Ребования к результатам обучения по дисциплине

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ДИСЦИПЛИНЫ

«Б.1.Б.13.2 Психология подросткового и юношеского возрастов»

 

Уровень высшего образования

БАКАЛАВРИАТ

Направление подготовки

44.03.02 Психолого-педагогическое образование

(код и наименование направления подготовки)

Психология образования

(наименование направленности (профиля) образовательной программы)

Тип образовательной программы

Программа прикладного бакалавриата

 

Квалификация

Бакалавр

Форма обучения

Очная,заочная

 

 

Оренбург 2014

 

 

Рабочая программа дисциплины «Б.1.Б.13.2 Психология подросткового и юношеского возрастов» /сост. М.С. Мантрова — Орск: Орский гуманитарно-технологический институт (филиал) ОГУ, 2014

 

 

Рабочая программа предназначена студентам очной формы обучения по направлению подготовки 44.03.02 Психолого-педагогическое образование

 

  © Мантрова М.С., 2014
  © Орский гуманитарно-технологический (филиал) ОГУ, 2014

 


 

Содержание

1 Цели и задачи освоения дисциплины…………………………………………………………………………….  
2 Место дисциплины в структуре образовательной программы…………………………………………  
3 Требования к результатам обучения по дисциплине……………………………………………………….  
4 Структура и содержание дисциплины……………………………………………………………………………  
4.1 Структура дисциплины……………………………………………………………………………………………….  
4.2 Содержание разделов дисциплины……………………………………………………………………………..  
4.3 Лабораторные работы………………………………………………………………………………………………….  
4.4 Практические занятия (семинары)……………………………………………………………………………….  
4.5 Курсовая работа (4 семестр)…………………………………………………………………………………………  
5 Учебно-методическое обеспечение дисциплины…………………………………………………………….  
5.1 Основная литература…………………………………………………………………………………………………..  
5.2 Дополнительная литература………………………………………………………………………………………..  
5.3 Периодические издания………………………………………………………………………………………………  
5.4 Интернет-ресурсы……………………………………………………………………………………………………….  
5.5 Программное обеспечение, профессиональные базы данных и информационные справочные системы современных информационных технологий…………………………………….  
6 Материально-техническое обеспечение дисциплины……………………………………………………..  
Лист согласования рабочей программы дисциплины………………………………………………………..  
Дополнения и изменения в рабочей программе дисциплины…………………………………………….  
Приложения:  
Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине………………………………………………………………………………………………………………………  
Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины……………………………….  

 


 

ели и задачи освоения дисциплины

Цельосвоения дисциплины: познакомить обучающихся с основными закономерностями и особенностями развития подростка.

 

Задачи:ознакомить студентов с основными теориями развития личности в подростковом возрасте; дать представление о закономерностях развития психики в подростковом возрасте; сформировать основные навыки взаимодействия с подростками.

есто дисциплины в структуре образовательной программы

Дисциплина относится к базовой части блока 1 «Дисциплины (модули)»

 

Пререквизиты дисциплины: Б.1.Б.11 Возрастная анатомия, физиология и гигиена

 

Требования к входным результатам обучения, необходимым для освоения дисциплины

 

Предварительные результаты обучения, которые должны быть сформированы у обучающегося до начала изучениядисциплины Компетенции В таблице оставляются только строки с компетенциями, по которым предварительные результаты обучения должны быть сформированы до начала изучения данной дисциплины. Остальные строки удаляются разработчиком рабочей программы
Знать:Уметь:Владеть: ОК-9 способностью использовать приемы оказания первой помощи, методы защиты в условиях чрезвычайных ситуаций
Знать:Уметь:Владеть: ОПК-6 способностью организовать совместную деятельность и межличностное взаимодействие субъектов образовательной среды

 

Постреквизиты дисциплины: Б.1.В.ОД.8 Психологическое консультирование, Б.1.В.ОД.26 Самоопределение и профессиональная ориентация учащихся

 

ребования к результатам обучения по дисциплине

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих результатов обучения

 

Планируемые результаты обучения по дисциплине, характеризующие этапы формирования компетенций Формируемые компетенции
Знать:общие закономерности развития психики   Уметь:устанавливать контакт со сверстниками Владеть:навыками самоорганизации и саморегуляции.   ОПК-1 способностью учитывать общие, специфические закономерности и индивидуальные особенности психического и психофизиологического развития, особенности регуляции поведения и деятельности человека на различных возрастных ступенях
Знать: основные теории обучения, воспитания и развития   Уметь : разрабатывать основных образовательных программ для обучающихся дошкольного, младшего школьного и подросткового возрастов   Владеть:навыками самоорганизации и саморегуляции   ОПК-4 готовностью использовать знание различных теорий обучения, воспитания и развития, основных образовательных программ для обучающихся дошкольного, младшего школьного и подросткового возрастов

4 Структура и содержание дисциплины

труктура дисциплины

Общая трудоемкость дисциплины составляет 3 зачетных единиц (108 академических часов).

(очная форма)

 

Вид работы Трудоемкость, академических часов
4 семестр всего
Общая трудоёмкость
Контактная работа: 36,5 36,5
Лекции (Л)
Практические занятия (ПЗ)
Лабораторные работы (ЛР)
Консультации
Индивидуальная работа и инновационные формы учебных занятий
Промежуточная аттестация (зачет, экзамен) 0,5 0,5
Самостоятельная работа: 71,5 71,5
— выполнение курсовой работы (КР); +
— выполнение индивидуального творческого задания (ИТЗ); — выполнение расчетно-графического задания (РГЗ); — написание реферата (Р); — написание эссе (Э); — самостоятельное изучение разделов (перечислить); — самоподготовка (проработка и повторение лекционного материала и материала учебников и учебных пособий; — подготовка к лабораторным занятиям; — подготовка к практическим занятиям; — подготовка к коллоквиумам; — подготовка к рубежному контролю и т.п.)
Вид итогового контроля (зачет, экзамен, дифференцированный зачет) экзамен  

 

Общая трудоемкость дисциплины составляет 3 зачетных единиц (108 академических часов).

(заочная форма)

 

Вид работы Трудоемкость, академических часов
4 семестр 5 семестр всего
Общая трудоёмкость
Контактная работа: 4,5 10,5
Лекции (Л)  
Практические занятия (ПЗ)  
Консультации  
Индивидуальная работа и инновационные формы учебных занятий  
Промежуточная аттестация (зачет, экзамен)   0,5 0,5
Самостоятельная работа: 67,5 97,5
— выполнение курсовой работы (КР); +
— выполнение индивидуального творческого задания (ИТЗ); — выполнение расчетно-графического задания (РГЗ); — написание реферата (Р); — написание эссе (Э); — самостоятельное изучение разделов (перечислить); — самоподготовка (проработка и повторение лекционного материала и материала учебников и учебных пособий; — подготовка к практическим занятиям; — подготовка к коллоквиумам; — подготовка к рубежному контролю и т.п.)
Вид итогового контроля (зачет, экзамен, дифференцированный зачет)   экзамен  

 

Разделы дисциплины, изучаемые в 4 семестре(очная форма)

 

№ раздела Наименование разделов Количество часов
всего аудиторная работа внеауд. работа
Л ПЗ ЛР
Общая характеристика подростка
Особенности развития подростка  
Кризис подросткового возраста
Общая характеристика юношеского возраста  
Особенности эмоционально-волевая сфера в юношеском возрасте
Мотивационная сфера в юношеском возрасте
  Итого:
  Всего:

 

 

Разделы дисциплины, изучаемые в 4 семестре (заочная форма)

 

№ раздела Наименование разделов Количество часов
всего аудиторная работа внеауд. работа
Л ПЗ ЛР
Общая характеристика подростка    
Особенности развития подростка    
Кризис подросткового возраста    
  Итого:    

 

Разделы дисциплины, изучаемые в 5 семестре (заочная форма)

 

Чебно-методическое обеспечение дисциплины

5.1 Основная литература

1.Корецкая, И. А. Психология развития и возрастная психология: учебно-практическое пособие / И. А. Корецкая. — М.: Евразийский открытый институт, 2011. – 119 с. — ISBN: 978-5-374-00299-7. – Режим доступа: http://biblioclub.ru/index.php?page=book_view_red&book_id=90709

2.Болотова, А. К. Психология развития и возрастная психология: учебник / А. К. Болотова. — М.: НИУ Высшая школа экономики, 2012. – 528 с. — ISBN: 978-5-7598-0731-5. – Режим доступа: http://biblioclub.ru/index.php?page=book_view_red&book_id=136796

3.Носкова, Н. В. Психология возрастного развития человека: курс лекций / Н. В. Носкова. — М., Берлин: Директ-Медиа, 2016. – 291 с. — ISBN: 978-5-4475-8311-8. – Режим доступа: http://biblioclub.ru/index.php?page=book_view_red&book_id=443031

5.2 Дополнительная литература

1. Психология девиантности : Дети. Общество. Закон: монография / Под редакцией: Реан, А.А. — М.: Юнити-Дана, 2016. – 479 с. — ISBN: 978-5-238-02807-1. – Режим доступа: http://biblioclub.ru/index.php?page=book_view_red&book_id=446432

2. Плеханова, Е. А. Психология нравственных отношений подростков: учебное пособие / Е. А. Плеханова. — Уфа: БГПУ, 2014. – 136 с. — ISBN: 978-5-87978-895-2. – Режим доступа: http://biblioclub.ru/index.php?page=book_view_red&book_id=438550

3. Минин, А. Я. , Краев, О. Ю. Актуальные проблемы девиантного поведения несовершеннолетних и молодёжи : криминолого-психологические аспекты метакриминологии / А. Я. Минин, О. Ю. Краев. — М.: Прометей, 2016. – 140 с. — ISBN: 78-5-9907452-6-1. – Режим доступа: http://biblioclub.ru/index.php?page=book_view_red&book_id=437329

4. Катеринина, А. А.Психология подросткового возраста [Текст] : учебное пособие / А. А. Катеринина. — Орск : Изд-во ОГТИ (филиала) ОГУ, 2015. — 159 с. — ISBN 978-5-8424-0770-5.

5. Катеринина, А. А.Психология подросткового возраста [Электронный ресурс]: учебное пособие / А. А. Катеринина. — Электрон. текстовые дан. (1 файл: 1,22 Мб).

— Орск , 2015. -AdobeAcrobatReader

ериодические издания

1. Вопросы психологии

2. Психологический журнал

 

нтернет-ресурсы

1. Сайт журнала «Вопросы психологии» http://www.voppsy.ru — тексты статей по многим проблемам психологии, опубликованные в данном журнале с 1986 г.

2. Сайт журнала «Психология» – научно-популярные статьи о выдающихся психологах

3. Психологические тесты on-linehttp://psitest.com.ru – наиболее популярные тесты по изучению особенностей памяти, мышления, характера, способностей человека, разработанные отечественными и зарубежными психологами

4. Электронная библиотека Гумераhttp://www.gumer.info – учебная и научная литература по гуманитарным наукам, в том числе и истории психологии

5. Рефераты по психологии http://ucheba.ru – библиотека реферативных и курсовых работ по всем разделам психологии

6. Электронный словарь по психологии http://www.slovari.yandex.ru – полный словарь по общей психологии и истории психологии

7. СайтПсихологического факультета Самарского университетаhttp://www.psycheya.ru — достаточно объемное собрание книг, учебников, словарей и статей по психологии

8. Виртуальная библиотека Русского гуманитарного интернет-университетаhttp://www.i-u.ru/biblio/default.aspx — книги и статьи, которые будут интересны и полезны всем, кто интересуется психологией и историей психологии

9. Сайт Психология в Оренбургеhttp://www.psyvoren.narod.ru/bibliot.htm — библиотека, содержащая психологическую литературу по всем направлениям, а также учебные пособия для студентов, аспирантов, преподавателей

10. Всероссийская виртуальная энциклопедияhttp://www.portalus.ru — свежие публикации по различным направлениям и проблемам психологии (статьи, рефераты, практические рекомендации)

11. Сайт Психологической газетыhttp://www.psy.su/. – статьи по актуальным проблемам истории психологии обучения и воспитания личности

12. Вестник Университета Российской академии образованияhttp://www.vestnikurao.ru/ — статьи, эссе, материалы конференций и круглых столов, отражающие результаты исследований в различных областях научных знаний, в том числе психологии

рограммное обеспечение, профессиональные базы данных и информационные справочные системы современных информационных технологий

1. Полныйпакет Microsoft Office 2007/2010 всоставе Word, Excel, Access, Power Point.

2. Программа ADSoftTester.

 

Атериально-техническое обеспечение дисциплины

1.Поточные аудитории для лекций с мультимедийной техникой.

2. Аудитории для практических занятий.

3. Доступ в Интернет.

К рабочей программе прилагаются:

· Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине;

· Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины.

·

 

Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины.

Практическое задание 1.Общая характеристика подростка

1.Отечественные теории изучающие подростковый возраст

2.Зарубежные теории изучающие подростковый возраст

3.Категории и понятия данного возраста

4.Возрсатные особенности

Литература:

1.Корецкая, И. А. Психология развития и возрастная психология: учебно-практическое пособие / И. А. Корецкая. — М.: Евразийский открытый институт, 2011. – 119 с. — ISBN: 978-5-374-00299-7. – Режим доступа: http://biblioclub.ru/index.php?page=book_view_red&book_id=90709

2.Болотова, А. К. Психология развития и возрастная психология: учебник / А. К. Болотова. — М.: НИУ Высшая школа экономики, 2012. – 528 с. — ISBN: 978-5-7598-0731-5. – Режим доступа: http://biblioclub.ru/index.php?page=book_view_red&book_id=136796

3.Носкова, Н. В. Психология возрастного развития человека: курс лекций / Н. В. Носкова. — М., Берлин: Директ-Медиа, 2016. – 291 с. — ISBN: 978-5-4475-8311-8. – Режим доступа: http://biblioclub.ru/index.php?page=book_view_red&book_id=443031

 

Практическое задание 2. Особенности развития подростка

1.Мотивационная сфера подростка

2.Эмоционально-волевая сфера подростка

3.Память,внимание и мышление и их особенности в данном возрасте

4.Роль воображения в данном возрасте

Литература:

1.Корецкая, И. А. Психология развития и возрастная психология: учебно-практическое пособие / И. А. Корецкая. — М.: Евразийский открытый институт, 2011. – 119 с. — ISBN: 978-5-374-00299-7. – Режим доступа: http://biblioclub.ru/index.php?page=book_view_red&book_id=90709

2.Болотова, А. К. Психология развития и возрастная психология: учебник / А. К. Болотова. — М.: НИУ Высшая школа экономики, 2012. – 528 с. — ISBN: 978-5-7598-0731-5. – Режим доступа: http://biblioclub.ru/index.php?page=book_view_red&book_id=136796

3.Носкова, Н. В. Психология возрастного развития человека: курс лекций / Н. В. Носкова. — М., Берлин: Директ-Медиа, 2016. – 291 с. — ISBN: 978-5-4475-8311-8. – Режим доступа: http://biblioclub.ru/index.php?page=book_view_red&book_id=443031

 

Практическое занятие 3. Кризис подросткового возраста

1. Понятие кризис подросткового возраста в отечественных и зарубежных теориях

2. Влияние кризиса на отношение со взрослыми

3. Проявление лидерских качеств на данном этапе

4. Психолого-педагогическое сопровождение подростков в момент кризиса

 

 

Литература:

1.Корецкая, И. А. Психология развития и возрастная психология: учебно-практическое пособие / И. А. Корецкая. — М.: Евразийский открытый институт, 2011. – 119 с. — ISBN: 978-5-374-00299-7. – Режим доступа: http://biblioclub.ru/index.php?page=book_view_red&book_id=90709

2.Болотова, А. К. Психология развития и возрастная психология: учебник / А. К. Болотова. — М.: НИУ Высшая школа экономики, 2012. – 528 с. — ISBN: 978-5-7598-0731-5. – Режим доступа: http://biblioclub.ru/index.php?page=book_view_red&book_id=136796

3.Носкова, Н. В. Психология возрастного развития человека: курс лекций / Н. В. Носкова. — М., Берлин: Директ-Медиа, 2016. – 291 с. — ISBN: 978-5-4475-8311-8. – Режим доступа: http://biblioclub.ru/index.php?page=book_view_red&book_id=443031

 

Практическое занятие 4. Общая характеристика юношеского возраста

1. Понятие юношеский возраст (отечественные теории)

2.Понятие юношеский возраст (зарубежные теории)

3. Специфика данного возраста и его основные категории

4. особенности познавательной сферы

5. Самоопределение и профессиональная ориентация

 

Литература:

 

1.Корецкая, И. А. Психология развития и возрастная психология: учебно-практическое пособие / И. А. Корецкая. — М.: Евразийский открытый институт, 2011. – 119 с. — ISBN: 978-5-374-00299-7. – Режим доступа: http://biblioclub.ru/index.php?page=book_view_red&book_id=90709

2.Болотова, А. К. Психология развития и возрастная психология: учебник / А. К. Болотова. — М.: НИУ Высшая школа экономики, 2012. – 528 с. — ISBN: 978-5-7598-0731-5. – Режим доступа: http://biblioclub.ru/index.php?page=book_view_red&book_id=136796

3.Носкова, Н. В. Психология возрастного развития человека: курс лекций / Н. В. Носкова. — М., Берлин: Директ-Медиа, 2016. – 291 с. — ISBN: 978-5-4475-8311-8. – Режим доступа: http://biblioclub.ru/index.php?page=book_view_red&book_id=443031

 

Лабораторные занятия (очная форма)

Лабораторное занятие 1.Общая характеристика подростка

Решение практичекихзадач,обсуждение в группе путем дискуссии

1. Известно, что многие гениальные люди, например Эйнштейн, плохо учились в школе. Как Вы думаете, в чем может быть причина школьной неуспеваемости подростка, впоследствии совершающего великое открытие?

2. Представьте себе ситуацию, что Вы работаете психологом в женской консультации. К Вам на прием пришла несовершеннолетняя беременная с вопросом: «Оставлять ей ребенка или нет?». Вы определили, что она относится к астеноневротическому типу акцентуации. Ваши действия?

Литература:

1.Психология девиантности : Дети. Общество. Закон: монография / Под редакцией: Реан, А.А. — М.: Юнити-Дана, 2016. – 479 с. — ISBN: 978-5-238-02807-1. – Режим доступа: http://biblioclub.ru/index.php?page=book_view_red&book_id=446432

2.Плеханова, Е. А. Психология нравственных отношений подростков: учебное пособие / Е. А. Плеханова. — Уфа: БГПУ, 2014. – 136 с. — ISBN: 978-5-87978-895-2. – Режим доступа: http://biblioclub.ru/index.php?page=book_view_red&book_id=438550

3. Минин, А. Я. , Краев, О. Ю. Актуальные проблемы девиантного поведения несовершеннолетних и молодёжи : криминолого-психологические аспекты метакриминологии / А. Я. Минин, О. Ю. Краев. — М.: Прометей, 2016. – 140 с. — ISBN: 78-5-9907452-6-1. – Режим доступа: http://biblioclub.ru/index.php?page=book_view_red&book_id=437329

4. Катеринина, А. А.Психология подросткового возраста [Текст] : учебное пособие / А. А. Катеринина. — Орск : Изд-во ОГТИ (филиала) ОГУ, 2015. — 159 с. — ISBN 978-5-8424-0770-5.

5. Катеринина, А. А.Психология подросткового возраста [Электронный ресурс]: учебное пособие / А. А. Катеринина. — Электрон. текстовые дан. (1 файл: 1,22 Мб).

— Орск , 2015. -AdobeAcrobatReader

Лабораторное занятие 2.Особенности развития подростка

Решение практичеких задач, обсуждение в группе путем дискуссии

1. Дайте определение девиантного поведения. Охарактеризуйте формы его становления в подростковом возрасте.

2. Как Вы думаете, почему спокойные, уравновешенные подростки педантичного типа в три раза чаще встречаются среди делинквентов, чем, например, тревожные или демонстративные?

Литература

1.Психология девиантности : Дети. Общество. Закон: монография / Под редакцией: Реан, А. А. — М.: Юнити-Дана, 2016. – 479 с. — ISBN: 978-5-238-02807-1. – Режим доступа: http://biblioclub.ru/index.php?page=book_view_red&book_id=446432

2.Плеханова, Е. А. Психология нравственных отношений подростков: учебное пособие / Е. А. Плеханова. — Уфа: БГПУ, 2014. – 136 с. — ISBN: 978-5-87978-895-2. – Режим доступа: http://biblioclub.ru/index.php?page=book_view_red&book_id=438550

3.Минин, А. Я. , Краев, О. Ю. Актуальные проблемы девиантного поведения несовершеннолетних и молодёжи : криминолого-психологические аспекты метакриминологии / А. Я. Минин, О. Ю. Краев. — М.: Прометей, 2016. – 140 с. — ISBN: 78-5-9907452-6-1. – Режим доступа: http://biblioclub.ru/index.php?page=book_view_red&book_id=437329

4.Катеринина, А. А.Психология подросткового возраста [Текст] : учебное пособие / А. А. Катеринина. — Орск : Изд-во ОГТИ (филиала) ОГУ, 2015. — 159 с. — ISBN 978-5-8424-0770-5.

5. Катеринина, А. А.Психология подросткового возраста [Электронный ресурс]: учебное пособие / А. А. Катеринина. — Электрон. текстовые дан. (1 файл: 1,22 Мб).

— Орск , 2015. -AdobeAcrobatReader

Лабораторное занятие 3.Кризис подросткового возраста

Решение практичеких задач, обсуждение в группе путем дискуссии

 

1. Проанализируйте следующую ситуацию. Какой тип акцентуации описывается в ней.

Мама подростка объясняет: «Вы не представляете, как жаль мне бывает моего мальчика! Он довольно симпатичный, я стараюсь покупать ему модную одежду, и учится он нормально. Но он такой одинокий! У него никого нет. Ни друзей, ни подруги. Как-то после летнего лагеря звонил мальчик один, а мой так нехотя с ним разговаривал… Ну и перестал он звонить. Бывает, Саша увлечется чем-нибудь, но через неделю-две, смотрю, уже бросил. Тут решил на гитаре учиться. Возьми, говорит, мне учителя. А ведь какой расход – все равно бросит».

2. Многие считают, что подростки с гипертимным типом акцентуаций намеренно нарушают дисциплину в классе. Каким образом учитель должен строить свои взаимоотношения с такими учащимися?

Литература:

1.Психология девиантности : Дети. Общество. Закон: монография / Под редакцией: Реан, А.А. — М.: Юнити-Дана, 2016. – 479 с. — ISBN: 978-5-238-02807-1. – Режим доступа: http://biblioclub.ru/index.php?page=book_view_red&book_id=446432

2.Плеханова, Е. А. Психология нравственных отношений подростков: учебное пособие / Е. А. Плеханова. — Уфа: БГПУ, 2014. – 136 с. — ISBN: 978-5-87978-895-2. – Режим доступа: http://biblioclub.ru/index.php?page=book_view_red&book_id=438550

3.Минин, А. Я. , Краев, О. Ю. Актуальные проблемы девиантного поведения несовершеннолетних и молодёжи : криминолого-психологические аспекты метакриминологии / А. Я. Минин, О. Ю. Краев. — М.: Прометей, 2016. – 140 с. — ISBN: 78-5-9907452-6-1. – Режим доступа: http://biblioclub.ru/index.php?page=book_view_red&book_id=437329

4.Катеринина, А. А.Психология подросткового возраста [Текст] : учебное пособие / А. А. Катеринина. — Орск : Изд-во ОГТИ (филиала) ОГУ, 2015. — 159 с. — ISBN 978-5-8424-0770-5.

5. Катеринина, А. А.Психология подросткового возраста [Электронный ресурс]: учебное пособие / А. А. Катеринина. — Электрон. текстовые дан. (1 файл: 1,22 Мб).

— Орск , 2015. -AdobeAcrobatReader

 

Лабораторное занятие 4.Общая характеристика юношеского возраста

 

Решение практичеких задач, обсуждение в группе путем дискуссии

1. Родительница пишет: «Муж у меня военный. Пришлось уже поменять не одно место жительства. И каждый раз для нашей дочки это настоящая трагедия. Она так успевает привыкнуть к классу, к школе, что переезд вызывает у нее просто шок. С плачем встает, с плачем идет на занятия. И если раньше, спустя пару месяцев, все как-то налаживалось, сейчас абсолютно потерянная. Стала хуже учиться, а ведь школа неплохая: и учителя, и ребята. Я не знаю, что делать».
К какому типу акцентуации характера относится девочка-подросток [8; 213]?

2. Какой должна быть тактика поведения педагога по отношению к ученику с застревающим типом акцентуации.

Литература:

1.Психология девиантности : Дети. Общество. Закон: монография / Под редакцией: Реан, А.А. — М.: Юнити-Дана, 2016. – 479 с. — ISBN: 978-5-238-02807-1. – Режим доступа: http://biblioclub.ru/index.php?page=book_view_red&book_id=446432

2.Плеханова, Е. А. Психология нравственных отношений подростков: учебное пособие / Е. А. Плеханова. — Уфа: БГПУ, 2014. – 136 с. — ISBN: 978-5-87978-895-2. – Режим доступа: http://biblioclub.ru/index.php?page=book_view_red&book_id=438550

3.Минин, А. Я. , Краев, О. Ю. Актуальные проблемы девиантного поведения несовершеннолетних и молодёжи : криминолого-психологические аспекты метакриминологии / А. Я. Минин, О. Ю. Краев. — М.: Прометей, 2016. – 140 с. — ISBN: 78-5-9907452-6-1. – Режим доступа: http://biblioclub.ru/index.php?page=book_view_red&book_id=437329

4.Катеринина, А. А.Психология подросткового возраста [Текст] : учебное пособие / А. А. Катеринина. — Орск : Изд-во ОГТИ (филиала) ОГУ, 2015. — 159 с. — ISBN 978-5-8424-0770-5.

5. Катеринина, А. А.Психология подросткового возраста [Электронный ресурс]: учебное пособие / А. А. Катеринина. — Электрон. текстовые дан. (1 файл: 1,22 Мб).

— Орск , 2015. -AdobeAcrobatReader

 

Лабораторное занятие 5.Особенности эмоционально-волевая сфера в юношеском возрасте

Решение практичеких задач, обсуждение в группе путем дискуссии

 

1. Эгоцентричный подросток старался быть в центре внимания сверстников. Иногда фантазии выдавал за реальность. Педагог решил разоблачить его, сказав, что он ничем не отличается от своих сверстников. Правильно ли сделал учитель?

2. Современные исследования не позволяют констатировать однозначно негативное влияние компьютерных игр на психическое развитие подростков. Как вы относитесь к этому?

3. Опасно ли виртуальное общение в подростковом возрасте?

Литература:

 

1.Психология девиантности : Дети. Общество. Закон: монография / Под редакцией: Реан, А. А. — М.: Юнити-Дана, 2016. – 479 с. — ISBN: 978-5-238-02807-1. – Режим доступа:ttp://biblioclub.ru/index.php?page=book_view_red&book_id=446432

2.Плеханова, Е. А. Психология нравственных отношений подростков: учебное пособие / Е. А. Плеханова. — Уфа: БГПУ, 2014. – 136 с. — ISBN: 978-5-87978-895-2. – Режим доступа: http://biblioclub.ru/index.php?page=book_view_red&book_id=438550

Минин, А. Я. , Краев, О. Ю. Актуальные проблемы девиантного поведения несовершеннолетних и молодёжи : криминолого-психологические аспекты метакриминологии / А. Я. Минин, О. Ю. Краев. — М.: Прометей, 2016. – 140 с. — ISBN: 78-5-9907452-6-1. – Режим доступа: http://biblioclub.ru/index.php?page=book_view_red&book_id=4373293.

 

 

Лабораторное занятие 6.Особенности эмоционально-волевая сфера в юношеском возрасте

1.Необходимо выполнить и обработать методики:

1)Методика определений акцентуаций характера К. Леонгарда

2) Опросник Басса-Дарки

3) опросник А. Г. Шмелева

4) опросник Г. Айзенка «Самооценка психических состояний личности»

2.Провести коллективный анализ полученных результатов.

Литература:

1.Психология девиантности : Дети. Общество. Закон: монография / Под редакцией: Реан, А.А. — М.: Юнити-Дана, 2016. – 479 с. — ISBN: 978-5-238-02807-1. – Режим доступа: http://biblioclub.ru/index.php?page=book_view_red&book_id=446432

2.Плеханова, Е. А. Психология нравственных отношений подростков: учебное пособие / Е. А. Плеханова. — Уфа: БГПУ, 2014. – 136 с. — ISBN: 978-5-87978-895-2. – Режим доступа: http://biblioclub.ru/index.php?page=book_view_red&book_id=438550

3.Минин, А. Я. , Краев, О. Ю. Актуальные проблемы девиантного поведения несовершеннолетних и молодёжи : криминолого-психологические аспекты метакриминологии / А. Я. Минин, О. Ю. Краев. — М.: Прометей, 2016. – 140 с. — ISBN: 78-5-9907452-6-1. – Режим доступа: http://biblioclub.ru/index.php?page=book_view_red&book_id=437329

ВОПРОСЫ К ЭКЗАМЕНУ

  1. Подростковый возраст как этап психического развития. Особенности социальной ситуации развития.
  2. Интимно-личностное общение со сверстниками как ведущая деятельности подростка.
  3. Самосознание как центральное новообразование подросткового возраста. Причины нарушений
  4. Исследование Я-концепции учащихся подросткового возраста.
  5. Психологические проблемы современных подростков в пространстве информационных технологий.
  6. Проблема изучения компьютерной зависимости у подростков
  7. Особенности ценностных ориентаций учащихся подросткового возраста
  8. Исследование компьютерной зависимости у подростков
  9. Педагогические условия развития способности к самоопределению у подростков
  10. Психологические особенности проявления агрессии в поведении учащихся подросткового возраста
  11. Формирование личности в переходный период от подросткового к юношескому возрасту
  12. Акцентуации характера в подростковом возрасте
  13. Акцентуации характера в юношеском возрасте
  14. Взаимосвязь особенностей характера и адаптации студентов первого курса
  15. Патриотизм как психологическая категория и как ценностная ориентация в юношеском возрасте
  16. Особенности проявления агрессии в среде студенческой молодежи
  17. Изучение самооценки современных подростков
  18. Исследование особенностей мышления школьников подросткового и раннего юношеского возраста
  19. Юношеский возраст как этап психического развития. Характеристика социальной ситуации развития
  20. Учебно-профессиональная деятельность как ведущая в юношеском возрасте: содержание и структура.
  21. Самоопределение как центральное новообразование юношеского возраста.
 
  1. Лидерство как феномен одаренности в подростковом возрасте
  2. Особенности « Я-концепции» в юношеском возрасте
  3. Особенности взаимоотношений со взрослыми в подростковом возрасте
  4. Особенности развития познавательных процессов в подростковом возрасте
  5. Особенности умственного развития учащихся старшего подросткового возраста
  6. Половая идентичность в подростковом возрасте
  7. Гендерные различия в проявлении агрессивного поведения у современных подростков
  8. Психологические особенности межличностных отношений в юношеском возрасте
  9. Психологические особенности межличностных отношений в подростковом возрасте
  10. Развитие воображения и творчества в период подросткового возраста
  11. Особенности ценностных ориентаций современных студентов
  12. Современные СМИ и их влияние на становление личности подростка
  13. Особенности смысложизненных ориентаций в юношеском возрасте
  14. Особенности переживания чувства одиночества современными подростками
  15. Сравнительные особенности мотивации к учебной деятельности в подростковом и юношеском возрастах
  16. Профессиональное самоопределение в юношеском возрасте
  17. Развитие креативного мышления у учащихся подросткового возраста
  18. Особенности разрешения конфликтов в юношеском возрасте

 

ЛИСТ

согласования рабочей программы

Направление подготовки: 44.03.02 Психолого-педагогическое образование

код и наименование

Профиль: Психология образования

 

Дисциплина: Б.1.Б.13.2 Психология подросткового и юношеского возрастов

 

Форма обучения: очная,заочная

(очная, очно-заочная, заочная)

Год набора 2014

 

РЕКОМЕНДОВАНА заседанием кафедры

Кафедра психологии и педагогики (ОГТИ)

наименование кафедры

протокол № ________от «___» __________ 20__г.

 

Ответственный исполнитель, заведующий кафедрой

Кафедра психологии и педагогики (ОГТИ) А.Ю. Швацкий

наименование кафедры подпись расшифровка подписи

Исполнители:

Старший преподаватель М.С.Мантрова

должность подпись расшифровка подписи

должность подпись расшифровка подписи

  СОГЛАСОВАНО: Председатель методической комиссии по направлению подготовки 44.03.02 Психолого-педагогическое образование код наименование личная подпись расшифровка подписи Заведующий отделом комплектования научной библиотеки Т.В. Истомина личная подпись расшифровка подписи Уполномоченный по качеству факультета личная подпись расшифровка подписи

 

Рабочая программа зарегистрирована в ОИОТ ЦИТ

Начальник отдела информационных образовательных технологий ЦИТ

Е.В. Дырдина

личная подпись расшифровка подписи

 

Фонд тестовых заданий

 

1. Потребность подростка в обретении самостоятельности, независимости, свободы называется:

1) потребность в автономии;

2) поведенческая автономия;

3) потребность в самоуважении;

4) потребность в любви.

2. Неадекватные эмоциональные реакции, переживания мнимой несправедливости и обиды у подростка в ситуации неуспеха проявляются в:

1) аффект неадекватности;

2) эмоциональная нестабильность;

3) депрессивный синдром;

4) фрустрированность.

3. Выражение негативных чувств в словесной форме:

1) спонтанная агрессия;

2) вербальная агрессия;

3) косвенная агрессия;

4) невербальная агрессия.

4. Динамическое состояние (по Э. Эриксону) осознания себя и активного напряжения, побуждающего к действию:

1) идентичность;

2) рефлексия;

3) мотивация;

4) целеустремленность.

5. Центральный компонент самосознания:

1) рефлексия;

2) самоотношение;

3) самооценка;

4) зеркальное Я.

6. К концу подросткового возраста «Я-концепция»:

1) только начинает формироваться;

2) окончательно сформирована;

3) сложно сказать что-то определенное;

4) в основном, стабилизируется.

7. Самым примитивным видом подростковых увлечений являются:

1) информативно-коммуникативные увлечения;

2) накопительские увлечения;

3) телесно-мануальные увлечения;

4) эгоцентрические увлечения.

8. Как называется поведенческая реакция подростков при взаимодействии с окружающей средой, в которой отражается стремление к образованию спонтанных подростковых групп с определенным стилем поведения и системой внутригрупповых взаимоотношений, со своим лидером:

1) реакция эмансипации;

2) реакция «отрицательной имитации»;

3) реакция группирования;

4) реакция увлечения.

9. Вера в уникальность собственных чувств (страдания, любовь, ненависть, стыд), основанная на сосредоточенности на собственных переживаниях:

1) эгоцентризм;

2) самооценка;

3) эгоизм.

10. Этот тип увлечений связан с возможностью публичного выступления, сосредоточения на себе всеобщего внимания:

А)интеллектуально-эстетический;

Б)телесно-мануальный;

В)лидерский;

Г)эгоцентрический.

11.В подростковом возрасте внимание становится:

интеллектуализированным;

а)произвольным;

б)непроизвольным;

г)сложно сказать что-то определенное.

12.Личностное новообразование в подростковом возрасте:

А)«система – Я»;

Б)чувство взрослости;

В)внутренний план действий;

Г)соподчинение мотивов.

13. Центральную роль в развитии уверенности ребенка подросткового возраста играет:

А)вера в него родителей;

Б)вера в него педагогов;

В)авторитет у сверстников.

14.Как называется поведенческая реакция подростков при взаимодействии с окружающей средой, в которой отражается особенности внутренней структуры личности подростка:

А)реакция эмансипации;

Б)реакция «отрицательной имитации»;

В)реакция группирования;

Г)реакция увлечения.

15. Как стадия развития мышления характерна для подросткового возраста (по Пиаже):

А)конкретных операций;

Б)дооперациональная;

В)формальных операций;

Г)сенсомоторная.

16. Ведущей деятельностью в подростковом возрасте является:

А)учебная деятельность;

Б)интимно-личностное общение;

В)учебно-профессиональная деятельность;

Г)игровая деятельность.

17. Направленность подростка, когда собственная личность не представляет никакой ценности, а отношение к обществу можно охарактеризовать как условно положительное:

А)гуманистическая направленность;

Б)эгоистическая направленность;

В)депрессивная направленность;

Г)суицидальная направленность.

18. Психология подросткового возраста чаще всего соотносится с возрастом:

от момента рождения ребенка до 11 лет;

А)от 11 лет до 21 года;

Б)с 11 лет до 17 лет;

В)с 6-7 лет до 11 лет;

Г)с 3 лет до 17 лет.

19. Какая доминанта (по Л. С. Выготскому) связана с тягой сопротивления, к преодолению, которые могут проявляться в упрямстве, хулиганстве:

А)эгоцентрическая доминанта;

Б)доминанта дали;

В)доминанта усилия;

Г)домината романтики.

20. Вид подростковой взрослости, связанный с развитием устойчивых познавательных интересов:

А)социальная взрослость;

Б)интеллектуальная взрослость;

В)моральная взрослость;

Г)внешняя взрослость.

 

21. Как называется поведенческая реакция подростков при взаимодействии с окружающей средой, в которой отражается стремление подростка к самостоятельности, к освобождению из-под опеки взрослых?

А)Реакция эмансипации;

Б)реакция «отрицательной имитации»;

В)реакция группирования;

Г)реакция увлечения.

22. Стремление освободиться от контроля со стороны взрослых, отстаивание права на принятие собственных решений без внешнего руководства – это…:

А)поведенческая эмансипация;

Б)эмоциональная эмансипация;

В)нормативная эмансипация;

Г)интеллектуальная эмансипация.

23. Формирование у подростков своей системы ценностей, часто отличающейся от тех, которых придерживаются родители, характеризуют:

А)поведенческую эмансипацию;

Б)эмоциональную эмансипацию;

В)нормативную эмансипацию;

Г)интеллектуальную эмансипацию.

24. Осуществляемый в деятельности и общении процесс и результат усвоения и активного воспроизводства индивидом социального опыта, называется:

1) социализация;

2) адаптация;

3) адаптивность;

4) приспособление.

25. Стиль воспитания, при котором родители считают, что ребенок во всем должен подчиняться их воле:

1) авторитарный;

2) демократический;

3) либеральный.

26. Стиль воспитания, при котором родители поощряют личную ответственность, самостоятельность детей в соответствии с их возрастными возможностями:

1) авторитарный;

2) демократический;

3) либеральный.

27. Стиль воспитания, при котором родители не направляют ребенка, не ограничивают его, не умеют руководить подростками:

1) авторитарный;

2) демократический;

3) либеральный.

28. Расценивание низкостатусного члена группы высокостатусным как обезличенной части нижестоящего уровня, лишенной индивидуальной ценности, называется:

1) эффектом «нисходящей слепоты»;

2) эффектом Ореола;

3) эффектом дружбы;

4) эффектом зеркала.

29. Совокупность норм, ценностей, установок, обычаев и форм поведения, которые признаны членами подросткового сообщества
и реализуются в жизни:

1) подростковая субкультура;

2) подростковая дружба;

3) подростковая компания;

4) подростковая традиция.

30. Нормативные представления о соматических, психических
и поведенческих свойствах, характерных для мужчин, – это…

1) мускулинность;

2) фемининность;

3) андрогенность.

31. Форма проявления отрицательных аффективных переживаний, возникающих вследствие разного отношения школьника и взрослого к одному и тому же поступку:

1) смысловой барьер;

2) коммуникационный барьер;

3) барьер общения.

32. Психологический феномен, характеризующий эффект влияния авторитетного мнения на результативность деятельности человека:

1) эффект Ореола;

2) эффект Розенталя;

3) эффект отличника;

4) эффект зеркального Я.

33. Эмоциональные расстройства и невротические состояния, возникающие у подростков вследствие психологического ущерба, нанесенного педагогом:

1) дидактогения;

2) школьная фобия;

3) школьные страхи.

34. Основной проблемой подросткового возраста является:

дефицит общения с матерью;

невладение элементарными навыками самообслуживания;

падение интереса к учебной деятельности;

проблема потери смысла жизни.

35. Отклоняющимся от принятых в обществе правовых и нравственных норм поведение называют:

1) девиантным;

2) противоправным;

3) преступным;

4) ненормальным.

36. Основная причина конфликтов в системе «ребенок – родитель»:

1) неразвитость чувства эмпатии по отношению к близким взрослым;

2) неудовлетворенность родителей инфантилизмом детей;

3) нежелание родителей видеть подростка равным партнером по общению;

4) игнорирование родителями чувства взрослости у подростков, сохранение детских форм контроля.

37. Как характеризуется социальная ситуация развития в подростковом возрасте:

1) Ребенок – взрослый;

2) ребенок – сверстник;

3) ребенок – предмет – взрослый;

4) ребенок – взрослый.

38. Для начала подросткового возраста характерна тенденция
в общении со сверстниками:

1) романтические отношения;

2) однополая дружба;

3) смешанные компании;

4) любовь.

39. Подражание поведению окружающих, авторитетных в глазах подростка:

1) реакция имитации;

2) отождествление;

3) реакция группирования;

4) псевдореакция.

40. Сниженный уровень интеллектуальной деятельности, проявляющийся в недостаточно сформированности интеллектуальных умений, в негативном отношении к умственному напряжению, называется:

1) интеллектуальной ригидностью;

2) интеллектуальной пассивностью;

3) интеллектуальной недостаточностью;

4) интеллектуальным регрессом.

41. Психологические особенности подростка определяются:

проявлением акцентуаций характера;

особенностями профессиональной деятельности;

особенностями игровой деятельности;

особенностями манипулятивной деятельности.

42. Главная особенность личностного развития подростка – это:

личностная стабильность;

нравственная стабильность;

нравственная нестабильность;

личностная нестабильность.

43. Акцентуированный в подростковом возрасте характер затем:

сглаживается;

еще больше обостряется;

сохраняет свои проявления на том же уровне.

44. Чрезмерное усиление отдельных черт характера, проявляющееся в избирательной уязвимости личности по отношению к определенному роду психогенным воздействиям при хорошей и даже повышенной устойчивости к другим:

эмансипация;

акцентуация;

характерологизация.

45. Главной особенностью этого типа акцентуации в подростковом возрасте является крайняя изменчивость настроения:

гипертимный тип;

циклоидный тип;

лабильный тип;

сензитивный тип.

46. Навязчивая потребность в использовании привычного вещества, сопровождающаяся ростом привыкания:

зависимость;

толерантность;

мотивация;

устойчивость.

47. Сильный стимул, который побуждает организм к действию:

драйв;

потребность;

мотив;

инсайт.

48. Психическое состояние, вызываемое объективно непреодолимыми препятствиями, возникающими на пути к достижению цели.

аффект;

настроение;

фрустрация;

депрессия.

49.Выражение негативных чувств подростков в словесной форме:

вербальная агрессия;

спонтанная агрессия;

косвенная агрессия;

физическая агрессия.

50.Самопроизвольная агрессия, не являющаяся прямой реакцией на ситуационное воздействие:

вербальная агрессия;

спонтанная агрессия;

косвенная агрессия;

физическая агрессия

51. Что влияет на процесс дезадаптации подростков:

наследственность;

национальная принадлежность;

социальный фактор;

половая принадлежность;

педагогический фактор.

52. Оппозиционная манера поведения, обычно направленная против авторитета, проявляющаяся как в форме сопротивления, так и в форме активной борьбы против действующих норм, правил, обычаев:

негативиз;

упрямство;

настойчивость;

сила воли.

53. Злоупотребление одним или несколькими химическими веществами, протекающее на фоне измененного состояния сознания:

аддиктивное поведение;

девиантное поведение;

делинквентное поведение;

рисковое поведение.

54. Поведенческие проявления подростков, которые не соответствуют социальным нормам и требованиям:

асоциальное поведение;

социальное поведение;

рисковое поведение;

ненормальное поведение.

55. Поведение подростков, действие или взаимодействие, которое в первую очередь определяется эмоциональным состоянием или отношением:

асоциальное поведение;

аффективное поведение;

рисковое поведение;

ненормальное поведение.

56. Ускорение роста и полового созревания детей и подростков по сравнению с предшествующими поколениями называется:

1) регресс;

2) акселерация;

3) ретардация;

4) ритуализация.

57. Психосоматическое расстройство, характеризующееся исключительным беспокойством по поводу предполагаемых недостатков внешности или неприятных для окружающих особенностей, – это…

1) анорексия;

2) булимия;

3) дисморфофобия;

4) депрессия.

58. Тип личности подростка, который характеризуется бегством от решения жизненных задач, социально бесполезным поведением, страхом неудачи на фоне полной пассивности и отсутствия социального интереса, – это…

1) берущий тип;

2) избегающий тип;

3) социально полезный тип;

4) управляющий тип.

59. Кто из зарубежных психологов считал, что подростковый возраст соответствует генитальному этапу развития?

1) З. Фрейд;

2) Э. Эриксон;

3) Ж. Пиаже;

4) А. Адлер.

60. Нарушение питания, потенциально необратимое, в основе которого лежат психологические причины и отсутствуют органические предпосылки, называется:

1) анорексия;

2) булимия;

3) дисморфофобия;

4) депрессия.

61. Синдром обжорства, чередуемый с принудительным очищением организма, сопровождающийся депрессией, подавленностью, называется:

1) анорексия;

2) булимия;

3) дисморфофобия;

4) депрессия.

62. Содержание подросткового возраста как периода «бури и натиска» рассматривал:

1) С. Холл;

2) Ш. Бюлер;

3) З. Фрейд;

4) В. Штерн.

63. В рамках какой психологической школы анализ подростничества сосредоточен на развитии интересов и становления высших психических функций?

1) Психодинамическая школа;

2) эпигенетическая школа;

3) когнитивная школа;

4) культурно-историческая школа.

64. Кто из ученых видел результат в формировании личности подростка его типа?

1) А. Адлер;

2) З. Фрейд;

3) Ш. Бюлер;

4) Э. Эриксон.

65. С точки зрения Э. Эриксона, у подростков может сформироваться:

1) автономия;

2) идентичность;

3) целеустремленность;

4) мудрость.

66. Л. И. Божович считает, что подростковый кризис связан с:

1) развитием самосознания;

2) развитием мировоззрения;

3) познавательной активностью;

4) чувством взрослостью.

67. Согласно Л. С. Выготскому кризис подросткового периода развития непосредственно связан с:

1) половым созреванием;

2) желанием быть взрослым;

3) возникновением конфликтов с родителями;

4) появлением новообразований в сфере сознания и перестройкой отношений между ребенком и окружающей средой.

68. Кто из ученых рассматривал подростковый возраст через понятие «психическая пубертатность»:

1) А. Адлер;

2) З. Фрейд;

3) Ш. Бюлер;

4) Э. Эриксон.

69. Кто из ученых описывает подростковый возраст как промежуточный между детской игрой и серьезной ответственной деятельностью?

1) С. Холл;

2) Ш. Бюлер;

3) З. Фрейд;

4) Э. Штерн.

70. Кто из ученых рассматривал тип личности подростка через комбинацию определенной эго-направленности и доминирующей психической функции?

1) К. Юнг;

2) А. Адлер;

3) З. Фрейд;

4) Э. Эриксон

 

71. Кто из ученых был автором труда «Взросление»?

1) С. Холл;

2) А. Адлер;

3) З. Фрейд;

4) Э. Эриксон.

72. Как называется период развития личности, определяемый вызреванием особой биологической потребности, сопровождаемый неудовлетворенностью своей замкнутости, одиночеством и стимулирующий активное сближение с лицом противоположного пола
(по Ш. Бюлер)?

1) Психическая пубертатность;

2) отрочество;

3) психическое подростничество;

4) переходный период.

73. Понятие, обозначающее нормативные скачкообразные изменения в структуре психики при переходе от одного возраста к другому и возникающие в процессе появления противоречий, – это…

1) кризис;

2) переходный период;

3) возрастной этап;

4) возраст.

74. Обряд посвящения, содержащий в себе некоторые испытания и направленный на признание обществом взрослости, изменения социального статуса, обязанностей и прав, – это…

1) инициация;

2) ритуализация;

3) конкретизация;

4) освящение.

75. Положение подростка между миром детей и миром взрослых, выражающееся в маргинальности, рассматривал:

1) К. Левин;

2) Ш. Бюлер;

3) З. Фрейд;

4) Ж.-Ж. Руссо.