Контрольно-измерительные материалы к рабочей программе учебной дисциплины «ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ»
ПРИМЕРНАЯ ТЕМАТИКА ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАДАНИЙ
- Оформление диагностического альбома для обследования основных психический процессов. (категория и возраст по выбору)
- Оформление мультимедийной презентации, содержащей различные авторские методики обследования психических процессов (внимания, памяти, мышления, воображения, восприятия).
- Каковы общие принципы диагностики психического развития
- Назовите основные, на ваш взгляд, задачи ППД
- Какие виды диагностики на ваш взгляд используются в практической деятельности дефектологов?
- Как вы думаете, какую роль несет ППД на разных этапах развития ребенка?
- Назовите основные методы и принципы ППД.
- Какие типы нарушений развития вызывают наибольшие трудности при диагностике и почему?
- Какие психические функции и проявления имеют особое значение для дифференциальной диагностики?
- Какие задачи стоят перед психологом в специальном образовательной учреждении?
- Назовите основные типы отклонений в развитии.
ПРИМЕРНАЯ ТЕМАТИКА ВОПРОСОВ К КОНТРОЛЬНЫМ РАБОТАМ
- Профессионально-этические аспекты психолого-педагогической диагностики.
- Принципы психолого-педагогической диагностики.
- Критерии достоверности диагностических методик
- Методы психолого-педагогической диагностики (наблюдение, изучение истории развития ребенка, анкетирование родителей, психолого-педагогический эксперимент, тестирование и др.).
- Этапы психолого-педагогического обследования (ориентировочный этап)
- Задачи диагностического этапа, основные направления диагностического обследования.
- Сформируйте основные направления обследования речи детей дошкольного возраста.
- Основные направления обследования речи детей школьного возраста.
- Особенности дизонтогенетического развития детей с речевыми расстройствами.
- Дифференциация нарушений речевого развития (различных типологических вариантов) с сенсорной, интеллектуальной и эмоциональной патологией.
- Организация и содержание диагностической деятельности логопеда
- Наглядно-дидактические средства в коррекционно-логопедической работе с детьми.
- Психолого-педагогическая документация логопеда.
- Консультативно-диагностическая работа логопеда с учителями, воспитателями и родителями ребенка с речевой патологией.
- Этапы психолого-педагогического обследования.
- Писихолого-педагогическое изучение детей раннего возраста с ЗРР.
- Психолого-педагогическое изучение детей старшего дошкольного возраста с ФФН
- Психолого-педагогическое изучение детей среднего дошкольного возраста с ОНР
- Психолого-педагогическое изучение детей младшего школьного возраста с дислексией и дисграфией.
ПРИМЕРНЫЕ ТЕМЫ ДЛЯ ПОРТФОЛИО
Подбор методик для психолого-педагогического обследования дошкольников ...
... о состоянии слуха и развитии ребенка, необходимых для диагностики и определения путей коррекционной работы, проводится комплексное психолого-педагогическое обследование. Цель исследования:рассмотрение основных принципов психолого-педагогического обследования детей дошкольного возраста с нарушением слуха. Объект ...
- Методические рекомендации по составлению плана психолого-педагогического изучения детей раннего и дошкольного возраста.
- Психолого-логопедическая характеристика. Варианты заключений.
- Анкеты-опросники для выявления анамнеза детей с речевыми нарушениями.
- Обследование моторных функций у детей с речевыми нарушениями (схемы, протоколы, диагностический материал).
- Дидактические пособия для изучения речевой деятельности при алалии.
- Психолого-педагогические характеристики детей с речевыми нарушениями.
- Диагностическая документация логопеда детского сада. Сборник диагностических методик по обследованию психической сферы детей с речевой патологией.
- Комплекс диагностических методик по изучение речевой сферы детей с ОНР II-III ур.реч. развития.
- Варианты речевых карт.
- Варианты диагностических пособий по изучению темпо-ритмической стороны речи.
- Диагностические пособия по изучению речевой сферы детей младшего школьного возраста с дислексией и дисграфией.
- Диагностические пособия по изучению фонетико-фонематических нарушений у детей.
ПРИМЕРНАЯ ТЕМАТИКА КЕЙСОВ
- Обоснуйте заключение и дайте характеристику данных нарушений: ОНР II ур. реч. развития, стертая дизартрия.
- Ребенок 3 лет не произносит звуки «р», «л», «ш». Определите речевое заключение.
- От каких из перечисленных своеобразий звукопроизношения (от детских возрастных особенностей звукопроизношения, от стертой дизартрии, от иностранного акцента, от случайных оговорок, от диалектных особенностей) дифференциальная диагностика дислалии особенно важна и почему?
- Определите вид дислалии. Ребенок 4 лет. В речи отмечается недостаточная сформированность фонематического слуха, что проявляется в заменах и смешениях акустически близких звуков.
- Обоснуйте родителям, почему двуязычие в семье оказывает отрицательное влияние на становление у ребенка звукопроизношения?
- На какие моменты раннего анамнеза особенно важно обратить внимание для дифференциальной диагностики дислалии и стертой дизартарии?
- Каким образом исследуется слуховая дифференциация акустически близких звуков?
- Определите и обоснуйте логопедическое заключение, используя основные классификации речевых нарушений: ребенок 4 лет произносит отдельные звукоподражания, обращенную речь понимает на номинативном уровне, использует невербальные средства коммуникации для общения, проявляет резкий речевой негативизм при попытках стимуляции речи.
- В чем особенность подбора диагностического материала, используемого на этапе изучения лексики и грамматики детей младшего дошкольного возраста.
- На консультации логопеда с родителями объясните, почему при сенсорной функциональной дислалии необходима профилактика дисграфии.
ПРИМЕРНЫЕ ТЕМЫ ДЛЯ ПРОЕКТОВ
Особенности развития личности детей дошкольного возраста, имеющих ...
... «дети с нарушениями речи». 4. Выделить особенности формирования личности детей, имеющих нарушения речи. 5. Экспериментально изучить личность детей дошкольного возраста с речевыми нарушениями. Глава 1. Теоретическое обоснование личностного развития детей дошкольного возраста с нарушениями речи 1.1 ...
- Творческий проект: подготовка учебного видеофильма «Обследование лексико-грамматического строя речи».
- Творческий проект: подготовка учебного видеофильма «Обследование фонетико-фонематической стороны речи»
- Творческий проект: подготовка учебного видеофильма «Обследование связной речи»
- Исследовательский проект: «Консультативно-диагностическая работа логопеда с учителями, воспитателями и родителями ребенка с речевой патологией».
- Информационный проект: «Организация и содержание деятельности логопеда в рамках деятельности ПМПК и ПМПк»
- Информационный проект: «Дифференциальная диагностика алалии от сходных состояний».
- Информационный проект: «Изучение эмоционально-волевой сферы детей с речевыми нарушениями».
- Информационный проект: «Изучение познавательной деятельности детей с речевой патологией».
- Информационный проект: «Профессиональные качества логопеда при диагностике речевых нарушений».
- Творческий проект «Оптимальная среда для диагностики речевых нарушений».
ПРИМЕРНЫЕ ТЕМЫ ДЛЯ ДЕЛОВЫХ ИГР
- Первичный прием логопеда в поликлинике (ранний возраст от 2-3 лет)
- Первичный прием логопеда в поликлинике (младший дошкольный возраста)
- Первичный прием логопеда в поликлинике (готовность ребенка к школе)
- Педагогический совет «Профилактика нарушений письменной речи в дошкольном образовательном учреждении».
- Проведение фрагментов обследования с последующим анализом и составлением заключений.
- Моделирование ситуаций, диагностирующих задержку речевого развития.
- Деятельность ПМПК по отбору детей в логопедические детские сады.
- Моделирование ситуаций реагирования родителей на заключение логопеда.
- Изучение лиц с нарушениями речи.
- Моделирование диагностических ситуаций: наблюдение за детьми в свободной игровой деятельности, наблюдение за изобразительной деятельностью детей, анализ детских рисунков, беседа с ребенком 4 лет.
Автор(ы):Ромусик М.Н., ст.преподаватель кафедры дошкольной дефектологии
Взаимодействие ДОУ и семьи по развитию лексико-грамматической ...
... творческого общения, взаимопонимания, помочь родителям усвоить знания и вместе с педагогом устранить недостатки в речевом развитии ребенка, в формировании лексико-грамматического строя речи. ... и родителей, направленный на развитие лексико-грамматического строя речи детей старшего дошкольного возраста. грамматический речь дошкольник семья Предмет исследования - комплекс методических мероприятий ...