Неокантианская школа в Российской социологии

Неокантианская школа в Российской социологии

1. Характеристики неокантианской социологии в России

2. Социологическая гносеология неокантианства

3. Субъективно-нормативная концепция неокантианства

4. Психологическая интерпритация неокантианства

1).

В конце 19 века произошел радикальный пересмотр принципов классического позитивизма. Это было связано с кризисом позитивистской методологии и противоречиями натуралистического редукционизма. Антипозитивистская критика возникла в русле неокантианской философии. Неокантианство критиковало вульгарный натурализм. Российская социология вступила в новый этап своего развития, антипозитивизм в лице неокантианства. Большое влияние на Российское неокантианство оказало баденская школа неокантианства.

Западное неокантианство:

1. Марбургская школа неокантиарства (Коген, Наторп).

Очищение учения Канта от психологизма

2. Баденская школа неокантианства (Виндельбанд, Риккерт).

Изучение явлений духовной жизни и выявление их специфики по сравнению с природными явлениями

Баденская школа делила науки на:

1. Науки о природе

2. Науки о культуре (духе)

Онтологические различия (объект изучения): о природе — природа, о культуре — общество, культура, человек.

Методологические различия (метод): о природе — объяснение, т.е. подведение объекта под общие схемы и законы (номотетические науки), о культуре — понимание, т.е. соотнесение содержания объекта с системой ценностей (идеографические науки).

Неокантианцы видели отличия социального познания в уникальности и неповторимости объекта. Они искали средства, как сделать индивидуальное доступным пониманию. С их точки зрения, это можно сделать с помощью категории ценности.

Ростки ценностного подхода в Россию прослеживаются в субъективном и психологическом направлениях позитивизма. Их и неокантианцев объединяло следующее:

1. Взгляд на духовную деятельность человека как явления первичного порядка

10 стр., 4609 слов

Юнита Психология как наука. Природа и качественные особенности психики человека

... в ней сливаются объект и субъект познания. Психология как наука возникла только на том уровне культуры, когда человек задал ... мы находим у Парменида. Рассуждения другого представителя Элейской школы Зенона - это первые в истории философии строго ... себе вопросы: что это за силы, которые дают ему возможность творить, исследовать и подчинять себе мир, какова природа ...

2. Представления об обществе как носителе коллективной психики

Основные характеристики неокантианства:

1. Основой культуры считается активность человеческого мышления.

2. Оновными понятиями являются категории ценности, долженствования и идеала.

3. Стремление преодолеть разрыв сферы должного и сущего.

4. Признание ценности личности как абсолютного идеала.

5. Социальная жизнь отождествляется с социально-психологическом взаимодействием.

6. Разграничение гуманитарногои естественно-научное знание.

7. Критиковали контовский позитивизм

К группы неокантианства в российской социологии:

1. Ортодоксальное ядро или социологическая гносеология

2. Субъективно-нормативная концепция

3. Психологическая интерпритация

2).

Представители: А.С.Лаппо-Данилевский и Б.М.Кистяковский.

Лаппо-Данилевский (1863-1919).

Был председателем первого русского социологического общества имени Ковалевского. В центре внимания вопросы синтеза истории и социологии. Основное внимание уделял проблемам специфики социального познания, социологических методов исследования. Анализировал специфику 2 методов: номотетических и идиографических. Первые напраылены на отыскание (выработку) законов, а вторые — на фиксацию фактов. Необходим синтез номотетических и идиографических методов посредством разграничения сфер их применения как в социологии, так и в истории. Цель гуманитарного познания: выяснение психического содержания социальных и культурных фактов с последующей их типологизацией. Основные типологизирующие дисциплины — история и социология. Различает 3 вида типологических обобщений:

1. Идеальный тип — это идеальный конструкт, который не обозначает никаких конкретных явлений или событий.

2. Репрезентативный тип — это идеальный конструкт, которому могут соответствовать многие единичные факты.

3. Генеологический тип — констатирующий сходство отдельных явлений на основе их общего происхождения.

Лсновной пастулат социального познания — это признание гипотезы чужой одушевленности, т.е. всякий познает чужое «я» при помощи постановки самого себя в условия его душевной жизни.

Б.А.Кистяковский (1868-1920).

Общество — это психическое взаимодействие людей. Выступал против проведения аналогии между обществом и организмом. Отмечал наличие кризиса в современном ему социальном познании. Считал, что основа социального познания — новый идеализм, выросший из этики на основе отрицания натуралистической социологии и марксизма. Социальные явления необходимо рассматривать только с точки зрения необходимости и долженствования. Дисциплинированное общество — это общество, в котором развит правовой порядок. Благодаря праву достигается внутренняя свобода человека. В социальном познании обязательно следовать идеям справедливости и оценивать деятельность людей с позиции этически должного.

2 стр., 892 слов

Тема I. Методология гуманитарного познания Картезианский идеал ...

... его истоки. Критика идентичности (М.Фуко, Ж.Делез, Ж.Деррида). Постструктуралистский анализ социальных отношений. Исчезновение социального (Ж.Делез, Ж.Бодрийяр, Джеймисон). Симулякр и проблема свободы. Литература: ... познания. ^ Тема III. Антропология как наука о человеке в обществе Метаантропология М. Шелера. Немецкая антропологическая школа о природе человека (Х. Плеснер, А. Гелен). Социальная ...

3).

П.И.Новгородцев (1866-1924).

Основная работа «Об общественном идеале». Разработал особый вид мировоззрения, который назвал систпмой нравственного идеализма. 3 раздела:

1. Теория личности. Личность несет в себе бесконечность возможностей и безграничность принципов социального бытия. Условие существования личности — свобода. Смысл любого явления может быть постигнут только через индивидуальное бытие.

2. Принцип нравственного сознания и фактор долженствования. Нравственное сознание — это источник, из которого человек черпает представления о должном. В естественном праве заключено идеальное нравственное начало.

3. Теория нравственного идеала. Нравственный идеал — это вечно усложняющаяся высшая цель, он вечен и надисторичен.

В.М.Хвостов (1868-1920).

Усилил аспект психологизма в теории и процедуру типолооизации в методологии. Социальное познание должно исходить не из манизма, а из плюрализма:

1. Допущение многообразия социальных теорий

2. Учет действия различных общественных факторов

Подверг критики понятие прогресс как развитие в сторону одной цели. Он предлагает заменить понятие прогресса другим понятием, понятием развертывания духовного процесса. Выделяет 3 фазы развертывания духовного процесса:

1. Скрытое состояние новой идеи.

2. Обретение идеей критиче кой массы сторонников.

3. Господство новой идеи.

Весь цикл затем повторяется. Господствующей в определенную эпоху тенденцией идеал он называл духом времени. Методологический принцип Хвостова: о чужом «я» мы судим сообразно своему «я», поэтому важен процесс психологического вживания, личностного переживания изучаемых фактов.

4).

Л.И.Петражицкий. Неоднозначность концепции: она является переходной от неокантианства к неопозитивизму. Предпочитает анализ эмпирических фактов социального поведения. Предмет социологии — это психическая деятельность индивидуального характера. Метод — наблюдение. Наблюдение в социальном познании состоит во внутреннем восприятии происходящего в собственной психики, т.е. самонаблюдение или интроспекция. Признавал эксперимент, т.е. психологическое экспериментирование в том числе и над самим собой. Действительность зависит от нашей интерпритации. Центральное понятие — социальное поведение и его мотивы. Психологический синоним понятия мотив — эмоции. Теоретической союзницей социологии является новая эмоциональная психология. Классификацию эмоций создал. Эмоции — истинрый двигатель мотива поведения. Основой социального выспуает бессознательная эмоция, а не воля или разум. Бессознательный процесс дизни является основрым и первичным. Идеал — это достижение совершенного социального характера, т.е. «господство действенной любви в человечестве». Создал новую эмоциональную психологию.

14 стр., 6811 слов

1.Биологические, социальные и психологические механизмы отклоняющегося ...

... населения; пробелы в воспитании и т.д. Социальные факторы отклоняющегося поведения Влияние общественных процессов и социальных групп на поведение людей рассматривается прежде всего в ... заболеваний и служит дополнительным криминальным фактором. Социальными предпосылками девиантного поведения могут быть следующие: патология социальных потребностей; алкоголизм и наркомания в семье; конфликтные ...

После Петражицкого влияние неокантианства пошло по 2 направлениям:

1. Способствовало новому философии идеализма в лице Бердяева, Булгакова и др.

2. Стало толчком эволюции позитивизма и возникновению неопозитивизма.