ППД детей с нарушениями речи

Контрольно-измерительные материалы к рабочей программе учебной дисциплины «ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ»

ПРИМЕРНАЯ ТЕМАТИКА ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАДАНИЙ

  1. Оформление диагностического альбома для обследования основных психический процессов. (категория и возраст по выбору)
  2. Оформление мультимедийной презентации, содержащей различные авторские методики обследования психических процессов (внимания, памяти, мышления, воображения, восприятия).
  3. Каковы общие принципы диагностики психического развития
  4. Назовите основные, на ваш взгляд, задачи ППД
  5. Какие виды диагностики на ваш взгляд используются в практической деятельности дефектологов?
  6. Как вы думаете, какую роль несет ППД на разных этапах развития ребенка?
  7. Назовите основные методы и принципы ППД.
  8. Какие типы нарушений развития вызывают наибольшие трудности при диагностике и почему?
  9. Какие психические функции и проявления имеют особое значение для дифференциальной диагностики?
  10. Какие задачи стоят перед психологом в специальном образовательной учреждении?
  11. Назовите основные типы отклонений в развитии.

ПРИМЕРНАЯ ТЕМАТИКА ВОПРОСОВ К КОНТРОЛЬНЫМ РАБОТАМ

  1. Профессионально-этические аспекты психолого-педагогической диагностики.
  2. Принципы психолого-педагогической диагностики.
  3. Критерии достоверности диагностических методик
  4. Методы психолого-педагогической диагностики (наблюдение, изучение истории развития ребенка, анкетирование родителей, психолого-педагогический эксперимент, тестирование и др.).
  5. Этапы психолого-педагогического обследования (ориентировочный этап)
  6. Задачи диагностического этапа, основные направления диагностического обследования.
  7. Сформируйте основные направления обследования речи детей дошкольного возраста.
  8. Основные направления обследования речи детей школьного возраста.
  9. Особенности дизонтогенетического развития детей с речевыми расстройствами.
  10. Дифференциация нарушений речевого развития (различных типологических вариантов) с сенсорной, интеллектуальной и эмоциональной патологией.
  11. Организация и содержание диагностической деятельности логопеда
  12. Наг­лядно-дидактические средства в коррекционно-логопедической работе с детьми.
  13. Психолого-педагогическая документация логопеда.
  14. Консультативно-диагностическая работа лого­педа с учителями, воспитателями и родителями ребенка с речевой патологией.
  15. Этапы психолого-педагогического обследования.
  16. Писихолого-педагогическое изучение детей раннего возраста с ЗРР.
  17. Психолого-педагогическое изучение детей старшего дошкольного возраста с ФФН
  18. Психолого-педагогическое изучение детей среднего дошкольного возраста с ОНР
  19. Психолого-педагогическое изучение детей младшего школьного возраста с дислексией и дисграфией.

ПРИМЕРНЫЕ ТЕМЫ ДЛЯ ПОРТФОЛИО

12 стр., 5908 слов

Подбор методик для психолого-педагогического обследования дошкольников ...

... о состоянии слуха и развитии ребенка, необходимых для диагностики и определения путей коррекционной работы, проводится комплексное психолого-педагогическое обследование. Цель исследования:рассмотрение основных принципов психолого-педагогического обследования детей дошкольного возраста с нарушением слуха. Объект ...

  1. Методические рекомендации по составлению плана психолого-педагогического изучения детей раннего и дошкольного возраста.
  2. Психолого-логопедическая характеристика. Варианты заключений.
  3. Анкеты-опросники для выявления анамнеза детей с речевыми нарушениями.
  4. Обследование моторных функций у детей с речевыми нарушениями (схемы, протоколы, диагностический материал).
  5. Дидактические пособия для изучения речевой деятельности при алалии.
  6. Психолого-педагогические характеристики детей с речевыми нарушениями.
  7. Диагностическая документация логопеда детского сада. Сборник диагностических методик по обследованию психической сферы детей с речевой патологией.
  8. Комплекс диагностических методик по изучение речевой сферы детей с ОНР II-III ур.реч. развития.
  9. Варианты речевых карт.
  10. Варианты диагностических пособий по изучению темпо-ритмической стороны речи.
  11. Диагностические пособия по изучению речевой сферы детей младшего школьного возраста с дислексией и дисграфией.
  12. Диагностические пособия по изучению фонетико-фонематических нарушений у детей.

ПРИМЕРНАЯ ТЕМАТИКА КЕЙСОВ

  • Обоснуйте заключение и дайте характеристику данных нарушений: ОНР II ур. реч. развития, стертая дизартрия.
  • Ребенок 3 лет не произносит звуки «р», «л», «ш». Определите речевое заключение.
  • От каких из перечисленных своеобразий звукопроизношения (от детских возрастных особенностей звукопроизношения, от стертой дизартрии, от иностранного акцента, от случайных оговорок, от диалектных особенностей) дифференциальная диагностика дислалии особенно важна и почему?
  • Определите вид дислалии. Ребенок 4 лет. В речи отмечается недостаточная сформированность фонематического слуха, что проявляется в заменах и смешениях акустически близких звуков.
  • Обоснуйте родителям, почему двуязычие в семье оказывает отрицательное влияние на становление у ребенка звукопроизношения?
  • На какие моменты раннего анамнеза особенно важно обратить внимание для дифференциальной диагностики дислалии и стертой дизартарии?
  • Каким образом исследуется слуховая дифференциация акустически близких звуков?
  • Определите и обоснуйте логопедическое заключение, используя основные классификации речевых нарушений: ребенок 4 лет произносит отдельные звукоподражания, обращенную речь понимает на номинативном уровне, использует невербальные средства коммуникации для общения, проявляет резкий речевой негативизм при попытках стимуляции речи.
  • В чем особенность подбора диагностического материала, используемого на этапе изучения лексики и грамматики детей младшего дошкольного возраста.
  • На консультации логопеда с родителями объясните, почему при сенсорной функциональной дислалии необходима профилактика дисграфии.

ПРИМЕРНЫЕ ТЕМЫ ДЛЯ ПРОЕКТОВ

20 стр., 9564 слов

Особенности развития личности детей дошкольного возраста, имеющих ...

... «дети с нарушениями речи». 4. Выделить особенности формирования личности детей, имеющих нарушения речи. 5. Экспериментально изучить личность детей дошкольного возраста с речевыми нарушениями. Глава 1. Теоретическое обоснование личностного развития детей дошкольного возраста с нарушениями речи 1.1 ...

  1. Творческий проект: подготовка учебного видеофильма «Обследование лексико-грамматического строя речи».
  2. Творческий проект: подготовка учебного видеофильма «Обследование фонетико-фонематической стороны речи»
  3. Творческий проект: подготовка учебного видеофильма «Обследование связной речи»
  4. Исследовательский проект: «Консультативно-диагностическая работа лого­педа с учителями, воспитателями и родителями ребенка с речевой патологией».
  5. Информационный проект: «Организация и содержание деятельности логопеда в рамках деятельности ПМПК и ПМПк»
  6. Информационный проект: «Дифференциальная диагностика алалии от сходных состояний».
  7. Информационный проект: «Изучение эмоционально-волевой сферы детей с речевыми нарушениями».
  8. Информационный проект: «Изучение познавательной деятельности детей с речевой патологией».
  9. Информационный проект: «Профессиональные качества логопеда при диагностике речевых нарушений».
  10. Творческий проект «Оптимальная среда для диагностики речевых нарушений».

ПРИМЕРНЫЕ ТЕМЫ ДЛЯ ДЕЛОВЫХ ИГР

  1. Первичный прием логопеда в поликлинике (ранний возраст от 2-3 лет)
  2. Первичный прием логопеда в поликлинике (младший дошкольный возраста)
  3. Первичный прием логопеда в поликлинике (готовность ребенка к школе)
  4. Педагогический совет «Профилактика нарушений письменной речи в дошкольном образовательном учреждении».
  5. Проведение фрагментов обследования с последующим анализом и составлением заключений.
  6. Моделирование ситуаций, диагностирующих задержку речевого развития.
  7. Деятельность ПМПК по отбору детей в логопедические детские сады.
  8. Моделирование ситуаций реагирования родителей на заключение логопеда.
  9. Изучение лиц с нарушениями речи.
  10. Моделирование диагностических ситуаций: наблюдение за детьми в свободной игровой деятельности, наблюдение за изобразительной деятельностью детей, анализ детских рисунков, беседа с ребенком 4 лет.

Автор(ы):Ромусик М.Н., ст.преподаватель кафедры дошкольной дефектологии

22 стр., 10997 слов

Взаимодействие ДОУ и семьи по развитию лексико-грамматической ...

... творческого общения, взаимопонимания, помочь родителям усвоить знания и вместе с педагогом устранить недостатки в речевом развитии ребенка, в формировании лексико-грамматического строя речи. ... и родителей, направленный на развитие лексико-грамматического строя речи детей старшего дошкольного возраста. грамматический речь дошкольник семья Предмет исследования - комплекс методических мероприятий ...