Проблемы личности в психологии

ПРОГРАММА ПОДГОТОВКИ К ИТОГОВОЙ ГОСУДАРСТВЕННОЙ АТТЕСТАЦИИ

Педагогика

Педагогическая профессия и ее роль в современном обществе

Содержание и характеристика педагогической деятельности: мотив, цель, предмет, способы осуществления, результат.

Профессиональные и личностные качества и способности педагога.

Понятие о профессиональной компетентности педагога.

 

Возникновение и становление педагогики как науки

Основные педагогические понятия: воспитание, обучение, образование, педагогическая деятельность, педагогический процесс.

Задачи и методы педагогики. Связь педагогики с другими науками.

Классифицирование отраслей современной педагогики.

 

Ребенок как субъект целостного педагогического процесса

Факторы, влияющие на развитие личности: наследственность, среда, воспитание, активность личности.

Личностно-ориентированный подход в образовании.

Содержание основных документов о правах и обязанностях ребенка.

 

Роль воспитания в развитии и становлении личности ребенка

Сензетивные и кризисные периоды в развитии ребенка. Воспитание и обучение как факторы, обеспечивающие успешность развития.

Развивающая среда и ее роль в воспитании и развитии ребенка.

Зона актуального и ближайшего развития ребенка, важность их учета в процессе воспитания.

 

Целеполагание в педагогике. Закономерности и принципы воспитания

Понятие о цели воспитания, ее объективный характер. Всестороннее (разностороннее) и гармоническое развитие личности ребенка как идеальная цель воспитания.

Задачи дошкольного образования, их диалектическая связь с целью воспитания. Закономерности воспитания и принципы воспитания детей раннего и дошкольного возраста.

Теоретические основы обучения

Общее понятие о дидактике; дошкольная дидактика; процесс обучения; дидактические принципы обучения.

Модели обучения: учебно-дисциплинарная, личностно-ориентированная, прямое обучение.

Типы обучения: проблемное обучение, опосредованное обучение.

 

Методы и формы организации обучения

Понятие о методах и приемах обучения. Классификация методов обучения. Понятие об организационных формах обучения. Особенности обучения детей раннего и дошкольного возраста.

12 стр., 5879 слов

Педагогика как наука о воспитании. Основные педагогические понятия. Педагогика в системе педагогических наук. Связь педагогики с другими науками.

... о воспитании. Основные педагогические понятия. Педагогика в системе педагогических наук. Связь педагогики с другими науками.   Педагогика – наука об образовании, под которой понимаются воспитание и обучение ... учета индивид. и возр. особенностей, личных характеристик и возможностей детей: - изучать возможности детей - привлекать к деятельности - максимально опираться на собственную активность ...

 

Организация целостного педагогического процесса в дошкольном образовательном учреждении

Целостный педагогический процесс дошкольного учреждения: теоретические основы, сущность, структура, характеристика основных компонентов, их взаимосвязь.

Особенности содержания и организации педагогического процесса в условиях разных типов и видов образовательных учреждений, на различных ступенях образования.

Особенности организации жизни детей в разных возрастных группах в первой и второй половине дня.

 

Преемственность как обеспечение непрерывности воспитательно-образовательного процесса

Содержание показателя готовности к школе. Структура готовности к школе. Особенности воспитательно-образовательной работы в старшем дошкольном возрасте.

Работа дошкольного учреждения с семьей по проблемам подготовки детей к школе.

Определение форм связи дошкольного образовательного учреждения со школой.

 

Сотрудничество детского сада и семьи

Роль семьи в формировании личности.

Установление единства в воспитании, педагогическое просвещение родителей, изучение и распространение опыта семейного воспитания, ознакомление родителей с жизнью и работой дошкольного учреждения.

Формы сотрудничества дошкольного учреждения с семьей.

 

Психология

Психология как наука

Предмет психологии, его специфика, сознание как наивысшая форма развития психики. Задачи и методы. Житейская и научная психология. Отрасли психологии. Связь психологии с другими науками, обособленное место психологии в системе наук. Основные категории психологии, классификация психических явлений. Роль психологии в педагогической деятельности.

 

Проблемы личности в психологии

Понятие личности в психологии. Соотношение понятий: «человек», «индивид», «личность», «индивидуальность». Психологические теории личности. Конституционные типологии. Структура личности. Мотивы и потребности. Направленность личности.

Психология индивидуально-психологических особенностей личности

Общее понятие о темпераменте. Основные компоненты темперамента. Физиологическая основа темперамента. Типы темпераментов и их психологическая характеристика. Темперамент и деятельность.

4 стр., 1983 слов

« Театрализованная деятельность как средство эмоционального развития детей дошкольного возраста»

Содержание Введение…………………………………………………………………………………………………………...3 Глава1.Эмоциональное развитие детей в театрализованной деятельности……………………………………………………………………………………………………..6 1.1 Характеристика театрализованной деятельности и руководство ею в ДОУ…………………………………..…………………………………………………………………………..6 1.2 Эмоциональное развитие ребенка дошкольного возраста……………………………………………………………………….14 1.3 Педагогические ...

Понятие о характере. Соотношение характера и темперамента. Природа характера. Структура характера. Степень выраженности характера. Акцентуации характера.

Природная основа способностей. Уровни и виды способностей.

Учёт индивидуально-психологических особенностей ребенка в процессе обучения и воспитания.

 

Познавательная деятельность личности

Понятие о внимании. Общая характеристика, виды, свойства внимания и возможности управления им.

Ощущения и их роль в познавательной деятельности человека. Классификация, виды, закономерности ощущений.

Понятие восприятия. Виды восприятий.

Понятие памяти. Виды памяти и их характеристика. Индивидуальные особенности памяти.

Понятие мышления. Особенности и характеристика основных мыслительных процессов. Формы мышления. Виды и индивидуальные особенности мышления.

Понятие о языке и речи. Виды и функции речи. Развитие речи.

Воображение как высший познавательный процесс. Виды воображения и их характеристика. Воображение как основа творческой деятельности.

Эмоционально-волевая организация деятельности

Общие понятия об эмоциях и чувствах. Виды эмоциональных состояний и их характеристика. Тревожность и стресс у детей, причины и способы преодоления. Виды высших чувств. Понятие воли. Формирование волевых черт характера у ребенка.

 

Основы возрастной психологии

Понятие развития психики в филогенезе и онтогенезе. Понятие возраста в психологии. Возрастная периодизация. Основные закономерности психического развития, этапы психического развития. Ведущий вид деятельности и зона ближайшего развития (Л.С. Выготский).

 

Особенности психического развития детей младенческого и раннего возраста

Сущность кризиса новорожденности. Социальная ситуация развития, ведущий вид деятельности , основные новообразования детей младенческого возраста. Роль общения в социализации младенца.

Социальная ситуация развития, ведущий вид деятельности, основные новообразования детей раннего возраста. Роль общения в социализации ребёнка раннего возраста. Роль игровой деятельности в социализации ребёнка раннего возраста. Кризис трёх лет.

5 стр., 2454 слов

Развитие бытовой деятельности в дошкольном возрасте(с рождения до 7 лет)

... играть важнейшую роль в организации бытовой деятельности и усвоении правил поведения. Подчеркнем особенности развития бытовой деятельности в дошкольном возрасте: формируется осознание необходимости выполнять ... Необходимыми условиями формирования при­вычек выступает положительное отношение ребенка к бытовой деятельности и систематическое повторение бытовых процессов, предполагающих его известную ...

Особенности психического развития детей дошкольного и младшего школьного возраста

Социальная ситуация развития, ведущий вид деятельности, основные новообразования детей дошкольного возраста. Роль общения в социализации ребёнка дошкольного возраста. Роль сюжетно ролевой игры в психическом развитии и социализации ребёнка дошкольного возраста. Кризис семи лет.

Социальная ситуация развития, ведущий вид деятельности, основные новообразования детей младшего школьного возраста. Сущность кризиса младшего школьника.

Особенности общения и группового поведения в школьном и дошкольном возрасте.

Понятия, причины, психологические основы предупреждения и коррекции социальной дезадаптации, девиантного поведения у дошкольников и младших школьников.

 

Психология деятельности

Основные виды деятельности личности.

Сущность общения как деятельности: Характеристика процесса общения и его специфика у детей различного возраста.

Игровая деятельность: Понятие и виды игр. Теоретические основы игры как ведущей деятельности дошкольника. Социальная природа игры.

Определение понятия учения. Учение как разновидность деятельности. Учение как деятельность ученика по усвоению знаний. Элементы учебной деятельности в дошкольном возрасте. Психологическая готовность к обучению в школе.

Элементы трудовой деятельности у детей дошкольного и младшего школьного возраста.

 

Организация развивающей предметно- пространственной среды в ДО (по ФГОС ДО)

Требования к организации развивающейпредметно- пространственной среды в ДО: обеспечение реализации различных образовательных программ, общения, совместной деятельности детей и взрослых, двигательной активности детей, уединения , учёт национально-культурных, климатических условий, возрастных особенностей детей. Учёт охраны и укрепления здоровья детей, особенностей и коррекции недостатков их развития. Принципы построения развивающей предметно-пространственной среды: содержательная насыщенность, трансформируемость, полифункциональность, вариативность, доступность, безопасность и др.

5 стр., 2149 слов

Формирование первичных представлений о числе у детей дошкольного и младшего школьного возраста (вопрос преемственности)

Содержание. Введение………………………………………………………………………….. 3 Глава I. Программы обучения детей математике в детском саду……………. 5 §1. Программа Васильева……………………………………………………….. 5 §2. Программа Моро.…..………………………………………………………... 11 §3. Программа Петерсон……………………………………….………………... 19 §4. Программа Истомина………………………………………………………... 25 Глава II. Сравнительный анализ обучения детей математике……………….. 30 §1. ...

Особенности содержания и организации педагогического процесса в раннем возрасте.

Примерный режим дня в группе раннего возраста. Особенности организации режимных моментов (приёма детей, приём пищи, прогулка, ежедневное чтение, дневной сон, уход домой).

Особенности организации занятий с детьми раннего возраста. Формы, методы и средства обучения и воспитания , их педагогические возможности и условия применения. Организация двигательного режима. Культурно — досуговая деятельность в раннем возрасте. Характеристика периода адаптации и организация воспитателем работы по взаимодействию с детьми и родителями.

 

Особенности содержания и организации педагогического процесса в младшем дошкольном возрасте.

Примерный режим дня в младшей группе. Особенности организации режимных моментов (приёма детей, приём пищи, прогулка, ежедневное чтение, дневной сон, уход домой).

Особенности организации занятий с детьми младшего возраста. Формы, методы и средства обучения и воспитания, их педагогические возможности и условия применения. Организация двигательного режима. Культурно- досуговая деятельность в младшем возрасте.

 

Особенности содержания и организации педагогического процесса в старшем дошкольном возрасте.

Примерный режим дня в старшей группе. Особенности организации режимных моментов (приёма детей, приём пищи, прогулка, ежедневное чтение, дневной сон, уход домой).

Особенности организации занятий с детьми старшего дошкольного возраста. Формы, методы и средства обучения и воспитания , их педагогические возможности и условия применения. Организация двигательного режима. Культурно- досуговая деятельность в старшем дошкольном возрасте.

 

Особенности содержания и организации педагогического процесса в подготовительной к школе группе.

Примерный режим дня в подготовительной к школе группе. Особенности организации режимных моментов (приёма детей, приём пищи, прогулка, ежедневное чтение, дневной сон, уход домой).

4 стр., 1877 слов

Основные правила коммуникативной деятельности организации

Содержание Введение Основные правила коммуникативной деятельности организации Заключение Список использованной литературы Введение Коммуникации представляют собой один из наиболее дискуссионных процессов в области организационного поведения. На практике эффективные коммуникации являются необходимым условием для успешного достижения стоящих перед организацией целей, но именно они составляют одну из ...

Особенности организации занятий с детьми в подготовительной группе. Формы, методы и средства обучения и воспитания, их педагогические возможности и условия применения. Организация двигательного режима. Культурно- досуговая деятельность в подготовительной к школе группе. Организация работы по взаимодействию с родителями и со школой в подготовительной к школе группе.

 

Теоретические основы развивающего обучения в дошкольном образовании.

Теоретические основы развивающего обучения: концепция, идея, основные положения теории развивающего обучения (Выготский Л.С., Леонтьев А.Н.Занков Л.В.Эльконин Д.Б. В.В.Давыдов) Ребенок — субъект всех видов человеческой деятельности. Развитие психических процессов в ходе деятельности человека. Понятие ведущего типа деятельности (игры) в дошкольном возрасте. О важности построения развивающего обучения на основе игры. Принципы развивающего обучения (проектирования, определения зоны ближайшего развития, учета сензитивных периодов развития, субъектности, амплификации детского развития, нравственного обогащения, обязательной рефлексивности и др.).

 

Детское творчество как фактор развития личности

Понятие детское творчество. Элементы творческого процесса: мышление, восприятие, память, чувственная сфера… Особенности проявления творческих способностей у детей в продуктивных видах деятельности (рисовании, лепке, аппликации).

Создание условий для развития детского творчества в продуктивной деятельности на занятиях, вне занятий в ДОУ. Руководство творческим процессом. Педагогическая поддержка творчески одарённых детей.

 

2. Содержание психолого-педагогической работы по продуктивной деятельности (рисование, лепка, аппликация) в образовательной области «художественно-эстетическое развитие» в Примерной основной образовательной программе «От рождения до школы» под ред. Н.Е. Веракса. Планирование.

Основные цели и задачи образовательной области. Краткое содержание работы в разных возрастных группах. Планирование различных видов деятельности (рисование, лепка, аппликация).

2 стр., 717 слов

Задачи, принципы и основные направления музыкально-ритмического и логоритмического воспитания детей с нарушениями речи. Особенности работы с детьми, имеющи

... мышления на логоритмических занятиях у дошкольников // Актуальные проблемы обучения, адаптации и интеграции детей с нарушениями развития: Тезисы международного семинара ... , но и на включении в интегративную деятельность мозга пораженных и недеятельных структур путем их ... -ритмического и логоритмического воспитания детей с нарушениями речи. Особенности работы с детьми, имеющими разные речевые нарушения ...

Тематика. Планирование занятий, индивидуальной работы, работы вне занятий. Обеспечение единства воспитательных, обучающих и развивающих целей и задач. Структура занятий, учёт интеграции образовательных областей.

 

Организация продуктивных видов деятельности (лепки ) в разных возрастных группах ДОУ.

Формы организации детей на занятиях, вне занятий. Подготовка к занятиям. Тематика. Задачи. Средства. Руководство деятельностью детей с учетом возраста и индивидуальных особенностей детей группы. Методы и приёмы лепки в разных возрастных группах. Оценка продуктов детской деятельности. Создание условий для самостоятельной деятельности и развития творчества детей в лепке в разных возрастных группах.

 

Организация продуктивных видов деятельности (рисования ) в разных возрастных группах ДОУ.

Формы организации детей на занятиях, вне занятий. Подготовка к занятиям. Тематика. Задачи. Средства. Руководство деятельностью детей с учетом возраста и индивидуальных особенностей детей группы. Методы и приёмы обучения рисованию в разных возрастных группах. Оценка продуктов детской деятельности. Создание условий для самостоятельной деятельности и развитие творчества детей в рисовании в разных возрастных группах.

Организация продуктивных видов деятельности (аппликации ) в разных возрастных группах ДОУ.

Формы организации детей на занятиях, вне занятий. Подготовка к занятиям. Тематика. Задачи. Средства. Руководство деятельностью детей с учетом возраста и индивидуальных особенностей детей группы. Методы и приёмы обучения аппликации в разных возрастных группах. Оценка продуктов детской деятельности. Создание условий для самостоятельной деятельности и развития творчества детей в аппликации в разных возрастных группах.

 

Теория и методика музыкального воспитания с практикумом

Цели и задачи музыкального развития дошкольников. Взаимосвязь музыкального развития, воспитания и обучения детей.

Цели и задачи музыкального развития дошкольников. Взаимосвязь музыкального развития, воспитания и обучения детей.

 

Современные образовательные программы по музыкальному воспитанию и развитию, основанные на использовании нескольких видов музыкальной деятельности.

Для какого возраста предназначена программа. Основные задачи. Принцип построения программы. Краткое описание программы.

 

Развлечения как форма организации жизнедеятельности детей. Театрализованная деятельность

Значение развлечения как формы организации жизнедеятельности детей. Цель развлечения. Виды развлечений. Возрастные особенности. Значение театрализованной деятельности в музыкальном развитии дошкольников.

 

Основы организации обучения детей в дошкольном возрасте

Особенности психических процессов в познавательной деятельности у детей дошкольного возраста. Методы, формы, средства и способы организации

деятельности детей на занятиях в дошкольном возрасте. Требования к занятиям с детьми в дошкольном возрасте с учётом ФГОС ДО. Принципы построения образовательного процесса: индивидуальный, поддержки самостоятельной активности, вариативности и др. Дифференцированный подход. Учёт возрастных и индивидуальных особенностей детей в процессе обучения. Педагогические и гигиенические требования к организации обучения на занятиях в дошкольном возрасте.

 

Приемы работы с одаренными детьми и способы коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими трудности в обучении.

Особенности развития одарённых детей. Организация и проведение групповых и индивидуальных занятий по различным разделам программы с одарёнными детьми. Приемы работы с одаренными детьми. Дифференцированный подход на занятиях. Способы коррекционной работы с детьми, имеющими трудности в обучении. Организация и проведение групповых и индивидуальных занятий по различным разделам программы с детьми, имеющими трудности в обучении.

 

Занятие, как основная форма обучения в детском саду.

Структура занятий. Триединство целей и задач. Виды занятий в разных возрастных группах. Требования к современному занятию. Модель взаимодействия педагога и ребёнка. Создание условий для познавательной активности детей на занятиях. Подготовка воспитателя к занятию. Подбор эффективных средств и методов обучения. Самоанализ, самоконтроль при проведении занятий. Индивидуальная работа на занятии.. Наблюдение и анализ различных видов занятий в разных возрастных группах.

 

 

Требования к содержанию и уровню подготовки детей дошкольного возраста.

Дошкольное образование как уровень системы образования. Единство целей и задач обучения, воспитания и развития личности дошкольника. Описание образовательной деятельности в соответствии с направлениями развития ребёнка, представленных в пяти образовательных областях (социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие).

Целевые ориентиры дошкольного образования как социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребёнка. Педагогическая диагностика, её задачи. Требования к составлению психолого-педагогической характеристики ребенка.

 

Теория и методика развития речи у детей

Характеристика методов и приемов развития речи детей дошкольного возраста

Понятие метода. Характеристика методов развития речи детей (наглядный, словесный, практический).

Характеристика методических приемов развития речи детей (словесные, наглядные, игровые)

 

 

Причины речевых нарушений

Органические и функциональные нарушения речи.

Виды патологий (пренатальные, натальные, постнатальные).

Наследственная предрасположенность. Генетические аномалии.

 

Формирование правильного звукопроизношения у детей дошкольного возраста. Этапы

Виды нарушений произношения.

Этапы коррекции произношения (постановка, автоматизация, дифференциация).

Способы постановки звуков. Содержание работы каждого этапа.

 

Взаимосвязь работы воспитателя и учителя-логопеда в процессе развития речи

Коррекционные задачи, стоящие перед воспитателем. Основные направления коррекционной работы воспитателя. Коррекционная работа вне занятий.

 

Роль артикуляционной гимнастики в формировании правильного звукопроизношения

Понятие артикуляционной гимнастики. Цели. Виды упражнений. Рекомендации и правила выполнения.

Теория и методика экологического образования дошкольников

1. Основные направления экологического воспитания детей. Особенности авторских программ по экологическому воспитанию детей. Анализ программ экологического воспитания дошкольников.

Основные направления. Программа А. Вересова «Мы земляне», программа Е. Рылеевой «Открой себя», программа экологического образования и воспитания старших дошкольников Н. А. Авдеевой и Г. Б. Степановой «Жизнь вокруг нас», программа В. И. и С. Г. Ашиковых «Семицветик»,программа Н. А. Рыжовой «Наш дом — природа», программа С.Н. Николаевой «Юный эколог».

Экологические зоны в помещении дошкольного учреждения, их функции.

Экологическая комната. Лаборатория. Уголок природы. Зимний сад. Библиотека. Экологическая тропа. Огород, сад. Территория детского сада (ландшафтные, архитектурные объекты).

Музей, картинная галерея. Изостудия (художественная студия), дизайн-студия. Театральная студия (экологический театр).

Музыкальный зал. Физкультурный зал. Бассейн. Коридоры, холлы. Компьютерный класс (или отдельные компьютеры).

Кабинет труда (ручного, художественного).

 

Формы организации эколого-природоведческой работы в дошкольном учреждении, их характеристика.

Экскурсии. Прогулки. Опыт. Праздники и развлечения. Наблюдения. Практическая, исследовательская деятельность в природных условиях. Художественная литература.

НОД. Изобразительная деятельность. Игра. Уроки доброты. Экологические кружки. Экологические акции. Трудовой десант. Лаборатория юного эколога.

 

4. Виды игровых обучающих ситуации в ознакомлении детей с природой (по С.Н. Николаевой).

Определение игровой обучающей ситуации (ИОС) и ее значение в экологическом образовании детей дошкольного возраста. Виды ИОС и организация и проведение ИОС с игрушками – аналогами, с литературными персонажами, типа путешествий.

 

5. Методика организации экспериментирования в ознакомлении дошкольников с природой.

Сущность и значение экспериментальной деятельности дошкольников. Методика проведения экспериментальной (поисковой, опытнической) деятельности (по Л. М. Маневцовой).

Фиксация опыта.

 

Теория и методика математического развития

Теоретические и методические основы по формированию элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста.

Особенности психических познавательных процессов и учебно-познавательной деятельности детей дошкольного возраста.

Дидактические основы математического развития детей:

Принципы, методы обучения, задачи, содержание, формы работы по математическому развитию дошкольников в ДО.

Организация обучения дошкольников на занятиях.

Типы занятий, структура занятий по математическому развитию.

Организация и проведение групповых и индивидуальных занятий по математическому развитию дошкольников. Индивидуальный и дифференцированный подход в обучении математике. Педагогические и гигиенические требования к организации обучения на занятиях.

 

Организация обучения дошкольников вне занятий.

Создание условий для совместной и самостоятельной деятельности детей по математическому развитию. Работа по математическому развитию в режимных моментах (на прогулках, в различных видах деятельности).

Организация и оснащение математического центра в группе, организация самостоятельной деятельности в нём.

 

Теория и методика математического развития дошкольников как научная дисциплина.

 

Истоки развития (Тихеева Е.И., Блехер Ф.Н., Леушина А.М. и др.).

Современные концепции и методические системы математического развития дошкольника, их характеристика.Структура и содержание примерных и вариативных программ дошкольного образования по математическому развитию.

 

Методическая работа с воспитателями по взаимодействию с родителями

Работа с коллективом ДО по организации взаимодействия с семьей, ознакомление педагогов с системой новых форм взаимодействия с родителями с целью повышения педагогической культуры родителей, с целью вовлечения родителей в образовательную деятельность ДО. Планирование методической работы с воспитателями по взаимодействию с родителями. Планирование и проведение бесед с сотрудниками образовательного учреждения по проблеме оказания педагогической помощи детям и семье на основе результатов диагностической работы.. Взаимодействие администрации образовательного учреждения с воспитателями, музыкальным работником, руководителем физического воспитания, медицинским работником и другими сотрудниками по взаимодействию с семьёй.

Анализ процесса и результатов работы по взаимодействию с родителями. Требования к личности воспитателя, его профессиональные обязанности по взаимодействию с семьёй.

Разработка предложений по организации взаимодействия с семьей и сотрудниками дошкольного учреждения.

 

Взаимодействие ДО с родителями по направлениям развития детей.

Взаимодействие ДО с родителями по вопросам социально-коммуникативного развития, познавательного развития, речевого развития, художественно-эстетического развития, физического развития. Создание условий в семье, советы, рекомендации для родителей. Трудовое воспитания в семье и ДО. Детская самостоятельность и её проявления в семье. Взаимодействие ДО и родителей по сохранению и укреплению здоровья детей. Проектная деятельность ДО и семьи. Нравственное воспитание детей в семье. Единство ДО и семьи в вопросах гендерного воспитания. Влияние ДО на эстетическое воспитание детей в семье. Обсуждение с родителями достижений и трудностей в развитии ребенка (проведение индивидуальных бесед и консультаций с родителями в утренние или вечерние часы) Взаимодействие с родителями при поступлении в ДО. Взаимодействие с родителями в подготовительной к школе группе.

 

 

Теоретические и прикладные аспекты методической работы воспитателя детей дошкольного возраста

Теоретические основы методической работы воспитателя детей дошкольного возраста.

Методическая работа как целостная, основанная на достижениях науки и передового педагогического опыта система взаимосвязанных мер, направленных на всестороннее повышение квалификации и профессионального мастерства каждого воспитателя и коллектива в целом. Направления методической работы : воспитательное, дидактическое, психологическое, физиологическое, техническое, самообразовательное, частно-методическое и др. и их характеристика.

 

Методические формы повышения квалификации воспитателей в ДО.

Методические формы повышения квалификации воспитателей в ДО и их характеристика. Индивидуальные : индивидуальное шефство, наставничество, консультации, самообразование и др; групповые : проблемные консультации, творческие микрогруппы , тематические семинары, психологический тренинг, школа педагогического мастерства, организационно –д еятельностные, ролевые игры, школа молодого воспитателя, взаимопосещение занятий , творческие мастерские и др; фронтальные: педсовет, методсовет, психолого-педагогические семинары, аукционы знаний, методических находок, идей, педагогические и методические ринги, «Круглый стол», теоретические, методические и практические конференции, КМН (конкурс методических находок), фестиваль методических идей и др.

 

Концептуальные основы и содержание примерных и вариативных программ дошкольного образования.

Характеристика и анализ примерной основной образовательной программы: «От рождения до школы» под ред. Н.Е.Веракса, Т.С.Комаровой, М.А. Васильевой. Раскрыть основные положения программы, направления, основные цели и задачи, условия для их реализации. Дать характеристику отличительным особенностям программы: направленность на развитие личности, патриотическая направленность, направленность на нравственное воспитание, поддержку традиционных ценностей, укрепление здоровья детей, учёт индивидуальных особенностей и др.

Характеристика и анализ 2-х примерных вариативных программ (по различным направлениям развития ребёнка) на выбор.

 

Теоретические основы планирования педагогического процесса в дошкольном образовании.

Планирование воспитательной работы — это педагогическое моделирование деятельности воспитателя. Типы, виды, планирования в ДО: комплексно-тематическое планирование, перспективное планирование. Приниципы планирования. Последовательность действий планирования: определение целей и задач, содержания, форм, методов и средств при планировании. Планирование работы по самообразованию педагога. Разработки рабочей программы, оформление портфолио воспитателя. Требования к оформлению соответствующей документации.