Психологические особенности неуспевающих подростков

Оглавление

Введение 3

Глава 1. Проблема исследования психологических особенностей неуспевающих подростков в психолого-педагогической литературе 5

1.1. Показатели, причины школьной неуспеваемости подростков 5

1.2. Характеристика неуспевающего подростка как субъекта учебной деятельности 13

1.3. Личностные особенности неуспевающих подростков 16

Выводы по первой главе 19

Глава 2. Направления работы педагогов с неуспевающими подростками 20

2.1. Подходы, методы работы педагога с неуспевающими подростками 20

2.2. Рекомендации по профилактике учебной неуспеваемости подростков 24

Выводы по второй главе 27

Заключение 28

Список литературы 30

Введение

Формирование фундаментальных знаний, умений и навыков в различных областях и создание благоприятных условий для гармоничного развития личности в процессе обучения является одной из важнейших целей модернизации отечественного образования. Реализация этих задач тесно связана с успешностью обучения и с решением проблемы школьной неуспеваемости.

Отдельные аспекты проблемы школьной неуспеваемости и ее причин представлены в трудах П.П. Блонского, А.А. Бударного, И.В. Дубровиной, З.И. Калмыковой, Н.С. Лейтеса, Н.А. Менчинской, В.И. Самохваловой, А.С. Славиной и др. Рассматривая данную проблему, исследователи отмечают её многоаспектность, обусловливающую необходимость обращения к различным направлениям научного знания, позволяющим выявить и учитывать в образовательном процессе: особенности организации образовательного процесса; факторы, влияющие на успеваемость; особенности психического развития учащихся и их обучаемости; и др. Также отмечено, что для установления причин неуспеваемости, обусловленных особенностями личности ученика, необходимо выявить, от какого комплекса свойств личности главным об-разом зависит успех и неуспех обучения.

Анализ теоретических психолого-педагогических исследований и психолого-педагогической практики свидетельствует о том, что на фоне большого числа исследований проблемы школьной неуспеваемости, вопрос о роли в успешном обучении таких факторов, как психологические особенности учащихся и социально-психологические особенности взаимодействия субъектов образовательного процесса, до сих пор изучен недостаточно. Также недостаточно изучен возрастной аспект данной проблемы, в частности, до конца не раскрыты развития Клинико-психологические характеристики задержки психического развития">психологические особенности неуспевающих подростков.

24 стр., 11807 слов

Особенности и проблемы взаимодействия личности и общества, личности и коллектива, личности и группы

... . Таким образом, основная цель данной работы раскрыть особенности и проблемы взаимодействия личности и общества, личности и коллектива, личности и группы. Поставленная цель предполагает решение следующих ...

Актуальность данной проблемы обусловлена тем, что задачи повышения эффективности деятельности организации">повышения качества обучения и усвоения знаний на сегодняшний день продолжают оставаться нерешенными. Роль конкретных психологических факторов, лежащих в основе низкой успешности обучения и школьной неуспеваемости подростков, требуют дополнительного исследования. «Многоликость» школьной неуспеваемости в подростковом возрасте создает значимые трудности в работе учителей по её преодолению. Знания педагогов психологических факторов успешного обучения является недостаточно используемым ресурсом для повышения успешности обучения.

Таким образом, проблемой исследования является недостаточное изучение психологических особенностей неуспевающих подростков. Выявление этих особенностей необходимо для повышения успешности обучения подростков и для определения индивидуального образовательного маршрута для неуспевающего учащегося. Это определило выбор темы настоящего исследования: «Психологические особенности неуспевающих подростков».

Цель исследования — изучить психологические особенности неуспе-вающих подростков.

Объект исследования — неуспевающие подростки.

Предмет исследования — психологические особенности неуспевающих подростков.

3 стр., 1454 слов

Теоретические аспекты проблемы формирования мыслительных операций у подростков в процессе обучения

... формирования мыслительных операций у подростков в процессе обучения 1.1. Особенности развития мыслительных операций в подростковом возрасте Совершенствование школьного образования предполагает обновление содержания ... наглядных и абстрактных компонентов). На основе проведенных исследований он утверждал, что мышление в ходе обучения в школе становится более широким по объему ...

Достижение поставленной цели предполагает решение следующих задач исследования:

1. Раскрыть понятие школьной неуспеваемости, показатели, причины школьной неуспеваемости подростков.

2. Проанализировать характеристики неуспевающего подростка как субъекта учебной деятельности.

3. Изучить личностные особенности неуспевающих подростков.

4. Охарактеризовать основные подходы и методы работы педагога с неуспевающими подростками.

5. Проанализировать рекомендации по профилактике учебной неуспеваемости подростков.

Методом исследования является теоретический анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования.

Глава 1. Проблема исследования психологических особенностей неуспевающих подростков в психолого-педагогической литерату-ре

1.1. Показатели, причины школьной неуспеваемости подростков

Практикой школы давно доказано, что каждый школьник, не имеющий каких-либо органических дефектов, может усвоить знания в объеме школьной программы, однако не во всех случаях удается достигнуть необходимого уровня усвоения и отдельные учащиеся с трудом усваивают учебный материал. В связи с этим используется понятие «школьной неуспеваемости».

В психолого-педагогической литературе понятие неуспеваемости трактуется по-разному. П.П. Блонский под неуспеваемостью понимает ситуацию, в которой поведение и результаты обучения не соответствуют воспитательным и дидактическим требованиям школы [4, с. 31]. И.В. Дубровина трактует неуспеваемость как несоответствие подготовки учащихся обязательным требованиям школы в усвоении знаний, развитии умений и навыков, формировании опыта творческой деятельности и воспитанности познавательных отношений это определение мы выбрали в качестве рабочего [16, c. 10−16].

Неуспеваемость выражается в том, что ученик имеет слабые навыки чтения, счета, слабо владеет интеллектуальными умениями анализа, обобщения и др. Систематическая неуспеваемость ведет к педагогической запущенности, под которой понимается комплекс негативных качеств личности, противоречащих требованиям школы, общества. Это явление крайне нежелательное и опасное с моральной, социальной, экономической позиций. Педагогически запущенные дети часто бросают школу, пополняют группы риска.

13 стр., 6019 слов

Неуспеваемость учащихся младшего школьного возраста как педагогическая проблема

... школы; Предмет исследования - способы преодоления неуспеваемости младших школьников; Задачи: ·Охарактеризовать неуспеваемость в учебном процессе как педагогическую проблему; ·Определить типологию неуспеваемости в учебном процессе учащихся младшего школьного ...

Таким образом, школьная неуспеваемость — это, с одной стороны, ситуация, в которой поведение и результаты обучения не соответствуют воспитательным и дидактическим требованиям школы, а с другой, школьная неуспеваемость, как правило, приводит к социаль…

Список литературы

1. Ананьев, Б. Г. Психология педагогической оценки [текст] / Б.Г. Анань-ев // Избранные психологические труды. Том 2. — М., Просвещение, 1980. — 296 с.

2. Антонова, Г. П. Различия в мыслительной деятельности школьников при решении задач [текст] / Г. П. Антонова // Типические особенности умственной деятельности младших школьников. — М.: Просвещение, 1988. — 240 с.

3. Бабанский, Ю. К. Вопросы предупреждения неуспеваемости. — Ростов-на-Дону, 1972.

4. Блонский, П. П. Школьная успеваемость [текст] / П.П. Блонский // Из-бранные педагогические произведения. АПН РСФСР, 1961.

5. Божович, Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте [текст] / Л.И. Божович. — М.: Изд-во МПСИ, 2009.

6. Бударный, А. А. Преодолевать неуспеваемость [текст] / А.А. Бударный // Народное образование. — 1993, № 10.

7. Выготский, Л. С. Проблемы обучения и умственного развития [текст] / Л.С. Выготский // Избранные исследования. М., 1996.

8. Гельмонт, А. Н. О причинах неуспеваемости и путях ее преодоления [текст] / А.Н. Гельмонт. — М.: ИП РАН, 2004. — 342 с.

9. Давыдов, В. В. Учебная деятельность: состояние и проблемы исследования [текст] / В.В. Давыдов // Вопросы психологии, 1991, № 6.

10. Добрынин, С. Я. Структура и динамика мотивов деятельности [текст] / С.Я. Добрынин // Вопросы психологии, 1984, № 4.

11. Иванников, В. А. Психологические механизмы волевой регуляции [текст]: учебное пособие: 3-е изд. / В.А. Иванников // СПб.: Питер, 2006. — 2008 с.

12. Лейтес, Н. С. Умственные способности и обучаемость [текст] / Н.С. Лейтес. — М.: Педагогика, 1991.

13. Менчинская, Н. А. Обучение и умственное развитие [текст] / Н.А. Мен-чинская // Обучение и развитие. — М.: Просвещение, 1996.

4 стр., 1584 слов

Вопрос 1. Проблема биологического и социального в поведении людей

... как условие возникновения психических явлений и т. д. Вопрос 2. Проблема соотношения психических и физиологических процессов Между психикой и мозгом существует ... конца XIX в. как психофизиологическая. Эта проблема формально может быть выражена в виде вопроса: как соотносятся физиологические и психические процессы? ... Вопрос 1. Проблема биологического и социального в поведении людей Человек рождается ...

14. Менчинская, Н. А. Проблемы преодоления отставания в учении [текст] / Н. А. Менчинская, З. И. Калмыкова // Народное образование. — 1983. — № 4. — С. 31−39.

15. Неймарк, М. С. Психологический анализ эмоциональных реакций школьников на трудности в работе [текст] / М.С. Неймарк // Вопросы психологии личности школьников. — М.: Просвещение, 1973.

16. Практическая психология образования [текст] / под ред. И.В. Дубровиной. — М.: Академия, 1997.

17. Розенталь, У. Д. Некоторые проблемы повышения успеваемости в условиях всеобщего среднего образования [текст] / У.Д. Розенталь // Педагогика. — 1995. — № 8. — С. 49−57.

18. Самохвалова, В. И. Возрастные и индивидуальные различия запоминания разных видов материала [текст] / В.И. Самохвалова / Возрастные и индивидуальные различия памяти. — М.: Просвещение, 1997.

19. Славина, Л. С. Индивидуальный подход к неуспевающим и недисциплинированным школьникам [текст] / Л.С. Славина. — М.: Педагогика, 1988.

20. Сластенин, В. А. Педагогика [текст]: учебное пособие / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев. — М., 1997.

21. Степанов, В. Г. Психология трудных школьников [текст] / В.Г. Степа-нов. — М., 1998.

22. Эльконин, Д. Б. Психическое развитие в детских возрастах [текст]: учебное пособие / Д.Б. Эльконин. — М., 1996.

23. Ямбург, Е. А. Школа для всех: адаптивная модель [текст] / Е.А. Ямбург. — М.: Изд-во Института РАО, 1996.

Если вы автор этого текста и считаете, что нарушаются ваши авторские права или не желаете чтобы текст публиковался на сайте ForPsy.ru, отправьте ссылку на статью и запрос на удаление:

Отправить запрос

Adblock
detector