Составитель В. И. Дутов.
Рецензенты:
Кандидат технических наук, доцент
начальник НОК организационно- управленческих проблем ГПС
Академии ГПС МЧС России
Н. Л. ПриСЯжнюк
Кандидат технических наук, доцент
начальник кафедры пожарной тактики и службы
Академии ГПС МЧС России
А. В. Подгруишъш
Психология и педагогика: Учебная программа. Для слушателей факультета заочной формы обучения — 4 года /Сост. В. И. Дутов.- М.: Академия ГПС МЧС России, 2009. — 20 с.
Издано в авторской редакции
Академия Государственной противопожарной службы МЧС России, 2009
Пояснительная записка
Учебная программа дисциплины «Психология и педагогика» национально-регионального компонента цикла ГСЭ Ф.07 составлена в соответствии с государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования второго поколения по специальности 28010465 «Пожарная безопасность» и определяет содержание и структуру дисциплины.
1. Цель дисциплины — усвоение основных понятий и категорий психологии и педагогики, способствующих улучшению качества учебно-воспитательной работы с личным составом, повышению психологической готовности к боевым действиям на пожарах и проведению пожарно-профилактических обследований объектов народного хозяйства.
2. Задачи дисциплины — приобретение теоретических знаний по основам психологии и педагогики, а также выработка практических умений и навыков по организации и проведению психолого-педагогической подготовки личного состава подразделений пожарной охраны.
- Место дисциплины в профессиональной подготовке выпускника: изучаемый курс является основой для специальных дисциплин в процессе подготовки инженеров пожарной безопасности к боевым действиям на пожарах, осуществлению надзорных функций и управленческой деятельности.
- Организационно-методические указания — на лекциях даются основные психологические и педагогические категории; принципы, методы и формы обучения и воспитания; раскрываются психологические механизмы познавательной деятельности, формирования личности и коллектива, психологические аспекты и пути совершенствования отдельных видов деятельности по обеспечению пожарной безопасности. На семинарских занятиях формируется ориентировочная основа деятельности, необходимая для психолого-педагогической диагностики и разработки оптимальных управленческих решений; отрабатываются методики проведения конкретныхвидов занятий с личным составом подразделений пожарной охраны в процессе его обучения и проведения специальной психологической подготовки.
5.Требования к уровню освоения дисциплины.
Темы ов по дисциплине «Теория обучения» Сущность и содержание процесса обучения
... в школах и их проблемы. Т емы рефератов по дисциплине «История педагогики и образования» 1. Педагогические взгляды Конфуция в труде «Беседы и суждения». 2. Традиционное ... дополнительная составляющие содержания образования. Стратегия развития вариативного образования в России. 17. Современные модели организации обучения. Моделирование разных типов уроков. 18. Типология и многообразие образовательных ...
В результате изучения дисциплины выпускники должны:
— иметь представление об основных понятиях психологии и педагогики, способствующих повышению психологической надежности пожарного к деятельности в чрезвычайных ситуациях;
3
- знать теоретические основы психологии и педагогики; психолого-педагогические аспекты профессиональной деятельности работников пожарной охраны; приемы формирования творческих умений и навыков у подчиненных; психолого-педагогические особенности управления органами и подразделениями пожарной охраны;
- уметь эффективно применять приобретенные знания в практической деятельности при осуществлении надзорных функций, организации тушения пожаров, управленческой деятельности; организовать обучение и воспитание личного состава подразделений пожарной охраны, его специальную психологическую подготовку;
-иметь навыки по организации и проведению психолого-педагогической подготовки личного состава подразделений пожарной охраны; качества функциональной надежности психики, эмоционально- волевой устойчивости, оптимального проявления свойств и качеств личности в экстремальных условиях тушения пожаров и проведения мероприятий по их профилактике.
Курс рассчитан на 90 часов. Из них 6 отводится на лекции; 2 часа- на практические занятия; 82 часа — на самостоятельную работу. Пишутся две контрольные работы. После изучения курса дисциплины выпускники сдают экзамен.
6. Тематический план
Срок обучения 4 года -заочно
темы |
Наименование разделов и тем |
Всего часов |
Количество часов по вилам занятий. |
||||
лекции |
Семинары |
111 |
Деловые игры |
Самостоятельная работа |
|||
Введение. Предмет, задачи к методы исследования психологии и педагогики |
8 |
2 |
— |
— |
6 |
||
Раздел 1. Основы психологии и педагогики |
|||||||
1 |
Психология личности. Личность как субъект и объект профессиональной деятельности |
6 |
2 |
2 |
2 |
||
2 |
Психология групп и коллективов. Характеристика социально -психологических явлений в коллективе |
6 |
— |
— |
— |
— |
6 |
3 |
Психология общения сотрудников пожарной охраны |
10 |
— |
— |
— |
— |
10 |
4 |
Основы педагогического мастерства сотрудников пожарной охраны |
6 |
2 |
— |
— |
— |
4 |
Итого |
36 |
6 |
2 |
— |
28 |
||
Раздел 2. Психолого-педагогическая характерист основных направлений деятельности подразделений пожа |
пса жой охраны |
||||||
5 |
Психофизиологическое содержание трудовых процессов и общая характеристика условий труда пожарного. |
4 |
— |
— |
— |
4 |
|
6 |
Психологические особенности поведения людей в чрезвычайных ситуациях на пожаре |
8 |
8 |
||||
7 |
Профессиональный психологический отбор работников пожарной охраны |
6 |
— |
— |
— |
— |
6 |
5
№ темы |
Наименование рачделов и тем |
Всего часов |
Количество часов по видам занятий: |
||||
лекции |
Семинары |
Практические ‘занятия |
Деловые игры |
Самостоятельная работа |
|||
8 |
Психологические особенности деятельности руководителя тушения пожара (РТП) и личного состава при несении боевого дежурства и в чрезвычайных ситуациях при тушении пожара |
6 |
— |
— |
— |
— |
6 |
9 |
Психолого — педагогические особенности профилактической деятельности инженерно -инспекторского состава |
6 |
— |
— |
— |
— |
6 |
10 |
Психолого — педагогические аспекты управленческой деятельности руководителя подразделения пожарной охраны |
6 |
— |
— |
— |
— |
6 |
Итого: |
36 |
— |
— |
— |
— |
36 |
|
Раздел 3. Психолого-педагогические основы подготовки личного состава пожарной охраны |
|||||||
11 |
Психолого — педагогические основы организации и проведения профессиональной подготовки работников пожарной охраны |
4 |
— |
— |
— |
— |
4 |
12 |
Организация и методика психологической подготовки работников пожарной охраны к деятельности в чрезвычайных ситуациях |
8 |
— |
— |
— |
— |
8 |
13 |
Пути повышения психофизиологической надежности пожарного к деятельности в экстремальных условиях чрезвычайных ситуаций |
6 |
— |
— |
— |
— |
6 |
Итого |
18 |
— |
— |
— |
— |
18 |
|
Всего по курсу |
90 |
6 |
— |
2 |
— |
82 |
6
7. Содержание дисциплины
Введение. Предмет, задачи и методы исследования дисциплины «Психология и педагогика»
Цели и задачи дисциплины «Психология и педагогика», его структура и методика изучения.
Психология: предмет, объект и методы исследования. Место психологии в системе наук. История развития психологического знания и основные направления в психологии.
Психика и организм. Психика, поведение и деятельность. Основные функции психики.
Развитие психики в процессе онтогенеза и филогенеза.
Мозг и психика.
Структура психики. Соотношение сознания и бессознательного. Основные психические процессы. Структура сознания.
Педагогика: объект, предмет, задачи, функции, методы педагогики. Основные категории педагогики: воспитание, образование, обучение, развитие, педагогическая деятельность, педагогическое взаимодействие, педагогическая технология, педагогическая задача.
Характеристика методов исследования в психологии и педагогике и способы их применения в профессиональной деятельности.
Раздел 1. Основы психологии и педагогики
Тема 1. Психология личности. Личность как субъект и объект профессиональной деятельности
Понятие индивида, индивидуальности, субъекта и личности в психологии. Психология личности. Соотношение биологического и социального, наследственного и приобретенного в личности. Факторы, обусловливающие формирование личности. Взаимодействие внешних (объективных) и внутренних (субъективных) условий формирования личности.
Психическая структура личности и ее основные характеристики. Понятие направленности личности и формы ее проявления: интересы, убеждения, установки, желания, мировоззрение и т.п. Характеристика потребности© — мотивационной сферы личности.
Психические образования: знания, умения и навыки и их место в структуре личности.
Индивидуально — психологические особенности личности и их учет в профессиональной деятельности сотрудников пожарной охраны. Психоло-
7
гическая характеристика темперамента, его типов. Характер и его структура. Взаимосвязь темперамента и характера, социальная обусловленность черт характера. Способности и их виды. Задатки как предпосылки развития способностей. Уровни развития способностей и основные условия формирования профессионально важных способностей у сотрудников пожарной охраны. Выявление и учет особенностей проявления темперамента, характера, способностей личности в профессиональной деятельности сотрудников пожарной охраны.
Понятие о психических познавательных процессах: ощущение, восприятие, представление, воображение, память, внимание, мышление, интеллект, творчество. Общение и речь.
Эмоции и чувства. Характеристика основных типов эмоциональных состояний и их влияние на эффективность решения профессиональных задач сотрудниками пожарной охраны.
Воля и ее взаимосвязь с другими психическими процессами и свойствами личности.
Психическая регуляция поведения и деятельности. Межличностные отношения.
Явление профессиональной деформации личности сотрудников пожарной охраны и пути ее устранения.
Практическое занятие. Углубление и структурирование знаний о психологии личности в деятельности работника пожарной охраны. Ознакомление курсантов с методиками изучения индивидуально — психологических особенностей личности.
Тема 2. Психология групп и коллективов. Характеристика социально — психологических явлений в коллективе
Роль группы и коллектива в социализации личности. Значение знаний в области психологии групп и коллективов в деятельности сотрудников пожарной охраны.
Понятие о группе, классификация групп. Понятие малой группы, психология малых групп. Межгрупповые отношения и взаимодействия
Понятие о группе, ее основные функции и этапы развития. Особенности коллектива сотрудников пожарной охраны:
Социальная зрелость, ценностно — целевое и мотивационное единство, организованность, дисциплинированность, оперативность и управляемость.
Социально — психологические явления в группе (коллективе): моральный климат, традиции, настроения.
Методы изучения групп и коллективов, учет психологии групп и кол-
8
лективов сотрудниками пожарной охраны при осуществлении профессиональной деятельности.
Тема 3. Психология общения сотрудников пожарной охраны
Психологическая характеристика общения, его особенности при осуществлении сотрудниками пожарной охраны профессиональной деятельности.
Понятие общения, его функции и виды, структура общения и учет психологических особенностей ее элементов: общение как обмен информацией, общение как познание и понимание людьми друг друга, организация взаимодействия в процессе общения. Психологическая характеристика основных средств общения: вербальных (речевых) и невербальных (мимика, жесты и пантомимика).
Понятие психологического контакта в общении. Структура психологического контакта. Психологические барьеры, затрудняющие установление контакта. Виды психологических барьеров: интеллектуальный, эмоциональный, волевой.
Основные этапы становления психологического контакта.
Тема 4. Основы педагогического мастерства сотрудников пожарной охраны.
Образование как общечеловеческая ценность. Образование как социокультурный феномен и педагогический процесс. Образовательная система России. Цели содержание, структура непрерывного образования, единство образования и самообразования.
Педагогический процесс. Образовательная, воспитательная и развивающая функции обучения.
Воспитание в педагогическом процессе.
Требования, предъявляемые к сотруднику пожарной охраны как к педагогу. Понятие педагогического мастерства и педагогической культуры и их место в системе профессионально необходимых знаний, умений, навыков и личностных качеств сотрудника пожарной охраны. Структура педагогического мастерства и характеристика ее компонентов.
Сотрудник пожарной охраны как учитель и воспитатель. Общая характеристика процесса обучения, его понятие и сущность. Звенья процесса обучения. Управление процессом обучения. Принципы, методы и формы обучения, их практическое использование в профессиональной деятельности. Мастерство педагогического воздействия: общение, убеждение, внушение.
9
Семья как субъект педагогического взаимодействия и социокультурная среда воспитания и развития личности. Управление образовательными системами.
Раздел 2. Психолого — педагогическая характеристика основных направлений деятельности подразделений пожарной охраны
Тема 5. Психофизиологическое содержание трудовых процессов и общая характеристика условий труда пожарного
[ (онятие о психофизиологическом содержании труда и его условиях. Научное прогнозирование изменений в содержании труда и его условий.
Утомление. Признаки утомления. Восстановительная функциональная система. Функции жизнеобеспечения во время трудовой деятельности человека. Различная степень максимальной мобилизации работоспособности. Кривая работоспособности и ее стадии.
Характеристика условий труда оперативных работников пожарной охраны. Основные группы факторов, предопределяющие особенности деятельности пожарных: физические, химические, психологические (быстрота и правильность принятия решений при дефиците времени, отрицательные эмоции, связанные с выносом обожженных трупов и т.д.), высокие физические нагрузки. Использование средств индивидуальной защиты.
Тема 6. Психологические особенности поведения люден в чрезвычайных ситуациях на пожаре.
Характерная особенность пожара, обусловленная угрозой жизни. Стрессовое состояние. Общие характеристики психологического стресса: новизна, внезапность, необычность, дезорганизация деятельности индивида.
Модель неадаптивного поведения людей. Понятия «страх», «ужас», «паника», «ярость» и их проявление на пожаре.
Классификация факторов, определяющих психологическую характеристику возможного поведения потерпевших на пожаре.
Субъективная оценка потерпевшими ситуации при пожаре и его опасных факторов: открытый огонь, дым, обрушение конструкций и др. Последовательность и характер действий потерпевших в зависимости от ситуаций развития пожара, наличия факторов пожароопасной ситуации, половых и возрастных особенностей людей, времени суток и т.д.
Пути снижения вероятности возникновения паники.
Общие методические рекомендации по учету психологических факторов поведения людей на пожаре.
Ю
Тема 7. Профессиональный психологический отбор работников пожарной охраны
Сущность и содержание профессионального психологического отбора. Объект, цели и задачи профотбора. Мотивационная сфера личности, темперамент, характер, интеллект, сенсорика и психомоторика и их место в решении проблемы профессионального отбора.
Профессиональный отбор и рациональное распределение по специальностям. Классификация показателей эффективности профессионального психологического отбора в нашей стране и за рубежом.
Психологический анализ деятельности специалистов пожарного дела. Основы профессиографии. Методы и организация психологического изучения деятельности пожарных. Требования к методикам оценки индивидуально — психологических особенностей личности. Надежность и валид-ность тестов. Количественная оценка результатов психофизиологического обследования. Краткая характеристика основных психофизиологических и психологических методик, используемых в практике профессионального отбора сотрудников пожарной охраны.
Тема 8. Психологические особенности деятельности руководителя тушения пожара (ртп) и личного состава при несении боевого дежурства и чрезвычайных ситуациях при тушении пожара
Содержание профессиональной деятельности личного состава в процессе несения боевого дежурства. Качественные изменения уровня работоспособности и степени утомления в процессе суточного боевого дежурства.
Психофизиологические и социально — психологические факторы, влияющие на работоспособность личного состава. Утомление как следствие состояния ожидания, повышенной невостребованной напряженности.
Адаптация к режиму несения боевого дежурства. Методы поддержания работоспособности личного состава на оптимальном уровне в ходе боевого дежурства.
Активизация режима ожидания, переключение внимания, психологическая эмоциональная «нагрузка».
Организация режима труда и отдыха в процессе суточного дежурства.
Классификация факторов, определяющих психологическую характеристику деятельности РТП и личного состава в экстремальных условиях пожара. Действие опасных факторов пожара на РТП и личный состав.
Дефицит времени, информационная перегрузка РТП и личного состава подразделений.
И
Нетипичные экстремальные условия в действии РТП и личного состава при тушении пожара. Психологический анализ стрессовых ситуаций для личного состава и РТП при боевой работе на пожаре.
Возможные изменения в действиях РТП и личного состава под влиянием психологических факторов: изменение мышления, совершение ошибок, нарушение норм поведения и др.
Требования предъявляемые к личному составу и РТП с учетом возможного влияния психологических факторов.
Структурная схема и содержание моделей психологической характеристики деятельности личного состава и РТП при тушении пожаров.
Тема 9. Психолого-педагогические особенности профилактической деятельности инженерно — инспекторского состава
Особенности познавательной деятельности при изучении норм и правил пожарной безопасности. Восприятие и понимание норм.
Логические структуры нормативных документов и их запоминание. Формирование образа предстоящей деятельности.
Условия осуществления познавательной деятельности в ходе обследования объектов: большие производственные объемы, большое количество единиц технологического оборудования, психологический прессинг специалистов обследуемого объекта, конфликтные ситуации, дефицитвремени, уровень профессионального мастерства инспектора.
Дидактические условия подготовки работников госпожнадзора к по-жарно-техническим обследованиям. Смысловая перегруппировка нормативной информации и разработка информационных концептуальных моделей нормативных требований.
Тема 10. Психолого-педагогические аспекты управленческой деятельности руководителя подразделения пожарной охраны
Требования к личности руководителя и его деятельности. Психологическая структура личности руководителя.
Самоуправление как основная характеристика и условие развития личности руководителя.
Психология принятия решений. Психологические особенности процесса подготовки и принятия управленческого решения, учет последствий принимаемых решений. Психологические барьеры и педагогические средства их преодоления. Психолого-педагогические условия повышения эффективности комплекса управленческих решений.
Организация выполнения решений. Психолого-педагогические осо-
12
»
бенности подбора исполнителей и распределение заданий. Психологические условия мотивирования сотрудников на выполнение заданий.
Психология служебных отношений. Психологические факторы, влияющие на служебное общение и отношения руководителя с подчиненным. Психология оценки деятельности.
Раздел 3. Психолого-педагогические основы подготовки личного состава пожарной охраны.
Тема 11. Психолого-педагогические основы организации и проведения профессиональной подготовки работников пожарной охраны.
Понятие профессиональной подготовки. Задачи профессиональной подготовки работников пожарной охраны. Направления, виды, структуры и организация профессиональной подготовки.
Нормативные документы МЧС России, регламентирующие проведение профессиональной подготовки в подразделениях пожарной охраны.
Общие педагогические основы профессиональной подготовки. Дидактические законы и закономерности, принципы и правила как основа определения содержания профессиональной подготовки работников пожарной охраны. Звенья процесса обучения. Управление процессом обучения.
Методы, приемы, средства организации и управления педагогическим процессом. Общие формы организации учебной деятельности. Урок, лекция, семинарские, практические и лабораторные занятия, диспут, конференция, зачет, экзамен, факультативные занятия, консультации.
Методы, применяемые в системе профессиональной подготовки. Дидактические требования к подготовке и проведению занятий. Средства обучения и дидактические требования к их применению.
Перспективы развития современных средств обучения в системе профессиональной подготовки пожарной охраны.
Нормативные документы МЧС России о формах и методах обучения в системе профессиональной подготовки пожарных. Творческий подход к применению различных форм и методов обучения.
13
Тема 12. Организация и методика психологической подготовки работников пожарной охраны к деятельности в чрезвычайных ситуациях
Общие педагогические основы методики психологической подготовки сотрудников пожарной охраны.
Модель психологической подготовки. Организационные формы и методы психологической подготовки. Теоретическая подготовка: общенаучная и специальная. Практическая подготовка на специальных тренажерах,в тешюдымокамерах, на полосах психологической подготовки, на натуральных объектах или их фрагментах в полигонных условиях. Структурная схема и содержание модели психологической подготовки пожарных.
Особенности обучения личного состава пожарных подразделений на специальных огневых полосах психологической подготовки. Основные требования к полосе психологической подготовки и их обоснование. Отдельные элементы полосы психологической подготовки.
Тема 13. Пути повышения психофизиологической надежности
пожарного к деятельности в экстремальных условиях
чрезвычайных ситуаций
Комплексный подход к повышению психофизиологической надежности и эффективности труда пожарного. Степень значимости профессионального психофизиологического отбора кандидатов на службу, их физической и психологической подготовки для различных специалистов пожарной охраны.
Перспектива использования психотерапевтических и психопрофилактических мероприятий с использованием медикаментозных средств в деле повышения боеспособности пожарного.
8. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
8.1 Литература
Основная:
- Столяренко Л. Д. Психология: Учебник для вузов. — СПб.: Ли-дер,2005.
2.Реан А.А. и др. Психология и педагогика. СПб., Питер, 2009.
Дополнительная:
3.Общая психология /Под редакцией А. В.Петровского — М.: Просвещение, 1986.
14
- Педагогика / Под редакцией Ю. К.Бабаыского. — М.: Просвещение, 1988.
- Дутов В. И., Чурсин И. Г. Психофизиологические и гигиеническиеаспекты деятельности человека при пожаре. — М: СЦЭМП «Защита», 1993.
- Андреева Г. М. Социальная психология. — М.: МГУ, 1988.
- Д. Майерс. Социальная психология. Пер.с англ. — Спб, 1997.
- Бодалев А. А. Личность и общение. — М.: 1995.
- Л. Хът.,Д. Зичлер. Теории личности. — Спб: Питер, 1997,
10.Основы педагогического мастерства. — М.: Просвещение, 1989. Ц. Радугин А. А. «Психология педагогики», Центр, 1997.
- Гиппенрейтер Ю. Б. «Введение в общую психологию». — М.: 1997.
- Самонов А. П. Психология для пожарных. Пермь, 1999.
- Самыгин С. И., Столяренко Л. Б- Психология управления. — М., 1997.
- С. П.Рубинштейн. Основы общей психологии. Питер, 1999.,
- Р. С.Немое. Психология. 3 книги. — М.: Владос, 1998.
- Дутов В. И., Теребнев В. В., Бондаренко Л. Ю. Подготовка спасателей-пожарных / Медицинская подготовка.-М.: Центр пропаганды, 2008.
- Пожарная тактика (Под ред. Я. С.Повзика). — М.: ВИПТШ МВД СССР, 1984.
- Дутов В. И. Психологические особенности поведения людей на пожаре /Лекция. -М.: Академия ГПС МЧС России, 2006.
20.Реан А. А. и др. Психология и педагогика: Учебное пособие. — СПб.: Петер., 2006.
21.Коломенский Я. Л. Человек психология. — М.: Просвещение, 1986.
22.Ждан А. Н. История психологии: от античности до наших дней. -М.:Изд-воМГУ, 1982.
23.СобчикЛ Н. Психодиагностика: методы и методология. — М., 1990.
24.Леонова А. Б., Кузнецова А. С.Психопрофилактика стрессов.- М.: МГУ, 1993.
25.Самонов А. П. Психологическая подготовка пожарных.- М.: Стройиздат, 1982.
15
8.2. Средства обеспечения освоения дисциплины
В учебном процессе используются мультимедийная система, презентации. Для проведения практических занятий используются: психологические тесты и тренинг в условиях решения проблемных ситуаций, методические рекомендации по проведению профессионального психологического отбора по пяти специальностям: в службу ГДЗС, водителей оперативных пожарных машин, пожарных боевого расчета автоцистерны (автонасоса), начальников караулов, кандидатов в дежурную службу пожаротушения, а также рекомендации по организации и проведению исследований поведения людей при пожарах и по методике проведения занятий на огневой полосе психологической подготовки пожарных и ее оборудованию.
9. Материально-техническое обеспечение дисциплины
Процесс обучения проводится с использованием персональных компьютеров учебного класса, мультимедиа, видиодвойки для демонстрации фильмов с различными чрезвычайными ситуациями и других технических средств обучения, имеющихся в Академии.
10. Перечень тем контрольных работ по дисциплине «психология и педагогика»
- Психологическая характеристика структуры личности пожарного.
- Основные организационно-психологические функции руководителя пожарной части, опыт их реализации в процессе служебной деятельности.
- Психологические основы повышения профессионального мастерства инспекторов госпожнадзора.
- Психолого-педагогические требования к методам изучения подчиненных и обобщению его результатов.
- Психолого-педагогическая характеристика служебных функций начальника пожарной части.
- Психологические и педагогические аспекты служебной деятельности начальника пожарной части.
- Психологический анализ деятельности личного состава в процессе несения боевого дежурства.
16
- Психолого-педагогическая характеристика контрольных функций начальника пожарной части.
- Психологический анализ деятельности начальника караула в процессе несения боевого дежурства.
10.Психологический анализ опыта организации профессиональной подго товки начальников караулов.
- Психолого-педагогический анализ опыта организации, методики и оценки эффективности повышения квалификации сотрудников в процессе самостоятельной учебы.
- Педагогический анализ опыта организации и оценки эффективности повышения квалификации сотрудников в процессе стажировки
- Педагогические функции руководителя по управлению процессом стажирования. Анализ положительного опыта и недостатков в практике организации и выполнения задач стажировки.
- Психолого-педагогическая характеристика коллектива пожарной части (подразделения) и методики его функционирования.
- Коллектив пожарного подразделения как объект и субъект воспитательного процесса.
- Морально-психологический климат коллектива пожарного подразделения, его психологическая оценка.
- Общественное мнение коллектива подразделения как педагогический фактор.
18.Познавательные процессы, учет их особенностей в учебно-воспи тательной работе среди пожарных.
- Психологические и педагогические требования к методике применения наглядного материала в процессе служебной подготовки.
- Психологические и педагогические требования к методике боевой подготовки.
- Психолого-педагогический анализ опыта организации первоначальной подготовки по месту службы.
- Опыт реализации принципа индивидуально-дифференцированного подхода к личному составу в процессе его обучения.
- Опыт реализации принципа индивидуально-дифференцированного подхода к подчиненным в процессе воспитания.
- Психологическая характеристика экстремальных условий тушения пожара, их учет в деятельности руководителя тушения пожара.
- Психологический анализ деятельности РТП при тушении пожаров.
- Психологический анализ деятельности личного состава при тушении пожаров.
27.Внешние и внутренние факторы несения боевого дежурства личным составом пожарной охраны.
17
- Характерные особенности психологической подготовки РТП.
- Психолого-педагогический анализ конфликтов, их причин и путей их разрешения и предупреждения (профилактики) в условиях пожарного подразделения.
- Психологическая характеристика деятельности пожарных.
- Педагогические условия активизации обучаемых на теоретических занятиях.
- Стимулирование активности обучаемых на практических занятиях
- Педагогические основы применения методов убеждения и принуждения в воспитании личного состава подразделения.
- Формы психологической подготовки пожарных.
- Психолого-педагогический анализ опыта принятия и организации исполнения решений.
- Индивидуализация психологической подготовки пожарных.
- Психолого-педагогические условия вхождения в должность и адаптации к новым условиям жизни и службы.
38.Психолого-педагогические условия применения критики и само критики в воспитательной работе (анализ критики).
39.Психолого-педагогические особенности работы инспекторов пожарной охраны на объектах народного хозяйства.
- Психические свойства личности, учет их особенностей в учебно-воспитательной работе среди пожарных.
- Психические состояния личности, их учет в учебно-воспитательной работе среди пожарных.
- Психолого-педагогические условия и средства воспитания дисциплинированности яичного состава пожарного подразделения, части.
- Психологические факторы, влияющие на боевые действия личного состава подразделений пожарной охраны.
- Психолого-педагогические условия рационального использования времени в карауле.
45.Психолого-педагогические факторы обеспечения боевой готовности личного состава караула.
- Характеристика управленческих, профессиональных, педагогических и морально-политических качеств руководителя пожарной охраны.
- Особенности общения при расследовании пожаров.
- Специальная психологическая подготовка РТП.
49.Педагогические особенности воспитания и обучения членов добровольных пожарных дружин (внештатных инспекторов пожарной охраны).
50. Анализ целей, задач и психолого-педагогические особенности реализации психологической подготовки личного состава к боевой работе на
!8
пожаре.
51.Психолого-педагогические особенности общения инженерно- инспекторского состава пожарной охраны с представителями объектов на родного хозяйства.
- Психолого-педагогические аспекты проведения занятий по изучению правил и норм пожарной безопасности с населением по месту жительства.
- Использование системы методов воспитания при создании благоприятного отношения к соблюдению правил пожарной безопасности со стороны администрации объектов народного хозяйства.
- Психолого-педагогические особенности обеспечения выполнения требований представителей органов госпожнадзора руководством и работниками объектов народного хозяйства.
55.Характерные особенности психологической подготовки РТП и личного состава ГПС.
11. Перечень вопросов к итоговому экзамену
- Понятие педагогики. Объект и предмет педагогики. Основные категории педагогики.
- Содержательно-процессуальные компоненты педагогического процесса.
- Понятие дидактики. Цели дидактики. Вопросы, на которые отвечает дидактика.
- Сущность и основные звенья процесса обучения.
- Управление процессом в звене: постановка познавательных задач, осознание познавательных задач.
- Управление процессом обучения в звене: управление сообщением и восприятием учебной информации.
- Управление процессом обучения в звене: управление закреплением информации, запоминание учебной информации.
- Управление процессом обучения в звене: контроль и оценка результатов обучения, самоконтроль и самооценка результатов обучения.
- Понятие и система принципов обучения.
- Принцип воспитывающего характера обучения.
- Дидактический принцип наглядности.
- Дидактический принцип систематичности и последовательности.
- Дидактический принцип доступности и посильности.
14.Принцип дидактической целесообразности и целеустремленности.
- Понятие метода обучения. Система методов обучения,
- Понятие формы обучения. Система форм обучения,
- Средства обучения. Понятие и виды.
18.Теория воспитания. Основные категории теории воспитания.
19.Система принципов воспитания.
19
- Принцип перспективности воспитания.
- Принцип связи воспитания с жизнью, практикой деятельности государства,
- Принцип воспитания в коллективе и через коллектив
23.Принцип индивидуально-дифференцированного подхода к воспита нию .
- Принцип опоры на положительное в личности и коллективе.
- Принцип преемственности в воспитании.
- Принцип единства и согласованности воспитательной деятельности.
- Система методов воспитания.
- Понятие психологии. Основные категории психологии.
- Понятие индивид, индивидуальность и личность.
- Схема структуры психического мира личности.
- Схема психических явлений.
- Познавательные психические процессы, их характеристика.
- Ощущение и восприятие. Понятие и различие.
- Представление и воображение. Понятие и различие.
- Память как познавательный психический процесс.
- Речь как познавательный психический процесс.
- Внимание как познавательный психический процесс.
- Психические свойства личности.
- Темперамент как психическое свойство личности.
- Способности как психическое свойство.
- Психические состояния личности.
- Психические образования личности.
- Волевые качества личности.
- Психологические факторы, воздействующие на личный состав ГПС при тушении пожара.
- Психологические требования к личному составу подразделений пожарной охраны.
- Понятие психологической подготовки цели, задачи, организация.
- Методика организации и проведения занятий по психологической подготовке личного состава ГПС.
- Метод убеждения при воспитании личного состава ГПС.
Домашнее задание
В процессе изучения дисциплины слушатели факультета заочного обучения выполняют домашнее задание — пишут две контрольные работы (см. Методические указания по изучению дисциплины «Психология и педагогика» для слушателей ФЗО).
Учебное издание
ПСИХОЛОГИЯ И ПЕДАГОГИКА УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА
Для слушателей факультета заочной формы обучения — 4 года
Составитель Дутов Владимир Иванович Издано в авторской редакции
Подписано в печать 02, ■ /2,. О 8 Формат 60*90 1/16
Печ. л. 1,5.Уч.-изд. л. 1.Бумага офсетная. Тираж 150 экз. Заказ Ч9ч
Академия ГПС МЧС России 129366, Москва, ул. Бориса Галушкина, 4