КАФЕДРА ПСИХОЛОГИИ РИСКА, ЭКСТРЕМАЛЬНЫХ И КРИЗИСНЫХ СИТУАЦИЙ
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ЭТИКА
Тема 1
ВВЕДЕНИЕ В ПРОФЕССИОНАЛЬНУЮ ЭТИКУ. ПРЕДМЕТ И ЗАДАЧИ ДИСЦИПЛИНЫ.
Учебные вопросы:
1.Цель, задачи и функции дисциплины «Профессиональная этика».
2.Соотношение понятий «этика», «мораль», «нравственность».
3.«Профессиональная этика» в системе наук и учебных дисциплин.
Литература
Основная:
1.Гусейнов А. А., Апресян Р. Г. Этика: Учебник. — М.: Гардарики, 2008.
2.Голубева Г.А. Этика: Учебник. – М.: Издательство «Экзамен», 2005.
3.Дружинин В.Ф. Демина Л.А. Этика: курс лекций. (учебное пособие для вузов).
– М.: Экзамен, 2005.
4.Иванов В. Г. Этика. – СПб.: Питер, 2009.
5.Луговой А.А. Этика: Краткий терминологический словарь./ Под общей ред. В.С. Артамонова. – СПб.:
Дополнительная:
1.Гусейнов А. А., Введение в этику — М., 2005.
2.Иванов В. Г. Этика: Учебное пособие для студентов и преподавателей высших учебных заведений. СПб., 2004. Т.
3.Кант И. Лекции по этике. М., 2006.
4.Луговой А.А., Власова И.В. Профессиональная этика: Тестовые задания для аудиторных занятий слушателей заочного обучения / Под общей
Влияние познавательной деятельность человека на эффективность ...
... активности (Д.Б. Богоявленская). Влияние познавательной деятельность человека на эффективность решения учебно-профессиональных задач. Тема 3. «Психология личности» 1. Теории личности отечественных исследователей (С.Л. ... оптимального жизненного пути. Тема 4. «Индивидуально-психологические особенности личности» 1. Общее понятие о темпераменте. 2. Основные теории темперамента. 3. Темперамент и ...
ред. В.С. Артамонова. – СПб.:
Темы рефератов:
1.Происхождение и содержание термина «этика».
2.Роль этики и морали в жизни общества.
3.Профессиональная этика, ее роль и место в формировании мировоззрения и ценностных установок сотрудника ГПС.
ВВЕДЕНИЕ
В данном курсе перед нами стоит задача
уяснить специфику нравственности и нравственных явлений, дать собственно теоретическое определение морали, затронув некоторые коренные вопросы этики как науки, своеобразие профессиональной этики, служебного этикета сотрудника МЧС, этики межличностного повседневного общения, а также выяснить основные структурные образования морали и проблемы
УЧЕБНЫЙ ВОПРОС № 1.
ЦЕЛЬ, ЗАДАЧИ И ФУНКЦИИ ДИСЦИПЛИНЫ
«ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ЭТИКА»
Термин «этика» происходит от древнегреческого
слова «ethos» («этос»), первоначально означавшего место совместного проживания, а затем — характер, темперамент, мода, покрой одежды, обычай. Для обозначения совокупности этических добродетелей как особой предметной области знания и для выделения самого этого знания как особой науки Аристотель
Этика — это раздел философии, объектом изучения которой является мораль: происхождение, структура, функции, а также проблемы развития нравственности.
Этика — наука, которая изучает нравственные процессы, жизнь человека и общества: ведущие мотивы общественного поведения, нравственное бытие человека.
Cовременные границы предмета этики.
1.Проблемы свободы, необходимости и ответственности человека; нормативная этика, решение вопросов происхождения, развития и сущности морали; история этических учений; проблема моральных ценностей и вопросы нравственного воспитания.
2.Круг исследований: этические проблемы психологии, социологии, социальной психологии, этнологии, культурологии, антропологии, медицины, юриспруденции, права, искусства и т. д. Некоторые из этих направлений уже приобрели статус прикладных или самостоятельных дисциплин: экологическая этика, космическая этика, аксиологическая этика (или этика ценностей), ряд профессиональных этик — педагогическая, юридическая, журналистская, медицинская, торгового работника, этики бизнеса, деловой этики и т. п.
Этика общения в профессиональном коллективе
... и поддержание имиджа делового человека .1 Имидж делового человека Этика (от греч. ethos - обычай, нрав) - учение о морали, нравственности. Термин «этика» ... стороны этики; имидж человека А также, в ходе работы, я попробую объяснить почему данная тема актуальна в современном обществе. Глава 1. Правила общения в профессиональном коллективе ...
3.Возникают новые и актуальные направления этического исследования: например, этика ненасилия, этика религии, возродилась православная этика.
Функции этики как науки:
1. Этика фиксирует историю морали, ее состояние, принципы, идеалы и нормы.
2.Этика изучает сущность, происхождение, специфику морали, структуру нравственного сознания общества и личности, формулирует моральную философию общества и моральные кодексы, нормы и правила поведения человека, как в частной жизни, так и в профессиональной.
3.Этика призвана учить морали. Принято считать, что человек, изучив моральные правила и нормы, узнав о том, что такое добро, будет избегать делать зло, будет стремиться к совершенствованию, станет честным, порядочным и добродетельным . Но это далеко не всегда так.
применения морального знания на практике связана с тем, что человек должен захотеть научиться быть
моральным.
В структуре этики выделяют следующие
части:
1) теоретическая этика (история этики и морали) —
раскрывает картину возникновения и развития этики от древности до наших дней, воссоздает эволюцию и сущность морали, ее различные
2)теория морали — учение о сущности морали, ее структуре, принципах и категориях, механизме действия морали;
3)нормативная этика — конкретизация морали данного общества, учение о высших моральных ценностях, моральных нормах, правилах общения и поведения людей в повседневной жизни;
4)профессиональная этика (практическая) — это конкретизация общечеловеческих моральных норм и принципов для отдельных групп людей, с учетом
Семинарское занятие на тему «Этика служебных отношений в системе
... с этим не спорит: ведь каждый взрослый человек значим для общества, он полезен и важен на своей работе, в своем доме, ... и субъект воспитания. Он постоянно творит себя. Семинарское занятие на тему «Этика служебных отношений в системе «педагог-ученик», «педагог-педагог» «Педагог – ... Получилось так, что издавна в нашем обществе сложился стереотип: дети обязаны уважительно относиться к взрослым, ...
специфики их жизнедеятельности и особенностей профессии.
Презентация на тему: ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ЭТИКА — это вид трудовой морали общества, выступающий перед личностью в виде
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ЭТИКА — это вид трудовой морали общества, выступающий перед личностью в виде норм, предписаний, правил поведения, оценок морального облика представителей различных профессий, особенно тех профессий, предметом труда которых является человек или социальные группы.
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ЭТИКА СОТРУДНИКОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОТИВОПОЖАРНОЙ СЛУЖБЫ — это наука о применении общих норм и принципов морали в деятельности и повседневном поведении сотрудника ГПС МЧС.
Цель дисциплины «Профессиональная этика»:изучить и усвоить особенности профессиональной морали, систему этических знаний, необходимых для нравственного становления и развития сотрудника — профессионала, сформировать нравственную культуру курсанта, дать им возможность получить представление о путях морального совершенствования и способах разрешения нравственных конфликтных ситуаций в своей профессиональной деятельности.
Задачи дисциплины:
•выработать у курсантов твердую убежденность в необходимости нравственного совершенствования;
•изучить основные категории и нормы профессиональной этики;
•усвоить нравственное содержание труда сотрудников противопожарной службы;
•привить навыки нравственной культуры и успешной реализации ее в профессиональной деятельности;
•сформировать у курсантов навыки соблюдения служебного этикета.
УЧЕБНЫЙ ВОПРОС № 2
СООТНОШЕНИЕ ПОНЯТИЙ «ЭТИКА», «МОРАЛЬ», «НРАВСТВЕННОСТЬ»
•Этика (понятие ввел Аристотель) — наука о нравственности и морали, одна из древнейших теоретических дисциплин, возникшая как часть философии в период становления
рабовладельческого общества.
•Нормативная этика — составная часть этики, в которой ставятся и решаются проблемы смысла жизни, назначения человека, содержания нравственного долга человека, обосновываются определенные моральные принципы и нормы.
Актуальность темы исследования. Общение условие и универсальный ...
... вновь возникающие и утверждающие себя в обществе формы общения людей отвечают необходимым потребностям современного этапа ... из потребности соединения бизнеса с требованиями морали и духовной культуры в целом, необходимости ... Этика» под ред. А.А.Гусейнова и Е.Л.Дубко, в которых, по общему признанию, этическое знание вышло на новый уровень осмысления теоретических и практических проблем моральной ...
•Ригористическая этика — к ней причисляются все концепции, в которой высшей моральной ценностью признается выполнение долга; только следование велению долга определяет достойное с точки зрения морали поведение человека: нет никакой другой цели, кроме выполнения обязанностей. Типичный пример, этическая система И.Канта.
•Теоцентрическая этика — совокупность религиозных этик, которые моральные ценности и нормы соотносят к сверхъестественному бытию и ему же подчиняют назначение человека на Земле. Типичное проявление такой этики в нашей культуре — христианская этика, в которой высшей ценностью
является Бог.
•Эволюционная этика — исследует происхождение нравственности как результат биологической эволюции (этология, социобиология и др.); совокупность всех этических концепций, в которых жизнь признается высшим моральным благом и которые одобряют все действия, направленные на увеличение шансов развития человеческого рода и содействующие обеспечению жизни наибольшей устойчивости и интенсивности.
•Мораль (понятие ввел Цицерон
•Свойства морали: интегративность, нормативность, оценочность, императивность (от лат. повелевать).
Моральное требование — простейший элемент моральных отношений, в которых находятся между собой личность и общество. В этих отношениях человек подчиняется различным формам долженствования.
Моральные санкции — формы порицания или похвалы, обеспечивающие выполнение людьми моральных норм.
Моральные ценности — одна из форм проявления моральных отношений общества. Под моральными ценностями понимаются:
Исследование поведения личности в организации
... организационного поведения; -рассмотреть основные типы поведения человека в организации -выявление факторов, обуславливающих трудовое поведение личности на рабочем месте. 1. Изучение основ теории поведения личности "Под поведением подразумевается набор действий и поступков людей, происходящих ...
•
•
•Норма моральная — простая, конкретная форма нравственного требования; выступает как элемент моральных отношений и как форма морального сознания. Во всяком обществе существует объективная потребность в том, чтобы в часто повторяющихся ситуациях люди поступали однотипным образом. Эта потребность и реализуется практически посредством моральных норм. Моральное требование, выраженное в виде норм, получает отражение и в моральном сознании в виде правил, заповедей. Примером могут служить некоторые из «Десяти заповедей», изложенных в Библии («Не убий», «Не укради», «Почитай отца и мать твоих»).
Однако моральные нормы не могут служить исчерпывающим руководством в деятельности. При этом нужно исходить из более обобщенных моральных представлений — принципов, идеалов, понятий справедливости, добра, зла и др. Различают позитивные и негативныеН.м. ПозитивныеН.м. предписывают необходимую линию поведения, побуждают к определенного рода действиям («Будь правдив», «Будь честен»).
НегативныеН.м. запрещают
•Моральная оценка— одобрение или осуждение различных явлений социальной действительности, при котором устанавливается соответствие или несоответствие поступка (а также мотива или поведения в целом), черт характера личности, общественного образа жизни определенным моральным требованиям.
•Психология морали — изучает психические источники моральных поступков, исследуют реакцию человека на собственные поступки и на поступки других людей. Она освещает мотивы поведения, роль психических механизмов при моральном выборе, вопросы связанные с формированием чувства ответственности, а также то, каким образом психика предопределяет моральное одобрение или осуждение, моральные наклонности людей к определенным ценностям, оценкам и самооценкам.
Нравственность — одна из основных форм нормативной регуляции действий человека, которая основывается на силе устоявшегося и общепринятого порядка, привычек и совокупного воздействия на личность, окружающих ее людей.
Нормы нравственности фиксируются системой ценностей, идеалов, представлений о добре и зле, о долге и назначении человека, принятых в данном обществе.
Этика поведения медицинских работников
... человека в механизме развития болезненных расстройств. Особого внимания заслуживают депрессивные нарушения различной ... Соблюдения правил внешней культуры поведения – правил благопристойности, приличия, ... личности отрицательными эмоциональными перегрузками. Возникающие невротические расстройства переносятся больными не менее тяжело, чем различные соматические болезни. Больные обращаются к различным ...
Гегель отличал нравственность от морали. Нравственность — основа морали.
Презентация на тему: •Нравственная культура личности — степень восприятия человеком нравственного сознания и культуры общества; показатель
•Нравственная культура личности — степень восприятия человеком нравственного сознания и культуры общества; показатель того, насколько глубоко и органично требования нравственности воплотились в поступках человека благодаря влиянию общества и самовоспитанию.
•Нравственная культура личности выступает как сложная программа, включающая освоенный опыт человечества, который помогает поступать нравственно в традиционных ситуациях, а также творческие элементы сознания — нравственный разум, интуицию, способствующие принятию морального решения в проблемных ситуациях.
ие морали, затронув некоторые коренные вопросы этики как науки, своеобразие профессиональной этики,
УЧЕБНЫЙ ВОПРОС № 3
«ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ЭТИКА» В СИСТЕМЕ НАУК И УЧЕБНЫХ ДИСЦИПЛИН
Этика тесно связана ивзаимодействует со всеми науками гуманитарного плана, со всей духовной культурой общества:
•Литература и искусство – отражают нравственную жизнь общества и личности различных эпох, вызывая сочувствие, негодование, осуждение, восхищение современников.
•Этнография помогает этике в изучении и реконструкции нравов и морали различных стран и народов.
•Психология помогает этике раскрыть механизмы поведения личности и индивидуальные особенности человека , обосновывает наиболее эффективные методы формирования необходимых умственных и
•Педагогика , совместно с этикой и психологией, решает и проблемы мотивации деятельности человека в различных ситуациях.
•Философия как мировоззренческая дисциплина учит самостоятельности мышления, развивает духовный потенциал и интеллектуальную культуру личности в целом.
Тема 3. Философские проблемы человека и общества
... человека и общества 1.Проблема человека в истории философии. Проблема «природы» (сущности) человека. Индивид, личность, индивидуальность. Дихотомичность бытия человека. 2.Экзистенциализм как учение человеке. ... и ценностное отношение человека к миру. Различные виды ценностей. 4.Понятие общества. Природа социального ... априорных принципах науки, метафизики и этики. 18. Философская система и диалектический ...
•На стыке с социологией решаются вопросы нормативного поведения человека в обществе, регуляции этого поведения, его формирования. Проводятся
•Право – отражает взаимосвязь законов и добродетели, которая имеет важное значение для формирования личностного миропонимания, чести и достоинства человека, ощущения им своего права быть личностью, проявляя в своих поступках истинную порядочность.
Современная этика, в т.ч. и профессиональная, тяготеет к образованию сложных междисциплинарных
пересечений:
•Экологическая этика — рассматривает возможности выживания человека в условиях техногенной цивилизации.
•Биоэтика — охватывает широкий круг проблем медицины и здравоохранения (проблемы контрацепции и создания новых репродуктивных технологий, выработки определения состояния смерти, проблемы самоубийства и эвтаназии, информирования и обеспечения прав пациента и ряд других).
Одна из задач биоэтики — определение
«меры ответственности тех, кто принимает решения о выборе метода лечения и о применении научных знаний на практике» (медицинские работники, сами пациенты и их родственники, опекуны, политики, представители различных конфессий, общественности и т.п.)
•«Профессиональная этика» — кодекс поведения, обеспечивающий нравственный характер взаимоотношений между людьми, возникающих в их профессиональной деятельности.
•Профессиональная этика конкретизирует общие моральные требования применительно к своеобразию соответствующей профессии.
•Профессиональная этика базируется на понятиях
профессионального долга, фиксирующего служебные обязанности человека, и
профессиональной чести, отражающей место и роль данной профессии в жизни общества.
•В основе профессиональной этики лежит принцип гуманизма, т.е. любая деятельность имеет смысл тогда, когда она идет на благо человека
Вразличных сферах деятельности существуют специфические требования к этике поведения сотрудников.
Этика правоохранительных органов:
Трудные люди: 4 варианта поведения
... работу Пассивное Норма Агрессивно Намерение: Получить оценку Поиск внимания Выскочка Ориентация на людей Поведение Выскочки – результат его непреодолимого желания быть оцененным по достоинству. Выскочка – это: ... Умейте прервать атаку. Возвращайтесь к главному. Ваша цель – конечная реплика. Мир с честью. Трудные люди Снайпер Ваша цель – выжить Снайпера из укрытия Ориентация на работу Снайпер ...
•неподкупность, верность духу и букве закона;
•соблюдение принципа равенства всех перед законом;
•презумпция невиновности (считать обвиняемого невиновным, пока не доказана его вина);
•использование силы закона не только для наказания, но и для воспитания, исправления правонарушителя.
Этика военнослужащих:
•взаимоотношения определены уставами и основное требование выражается в неукоснительном их выполнении;
•для экстремальных ситуаций существует суворовский принцип: сам погибай, а товарища выручай;
•существует и негласный кодекс «офицерской чести».
В России ряд
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В представленной лекции мы рассмотрели ряд важных вопросов: что такое этика, каковы ее основные категории, какова их роль в формировании мировоззрения человека, в его адаптации к окружающему миру, каковы точки взаимодействия этики с другими фундаментальными сферами деятельности человека, с другими гуманитарными дисциплинами — педагогикой, социологией, экологией. Мы постарались отобразить имеющиеся философские обоснования ответов на эти вопросы, дать представление о психологическом фундаменте этих ответов.