Работа классного руководителя с родителями.

Одна из важных задач классного руководителя — способствовать единению, сплочению семьи, установлению взаимопонимания родителей и детей, созданию комфортных, благоприятных условий для развития ребёнка в семье. Успешное её решение возможно, если в основе воспитательной работы заложена идея сотрудничества педагогов, родителей и учащихся.

Сотрудничество семьи и классного руководителя должно строится на принципах взаимного доверия и уважения, взаимной поддержки и помощи, терпения и терпимости по отношению друг к другу.

Сотрудничествоклассного руководителя и семьи — это результат целенаправленной и длительной работы, которая предполагает прежде всего всесторонне и систематическое изучение семьи, особенностей и условий семейного воспитания ребёнка. Основными аспектами этого изучения должны быть:

1. Состав семьи, возраст и профессия родителей;

2. Бытовые и санитарно-гигиенические условия жизни семьи, материальная обеспеченность;

3. Активность участия родителей и детей;

4. Ценностные ориентации родителей и детей;

5. Выполнение ребёнком режима дня;

6. Досуг родителе и детей;

7. Распределение обязанностей в семье;

8. Традиции, семейные праздники;

9. Увлечения, способности родителей и детей;

10. Взаимоотношения в семье.

Главное в работе классного руководителя с родителями состоит в том, чтобы обеспечить единство требований к воспитанию учащихся со стороны семьи и школы, создать нормальные условия для их домашнего учения и направлять воспитательную деятельность семью.

Обязанность классного руководителя — осуществлять педагогическое просвещение родителей, в особенности с учётом специфического подхода к учащимся различных возрастных групп. Так, необходимо ознакомит родителей с возрастными особенностями и развития тех учащихся, с которыми работает классный руководитель, и дать практические советы о том, какое отражение должны находить эти особенности в процессе семейного воспитания.

11 стр., 5348 слов

Специфика работы психологической службы Центра социальной помощи семье и детям Михайловского района

... __________(подпись) Руководитель практики от КГУСО «Территориальный центр социальной помощи семье и детям Михайловского района» ... . Социальной помощи детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей. Организации проведения психолого ... мероприятия Глава 5.Мероприятие для учащихся школы Заключение Список литературы Введение ... помощи семье и детям. Сегодня мы с вами в рамках классного часа ...

Классный руководитель также выявляет возможности родителей для привлечения их к организации учебно-воспитательной работы в классе и школе, выполнению различных работ.

Оказывая влияние на воспитательную деятельность семьи, классный руководитель в то же время опирается на родителей при проведении воспитательной работы с учащимися. По его инициативе родители нередко берут шефство над «трудными» школьниками, на которых не оказывает должного воздействия семья. Родители — специалисты различных областей знаний и профессий — проводят с учащимися беседы на медицинские, патриотические и производственные темы, принимают участие в организации экскурсий, литературно-художественных вечеров и т. д. Некоторые родители ведут кружковые занятия по ручному труду, авиа-моделированию, техническому творчеству.

Взаимопонимание педагогов и родителей возможно, если классный руководитель исключает в работе с родителями дидактизм, не поучает, а советуется, размышляет вместе с ними, договаривается о совместных действиях; тактично подводит их к пониманию необходимости приобрести педагогические знания. При общении с родителями должны чаще звучать фразы типа: «А вы как думаете?», «Давайте вместе подумаем, как быть…», «Хотелось бы услышать ваше мнение».

Во взаимодействие с родителями учащихся классный руководитель использует разнообразные формы работы.

Родительский лекторийзнакомит родителей с вопросами воспитания, повышает их педагогическую культуру, помогает выработать единые подходы к воспитанию детей. В определении тематики лектория желательно участие родителей. Название «лекторий» условно, оно не означает, что родителям читаются только лекции. Формы работы в нём разнообразны, и лучше, если не являются пассивными слушателями. В связи при организации психолого-педагогического просвещения родителей целесообразны:

5 стр., 2003 слов

Мотивация в организации. Сущность мотивации в организации и роль руководителя в реализации функции мотивации. Типология теорий мотивации и их эволюционное ра

... ………………………………………………………………………… ..3 1. Первая глава 1.1 Сущность мотивации в организации и роль руководителя в реализации функции мотивации…………………………………………............................... .4 1.2 Типология теорий ... ) и Лилиан Гилбреты, которые упорно искали оптимальные способы выполнения любой работы с использованием элементарных движений. Устранение всех лишних движений способствовало установлению ...

1) использование активных форм проведения занятий, предусматривающих диалог, субъективную позицию родителей (вопросы родителей и коллективный поиск ответа при комментарии специалиста, решение проблемных ситуаций, обмен опытом, дискуссия);

2) организация при подготовке и проведении занятий групповой работы родителей, предусматривающей «мозговой штурм» в коллективном поиске способов решения проблемы, разработка рекомендаций по обсужденному вопросу, составление памяток, проектов, предложений;

3) проведение занятий совместно с детьми по проблемам, которые интересны и детям, и взрослым;

4) информирование о наиболее интересных и полезных публикациях, книгах по проблемам, которые волнуют родителей;

5) подготовка печатных материалов, включающих конкретные советы и рекомендации по изучаемому вопросу.

Вечер вопросов и ответовпроводится после опроса родителей или составления по группам проблемных вопросов, которые возникают в воспитании детей и взаимоотношения с ними. На одни вопросы может ответить педагог, для ответа на другие приглашается специалист (например, по вопросам психологии, полового воспитания).

Ряд вопросов проблемного характера может быть предложен на обсуждение родителей и стать основной для специально подготовленного диспута.

Диспут — размышлениепо проблемам воспитания — одна из самых интерес для родителей форм повышения педагогической культуры. Он проходит в непринуждённой обстановке, позволяет включить в обсуждение проблем всех присутствующих. Предметом обсуждения могут быть конкретные ситуации из жизни класса, семей, просмотренные вместе спектакли или кинофильмы.

23 стр., 11136 слов

Психокоррекция негативных отношений родителей к детям с проблемами в развитии

... психофизическом развитии продолжает увеличиваться. Исходя из темы настоящей работы: «Психокоррекция негативных отношений родителей к детям с проблемами в развитии» определены цель и задачи исследования ... эти факторы взаимосвязаны и взаимообусловлены, то психокоррекционная работа проводилась как с родителями, так и с детьми. Данная проблема мало изучена, но является актуальной в ...

Встречу с администрациейцелесообразно проводить ежегодно. Педагоги знакомят со своими требованиями родителей, выслушивают их пожелания. Важно составление программы действий по выявленным проблемам. Встреча может быть завершена индивидуальными консультациями, беседами или работой в группах с учётом возникших проблем и сложностей.

Наиболее важной формой является взаимодействие педагогов с родительским комитетом,который может выбираться родительским собранием на весь учебный год. В классах, где родители активны и заинтересованы во взаимодействии, функцию родительского комитета поочерёдно выполняют все родители, распределившись в группы по желанию. Члены комитета могут распределить между собой обязанности, роли, функции по организации работы как с родителями, так и с детьми, определить способы взаимодействия с отдельными родителями и семьями. Родительский комитет класса стремится привлечь родителей и детей к организации классных дел, решению проблем жизни коллектива. Такие же функции выполняет родительский комитет школы, который формируется из представителей первичных коллективов, выполняет решения родительской конференции или собрания школьного коллектива.

Вопрос о посещении детей на домуявляется спорным, поскольку в нём есть как положительные, так и отрицательныемоменты. С одной стороны, педагог, посетив семью ученика, может узнать, в каких условиях живёт ребёнок, и при необходимости попытаться повлиять на них, но с другой стороны, такая мера представляет собой вторжение в личную жизнь семьи. Кроме того, не исключено, что учителю будет сложно установить контакт с этой семьёй.

Правила педагогического консультирования родителей при посещении семьи таковы:

1)не приходить в семью без предупреждения, чтобы не поставить её в неловкое положение или самому не оказаться в таком положении; по возможности планировать визит не более чем на 5−10 минут (опытному педагогу этого времени достаточно для того, чтобы разобраться в обстановке, а для родителей такой визит не будет обременительным);

20 стр., 9863 слов

Психолого-педагогические аспекты повышения педагогической компетентности родителей детей с ограниченными возможностями

... формы работы с родителями, имеющими детей с задержкой психического развития. «Не стоит пренебрегать таким широко известным видом взаимодействия, как ежемесячные родительские собрания. Эффективность ... », «мозговой штурм», родительских собраний, дискуссий, конференций, детских праздников, клубов. В их подготовке принимают участие специалисты, дети и сами родители. На индивидуальных занятиях ...

2)не вести беседу, стоя у входа, в верхней одежде;

3)избегать агрессивного тона, даже если такая форма общения навязывается родителями;

4)вести беседу в присутствии ребёнка.

Родительские конференции (общеклассные, общешкольные) имеют огромное значение в системе воспитательной работы школы. Родительские конференции должны обсуждать насущные проблемы общества, активными членами которого станут и дети. Проблемы конфликтов отцов и детей и пути выхода из них. Наркотики, сексуальное воспитание в семье — вот темы родительских конференций.

Родительские конференции должны готовиться очень тщательно, с обязательным участием психологов, социального педагога, которые работают в школе. В их задачу входит проведение социологических и психологических исследований по проблеме конференции и их анализ, а также знакомство участников конференции с результатами исследований. Активными участниками конференций выступают сами родители. Они готовят анализ проблемы с позиции собственного опыта.

Отличительной особенностью конференции является то, что она принимает определённые решения или намечает мероприятия по заявленной проблеме.

День открытых дверей -одна из самых эффективных форм работы, но и требует большой подготовки. Родители приходят в школу на уроки. Учитель должен продумать, что он хочет показать: это какие — то положительные моменты, или, наоборот, отрицательные, и в зависимости от этого строить работу на уроке. Тщательно нужно продумать нужно не только уроки, но и переменки.

16 стр., 7809 слов

Основные направления психологической помощи детям с нарушениями в развитии. Структура психологической помощи детям с проблемами в развитии

... ребенок» для детей с тяжелыми психическими и физическими проблемами, который вскоре был переименован в родительскую ассоциацию «Особый ребенок». Целью создания клуба было знакомство родителей и детей ... ; §   формирование адекватных родительских установок на заболевание и социально-психологические проблемы ребенка путем активного привлечения родителей в психокоррекционный процесс; создание в ...

В такие дни родители видят своего ребёнка с другой стороны, они узнают его как ученика, видят, как он работает на уроках, какие проблемы у него возникают, как проводит перемены, поведение в столовой.

Работу с родителями можно проводить не только в учебное время, но и во время каникул. Отдых детей тоже можно организовывать вместе с родителями.

Индивидуальные консультации- одна из важных форм взаимодействия классного руководителя с семьёй. Особенно она необходима, когда педагог набирает класс. Для того, чтобы преодолеть беспокойство родителей, боязнь разговора о своём ребёнке, необходимо проводить индивидуальные консультации — собеседования с родителями. Готовясь к консультации, необходимо определить ряд вопросов, ответы на которые помогут планированию воспитательной работы с классом. Индивидуальная консультация должна иметь ознакомительный характер и способствовать созданию хорошего контакта между родителями и учителем. Учитель должен дать родителям возможность рассказ ему всё то, с чем они хотели бы познакомить учителя в неофициальной обстановке, и выяснить необходимое для своей профессиональной работы с ребёнком.

Переписка с родителями -письменная форма информирования родителей об успехах их детей. Допускается извещение родителей о предстоящей совместной деятельности в школе, поздравление с праздниками, советы и положения в воспитании детей. Главное условие переписки — доброжелательный тон, радость общения.

Методика организации и проведения родительского собрания.

Вне зависимости от вида родительского собрания выделяют некоторые общие требования к его организации:

· Своевременное информирование родителей о его проведении;

· Тактичное информирование родителей о позитивных изменениях в воспитании и обучении их детей, информация о жизни класса как единого коллектива (о планах, достижениях, развитии гуманистических отношений);

23 стр., 11464 слов

Развитие компетентности родителей детей раннего возраста

... с родителями дают детям возможность почувствовать и осознать родительскую любовь, привязанность и заботу. Успешное воспитание ребенка может ... Интерет. Предметом нашей работы будет компетентность родителей детей раннего возраста. Объектом нашей курсовой работы являются родители детей раннего возраста. Гипотеза. ... -во "союз" 2006г – 224с Выготский Л.С. Собрание сочинений: в 6т. Т.4 Раннее детство / Л ...

· Определение направлений дальнейшей совместной деятельности с родителями и управленческих аспектов учебно-воспитательного процесса класса, школы, мобилизация их к этому сотрудничеству;

· Создание психологически комфортной обстановки в общении с родителями.

Рекомендации по проведению родительских собраний

1.Родительское собрание должно просвещать родителей, а не констатировать ошибки и неудачи детей в учёбе.

2.Тема собрания должна учитывать возрастные особенности детей.

3.Собрание должно носить как теоретический, так и практический характер: разбор ситуаций, тренинги, дискуссии и т. д.

4.Собрание не должно заниматься обсуждением и осуждением личностей учащихся.

Этапы подготовки к родительскому собранию:

1.Выбор темы собрания.

2.Определение целей родительского собрания.

3.Изучение классным руководителем и другими организаторами собрания научно-методической литературы по рассматриваемой проблеме.

4.Проведение микроисследования в сообществе детей и родителей (анкетирование, беседы, тестирование).

5.Определение вида, формы и этапов родительского собрания. Способов и приёмов совместной работы его участников.

6.Приглашение родителей и других участников собрания.

7.Разработка решения собрания, его рекомендаций, памяток родителям.

8.Оборудование и оформление места проведения родительского собрания.

Советы:

1. Для проведения родительского собрания выберите наиболее благоприятный день и час, чтобы на это время ни у вас, ни у родителей ваших учеников не было запланировано никаких важных дел.

2. Определите одну наиболее важную проблему, касающуюся учеников вашего класса, и на её обсуждении постройте разговор с родителями.

3. Особое внимание обратите на размещение родителей в классе. Например, можно расставит столы и стулья по кругу, чтобы все участники родительского собрания хорошо видели и слышали друг друга.

4. Подготовить визитки с именами родителей, особенно в том случае, если они ещё недостаточно хорошо знают друг друга.

5. Берегите время людей, приглашённых на собрание. С этой целью установите регламент и строго следите за его соблюдением.

6. Сделайте общение на собрании непринуждённым и откровенным.

7. При обсуждении проблемных вопросов опирайтесь на жизненный и педагогический опыт наиболее авторитетных родителей, на мнение членов родительского комитета и совета школы.

8. Стремитесь к тому, чтобы на собрании были конкретные решения.

Правила поведения классного руководителя

На родительском собрании.

1. Педагогу необходимо снять собственное напряжение и тревогу перед встречей с родителями.

2.С помощью речи, интонации, жестов и других средств дайте родителям почувствовать ваше уважение и внимание к ним.

3.Постарайтесь понять родителей; правильно определить проблемы, наиболее волнующие их. Убедите их в том, что у школы и семьи одни проблемы, одни задачи, одни дети.

4.Разговаривать с родителями следует спокойно и доброжелательно. Важно, чтобы родители всех учеников — и благополучных, и детей группы риска — ушли с собрания с верой в своего ребёнка.

5.Результатом вашей совместной работы на родительском собрании должна стать уверенность родителей в том, что в воспитании детей они всегда могут рассчитывать на Вашу поддержку и помощь других учителей школы.

Если вы автор этого текста и считаете, что нарушаются ваши авторские права или не желаете чтобы текст публиковался на сайте ForPsy.ru, отправьте ссылку на статью и запрос на удаление:

Отправить запрос

Adblock
detector