РАЗДЕЛ 3. ВОЗРАСТНАЯ И ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ

 

Тема 3.1 Возрастная периодизация психического развития

Предмет и задачи возрастной психологии. Категория возраста и проблема периодизации психического развития. Понятие возраста, основные структурные компоненты возраста. Социальная ситуация развития. Закономерности психического развития.

Подходы к периодизации возрастного развития. Сенситивные, критические и кризисные периоды. Соотношение «обучения» и «развития» по Л.С. Выготскому, значение понятия «зона ближайшего развития».

Психическое развитие личности: новорожденность, младенчество. Социальная ситуация развития. Кризис новорожденного. Комплекс оживления. Эмоционально-экспрессивная функция общения. Психическая депривавация. 

Раннее детство. Социальная ситуация развития. Ведущая деятельность. Развитие предметных действий. Основные достижения возраста. Символизм. Зарождение самосознания. Кризис 3-х лет.

Дошкольное детство. Социальная ситуация развития. Игра как ведущий вид деятельности в дошкольном возрасте. Деятельность дошкольника: трудовая, продуктивная и др. Развитие речи и речевого общения. Развитие эмоциональной сферы дошкольника. Познавательное развитие дошкольников. Развитие личности ребёнка в условиях игры и учения. Проявление индивидуальных различий и их учёт в организации деятельности и общения дошкольников. Кризис 7-и лет и психологическая готовность ребёнка к школе.

 Младший школьник. Социальная ситуация развития. Учебная деятельность как ведущая деятельность. Особенности и динамика развития психических познавательных процессов в младшем школьном возрасте. Личностное развитие. Основные новообразования младшего школьного возраста.

Средний школьный возраст. Социальная сущность развития. Особенности подросткового кризиса. Интимно-личностное общение как ведущая деятельность. Становление личности. Качественные изменения в познавательной сфере подростков. 

5 стр., 2454 слов

Развитие бытовой деятельности в дошкольном возрасте(с рождения до 7 лет)

... ки, которые впоследствии будут характеризовать его поведение. Подчеркнем особенности развития бытовой деятельности в младенческом возрасте: у новорожденного сон отделяется от бодрствования и фор­ ... воспитательное мероприятие. Определенный способ организации бытовых процессов, включение в них социальных предметов (соски, пеленки, ван­ночки, кроватки) перестраивает физиологические потребности ребенка, ...

Старший школьный возраст. Становление учебно-профессиональной деятельности в ранней юности. Личностное и профессиональное самоопределение. Самопознание и становление мировоззрения.

Зрелые возраста (акмеология).

Кризисы среднего возраста. Пожилой возраст (геронтология).

Основные новообразования возраста.

Список используемых источников

1. Немов, Р.С. Психология: Учеб.для студ. высш. пед. учеб. заведений: 2 кн. — М.: ВЛАДОС, 2001.

2. Смирнова, Е.О. Детская психология: учеб.для студ. высш. пед. учеб. заведений. — М.: ВЛАДОС, 2003. — 368с.

Тема 3.2 Возрастные, половые типологические и индивидуальные особенности обучающихся, их учет в обучении и воспитании

Особенности дифференцированного обучения и воспитания. Изучение индивидуальных и типологических особенностей детей дошкольного возраста. Учет гендерных особенностей в обучении и воспитании дошкольников.

Психологическая готовность ребенка к школе. Игровая деятельность младших школьников. Учебная деятельность младших школьников.

Учет гендерных особенностей в обучении и воспитании школьников. Становление характера ребенка в обучении и воспитании.

Обучаемость и усвоение знаний. Причины неуспеваемости.

Список используемых источников

1. Солодилова, О.П. Возрастная психология в вопросах и ответах: учеб.пособие. — М.: Проспект, 2005. — 288с.

2. Психология. Режим доступа:

Тема 3. 3. Особенности общения и группового поведения в школьном и дошкольном возрасте

Понятие группы в психологии. Классификация малой группы, групповая динамика. Методы изучения коллективных явлений. Усвоение правил и норм общения.

Формирование личностных качеств ребенка в общении. Межличностные отношения в детской группе и формы группового поведения. Динамика вхождения в группу: адаптация, индивидуализация и интеграция. Методы гармонизации взаимоотношений, развитие отношений партнёрства. Проблемы сплочённости детской группы.

Обучение детей общению и взаимодействию с людьми. Межличностные отношения в дошкольном возрасте. Межличностные отношения в младшем школьном возрасте.

Список используемых источников

1. Психология: Учебник для студ. средн. пед. учеб.заведений / И.В.Дубровина, Е.Е.Данилова, А.М. Прихожан; под ред. И.В.Дубровиной. — М.: «Академия», 2007. — 464с.

2. Смирнова, Е.О. Детская психология: учеб.для студ. высш. пед. учеб. заведений. — М.: ВЛАДОС, 2003. — 368с.

3. Чернобай, В.А. Социальная психология: учеб.пособие для студ. средн. проф. учеб. заведений/В.А. Чернобай — Ростов н/Д.: Феникс, 2004. — 256с.

 

Тема 3. 4. Психолого-педагогическая профилактика и коррекция дезадаптации

21 стр., 10094 слов

1.Психология как наука. Предмет, функции и задачи различных отраслей ...

... их применения в общей психологии, психологии развития, педагогической и социальной психологии Методы иссл-ия в психологии: наблюдение- целенаправленное, ... Психология развития– это область психологии, которая изучает психологические изменения человека по мере того, как он взрослеет. В неё входят перинатальная психология, детская и юношеская психология, психология зрелого возраста. ...

Понятие социальной дезадаптации. Профилактика, методы коррекции «трудностей» у детей. Девиантное, делинквентное, аддиктивное поведение. Класификация видов «трудностей» у детей. «Трудные дети» и трудности возраста. Дисгармоническое психическое развитие.

Психологические основы предупреждения и коррекции социальной дезадаптации. Психологические основы предупреждения и коррекции девиантного поведения.

Список используемых источников

1. Костяк, Т.В. Психологическая адаптация ребенка к детскому саду: учеб.пособие для студ. высш. учеб. заведений/Т.В. Костяк. — М.: «Академия», 2008 — 176с.

2. Костяк, Т.В. Психологическая адаптация первоклассников к школе: учеб.пособие для студ. высш. учеб. заведений/Т.В. Костяк. — М.: «Академия», 2008 — 176с.