Непродуктивные уровни общения
1. Примитивный уровень.
Это самый низкий уровень общения, когда один человек относится к другому так же, как относятся к вещи и результат достигается ценой унижения, подчинения, оскорбления другой личности. Хамство, унижение личностного достоинства (часто в присутствии свидетелей), издевательство, избиение и т.д. – вот примеры примитивного уровня общения.
Тактика взаимодействия с примитивным партнёром:
1) Уметь прогнозировать его позицию.
2) По возможности, показать себя выше его, соблюдая эмоциональную дистанцию. Вести себя в манере уверенного в себе человека: спокойный голос, осанка, раскрепощённая поза.
3) Попытаться манипулировать им, используя тактику псевдосотрудничества. Спокойным доброжелательным тоном оправдать его. Использовать момент его замешательства, чтобы “вставить ситуацию в рамку”.
2. Манипулятивный уровень.
Психологическая манипуляция – это управление человеком вопреки его воле и в ущерб его интересам с целью извлечения выгоды для собеседника (эмоциональной, моральной или материальной).
Манипуляция может быть сознательной и неосознанной.
Манипулятор делает нажим на слабые стороны человека: гордость, самомнение, жадность, слабую волю, низкую самооценку и т.д.; использует эмоциональную нестабильность человека: страх, радость, излишнюю впечатлительность, неуверенность и др. В арсенале манипулятора много разных приёмов: необходимый имидж, лесть, запугивание, обман, демонстрация доброты, попытка вызвать к себе сочувствие, жалость и т.д., которые он применяет в зависимости от своих целей и от личности собеседника.
Тактика взаимодействия с манипулятором:
Манипулятор – один из самых сложных партнёров, это хитрый партнёр в маске дбродетели. Необходим опыт общения с ним (свой и чужой) и духовная зрелость, чтобы противостоять ему.
1) Визуально и интуитивно оценить ситуацию, в которой разворачивается общение;
2) Постараться понять, почувствовать мотивы общения с Вами. Для этого пригодится умение ставить себя на место противоположной стороны и аналитические способности.
3) Держать под контролем свои эмоции, надеть маску равнодушия, прозрачности;
4) Постараться уйти от контакта. Резко, убедительно сказать: “Нет!”
Влияние стилей общения педагога на развитие эмоциональной сферы ...
... уровень тревожности и вызывает другие личностные изменения. Успешность обучения детей в начальной школе обусловлена характером организации учебно-воспитательного процесса, эмоциональным фоном, сопровождающим обучение, т. Е. стилем общения ... класса в количестве 48 человек и 8 учителей начальной ... лишь преподаванием. Попустительский стиль общения реализует тактику невмешательства, основу которой ...
Не оправдываться. Ваш уход – это Ваша победа!
Когда человек “натренирован” в удачном общении с манипуляторами, они к нему уже не подходят.
3. Стандартизированное общение или “контакт масок”.
Это формальное общение, когда отсутствует стремление понять и учитывать особенности личности собеседника или в этом нет необходимости. В общении используются привычные маски: “вежливость”, “строгость”, “безразличие”, “участие” и т.п. Маска понимается, как набор выражений лица, жестов, стандартных фраз. Она позволяет скрыть истинные эмоции, отношение к собеседнику. Это рождает холодность, пустоту и безликость отношений. В социуме такой уровень иногда необходим в некоторых ситуациях, чтобы люди не “задевали” друг друга без надобности, чтобы отгородиться от собеседника.
Общение на этом уровне предполагает простой обмен репликами для поддержания разговора в условиях, когда общающиеся особенно не заинтересованы во взаимодействии, но вынуждены общаться. Такое общение носит характер автоматизма и ограниченности. Это взаимодействие происходит на уровне простой привычки и не является источником активности человека.
Продуктивные уровни общения
Выход на продуктивные уровни общения начинается с жесточайших требований к соблюдению прав личности (!!!).
4. Конвенциональное общение (формально-ролевое).
Это общение по взаимному согласию. Не обязательно иметь взаимную симпатию, главное – уважать права личности. Регламентированы и содержание и средства общения и вместо знания содержания личности партнёра достаточно знания его социальной роли: продавец, врач, зритель, преподаватель, учащийся и т.д. На этом уровне есть обмен информацией или одностороннее получение информации.
5. Игровой уровень.
Каждый человек в жизни выполняет много социальных ролей, с помощью которых он общается в разных ситуациях. В детстве человек все роли проигрывает в сюжетных (ролевых) играх. Когда он становится взрослым, ему уже не нужно играть – общество ставит его в новые условия, в которых он уже обязан быть в новой роли: школьник, студент, молодой специалист, влюблённый, муж, отец, дед. Быстрее освоить новую роль помогает игровой уровень, так как он предлагает ритуал, юмор, внешний эффект опережает содержание, эмоциональную вовлечённость в присвоение нового образа.
Общение доверительное и роль – это не “маска”, а образ, который позволяет стать немного другим, определённым образом регламентирует поведение и общение.
6. Деловой уровень.
Деловое общение – это диалог по поводу какого-либо объекта. Предмет обсуждения один, а позиции могут быть разные. Для настоящего диалога необходима возможность отбросить свою позицию и принять другую. Двое стремятся к истине. В диалоге идёт столкновение позиций. Человек может быть сам собой в диалоге. Диалог будет тогда, когда идёт реакция одного на позицию другого. В деловом общении учитывают особенности личности, характера, возраста, настроение собеседника, но интересы дела более значимы, чем возможные личностные расхождения. Задача делового общения выработать стратегию, принять решение, которое устроит всех.
Психологические проявления лжи в общение людей
... и искреннего поведения у учащихся шестых классов. Предмет исследования: Признаки лжи в общении людей. Объект исследования: Вербальное и невербальное поведение подростка. Гипотеза исследования: Младшие подростки не ... Д. И. Дубровского, обман есть средство защиты и реализации интересов, как отдельных личностей, так и групп, классов, народов и государств. Обман может служить одной из ...
Особенности делового общения:
· доброжелательный настрой в разговоре;
· убедительность, доказательства, примеры;
· спокойный, серьёзный, уверенный вид.
7. Духовный (личностный) уровень.
Этот уровень характеризует такое взаимодействие, при котором люди способны к самому глубокому самораскрытию и постижению сущности другого человека, самого себя и окружающего мира. На этом уровне рождается вдохновение, озарение, чувство любви, ощущение счастья. В таких ситуациях происходит духовный подъём и развитие личности. На этом уровне снимаются все ограничения, можно затронуть любую тему, не обязательно прибегать к помощи слов, другой поймёт Вас по выражению лица, движениям, интонации. Такое общение возможно, когда людей объединяет не столько знание личности другого, сколько тождественность ценностных ориентаций.