Психологическая характеристика младшего школьного возраста.

Младший школьный возраст — формирующаяся личность от 6−7 до 10−11 лет, характеризуемая повышенной впечатлительностью, внушаемостью, произвольностью, внутренним планом действия, самоконтролем и рефлексией.

Младший школьный возраст охватывает период жизни от 6 до 11 лет и определяется важнейшим обстоятельством в жизни ребенка — его поступлением в школу.

Психологическая характеристика младшего школьника:

1. Кризис 7 лет это период рождения социального «Я» ребенка. Особенности кризиса: переоценка ценностей, обобщение переживаний, возникновение внутренней жизни ребенка, смысловая ориентированная основа поступка, утрата детской непосредственности.

2. Социальная ситуация развития в младшем школьном возрасте. С поступления ребенка в школу устанавливается новая социальная ситуация развития «ребенок-родитель» и «ребенок-учитель». Центром социальной ситуации развития становится учитель.

3. Учебная деятельность — как ведущая деятельность. В младшем школьном, возрасте учебная деятельность становится ведущей. Учебная деятельность — особая форма активности ученика, направленная на изменение самого себя как субъекта учения. Каждая деятельность характеризуется её предметом. Предметом учебной деятельности впервые становится сам ученик, он меняется в процессе деятельности или его «я». Задача начальной школы состоит в том, чтобы научить ребенка учиться. Для успешной учебной деятельности необходима правильная мотивация.

4. Новообразования — идет интенсивное интеллектуальное развитие, «память становится мыслящей, а восприятие думающим», создаются предпосылки к развитию чувства взрослости.

Итак, основные психологические новообразования младшего школьного возраста составляют:

1. Произвольность и осознанность всех психических процессов и их интеллектуализация, их внутреннее опосредование, которое происходит благодаря усвоению системы научных понятий. Всех, кроме интеллекта.

14 стр., 6825 слов

Развитие быстроты у детей среднего школьного возраста на учебно-тренировочных занятиях по футболу

Министерство образования и науки Российской Федерации Департамент образования Вологодской области Государственное образовательное учреждение среднего профессионального образования «Тотемский педагогический колледж» Развитие быстроты у детей среднего школьного возраста на учебно-тренировочных занятиях по футболу Выпускная квалификационная работа по спортивным играм специальность 050720 Физическая ...

Интеллект еще не знает самого себя.

2. Осознание своих собственных изменений в результате развития учебной деятельности.

Все эти достижения свидетельствуют о переходе ребенка к следующему возрастному периоду, который завершает детство.

Структура учебной деятельности по Д.Б. Эльконину:

— МОТИВАЦИЯ УЧЕНИЯ — система побуждений, которая заставляет ребенка учиться, придает учебной деятельности смысл.

— учебная задача, т. е. система заданий, при выполнении которых ребенок осваивает наиболее общие способы действия;

— учебные действия, те, с помощью которых усваивается учебная задача, т. е. все те действия которые ученик делает на уроке (специфические для каждого учебного предмета и общие);

— действия контроля — те действия, с помощью которых контролируется ход усвоения учебной задачи;

— действие оценки — те действия, с помощью которых мы оцениваем успешность усвоения учебной задачи.

Развитие психических функций в младшем школьном возрасте:

Доминирующей функцией в младшем школьном возрасте становиться — мышление.

Мышлениеприобретает более обобщенный характер, первоначаьно мышление-конкретно, т. е. дети любое явление понимают дословно.

Завершается, наметившийся в дошкольном возрасте переход, от наглядно-образного к словесно-логическому мышлению. Школьное обучение строится таким образом, что словесно-логическое мышление получает преимущественное развитие. Если в первые два года обучения дети много работают с наглядными образцами, то в следующих классах, объём такого рода занятий сокращается.

10 стр., 4839 слов

1. Структура учебно-познавательной деятельности учащихся

... осуществляет учебно-познавательную деятельность. Во многих случаях это могут быть разрозненные внешне мотивированные действия. Учебно-познавательная деятельность - это ... в свою очередь, приводит к расстройству восприятия, внимания, памяти, мышления. Дефекты можно дифференцировать (от лат. differentia - разность, ... детям с трудностями в обучении дошкольного возраста и учащимся 1-го класса В ...

Важное условие для формирования теоретического мышления — формирование научных понятий. Теоретическое мышление позволяет ученику решать задачи, ориентируясь не на внешние, наглядные признаки и связи объектов, а на внутренние, существенные свойства и отношения.

В начале младшего школьного возраста восприятие недостаточно дифференцированно. Из-за этого ребёнок иногда путает похожие по написанию буквы и цифры. Хотя он может целенаправленно рассматривать предметы и рисунки, им выделяются, так же как и в дошкольном возрасте, наиболее яркие «бросающиеся в глаза» свойства — в основном цвет, форма и величина. Для того, чтобы ученик более тонко анализировал качества объектов, учитель должен проводить специальную работу, обучая его наблюдению.

Память — приобретает выраженный познавательный характер, ребенок начинает осознавать мнемическую задачу (задача запомнить), но память носит непроизвольный характер. Эмоции влияют на долговременность запоминаний.

Память развивается в двух направлениях — произвольности и осмысленности. Дети непроизвольно запоминают материал, вызывающий у них интерес, преподнесённый в игровой форме, связанный с яркими наглядными пособиями. Но, в отличие от дошкольников, они способны целенаправленно, произвольно запоминать материал, им неинтересный. С каждым годом всё в большей мере, обучение строится с опорой на произвольную память. Младшие школьники, как и дошкольники, обладают хорошей механической памятью. Многие из них, на протяжении всего обучения в начальной школе, механически заучивают учебные тексты, что приводит к значительным трудностям в средних классах, когда материал становится сложнее и больше по объёму. Совершенствование смысловой памяти в этом возрасте даст возможность освоить достаточно широкий круг мнемонических приёмов, то есть рациональных способов запоминания (деление текста на части).

В младшем школьном возрасте развивается внимание. Без достаточной сформированности этой психической функции, процесс обучения невозможен. На уроке учитель привлекает внимание учеников к учебному материалу, удерживает его длительное время. Младший школьник может сосредоточенно заниматься одним делом 10−20 минут. Недостаточно развиты свойства внимания: распределение, устойчивость. Способность к произвольному вниманию 10−15 минут.

3 стр., 1170 слов

Мотивы поведения личности

МОТИВЫ ПОВЕДЕНИЯ ЛИЧНОСТИ БНТУ, Минск, Республика Беларусь Проблема мотивации является актуальной как в отечественной, так и в зарубежной психологии. С одной стороны, это происходит потому, что выход к реальному поведению человека, к его регуляции требует сегодня познания закономерностей поведения человека. С другой стороны, назрела необходимость раскрытия связей внутренних мотивационных тенденций ...

Особенности личности младшего школьника:

МОТИВАЦИОННАЯ СФЕРА, как считает А.Н. Леонтьев, — ядро личности. Среди разнообразных социальных мотивов учения, пожалуй, главное место занимает мотив получения высоких отметок. Высокие отметки для маленького ученика — источник других поощрений, залог его эмоционального благополучия, предмет гордости.

А) Внутренние мотивы:

1) Познавательные мотивы— те мотивы, которые связаны с содержательными или структурными характеристиками самой учебной деятельности: стремление получать знания; стремление овладеть способами самостоятельного приобретения знаний;

2) Социальные мотивы— мотивы, связанные с факторами, влияющими на мотивы учения, но не связанные с учебной деятельностью: стремление быть грамотным человеком, быть полезным обществу; стремление получить одобрение старших товарищей, добиться успеха, престижа; стремление овладеть способами взаимодействия с окружающими людьми, одноклассниками.

Б) Внешние мотивы — учиться за хорошие отметки, за материальное вознаграждение, т. е. главное не получение знаний, какая-то награда.

САМОСОЗНАНИЕ: От отметки зависит развитие учебной мотивации, именно на этой почве в отдельных случаях возникают тяжелые переживания и школьная дезадаптация. Непосредственно влияет школьная отметка и на становление самооценки. Дети, ориентируясь на отметку учителя, сами считают себя и своих сверстников отличниками, «двоечниками» и «троечниками», хорошими и средними учениками, наделяя представителей каждой группы набором соответствующих качеств. Оценка успеваемости в начале школьного обучения, по существу, является оценкой личности в целом и определяет социальный статус ребенка. У отличников и некоторых хорошо успевающих детей складывается завышенная самооценка. У неуспевающих и крайне слабых учеников систематические неудачи и низкие оценки снижают их уверенность в себе, в своих возможностях.

8 стр., 3576 слов

Выдвижение общих версий о мотиве и личности преступника.

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ По вопросам полноты выдвижения версий совершения преступлений По делам об убийствах и умышленном причинении тяжкого Вреда здоровью, повлекшего смерть потерпевшего Общее планирование расследования после осмотра места происшествия. На первоначальном этапе расследования убийств особое значение приобретают вопросы выдвижения версий о расследуемом событии и планиро­вания ...

Полноценное развитие личности предполагает формирование чувства компетентности, которое Э. Эриксон считает центральным новообразованием данного возраста.

Эмоционально — волевая сфера:

Младшие школьники могут проявлять настойчивость в учебной деятельности. Со временем у них формируется выдержка, ослабевает импульсивность. Ученики проявляют волевые качества, в основном лишь для того, чтобы быть хорошими исполнителями воли других, чтобы заслужить к себе расположение взрослых.

В этом возрасте происходит появление важного новообразования — произвольного поведения. Ребенок становится самостоятельным, сам выбирает, как ему поступать в определенных ситуациях. В основе этого вида поведения лежат нравственные мотивы, формирующиеся в этом возрасте. Ребенок впитывает в себя моральные ценности, старается следовать определенным правилам и законам. То есть их поведение так или иначе, связано с основным мотивом, доминирующем в этом возрасте — мотивом достижения успеха. С формированием у младших школьников произвольного поведения тесно связаны такие новообразования, как планирование результатов действия и рефлексия. Ребенок способен оценить свой поступок с точки зрения его результатов и тем самым изменить свое поведение, спланировать его соответствующим образом. Появляется смыслово-ориентировочная основа в поступках, это тесно связано с дифференцированностью внутренней и внешней жизни.

Развитие личности младшего школьника зависит от школьной успеваемости, оценки ребенка взрослыми. Ребенок в этом возрасте очень сильно подвержен внешнему влиянию. В младшем школьном возрасте происходит рост стремления детей к достижениям. Поэтому основным мотивом деятельности ребенка в этом возрасте является мотив достижения успеха. Иногда встречается другой вид этого мотива — мотив избегания неудачи. В сознании ребенка закладываются определенные нравственные идеалы, образцы поведения. Ребенок начинает понимать их ценность и необходимость. Но для того, чтобы становление личности ребенка шло наиболее продуктивно, важно внимание и оценка взрослого.

5 стр., 2019 слов

II. Понятие «Мотивация». Виды мотивов личности.

I. Потребности человека по А. Маслоу. Содержательные парадигмы мотивации базируются на классификации потребностей человека - потребности первичные и вторичные. Процессуальные парадигмы основаны на потребностях, и на обстоятельствах, связанных с ними, которые определяют человеческое поведение - каково поведение людей, учитывая их восприятие. Самой известной является парадигма иерархии потребностей ...