Преобразование действий при интериоризации включает…

Модуль 1.

Задания тестового контроля имеют целью оказание помощи в организации самостоятельной работы по изучению основных тем учебной дисциплины «Основы психологии» и контроля над усвоением полученных знаний. Ответы на поставленные вопросы позволят не только зафиксировать степень успешности, но и выявить пробелы в освоении теоретического содержания курса.

Представлены задания различного уровня сложности. Первый уровень сложности тестовых заданий предполагает выбор одного или нескольких вариантов ответов. Задания второго уровня сложности связаны с необходимостью установить соответствие между элементами, характеристиками того или иного психологического феномена. Использование данных материалов позволит Вам осуществлять самоконтроль как в процессе работы над отдельными темами курса (текущий контроль), так и в ходе подготовки к зачёту (итоговый контроль).

Вопросы скомпонованы в соответствие с разделами учебной программы.

Оценка результатов тестирования осуществляется следующим образом:

80% правильных ответов — «отлично»;

70% правильных ответов — «хорошо»;

50% правильных ответов — «удовлетворительно»;

Менее 50% правильных ответов — «неудовлетворительно».

 

ОБЩИЕ ОСНОВЫ ПСИХОЛОГИИ.

1. Психология как самостоятельная наука оформилась:

а) в 40-х гг. XIX в.;

б) в 80-х гг. XIX в.;

в) в 90-х гг. XIX в.;

г) в начале ХХ в.

2. Признание психологии как самостоятельной науки было связано с:

а) выходом трактата Аристотеля «О душе»;

б) развитием метода интроспекции;

в) созданием специальных научно-исследовательских учреждений;

г) развитием метода наблюдения.

3. Психология как наука о душе была определена:

а) более 3-х тыс. лет назад;

б) более 2-х тыс. лет назад;

в) в XVI в.;

г) в XVII в.

4. Психология как наука о сознании стала развиваться:

а) в XV в.;

б) в XVI в.;

в) в XVII в.;

г) в XVIII в.

5. Психология как наука о поведении возникла:

а) в XVII в.;

б) в XVIII в.;

в) в XIX в.;

г) в ХХ в.

6. Психическое отражение:

а) является точной копией окружающей действительности;

б) носит избирательный характер;

в) представляет фотографию воздействующей окружающей среды;

г) не зависит от условий окружающей среды.

7. По К.Юнгу, та часть психики человека, которая отражает внешнюю по отношению к организму реальность, называется:

13 стр., 6235 слов

Ответы. Психология развития

... прежде всего характеризуется качественными изменениями – появлением новообразований. 4.Связь психологии развития с другими отраслями психологической науки. 5. Факторы психического развития. ЛС Выготский подчеркивал единство наследственных ... 2. понятие возраста в психол. Развития В психологии принято различать:1. Календарный возраст 2. Биологический возраст (степень изношенности организма человека: ...

а) экзопсихикой;

б) эндопсихикой;

в) интеропсихикой;

г) экстраверсией.

8. Потребности и эмоции относятся к:

а) экзопсихике;

б) эндопсихике;

в) интеропсихике;

г) экстраверсии.

9. Психическим явлением является :

а) нервный импульс;

б) рецептор;

в) интерес;

г) сердцебиение.

10. Особенности развития психики в онтогенезе изучает психология:

а) медицинская;

б) общая;

в) социальная;

г) возрастная.

11. Как называется принцип, требующий рассматривать ( изучать, исследовать) психические явления в постоянном движении, изменении:

а) принцип детерминизма;

б) принцип развития;

в) принцип объективности;

г) принцип всесторонности.

12. Активное вмешательство исследователя в деятельность испытуемого с целью создания условий для выявления и установления психологического факта, называется:

а) беседой;

б) анализом продуктов деятельности;

в) экспериментом;

г) контент-анализом.

13. Высшая форма психического отражения, свойственная только человеку, интегрирующая все другие формы отражения, называется:

а) эмоцией;

б) рефлексией;

в) сознанием;

г) волей.

14. Для условных рефлексов характерны:

а) врожденность;

б) постоянство реакции на влияние определенных раздражителей;

в) изменчивость, развиваемость, угасание;

г) однотипность исполнения.

15. Развитие организма человека называется :

а) онтогенезом;

б) социогенезом;

в) филогенезом;

г) антропогенезом.

16. Развитие человека как вида называется:

а) онтогенезом;

б) социогенезом;

в) филогенезом;

г) антропогенезом.

17. Краткое стандартизованное психологическое испытание, в результате которого делается попытка оценить тот или иной психологический процесс или личность в целом, — это:

а) наблюдение;

б) эксперимент;

в) тестирование;

г) самонаблюдение.

 

КОГНИТИВНАЯ РЕГУЛЯЦИЯ ПОВЕДЕНИЯ И ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ЧЕЛОВЕКА.

 

1. Центральной категорией психологии познавательных процессов является категория:

а) отношения;

б) отражения;

в) установки;

г) восприятия.

2. Получение первичных образов обеспечивают:

а) сенсорно-перцептивные процессы;

б) процесс мышления;

в) процесс представления;

г) процесс воображения.

3. В отличие от других познавательных процессов особого содержания не имеет:

а) ощущение;

б) восприятие;

в) внимание;

г) память.

4. Анатомо-физиологический аппарат, предназначенный для приема определенных раздражителей из внешней и внутренней сред и переработки их в ощущение, называется:

а) рецептором;

б) проводником отдела;

в) анализатором;

г) рефлексом.

5. Минимальная величина раздражителя, вызывающая едва заметное ощущение-

— это порог ощущений:

а) нижний абсолютный;

б) дифференциальный;

в) временный;

г) верхний абсолютный.

6. Изменение чувствительности для приспособления к внешним условиям

11 стр., 5386 слов

Основные принципы организации психодиагностического процесса

... не может возводиться до значения принципа, поэтому и понятие "коррекционность" не может быть принципом психодиагностики. Методические основы организации психодиагностического процесса В практике психологической диагностики ... системы вряд ли можно делать корректные выводы об особенностях адаптации конкретного человека в социальных областях деятельности, а исследование обучаемости ребенка не может ...

известно как:

а) аккомадация;

б) адаптация;

в) синестезия;

г) сенсибилизация.

7. К основным свойствам ощущений не относится :

а) качество;

б) интенсивность;

в) длительность;

г) объем.

8. Отражение в сознании человека непосредственно воздействующих на его органы чувств предметов и явлений в целом – это ;

а) ощущение;

б) восприятие;

в) представление;

г) воображение.

9. Восприятие часто принято называть:

а) осязанием;

б) апперцепцией;

в) перцепцией;

г) наблюдательностью.

10. Вид восприятия, возникающий на основе тактильного и двигательного ощущений – это :

а) апперцепция;

б) иллюзия;

в) наблюдательность;

г) осязание.

11. Зависимость восприятия от прошлого опыта человека, особенностей его личности называется:

а) инсайтом;

б) перцепцией;

в) апперцепцией;

г) сенсибильностью.

12. Психическая деятельность, направленная на создание новых образов,

называется:

а) восприятием;

б) мышлением;

в) воображением;

г) вниманием.

13. Воспроизведенный субъективный образ предмета, основанный на прошлом опыте и возникающий в отсутствие воздействия предмета на органы чувств, называется:

а) ощущением;

б) восприятием;

в) представлением;

г) воображением.

14. «Склеивание» различных в повседневной жизни не соединяемых качеств, свойств, частей называется:

а) гиперболизацией;

б) схематизацией;

в) типизацией;

г) агглютинацией.

15. Отражение в сознании человека наиболее сложных причинно-следственных связей и отношений предметов и явлений объективного мира называется:

а) восприятием;

б) воображением;

в) мышлением;

г) представлением.

16. Вид мышления, опирающийся на непосредственное восприятие предметов и реальное их преобразование, называется:

а) наглядно-образным;

б) наглядно-действенным;

в) словесно-логическим;

г) абстрактным.

17. Относительно устойчивая структура умственных способностей – это :

а) мышление;

б) инсайт;

в) интеллект;

г) одаренностью

18. Мысленное объединение предметов и явлений по их общим и существенным признакам известно как:

а) анализ;

б) синтез;

в) обобщение;

г) классификация.

19. Глубина мышления – это его:

а) вид;

б) уровень;

в) форма;

г) качество.

20. Логический переход в процессе мышления от общего к частному называется:

а) индукцией;

б) дедукцией;

в) понятием;

г) суждением.

21. Характеристикой интенсивности внимания является ее:

а) объем;

б) степень;

в) направленность;

г) концентрация.

22. Сосредоточенность сознания на каком-нибудь предмете, явлении или переживании, обеспечивает:

а) восприятие;

б) рефлексия;

в) внимание;

г) память.

23. Произвольное внимание не обусловлено:

а) привычкой работать;

б) контрастностью внешних воздействий;

в) наличием интересов, мотивов;

4 стр., 1542 слов

Основные категории психологии (психика, сознание, личность, деятельность.

... Деятельностью можно назвать любую активность человека, которой он сам придает некоторый смысл. Деятельность характеризует сознательную сторону личности человека ... Ощущения и восприятия, таким ... нач. различение Психометрическая функция – зав-сть ... называются отдельные формы или виды психической деятельности. В психологии различают познавательные психические процессы (направленные на познание человеком ...

г) осознанием долга и ответственности

24. Степень сосредоточенности сознания на объекте – это такой показатель внимания, как:

а) объем;

б) концентрация;

в) распределение;

г) переключение.

25. Способность человека сохранять и воспроизводить «следы» воздействий на психику называется:

а) восприятием;

б) воображением;

в) мышлением;

г) памятью.

26. Вид памяти, основанный на установлении в запоминаемом материале смысловых связей, называется памятью:

а) механической;

б) логической;

в) эмоциональной;

г) аудиальной.

27. Вид памяти, при котором, прежде всего, сохраняются и воспроизводятся пережитые человеком чувства, известен как память:

а) наглядно-образная;

б) феноменальная;

в) эмоциональная;

г) словесно-логическая.

28. Основанием для разделения памяти на произвольную и непроизвольную является:

а) предмет отражения;

б) ведущий анализатор;

в) активность субъекта;

г) вид деятельности.

29. Информация лучше запоминается, если она:

а) воспринимается на слух;

б) воспринимается зрительно;

в) включается в практическую деятельность;

г) проговаривается про себя.

30. От процесса запоминания зависит (-ят) в сохранении материала:

а) только полнота;

б) только точность;

в) только прочность;

г) полнота, точность и прочность

31. Речь – это (выберите наиболее полную и точную формулировку):

а) язык;

б) обмен мнениями;

в) процесс использования языка в целях общения;

г) дискуссия.

32. К функциям речи не относятся:

а) функция обозначения;

б) функция обобщения;

в) функция распределения;

г) функция воздействия.

33. Свойством речи не является:

а) содержательность;

б) выразительность;

в) простота;

г) воздейственность.

 

 

ЭМОЦИОНАЛЬНО-ВОЛЕВАЯ РЕГУЛЯЦИЯ ПОВЕДЕНИЯ, ОБЩЕНИЯ И ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЧЕЛОВЕКА.

 

1. Эмоции – это переживания человеком чего-либо как:

а) непосредственное;

б) опосредованное;

в) сознательное;

г) рациональное.

2. Чувствами называются:

а) непосредственные переживания чего-либо;

б) устойчивые эмоциональные отношения к кому-либо или к чему-либо;

в) стойкие, сильные, длительные эмоциональные состояния;

г) индифферентные отношения к действительности.

3. Чувства, связанные с познавательной деятельностью, называются:

а) моральными;

б) эстетическими;

в) интеллектуальными;

г) практическими.

4. Постижение эмоциональных состояний другого человека в форме сопереживания и сочувствия называется:

а) рефлексией;

б) индентификацией;

в) эмпатией;

г) симпатией.

5. Сильное эмоциональное состояние взрывного характера, с коротким периодом протекания, влияющее на всю личность и характеризующееся временной дезорганизацией сознания, нарушением волевого контроля – это:

а) стресс;

б) аффект;

в) фрустрация;

г) страсть.

6. Для волевого регулирования присущи действия:

а) неосознанные;

б) сознательные;

7 стр., 3165 слов

закономерность сенсорных процессов в процессе деятельности и общения.

... Сенсорные процессы в деятельности и общении Роль сенсорных процессов в общении Поскольку человек вступает в общение всегда как личность, постольку он воспринимается и другим человеком — партнером по общению — также как личность. На основе ... газеты, отчета или письма. Вот примеры наиболее типичных фраз и оборотов, которые называются предикаты: Визуальный тип. «Вижу, что вы имеете в виду», «тем­ное ...

в) интуитивные;

г) непроизвольные.

7. Критериями воли не являются:

а) волевое действие;

б) волевые качества личности;

в) выбор мотивов и целей;

г) показатель интеллектуального развития.

8. Способность человека к длительному и неослабному напряжению энергии, неуклонное движение к намеченной цели называется:

а) настойчивостью;

б) оптимизмом;

в) трудолюбием;

г) сознательностью.

9. Определенный уровень работоспособности человека, уровень функционирования его психики в конкретный момент времени – это:

а) чувства;

б) воля;

в) психические состояния;

г) внимание.

10. Какое психическое состояние человека не относится к стеническим:

а) бодрость;

б) воодушевление;

в) апатия;

г) убежденность.

 

ПСИХОЛОГИЯ ЛИЧНОСТИ.

 

1. Личность – это человек как:

а) индивид;

б) индивидуальность;

в) субъект деятельности;

г) а, б, в.

2. Человек, наделенный рядом важных социальных свойств (способностью учиться, трудиться, общаться, иметь духовные интересы и т.д.) является:

а) гордостью нации;

б) избирателем;

в) личностью;

г) интеллектуалом.

3. Активность человека, имеющая нравственный смысл, называется:

а) показухой;

б) поведением;

в) самовыражением;

г) презентацией.

4. Суть процесса социализации человека заключается в:

а) развитии его врожденных свойств;

б) овладении многочисленными отношениями между людьми;

в) усвоении жаргона определенного слоя общества;

г) овладении знаниями, нужными для профессиональной деятельности.

5. Какой компонент в психологической структуре личности лишний:

а) мотивационно-целевой;

б) коммуникативный;

в) волевой;

г) перцептивный.

6. Совокупность устойчивых индивидуальных особенностей личности, складывающаяся и проявляющаяся в деятельности и общении — это:

а) темперамент;

б) характер;

в) способности;

г) направленность личности.

7. Личностные качества, предопределенные главным образом, социальными факторами — это:

а) инстинкты;

б) механическая память;

б) ценностные ориентации;

в) музыкальный слух.

8. Склонность личности видеть источники управления своей жизнью преимущественно во внешней среде, либо в самом себе называется:

а) интроспекцией;

б) локусом контроля;

в) инверсией;

г) паттерном.

9. Импульсивность, инициативность, гибкость поведения, общительность,

социальная адаптированность свойственны людям типа:

а) интровертированного;

б) экстравертированного;

в) интропунитивного;

г) шизоидного.

10. Согласно концепции Г. Айзенка, эмоционально неустойчивый интроверт – это:

а) холерик;

б) меланхолик;

в) сангвиник;

г) флегматик.

11. Рассматривая психологическую структуру человека, З.Фрейд показал, что принципом удовольствия руководствуется:

а) «Оно»;

б) «Я»;

в) «Сверх-Я»;

г) «Супер-эго».

12. Преобразование энергии инстинктивных влечений в социально приемлемые способы деятельности называется:

3 стр., 1398 слов

Проанализировать значения игровой деятельности в развитии личности ...

... Среди этих видов деятельности большое место занимает игровая деятельность, которая способствует всестороннему развитию личности ребенка, активному познанию им окружающего мира, воспитанию способности отражать свои ... игре. Развитие самостоятельной деятельности детей зависит от содержания и формы непосредственного общения педагога с каждым ребенком. Это общение, какими бы педагогическими ...

а) рационализацией;

б) идентификацией;

в) сублимацией;

г) вытеснением.

13. Какой тип темперамента имеет преимущества в некоторых видах монотонной работы:

а) холерик;

б) сангвиник;

в) меланхолик;

г) флегматик.

14. Высший регулятор поведения, — это:

а) убеждения;

б) мировоззрение;

в) установки;

г) мотивация.

15. Какую из указанных точек зрения следует признать правильной:

а) личность формируется обществом; биологические же особенности человека не оказывают влияния на этот процесс;

б) личность определяется биологическими, наследственными факторами и никое общество не может изменить то, что заложено в человеке природой;

в) личность есть феномен общественного развития человека; сложный процесс ее развития обусловлен единством биологического и социального. В этом процессе биологические факторы выступают как природные предпосылки, а социальные – как движущая сила психического развития человека в формировании его личности;

г) верно: а, б, в.

16. Система сложившихся взглядов на окружающий мир и свое место в нем называется:

а) личностным смыслом;

б) мировоззрением;

в) убеждением;

г) направленностью личности.

17. Исключите лишнее слово:

а) темперамент;

б) способности;

в) устойчивость;

г) характер.

18. Специфическая познавательная активность на предметы и явления окружающего мира называется:

а) влечением;

б) желанием;

в) интересом;

г) склонностью.

19. Развитое состояние природных задатков, благоприятный психологический фактор успешной профессиональной самореализации личности, — это:

а) умение;

б) навыки;

в) знания;

г) способности.

20. Отдельный взятый человек в совокупности всех присущих ему качеств (биологических, физических, психических, социальных), — это:

а) индивид;

б) ребенок;

в) человек;

г) личность.

21. Биологической основой развития способностей являются:

а) гены;

б) задатки;

в) происхождение;

г) род.

22. Вопросами организаторских способностей занимался коллектив ученых под руководством:

а) Л.И.Уманского;

б) Д.И.Ухтомского;

в) Б.Д.Парыгина;

г) Д.Б.Ухтова.

23. Закономерное соотношение устойчивых особенностей индивида, характеризующее различные стороны динамики психической деятельности, — это:

а) характер;

б) темперамент;

в) чувства;

г) воля.

24. Быстро сходится с людьми, жизнерадостен, легко переключается с одного вида деятельности на другой, но не любит однообразной работы:

а) сангвиник;

б) флегматик;

в) холерик;

г) меланхолик.

25. Ровен в поведении, не принимает скоропалительных решений, медленно переключается в одного вида работы на другой, малоактивен:

а) сангвиник;

б) флегматик;

3 стр., 1082 слов

Ответы по психологии девиантного поведения

... поведение (религиозный фанатизм, вовлеченность в секту).  По мере изменения жизни людей появляются новые формы зависимого поведения, например сегодня чрезвычайно быстро распространяется компьютерная ... (деструктивное) Ведущие признаки агрессивного поведения:  - выраженное стремление к доминированию над людьми и использованию их в своих целях;  - тенденция к разрушению;  - ...

в) холерик;

г) меланхолик.

26. Слишком впечатлителен, отзывчив и легкораним, медленно осваивается и привыкает к переменам, стеснителен, боязлив, нерешителен:

а) сангвиник;

б) флегматик;

в) холерик;

г) меланхолик.

27.Психологическая избирательность, практически-психологическая наблюдательность ума, психологический такт – эту триаду обычно обозначают общим терминам:

а) «организаторское чутье»;

б) «стимул — реакция»;

в) «знание дела»;

г) «системный подход».

28. Способность личности заражать и заряжать своей энергией других людей – это:

а) общественная энергичность;

б) общественная активность;

в) общественная деятельность;

г) общественная позиция.

29. В характере личность проявляется в большей степени со стороны:

а) содержательной;

б) динамической;

в) процессуальной;

г) структурной.

30. Самокритичность, скромность, гордость характеризуют:

а) отношение личности к вещам;

б) отношение к другим людям;

в) систему отношений человека к самому себе;

г) особенности выполнения им какой-либо деятельности.

31. Под темпераментом понимают характеристики психической деятельности:

а) статические;

б) содержательные;

в) динамические;

г) приобретенные.

32. По И.П.Павлову, классификация типов темперамента необходимо строить с учетом:

а) соотношения жидкостей в организме человека;

б) особенностей функционирования нервной системы;

в) строения тела;

г) преобладания правого или левого полушария головного мозга.

33. О наличии способностей к какому-либо виду деятельности не может свидетельствовать:

а) высокий темп усвоения знаний, умений и навыков;

б) большие энергетические затраты на овладение деятельностью;

в) наличие склонности к данному виду деятельности;

г) индивидуальное своеобразие, оригинальность продуктов труда.

34. Какая из указанных точек зрения считается наиболее научно состоятельной:

а) способности человека врожденны, генетически заданы;

б) все способности в равной мере можно развить у любого человека,

были бы созданы необходимые социальные условия;

в) способности развиваются на основе определенных задатков при включении человека в соответствующую деятельность, создании необходимых социальных и педагогических условий, активной работе личности над собой;

г) каждый человек в состоянии развить у себя любые способности, было бы проявлено желание и настойчивость.

 

 

ПСИХОЛОГИЯ МАЛЫХ ГРУПП И КОЛЛЕКТИВОВ.

 

1. Взаимодействие двух и более людей с целью установления и поддержания

межличностных отношений, достижения общего результата – это:

а) общение;

б) деятельность;

в) обучение;

г) коммуникация.

2. Содержание общения, представленное как обмен продуктами и предметами деятельности, называется:

а) материальным;

б) когнитивным;

в) деятельным;

г) кондиционным.

3. Содержание общения, представленное как обмен знаниями, называется:

а) когнитивным;

б) материальным;

в) деятельным;

г) кондиционным.

4. Содержание общения, представленное как обмен действиями, операциями

6 стр., 2936 слов

Роль темперамента и поведения в профессиональной деятельности ...

... коллектива. Среди типичных недостатков в деятельности и общении такого служащего можно наблюдать быструю ... встречаются крайне редко. Как правило, у людей проявляются такие качества, которые нельзя относить ... службе, упрямство и раздражительность в ответ на критику, ненадежность в дружбе, ... Будучи уволен, он часто возглавляет группу нарушителей дисциплины, распространяет негативные традиции. ...

называется:

а) деятельным;

б) материальным;

в) мотивационным;

г) кондиционным.

5. Содержание общения, представленное как обмен психическими и

физиологическими состояниями, называется:

а) мотивационным;

б) когнитивным;

в) кондиционным;

г) материальным.

6. Общение, целью которого являются расширение и укрепление межличностных контактов, установление и развитие интерперсональных отношений называется:

а) социальным;

б) биологическим;

в) межличностным;

г) групповым.

7. Общение, которое осуществляется с помощью естественных органов, данных живому существу природой (руки, голова, голосовые связки и др.) называется:

а) непосредственным;

б) прямым;

в) косвенным;

г) опосредованным.

8. Сторона общения, в основе которой лежит взаимный обмен информацией между партнерами по общению, передача и прием знаний, мнений, чувств, называется:

а) коммуникативной;

б) интерактивной;

в) перцептивной;

г) социальной.

9. Сторона общения, в основе которой лежат процессы восприятия и понимания

людьми друг друга, называется:

а) интерактивной;

б) перцептивной;

в) коммуникативной;

г) социальной.

10. Область знания, занимающаяся нормами пространственной и временной организации общения, получила название:

а) проксемика;

б) праксиология;

в) потамология;

г) пресбиотия.

11. Умение внимательно молчать, не вмешиваясь в речь собеседника со своими

замечаниями – это:

а) нерефлексивное слушание;

б) рефлексивное слушание;

в) творческое слушание;

г) репродуктивное слушание.

12. Среди вербальных средств общения не перечисляют:

а) визуальные;

б) акустические;

в) эмотивные;

г) тактильно-кинестезические.

13. Жесты, мимика и пантомимика – это средства общения:

а) оптико-кинетические;

б) паралингвистические;

в) экстралингвистические;

г) пространственно-временные.

14. К основным сторонам общения относят:

а) знакомства, аттракцию, коммуникацию;

б) социальную перцепцию, коммуникацию, интеракцию;

в) интеракцию, перцепцию, соперничество;

г) компромисс, социальную перцепцию, партнерство.

15. Человек, умеющий влиять на коллектив в системе межличностных отношений, основанных на чувствах симпатии или антипатии, принятия или неприятия, — это:

а) лидер;

б) руководитель;

в) партнер;

г) авторитет.

16. Сумма или совокупность психологических характеристик человека, определяющих его место в группе, — это:

а) статус;

б) роль;

в) образ;

г) положение.

17. Наличие чувства меры во взаимоотношениях с людьми – это:

а) воспитанность;

б) психологический такт;

в) педагогический такт;

г) нравственность.

18. Совокупность соподчиненных позиций членов группы в системе внутригрупповых межличностных предпочтений понимается как:

а) социометрическая структура;

б) социометрическая система;

в) социометрический коллектив;

г) социометрическая группа.

8 стр., 3919 слов

Основные виды человеческой деятельности: труд, игра, учение, общение

... контакта, который проявляется в обмене информацией, взаимопереживании и взаимопонимании. Общение как вид деятельности характеризуется определенным предметом, потребностями, мотивами и целями, конкретным ... с системой знаков невербальной коммуникации, в которой выделяют четыре основных группы средств общения: паралингвистические (тембр голоса, его диапазон, тональность), экстралингвистические (паузы, ...

19. Совокупность позиций членов группы в системах информационных потоков, связывающих членов группы между собой и внешней средой, понимается как структура группы:

а) коммуникативная;

б) эмоциональная;

в) иерархическая;

г) межролевая.

20. Система взаимоположений членов группы в зависимости от их способности оказывать влияние в малой группе понимается как:

а) структура социальной власти;

б) структура лидерства;

в) структура ролей;

г) позиционная структура.

21. Подчинение индивида групповому давлению, возникающему из конфликта между его собственным мнением и мнением группы, — это:

а) конформизм;

б) приспособленчество;

в) пассивное принятие;

г) отсутствие собственной позиции.

22. Социальная общность людей, объединенных на основе общественно значимых целей, общих ценностных ориентаций, совместной деятельности и общения, — это:

а) группа;

б) труппа;

в) коллектив;

г) общество.

23. Способность членов группы к совместной деятельности, основанная на оптимальном сочетании их характеристик, есть совместимость:

а) межличностная;

б) психологическая;

в) групповая;

г) физиологическая.

24. Система эмоционально-психологических состояний коллектива, отражающих

характер взаимоотношений между его членами в процессе совместной деятельности и общения, — это климат:

а) моральный;

б) эмоциональный;

в) психологический;

г) социально-психологический.

25. Реальная или идеальная группа, на которую ориентирован человек, ценности, идеалы и нормы поведения, которые он разделяет, понимается как группа:

а) диффузная;

б) реальная;

в) референтная;

г) официальная.

26. Формально-правовой аспект власти называется:

а) администрированием;

б) руководством;

в) управлением;

г) командованием.

 

 

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.

 

1. Активность человека, направленная на познание и преобразование окружающего мира и самого себя, называется:

а) воспитанием;

б) деятельностью;

в) учением;

г) трудом.

2. Основное взаимодействие человека со средой, при котором он достигает сознательно поставленной цели, возникающей как следствие определенной его потребности, мотива, называется:

а) операцией;

б) действием;

в) деятельностью;

г) умением.

3. Основной характеристикой деятельности не является:

а) предметность;

б) субъективность;

в) социальность;

г) непрерывность.

4. Ведущими видами деятельности не является:

а) игра;

б) учение;

в) спорт;

г) труд.

5. Основной единицей анализа деятельности является:

а) действие;

б) операция;

в) цель;

г) мотив.

6. Осознаваемый результат, на достижение которого направлено поведение, называется:

а) потребностью;

б) мотивом;

в) задачей;

г) целью.

7. Обычно мало осознаются или совсем не осознаются:

а) действия;

б) навыки;

в) операции;

г) умения.

8. Функцию регулирования действия выполняет следующие его компоненты:

а) моторные (двигательные);

б) центральные (мыслительные);

в) сенсорные (чувствительные);

г) рецептивные.

9. Действия, ставшие в результате упражнений и тренировок, малоосознаваемыми, доведенные до автоматического исполнения, называются:

а) умением;

б) операцией;

в) навыком;

г) мастерством.

10. Деятельность – это:

а) работа каких-нибудь органов, сил природы;

б) явления, способствующие созданию каких-либо ценностей, орудий труда

и средств производства;

в) специфический вид активности человека, направленный на познание и преобразование окружающего мира, включая самого себя и условия своего существования;

г) понятия, объединяющие совокупность действий человека, необходимые для осуществления его существования.

11. Процесс объективизации накопленного личностного опыта называется:

а) экстериоризацией;

б) интериоризацией;

в) обучением;

г) общением.

12. Основными видами деятельности являются..

а) политическая;

б) спортивная;

в) художественно-эстетическая;

г) управленческая;

д) все ответы верны;

е) все ответы неверны.

Преобразование действий при интериоризации включает…

а) вербализацию;

б) осознание;

в) обобщение;

г) свертывание;

д) перенос;

е) все ответы верны;

ж) все ответы неверны.

14. Иерархическую пирамиду потребностей разработал:

а) К. Роджерс;

б) А. Маслоу;

в) Г. Олпорт,

г) Г.Хеккхаузен,

д) А.Н.Леонтьев

Человека как индивида характеризуют…

а) рост;

б) цвет глаз и волос;

в) тип высшей нервной деятельности;

г) принадлежность к расе;

д) все ответы верны;

е) все ответы неверны.

Свойства человека, обусловленные биологическими факторами, — это…

а) задатки;

б) лидерство;

в) нравственность;

г) гуманность;

д) все ответы верны;

е) все ответы неверны.

Личностные свойства, обусловленные социально, — это…

а) инстинкты;

б) ценностные отношения;

в) музыкальный слух;

г) острота зрения;

д) рефлексы;

е) все ответы верны;

ж) все ответы неверны.

Проявления темперамента в моторной сфере — это..

а) темп;

б) ритм;

в) агрессивность;

г) биоритмы;

д) аккуратность;

е) интенсивность;

ж) все ответы верны;

з) все ответы неверны.

Э. Кречмер объяснял характер…

а) эндокринными факторами;

б) социальными факторами;

в) наследственно-приобретенными факторами;

г) соматическим состоянием;

д) все ответы верны;

е) все ответы неверны.

20. Индивидуально-своеобразной, природно обусловленной совокупностью динамических проявлений психики называется:

а) темперамент;

б) характер;

в) способности,

г) все ответы верны;

д) все ответы неверны.

21. Отличительная черта отечественной психологии – использование категории:

а) деятельности;

б) бессознательного;

в) подкрепления;

г) интроспекции.

1. Понятие «зона ближайшего развития» введено:

а) Ж. Пиаже;

б) Дж. Брунером;

в) Л.С. Выготским;

г) А.Н. Леонтьевым.

2. Понятие «ведущая деятельность» было выдвинуто:

а) Л.С. Выготским;

б) Д.Б. Элькониным;

в) А.Н. Леонтьевым;

\г) С.Л. Рубинштейном.

3. Первая экспериментальная психологическая лаборатория в России известна:

а) с 1880 г;

б) с 1883 г;

в) с 1885 г;

г) с 1889 г.

4. В России первую экспериментальную психологическую лабораторию открыл:

а) И.М Сеченов;

б) Г.И. Челпанов;

в) В.М Бехтерев;

г) И. М Павлов.

5. Автором естественного эксперимента является:

а) Р. Готтсданкер;

б) А.Ф. Лазурский;

в) Д. Кэмпбела;

г) В. Вундт.

6. Понятие высших психических функций ввел в научный оборот:

а) Л.С. Выготский;

б) А.Н. Леонтьев;

в) А.Р. Лурия;

г) П.Я. Гальперин.

7. Цикл экспериментальных исследований, раскрывающих механизм формирования в психологии психических функций, которые представляют собой процесс интериоризации внешних форм орудийно-знаковых действий в субъективные структуры психики человека, провел:

а) П.Я. Гальперин;

б) А.Н. Леонтьев;

в) А.Р. Лурия;

г) Н.А. Бернштейн.

8. Особое внимание проблемам мозговой локализации внешних психических функций и их нарушений уделял:

а) Л.С. Выготский;

б) А.Н. Леонтьев;

в) А.Р. Лурия;

г) П.Я. Гальперин.

9. Термин «условный рефлекс» предложен:

а) Ч. Дарвиным;

б) И.П. Павловым;

в) И.М. Сеченовым;

г) В.М. Бехтеревым.

Модуль 2.

Вопросы скомпонованы в соответствие с разделами учебной программы.

Оценка результатов тестирования осуществляется следующим образом:

80% правильных ответов — «отлично»;

70% правильных ответов — «хорошо»;

50% правильных ответов — «удовлетворительно»;

менее 50% правильных ответов — «неудовлетворительно».

Введение в социальную психологию

1.______________ отрасль психологии, изучающая закономерности социально-психологических явлений.

1. социальная психология;

2. общая психология;

3. педагогическая психология.

 

2._________теория утверждающая, что главная сила истории — народ или «дух целого», который выражает себя в искусстве, религии, языке, мифах и т.д., а индивидуальное сознание лишь его продукт

1. психология народов;

2. психология масс;

3. рефлексология.

 

3.______теория, объясняющая причины изменения поведения человека в массе, его иррационального поведения действием психологических механизмов подражания и заражения

1. психология народов;

2. психология масс;

3. рефлексология.

 

4.______теория, постулирующая причиной и движущей силой социального поведения врожденные инстинкты

1. теория инстинктов социального поведения;

2. психология масс;

3. психология народов.

 

5. Основатель рефлексологии

1. В.М. Бехтерев;

2. И.П. Павлов;

3. П.П. Блонский.

6._________утверждает, что поведение человека есть результат его общения, есть результат подражания, наблюдения за другими людьми

1. теория когнитивного диссонанса;

2. теория социального научения;

3. теория социального обмена.

 

7. Основные способы познания социально-психологических явлений и их закономерностей

1. методы социальной психологии;

2. методики;

3. общая методология.

 

8. Метод исследования, в основе которого лежит построение моделей изучаемого социально-психологического явления

1. социометрия;

2. моделирование;

3. эксперимент.

 

9. Целенаправленное и определенным образом фиксируемое восприятие исследуемого социально психологического явления

1. эксперимент;

2. наблюдение;

3. моделирование.

 

10. Социально-психологический метод изучения мнений, общения, лидерства, отношений людей к различным общественным событиям и явлениям в группах, коллективах

1. наблюдение;

2. опрос;

3. эксперимент.

 

11. Активное вмешательство исследователя в жизнедеятельность группы с целью создания условий, при которых обнаруживается какой-либо социально психологический факт

1. опрос;

2. моделирование;

3. эксперимент.

12. Стандартизированное, часто ограниченное во времени испытание, предназначенное для измерения социально-психологических переменных

1. опрос;

2. эксперимент;

3. тест.

 

13. Социально психологический тест для оценки межличностных эмоциональных связей в группе

1. социометрия;

2. аттитюд;

3. рефлексология.

 

14. Способ получения социально-психологической информации с помощью составленной в соответствии с определенными правилами системы вопросов называется

1. метод анкетирования;

2. метод моделирования;

3. метод эксперимента.

 

Социальная психология групп

1. Рассмотрение лидерства как процесса организации межличностных отношений в группе, как функции группы, а лидера — как субъекта управления этим процессом, присуще для теории

1. харизматической;

2. черт;

3. системной;

4. ситуационной.

 

2. Осуществляемый группой выбор из ряда альтернатив в условиях взаимного обмена информацией при решении общей для всех членов группы задачи называется

1. групповым самоопределением;

2. групповой дискуссией;

3. групповым принятием решения;

4. групповой идентификацией.

 

3. Термин «сверхнормативная активность» в социальной психологии означает

1. увеличение активности лидера группы при оказании ему доверия со стороны членов группы в сложной ситуации;

2. стремление членов группы увеличить личный вклад в общее дело по мере уменьшения численности группы;

3. стремление членов группы добиваться высоких показателей сверх необходимого задания.

 

4. Группа, объединенная только внутренними целями, не выходящими за ее рамки, стремящаяся осуществить свои групповые цели любой ценой, в том числе и за счет других групп, называется

1. диффузной группой;

2. кооперацией;

3. ассоциацией;

4. корпорацией.

 

5. Группы на начальном этапе своего развития, общность в которой люди только соприсутствуют, их не объединяет совместная деятельность

1. диффузные;

2. становящиеся;

3. неформальные.

 

6. Высокоразвитая, устойчивая во времени группа взаимодействующих людей объединенных целями совместной общественно-полезной деятельности

1. коллектив;

2. корпорация;

3. кооперация.

 

7. Группа, объединенная только внутренними целями, не выходящими за ее рамки, стремящаяся осуществить свои групповые цели любой ценой

1. коллектив;

2. корпорация;

3. кооперация.

 

8________отношения носят деловой характер, подчиненный достижению требуемого результата в выполнении конкретной задачи в определенном виде деятельности

1. кооперация;

2. корпорация;

3. ассоциация.

 

9. Показатель, который отражает стремление членов коллектива к взаимному общению, — это ___________ эмоциональной сплоченности

 

10. Основная цель социально-психологического тренинга заключается в

1. совершенствовании управления;

2. совершенствовании личности;

3. повышение компетентности общения.

 

11. Вид тренинга, направленный на приобретение знаний, навыков и умений, коррекцию и формирование установок в условиях профессиональной деятельности, называется тренингом делового_________

1. руководства;

2. общения;

3. отношения.

 

12. Предметом социально-психологического исследования является

1. индивидуальные особенности личности;

2. социальное взаимодействие личности;

3. темперамент личности.

 

13. В группе четко заданы все позиции ее членов, распределены роли всех членов группы в системе подчинения

1. формальной;

2. неформальной;

3. малой.

 

14. Искусственно выделяемые исследователем объединения людей по какому-то объективному признаку это ______________группы

1. условные;

2. большие;

3. естественные.

 

15 Специально-создаваемые группы для выполнения заданий в экспериментальных условиях и экспериментальной проверке научных гипотез называются _____группами

1. условными;

2. лабораторными;

3. естественными.

 

16. ________группы, функционирующие в реальных жизненных ситуациях, образования которых происходит независимо от желания экспериментатора

1. условные;

2. экспериментальные;

3. естественные.

 

17. _______немногочисленная по составу группа, члены которой объединены общей социальной деятельностью и находятся в непосредственном личном общении

1. малая;

2. реальная;

3. диффузная.

 

18. Совокупность правил, вырабатываемых группой и играющих роль важнейшего средства регуляции поведения, общения, взаимодействия и взаимоотношений членов группы, называются групповыми

1. санкциями;

2. нормами;

3. традициями;

4. взаимоотношениями.

19. Группа, в которой взаимоотношения опосредствуются только личностно значимыми целями, называется

1. корпорацией;

2. кооперацией;

3. ассоциацией.

 

20. Близкие эмоциональные отношения участников совместной деятельности

1. являются нейтральным фактором по отношению к результативности деятельности;

2. могут ухудшать результаты совместной деятельности;

3. всегда увеличивают результативность деятельности.

 

23______совокупность норм, правил и форм поведения, характеризующих типичные действия человека, занимающего определенное положение в обществе

1. социальная роль;

2. аттитюд;

3. фрустрация.

 

24. В настоящее время большинством психологов под «референтной» группой понимается

1. группа, к которой индивид относит себя психологически, ориентируясь на ценности и нормы данной группы;

2. группа, имеющая право применять санкции по отношению к конкретному ее члену;

3. группа людей, с которой человек сравнивает себя при определении своего статуса.

 

26. Показатель, который отражает стремление членов коллектива к взаимному общению эмоциональной сплоченности

1. потенциал;

2. фактор;

3. индекс.

 

27. Целостное относительно устойчивое и типичное состояние, многообразно проявляющееся во всей жизнедеятельности конкретного коллектива, — это морально-психологический

1. климат;

2. фон;

3. процесс.

 

28. Диагностический метод, в ходе которого выясняются отношения между членами коллектива, путем взаимовыборов по предложенным критериям – это опрос

1. теоретический;

2. экспертный;

3. социометрический.

29. Показатель, который отражает стремление членов группы к взаимному сотрудничеству

1. индекс деловой сплоченности;

2. индекс эмоциональной сплоченности.

 

Социальная психология личности

1. Если настроенность на поведение для удовлетворения потребности закрепляется в случае повторения ситуации, мы имеем дело с _________установкой

1. социальной;

2. фиксированной;

3. ситуативной;

4. индивидуальной.

 

2. Соматическое, физиологическое, психологическое и социальное состояние личности, которое характеризуется зрелостью ее развития, достижением наиболее высоких показателей в деятельности, творчестве – это

1. авторитет;

2. лидерство;

3. акме.

 

3. Явление социального порядка, связанное с вопросами профессионального и морального самоопределения, — это жизненный

1. потенциал;

2. путь;

3. план.

4. Характеристика личности, определяющая интенсивность, продолжительность, частоту и разнообразие выполняемых действий или деятельностей какого-либо рода, — это

1. мотивация;

2. эмоциональность;

3. активность.

 

5. Привлекательность, возникающая при восприятии человека человеком

1. аттракция;

2. альтруизм;

3. аффилиация.

 

6. Стремление человека быть в обществе других людей

1. аттракция;

2. альтруизм;

3. аффилиация.

 

7. Способность эмоционально отзываться на переживания другого — это

1. активность;

2. эмпатия;

3. альтруизм.

 

8. Процесс включения индивида в социальные отношения, в результате которого он усваивает и активно воспроизводит социальный опыт

1. социализация;

2. активность;

3. адаптация.