Профессионально обусловленная структура личности.
Основываясь на понимании личности как субъекта социальных отношений и активной деятельности, можно спроектировать структуру личности:
1. В трудах Божович и Платонова показано, что системообразующим фактором личности является направленность. Она характеризуется системами доминирующих потребностей и мотивов. Отдельные авторы включают в состав направленности отношения, ценностные ориентиры и установки.
Компоненты проф. Направленности: мотивы(намерения,интересы,склонности,идеалы), ценностные ориентации( смысл труда, заработная плата), проф. Позиция (отношение к профессии, готовность к проф. Деятельности), социально-проф. Статус.
2. Профессиональная компетентность . это совокупность проф. Умений , навыков, знаний, а также способы выполнения проф. Деятельности.
Компоненты проф.деятельности: социально-прововая( знания и умения в области взаимодествия с соц.институтами, владения приемами проф. Общения и поведения), специальная компетентность( подготовленность к самостоятельному выполненибю видов деятельности,умение решать типовые проф. Задачи, оценивать результаты своего труда), персональная(способность к проф.росту и квалификации,реализация себя в проф.труде) и аутокомпетентность(адекватное представление о своей социально-проф. Характеристике и владение технологиями преодаления проф. Деструкции).
Марккова выделяет еще одну компетентность – экстремальную проф. Компетентность, способность действовать в внезапно сложенных ситуациях, при авариях, нарушениях.
3. Важнейшими составляющими психологической деятельности человека являются его качества. Их развитие и интеграция в процессе проф. Становления приводят к формированию системы проф.важных качеств. Проф.важные качества – это психолог.качества личности, определяющие продуктивность.
Можно выделить проф.важные качества: наблюдательность, дисциплинированность,самоконтроль, эмоциональную устойчивость.
4.Проф.значимые психофизиологические свойства. Развитие их происходит в ходе освоения деятельности. В процессе профессионализации одни психофизиологические свойства определяют проф.важные качества, а другие приобретают самостоятельное значение. К ним относят: глазомер, реактивность, экстраверсия и т.д.
Стадии проф. Становления.
Проф.становление охватывает 35-40 лет,поэтому возникает необходимость разделении периода на стадии.
Кудрявцев разделил на 4 стадии: 1-возникновение и формирование проф.намерений,2-проф.обучение и подготовка к проф.деятельности,3-вхождение в профессию,активное ее освоение и нахождение себя в коллективе,4-полная реализация личности в проф.труде.
Климов:1-стадия оптации,2-стадия проф.подготовки,3-стадия развития профессионала.
Маркова:допрофессионализм, профессионолизм, суперпроф.,непроф.,послепроф.
Т.о просмотрев периодизации можно сказать,что стадии между с собой схожи и можно качестве оснований для выделения стадий проф.становления взять критерии:соц.ситуацию и уровень реализации ведущей деятельности.
1.Аморфная оптация (о-12 лет).
Направленность и мотивы деятельности личности
... побуждение и деятельность (В. К. Вилюнас). Рассмотрению вопросов потребностно-мотивационной сферы личности и посвящена ... связи между ними. В качестве основных компонентов мотивационной сферы личности выступают следующие основные психологические ... духовные (познавательные, эстетические, потребности в общении, труде). Проф. Бестужев-Лада рассматривает несколько направлений классификации потребностей: ...
Началом данного процесса является зарождения проф.ориентированных интересов и склонностей у детей под влиянием родственников, учитлей, сюжетно-ролевых игр и учебных предметов.
2. Оптация (12-16).
Формирование проф.намерений,которое завершается осознанным, желанным, а иногда и вынужденным выбором профессии.Ведущая деятельность учебная профессианальная. Складываются познавательные и проф.интересы, формируются жизненные планы. Поиск своего места в мире профессий.
3. Проф.подготовка (16-23).
Начинается с поступления в проф.учебное заведение . Новая соц.роль личности, новые взаимоотношения в коллективе. Ведущая деятельность-проф.-познавательная, ориентированная на получение конкретной профессии. Длительность зависит от учреждения.
4. Проф.адаптация (18-25).
Новая система отношений . Вед. Деятельность- профессиональная. Уровень выполнения – нормативно-репродуктивный характер. Проф.активность возростает. Направлена на соц.проф.адаптацию.
5.Первичная профессионализация.Реализация деятельности осуществляется относительно устойчивым и оптимальными для работника способами. Стабилизация приводит к новым отношениям личности к окр.деятельности и к самому себе. Проф.деятельность характеризуется индивид.личностносообразными технологиями выполнения. Становление специалиста.
6. ВторПроф.активность постепенно стабилизируется, уровень ее проявления зависит от психологических особенностей личности.
7. Проф.мастерство. Только часть работников переходят на эту стадию. Характерна высокая творческая и социальная активность личности, продуктивный уровень выполнения проф.деятельности. Проф.активность проявляется в поиске новых, более эффективных способов выполнения деятельности, изменении устоявшихся взаимоотношений с коллективомю Постижение вершин профессионализма(акме)- личность состоялась.
Психология проф.образования как наука и дисциплина.
Цель науки-получение объективно нового знания, раскрытие закономерностей, механизмов психических явлений. Цель учебного предмета – усвоение систематизированных, дидактически обработанных знаний, развитие учебно-профессионального интелВажная отличительная характеристика науки – методы исследования, а уч.предмета- система технологий учебно-познавательной деятельности.
В структуре психологии профессионального образования можно выделить компоненты:
-основы психологии проф.образования, -возрастные особенности субъектов проф.образования, -психологические основы проф.образования, -психология деятельности и личности педагога проф.образования.
Общая цель психологии проф.образования определяется ее предметом- психологическими особенностями, закономерностями и механизмами профессионального обучения, воспитания и развития личности в процессе ее профессионального становления.
Т.О., психология проф.образования как междисциплинирная отрасль научного знания тесно связана с общей, педагогической, возрастной психологией, труда,профессий, акмеологией и вместе с тем она – самостоятельная отрасль приклодной психологии,а также учебная дисциплина.
Основные категории психологии (психика, сознание, личность, деятельность.
... и неразрывно связано с ним. Основные категории психологии (психика, сознание, личность, деятельность. Психика – совокупность психических процессов, кот. поддерживаются НС и обеспечивают выживание. ... назвать любую активность человека, которой он сам придает некоторый смысл. Деятельность характеризует сознательную сторону личности человека (в отличие от поведения). Общая характеристика ...
Формы непрерывного профессионального образования.
Непрерывное образование – это процесс роста образовательного (общего и профессионального) потенциала личности в течение жизни, организационно обеспеченный системой государственных и общественных институтов и соответствующий потребностям личности и общества, которое основывается на концепции профессионального становления личности.
Положение о непрерывном образовании – это одна из современных прогрессивных идей. Его смысл и назначение – обеспечение полноценного профессионального становления личности, создание условий для постоянного обновления, развития и самоактуализации каждого человека на протяжении всей профессиональной жизни.
Цель непрерывного образования – удовлетворение потребности личности в развитии, саморазвитии, самоактуализации и реализации себя в профессиональной жизни. Задачи непрерывного образования:
формирование позитивной установки на инновационную деятельность и мотивирование профессионального роста и карьеры; обогащение социально – профессиональной и специальной компетентности специалиста, развитие аутокомпетентности; обеспечение социально – профессионального самосохранения специалиста; формирование новых сценариев профессионального развития и адекватных им репертуаров профессионального поведения.
Непрерывное профессиональное образование – сопровождающее профессиональное становление личности, включает совокупность преемственных образовательных программ начального, среднего, высшего, последипломного и дополнительного профессионального образования.
Дополнительное и последипломное образование относится к взрослым и включает формальное, неформальное и информальное образование. Формальное профессиональное образование осуществляется в образовательных учреждениях по лицензированным программам. Неформальное образование включает в себя повышение квалификации, переподготовку и подготовку специалистов в институтах повышения квалификации, в отделах развития персонала на предприятиях и организациях(корпоративное и внутрифирменное обучение).
Информальное образование – это попутное обучение в ходе выполнения деятельности, имеющей иную цель, не образовательную. Общение с окружающими, чтение и восприятие информации средств массовой коммуникации в течение всей жизни обогащают человека новыми знаниями, умениями, способами мышления, формами поведения, практическими действиями. Оно происходит в процессе активного освоения профессиональной деятельности на стадиях профессиональной адаптации.
Адаптационное образование осуществляется на рабочем месте в виде наставничества, курсовой модульной доподготовки и супервизорства. Основная функция адаптационного образования – ознакомление с условиями и режимом труда, ориентировка в пространственно – технологической среде, приобретение опыта выполнения нормативной профессиональной деятельности.
Супервизорство – представляет систему социально – профессиональной помощи и психологической поддержки молодых специалистов. Основная цель: сокращение сроков социальной профессиональной адаптации выпускников профессиональных заведений в трудовых коллективах, приобретение ими профессионального опыта и достижение качественных показателей квалифицированных специалистов.
Повышение квалификации , обусловленное постоянным обновлением техники и технологии производства, осуществляется с отрывом и без отрыва от работы. Оно создает условия для самоактуализации профессионально – психологического потенциала личности, обеспечивает социальную защиту специалиста путем повышения его конкурентоспособности на рынке труда.
Параллельное профессиональное образование осуществляется в случаях переквалификации и переподготовки специалистов из-за смены профессии, специальности или длительного вынужденного перерыва в работе. Это расширение возможностей трудоустройства специалиста, повышение его профессиональной мобильности и конкурентоспособности.
Событийное образование – попутное образование человека в течение всей его жизни. Это непреднамеренный, нормативно неорганизованный процесс переживания событий жизни, взаимодействия с окружающими, живой и неживой природой, социально-профессиональным окружением, средствами массовой коммуникации . В результате возникают жизненный опыт, социально-профессиональная компетентность, социально-нравственная направленность: мотивы, отношения, ценности, ментальность.
Непрерывное профессиональное образование – важное условие полноценного профессионального становления личности, определяет его индивидуальные траектории, детерминирует формирование, развитие основных психологических новообразований личности.
Творческая личность – сущность и развитие
... входе развития креативности[1]формирование определенной мотивации и личностных черт предшествует творческимпроявлениям, то можно сделать вывод о существовании особого типа личности –« ... а систематический естественно научный подход кизучению психических особенностей творческой личности. Главноеотличие творческой личности представители глубинной психологии и психоанализа(здесь их позиции сходятся) ...
Проф. образование как фактор развития личности.
Образование — составная часть и одновременно продукт социализации. Цель образования – внести желательные изменения в опят, понимание (образ мышления) и поведения (образ жизни) обучающихся. В образовании объединяются обучение и воспитание, обеспечивающие готовность личности к выполнению социальных и профессиональных ролей. Развитие личности происходит в процессе непрерывного образования.(дошкольное, общее, профиссиональное, последипломное).
Цель непрерывного образования — становление и развитие личности в периоды как ее физического и социально-психологического созревания, расцвета и стабилизации жизненных сил и способностей, так и старения организма, когда на первый план выдвигается задача компенсации утрачиваемых функций и возможностей. На сегодняшний день образование как социокультурный феномен становится решающим фактором продуктивного взаимодействия с новой для человека действительностью. Можно предположить, что на смену общему и профессиональному образованию придет целостное совокупное личностно развивающее. Основанием для такого предположения служат следующие тенденции развития современного образования.
Тенденции развития современного образования:
1. Каждый уровень образования признается органической составной частью системы непрерывного образования. Эта тенденция постепенно реализуется путем создания интегративных образовательных учреждений, объединяющих гимназию, колледж, университет.
2. В образование широко внедряются информационные технологии, включая мультимедиа и виртуальные технологии. Их применение существенно изменяет традиционное когнитивно ориентированное обучение. Компьютеризация и технологизация образования, значительно, расширяют интеллектуальную деятельность обучаемых.
3. Происходит переход от жестко регламентированной организации образования к вариативному, блочно-модульному, контекстному обучению. Эти формы обучения предпологают высокий уровень развития учебной самостоятельности, способности к самореализации и самообразованию.
4. Взаимодействие педагога и обучаемого изменяется, приобретая характер сотрудничества. И педагог, и обучаемый становятся равноправными субъектами образовательного процесса.
5. Постепенный переход от преемственности всех уровней образования к целостному совокупно-интегрированному образованию, предполагает совместную ответственность за процесс и результат образования, предусматривает способность к самоопределению – действенной компетенции в сфере принятия решений в непрерывно изменяющихся социальных, культурных, образовательных и профессиональных ситуациях.
Эти тенденции характеризуют современное состояние образования в развитых странах и обусловливают принципы его реформирования.
Основные принципы развития образования: — смыслообразующим фактором проектирования образования становится развитие личности обучаемого. Центрация образования на становление личности обуславливает принципиально новую организацию,содерж. Образования и техн.обучения;- целью образования провозглашается формирование компетентностей, компетенции и социально значимых качеств обучаемого как личности, способностей к самоопределению, самообразованию, саморегуляции и самоактуализации;- дифференциация содержания и организации процесса образования осуществляется на основе учета индивидуально-психологических особенностей обучаемых, их потребностей в самореализации;- обеспечивается преемственность всех уровней образования с ориентацией на целостное образование. Ядром реализации этого принципа провозглашается развив. Личность обучаемого,которая станет фактором междисциплинарной интеграции содержания и технологий обучения;- адекватность уровней образования и культуры обеспечивается вариативным, личностно-развивающим характером содержания образования и технологиями обучения.
В материалах по проблемам модернизации образования определены следующие Приоритеты образования:-развитие новых стандартов образования, тематическим ядром которых станут ключевые компетентности, ключевые компетенции, социально значимые и метопрофессиональные качества обучаемых. — формирование межкультурной компетенции, которое должно стать основой толерантного образа жизнедеятельности людей, преодоления их социальной разобщенности, ментальной несовместимости;
Обеспечение непрерывного образования в течение всей жизни человека путем формирования познавательных компетенций;- воспитание социальной компетенции – развитие способности к кооперантной деятельности, формирование умения жить, учиться, работать в группе, команде, коллективе и др. ;- инициирование самоактуализации и самоопределения обучающегося в процессе обучения, подготовка его к свободному выбору альтернативных сценариев жизнедеятельности.
Обучение как процесс осуществляется в обучении и учении, которые образуют единство. Обучение – это целенаправленная, последовательная трансляция социокультурного опыта другому человеку в специально организованных условиях семьи, школы и др. Реализуется обучение в педагогической деятельности учителя,преподавателя,мастера производственного обучения, инструктора. Способность обучаемого к присвоение социокультурного опыта называется обучаемостью, а результат процесса обучения – обученностью.
Образование как результат представлено в двух ипостасях. Прежде всего результат образования фиксируется в форме стандарта. Современные стандарты образования определяют содержание и объем знаний и умений, включают требования к качествам человека, которые должны быть сформированы при изучении данного учебного предмета. В целом стандарт образования отражает оптимальный уровень социокультурного опыта, который должен приобрести обучаемый по окончании учебного заведения. Второй состовляющей результата образования является образованность человека: уровень его подготовленности, совокупность сформированных знаний, умений, социальных, интеллектуальных, поведенческих качеств и социокультурный опыт.
Полноценное системное образование, полученное в процессе обучения, создает условия для реализации человеком себя как личности, повышает его социально-профессиональную мобильность, закладывает основу конкурентоспособности в меняющихся условиях жизни.
Существует две трактовки образования:
Образование как передача и освоение социокультурного опыта, реализуемое посредством технологий, обеспечивающих достижение эталонных результатов обучения, осуществляемых на основе специально переработанного содержания и критериального контроля;
Образование как непрерывный процесс развития человека от рождения до старости, реализуемое с помощью технологий, обеспечивающих формирование и развитие компетентностей, компетенций, социально и профессионально значимых качеств, оценка которых осуществляется на основе критериального мониторинга.
В настоящее время в теории и практике представлены три парадигмы профессионального образования: когнитивно, деятельностно и личностно ориентированная.
В соответствии с когнитивной парадигмой образование рассматривается по аналогии с познанием, а его процесс: постановка целей, отбор содержания, выбор форм, методов и средств обучения – осуществляется как квазиисследовательская деятельность. Образование понимается как трансляция социокультурного опыта новому поколению. Главное – информационное обеспечение личности, а не ее развитие.
Деятельностно-ориентированная парадигма образования имеет отчетливо выраженную функционалистскую направленность. Образование по своей функции является социокультурной технологией формирования знаний, умений и навыков, а также обобщенных способов умственных и практических действий, обеспечивающих успешность социальной, трудовой и художественно-прикладной деятельности. Эта парадигма в наибольшей мере ориентирована на подготовку учащихся в системе начального профессионального образования- это целевая установка данной парадигмы образования. И когнитивно- и деятельностно-ориентированное образование направлены на достижение качества образования, понимаемое как обученность и социально-профессиональная подготовленность.
Центральным звеном личностно ориентированного образования является непрерывное развитие личности обучаемых. Эта парадигма адекватна философии открытого образования, предполагает не только образование, но и самообразование, не только развитие, но и саморазвитие. Ориентированное на индивидуально-психологические особенности личности, оно должно быть вариативным, представлять обучаемым свободный выбор образовательных маршрутов.
Все рассмотренные парадигмы образования в настоящее время востребованы профессиональной школой. Их выбор определяется учебной профессией и специальностью, содержанием учебной дисциплины, профессионально обусловленным опытом педагога.
Инновационные компоненты рассмотренных образовательных парадигм- ключевые компоненты, ключевые компетенции и метапрофессиональные качества. Их реализация потребует разработки нового содержания профессионального образования и введения новых государственных стандартов, ориентированных на результаты образования, включающие данные ключевые компоненты.
Внедрение в практику работы профессиональной школы инновационных подходов позволит существенно улучшить качество образования, повысить его экономическую эффективность, обеспечить социально-профессиональную защищенность личности.
Психологические идеи в учении Платона
... части: высшую и низшую. В этом мифологическом образе были выражены важные психологические идеи. Проводилось различие не только между уровнями познавательной деятельности (сенсорным и интеллектуальным), ... вожделеющей души – египтянам и другим народам Востока. Сословная иерархия также строилась по психологическому принципу. Большой ум присущ аристократам, мужество – воинам, страсти и влечения – ...
Тема История возникновения и развития социально-психологических идей
... «Психологические теории и концепции личности» – словарь-справочник 3. http://psi.webzone.ru/ – Психологический словарь Занятие 2. Тема История возникновения и развития социально-психологических идей Основные понятия: рефлексология, ... целями и задачами людей, достигших в процессе социально ценной совместной деятельности высокого уровня развития». А как можно охарактеризовать сплоченную и давно ...