Развитие отечественной психологической науки

Отечественная психология имеет давние традиции. Ее развитие связано с деятельностью М.В.Ломоносова (1711-1765), который был учеником Л. Вульфа и развивал естественно — научное направление в психологии.

Значителен вклад в отечественную психологию В.М. Бехтерева (1857-1927).

Этот вклад носит как теоретический, так и практический характер. Он создал направление «рефлексология». Бехтерев занимался невропатологией, психологией и психиатрией. В 1885 г. он создал первую в России экспериментальную психологическую лабораторию; а в 1908 г. Психоневрологический институт, высшее негосударственное учетное заведение, в котором получили развитие не только психология, но и социология. В нем, в частности, преподавал социолог с мировым именем П.А. Сорокин. В течение своей жизни В.М. Бехтерев создал 12 научных и учетных психологических заведений.

Активное развитие психологии в России произошло после отмены крепостного права в 1861 г. Формирование новых отношений и потребность в работниках иного типа потребовали глубокого и многостороннего понимания психики человека формирующегося индустриального общества.

Проблемы психологии разрабатывали педагоги, правоведы, экономисты, литераторы и др. Причем их вклад в прогресс психологической науки был значителен. Не случайно, поэтому в первую десятку лучших психологов мира нередко включается Ф.М. Достоевский.

В первые годы после Социалистической революции в науке ведущую роль играло естественнонаучное направление, сформировалась, в частности, отечественная социология и ведущие мировые социологи М.М. Ковалевский и П.А. Сорокин.

Л.С. Выготский (1896-1934) в 20-30 гг. XX в. сформулировал «культурно — историческую теорию». Сегодня она получила развитие не только в психологии, но и в педагогике, дефектологии, языкознании, культурологи, филологии и т.д. В своих теоретических построениях он опирался на марксизм, как на философское учение, которое он принял самостоятельно. С точки зрения Л.С. Выготского, марксизм открывает новые методы видения человека в обществе. Марксизм он принял как основу развития личности.

Согласно марксизму, изготовление орудий труда — главное отличие деятельности человека от поведения животных. Выготский задался вопросом, а не располагает ли сознание своими орудиями, направленными внутрь, на овладение собственной психологической жизнью и, на этой основе, собственным поведением? Его ответ был таков: да, такие орудия есть и они делают возможным произвольное поведение, логическое запоминание и др. Выготский различает два уровня психического: натуральные и высшие психические функции. Натуральные — даны человеку как природному существу. Это, например, механическое запоминание, не предполагающее специальных методов переработки информации (скажем, мыслетехники), непроизвольное внимание, проявляющееся, в частности, в повороте головы к источнику громкого звука.

21 стр., 10094 слов

1.Психология как наука. Предмет, функции и задачи различных отраслей ...

... мнимые социально-психологические ценности в жизни и деятельности людей. Психология развития– это область психологии, которая изучает психологические изменения человека по мере того, ... психологического исследования и специфика их применения в общей психологии, психологии развития, педагогической и социальной психологии Методы иссл-ия в психологии: наблюдение- целенаправленное, организованное и ...

Примерами высших психических функций являются целенаправленное мышление, творческое воображение, логическое запоминание, произвольное внимание. Одной из важнейших их характеристик является опосредованность, то есть наличие средств, при помощи которых они организуются.

Показателем в этом отношении является пример из практики Л.С. Выготского. Он наблюдал больного, страдающего болезнью Паркинсона, и не способного пройти по прямой линии. Было решено разложить листы бумаги на ширину шага пациента, и рекомендовано ему наступать на них. Листы бумаги должны были выполнять роль внешней опоры для больного. Неоднократное повторение такого движения привело к тому, что оно выровнялось, и больной стал ходить по прямой линии. Позже листы бумаги убрали, и больному предложили ориентироваться как бы на них, то есть на образы. То есть он овладел своим поведением и стал самостоятельно и произвольно организовывать его на основе определенного средства, первоначальной формой существования которого был конкретный предмет, выступающий в роли внешнего стимула. Примеров использования таких внешних стимулов множество (например, узелки на память, бросание жребия («орел» или «решка») и др.).

Для высших психических функций принципиально, однако, наличие внутреннего средства. Но как же возникают высшие психические функции?

Основной путь — интериоризация (у Выготского — «вращивание») социальных форм поведения в систему индивидуальных форм. Этот процесс не является механистическим.

Высшие психические функции, по Выготскому, возникают в процессе сотрудничества и социального общения. Они развиваются из примитивных форм, в частности, матери и дитя. Центральный момент формирования высших психических функций — возникновение символической деятельности, овладение словесными знаками. Именно этот момент выступает тем средством, которое, став внутренним, кардинально преобразует психическую жизнь. Знак вначале выступает как внешний, вспомогательный стимул.

Всякая высшая психическая функция, по Л.С. Выготскому, в своем развитии проходит две стадии. Первоначально она существует как форма взаимодействия между людьми и лишь позже — как полностью внутренний процесс. Это обозначается как переход от интерпсихического к интропсихическому. Слово в развитии ребенка сначала существует как обращенное от взрослого к ребенку, затем от ребенка к взрослому, лишь затем ребенок обращает слово на себя, на собственную деятельность, что позволяет, в частности, ее планировать. Это и означает начало обращения речи в интропсихическую форму. Процесс формирования высших психических функций растянут на десятилетия. Он зарождается в речевом общении и завершается в полноценной символической деятельности.

8 стр., 3712 слов

Игра на занятиях изобразительной деятельности как средство развития ...

... игровые задания на формирование различных умений изобразительной деятельности, развития творческих способностей ребенка [5]. Однако ... искусства является изобразительное искусство, определяемое как «художественное отражение действительности в зрительно воспринимаемых образах» [22;15]. ... личности [2;57-59]. Одной из функций искусства является воспитательная. Художественные образы воспитывают ...

Через общение человек овладевает ценностями культуры. Овладевая знаками, человек приобщается к культуре, основными составляющими его внутреннего мира оказываются значения (познавательные компоненты сознания) и смыслы (эмоционально-мотивированные компоненты).

Важным моментом в концепции Л.С. Выготского является его отношение к проблеме связи развития и обучения. По его мнению, обучение должно «вести за собой» развитие. Существует расхождение в уровнях и трудности задач, которые может решать ребенок самостоятельно и задач, которые он решает под руководством взрослого. По Выготскому, путь через другого в развитии является центральным. Обучение же является организованным общением.

Общение со взрослым, овладение способами интеллектуальной деятельности над его руководством как бы задают ближайшую перспективу развития ребенка. Оно и называется закат ближайшего развития, в отличие от актуального уровня развития. Действенным оказывается то обучение, которое «забегает вперед» развития.

Идеи Л.С. Выготского оказали значительное влияние не только на психологию в силу того, что многие положения его теории являются междисциплинарными. Практически все направления отечественной психологии испытали влияние его идей. Под их воздействием происходило развитие и такого учения, как теория деятельности А.Н.Леонтьева.

А.Н. Леонтьев (1903-1979) ориентировал психологию на изучение порождения, функционирования и строения психического отражения реальности в процессе деятельности. Общий принцип, которым руководствовался А.Н. Леонтьев в своем подходе, можно сформулировать так: внутренняя, психическая деятельность возникает в процессе интериоризации внешней практической деятельности и имеет принципиально то же строение.

 

Важнейшие следствия из этого положения таковы: изучая практическую деятельность, мы познаем и закономерности психической деятельности; управляя организацией практической деятельности, мы управляем организацией внутренней психической деятельности. Сложившиеся в результате интериоризации внутренние структуры, интегрируясь и преобразуясь, являются, в свою очередь, основой для порождения внешних действий, высказываний и т.п. Этот процесс перехода «внутреннего» во «внешнее» обозначается «нестериоризация». Принцип «интериоризация — нестериоризация» — один из важнейших в теории деятельности.

Для А.Н. Леонтьева психика — особая форма отражения. «Водораздел» между допсихическими и психическими уровнями отражения он видел в переходе от раздражительности к чувствительности. Раздражительность — свойство организма реагировать на биологически значимые (биотические) воздействия, непосредственно связанные с жизнедеятельностью. Чувствительность — свойство реагировать на воздействия, сами по себе не имеющие биологического значения (абиотические), но сигнализирующие организму о связанных с ними биотических воздействиях, что способствует более эффективной адаптации.

2 стр., 909 слов

Принцип развития в психологии 2

... общественно значимой деятельности (в школе, вне школы, в трудовом коллективе и т. д.) и в реализации этих стремлений находит новые источники своего развития. Развитие личности характеризуется ... посредством деятельности, приводящей к образованию новых свойств и качеств личности. Одни противоречия, преодолеваясь, сменяются другими. Если они не находят своего разрешения, возникают задержки развития, « ...

Именно наличие чувствительности, по Леонтьеву, является критерием психического. В самом деле: наличие психики предполагает наличие «внутренней» реальности, некоего образа переживания. Сигнал возможен как сигнал, если он связывается с образом того, о чем сигнализируется. Запах пищи сам не съедобен, но с ним связывается жизнеобеспечение организма. По А.Н. Леонтьеву, новые ступени психического отражения возникают вследствие усложнения деятельности, связывающей организм с окружающей средой.

В связи с развитием теории деятельности А.Н.Леонтьев обсуждает и проблему возникновения сознания. Отличительная черта сознания — возможность отражения мира безотносительно к биологическому смыслу этого отражения, то есть возможность объективного отражения. Возникновение сознания он связывал с появлением особой формы деятельности — коллективного труда, который предполагает разделение функций. Его участники выполняют иногда операции бессмысленные с точки зрения обеспечения индивидуального существования. Примером может служить поведение загонщика на охоте.

Другим фактором возникновения сознания, по Леонтьеву, выступает включенность человека в речевое общение. Это позволяет ему через овладение языковыми значениями стать сопричастным социальному опыту. То есть сознание человека образуется смыслами и значениями.

Деятельность является формой активности. Активность побуждается потребностью, то есть состоянием нужды в определенных условиях нормального функционирования индивида (не обязательно биологических).

Потребность не переживается субъектом как таковая; она выступает как ощущение дискомфорта, неудовлетворенности, напряжения и проявляется в поисковой активности. В ходе поисков происходит встреча потребности с ее предметом, то есть фиксация на предмете, который может ее удовлетворить (не обязательно материальный, может и познавательный — лекция, картина и т.п.).

С момента «встречи» активность становится направленной (потребностью в чем-то конкретном), потребность становится мотивом, то есть с тем, ради чего он и совершается. Сама деятельность распадается на ряд действий, которые являются главными ее структурными единицами. Здесь действие определяется в качестве процесса, направленного на достижение цели, определяемой как осознаваемый образ желаемого результата. Этот процесс (действие) распадается на ряд операций. Цель, по Леонтьеву, понимается, как осознаваемы образ желаемого результата и она отделяется от мотива, то есть образ результата действия отлично от того, ради чего осуществляется деятельность. Отношение цели действия к мотиву, по определению Леонтьева, составляет смысл.

Д.Н. Узнадзе (1886-1950) ввел в науку психологию понятие «установка», которая трактовалась им как «граница» между психическим (субъективным) и физическим (объективным), которая не только разъединяет, но и объединяет эти ряды явлений. Установка также связывает психическое с психическим. Установка — это готовность субъекта к восприятию будущих событий и действий в определенном направлении, это неосознаваемая готовность — основа целесообразной избирательной активности человека. Эта идея Д.Н.Узнадзе оказалась перспективной и при определенном переосмыслении была введена в социальную психологию и социологию как понятие «антипод». Здесь она получила множественную трактовку, как актуальная установка, социальная установка, фиксированная установка, элементарная установка, набор установок и др.

4 стр., 1542 слов

Основные категории психологии (психика, сознание, личность, деятельность.

... Леонтьев уточняет положение Рубинштейна: «Сознание не просто проявляется как отдельная реальность, сознание встроено и неразрывно связано с ним.   Основные категории психологии (психика, сознание, ... анализатора, утомление, установка, характер стимула, «цена ошибки», адаптация (очки на лбу) Свойства: качество, интенсивность. длительность   Восприятие – комплексно, отражение целостного ...

А.А Ухтомский (1875-1942) выработал понятие доминанты, трактуемой как определенную направленность поведения и мышления, которая составляет физиологическую основу внимания. Эта доминанта — это временно господствующий очаг возбуждения в центральной нервной системе (ЦНС), который способен накапливать в себе возбуждения в ЦНС и тормозить работу других нервных центров.

Вопросы для самоконтроля по теме:

1. Какой вклад в развитие психологической науки внесли философы Античного мира?

2. Назовите особенности психологической мысли в Средние века.

3. Как развивалась психологическая мысль в Новое время?

4. В чем заключаются особенности психологической мысли в эпоху Просвещения?

5. Перечислите факторы выделения психологии в самостоятельную науку.

6. Перечислите принципы, которые определили подходы к развитию психоанализа.

7. В чем заключается сущность гештальтпсихологии?

8. Каковы сущность бихевиоризма и его роль в развитии психики в данной теории?

9. Каковы основные направления когнитивной психологии?

10. В чем особенность понимания психики в гуманистической психологии?

11. В чем особенности развития психологии в России?