз ускоряется обмен веществ. Во время этой стадии совершаются героические поступки, рекорды, подвиги.

Однако, на ряду со всем этим, действия человека лишены осмысленности, порой даже адекватности. В некоторых случаях, отмечается так называемое состояние аффекта. Все основано на рефлексах и инстинктах. Сон невозможен из-за сильного возбуждения.

2-я стадия – действия.

Во время этой стадии происходит адаптация организма к страху: снижается уровень адреналина в крови (цифры его все равно высокие); восстанавливается деятельность коры головного мозга, нормализуется обмен веществ. Человек пребывает как бы в состоянии хронического возбуждения. Сон тревожный, кратковременный.

3-я стадия – стадия истощения.

Частично, или полностью угасает деятельность коры головного мозга. Человек подчинен чужой воле и не способен противостоять как внешнему, так и внутреннему воздействию. Обмен веществ то замедлен, то резко ускорен. Процессы старения в десятки раз превышают допустимые нормы.

Человек все время хочет спать. После сна силы полностью не восстанавливаются, а при работе быстро расходуются.

Степени страха:

легкая — тонизирующая;

средняя — стимулирующая;

сильная — тормозная;

максимальная — шок.

Как выше видно, страх имеет так называемые побочные эффекты. Такие как:

а) быстрая истощаемость организма;

б) ступор (отсутствие каких либо действий);

в) затруднение выполнения работ, требующей концентрации внимания, так как страх парализует волю, мыслительную деятельность (особенно при сильном воздействии).

Давайте рассмотрим варианты, когда страх будет наиболее действенным:

1) при получении знаний, навыков, особенно в детский период, страх занимает ведущее место. Невыученные уроки или получение неудовлетворительной оценки чревато наказанием. Порой не исключено физическое воздействие. После хоть одного такого воздействия возникает чувство страха, которое стимулирует получение знаний. Проще выучить уроки или выполнить какую либо работу по дому, чем быть наказанным;

2) в период рабовладельческого строя и частично феодального, именно страх, служил орудием принуждения для выполнения тяжелых работ. Необходимо, отметить, что при таком воздействии на человека, резко снижается производительность труда и работоспособность. Организм очень быстро изнашивается, продолжительность жизни сокращается.

Страх всегда являлся проявлением насилия, однако в умеренных дозах носит стимулирующий характер.

Сегодня страх довольно часто используется в медицине при борьбе с наркотической и табачной зависимостью, алкоголизмом.

4 стр., 1968 слов

Человек как биосоциальное существо. Человек – это высшая ступень ...

... общественного труда.   Биологическая природа человека Анатомические, физиологические и психологические особенности человеческого организма, которые составляют биологическую основу деятельности человека как существа социального Человек принадлежит к высшим млекопитающим и ...

Путем убеждения избавиться от вышеуказанных пороков практически невозможно, тем более, если речь идет о так называемых слабых личностях;

3) при умеренно сильном страхе, идущем изнутри, возникает состояние длительного бодрствования. В этот период человек находится в состоянии особой плодотворности, трудоспособности. Однако, по истечении времени (все зависит от энергетического потенциала человека и причины страха), наступает период бездействия, необходимый для восстановления утраченного.

Примеры:

— в годы ВОВ все жители страны находились в состоянии постоянного гнева и умеренного страха, что позволило увеличить производительность труда в десятки раз, компенсировать недостающие трудовые ресурсы и, в конечном счете одержать победу над врагом. Необходимо отметить, что в данном сочетании не отмечалось укорочения продолжительности жизни, а, наоборот, люди становились толерантными к стрессовым ситуациям;

— страх получить двойку и быть отчисленным из учебного заведения, стимулирует учащихся в период сессии, делает их необычайно плодотворными и трудоспособными. После сдачи сессии вновь наступает период лености.

Довольно часто чувство страха используется в рекламе, когда под «угрозой» жизни принуждают людей покупать те или иные медикаментозные препараты, хотя, на самом деле, в этом надобности не было.

Страх заставляет людей не только трудиться, но и слепо повиноваться чужому мнению, особенно если оно высказано с экрана телевизора.

2. Страсть.

Страсть — это быстро приходящий и быстро угасающий энергетический всплеск в системе «душа – тело».

В зависимости от того, на какой из объектов приходится воздействие, страсть делится на два направления:

1 – материальная страсть;

2 – чувственная страсть;

Составной частью материальной страсти являются: деньги и предметы обихода и уюта.

Чувственная страсть – это ощущение удовольствия, возникающее, или имеющее возможность возникнуть в перспективе, как результат бесконфликтного взаимоотношения души и тела. Это: секс, власть, величие. Обязательным спутником чувственной страсти является эйфория (ощущение божественности, избранности).

Страсть является наиболее действенным и эффективным методом борьбы с ленью. Она больше созидатель, нежели разрушитель и не требует постоянного внимания и напоминания о себе.

Желание — есть первая ступень страсти, за которой следует реализация задуманного через умственную или трудовую деятельность, с последующим получением удовольствия.

Удовольствие — это наивысшая степень сбалансированного, синхронного взаимодействия души и тела, когда все обменные процессы организма работают в едином режиме, с минимальной затратой сил и энергии.

Давайте рассмотрим несколько примеров страсти:

1 — Деньги и материальные блага.

Деньги не просто средство получения материальных благ, но и источник удовольствия, зачастую они подменяют смысл жизни. Некоторые люди работаю не ради получения средств существования, а ради приумножения самих денег.

Человек, стремящийся к богатству, работает много и подолгу, причем в состоянии лени прибывает очень редко или вообще не знает ее пагубного влияния. Я не буду сейчас говорить о том правильно это или нет. Обычно таким людям не хватает времени на труд, нежели на отдых.

Деньгам, как и наркотикам, присущи такие признаки как привыкание и зависимость. Выйти из денежной зависимости крайне тяжело, необходим либо сильнейший стресс, либо глубокое самосознание.

Погоня за наживой, деньгами, богатством, материальными благами делает людей зависимыми от этого, так называемого, зла. Нет времени не только отдыхать, лениться, нет времени заниматься умственной деятельностью, приумножать свой интеллектуальный потенциал. Что толку из того, что человек очень много трудится, но при этом не делает мир богаче и краше. Ведь вся его деятельность направлена лишь на личное обогащение.

Подводя черту, хочу сказать, что деньги очень действенный метод борьбы с ленью (однако негативные их последствия, зачастую превышают то, с чем мы боремся).

2 — Чувственная страсть.

Стремление к власти мобилизует весь организм, изымает при необходимости резервы и поддерживает человека в так называемой хорошей форме. К сожалению, данный метод борьбы с ленью носит избирательный характер и присущ только отдельным личностям, а не всем.

Если ребенку то и дело говорить, что он дурак и ленивый, рано или поздно это может случиться, так как с этими словами подавляется его самооценка, уверенность в себе, инициативность. Если же наоборот, глупому ребенку говорить, что он умен, талантлив и неповторимый, то в нем пробудятся резервные силы, укрепится целеустремленность, возникнет уверенность в себе и он сможет путем кропотливого труда реализовать возложенные на него надежды, доказать свою целесообразность.

С ленью не надо бороться, ей нельзя давать повода к зарождению! С раннего возраста необходимо у детей прививать любовь к труду, созидательной деятельности. Не позволять отдыхать без повода и надобности. Тщательно планировать распорядок дня, с учетом всех возможностей, сил возраста, индивидуальных способностей, в противном же случае можно добиться истощения организма, нервной системы, человек потеряет не только интерес трудиться, но и выполнять какую бы то ни было работу.

3. Гнев.

Чувство гнева, как и страх, вызовет прилив сил и энергии. Отличительной чертой гнева от страха, является то, что гнев носит импульсивный, кратковременный характер и может самопроизвольно угасать. Страх исчезает только после того, когда был ликвидирован его источник. Гнев ни когда не приводит к ступорозным состояниям, а наоборот вызывает повышенную двигательную активность. Зачастую совершаются лишние движения. Стало быть, в борьбе с ленью, гнев обеспечивает быстроту эффекта, но при этом затрачивается больше энергии, чем требует сама работа.

Примеры:

— в состоянии гнева зачастую совершаются мировые рекорды. Штангист, при последнем подходе к штанге, собрав всю волю и силу духа в «кулак», смешав ее с гневом, поднимает небывалой тяжести вес.

— находясь в гневе, зачастую, человек не способен адекватно реагировать, мыслить. Именно это обстоятельство не позволяет использовать гнев как основной метод борьбы с ленью. Пребывание в, так называемом, состояние аффекта позволяет избежать уголовной ответственности лицам, совершившим противоправное, а порой и преступное действие.

Гнев может создать только фон, но не сам процесс борьбы с тунеядством, ленью.

4. Совесть.

Совесть — это внутренняя обязанность человека перед самим собой или обществом по выполнению той или иной работы, направленной на созидание или восстановление утраченного.

Совесть, как средство борьбы с ленью, эффективно на ранних этапах и, причем у высоко интеллектуальных личностей. Совесть как бы побуждает к совершению действия. Человеку самому решать делать или не делать.

Однако, если обманывать себя, идти в разрез со своей совестью, то со временем начинает формироваться доминанта безнаказанности, в результате которой создаются все предпосылки развития безвольности.

5. Болезнь.

Удивительно, однако, в случае болезни, лень выступает как защитная реакция организма на вредное воздействие.

Она осуществляет контроль рационального использования энергии. Способствует быстрому выздоровлению, восстановлению утраченных сил и работоспособности. Благодаря лени закладываются резервы.

Пример: при всех заболеваниях снижается умственная и двигательная активность, человек не тратит энергию на эти процессы, так — как они не являются важными и жизненно необходимыми в данный момент. Все знают, что лучше отлежаться, чем перенести заболевание на ногах. Довольно часто осложнение болезни развивается именно из-за того, что больной тратил силы не столько на восстановление здоровья, сколько на выполнение умственной или физической работы. Все не переделаешь, все не заберешь – гласит народная мудрость. В данной ситуации лень действительно является не пороком, а спасителем организма в целом, об этом не следует забывать.

 

Управление ленью на разных ее стадиях

 

Лень делится на стадии и силу сопротивленья.

Первая – стадия желания, когда человек ощущает сопротивление тела, но при этом легко его преодолевает. Действенными мерами борьбы с ней является все выше перечисленные, включая и совесть.

Вторая – стадия нежелания, когда сопротивление тела имеет высокие показатели и для его преодоления совесть бессильна. Мотивация не работать выше нравственных аспектов. Человек находит тысячу оправдательных причин. В данной ситуации действенными будут все меры, кроме совести.

Третья – стадия стойкой лености. В связи с длительной бездеятельности, человек начинает терять практические навыки, выполняет работу только по принуждению или жизненной необходимости. Характерной особенностью этой стадии является быстрая утомляемость и истощаемость организма. Человек как бы пребывает в состоянии гиипохондрии, безынициативности, болезненности. Выйти из этого состояния человек самостоятельно не может, требуется сильное внешнее воздействие, страх.

Четвертая – стадия ступора, для этой стадии характерно отсутствие как умственной, так и двигательной активности.

Практически всегда является симптомом грубого психического заболевания при выходе из наркотического состояния. При данной стадии страх не оказывает должного воздействия и даже вреден. Лечение шоком (электрический, инсулиновый) носит временный характер или не эффективен. Человек может находиться в ступоре днями, неделями и даже месяцами, пока не накопится должное количество внутренней энергии и не восстановится двигательная активность.

Подводя черту под вышесказанным, становится ясно, что лень сама по себе не есть зло, а только внешнее проявление отношения души к телу. Она показывает, на сколько человек способен управлять собой и своими чувствами. Лень никогда не возьмет верх над нашим «Я», если «Я» будет постоянно трудиться и поддерживать так называемую «форму».

Чем меньше слабостей мы себе позволяем, тем меньше шансов к зарождению и развитию лени. Алкоголизм, наркомания и даже в некоторой степени курение способствуют возникновению этого состояния с дальнейшим ее прогрессированием. Избавление от вредных привычек, в той или иной степени помогает восстановить утраченное, прежде всего работоспособность, а, следовательно, избавиться от пагубного влияния лени. Спорт — физическая культура снижает сопротивляемость тела, позволяет рационально использовать имеющиеся энергетические запасы, не расслабляться и вести полноценную, плодотворную жизнь.


ОБЩИЕ ВЫВОДЫ

 

Можно соглашаться или не соглашаться с выше сказанным, это право каждого, ибо лень не есть нечто материальное, а есть особое состояние организма, когда сила воли и силы духа недостаточно для подавления внутреннего сопротивления. В недалеком будущем ученые обязательно изобретут устройство, при помощи которого можно будет измерять энергию тела и энергию души. Это откроет необозримый простор в познании внутреннего «Я» и общества в целом, позволит продлить человеческую жизнь, прежде всего период его плодотворной трудовой деятельности, избавит людей от тяжелых, неизлечимых заболеваний. В основе всего лежит неправильное перераспределение энергетических составляющих, несвоевременная реакции на вредные внешние или внутренние воздействия.

Энергию для тела мы получаем с пищей и через дыхание. Источником душевной энергии является умственная деятельность. Чем умнее человек, тем сильнее его дух и воля, а стало быть, и само тело.

«Mens sana in corpore sano» — в здоровом теле здоровый дух, гласит древняя мудрость. С этим можно согласиться, но и можно поспорить, ибо только в гармонии кроется совершенство. Если заниматься спортом и не работать над ростом духовности никогда не будет гармонии души и тела.

Энергия души не есть энергия тела и отличаются они друг от друга также как отличается день от ночи, холод от зноя.

Около 60 процентов всей своей энергии душа расходует на управление и работу тела его внутреннюю защиту (иммунитет).

30 процентов задействовано на ауру, как защиту от внешнего посягательства включая и гипноз.

5 процентов направлено на познание окружающего мира (логика, сила убеждения, гипноз и др.).

5 процентов резерв.

Четкой закономерности процентных соотношений нет. Выше указаны оптимальные данные, которые человек может самостоятельно перераспределять в процессе своей трудовой и умственной деятельности. Например: ученый на познание мира будет использовать не 5 процентов от всей своей энергии, а 20 – 30, скорее всего в ущерб своему здоровью, ибо на управление тела будет затрачено значительно меньше от нормы.

Чем сильнее сила духа и сила воли, тем меньше сопротивление тела, а стало быть, лень либо отсутствует, либо подавляется совестью.

В случаях, когда сила духа и сила воли имеют низкие показатели, действенными методами борьбы с ленью являются: страх, гнев или страсть. Наряду с их положительным эффектом имеется целый ряд недостатков и, прежде всего таких как: истощаемость, непостоянство, зависимость.

Только в случаи болезни лень имеет полезное влияние так, как способствует быстрому выздоровлению, концентрации сил именно в теле, позволяет избежать осложнений.

О лени можно говорить еще много, ибо это проблема каждого из нас. Решить эту задачу словами нельзя, только труд и усердие способны одолеть ее.