Раздел 1. ОСНОВЫ ПСИХОЛОГИИ И ПЕДАГОГИКИ

Составитель В. И. Дутов.

Рецензенты:

Кандидат технических наук, доцент

начальник НОК организационно- управленческих проблем ГПС

Академии ГПС МЧС России

Н. Л. ПриСЯжнюк

Кандидат технических наук, доцент

начальник кафедры пожарной тактики и службы

Академии ГПС МЧС России

А. В. Подгруишъш

Психология и педагогика: Учебная программа. Для слушателей факультета заочной формы обучения — 4 года /Сост. В. И. Дутов.- М.: Академия ГПС МЧС России, 2009. — 20 с.

Издано в авторской редакции

Академия Государственной противопожарной службы МЧС России, 2009

Пояснительная записка

Учебная программа дисциплины «Психология и педагогика» нацио­нально-регионального компонента цикла ГСЭ Ф.07 составлена в соответ­ствии с государственным образовательным стандартом высшего профес­сионального образования второго поколения по специальности 28010465 «Пожарная безопасность» и определяет содержание и структуру дисцип­лины.

1. Цель дисциплины — усвоение основных понятий и категорий пси­хологии и педагогики, способствующих улучшению качества учебно-воспитательной работы с личным составом, повышению психологической готовности к боевым действиям на пожарах и проведению пожарно-профилактических обследований объектов народного хозяйства.

2. Задачи дисциплины — приобретение теоретических знаний по осно­вам психологии и педагогики, а также выработка практических умений и навыков по организации и проведению психолого-педагогической подго­товки личного состава подразделений пожарной охраны.

  1. Место дисциплины в профессиональной подготовке выпускника: изучаемый курс является основой для специальных дисциплин в процессе подготовки инженеров пожарной безопасности к боевым действиям на по­жарах, осуществлению надзорных функций и управленческой деятельно­сти.
  2. Организационно-методические указания — на лекциях даются ос­новные психологические и педагогические категории; принципы, методы и формы обучения и воспитания; раскрываются психологические механизмы познавательной деятельности, формирования личности и коллектива, пси­хологические аспекты и пути совершенствования отдельных видов дея­тельности по обеспечению пожарной безопасности. На семинарских заня­тиях формируется ориентировочная основа деятельности, необходимая для психолого-педагогической диагностики и разработки оптимальных управ­ленческих решений; отрабатываются методики проведения конкретныхвидов занятий с личным составом подразделений пожарной охраны в про­цессе его обучения и проведения специальной психологической подготов­ки.

5.Требования к уровню освоения дисциплины.

9 стр., 4121 слов

Темы ов по дисциплине «Теория обучения» Сущность и содержание процесса обучения

... в школах и их проблемы. Т емы рефератов по дисциплине «История педагогики и образования» 1. Педагогические взгляды Конфуция в труде «Беседы и суждения». 2. Традиционное ... дополнительная составляющие содержания образования. Стратегия развития вариативного образования в России. 17. Современные модели организации обучения. Моделирование разных типов уроков. 18. Типология и многообразие образовательных ...

В результате изучения дисциплины выпускники должны:

— иметь представление об основных понятиях психологии и педагоги­ки, способствующих повышению психологической надежности пожарного к деятельности в чрезвычайных ситуациях;

3

  • знать теоретические основы психологии и педагогики; психолого-педагогические аспекты профессиональной деятельности работников по­жарной охраны; приемы формирования творческих умений и навыков у подчиненных; психолого-педагогические особенности управления органа­ми и подразделениями пожарной охраны;
  • уметь эффективно применять приобретенные знания в практической деятельности при осуществлении надзорных функций, организации туше­ния пожаров, управленческой деятельности; организовать обучение и вос­питание личного состава подразделений пожарной охраны, его специаль­ную психологическую подготовку;

-иметь навыки по организации и проведению психолого-педагогической подготовки личного состава подразделений пожарной ох­раны; качества функциональной надежности психики, эмоционально- во­левой устойчивости, оптимального проявления свойств и качеств личности в экстремальных условиях тушения пожаров и проведения мероприятий по их профилактике.

Курс рассчитан на 90 часов. Из них 6 отводится на лекции; 2 часа- на практические занятия; 82 часа — на самостоятельную работу. Пишутся две контрольные работы. После изучения курса дисциплины выпускники сдают экзамен.

6. Тематический план

Срок обучения 4 года -заочно

те­мы

Наименование разделов и тем

Всего часов

Количество часов по вилам занятий.

лекции

Семи­нары

111

Деловые игры

Самостоя­тельная работа

Введение. Предмет, за­дачи к методы иссле­дования психологии и педагогики

8

2

6

Раздел 1. Основы психологии и педагогики

1

Психология личности. Личность как субъект и объект профессиональ­ной деятельности

6

2

2

2

2

Психология групп и коллективов. Характе­ристика социально -психологических явле­ний в коллективе

6

6

3

Психология общения сотрудников пожарной охраны

10

10

4

Основы педагогическо­го мастерства сотруд­ников пожарной охра­ны

6

2

4

Итого

36

6

2

28

Раздел 2. Психолого-педагогическая характерист основных направлений деятельности подразделений пожа

пса

жой охраны

5

Психофизиологическое содержание трудовых процессов и общая ха­рактеристика условий труда пожарного.

4

4

6

Психологические осо­бенности поведения людей в чрезвычайных ситуациях на пожаре

8

8

7

Профессиональный психологический отбор работников пожарной охраны

6

6

5

№ те­мы

Наименование рачделов и тем

Всего часов

Количество часов по видам занятий:

лекции

Семи­нары

Практи­ческие ‘занятия

Деловые игры

Самостоя­тельная работа

8

Психологические осо­бенности деятельности руководителя тушения пожара (РТП) и лично­го состава при несении боевого дежурства и в чрезвычайных ситуа­циях при тушении по­жара

6

6

9

Психолого — педагоги­ческие особенности профилактической дея­тельности инженерно -инспекторского состава

6

6

10

Психолого — педагоги­ческие аспекты управ­ленческой деятельно­сти руководителя под­разделения пожарной охраны

6

6

Итого:

36

36

Раздел 3. Психолого-педагогические основы подготовки личного состава пожарной охраны

11

Психолого — педагоги­ческие основы органи­зации и проведения профессиональной под­готовки работников пожарной охраны

4

4

12

Организация и методи­ка психологической подготовки работни­ков пожарной охраны к деятельности в чрезвы­чайных ситуациях

8

8

13

Пути повышения пси­хофизиологической на­дежности пожарного к деятельности в экстре­мальных условиях чрезвычайных ситуа­ций

6

6

Итого

18

18

Всего по курсу

90

6

2

82

6

7. Содержание дисциплины

Введение. Предмет, задачи и методы исследования дисциплины «Психология и педагогика»

Цели и задачи дисциплины «Психология и педагогика», его структура и методика изучения.

Психология: предмет, объект и методы исследования. Место пси­хологии в системе наук. История развития психологического знания и ос­новные направления в психологии.

Психика и организм. Психика, поведение и деятельность. Основные функции психики.

Развитие психики в процессе онтогенеза и филогенеза.

Мозг и психика.

Структура психики. Соотношение сознания и бессознательного. Ос­новные психические процессы. Структура сознания.

Педагогика: объект, предмет, задачи, функции, методы педагогики. Основные категории педагогики: воспитание, образование, обучение, раз­витие, педагогическая деятельность, педагогическое взаимодействие, педа­гогическая технология, педагогическая задача.

Характеристика методов исследования в психологии и педагогике и способы их применения в профессиональной деятельности.

Раздел 1. Основы психологии и педагогики

Тема 1. Психология личности. Личность как субъект и объект профессиональной деятельности

Понятие индивида, индивидуальности, субъекта и личности в психо­логии. Психология личности. Соотношение биологического и социального, наследственного и приобретенного в личности. Факторы, обусловливаю­щие формирование личности. Взаимодействие внешних (объективных) и внутренних (субъективных) условий формирования личности.

Психическая структура личности и ее основные характеристики. По­нятие направленности личности и формы ее проявления: интересы, убеж­дения, установки, желания, мировоззрение и т.п. Характеристика потреб­ности© — мотивационной сферы личности.

Психические образования: знания, умения и навыки и их место в структуре личности.

Индивидуально — психологические особенности личности и их учет в профессиональной деятельности сотрудников пожарной охраны. Психоло-

7

гическая характеристика темперамента, его типов. Характер и его структу­ра. Взаимосвязь темперамента и характера, социальная обусловленность черт характера. Способности и их виды. Задатки как предпосылки разви­тия способностей. Уровни развития способностей и основные условия формирования профессионально важных способностей у сотрудников по­жарной охраны. Выявление и учет особенностей проявления темперамен­та, характера, способностей личности в профессиональной деятельности сотрудников пожарной охраны.

Понятие о психических познавательных процессах: ощущение, вос­приятие, представление, воображение, память, внимание, мышление, ин­теллект, творчество. Общение и речь.

Эмоции и чувства. Характеристика основных типов эмоциональных состояний и их влияние на эффективность решения профессиональных за­дач сотрудниками пожарной охраны.

Воля и ее взаимосвязь с другими психическими процессами и свойствами личности.

Психическая регуляция поведения и деятельности. Межличностные отношения.

Явление профессиональной деформации личности сотрудников по­жарной охраны и пути ее устранения.

Практическое занятие. Углубление и структурирование знаний о психологии личности в деятельности работника пожарной охраны. Озна­комление курсантов с методиками изучения индивидуально — психологи­ческих особенностей личности.

Тема 2. Психология групп и коллективов. Характеристика социально — психологических явлений в коллективе

Роль группы и коллектива в социализации личности. Значение знаний в области психологии групп и коллективов в деятельности сотрудников пожарной охраны.

Понятие о группе, классификация групп. Понятие малой группы, психология малых групп. Межгрупповые отношения и взаимодействия

Понятие о группе, ее основные функции и этапы развития. Особенно­сти коллектива сотрудников пожарной охраны:

Социальная зрелость, ценностно — целевое и мотивационное единст­во, организованность, дисциплинированность, оперативность и управляе­мость.

Социально — психологические явления в группе (коллективе): моральный климат, традиции, настроения.

Методы изучения групп и коллективов, учет психологии групп и кол-

8

лективов сотрудниками пожарной охраны при осуществлении профессио­нальной деятельности.

Тема 3. Психология общения сотрудников пожарной охраны

Психологическая характеристика общения, его особенности при осу­ществлении сотрудниками пожарной охраны профессиональной деятель­ности.

Понятие общения, его функции и виды, структура общения и учет психологических особенностей ее элементов: общение как обмен инфор­мацией, общение как познание и понимание людьми друг друга, организа­ция взаимодействия в процессе общения. Психологическая характеристика основных средств общения: вербальных (речевых) и невербальных (мими­ка, жесты и пантомимика).

Понятие психологического контакта в общении. Структура психоло­гического контакта. Психологические барьеры, затрудняющие установле­ние контакта. Виды психологических барьеров: интеллектуальный, эмо­циональный, волевой.

Основные этапы становления психологического контакта.

Тема 4. Основы педагогического мастерства сотрудников пожарной охраны.

Образование как общечеловеческая ценность. Образование как со­циокультурный феномен и педагогический процесс. Образовательная сис­тема России. Цели содержание, структура непрерывного образования, единство образования и самообразования.

Педагогический процесс. Образовательная, воспитательная и разви­вающая функции обучения.

Воспитание в педагогическом процессе.

Требования, предъявляемые к сотруднику пожарной охраны как к пе­дагогу. Понятие педагогического мастерства и педагогической культуры и их место в системе профессионально необходимых знаний, умений, навы­ков и личностных качеств сотрудника пожарной охраны. Структура педа­гогического мастерства и характеристика ее компонентов.

Сотрудник пожарной охраны как учитель и воспитатель. Общая ха­рактеристика процесса обучения, его понятие и сущность. Звенья процесса обучения. Управление процессом обучения. Принципы, методы и формы обучения, их практическое использование в профессиональной деятельно­сти. Мастерство педагогического воздействия: общение, убеждение, вну­шение.

9

Семья как субъект педагогического взаимодействия и социокультур­ная среда воспитания и развития личности. Управление образовательными системами.

Раздел 2. Психолого — педагогическая характеристика основных направлений деятельности подразделений пожарной охраны

Тема 5. Психофизиологическое содержание трудовых процессов и общая характеристика условий труда пожарного

[ (онятие о психофизиологическом содержании труда и его условиях. Научное прогнозирование изменений в содержании труда и его условий.

Утомление. Признаки утомления. Восстановительная функциональ­ная система. Функции жизнеобеспечения во время трудовой деятельности человека. Различная степень максимальной мобилизации работоспособно­сти. Кривая работоспособности и ее стадии.

Характеристика условий труда оперативных работников пожарной охраны. Основные группы факторов, предопределяющие особенности дея­тельности пожарных: физические, химические, психологические (быстрота и правильность принятия решений при дефиците времени, отрицательные эмоции, связанные с выносом обожженных трупов и т.д.), высокие физи­ческие нагрузки. Использование средств индивидуальной защиты.

Тема 6. Психологические особенности поведения люден в чрезвычайных ситуациях на пожаре.

Характерная особенность пожара, обусловленная угрозой жизни. Стрес­совое состояние. Общие характеристики психологического стресса: новиз­на, внезапность, необычность, дезорганизация деятельности индивида.

Модель неадаптивного поведения людей. Понятия «страх», «ужас», «паника», «ярость» и их проявление на пожаре.

Классификация факторов, определяющих психологическую характе­ристику возможного поведения потерпевших на пожаре.

Субъективная оценка потерпевшими ситуации при пожаре и его опас­ных факторов: открытый огонь, дым, обрушение конструкций и др. После­довательность и характер действий потерпевших в зависимости от ситуа­ций развития пожара, наличия факторов пожароопасной ситуации, поло­вых и возрастных особенностей людей, времени суток и т.д.

Пути снижения вероятности возникновения паники.

Общие методические рекомендации по учету психологических факто­ров поведения людей на пожаре.

Ю

Тема 7. Профессиональный психологический отбор работников пожарной охраны

Сущность и содержание профессионального психологического отбо­ра. Объект, цели и задачи профотбора. Мотивационная сфера личности, темперамент, характер, интеллект, сенсорика и психомоторика и их место в решении проблемы профессионального отбора.

Профессиональный отбор и рациональное распределение по специ­альностям. Классификация показателей эффективности профессионально­го психологического отбора в нашей стране и за рубежом.

Психологический анализ деятельности специалистов пожарного дела. Основы профессиографии. Методы и организация психологического изу­чения деятельности пожарных. Требования к методикам оценки индивиду­ально — психологических особенностей личности. Надежность и валид-ность тестов. Количественная оценка результатов психофизиологического обследования. Краткая характеристика основных психофизиологических и психологических методик, используемых в практике профессионального отбора сотрудников пожарной охраны.

Тема 8. Психологические особенности деятельности руководителя тушения пожара (ртп) и личного состава при несении боевого дежурства и чрезвычайных ситуациях при тушении пожара

Содержание профессиональной деятельности личного состава в про­цессе несения боевого дежурства. Качественные изменения уровня работо­способности и степени утомления в процессе суточного боевого дежурст­ва.

Психофизиологические и социально — психологические факторы, влияющие на работоспособность личного состава. Утомление как следст­вие состояния ожидания, повышенной невостребованной напряженности.

Адаптация к режиму несения боевого дежурства. Методы поддержа­ния работоспособности личного состава на оптимальном уровне в ходе боевого дежурства.

Активизация режима ожидания, переключение внимания, психологи­ческая эмоциональная «нагрузка».

Организация режима труда и отдыха в процессе суточного дежурства.

Классификация факторов, определяющих психологическую характе­ристику деятельности РТП и личного состава в экстремальных условиях пожара. Действие опасных факторов пожара на РТП и личный состав.

Дефицит времени, информационная перегрузка РТП и личного соста­ва подразделений.

И

Нетипичные экстремальные условия в действии РТП и личного со­става при тушении пожара. Психологический анализ стрессовых ситуаций для личного состава и РТП при боевой работе на пожаре.

Возможные изменения в действиях РТП и личного состава под влия­нием психологических факторов: изменение мышления, совершение оши­бок, нарушение норм поведения и др.

Требования предъявляемые к личному составу и РТП с учетом воз­можного влияния психологических факторов.

Структурная схема и содержание моделей психологической характе­ристики деятельности личного состава и РТП при тушении пожаров.

Тема 9. Психолого-педагогические особенности профилактической деятельности инженерно — инспекторского состава

Особенности познавательной деятельности при изучении норм и правил пожарной безопасности. Восприятие и понимание норм.

Логические структуры нормативных документов и их запоминание. Формирование образа предстоящей деятельности.

Условия осуществления познавательной деятельности в ходе обсле­дования объектов: большие производственные объемы, большое количест­во единиц технологического оборудования, психологический прессинг специалистов обследуемого объекта, конфликтные ситуации, дефицитвремени, уровень профессионального мастерства инспектора.

Дидактические условия подготовки работников госпожнадзора к по-жарно-техническим обследованиям. Смысловая перегруппировка норма­тивной информации и разработка информационных концептуальных моде­лей нормативных требований.

Тема 10. Психолого-педагогические аспекты управленческой деятельности руководителя подразделения пожарной охраны

Требования к личности руководителя и его деятельности. Психологи­ческая структура личности руководителя.

Самоуправление как основная характеристика и условие развития личности руководителя.

Психология принятия решений. Психологические особенности про­цесса подготовки и принятия управленческого решения, учет последствий принимаемых решений. Психологические барьеры и педагогические сред­ства их преодоления. Психолого-педагогические условия повышения эф­фективности комплекса управленческих решений.

Организация выполнения решений. Психолого-педагогические осо-

12

»

бенности подбора исполнителей и распределение заданий. Психологиче­ские условия мотивирования сотрудников на выполнение заданий.

Психология служебных отношений. Психологические факторы, влияющие на служебное общение и отношения руководителя с подчинен­ным. Психология оценки деятельности.

Раздел 3. Психолого-педагогические основы подготовки личного состава пожарной охраны.

Тема 11. Психолого-педагогические основы организации и проведения профессиональной подготовки работников пожарной охраны.

Понятие профессиональной подготовки. Задачи профессиональной подготовки работников пожарной охраны. Направления, виды, структуры и организация профессиональной подготовки.

Нормативные документы МЧС России, регламентирующие проведе­ние профессиональной подготовки в подразделениях пожарной охраны.

Общие педагогические основы профессиональной подготовки. Ди­дактические законы и закономерности, принципы и правила как основа определения содержания профессиональной подготовки работников по­жарной охраны. Звенья процесса обучения. Управление процессом обуче­ния.

Методы, приемы, средства организации и управления педагогическим процессом. Общие формы организации учебной деятельности. Урок, лек­ция, семинарские, практические и лабораторные занятия, диспут, конфе­ренция, зачет, экзамен, факультативные занятия, консультации.

Методы, применяемые в системе профессиональной подготовки. Ди­дактические требования к подготовке и проведению занятий. Средства обучения и дидактические требования к их применению.

Перспективы развития современных средств обучения в системе профессиональной подготовки пожарной охраны.

Нормативные документы МЧС России о формах и методах обучения в системе профессиональной подготовки пожарных. Творческий подход к применению различных форм и методов обучения.

13

Тема 12. Организация и методика психологической подготовки работников пожарной охраны к деятельности в чрезвычайных ситуациях

Общие педагогические основы методики психологической подготов­ки сотрудников пожарной охраны.

Модель психологической подготовки. Организационные формы и ме­тоды психологической подготовки. Теоретическая подготовка: общенауч­ная и специальная. Практическая подготовка на специальных тренажерах,в тешюдымокамерах, на полосах психологической подготовки, на нату­ральных объектах или их фрагментах в полигонных условиях. Структурная схема и содержание модели психологической подготовки пожарных.

Особенности обучения личного состава пожарных подразделений на специальных огневых полосах психологической подготовки. Основные требования к полосе психологической подготовки и их обоснование. От­дельные элементы полосы психологической подготовки.

Тема 13. Пути повышения психофизиологической надежности

пожарного к деятельности в экстремальных условиях

чрезвычайных ситуаций

Комплексный подход к повышению психофизиологической надежно­сти и эффективности труда пожарного. Степень значимости профессио­нального психофизиологического отбора кандидатов на службу, их физи­ческой и психологической подготовки для различных специалистов по­жарной охраны.

Перспектива использования психотерапевтических и психопрофилак­тических мероприятий с использованием медикаментозных средств в деле повышения боеспособности пожарного.

8. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

8.1 Литература

Основная:

  1. Столяренко Л. Д. Психология: Учебник для вузов. — СПб.: Ли-дер,2005.

2.Реан А.А. и др. Психология и педагогика. СПб., Питер, 2009.

Дополнительная:

3.Общая психология /Под редакцией А. В.Петровского — М.: Про­свещение, 1986.

14

  1. Педагогика / Под редакцией Ю. К.Бабаыского. — М.: Просвещение, 1988.
  2. Дутов В. И., Чурсин И. Г. Психофизиологические и гигиеническиеаспекты деятельности человека при пожаре. — М: СЦЭМП «Защита», 1993.
  3. Андреева Г. М. Социальная психология. — М.: МГУ, 1988.
  4. Д. Майерс. Социальная психология. Пер.с англ. — Спб, 1997.
  5. Бодалев А. А. Личность и общение. — М.: 1995.
  6. Л. Хът.,Д. Зичлер. Теории личности. — Спб: Питер, 1997,

10.Основы педагогического мастерства. — М.: Просвещение, 1989. Ц. Радугин А. А. «Психология педагогики», Центр, 1997.

  1. Гиппенрейтер Ю. Б. «Введение в общую психологию». — М.: 1997.
  2. Самонов А. П. Психология для пожарных. Пермь, 1999.
  1. Самыгин С. И., Столяренко Л. Б- Психология управления. — М., 1997.
  1. С. П.Рубинштейн. Основы общей психологии. Питер, 1999.,
  2. Р. С.Немое. Психология. 3 книги. — М.: Владос, 1998.
  1. Дутов В. И., Теребнев В. В., Бондаренко Л. Ю. Подготовка спаса­телей-пожарных / Медицинская подготовка.-М.: Центр пропаганды, 2008.
  2. Пожарная тактика (Под ред. Я. С.Повзика). — М.: ВИПТШ МВД СССР, 1984.
  3. Дутов В. И. Психологические особенности поведения людей на пожаре /Лекция. -М.: Академия ГПС МЧС России, 2006.

20.Реан А. А. и др. Психология и педагогика: Учебное пособие. — СПб.: Петер., 2006.

21.Коломенский Я. Л. Человек психология. — М.: Просвещение, 1986.

22.Ждан А. Н. История психологии: от античности до наших дней. -М.:Изд-воМГУ, 1982.

23.СобчикЛ Н. Психодиагностика: методы и методология. — М., 1990.

24.Леонова А. Б., Кузнецова А. С.Психопрофилактика стрессов.- М.: МГУ, 1993.

25.Самонов А. П. Психологическая подготовка пожарных.- М.: Строй­издат, 1982.

15

8.2. Средства обеспечения освоения дисциплины

В учебном процессе используются мультимедийная система, презентации. Для проведения практических занятий используются: психологические тесты и тренинг в условиях решения проблемных ситуаций, методические рекомендации по проведению профессионального психологического отбора по пяти специ­альностям: в службу ГДЗС, водителей оперативных пожарных машин, по­жарных боевого расчета автоцистерны (автонасоса), начальников карау­лов, кандидатов в дежурную службу пожаротушения, а также рекоменда­ции по организации и проведению исследований поведения людей при по­жарах и по методике проведения занятий на огневой полосе психологиче­ской подготовки пожарных и ее оборудованию.

9. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Процесс обучения проводится с использованием персональных ком­пьютеров учебного класса, мультимедиа, видиодвойки для демонстрации фильмов с различными чрезвычайными ситуациями и других техниче­ских средств обучения, имеющихся в Академии.

10. Перечень тем контрольных работ по дисциплине «психология и педагогика»

  1. Психологическая характеристика структуры личности пожарного.
  2. Основные организационно-психологические функции руководителя по­жарной части, опыт их реализации в процессе служебной деятельности.
  1. Психологические основы повышения профессионального мастерства инспекторов госпожнадзора.
  2. Психолого-педагогические требования к методам изучения подчи­ненных и обобщению его результатов.
  3. Психолого-педагогическая характеристика служебных функций на­чальника пожарной части.
  4. Психологические и педагогические аспекты служебной деятельности начальника пожарной части.
  5. Психологический анализ деятельности личного состава в процессе несе­ния боевого дежурства.

16

  1. Психолого-педагогическая характеристика контрольных функций на­чальника пожарной части.
  2. Психологический анализ деятельности начальника караула в процессе несения боевого дежурства.

10.Психологический анализ опыта организации профессиональной подго­ товки начальников караулов.

  1. Психолого-педагогический анализ опыта организации, методики и оценки эффективности повышения квалификации сотрудников в процессе самостоятельной учебы.
  2. Педагогический анализ опыта организации и оценки эффективности повышения квалификации сотрудников в процессе стажировки
  3. Педагогические функции руководителя по управлению процессом ста­жирования. Анализ положительного опыта и недостатков в практике орга­низации и выполнения задач стажировки.
  4. Психолого-педагогическая характеристика коллектива пожарной части (подразделения) и методики его функционирования.
  1. Коллектив пожарного подразделения как объект и субъект воспи­тательного процесса.
  2. Морально-психологический климат коллектива пожарного подраз­деления, его психологическая оценка.
  3. Общественное мнение коллектива подразделения как педагогический фактор.

18.Познавательные процессы, учет их особенностей в учебно-воспи­ тательной работе среди пожарных.

  1. Психологические и педагогические требования к методике приме­нения наглядного материала в процессе служебной подготовки.
  2. Психологические и педагогические требования к методике боевой под­готовки.
  3. Психолого-педагогический анализ опыта организации первоначальной подготовки по месту службы.
  1. Опыт реализации принципа индивидуально-дифференцированного подхода к личному составу в процессе его обучения.
  2. Опыт реализации принципа индивидуально-дифференцированного подхода к подчиненным в процессе воспитания.
  1. Психологическая характеристика экстремальных условий тушения по­жара, их учет в деятельности руководителя тушения пожара.
  2. Психологический анализ деятельности РТП при тушении пожаров.
  3. Психологический анализ деятельности личного состава при тушении пожаров.

27.Внешние и внутренние факторы несения боевого дежурства личным составом пожарной охраны.

17

  1. Характерные особенности психологической подготовки РТП.
  2. Психолого-педагогический анализ конфликтов, их причин и путей их разрешения и предупреждения (профилактики) в условиях пожарного под­разделения.
  3. Психологическая характеристика деятельности пожарных.
  4. Педагогические условия активизации обучаемых на теоретических за­нятиях.
  1. Стимулирование активности обучаемых на практических занятиях
  2. Педагогические основы применения методов убеждения и прину­ждения в воспитании личного состава подразделения.
  1. Формы психологической подготовки пожарных.
  2. Психолого-педагогический анализ опыта принятия и организации ис­полнения решений.
  3. Индивидуализация психологической подготовки пожарных.
  4. Психолого-педагогические условия вхождения в должность и адапта­ции к новым условиям жизни и службы.

38.Психолого-педагогические условия применения критики и само­ критики в воспитательной работе (анализ критики).

39.Психолого-педагогические особенности работы инспекторов пожарной охраны на объектах народного хозяйства.

  1. Психические свойства личности, учет их особенностей в учебно-воспитательной работе среди пожарных.
  2. Психические состояния личности, их учет в учебно-воспитательной работе среди пожарных.
  3. Психолого-педагогические условия и средства воспитания дисци­плинированности яичного состава пожарного подразделения, части.
  4. Психологические факторы, влияющие на боевые действия личного со­става подразделений пожарной охраны.
  5. Психолого-педагогические условия рационального использования вре­мени в карауле.

45.Психолого-педагогические факторы обеспечения боевой готовности личного состава караула.

  1. Характеристика управленческих, профессиональных, педагогических и морально-политических качеств руководителя пожарной охраны.
  2. Особенности общения при расследовании пожаров.
  3. Специальная психологическая подготовка РТП.

49.Педагогические особенности воспитания и обучения членов доб­ровольных пожарных дружин (внештатных инспекторов пожарной охра­ны).

50. Анализ целей, задач и психолого-педагогические особенности реа­лизации психологической подготовки личного состава к боевой работе на

!8

пожаре.

51.Психолого-педагогические особенности общения инженерно- инспекторского состава пожарной охраны с представителями объектов на­ родного хозяйства.

  1. Психолого-педагогические аспекты проведения занятий по изучению правил и норм пожарной безопасности с населением по месту жительства.
  2. Использование системы методов воспитания при создании благо­приятного отношения к соблюдению правил пожарной безопасности со стороны администрации объектов народного хозяйства.
  3. Психолого-педагогические особенности обеспечения выполнения тре­бований представителей органов госпожнадзора руководством и работ­никами объектов народного хозяйства.

55.Характерные особенности психологической подготовки РТП и личного состава ГПС.

11. Перечень вопросов к итоговому экзамену

  1. Понятие педагогики. Объект и предмет педагогики. Основные категории педагогики.
  2. Содержательно-процессуальные компоненты педагогического процесса.
  3. Понятие дидактики. Цели дидактики. Вопросы, на которые отвечает ди­дактика.
  4. Сущность и основные звенья процесса обучения.
  5. Управление процессом в звене: постановка познавательных задач, осоз­нание познавательных задач.
  6. Управление процессом обучения в звене: управление сообщением и вос­приятием учебной информации.
  7. Управление процессом обучения в звене: управление закреплением ин­формации, запоминание учебной информации.
  8. Управление процессом обучения в звене: контроль и оценка результатов обучения, самоконтроль и самооценка результатов обучения.
  9. Понятие и система принципов обучения.
  1. Принцип воспитывающего характера обучения.
  2. Дидактический принцип наглядности.
  3. Дидактический принцип систематичности и последовательности.
  4. Дидактический принцип доступности и посильности.

14.Принцип дидактической целесообразности и целеустремленности.

  1. Понятие метода обучения. Система методов обучения,
  2. Понятие формы обучения. Система форм обучения,
  3. Средства обучения. Понятие и виды.

18.Теория воспитания. Основные категории теории воспитания.

19.Система принципов воспитания.

19

  1. Принцип перспективности воспитания.
  2. Принцип связи воспитания с жизнью, практикой деятельности государ­ства,
  3. Принцип воспитания в коллективе и через коллектив

23.Принцип индивидуально-дифференцированного подхода к воспита­ нию .

  1. Принцип опоры на положительное в личности и коллективе.
  2. Принцип преемственности в воспитании.
  3. Принцип единства и согласованности воспитательной деятельности.
  4. Система методов воспитания.
  5. Понятие психологии. Основные категории психологии.
  6. Понятие индивид, индивидуальность и личность.
  7. Схема структуры психического мира личности.
  8. Схема психических явлений.
  9. Познавательные психические процессы, их характеристика.
  10. Ощущение и восприятие. Понятие и различие.
  11. Представление и воображение. Понятие и различие.
  12. Память как познавательный психический процесс.
  13. Речь как познавательный психический процесс.
  14. Внимание как познавательный психический процесс.
  15. Психические свойства личности.
  16. Темперамент как психическое свойство личности.
  17. Способности как психическое свойство.
  18. Психические состояния личности.
  19. Психические образования личности.
  20. Волевые качества личности.
  21. Психологические факторы, воздействующие на личный состав ГПС при тушении пожара.
  1. Психологические требования к личному составу подразделений пожар­ной охраны.
  2. Понятие психологической подготовки цели, задачи, организация.
  1. Методика организации и проведения занятий по психологической под­готовке личного состава ГПС.
  2. Метод убеждения при воспитании личного состава ГПС.

Домашнее задание

В процессе изучения дисциплины слушатели факультета заочного обучения выполняют домашнее задание — пишут две контрольные рабо­ты (см. Методические указания по изучению дисциплины «Психология и педагогика» для слушателей ФЗО).

Учебное издание

ПСИХОЛОГИЯ И ПЕДАГОГИКА УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА

Для слушателей факультета заочной формы обучения — 4 года

Составитель Дутов Владимир Иванович Издано в авторской редакции

Подписано в печать 02, ■ /2,. О 8 Формат 60*90 1/16

Печ. л. 1,5.Уч.-изд. л. 1.Бумага офсетная. Тираж 150 экз. Заказ Ч9ч

Академия ГПС МЧС России 129366, Москва, ул. Бориса Галушкина, 4