Министерство общего и профессионального образования
Свердловской области
ГБОУ СПО СО «Нижнетагильский техникум жилищно-коммунального и городского хозяйства»
РЕФЕРАТ
«Расово-антропологическая школа в социологии»
Учебная дисциплина «Основы социологии и политологии»
Исполнитель: Головина Ольга Михайловна
студент 203-ВВ группы, 4 курса заочного отделения
Специальность:
270813 «Водоснабжение и водоотведение».
Руководитель: Нерсесян Е.В.,
преподаватель общественных дисциплин
Нижний Тагил, 2014 г.
Содержание:
Введение
Глава 1.Зарождение антропологии и понятии о расах
Глава 2. Основоположники расово-антропологической школы
Глава 3. Расы. Расовая классификация
Глава 4. Критика расово-антропологической школы. Появление и развитие расизма
Глава 5. Современный расизм
Заключение
Список использованной литературы
Введение
Цель моего реферата — рассмотреть возникновение, основные идеи и основоположников расово-антропологической школы в социологии, причины появления такого понятия, как расизм.
Для начала определим понятия «антропология», «раса» и «расизм».
Антрополомгия (от др.-греч. ?нисщрпт — человек; льгпт — наука) — совокупность научных дисциплин, занимающихся изучением человека, его происхождения, развития, существования в природной (естественной) и культурной (искусственной) средах[1][2]. В Советском Союзе антропология понималась как наука о происхождении и эволюции человека и его рас, то есть, как физическая антропология[3]. Начиная с 1990-х годов начали появляться другие направления антропологии: социальная, культурная, политическая и философская.
Рамса — система популяций человека, характеризующаяся сходством по комплексу определённых наследственных биологических признаков, имеющих внешнее фенотипическое проявление и сформировавшихся в определенном географическом регионе[4]. Черты, характеризующие разные расы, зачастую появляются как результат адаптации к различным условиям среды, происходившей в течение многих поколений.
Разные школы антропологов выделяли от четырёх до семи основных рас и десятки малых антропологических типов.
Раздел науки антропологии, изучающий человеческие расы, называется расоведение.
Расизм — совокупность воззрений, в основе которых лежат положения о физической и умственной неравноценности человеческих рас и о решающем влиянии расовых различий на историю и культуру. Приверженцев расизма называют расистами.
Глава 1. Зарождение антропологии и понятии о расах
С древних времен человека волновал вопрос: «Что такое человек?», понять место человека в природе, его сходство с другими организмами, его своеобразие. Ответы на эти вопросы положили начало развития такого понятия, как антропология. Антропология как самостоятельная дисциплина начала развиваться во второй половине 18- го века. Основные этапы формирования антропологических знаний совпадают с переломными этапами истории человеческого общества. Люди хотели знать о “назначении” человека, о силах, которые привели человека в мир и которые, вооружив его разумом, подняли над всеми живыми существами и в то же время сделали жертвой неисчислимых бедствий и социальной несправедливости.
Тема 3. Представление о человеке в основных психологических школах ...
... успокоение, напряжение – разрядка. Из комбинации субъективных элементов образуются все чувства человека, например, радость – это удовольствие и возбуждение, надежда – удовольствие и напряжение, ... современную психологию. Это бихевиоризм, психоанализ, гештальт-психология, французская социологическая школа, понимающая (описательная) психология. Каждое из этих направлений выступило против ...
Зачатки научных знаний о человеке возникли в недрах античной философии[5]. Философ милетской школы Анаксимандр (610—546 гг. до н. э.), стремился познать происхождение всего сущего с самого зарождения жизни. Он высказывал идеи о возникновении человека путем ряда превращений животных. Зачатки эволюционного взгляда на человека можно найти у Демокрита (около 470—380 гг. до н. э.) и у Эмпедокла (490—430 гг. до н. э.).
Античные философы стремились определить главные источники отличий человека от животных. Анаксагор (500—428 гг. до н. э.), Сократ (469—399 гг. до н. э.) высказывали мысль, что человек обязан своим высоким положением в мире наличию у него руки. Мысли об огромной роли слова (речи) для человека развивал знаменитый афинский учитель Исократ (436— 338 гг. до н. э.).
Однако философия была не единственным источником, порождавшим антропологические знания. Зоологические наблюдения над домашними и дикими животными также вели к размышлению о месте человека в органическом мире. Анатомические знания накапливались еще задолго до того, как они получили отражение в трудах греческих ученых.
Первое использование термина «Антропология» приписывается Древнегреческому философу Аристотелю (384—322 гг. до н. э.), который употреблял это слово преимущественно при изучении духовной природы человека[6].
Применительно к физическому строению человека термин “антропология впервые встречается в названии книги Магнуса Хундта, вышедшей в Лейпциге в 1501 г.: “Антропология о достоинстве, природе и свойствах человека и об элементах, частях и членах человеческого тела”. Таким образом, в западноевропейской литературе довольно рано укоренилось двойное понимание термина “антропология”, а именно как науки о человеческом теле, с одной стороны, и о человеческой душе — с другой.
О существовании рас люди знали еще до нашей эры. Тогда же были предприняты и первые попытки, объяснить их происхождение. Однако первые научные классификации появились сравнительно поздно. Стремления систематизировать представления о физических типах народов, населяющих земной шар, датируются XVII веком. Опираясь на различия людей в строении лица, цвета кожи, волос, глаз, а также особенности языка и культурных традиций, французский врач Франсуа Бёрнье впервые в 1684 году разделил человечество на четыре расы. По современной терминологии — европеоиды, негроиды, монголоиды и лапоноиды.
Формирование навыков понимания другого человека в гуманитарном ...
... работы – «Формирование навыков понимания другого человека в гуманитарном цикле начальной школы». Объект исследования – особенности понимания другого человека младшими школьниками. Предметом исследования является – формирование ... «Мы много говорим в школе о наблюдательности над явлениями природы, социальными явлениями; наблюдениям же над живыми людьми, их взаимоотношениями не уделяем должного ...
Наконец, британский врач У.Ф.Эдвардс произвел научную революцию, разделив расы по телосложению; в 1829 году он опубликовал знаменитую книгу «О физиологических свойствах человеческих рас в связи с их историей». Ее новизна заключалась, в частности, в том, что в отношении французов он пришел к мнению, что они происходят от двух различных рас и, одновременно, что эти расы существуют в несмешанном виде до сих пор (т.е. в 19-ом веке).
Он также восстановил в правах термин «исторические расы», вследствие чего появилась возможность выделения разных расовых групп, хотя и имевших одинаковый цвет кожи. В связи с этим он указал и на физические особенности части евреев. Эдвард не сомневался, что самым достоверным признаком расы является размер и форма черепа; рост и цвет волос тоже важны, но они играют второстепенную роль (дополнительно он использовал для различения рас еще и итальянские исследования в лингвистике по особенностям произношения).
Уверенность Эдвардса в преобладающем значении формы черепа для различения рас была неслучайной: десятилетиями, с конца 18 века, процветала в Европе френология, «наука об изучении человеческого черепа», утверждавшая, что особенности мозга связаны с теми или иными чертами его «хранилища» — черепа. Размер той или иной части черепа определяет, якобы, ту или иную характеристику самого мозга, следовательно, человеческий характер можно узнать, изучив тот или иной череп.
В основе современных антропологических методов были заложены труды известного французского антрополога, анатома и хирурга Поля Брока (1824—1880), который в 60 — 70-х годах прошлого столетия разработал подробные программы проведения антропологических исследований, предложил ряд приборов и инструментов для измерения человеческого тела, составил таблицы определения пигментации и т. д.
Итак, антропология изучала тогда расовые проблемы, связанные преимущественно с особенностями телосложения, с привлечением для этого достижений общественных наук.
Глава 2. Основоположники расово-антропологической школы
Расово-антропологическая школа — одна из влиятельных школ в социологии и антропологии второй половины XIX — начала XX века. Основателем школы является французский социолог А. Гобино. Иногда её называют антропосоциологией. Общие черты и положения этого направления в социологии таковы:
· представление о том, что культура и социальная жизнь являются, в первую очередь, результатом воздействия расово-антропологических факторов;
· отрицание существования равенства рас;
· деление рас на «высшие» и «низшие»;
· интерпретация общественного развития и социального поведения людей в понятиях биологической наследственности и борьбы «высших» и «низших» рас;
· оценка смешения рас как негативного явления с точки зрения социального и культурного развития общества.
Расово-антропологическая школа
... др.) сосредоточилась на изучении сравнительной морфологии приматов, генетике, биологической эволюции человека, разнообразии этнич. типов (рас) и др. Проблемы психологии и поведения человека — ... учениками и последователями (Голденвейзер, Лоуи, Херсковиц и др.). Достижения американской исторической школы состояли в накоплении этнографического и археологического материала, развитии технических при ...
Расово-антропологическая школа сформировалась в условиях роста популярности учения Дарвина о борьбе за существование и естественном отборе, господства биологического подхода в социологии, широкого распространения всевозможных антропометрических измерений и попыток биологической классификации рас. Расово-антропологическая школа ориентировалась на позитивистский идеал научности (построение социального знания по образцу естественных наук), несла на себе отпечаток механистичности и биологизма, была тесно связана с социал-дарвинизмом и часто прибегала к домыслам и спекуляциям.
Наиболее яркие представители расово-антропологической школы:
· Ж.-А. де Гобино (Франция);
· Хьюстон Стюарт Чемберлен (Великобритания);
· Отто Аммон (Германия):
· Жорж Ваше де Ляпуж (Франция);
· Людвиг Вольтман (Германия);
· Мэдиссон Грант (США);
В 19 веке появилась биологически обоснованная теория эволюции природы. Одним из первых эволюционистов стал французский биолог Жан-Пьер Ламарк, предположивший, что разнообразие видов, форм, оттенков живых существ есть результат их приспособления к окружающей среде. Длительные процессы привели, в конце концов, к изменению природных форм. Но теория Ламарка строилась, в основном, на предположениях и была плохо обоснована. Тем не менее, она распространилась во Франции и других странах, ибо время от времени гипотезу Ламарка подкрепляли вновь открытые феномены. Многие ученые пришли к выводу, что существует огромная разница не только во внешнем облике, но и в характерах представителей разных рас. В этой среде было принято считать, что различие цвета кожи, толщины губ, строения глаз, качества волос обуславливает природное неравенство людей. «Обязательно должна обнаружиться связь между внутренними и внешними различиями рас» — историки романтической школы оказались первыми, кто принял этот тезис в своих научных комментариях.
Примерно в тоже время окончательно сформулировал и доказал теорию эволюции знаменитый англичанин Чарльз Дарвин: «Происхождение видов», впервые опубликованное в 1859 году[7]. Биолог обосновал процесс эволюции в природе и сформулировал его главнейшие законы: закон естественного отбора и закон борьбы за существование. Научные гипотезы Дарвина начали использовать для разработки социальных тем, которые в свою очередь, несмотря на множество различий и оттенков, присущих отдельным расово-антропологическим концепциям, все они сводятся к следующим главным постулатам и тезисам, объединяющим эти концепции в “школу”:
1) У эволюции «нет границ» (Дарвин), но если это так, то, следовательно, среди людей нынче тоже протекает процесс эволюции. Следовательно, внутри современного человечества можно и нужно искать различные виды, а среди них — самый высший.
2) Расы и антропологические группы неравноценны. Отсюда вытекает неравноценность (“превосходство”, “неполноценность”, “ущербность”), а также “опасность” соответствующих социальных и культурных творений.
3) Социальное поведение людей, и культура целиком или преимущественно определяются биологической наследственностью.
4) Смешения между расами или антропологическими группами вредны с точки зрения биологического, социального и культурного развития.
1 Основные этапы развития социальной психологии как науки
... чтобы совместная деятельность была возможна. 8 Формы социального контроля. Закон – совокупность нормативных актов, обладающих юридической школой и регулирующих формальные отношения людей в ... выработанный в данном обществе для выполнения определенной объективной социальной функции, для реализации определенного социального статуса. Социальный статус – это совокупность прав и обязанностей человека, ...
Среди непосредственных источников формирования расово-антро-пологических концепций в социальной науке следует отметить труды французского историка и философа Виктора Курте де л’Иля «Политическая наука, основанная на науке о человеке, или Исследование человеческих рас в философском, историческом и социальном отношениях» (1835 г.); и немецкого биолога и врача Карла Густава Каруса «О неравных способностях различных человеческих рас к высокому духовному развитию» (1849).
В 1853 году Жозеф-Артюр де Гобино (1816-1882) публикует книгу «О неравенстве человеческих рас»[8], где он объединяет все вышесказанные постулаты и тезисы. В своих трудах он различает три «чистые» расы (белую, желтую и черную) и многочисленные «смешанные» типы. Каждая раса сама по себе неизменна и обладает культурными специфическими способностями. Он пытается обосновать право господства белой (арийской) расы.
Белая (арийская) раса обладает большей культурной одаренностью и является единственной культурной, творческой силой в истории. Именно она создала все великие цивилизации. Элитой арийской расы Гобино считал германцев, под которыми понимал французскую аристократию. Гобино не дал точного описания характерных черт «арийцев», он приписывал им иногда округлость головы, а иногда удлинённость, то светлые, то тёмные или даже чёрные глаза.
Гобино подчеркивал интеллектуальное превосходство белой расы, но вместе с тем отмечал превосходство других рас в области чувств. Негры, по его мнению, выше остальных рас в сфере художественного творчества, и искусство возникает только при смешении с черной расой, но белая раса превосходит остальные в физической силе, красоте, упорстве и т. д.
Но главный для него критерий места в расовой иерархии — это интеллект. Умственные способности белой расы он оценивает как самые высокие, и тем самым помещает ее на верхнюю ступень иерархической лестницы.
Гобино выделяет в своей книге еще одну расу — «краснокожие», как результат смешения желтой и черной рас.
Гобино ненавидил все виды равенства: классовое, сословное, расовое и т. д. Но расовое неравенство представлялось ему наиболее фундаментальным, исходным, первичным. Из иерархии рас проистекают все остальные иерархии, поэтому она выдвигается на первый план как движущая сила истории.
В своей книге Гобино отрицает цивилизующую роль мировых религий, в частности христианства.
Гобино вошел в историю науки как ученый, выдвинувший первую расистскую концепцию.
Другой представитель расово-антропологической школы Хаустон Чемберлен (1855-1927).
В 1899 году пишет книгу «Основы девятнадцатого столетия», в которой дает поверхностный, противоречивый и в высшей степени тенденциозный обзор европейской истории. Наивысшее достижение Европы, по Чемберлену, — создание «тевтонской» культуры, самой «высокой» из культур. «Тевтонская» раса — наследница «арийской», дух которой он призывал возродить[9] Немцев он восхвалял как воплощение наиболее ценного западно-арийского расового типа.
Чемберлен являлся одним из главных предшественников идеологии немецкого фашизма. В своих работах он противопоставлял германцев и евреев. Германцы виделись ему носителями величайших культурных достижений и спасителями человечества; евреев он представлял «нечистой расой» жадных, неразвитых иностранцев, живущей в сердце Европы, но по другим законам, чем соседи. И им предстояла жесткая борьба за превосходство. Германцам призывалось уничтожить евреев. Он выступил как резкий сторонник борьбы за поддержание «чистоты» расы и сохранения её от всевозможных инорасовых влияний и примесей. Чемберлен был первым в Германии, кто заложил «основы» теории рас и «евгеники» -науке о расовой чистоте и своеобразных методах селекции людей.
Основные культурологические школы XX века
... и далеко не всегда отражают богатство содержания той или иной школы. Общественно-историческая школа Она имеет наиболее давние, «классические» традиции и восходит к Канту, Гегелю и Гумбольдту, ... насчитывал их от двух до трех десятков, позднее остановившись на тринадцати, получивших наиболее законченное развитие. Движущими силами истории, помимо божественного «провидения», Тойнби считал отдельных ...
Одной из разновидностей расово-антропологической школы была так называемая антропосоциология. Ее главные представители — антропологи Жорж Ваше де Ляпуж(1854-1936) (Франция) и Отто Аммон (1842-1916).
(Германия).
Если Чемберлен, в основном, оперировал мифологемами, впоследствии нашедшими широкое употребление в идеологии нацизма, то Аммон и Важе де Ляпуж попытались доказать неравноценность рас и превосходство белой расы. В их работах, основанных на ложном истолковании антропометрических данных (т.е основанных на измерении размеров человеческого тела), содержалась попытка установления прямой зависимости между классовой принадлежностью и антропологическими параметрами индивидов — величиной так называемого указателя (процентного отношения наибольшей ширины головы к ее наибольшей длине).Важе де Ляпуж классифицировал человечество по типам головы: долихоцефалы (длинноголовые) формируют высшую (арийскую, или нордическую) расу, брахицефалы (короткоголовые) — низшие расы.[10]
Согласно Ляпужу, антропосоциология имеет своим предметом исследование взаимных воздействий расы социальной среды. Под влиянием социального дарвинизма наряду с понятием естественного отбора. Ляпуж вводит понятие социального отбора, где различает шесть его основных форм: военный, политический, религиозный, моральный, правовой и экономический. Все они оказывают пагубное влияние на общественное развитие в целом, так как в результате неуклонно уменьшается число представителей наиболее ценного расового типа — белокурого долихоцефала, которому грозит полное исчезновение.
В другом исследовании он пытается установить универсальную связь между величиной головного указателя человека и его классовой принадлежностью. Чем ниже головной указатель, тем выше социальный статус человека, и наоборот. Головной указатель в среднем ниже у горожан, чем у крестьян; у жителей равнин — чем у жителей горных местностей; у богатых — чем у бедных.
Аналогичные тезисы встречаются у другого представителя антропо-социологической школы О. Аммана. В своей книге «Общественный порядок и его естественные основания» (1895) он также стремился соединить принципы социального дарвинизма и расизма. Аммон доказывает, что брахицефалы, обладающие в среднем более низким социальным статусом и живущие в деревне, — это потомки коренного населения древней Европы. Долихоцефалы же — люди с более высоким статусом и живущие в городах — формировались из потомков германских завоевателей, селившихся в городах, и из наиболее активных долихоцефальных жителей деревень. Высшие слои сформировали замкнутое сословие и не допускали снижения социального статуса своих потомков; горожане не мигрировали в деревню; поэтому социальная дифференциация выражает изначальную антропологическую дифференциацию. Тем не менее, число брахицефалов возрастало вследствие феодальных войн и низкой рождаемости в высших слоях.
016_Человек. Его строение. Тонкий Мир
... – Ты опять в школе для спящих. Школа для спящих – то место, которое посещает огромное число людей на определенной стадии глубокого ... трудно и несовместимо с земными условиями. Тело человека – это не человек, а только проводник его духа, футляр, в ... весьма интересные и поучительные впечатления. Главное существование (человека) – ночью. Обычный человек без сна в обычных условиях может прожить не ...
Миф о высоком белокуром долихоцефале как высшем расово-антро-пологическом типе был впоследствии взят на вооружение идеологами немецкого национал-социализма. Однако значительная часть политической элиты в фашистской Германии состояла из чернявых низкорослых брахицефалов.
Следующий представитель расово-антропологической школы — американский биолог и историк Мэдисон Грант (1865-1937).
В своей книге «Конец великой расы» (1916) автор исходит из положения о том, что наследственность и расовая предрасположенность в истории являются более мощным фактором, чем среда и воспитание. Грант утверждает существование тесной связи между психологическими и социальными признаками, с одной стороны, и расовыми — с другой. Вместе с тем, ссылаясь на данные антропологии, он решительно отрицает связь расовых черт с национальной и языковой принадлежностью. [10]
Население Европы, по Гранту, сформировалось в результате трех последовательных волн вторжений трех основных рас: нордической, альпийской и средиземноморской. В отличие от других представителей рассматриваемой школы автор признает достоинства и способности каждой из этих рас. Средиземноморская раса превосходит остальные в области умственных достижений и искусства. Альпийская раса — это раса хороших земледельцев. Нордики составляют расу воинов, моряков, путешественников, правителей, организаторов, аристократов. Но все-таки высшей, лучшей, благородной Грант считает нордическую расу. В результате многочисленных войн в истории нордики постоянно несли значительные потери, и эта благородная раса в настоящее время находится перед угрозой полного исчезновения в результате войн, болезней, алкоголизма и низкой рождаемости. Поэтому Грант озабочен сохранением этого типа. Поскольку этот тип размножается медленнее, чем низшие, представленные низшими классами, он рекомендует евгеническую политику, направленную на сдерживание размножения слабых и дефективных индивидов. Как и другие представители расово-антро-пологической школы, Грант был противником демократии, считая, что она также способствует исчезновению лучшего типа.
Попытка синтеза расизма и социального дарвинизма содержится и в работах Людвига Волътмана (1871-1907).
Подобно антропосоциологам, Вольтман видел задачу социологии в том, чтобы представить себе расу и общество в их закономерной связи и изучить расовый процесс как естественное основание социального процесса. Но в отличие от Ляпужа и Аммона, расизм которых был направлен на обоснование социально-классового неравенства, Вольтман отрицал расовые основы социальной иерархии и считал себя сторонником социализма. Его расизм был преимущественно националистическим и представлял собой наиболее развернутое раннее обоснование идеологии германского национал-социализма.
Отвергая прямолинейный характер социальной эволюции, Вольтман сравнивал ее с многоветвистым деревом, на верхушке которого находятся даровитейшие расы с их самыми высокими культурами. [10]
Расизм и его социальные корни
... общества появились очерки истории антропологии, также направленные на обоснование расизма , написанные Бендишем, решительным сторонником полигенизма. Прослеживая ход развития идей о происхождении человеческих рас, начиная с эпохи ... белых к чернокожим, однако международные документы второй половины ХХ века называют расовой дискриминацию не только по цвету кожи, но и по родовому, национальному ...
У Вольтмана можно найти набор типичных тезисов расово-антро-пологической школы: о превосходстве европеоидной (кавказской) расы, а внутри нее — северно-европейской (германской); о неспособности низших рас к усвоению настоящей цивилизации (по Вольтману, более светлая кожа — признак интеллектуального превосходства); о пагубности расовых смешений.
Главный лозунг Вольтмана — «Германия превыше всего». Вывод его политической антропологии заключается в том, что германская раса призвана охватить земной шар своим господством, использовать сокровища природы и рабочей силы и включить пассивные расы как служебный член своего культурного развития. Вдохновляемый патриотическими чувствами, Вольтман даже старался доказать, будто все выдающиеся творения итальянской и французской культуры созданы германской расой, и на основе генеалогических изысканий утверждал германское происхождение таких людей, как Данте, Леонардо да Винчи, Тициан, Тассо, Монтень, Дидро, Руссо и др.
Известное влияние на концепции расово-антропологической школы оказал и английский ученый Фрэнсис Галътон (1822-1911), двоюродный брат Ч. Дарвина. Гальтон внес значительный вклад в самые различные области научного знания: географию, физику, метеорологию, статистику, психологию, биометрику. Важное место в его творчестве заняло изучение проблем индивидуальных различий между людьми и наследственной обусловленности таланта. Именно этим проблемам, остающимся актуальными и для современной науки, посвящена его известная книга «Наследственный гений» (1869).
В этой книге на основе статистического анализа родословных наиболее значительных представителей английских судебных органов и духовенства Гальтон пришел к выводу о наследственной обусловленности одаренности. Его данные подтверждают, что талант бывает наследственным. Исходя из наследственного характера талантливости, Гальтон отстаивал необходимость поднимать ее общий уровень и обеспечивать хорошую наследственность для будущих поколений. Именно этими мотивами руководствовался Гальтон, создавая евгенику, призванную на основе научных исследований изыскивать и пропагандировать пути улучшения человеческого потомства.
Принимая европейскую модель талантливости и гениальности за единственную и универсальную, он считал различные расы неравноценными в отношении одаренности, что было проявлением европоцентризма. Многие социальные или комплексные биосоцио-психологические проблемы Гальтон трактовал как чисто биологические. Подчеркивая роль биологической наследственности, он фактически игнорировал роль социальной наследственности, традиций, социальные институты и отношения. В частности, Гальтон игнорировал тот факт, что социальная иерархия далеко не всегда выражает естественную иерархию способностей; напротив, она нередко препятствует этому выражению.
Последователем Гальтона был английский философ-позитивист, биолог К. Пирсон (1857-1936), который в 1906 г. возглавил основанную Гальтоном евгеническую лабораторию в Лондоне. Пирсон и его ученики развивали биометрические методы исследования Гальтона и соединяли его концепции с антропологическими концепциями Ляпужа и Аммона.
Концепции расово-антропологической школы нашли отражение в трудах итальянской криминологической школы, особенно в исследованиях известного криминолога и психиатра Чезаре Ломброзо (1836- 1909), обосновывавшего биологически-наследственную обусловленность преступности и взгляд на преступника как на психически ненормального человека. Политические революции он истолковывал как психоантропологическое явление, рассматривая их как выражение устремлений гениальных и психически ненормальных людей.
Биологическая антропология Из книги "Антропология"
... конца XVIII века изменяется содержание антропологического знания. Антропология постепенно, по мере секуляризации, освобождается сначала от учения о божественном происхождении человека и его понимания как венца творения, ... от рождения до старости и смерти; - о месте человека в природе и животном мире, описывает человеческие расы и их расселение. Учебник заканчивается провозглашением веры в ...
Глава 3. Расы. Расовая классификация.
Происхождение термина «раса» точно не установлено. Возможно, что он представляет собой видоизменение арабского слова «ras» (голова, начало, корень).
Есть также мнение, что термин этот связан с итальянским razza, что значит «племя».
…Расовая классификация возникла в конце 18 века — начале 19 века. Швейцарский антрополог Блюменбах выделял пять рас: кавказоидов (европеоидов), негроидов, «азиатские типы», австралоидов и американоидов. Все же наиболее распространено деление человечества на три большие расы: монголоидную, европеоидную, и экваториальную. Данный вариант подразумевает, что монголоиды включают американоидов, а негроиды австралоидов.
Существуют классификации, выделяющие две выше указанные общности самостоятельные.
Сходную классификацию предлагал Карл Линней, в классификации которого четвертой была не лапоноидная, а американоидная раса (индейцы).
Принципы выделения рас были тогда еще неопределенны: в характеристику рас К. Линней включал не только признаки внешности, но также темперамент (люди Америки — холерики, Европы — сангвиники, Азии — меланхолики и Африки — флегматики) и даже такие культурно-бытовые черты, как покрой одежды и т.п.
В похожих классификациях Ж. Бюффона и И. Блюменбаха дополнительно выделялись южноазиатская (или малайская) раса и эфиопская раса. Впервые было высказано предположение о возникновении рас от единого варианта вследствие расселения в климатически различные области Земли. И. Блюменбах считал центром расообразования Кавказ.
Расы существуют преимущественно в социальном смысле и представляют собой одну из форм социальной классификации, которая используется в том или ином обществе. Однако в биологическом смысле четкого подразделения на расы не существует. Антропология не отрицает существования отчетливого морфологического и генетического разнообразия человечества. Разные исследователи в разные периоды под «расой» имели в виду различные понятия. Хрисанфова Е.Н. и Перевозчиков И.В. приводят несколько определений [11]:
-раса есть совокупность людей, обладающих общностью физического типа, происхождение которого связано с определенным ареалом;
— раса — это комбинация наследственных характеристик с определенной наследственностью, с помощью которой члены одной расы отличают себя от другой;
-раса — это группа людей, имеющая общие физические черты;
-раса — это большая популяция индивидов, у которых значительная часть генов общая и которую можно отличить от других рас по общему для них генофонду.
С точки зрения основ современной систематики, расы соответствуют уровню подвидов, несомненно, принадлежащих к одному единому биологическому виду Homo sapiens. Отличие же рас от подвидов животных, связаны с общественной природой человека. Специфичность расы человека заключается в том, что она характеризуется сочетанием признаков не у индивидуумов, а у групп людей, живущих на определенной территории.
Расы отличаются друг от друга физическими признаками — цветом кожи, волос, глаз, формой волос, чертами лица, ростом, формой черепа и др. Эти признаки не имеют сколько-нибудь существенного значения для жизнедеятельности человека. Физические особенности, по которым одна раса отличается от другой, наследственны и сравнительно мало изменяются в результате непосредственного влияния среды.
Таким образом, расы — это исторически сложившиеся группировки (группы популяции) людей разной численности, характеризующиеся сходством морфологических и физиологических свойств, а также общностью занимаемых ими территорий.
На сегодняшний момент классификация рас, предложенная Я.Я. Рогинским и М.Г. Левиным [12], считается как одна из наиболее известных. При построении классификации учитывались: степень морфологического сходства рас, их географическое распространение, древность их формирования
-экваториальная или австралонегроидная:
· австралийская;
· веддоидная;
· маланезийская;
· негрская;
· негрилльская (центральноафриканская);
· бушменская (южноафриканская).
-евразийская или европеоидная:
· индо-средиземноморская;
· атланто-балтийская;
· беломорско-балтийская;
· среднеевропейская;
· балкано-кавказская;
· уральская.
-азиатско-американская или монголоидная:
· североазиатская;
· арктическая (эскимосская);
· дальневосточная;
· южноазиатская;
· американская.
Промежуточное место между экваториальной и евразийской большими расами занимают две расы: эфиопская и южноиндийская; между евразийской и азиатско-американской размещаются также две расы — южносибирская и уральская; наконец, особое место по значительной части признаков промежуточное между американской и австралийской занимают полинезийская и курильская расы.
Глава 4. Критика расово-антропологической школы. Появление и развитие расизма
Идеи расово-антропологической школы были подвергнуты в конце XIX—XX в.в. исчерпывающей критике. Абсолютное большинство ее теоретических положений опровергались, доказывались произвольность и ценносто-предрассудочная подоплека таких тезисов и понятий, как «раса», «арийская раса», «чистота расы», связь между физико-анатомическими расовыми особенностями и интеллектуальными способностями и т. д. Критиками доказывалось, что культурные различия между расами определяются не физиологическими расовыми факторами, а средой, в которой они развивались. Большую роль в этой критике сыграли работы Ф. Боаса, Г. Мюрдала, Ф. Хэнкинса, Т. Вайца,
С.Оссовского и др[13].
Основной идеей расово-антропологической школы являлся тезис о решающем воздействии расового фактора на историю и культурное развитие народов. Произошло уподобление развития культуры развитию биологического организма, что отразилось в замене изучения исторических факторов развития культур биологическими. Это привело к сведению культурного разнообразия, особенностей этнокультурных общностей к расовым, антропологическим характеристикам индивида. В свою очередь, такие логические ухищрения явились теоретической основой расизма.
Расово-антропологическая школа ориентировалась на позитивистский идеал научности (построение социального знания по образцу естественных наук), носила на себе отчетливый отпечаток механистичности и биологизма, была тесно связана с социал-дарвинизмом и часто прибегала к домыслам и спекуляциям, подменяя научные выводы наукообразными построениями.
В конце XIX — начале XX вв. в Европе появились популяризаторы подобных идей (особенно Гобино и Чемберлен), которые получили свою известность благодаря очень упрощенной и скандальной интерпретации истории. Это привело к резкой критике расово-антропологической школы, которая, тем не менее, смогла накопить ряд полезных знаний о человеке, его истории, а также обогатить такие науки как археология и биология.
Аммон и Лапуж явились основоположниками такой ветви, как антропосоциология, сделав попытку установить и научно обосновать универсальную связь между классовой принадлежностью и некоторыми размерами головы человека. Несмотря на различное содержание исследований, можно выделить общие черты и положения этого направления в социологии: это представление о том, что культура и социальная жизнь являются результатом воздействия расово-антропологических факторов; отрицание существования равенства рас; деление рас на «высшие» и «низшие»; интерпретация общественного развития и социального поведения людей в понятиях биологической наследственности и борьбы «высших» и «низших» рас; оценка смешения рас как негативного явления с точки зрения социального и культурного развития общества.
Концепции основоположников расово-антропологической школы оказали сильное влияние на развитие концепций расизма, проповедующего физическую и психологическую неполноценность некоторых человеческих рас, исконное разделение людей на полноценные и неполноценные расы, определяющие влияние расовых различий на историю и культуру общества.
Идеи Гобино, Чемберлена, Лапужа и др. оказали свое влияние на Адольфа Гитлера[14]. Гитлер считал, что низшие расы, как евреи, имеют больше общего с обезьянами, чем с высшими человеческими расами. Генрих Гиммлер убеждал своих солдат выполнять свои кровавые приказы, «обесчеловечивая» евреев полностью. Он утверждал, что евреи не отличаются от блох или мышей — отвратительных низших форм жизни, заслуживающих уничтожения. Нацисты пытались убедить народ Германии в истинности своих утверждений, создавая пропагандистские фильмы, наглядно доказывающие расовую теорию.
Другой способ, которым нацисты делали расизм респектабельным, было его распространение, но не путем прямого насилия, а через деятельность различных государственных институтов. Гитлер постепенно внедрял расизм через «легитимные» законодательные акты своего правительства, важнейшими из которых были Нюренбергские законы 1935 года. Эти законы юридически отделяли евреев от христиан, а также впервые устанавливали, кого следует считать евреем, а кого — арийцем. В соответствии с законом, евреем считался тот, среди бабушек и дедушек которого было не менее трех евреев. Ариец не должен был иметь ни одного еврея в такой степени родства. А для того, чтобы стать членом элитных подразделений SS, нужно было доказать, что все предки вплоть до 1800 года (когда евреи получили большую свободу и возникла вероятность смешения с арийцами) были чистыми арийцами.
Глава 5. Современный расизм
XX век — является веком ярких исторических событий, научных открытий, исследований. Резкий скачок происходит в развитии новых технологий, в изучении человека. В течение всего столетия расово-антропологическая школа активно занимается изучением человека. Это привело как к положительным последствиям (изучение человека в разных его аспектах), так и к отрицательным (появление расизма).
Проблема расизма очень актуальна в наше время: появилось большое количество националистических движений, увеличилось число людей, сочувствующих идеям национализма или зараженных определенными расовыми предрассудками.
Несмотря на то, что современная антропология показала, что идеи расизма не научны и антисоциальны, это не остановило распространение расизма по всему миру в разных его проявлениях.
Всплеск расовых теорий, которые опираются на теорию неравноценности других этносов, чаще всего является следствием кризисных ситуаций в обществе. Проще всего обвинить в своих бедах человека, который отличается по внешности. Так, например, в России винят приезжих из Кавказа, Азии в том, что из-за них не хватает рабочих мест, они являются распространителями наркотиков, преступности и так далее. В каждом государстве находят тех, кого можно обвинить в своих проблемах. Этому также часто способствуют СМИ, политические партии, фильмы, музыка и т.д. Особенно подвержены в этом отношении подростки, психика которых еще не устойчива. Данный возраст отмечается желанием совершать неоднородные поступки, быть заметным, что обусловлено низким уровнем знаний о расизме. Большая часть молодых людей с возрастом перестают увлекаться идеями неполноценности других рас, понимая, что внешность это не показатель. Однако эти идеи могут выступать способом решения собственных внутренних противоречий, которые объективируются, переносятся на представителей других этносов.
Еще в 70-х г. ХХ в. сложился общий внешний вид и атрибутика современных расистов — бритые головы, тяжелые ботинки, подтяжки, татуировки и т.п. — символизирующие гнев и бунт молодых ребят, преимущественно выходцев из рабочих слоев против буржуазного строя. В 1976 г. появились первые «скинхеды». На сегодняшний день большинство бритоголовых расистов неприязненно относится к афроамериканцам, евреям и вообще ко всем иностранцам. Скинхеды-неонацисты разных стран представляют собой активно действующие боевые группировки, выступающие против расового смешения, распространившегося по всему миру. Они прославляют чистоту расы и мужественный стиль жизни. В Германии они сражаются против турок, в Венгрии, Словакии и Чехии против цыган, в Британии — азиатов, во Франции — негров, в России — против выходцев из стран бывшего СССР (таджики, узбеки, туркмены и т.д.), а так же против представителей народов Кавказа; в США — против расовых меньшинств и иммигрантов; во всех странах — против евреев.
Всеобщая декларация прав человека провозглашает, что все люди рождаются свободными и равными в своем достоинстве и правах и что каждый человек должен обладать всеми правами и свободами, провозглашенными в ней, без какого бы то ни было различия, в частности без различия по признаку расы, цвета кожи или национального происхождения[15]. Поэтому, всякая теория превосходства, основанного на расовом различии, в научном отношении ложна, в моральном — предосудительна, а в социальном — несправедлива и опасна. Для расовой дискриминации не может быть оправдания, где бы то ни было, ни в теории, ни на практике. Существование расовых барьеров противоречит идеалам любого человеческого общества.
Антропология доказала несостоятельность расистских «теорий» еще в XIX веке, однако расизм продолжает владеть умами людей. Можно сказать, что это глобальная проблема современности. Любая проблема требует определенного решения. Тем не менее, расизм трудно победить, поскольку он, по-видимому, связан с врожденными психологическими системами распознавания «свой — чужой», закрепляющимися в сознании в раннем детстве на основе образов окружающих людей своей группы.
Заключение
антропология раса расизм
Целью реферата было показать зарождение такого понятия, как «раса» с точки зрения антропологии, как одного из направлений в социологии; рассказать об основоположниках расово-антропологической школы, ее основных идеях; а так же выявить причины появления расизма.
Несмотря на то, что расово-антропологическая школа была подвергнута в 19 — 20 в. критике, большинство ее теоретических положений было опровергнуто; была доказана произвольность и предрассудочная подоплека таких тезисов и понятий, как «раса», «арийская раса», «чистота расы», связь между физико-анатомическими расовыми особенностями и интеллектуальными способностями и т.д., проблема расизма актуальна и по сей день.
Причина расизма — не цвет кожи, а человеческое мышление. Поэтому и исцеление от расовых предрассудков, ксенофобии и нетерпимости следует искать, прежде всего, в избавлении от ложных представлений, которые на протяжении столь многих тысячелетий были источником неверных концепций о превосходстве или, наоборот, более низком положении различных групп среди человечества.
Список использованной литературы
1. Якимов В. Антропология.//Философская Энциклопедия. В 5-х т. — М.: Советская энциклопедия. / Под редакцией Ф. В. Константинова. 1960—1970.
2. Воронцова Л. П., Белик А. А. Антропология.//«Культурология. XX век. Энциклопедия», Университетская книга, Санкт-Петербург, 1998.
3. Рогинский Я. Я. Антропология.//Большая советская энциклопедия, 1990.
4. Рогинский А. А., Левин Н. Г. Антропология: Учебник для студентов университетов.; З-е изд., перераб.и доп. — М., Высшая школа, 1978,.341 с.
5. Буряк В. В. Античная философия: Учебник. — Симферополь: Диапи, 2009., 256 с.
6. Чанышев А. Н. Аристотель. — М.: Мысль, 1981., 200 с.
7. Эволюционная антропология : биологические и культурные аспекты. — М.:
УРАО, 1999г., 208.
8. Пьер-Андре Тагиефф. Цвет и кровь. Французские теории расизма — М.: Ладомир, 2009., 240 с.
9. Чемберлен Х. С. Арийское миросозерцание. М., 1913., 209 с.
10. Кечина Е.А. Расово-антропологическая школа // Социология: Энциклопедия / Сост. А.А. Грицанов, В.Л. и др. — Минск: Книжный Дом, 2003., 1312 с.
11. Хрисанфова Е.Н. и Перевозчиков И.В. Антропология: учебник. М.: Изд-во Моск. ун-та: Наука, 2005, 309 с.
12. Рогинский Я.Я., Левин М.Г. Антропология, М., Высшая школа, 1978, 405с.
13. Кравченко А.И. Социальная антропология. — М.: «Академический проект», 2003, 541 с.
14. Расизм и его корни. http://school.ort.spb.ru/(Eng)/library/torah/lessons10/10-14.htm.
15. Расы и расизм. История и современность. М.: Наука, 2008., 456 с.
Размещено на