Презентация на тему: КАФЕДРА ПСИХОЛОГИИ РИСКА, ЭКСТРЕМАЛЬНЫХ И КРИЗИСНЫХ СИТУАЦИЙ 2

КАФЕДРА ПСИХОЛОГИИ РИСКА, ЭКСТРЕМАЛЬНЫХ И КРИЗИСНЫХ СИТУАЦИЙ

ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ЭТИКА

Тема 1

ВВЕДЕНИЕ В ПРОФЕССИОНАЛЬНУЮ ЭТИКУ. ПРЕДМЕТ И ЗАДАЧИ ДИСЦИПЛИНЫ.

Учебные вопросы:

1.Цель, задачи и функции дисциплины «Профессиональная этика».

2.Соотношение понятий «этика», «мораль», «нравственность».

3.«Профессиональная этика» в системе наук и учебных дисциплин.

Литература

Основная:

1.Гусейнов А. А., Апресян Р. Г. Этика: Учебник. — М.: Гардарики, 2008.

2.Голубева Г.А. Этика: Учебник. – М.: Издательство «Экзамен», 2005.

3.Дружинин В.Ф. Демина Л.А. Этика: курс лекций. (учебное пособие для вузов).

– М.: Экзамен, 2005.

4.Иванов В. Г. Этика. – СПб.: Питер, 2009.

5.Луговой А.А. Этика: Краткий терминологический словарь./ Под общей ред. В.С. Артамонова. – СПб.: Санкт-Петербургскийуниверситет Государственной противопожарной службы МЧС России, 2006.

Дополнительная:

1.Гусейнов А. А., Введение в этику — М., 2005.

2.Иванов В. Г. Этика: Учебное пособие для студентов и преподавателей высших учебных заведений. СПб., 2004. Т. 1-2.

3.Кант И. Лекции по этике. М., 2006.

4.Луговой А.А., Власова И.В. Профессиональная этика: Тестовые задания для аудиторных занятий слушателей заочного обучения / Под общей

2 стр., 887 слов

Влияние познавательной деятельность человека на эффективность решения учебно-профессиональных задач.

Понятие психики. 2.Теории возникновения психики: панпсихизм, антропопсихизм, биопсихизм, учение о развитии психики в филогенезе А.Н. Леонтьева. Стадии развития психики животных. Сознание как высший уровень развития психики. Социальные и биологические предпосылки возникновения сознания человека. 6.Структура сознания: чувственное содержание, значение, смысл. 7.Характеристики сознания: совокупность ...

ред. В.С. Артамонова. – СПб.: Санкт-Петербургскийуниверситет Государственной противопожарной службы МЧС России, 2007.

Темы рефератов:

1.Происхождение и содержание термина «этика».

2.Роль этики и морали в жизни общества.

3.Профессиональная этика, ее роль и место в формировании мировоззрения и ценностных установок сотрудника ГПС.

ВВЕДЕНИЕ

В данном курсе перед нами стоит задача

уяснить специфику нравственности и нравственных явлений, дать собственно теоретическое определение морали, затронув некоторые коренные вопросы этики как науки, своеобразие профессиональной этики, служебного этикета сотрудника МЧС, этики межличностного повседневного общения, а также выяснить основные структурные образования морали и проблемы профессионально-нравственнойдеформации.

УЧЕБНЫЙ ВОПРОС № 1.

ЦЕЛЬ, ЗАДАЧИ И ФУНКЦИИ ДИСЦИПЛИНЫ

«ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ЭТИКА»

Термин «этика» происходит от древнегреческого

слова «ethos» («этос»), первоначально означавшего место совместного проживания, а затем — характер, темперамент, мода, покрой одежды, обычай. Для обозначения совокупности этических добродетелей как особой предметной области знания и для выделения самого этого знания как особой науки Аристотель (384-322гг. до н.э.) ввел термин«этика».

9 стр., 4391 слов

Психология и этика делового человека

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ИНДУСТРИАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ РЕФЕРАТ ПО ЭТИКЕ ДЕЛОВОГО ОБЩЕНИЯ На тему: «Психология и этика делового человека» Выполнил: студент группы 2264 Аветисян Анна Мгеровна Москва 2008 Содержание Введение…………………………………………………………………………..3 Сущность делового общения и ее основные принципы……………………….4 Внешний вид………………………………………………………………………7 Жесты и ...

Этика — это раздел философии, объектом изучения которой является мораль: происхождение, структура, функции, а также проблемы развития нравственности.

Этика — наука, которая изучает нравственные процессы, жизнь человека и общества: ведущие мотивы общественного поведения, нравственное бытие человека.

Cовременные границы предмета этики.

1.Проблемы свободы, необходимости и ответственности человека; нормативная этика, решение вопросов происхождения, развития и сущности морали; история этических учений; проблема моральных ценностей и вопросы нравственного воспитания.

2.Круг исследований: этические проблемы психологии, социологии, социальной психологии, этнологии, культурологии, антропологии, медицины, юриспруденции, права, искусства и т. д. Некоторые из этих направлений уже приобрели статус прикладных или самостоятельных дисциплин: экологическая этика, космическая этика, аксиологическая этика (или этика ценностей), ряд профессиональных этик — педагогическая, юридическая, журналистская, медицинская, торгового работника, этики бизнеса, деловой этики и т. п.

3.Возникают новые и актуальные направления этического исследования: например, этика ненасилия, этика религии, возродилась православная этика.

Функции этики как науки:

1. Этика фиксирует историю морали, ее состояние, принципы, идеалы и нормы.

2.Этика изучает сущность, происхождение, специфику морали, структуру нравственного сознания общества и личности, формулирует моральную философию общества и моральные кодексы, нормы и правила поведения человека, как в частной жизни, так и в профессиональной.

5 стр., 2025 слов

Вопрос21.БИОМЕДИЦИНСКАЯ ЭТИКА КАК ФОРМА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ ЛИЧНОСТИ ВРАЧА

... аргументы сводятся к следующему: если биомедицинская этика является этикой профессиональной, то и преподавать ее должнымедики-профессионалы.Но поскольку ... и неотъемлемые права человека, можно создать то, что будет рассматриваться как общечеловеческая мораль. В границах этой ... несмотря на то, что в современном российском обществе происходят серьезные изменения судебно-правовойсистемы в сторону роста ...

3.Этика призвана учить морали. Принято считать, что человек, изучив моральные правила и нормы, узнав о том, что такое добро, будет избегать делать зло, будет стремиться к совершенствованию, станет честным, порядочным и добродетельным . Но это далеко не всегда так. По-видимому,специфическая особенность

применения морального знания на практике связана с тем, что человек должен захотеть научиться быть

моральным.

В структуре этики выделяют следующие

части:

1) теоретическая этика (история этики и морали) —

раскрывает картину возникновения и развития этики от древности до наших дней, воссоздает эволюцию и сущность морали, ее различные социально-историческиетипы;

2)теория морали — учение о сущности морали, ее структуре, принципах и категориях, механизме действия морали;

3)нормативная этика — конкретизация морали данного общества, учение о высших моральных ценностях, моральных нормах, правилах общения и поведения людей в повседневной жизни;

4)профессиональная этика (практическая) — это конкретизация общечеловеческих моральных норм и принципов для отдельных групп людей, с учетом

9 стр., 4337 слов

Моральные нормы и нравственное поведение в отношениях "человек – общество — природа"

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ СЕРВИСА И ЭКОНОМИКИ СЫКТЫВКАРСКИЙ ФИЛИАЛ Контрольная работа По дисциплине: Экология На тему: Моральные нормы и нравственное поведение в отношениях «человек – общество - природа». Выполнил: студент Iкурса Анисимова Ольга Григорьевна Сыктывкар 2008 Введение Человек – часть природы, высшая ...

специфики их жизнедеятельности и особенностей профессии.

Презентация на тему: ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ЭТИКА — это вид трудовой морали общества, выступающий перед личностью в виде

ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ЭТИКА — это вид трудовой морали общества, выступающий перед личностью в виде норм, предписаний, правил поведения, оценок морального облика представителей различных профессий, особенно тех профессий, предметом труда которых является человек или социальные группы.

ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ЭТИКА СОТРУДНИКОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОТИВОПОЖАРНОЙ СЛУЖБЫ — это наука о применении общих норм и принципов морали в деятельности и повседневном поведении сотрудника ГПС МЧС.

Цель дисциплины «Профессиональная этика»:изучить и усвоить особенности профессиональной морали, систему этических знаний, необходимых для нравственного становления и развития сотрудника — профессионала, сформировать нравственную культуру курсанта, дать им возможность получить представление о путях морального совершенствования и способах разрешения нравственных конфликтных ситуаций в своей профессиональной деятельности.

Задачи дисциплины:

выработать у курсантов твердую убежденность в необходимости нравственного совершенствования;

изучить основные категории и нормы профессиональной этики;

7 стр., 3309 слов

Актуальность темы исследования. Общение условие и универсальный способ существования человека и общества, в процессе которого происходит обмен опытом, мате

Введение ВВЕДЕНИЕ Актуальность темы исследования. Общение - условие и универсальный способ существования человека и общества, в процессе которого происходит обмен опытом, материальным и духовными ценностями, вырабатываются общие нормы, принципы, идеалы, установки, взгляды в различных сферах жизнедеятельности. На протяжении своего существования человечество выработало различные способы общения, ...

усвоить нравственное содержание труда сотрудников противопожарной службы;

привить навыки нравственной культуры и успешной реализации ее в профессиональной деятельности;

сформировать у курсантов навыки соблюдения служебного этикета.

УЧЕБНЫЙ ВОПРОС № 2

СООТНОШЕНИЕ ПОНЯТИЙ «ЭТИКА», «МОРАЛЬ», «НРАВСТВЕННОСТЬ»

Этика (понятие ввел Аристотель) — наука о нравственности и морали, одна из древнейших теоретических дисциплин, возникшая как часть философии в период становления

рабовладельческого общества.

Нормативная этика — составная часть этики, в которой ставятся и решаются проблемы смысла жизни, назначения человека, содержания нравственного долга человека, обосновываются определенные моральные принципы и нормы.

Ригористическая этика — к ней причисляются все концепции, в которой высшей моральной ценностью признается выполнение долга; только следование велению долга определяет достойное с точки зрения морали поведение человека: нет никакой другой цели, кроме выполнения обязанностей. Типичный пример, этическая система И.Канта.

Теоцентрическая этика — совокупность религиозных этик, которые моральные ценности и нормы соотносят к сверхъестественному бытию и ему же подчиняют назначение человека на Земле. Типичное проявление такой этики в нашей культуре — христианская этика, в которой высшей ценностью

10 стр., 4823 слов

Этика как учение о морали и нравственности

... общества. Для этики объектом изучения является поведение людей. Но оно изучается различными науками: психологией, социоло­гией, правом... Этика же изучает поведение, развивающееся на основе моральных ... регулировать взаимоотношения людей в конкретном обществе (отношения между индивидами, группами индивидов, человеком и обществом и т.д.). Мораль требует от человека быть именно человеком, не опускаться ...

является Бог.

Эволюционная этика — исследует происхождение нравственности как результат биологической эволюции (этология, социобиология и др.); совокупность всех этических концепций, в которых жизнь признается высшим моральным благом и которые одобряют все действия, направленные на увеличение шансов развития человеческого рода и содействующие обеспечению жизни наибольшей устойчивости и интенсивности.

Мораль (понятие ввел Цицерон(106-43г. до н.э.) — предмет изучения этики; форма общественного сознания, выступающая в виде норм, правил и принципов, которыми люди руководствуются в своем поведении.Мораль регулирует поведение человека во всех без исключения сферах общественной жизни.Мораль общества предполагает определенное поведение и нравы.Мораль складывается из нравственной деятельности, поведения людей, поступков, особым образом мотивированных; моральных отношений людей. Нравственная деятельность и отношения отражаются и закрепляются в моральном сознании.

Свойства морали: интегративность, нормативность, оценочность, императивность (от лат. повелевать).

Моральное требование — простейший элемент моральных отношений, в которых находятся между собой личность и общество. В этих отношениях человек подчиняется различным формам долженствования.

Моральные санкции — формы порицания или похвалы, обеспечивающие выполнение людьми моральных норм.

Моральные ценности — одна из форм проявления моральных отношений общества. Под моральными ценностями понимаются:

во-первых,нравственное значение, достоинство личности (группы лиц) и ее поступков или нравственные характеристики общественных институтов;

во-вторых,ценностные представления, относящиеся к области морального сознания, — моральные нормы, принципы, идеалы, понятия добра и зла, справедливости, счастья.

Норма моральная — простая, конкретная форма нравственного требования; выступает как элемент моральных отношений и как форма морального сознания. Во всяком обществе существует объективная потребность в том, чтобы в часто повторяющихся ситуациях люди поступали однотипным образом. Эта потребность и реализуется практически посредством моральных норм. Моральное требование, выраженное в виде норм, получает отражение и в моральном сознании в виде правил, заповедей. Примером могут служить некоторые из «Десяти заповедей», изложенных в Библии («Не убий», «Не укради», «Почитай отца и мать твоих»).

Однако моральные нормы не могут служить исчерпывающим руководством в деятельности. При этом нужно исходить из более обобщенных моральных представлений — принципов, идеалов, понятий справедливости, добра, зла и др. Различают позитивные и негативныеН.м. ПозитивныеН.м. предписывают необходимую линию поведения, побуждают к определенного рода действиям («Будь правдив», «Будь честен»).

НегативныеН.м. запрещаюткакие-либодействия, ограничивают выбор поступка («Не укради», «Не убей»).

Моральная оценка— одобрение или осуждение различных явлений социальной действительности, при котором устанавливается соответствие или несоответствие поступка (а также мотива или поведения в целом), черт характера личности, общественного образа жизни определенным моральным требованиям.

Психология морали — изучает психические источники моральных поступков, исследуют реакцию человека на собственные поступки и на поступки других людей. Она освещает мотивы поведения, роль психических механизмов при моральном выборе, вопросы связанные с формированием чувства ответственности, а также то, каким образом психика предопределяет моральное одобрение или осуждение, моральные наклонности людей к определенным ценностям, оценкам и самооценкам.

Нравственность — одна из основных форм нормативной регуляции действий человека, которая основывается на силе устоявшегося и общепринятого порядка, привычек и совокупного воздействия на личность, окружающих ее людей.

Нормы нравственности фиксируются системой ценностей, идеалов, представлений о добре и зле, о долге и назначении человека, принятых в данном обществе.

Гегель отличал нравственность от морали. Нравственность — основа морали.

Презентация на тему: •Нравственная культура личности — степень восприятия человеком нравственного сознания и культуры общества; показатель

Нравственная культура личности — степень восприятия человеком нравственного сознания и культуры общества; показатель того, насколько глубоко и органично требования нравственности воплотились в поступках человека благодаря влиянию общества и самовоспитанию.

Нравственная культура личности выступает как сложная программа, включающая освоенный опыт человечества, который помогает поступать нравственно в традиционных ситуациях, а также творческие элементы сознания — нравственный разум, интуицию, способствующие принятию морального решения в проблемных ситуациях.

ие морали, затронув некоторые коренные вопросы этики как науки, своеобразие профессиональной этики,

УЧЕБНЫЙ ВОПРОС № 3

«ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ЭТИКА» В СИСТЕМЕ НАУК И УЧЕБНЫХ ДИСЦИПЛИН

Этика тесно связана ивзаимодействует со всеми науками гуманитарного плана, со всей духовной культурой общества:

Литература и искусство отражают нравственную жизнь общества и личности различных эпох, вызывая сочувствие, негодование, осуждение, восхищение современников.

Этнография помогает этике в изучении и реконструкции нравов и морали различных стран и народов.

Психология помогает этике раскрыть механизмы поведения личности и индивидуальные особенности человека , обосновывает наиболее эффективные методы формирования необходимых умственных иэмоционально-волевыхкачеств.

Педагогика , совместно с этикой и психологией, решает и проблемы мотивации деятельности человека в различных ситуациях.

Философия как мировоззренческая дисциплина учит самостоятельности мышления, развивает духовный потенциал и интеллектуальную культуру личности в целом.

На стыке с социологией решаются вопросы нормативного поведения человека в обществе, регуляции этого поведения, его формирования. Проводятсясоциологичес-киеисследования в различных социальных группах (их результаты отражаетдескриптивная (описательная) этика).

Право – отражает взаимосвязь законов и добродетели, которая имеет важное значение для формирования личностного миропонимания, чести и достоинства человека, ощущения им своего права быть личностью, проявляя в своих поступках истинную порядочность.

Современная этика, в т.ч. и профессиональная, тяготеет к образованию сложных междисциплинарных

пересечений:

Экологическая этика — рассматривает возможности выживания человека в условиях техногенной цивилизации.

Биоэтика охватывает широкий круг проблем медицины и здравоохранения (проблемы контрацепции и создания новых репродуктивных технологий, выработки определения состояния смерти, проблемы самоубийства и эвтаназии, информирования и обеспечения прав пациента и ряд других).

Одна из задач биоэтики — определение

«меры ответственности тех, кто принимает решения о выборе метода лечения и о применении научных знаний на практике» (медицинские работники, сами пациенты и их родственники, опекуны, политики, представители различных конфессий, общественности и т.п.)

«Профессиональная этика» — кодекс поведения, обеспечивающий нравственный характер взаимоотношений между людьми, возникающих в их профессиональной деятельности.

Профессиональная этика конкретизирует общие моральные требования применительно к своеобразию соответствующей профессии.

Профессиональная этика базируется на понятиях

профессионального долга, фиксирующего служебные обязанности человека, и

профессиональной чести, отражающей место и роль данной профессии в жизни общества.

В основе профессиональной этики лежит принцип гуманизма, т.е. любая деятельность имеет смысл тогда, когда она идет на благо человека

Вразличных сферах деятельности существуют специфические требования к этике поведения сотрудников.

Этика правоохранительных органов:

неподкупность, верность духу и букве закона;

соблюдение принципа равенства всех перед законом;

презумпция невиновности (считать обвиняемого невиновным, пока не доказана его вина);

использование силы закона не только для наказания, но и для воспитания, исправления правонарушителя.

Этика военнослужащих:

взаимоотношения определены уставами и основное требование выражается в неукоснительном их выполнении;

для экстремальных ситуаций существует суворовский принцип: сам погибай, а товарища выручай;

существует и негласный кодекс «офицерской чести».

В России ряд профессионально-этическихтребований зафиксированы в специальных кодексах (Кодекс социального работника, принятом Межрегиональной ассоциацией работников социальных служб в 1994 г. , Кодекс чести судей РФ, 1993 г. и др.).

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В представленной лекции мы рассмотрели ряд важных вопросов: что такое этика, каковы ее основные категории, какова их роль в формировании мировоззрения человека, в его адаптации к окружающему миру, каковы точки взаимодействия этики с другими фундаментальными сферами деятельности человека, с другими гуманитарными дисциплинами — педагогикой, социологией, экологией. Мы постарались отобразить имеющиеся философские обоснования ответов на эти вопросы, дать представление о психологическом фундаменте этих ответов.