Психологическое сопровождение УВП в школе

Для организации профильного обучения проблемой является переход школы на новую модель планирования и организации УВП с позиции профильной адаптации.

Большое значение в сопровождении экспериментальной работы по организации профильного обучения принадлежит деятельности психологической службы школы.

Главная цель психологической службы нашей школы: содействие оптимизации психологического и личностного развития школьников, обеспечивающее психологическую готовность к жизненному самоопределению, включающего самоопределение личностное, социальное, профессиональное.

Поэтому деятельность психологической службы включает в себя создание психолого-педагогических условий, обеспечивающих формирование учебной деятельности учащихся, сохранения психического здоровья, духовное и социальное развитие ребенка в каждом возрастном модуле.

Основными направлениями психологической службы в школе являются:

• Диагностическое

• Психопрофилактическое

• Коррекционно – развивающее

• Консультативное

• Психологическое просвещение

На данном этапе развития психологической службы в школе работают два психолога.

За каждым закреплены параллели классов, в которых психолог реализует все направления деятельности психологической службы, охватывая работу с учащимися, педагогическим коллективом, родителями и взаимодействие с другими службами и организациями города.

Основными идеями психологической службы школы являются:

— в работе с учащимися — возможность гармоничного развития каждого школьника, адаптированного в обществе

-с педколлективом – обеспечение информацией, необходимой для принятия

управленческих решений по реализации УВП на уровне учителя, классного руководителя, администрации школы, создание оптимальных психологических условий для эффективного УВП с учетом индивидуальных психологических особенностей учащихся.

-в работе с родителями – создание единой воспитывающей среды, обеспечивающее гармоничное развитие ребенка в семье

-в работе с внешкольными организациями – сотрудничество с целью оптимизации научно- теоретической и практической деятельности психологической службы

Рассмотрим реализацию основных идей и направлений психологической службы в каждом компоненте структуры нашей психологической службы через различные формы и методы организации работы.

4 стр., 1548 слов

Изучение установки грузинской психологической школой

... Объект данной работы – Грузинская психологическая школа. Предмет – установки Грузинской психологической школы. Цель курсовой работы состоит в том, ... на деятельность личности воздействуют различные социальные ценности. Благодаря социальным установкам деятельность личности ... учреждениях, в школах, в клиниках. Ведется интенсивный поиск организационной структуры психологической службы, налаживание ...

Педколлектив. Главный принцип работы – оказание помощи руководству, учителям в создании обстановки доброжелательной требовательности к ученикам, уважение к их личности, создание ситуации успеха на уроках, формирование у учащихся позитивного отношение к своим возможностям и перспективам профессионального самоопределения, формирование уверенности к себе и способности реализовать свои жизненные планы.

В начале учебного года, совместно с завучами по учебной части, определяется деятельность психолога в методической работе: участие в педсоветах и методсоветах, проведение семинаров, педконсилиумов, лекций, консультаций и тренингов для учителей. Определяются основные стратегии психологического сопровождения учащихся на разных этапах обучения, реализации опытно-экспериментальной работы.

С заместителем директора по воспитательной работе планируется работа с методическим объединением классных руководителей по профилактике правонарушений среди подростков с девиантным поведением, созданию эффективной воспитывающей среды в классах, управлению и развитию классных коллективов – планирование классных часов, тренингов, диагностической работы, консультаций, работы с родителями.

Психологи нашей школы в тесном контакте работают с инспектором по охране прав детства (оказание помощи детям – сиротам, детям из малообеспеченных семей через индивидуальные консультации, привлечение детей к посещению кружков, факультативов по психологии, обучение в психологических классах), социальным педагогом, медсестрой, валеологом (реализация ОЭР по формированию ЗОЖ), библиотекарем (приобретение литературы с целью просвещения школьников, повышение психологической грамотности родителей, учителей и учащихся, проведение совместных мероприятий).

Родители. На протяжении деятельности психологической службы школы сформировались следующие формы работы с родителями:

1. Родительские собрания — ознакомление родителей:

— с психологическими особенностями учащихся на разных возрастных этапах;

— с прохождением адаптационного периода первоклассников, пятиклассников, учащихся профильных 9,10 классов;

— преодоление трудностей связанных с УВП и личностным развитием и формированием характера учащихся.

2. Индивидуальные консультации родителей по различным вопросам.

3. Выпуск психологической газеты, лектории для родителей по актуальным проблемам, связанным с воспитанием детей.

4. Диагностика семейных взаимоотношений.

5. Семинары, тренинги по эффективному взаимодействию с детьми.

6. Встречи со специалистами психологических центров.

Учащиеся.На схеме указаны важнейшие направления психологического сопровождения школьников:

Психодиагностическая и профилактическая работа

Все виды психодиагностической работы направлены на то, чтобы помочь ученику поверить в свои возможности, стимулировать у него стремление к самовоспитанию и преодолению негативных проявлений характера. В нашей школе проводится диагностика личностного развития и классных коллективов с целью профилактики при решении конкретных задач:

12 стр., 5651 слов

Развитие творческих способностей учащихся детской художественной ...

... работа с учащимися детских художественных школ, педагогические наблюдения за учебно-творческой деятельностью на занятиях по живописи, анализ учебно-творческих работ учащихся. Практическая значимость., Внедрение курсовой работы., Структура курсовой работы. 1. Психолого-педагогические особенности развития творческих способностей учащихся детской художественной школы ... способности детей на ... говорить о ...

— определение уровня развития детей;

— выявление причин школьной дезадаптации первоклассников, пятиклассников, учащихся профильных классов, подготовка педконсилиумов, классно-обобщающего контроля;

— комплектование классов с углубленным изучением предметов, профильных классов;

— выявление психологических причин нарушения общения;

— изучение личностных особенностей учащихся;

— диагностика профессиональной направленности;

— выявление психологических перегрузок связанных с УВП;

Консультативная работа – проведение индивидуальных и групповых консультаций детей по проблемам обучения, жизненного и профессионального самоопределения, вопросам взаимоотношений со сверстниками, родителями, учителями, самовоспитания и саморазвития.

Самое большое внимание уделяется коррекционно- развивающей деятельности.

Психологи школы помогают учащимся в развитии их способностей, склонностей, организуют работу по преодолению отклонений в развитии, нарушение в поведении и обучении детей, способствуют их личностному росту и профессиональному самоопределению. Ключевыми вопросами в работе с учащимися является работа с одаренными детьми, детьми с девиантным поведением, профориентационная деятельность.
Работа с одаренными.
Психодиагностика одаренных учащихся направлена на выявление интеллектуальной одаренности, креативности, профиля мышления и интеллектуального потенциала учащихся.
Профилактическая деятельность с одаренными детьми заключалась в коррекции тревожных состояний, утомления учащихся; индивидуализации обучающей среды. Эта деятельность осуществлялась через следующие формы деятельности: индивидуальные и групповые консультации учителей, просвещение учителей по проблемам обучения одаренных детей, создание ситуации успеха на уроке, использование технологий личностно-ориентированного обучения, учет типа мышления учащихся при выборе методов обучения.

С учащимися проводились тренинги уверенности в себе и тренинги развития лидерских качеств, компьютерный тренажер на развитие процессов мышления.

Работа с детьми девиантного поведения реализует все направления деятельности службы. Психодиагностика заключается в изучение эмоционально – волевой и мотивационной сферы (тест Люшера, Бааса – Дарки на агрессивность), личностно – типологических особенностей (тест MMPI, акцентуации характера по Шмишеку, тест Кеттела), выявление группы риска по предрасположенности к наркозависимости.

Психологическая коррекция детей с отклоняющимся поведением традиционно включает: « Час общения», телефон доверия, консультации; индивидуальную коррекционную работу: «Куда пойти учится?», «Обуздай свой гнев», «Мой характер», экспресс-тренинги «Владей собой», «Самопознание», тренинг снижения агрессии. Тренинги на базе психологических реабилитационных центров.

6 стр., 2585 слов

Готовность детей с ЗПР к обучению

... детей, проходивших экспериментальное обучение (рисование, лепка, аппликация, конструирование и др.), сформировались различные элементы учебной деятельности, ... остается стойкая неуспеваемость учащихся. В настоящее время трудности в обучении, по данным разных ... воспитании, обучении, образовании посвящено значительное число исследований. Многие работы отражают проблему психологической готовности ребенка ...

Система профориентации в образовательном пространстве школы

В процессе сопровождения психологическая служба решала различные задачи исходя из специфики работы школы, как школы профильной адаптации:

Помощь учащемуся в решении актуальных задач развития, обучения, социализации: проблемы с выбором образовательного и профессионального маршрута, проблемы самоопределения и саморазвития, проблемы взаимоотношений со сверстниками, учителями, родителями.

Повышение мотивации обучения путем введения элективных курсов и активных методов обучения.

Развитие психолого-педагогической компетентности учащихся, родителей, педагогов, администрации.

Результат организации профильного образования — формирование у учащихся следующих компетенций: умение самостоятельно учиться и переучиваться в случае необходимости; желание повышать свою квалификацию, свой статус (стремление к самосовершенствованию); быть способным быстро адаптироваться к новым условиям жизни и труда, принимать ответственные решения; проектировать собственную деятельность: уметь ставить цель, задачи, находить эффективные способы деятельности, анализировать собственную деятельность, деятельность других.

Сложилась определенная система профориентации и профилизации в рамках деятельности психологической службы.

Взаимодействие с внешкольными учреждениями. Для того, чтобы учащиеся всесторонне могли получить психологическую помощь, чтобы будущие выпускники имели представление где они могут учиться дальше, быть востребованными как специалисты, куда обратиться за помощью, психологическая служба активно взаимодействует с различными психологическими реабилитационными и образовательными центрами города.

Центры оказывают большое содействие в коррекции, развитии и профессиональной ориентации наших учащихся.

-Психоневрологический центр социальной реабилитации детей младшего школьного возраста.

-Психоневрологический центр социальной реабилитации подростков «Рауан».

-Психоневрологический центр Со-реабилитации подростков с делинквентным поведением.

-Областное ИПК ПКучителей.

-Региональный центр «ДАРЫН» — совместная деятельность по проблемам одаренных детей: проведение семинаров, диагностика по выявлению одаренных детей,
тренинги с участниками олимпиад, конкурсов Лидер ХХ века, подготовка научных проектов школьников по психологии.

-Республиканский центр по проблемам наркомании – психологические тренинги психологов, учителей, просветительская работа с учащимися школы.

-Городской центр по формированию привитию ЗОЖ – решение задач по реализации эксперимента « Школа – здоровая среда»

-ИнЕУ– интегрированные уроки с ведущими специалистами в профильных психологических классах, день открытых дверей – профильное самоопределение учащихся психологических классов, проведение студентами психодиагностической, просветительской и развивающей работы в период прохождения практики: тренингов, классных часов, групп психологической поддержки и т.д.

3 стр., 1452 слов

О готовности учащихся сельских школ к обучению в среднем звене

... педагогического процесса. Несформированность мыслительных операций у учащихся 5-х классов, особенно сельских школ, заставила нас провести обследование деятельности учителей начальных классов. Полученные результаты свидетельствуют ... развития произвольности, способности к саморегуляции. Для определения уровня готовности учащихся к обучению в среднем звене кафедрой психологии и медицинских проблем в ...

-ПГУ — участие психологов в научных семинарах кафедры педагогики и психологии, участие учащихся психологических классов в международных Сатпаевских чтениях.

-Павлодарский медицинский колледж – волонтерские группы студентов участвуют в совместной работе по профилактике делинквентного поведения среди учащихся нашей школы.

Таким образом, созданная система сопровождения УВП, профориентационной деятельности, практической психологической помощи учащимся в выборе профиля обучения,создание психологических классов, внедрение элективных курсов, может служить не только для развития различных сфер личности школьников, но и способствовать профессиональному и жизненному самоопределению учащихся.