Рофессиональная деформация врачей различных специальностей

СРС

на тему: Профессиональная деформация врачей различных специальностей

 

Выполнили: студенты 2 курса, группы ОМ-244

Мусатаев И., Бесембекова Т.

Проверила: Акжигитова И.Ш.

 

 

Астана 2013 г.

 

План:

 

1. Введение

2. Термин «профессиональная деформация»

3. Профессиональная деформация врачей различных специальностей

4. Синдром эмоционального выгорания

5. Пути преодоления профессиональной деформации

6. Заключение

7. Список литературы

 

 

ведение

Человек может состояться в своей профессии, развиваться благодаря своей работе и приносить пользу людям своей деятельностью. Однако нередко многолетнее (более 5 лет) выполнение одной и той же профессиональной деятельности приводит к появлению профессиональной усталости. В какой-то момент у человека возникает ощущение, что что-то в его жизни складывается не так. Ключом к разгадке может служить выбранная им специальность, которая, как говорят, иногда способна «калечить» человека, а также отсутствие карьерного роста и иные причины.

Специалисты утверждают, что зачастую так или иначе профессия накладывает отпечаток на личность человека, меняет его поведение в целом. Бывают случаи, когда особенности профессиональной деятельности не только не помогают человеку развиваться, но и способствуют деградации его как специалиста, изменяя характерные для данной профессии профессионально важные качества (ПВК) в противоположную сторону. Это способно приводить к малоэффективному и даже социально опасному исполнению профессиональных обязанностей.

 

2. Термин «профессиональная деформация»

 

Профессиональная деформация — изменение качеств, наступающее под влиянием выполнения профессиональной деятельности, проявляется в профессиональном жаргоне, манерах поведения, физическом облике.

Профессиональная деформация- это перечень явлений социально — психологического характера, к которым относятся все нарушения норм (морально — этических, правовых, деятельностно-служебных и т.п.), и которые может совершить только субъект-профессионал, специалист в определенной сфере.

Термин „профессиональная деформация“ — это достаточно удачная метафора, на основе которой можно построить модель, наглядно описывающую механизм деформирующего влияния профессиональной деятельности. Для этого представим некий производственный процесс изготовления какого-либо изделия с помощью прессования.

1 стр., 373 слов

Мотивация профессиональной деятельности

Инструкция: «Прочитайте нижеперечисленные побуждения в профессиональной деятельности и дайте оценку их значимости для вас по пятибалльной шкале». В очень ... процесса и результата труда 7. Возможность наиболее полной самореализации именно в данной деятельности Обработка: Подсчитываются показатели внутренней мотивации (ВМ), внешней положительной (ВПМ) и внешней отрицательной ...

Рассматривая профессиональные деформации в общем плане, Э.Ф. Зеер отмечает: «…Многолетнее выполнение одной и той же профессиональной деятельности приводит к появлению профессиональной усталости, обеднению репертуара способов выполнения деятельности, утрате профессиональных умений и навыков, снижению работоспособности…

Профессиональная деформация наблюдается у большинства профессий в схеме «человек-человек» (врачей, педагогов, психологов, сотрудников милиции и др.)

 

рофессиональная деформация врачей различных специальностей

Врачей часто считают циниками с черным юмором, для которых «нет ничего святого». Профессия врача предполагает огромную ответственность и постоянный стресс, поэтому профессиональная деформация — это своеобразный защитный механизм. Цинизм неосознанно переносится в личное общение, а вынужденное равнодушие к чужому горю и сдержанность эмоций переносятся на собственные проблемы и проблемы близких людей.

Профессиональная деформация врача заключается в том, что при обычном рукопожатии он мысленно оценивает Ваш пульс, степень влажности кожи и температуру тела. В нерабочей обстановке начинает прослеживать связь между внешним видом и возможными заболеваниями человека, возможно давать советы.

Врач обладает определенной властью над больными, следовательно, он тоже подвержен опасности деформации. По Йоресу власть следует использовать только в добрых целях. Профессиональная деформация развивается, как правило, постепенно из профессиональной адаптации.

Профессиональная адаптация является необходимой для медицинского работника. У врачей, медицинских сестер и у вспомогательного персонала, которые в начале своей профессиональной деятельности очень бурно переживали все события, тяжело влияющие на психику больных, например, страдания, смерть больных, операции, кровотечение, проявления психических заболевании и т. д., постепенно развивается определенная эмоциональная сопротивляемость. В суровых драматических ситуациях, когда жизнь больного находится под угрозой, врач скорее всего научится анализировать и оценивать положение, делать заключения и действовать. Студенты-медики после нескольких часов или нескольких дней пребывания в секционном зале выходят из более или менее значительного психического потрясения, возникшего у них при первом посещении помещения, где находилось много человеческих трупов, и приступают к деловому изучению анатомии. Хотя определенная степень эмоциональной сопротивляемости необходима и понятна, все же в сознании врачей и медицинских работников навсегда должна сохраниться способность понимать больного как страдающего человека и мертвое тело как его последние останки, заслуживающие уважения. Это является необходимой составной частью не только человеческого, но и профессионального уровня врача. Профессор патологической анатомии медицинского факультета в Брно Нейман не допускал, чтобы кто-нибудь появлялся в прозекторской в головном уборе и вел себя так, что это можно было расценивать как неуважение к мертвым. Мы при­водим этот пример в качестве контраста с теми случаями, когда и живым больным не всегда оказывается соответствующее уважение и не всегда щадится их достоинство.

5 стр., 2472 слов

Объект профессиональной деятельности педагогов профессионального ...

... физическое воспитание учащихся, укрепление их здоровья. Педагог профессионального обучения по специальности 050501.65 - Профессиональное обучение (дизайн) подготовлен к выполнению следующих видов профессиональной деятельности: профессиональное обучение; производственно-технологическая деятельность; методическая работа; ...

Поведение и некоторые выражения медицинских работников находятся на грани профессиональной адаптации и деформации. По Вондрачеку уже на грани с кощунством находятся сравнения, выражающие элементарные ассоциативные связи и используемые для описания секретов и экскретов, как например, «тифозный стул в виде горохового супа», «холерный стул в виде рисового супа» «гной в виде сметаны», «плевок в виде малинового желе», «моча в виде черного пива».

Профессиональными деформациями являются и поведение и выражения медицинских работников, при которых под влиянием привычки проявляется черствость по отношению к больным в такой степени, что у не медиков создается впечатление бездушности и даже цинизма. Например, тот факт, что врач и медицинская сестра не считают нужным отделить хотя бы ширмой умирающего больного в двадцатикоечной палате, или же врачи, совершая обход, при больном дискутируют о неблагоприятном прогнозе его болезни. Студентка медицины на экзамене по медицинской психология в качестве примера профессиональной деформации студентов-медиков привела тот факт, что некоторые из них в секционном зале над трупами шутят, рассказывают анекдоты и курят.

Грегг подчеркивает, что личность больного нельзя считать неудобным придатком к больному органу, который врач должен обследовать.

Профессионально деформированный лечащий врач, ставящий диагноз хотя и точно, но при помощи машин, вызывает у больного впечатление не заинтересованности и безразличия, не осознавая этого.

Имеются и некоторые организационные и экономические обстоятельства, усиливающие деформированный подход к больному. Сложный механизм планирования и управления медицинскими учреждениями, необходимость капитального ремонта многих больниц и поликлиник затягивают процесс создания необходимых условий в отделениях, расположенных в старых зданиях. Медицинским сестрам, а в известной степени и врачам, не мешают большие палаты. В них легче справиться с работой, больные сами наблюдают друг за другом и помогают друг другу больше, чем в маленьких палатах. Значительно меньше такое положение нравится больным. Вондрачек афористически описывает подобное положение: «Страшно пребывание в палате, где один ест, другой стонет, третий занимается дефекацией и четвертый умирает». Большинство больных, по существу, очень легко приспосабливается к подобным ситуациям, в связи с чем вспоминается высказывание Достоевского о том, что «человек — это существо, которое ко всему привыкает».

При планировании всегда больше внимания уделяется приобретению диагностической и лечебной аппаратуры и лабораторного оборудования, чем перестройке больничных отделений в соответствии с требованиями лечебно-охранительного режима, при котором необходимо помнить о том, что больной нуждается в создании хотя бы минимальных интимных условий. Больные в этом отношении стихийно, без злого умысла дискриминируются.

Все это связано с характером профессиональной деформации, имеющим психологическое значение: причиной являются не плохие намерения или стремления вредить больному, а плохая, в течение длительного времени, по существу, неосознанная привычка. Она проявляется также в своеобразном профессиональном жаргоне, применяемом без преград при больных, как об этом свидетельствует разговор двух врачей, передававших друг другу отделение перед уходом в отпуск: «Что у тебя здесь имеется?» «Четыре желудка, три желчных пузыря, одна почка». Ряд примеров профессиональной деформации отмечают студенты-медики, которые сами еще не подверглись деформации.

10 стр., 4715 слов

Психологические основы коммуникационных барьеров в профессиональном ...

... данной курсовой работы является исследование основ коммуникационных барьеров в профессиональном общении врача с пациентом. К основным задачам курсовой работы относятся: 1. ... Третье издание. - М.: Наука, 1994. Сайт: http://psylib.org.ua/books/andrg01/txt05.htm#2 Существует два основных вида барьера - объективные и субъективные. Физический шум, плохая телефонная связь, и т.д. - все ...

Инертность в развитии профессиональной деформации удерживается вследствие исторической традиции профессии врача и его положения в обществе. В прошлом врач-исцелитель бывал священником, чародеем и магом, а также и владыкой. В горных областях Чехословакии еще недавно действовали «ведьмы» – исцелительницы, которые «лечили» травами и заговариваниями. В настоящее время магическая сторона отошла в область «волшебной», «невообразимой» техники и «фантастического прогресса», о которых часто встречаются особенно суггестивные сообщения в телевизионных передачах и в иллюстрированных журналах. Однако, чем меньше зритель и читатель понимают фактическую сторону этого процесса, тем более он потрясен его внешней магической стороной. Магическое отношение, подсознательное ощущение власти над человеком, который искал и до настоящего времени ищет у врача последней защиты, оставили в психологии врачей пережитки, иногда имеющие даже кастовый характер. Наименее желательные характеры такого типа относятся к больному со снисходительным пренебрежением, а иногда даже не замечают больного, как будто он является воздухом. В поведении и жестах личности такого типа видно явное демонстративное отсутствие интереса к больному, как к человеку («Следующий… не задерживайте меня…, не спрашивайте, это мое дело… не заботьтесь о том, что у вас есть… а все равно вы этого не понимаете» и т. д.) Этот тип как бы плывет по больничному коридору с высоко поднятой головой. Иногда он даже просто игнорирует больного и груб с ним. Унцер сатирически отметил (по Данеку), что врач, желающий создать себе авторитет, должен делать вид, что ему ужасно некогда: «Если его кто-нибудь зовет, то он должен стать нетерпеливым и воскликнуть: вы думаете, люди, что я могу разорваться? Пятьдесят человек я уже посетил и обследовал, пятьдесят других меня еще ждут, а за дверями их стоит еще миллион… но я приду.» Нельзя отрицать того, что подобный суровый и кажущийся или действительный неохотный и отрицающий способ поведения может оказать особенно на более простых и примитивных больных определенное мобилизующее, даже и терапевтически положительное влияние, что в прошлом сознательно или подсознательно использовал ряд шарлатанов. По нашему мнению, механизм такого действия заключается в автоматическом предположении, что грубость и бестактность безнаказанно себе может разрешить лишь тот, кто очень много знает и умеет. Это предположение и ощущение парадоксально вызывают чувство доверия и ожидания положительного результата лечения. Но в настоящее время подобное поведение врача у большинства больных вызывает отвращение и недоверие.

Поэтому необходимо следить за тем, чтобы подсознательная и бесконтрольно развивающаяся профессиональная психическая деформация не стала одним из факторов ятрогенного поражения больных.

4 стр., 1712 слов

Факторы синдрома сгорания и профессиональной деформации в работе ...

... к профессиональной деформации практического психолога имеет этот непрофессиональный экскурс в процесс прессования? Дело в том, что все перечисленные выше деформирующие факторы имеют свои аналогии в работе психолога ...

Врачи разных специальностей тоже обрастают своими деформациями. Терапевты ставят угрожающие диагнозы, хирурги циничны, медсестры черствы и равнодушны.

 

 

Проявление профессиональной деформации врача на примере сбора урожая.

Врачи – самые погруженные в свое дело люди.

Если инфекциониста отправить в деревню к бабушке копать картошку – он всех напугает яйцами глистов, обитающих в почве, заставит надеть резиновые перчатки, маски, бахилы, и самое главное – запретит вообще прикасаться к земле (!): ведь знаете, сколько в ней бактерий!

Хирург же сможет достать картошку, ее даже не выкапывая – просто аккуратно вскрыв верхний слой и засунув руку в землю. Зато стоматолог аккуратно заделает все оставшиеся после выкапывания дырки подходящей по цвету землей.

Окулист займется картофельными глазками, а судмедэксперт назовет процесс эксгумацией.

 

Среди причин профдеформации следует признать наличие определенных исторических традиций, их пережитков и существование особого общественного мнения по поводу определенных профессий:

1. Инертность в развитии профдеформации удерживается вследствие исторической традиции профессии врача и его положения в обществе. В прошлом врач-исцелитель был священником, чародеем и магом.

2. В настоящее время магическая сторона отошла на задний план, но остались в психологии врачей пережитки, иногда имеющие даже кастовый характер.

Считается также, что одной из причин профессиональной деформации может быть «высокая эмоциональная загруженность труда», которая связана с личностными, ролевыми и организационными факторами.

Среди личностных переменных феномена профессиональной дезадаптации исследовались следующие: возраст, пол, семейное положение, стаж работы, уровень образования, уровень и характер трудовой мотивации, ценностные ориентации и установки, особенности реакции на стресс, характерологические свойства, уровень эмпатических способностей, стиль взаимоотношений в коллективе, уровень развития интеллекта, свойства нервной системы, уровень развития способностей и др.

 

Индром эмоционального выгорания

Среди врачей, как и среди других медицинских работников, отмечается достаточно высокий уровень заболеваемости психическими расстройствами (в частности, тревожные и депрессивные расстройства, суицидальное поведение, злоупотребление алкоголем и другими психоактивными веществами), а также явления профессионального истощения (выгорания).

Эмоциональное выгорание это процесс постепенной утраты эмоциональной, когнитивной и физической энергии, проявляющийся в симптомах эмоционального, умственного истощения, физического утомления, личной отстраненности и снижения удовлетворения исполнением работы. СЭВ — это выработанный личностью механизм психологической защиты в форме полного или частичного исключения эмоций в ответ на избранные психотравмирующие воздействия.

К основным организационным факторам, способствующим выгоранию, относятся:

высокая рабочая нагрузка;

отсутствие или недостаток социальной поддержки со стороны коллег и руководства;

недостаточное вознаграждение за работу;

высокая степень неопределенности в оценке выполняемой работы;

невозможность влиять на принятие решений;

двусмысленные, неоднозначные требования к работе;

постоянный риск штрафных санкций;

17 стр., 8240 слов

Курсовая работа Особенности эмоционально-волевой сферы у дошкольников ...

... «золотым временем» для эмоциональной жизни в нас. Эмоциональные реакции как внешнее проявление ... диагностические методики, адаптированные для работы с детьми, имеющими нарушения ... уровнях. Возрастание вероятности достижения цели в результате поступления новой информации порождает положительную эмоцию, а падение вероятности в сравнении с ранее имевшимся прогнозом ведет к отрицательному эмоциональному ...

однообразная, монотонная и бесперспективная деятельность

необходимость внешне проявлять эмоции, не соответствующие реалиям;

отсутствие выходных, отпусков и интересов вне работы.

К профессиональным факторам риска относят :

«помогающие», альтруистические профессии (врачи, медицинские сестры, учителя, социальные работники, психологи, священнослужители).

Развитию СЭВ способствуют личностные особенности: высокий уровень эмоциональной лабильности;

высокий самоконтроль, особенно при волевом подавлении отрицательных эмоций;

рационализация мотивов своего поведения;

склонность к повышенной тревоге и депрессивным реакциям, связанным с недостижимостью «внутреннего стандарта» и блокированием в себе негативных переживаний;

ригидная личностная структура.

5 групп симптомов, характерных для СЭВ:

Физические:Усталость

Чувство истощения

Восприимчивость к изменениям показателей внешней среды

Астенизация

Частые головные боли

Расстройства желудочно-кишечного тракта

Избыток или недостаток веса

Одышка

Бессонница

Эмоциональные:недостаток эмоций;

пессимизм, цинизм и черствость в работе и личной жизни;

безразличие, усталость;

ощущение беспомощности и безнадежности;

агрессивность, раздражительность;

тревога, усиление иррационального беспокойства, неспособность сосредоточиться;

депрессия, чувство вины;

истерики, душевные страдания;

потеря идеалов, надежд или профессиональных перспектив;

увеличение деперсонализации своей или других — люди становятся безликими, как манекены;

Поведенческие: Работа становится все тяжелее и тяжелее, а способность выполнять ее — все меньше и меньше

Рано приходит на работу и остается надолго

Поздно появляется на работе, и рано уходит

Берет работу домой

Безразличие к еде;

Оправдание употребления табака, алкоголя, лекарств;

Несчастные случаи — падения, травмы, аварии и пр.;

Интеллектуальное состояние:падение интереса к новым теориям и идеям в работе, к альтернативным подходам в решении проблем;

скука, тоска, апатия, падение вкуса и интереса к жизни;

большее предпочтение стандартным шаблонам, рутине, нежели творческому подходу;

цинизм или безразличие к новшествам;

малое участие или отказ от участия в развивающих экспериментах — тренингах, образовании;

Социальные симптомы:низкая социальная активность;

падение интереса к досугу, увлечениям;

социальные контакты ограничиваются работой;

дистанцирование от пациентов и стремление к дистанцированию от коллег

повышенное чувство ответственности за пациентов ;

ощущение изоляции, непонимания других и другими

Аспекты профессионального выгорания

Первый— снижение самооценки. Как следствие, такие «сгоревшие» работники чувствуют беспомощность и апатию. Со временем это может перейти в агрессию и отчаяние.

Второй — одиночество. Люди, страдающие от эмоционального сгорания, не в состоянии установить нормальный контакт с людьми.

3 стр., 1057 слов

Понятие об эмоциях. Значение эмоций в жизни человека. Критерии ...

... понятию. 3. Определить значение эмоций в жизни человека. 4. Изучить особенности эмоционального развития младших школьников. 5. Выделить критерии качественной оценки эмоциональных процессов. 6. На основе полученных ... части и заключения. Названия каждой части отображают ее содержание. В конце работы представлен список использованной литературы. Глава 1. Общая характеристика эмоций как психического ...

Третий — эмоциональное истощение, соматизация. Усталость, апатия и депрессия, сопровождающие эмоциональное сгорание, приводят к серьезным физическим недомоганиям — гастриту, мигрени. Симптомы профессионального выгорания.

 

Ути преодоления профессиональной деформации

Предотвратить возникновение и развитие синдрома эмоционального сгорания легче, чем бороться с его последствиями. Ведь это не внезапное поражение, а протяженный во времени процесс, в котором активно участвует и сам человек. Своевременно заметив симптомы, можно справиться с болезнью самостоятельно. А не обращая должного внимания на скверные признаки, человек рискует дойти до последний ступени развития этой опасной хвори, и для возвращения в норму ему потребуется квалифицированное лечение и долгий период восстановления.

Один из самых действенных способов профилактики эмоционального сгорания можно назвать «Предупрежден — значит вооружен». Методики своевременного и компетентного информирования представителей коммуникативных специальностей о симптомах профессиональной деформации и факторах, способствующих его развитию, широко применяются как за рубежом, так и в нашей стране.

Нужно стараться предупредить деформацию. Для этого необходимо исследовать мотивы выбора данной профессии, а затем постоянно «отслеживать» всяческие проявления стресса, создавать здоровую систему поддержки и за пределами рабочей ситуации стремиться жить радостной и физически активной жизнью.

Важно отметить ещё один аспект, которому в большинстве источников не уделено внимание – это апатия и потеря интереса, развивающиеся у работников, которые в середине карьеры бросают учёбу и как бы перестают развиваться. Они полагаются на устоявшие модели общения с клиентами, то есть относятся к каждому новому клиенту, как к повторению предыдущего.

Важным аспектом для предоставления качественных услуг является внедрение на рабочем месте принципов супервизии. Супервизия даёт возможность социальному субъекту посмотреть на себя «со стороны», проверить собственные знания, обсудить с коллегами сложившуюся ситуацию, возникшие трудности в работе с клиентом, провести анализ проведённой работы и составить план работы на следующий период. Помимо этого, супервизия способствует укреплению веры как в свои силы, так и в возможности клиента.

Для профилактики профессиональной деформации вокруг сотрудника нужно создать обучающую среду, у него должны быть чётко определены обязанности и рабочая нагрузка.

Качества, помогающее избежать специалисту профессиональной деформации:

v хорошее здоровье и сознательная целенаправленная забота о своём физическом состоянии (постоянные занятия спортом, здоровый образ жизни);

v высокая самооценка и уверенность в себе, своих способностях и возможностях;

v опыт успешного преодоления профессионального стресса;

v способность конструктивно меняться в напряженных условиях;

v высокая мобильность;

v открытость;

v общительность;

v самостоятельность;

v стремление опираться на собственные силы;

v способность формировать и поддерживать в себе позитивные, оптимистичные установки и ценности – как в отношении самих себя, так и других людей из жизни вообще.

25 стр., 12060 слов

016_Человек. Его строение. Тонкий Мир

... на животного и духовного человека. Мы Установили двойственное, тройственное и более сложное деление человека, считая основным семеричное. Для практического применения необходимо понимать, какие принципы ... участвуют в выделении астрального тела, какие – ментального, какие – огненного. Что умирает при первой физической смерти человека, что ...

Знать об этом явлении недостаточно для самостоятельной борьбы с ним. Необходимо научиться справляться с эмоциональной перегрузкой. Самый общий (но от того не менее хороший) совет — ежедневно снимать напряжение с помощью спорта, медитаций, музыки и т. п. Каждый человек знает, что подходит именно ему. Главная задача — добиться полной релаксации.

Данный принцип следует распространить на отдых как таковой: каждый выходной и каждый пятиминутный перерыв должны быть наполнены именно расслаблением, а не срочными производственными делами. Специалист по тайм-менеджменту (результативному планированию рабочего времени) Глеб Архангельский в своей книге «Организация времени. От личной эффективности к развитию фирмы» формулирует правило «пяти минут»: раз в час непременно нужно делать пятиминутный перерыв.

Очень важно четко разделять личное и профессиональное пространства жизни. Конечно, порой приходится жертвовать частными интересами ради срочных дел, но не каждый же день! Консультант по работе с персоналом Евгения Рухова считает, что в обществе сложился опасный стереотип: чем больше и напряженнее человек трудится, тем профессиональнее и успешнее он кажется окружающим. Она утверждает: «На самом деле такие «успешные» люди больны, поскольку у них возникает трудоголизм — разновидность психологической зависимости. Для трудоголика смыслом существования становится процесс работы, а за пределами офиса ничего столь же значимого нет. Причин явления множество. Например, к трудоголизму нередко приводит искренняя и на первый взгляд безобидная увлеченность любимым делом. Человек настолько горит, что не замечает, как оказывается в замкнутом круге, где нет никаких радостей, кроме работы. Или с помощью «трудового запоя» человек спасается от проблем в других сферах жизни. А иной раз руководитель, который страдает такой зависимостью, подчиняет своему распорядку и графику всех подчиненных».[1]

Вот почему специалисты советуют не отказываться от хобби даже при крайне напряженном расписании, искать интересные дела, никак не связанные с профессией, находить в себе силы для тесного общения с близкими.

Еще одна полезная рекомендация: не копить негативные эмоции. Необходимо делиться с окружающими, говорить о своих чувствах, проблемах, жаловаться на усталость и перенапряжение. Конечно, обсуждать это можно только с теми, кто захочет выслушать, не останется равнодушным и не станет насмехаться. Разговаривая с близкими, не только можно разрядиться, но и отвлечетесь, выслушивая ответные жалобы на жизнь. И к тому же дать возможность выговориться собеседнику.

Другими словами, человеку необходимо иметь помимо работы насыщенную и яркую жизнь, тогда и в профессиональном смысле он будет успешен.

 

аключение

Профессиональная деформация представляет собой изменение качеств личности (стереотипов восприятия, ценностных ориентаций, характера, способов общения и поведения), которые наступают под влиянием длительного выполнения профессиональной деятельности.

Наиболее сильное влияние профессиональная деформация оказывает на личностные особенности представителей тех профессий, работа которых связана с людьми. Крайняя форма профессиональной деформации личности у них выражается в формальном, сугубо функциональном отношении к людям. Профессиональная деформация личности может носить эпизодический или устойчивый, поверхностный или глобальный, положительный или отрицательный характер. Она проявляется в профессиональном жаргоне, в манерах поведения, даже в физическом облике. Частными случаями профессиональной деформации являются административный восторг, управленческая эрозия и синдром эмоционального сгорания.

6 стр., 2518 слов

Понятия человек, личность, индивид, индивидуальность.

... можно передать формулой: "Индивидом рождаются. Личностью становятся. Индивидуальность отстаивают".   Понятия человек, личность, индивид, индивидуальность. Вместе с термином "личность" употребляют понятия "индивидуальность", "индивид", "человек". Данные понятия содержательно меж собой ...

В частности, профессиональной деформации подвержены врачи. Чаще всего врачи-хирурги, педиатры, анестезиолог-реаниматологи, психиатры. Все его профессиональная деятельность начинает проявляться в личной жизни, врач видит пациента с набором болезней, с различными характеристиками и т.д. В последствии, может превести к синдрому эмоционального выгорания, стрессу.

Предотвратить возникновение и развитие синдрома эмоционального сгорания легче, чем бороться с его последствиями. Ведь это не внезапное поражение, а протяженный во времени процесс, в котором активно участвует и сам человек. Нужно стараться предупредить деформацию. Для этого необходимо исследовать мотивы выбора данной профессии, а затем постоянно «отслеживать» всяческие проявления стресса, создавать здоровую систему поддержки и за пределами рабочей ситуации стремиться жить радостной и физически активной жизнью.

 

писок литературы

 

1. www.medpsy.ru

2. Маркова А. К. Психология профессионализма.- М., 1996.

3. Зеер Э. Ф. Психология профессий. — Екатеринбург, 1997

4. Безносов С.П. Профессиональная деформация личности: психологический практикум / С.П. Безносов. – СПБ.: Речь, 2004. – 272 с.

5. Жичкина А.Е. Социально-психологические аспекты общения в Интернете: учебник для студентов вузов / А.Е. Жичкина. — М.: Дашков и Ко, 2004. – 117 с.

[1] Безносов С.П. Профессиональная деформация личности. – СПБ.: Речь, 2004. – 43 с.