Понятие универсальные учебные действия, познавательные универсальные учебные действия.

Курсовая работа

На тему

ВИРТУАЛЬНАЯ ЭКСКУРСИЯ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ УУД МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА ВНЕКЛАССНЫХ ЗАНЯТИЯХ ПО ИСТОРИИ И КУЛЬТУРЕ СПб

 

 

студентки ___ группы

специальность 050146

«Преподавание в начальных классах»

Руководитель

 

Санкт-Петербург

Оглавление

 

Введение. 3

1. Понятие универсальные учебные действия, познавательные универсальные учебные действия. 6

2. Особенности развития познавательных универсальных учебных действий в младшем школьном возрасте. 13

3. Методика проведения виртуальных экскурсий на внеурочных занятиях в начальной школе. 20

4. Виртуальные экскурсии по Санкт-Петербургу» в начальной школе. 27

Заключение. 30

Список литературы.. 33

Введение

 

Одной из приоритетных задач современного начального образования выступает формирование универсальных учебных действий.

«Планируемые результаты» федерального государственного образовательного стандарта второго поколения определяют предметные, метапредметные и личностные результаты. Основные результаты обучения — это формирование универсальных учебных действий, умений и навыков.

Сущность овладения обучающимися универсальными учебными действиями заключается в формировании способности к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения социального опыта.

Особое место в стандарте отводится формированию познавательной компетентности младшего школьника, что обусловлено наличием целого комплекса проблем – снижению познавательной активности обучающихся, их неумением, а иногда и нежеланием ставить перед собой учебные задачи и самостоятельно находить их решение, анализировать собственную учебную деятельность.

4 стр., 1947 слов

Глава 1. Регулятивные универсальные учебные действия в начальной школе

... Одним из способов реализации этих целей является формирование регулятивных универсальных учебных действий (УУД). В широком смысле термин «универсальные учебные действия» означает способность субъекта к самосовершенствованию и саморазвитию путем ... на уроках математики в начальной школе. 11       Введение В связи с процессами реорганизации структуры системы образования, в общем, и в ...

Вместе с тем, ФГОС НОО предъявляет следующие требования к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования:

1. Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.

2. Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления

3. Освоение способов решения проблем творческого и поискового характера

4. Освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии

5. Использование различных способов поиска, сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами. [18]

Таким образом, содержание не только каждого учебного предмета, но и внеклассной работы должно обеспечивать реализацию этих задач, которые в свою очередь связаны с организацией познавательной деятельности школьника и повышением его познавательной активности.

Направленность процесса обучения на выполнение всех вышеперечисленных требований диктует острую необходимость поиска новых средств, методов и приемов организации познавательной деятельности младших школьников, обеспечивающих формирование их познавательной компетентности. [9, стр.178-180]

Познавательно-исследовательскую деятельность учеников реализуют различные формы организации. Экскурсии являются эффективной формой организации учебной деятельности, но в настоящее время теряют свою популярность, в связи с рядом факторов. В том числе это связано с недоступностью большинства объектов. В настоящее время в связи с внедрением в образовательный процесс информационных технологий у преподавателей появилась возможность проведения виртуальных экскурсий с использованием средств новейших информационных технологий.

Проведение виртуальной экскурсии, с точки зрения целей и задач, мало чем отличается от реальной. Использование виртуальных экскурсий позволяет выполнить практическую часть государственной программы в полном объеме.

Учитывая вышеизложенное, мы увидели необходимость попробовать выяснить, как виртуальная экскурсия может способствовать развитию познавательных универсальных учебных действий младших школьников на внеурочных занятиях по истории и культуре Санкт-Петербурга.

Цель нашего исследования – определить возможности использования виртуальных экскурсий с целью развития познавательных универсальных учебных действий у младших школьников на внеурочных занятиях по истории и культуре Санкт-Петербурга

В соответствии с целью работы мы сформулировали следующие задачи:

1. Определить сущность понятия универсальные учебные действия, познавательные универсальные учебные действия.

2. Выявить особенности развития познавательных универсальных учебных действий в младшем школьном возрасте.

3. Уточнить понятие «Виртуальная экскурсия» и выявить особенности ее проведения в начальной школе.

4. Охарактеризовать приемы использования виртуальных экскурсий на внеурочных занятиях по истории и культуре Санкт-Петербурга с целью развития познавательных УУД обучающихся.

3 стр., 1080 слов

Вопрос 44. Способности и деятельность. Диагностика способностей.

... могут существовать только применительно к некой конкретной деятельности. Поэтому общая одаренность должна быть отнесена к определенной универсальной деятельности. Специальная одаренность имеет более узкое понятийное ... значений является язык, но за языковыми значениями скрываются общественно-выработанные способы действия, в процессе которых люди изменяют и познают объективную реальность в) ...

 

Понятие универсальные учебные действия, познавательные универсальные учебные действия.

 

Концепция развития универсальных учебных действий разработана на основе системно — деятельностного подхода. Эта концепция в начальной школе призвана конкретизировать требования к результатам начального общего образования и дополнить традиционное содержание образовательно- воспитательных программ.

Понятие системно — деятельностного подхода в обучении было введено в 1985 г. Это была попытка объединения взглядов на системный подход, который разрабатывался в исследованиях классиков нашей отечественной науки (таких, как Б. Г. Ананьев, Б. Ф. Ломов и целого ряда исследователей), и деятельностный, который всегда был системным (его разрабатывали Л. С. Выготский, Л. В. Занков, Д. Б. Эльконин, В. В. Давыдов и многие другие исследователи).

Созданная на основе этого подхода концепция развития универсальных учебных действий позволяет выделить главные результаты обучения и воспитания, выраженные в терминах универсальных учебных действий как показатели гармоничного развития личности, обеспечивающие широкие возможности учащихся для овладения знаниями, умениями, навыками, компетентностями личности, способностью и готовностью к познанию мира, обучению, сотрудничеству, самообразованию и саморазвитию.

Сегодня все большее признание получает положение о том, что в основе успешности обучения лежат общие учебные действия, имеющие приоритетное значение над предметными знаниями и навыками. В системе образования начинают превалировать методы, обеспечивающие становление самостоятельной творческой учебной деятельности учащегося, направленной на решение реальных жизненных задач.

Асмолов А. Г. писал, что в широком значении термин «Универсальные учебные действия» означает умение учиться, т.е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта. В более узком этот термин можно определить как совокупность способов действия учащегося (а также связанных с ними навыков учебной работы), обеспечивающих самостоятельное усвоение новых знаний, формирование умений, включая организацию этого процесса. [3]

По мнению А. В. Федотовой, «Универсальные учебные действия – это обобщённые действия, открывающие возможность широкой ориентации учащихся, – как в различных предметных областях, так и в строении самой учебной деятельности, включая осознание учащимися её целевой направленности, ценностно-смысловых и операциональных характеристик» [16]

Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту «Универсальные учебные действия» — это обобщенные действия, порождающие широкую ориентацию учащихся в различных предметных областях познания и мотивацию к обучению. [14]

В словаре терминов Т.В. Василенко дает следующее определение понятию: «Универсальные учебные действия- инвариантная основа образовательного и воспитательного процесса». По её мнению, овладение учащимися УУД создаёт возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей, включая и самостоятельную организацию, т.е.умения учиться. Вместе с определением понятия «универсальные учебные действия» Т. В. Василенко даёт обоснование понятию «умение учиться», которое входит в определение смысла термина «УУД». «Умение учиться – существенный фактор повышения эффективности освоения учащимися предметных знаний, формирования умений и компетенций, образа мира и ценностно-смысловых оснований личностного морального выбора. [4]

11 стр., 5383 слов

Здравствуйте уважаемые коллеги, сегодня состоится второй за этот ...

... осуществляющие образовательную деятельность, язык, языки образования, факультативные и элективные учебные предметы, курсы, дисциплины (модули) из перечня, предлагаемого организацией, осуществляющей ... осуществление образовательной деятельности, со свидетельством о государственной аккредитации, с учебно-программной документацией и другими документами, регламентирующими организацию и осуществление ...

Способность учащегося самостоятельно успешно усваивать новые знания, формировать умения и компетентности, включая самостоятельную организацию этого процесса, т. е. умение учиться, обеспечивается тем, что универсальные учебные действия как обобщенные действия открывают учащимся возможность широкой ориентации как в различных предметных

областях, так и в строении самой учебной деятельности, включающей осознание ее целевой направленности, ценностно- смысловых и операциональных характеристик. Таким образом, достижение умения учиться предполагает полноценное освоение школьниками всех компонентов учебной деятельности.

 

Функции универсальных учебных действий:

— обеспечение возможностей учащегося самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы их достижения, контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности;

— создание условий для гармоничного развития личности

и ее самореализации на основе готовности к непрерывному

образованию; обеспечение успешного усвоения знаний, формирования умений, навыков и компетентностей в любой предметной области.

Одной из особенностей УУД является их универсальность.

Как писал А.Г.Асмолов, универсальный характер учебных действий проявляется в том, что они носят надпредметный, метапредметный характер; обеспечивают целостность общекультурного, личностного и познавательного развития и саморазвития личности; обеспечивают преемственность всех ступеней образовательного процесса; лежат в основе организации и регуляции любой деятельности учащегося независимо от ее специально-Предметного содержания. Универсальные учебные действия обеспечивают этапы усвоения учебного содержания и формирования психологических способностей учащегося. [3]

Выделяют следующие виды универсальных учебных действий:

Существует четыре вида УУД, установленные ФГОС.

1. Личностные действия обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию учащихся (знание моральных норм, умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, умение выделить нравственный аспект поведения) и ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях.

2. Регулятивные действия обеспечивают учащимся организацию их учебной деятельности. К ним относятся: целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, оценка и саморегуляция.

3.Коммуникативные действия обеспечивают социальную компетентность и учет позиции других людей, партнеров по общению или деятельности; умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.

Особый интерес для нашего исследования представляет понятие «познавательные универсальные учебные действия»

Познавательные универсальные действия включают: общеучебные, логические, а также постановку и решение проблемы.

4 стр., 1802 слов

особенности овладения трудовой деятельностью детьми с церебральным параличём

... исследования: раскрыть особенности овладения трудовой деятельности детьми с ДЦП дошкольного возраста Объект исследования: образование детей с ДЦП. Предмет исследования: дошкольные системы образования детей с ДЦП. Задачи: 1. ... 2 - 6 случаев на 1000 человек [22]. 1.3 Нарушение познавательной деятельности у детей с ДЦП Структура дефекта при церебральном параличе включает в себя специфические отклонения ...

Общеучебные универсальные действия:

— самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;

— поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств;

— структурирование знаний;

— осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме;

— выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;

— рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;

— смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели; извлечение необходимой информации из прослушанных текстов различных жанров; определение основной и второстепенной информации; свободная ориентация и восприятие текстов художественного, научного, публицистического и официально-делового стилей; понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации;

— постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера. Особую группу общеучебных универсальных действий составляют знаково-символические действия:

— моделирование — преобразование объекта из чувственной формы в модель, где выделены существенные характеристики объекта (пространственно- графическая или знаково-символическая);

— преобразование модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область.

Логические универсальные действия:

— анализ объектов с целью выделения признаков (существенных,несущественных);

— синтез — составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов;

— выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов;

— подведение под понятие, выведение следствий;

— установление причинно- следственных связей;

— построение логической цепи рассуждений;

— доказательство;

— выдвижение гипотез и их обоснование.

Постановка и решение проблемы:

— формулирование проблемы;

— самостоятельное создание способов решения проблем

творческого и поискового характера.[3]

Важнейшей задачей современной системы образования является формирование совокупности универсальных учебных действий, обеспечивающих компетенцию научить учиться.

Свои первоначальные навыки человек получает в начальной школе.

Благодаря формированию системы универсальных учебных действий стало возможным выработать у ребенка желание к дальнейшему процессу обучения, научить четко, организовывать свою деятельность, грамотно выполнять поставленные задачи, овладеть умениями учиться.

За 4 года обучения в школе ребенок не только осваивает обязательную учебную программу, но и становится обладателем определенных личностных характеристик.

Таким образом, решая первую задачу курсовой работы мы выявили, что под универсальными учебными действиями понимают совокупность способов действий учащегося, обеспечивающих его развитию у него способности к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса, а также умения учиться.

10 стр., 4642 слов

Понятие универсальные учебных действий и их классификация в соответствии ...

... развития познавательных универсальных учебных действий в младшем школьном возрасте.   Особенности развития познавательных УУД в младшем школьном возрасте   Младший школьный возраст - период постижения окружающего мира: природы, человеческих отношений. У ребенка ...

К основным видам универсальных учебных действий относят личностные, регулятивные, познавательные, коммуникативные универсальные учебные действия.

В аспекте темы нашей курсовой работы нас интересовали познавательные универсальные учебные действия, поэтому мы дали им более подробную характеристику. Мы выяснили, что познавательные универсальные учебные действия – это система способов познания окружающего мира, построения самостоятельного процесса поиска, исследования и совокупность операций по обработке, систематизации, обобщению и использованию полученной информации

Познавательные универсальные действия включают: общеучебные, логические, а также постановку и решение проблемы.

В следующей части курсовой работы мы рассмотрим особенности развития познавательных универсальных учебных действий в младшем школьном возрасте.

 

 

Особенности развития познавательных универсальных учебных действий в младшем школьном возрасте.

 

 

Младший школьный возраст является наиболее благоприятным периодом для формирования познавательных универсальных учебных действий, так как все виды деятельности, в том числе и учебная деятельность, в этом возрасте способствуют развитию познавательной сферы.

Приход ребенка в школу обозначает начало важного этапа возрастного развития человека. Как пишет В.В. Давыдов, младший школьный возраст-это особый период в жизни ребенка. Ко времени поступления в школу ребенок уже, как правило, и физически и психологически готов к обучению, подготовлен к новому важному периоду своей жизни, к выполнению многообразных требований, которые предъявляет ему школа.

В первую очередь, у ребенка в этом возрасте происходят изменения в познавательной сфере. Л.С. Выготский выделял главным новообразованием мышление, которое приобретает абстрактный и обобщенный характер. В школе за относительно короткий промежуток времени ребенок должен овладеть системой научных понятий, в этом процессе должна быть задействована не только память, от ребенка требуется развитие мыслительных операций. В процессе школьного обучения происходит не только усвоение отдельных знаний и умений, но и их обобщение и вместе с тем формирование интеллектуальных операций.

Долгое время психологи и педагоги недооценивали познавательные возможности младших школьников, излишне регламентируя их учебно-познавательную деятельность [11]. Но именно младший школьный возраст является сензитивным периодом для формирования познавательных универсальных учебных действий. Во-первых, в младшем школьном возрасте наблюдается положительная динамика в развитии важнейших познавательных процессов. Именно в этом возрасте данные познавательные процессы приобретают самостоятельность [15].

Предполагается, что результатом формирования познавательных универсальных учебных действий будут являться умения:

·произвольно и осознанно владеть общим приемом решения задач;

·осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий;

·использовать знаково — символические средства, в том числе модели и схемы для решения учебных задач;

·ориентироваться на разнообразие способов решения задач;

·учиться основам смыслового чтения художественных и познавательных текстов; уметь выделять существенную информацию из текстов разных видов;

13 стр., 6474 слов

Развитие познавательных мотивов у детей дошкольного возраста ...

... задачи: 1) Рассмотреть понятие «познавательная деятельность» в психолого-педагогической литературе. 2) Выявить особенности развития познавательной активности детей дошкольного возраста. 3) Определить средства развития познавательной активности у детей дошкольного возраста. Для решения поставленных ...

·уметь осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков

·уметь осуществлять синтез как составление целого из частей;

·уметь осуществлять сравнение и классификацию по заданным критериям;

·уметь устанавливать причинно-следственные связи;

·уметь строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;

·уметь устанавливать аналогии;

·владеть общим приемом решения учебных задач;

·осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотеки, образовательного пространства родного края (малой родины);

·создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач;

·уметь осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения образовательных задач в зависимости от конкретных условий

Формирование познавательных универсальных учебных действий требует развития высших психических функций — произвольности памяти, внимания, воображения. Именно в этом возрасте данные познавательные процессы приобретают самостоятельность ребенок учится владеть специальными действиями, которые дают возможность сосредоточиться на учебной деятельности, сохранить в памяти увиденное или услышанное, представить себе нечто, выходящее за рамки воспринятого раньше. в младшем школьном возрасте учебная деятельность требует от ребенка присвоения специальных действий, благодаря которым внимание, память, воображение приобретают выраженный произвольный, преднамеренный характер.[6]

 

Развитие памяти

 

В первом классе у ребенка развивается произвольная память, но это умение несовершенно. Преобладает механическое непроизвольное запоминание, которое срабатывает только в случае сильного воздействия на эмоциональную сферу учащихся. Ведущая роль принадлежит механическому запоминанию. Воспроизведение учебного материала дается нелегко, так как учащиеся не владеют приемами рационального запоминания. Распространено явление забывания. Необходима опора на наглядность.

Во втором классе память обретает конкретно-образный характер. Учащиеся способны воспроизводить учебный материал без опоры на наглядность. Однако наличие наглядности на уроке создает ситуацию успеха. Учащиеся начинают овладевать приемами осмысленного запоминания.
В период 8-9 и 10-11 лет у детей становится более продуктивным и осмысленным произвольное запоминание.

Начинается развитие логической памяти. Увеличиваются объем памяти и её долгосрочность.

В школе ребенок встает перед необходимостью запоминать произвольно. Учебная деятельность неукоснительно требует от ребенка запоминания. Учитель дает ребенку указания, каким образом можно запомнить и воспроизвести то, что следует выучить. Вместе с детьми он обсуждает содержание и объем материала, распределяет его на части (по смыслу, по трудности запоминания и др.), учит контролировать процесс запоминания. Понимание является необходимым условием запоминания — учитель фиксирует внимание ребенка на необходимости понимания, учит ребенка понимать то, что он должен запомнить, задает мотивацию стратегии запоминания: сохранение знаний, навыков не только для решения школьных заданий, но и для всей последующей жизни.

Произвольная память становится функцией, на которую опирается учебная деятельность, и ребенок приходит к пониманию необходимости заставить работать на себя свою память. Именно заучивание и воспроизведение учебного материала позволяет ребенку рефлексировать свои личные психические изменения в результате погружения в учебную деятельность и воочию увидеть, что «учить себя» — значит изменить самого себя в знаниях и в обретении способности к произвольным действиям.

1 стр., 181 слов

Основные показатели деятельности педагога (глазами учащихся 9–11 классов)

... к учителю. Максимальная сумма баллов – 75, она свидетельствует о высокой оценке учеником деятельности учителя.

 

Развитие внимания

 

В начале обучения внимание младших школьников крайне неустойчиво.
Учащиеся сосредотачиваются в первую очередь на несущественных признаках объекта. Для учащихся важна внешняя привлекательность объекта. Внимание распределяется слабо. Привлекает только то, что понятно. Нет предварительной готовности к работе на уроке.

Ко второму классу продолжается нарастание элементов произвольности внимания, однако познавательная цель по-прежнему ставится взрослыми.

И только к 3-4 классу у учащихся появляется ответственность за усвоение знаний, так как преобладают элементы произвольности внимания. Внимание становится более устойчиво. Учащиеся обращают внимание в первую очередь на существенные признаки объекта. Учащиеся сами ставят цель. Учащиеся способны распределять внимание, умственно активны и готовы к деятельности с самого начала урока.

Младший школьник в известной степени может и сам планировать свою деятельность. При этом он словесно проговаривает то, что он должен и в какой последовательности будет исполнять ту или иную работу. Планирование, безусловно, организует внимание ребенка.

Познавательная активность ребенка, направленная на обследование окружающего мира, организует его внимание на исследуемых объектах довольно долго, пока не иссякнет интерес. Если шести-семилетний ребенок занят важной для него игрой, то он, не отвлекаясь, может играть два, а то и три часа. Так же долго он может быть сосредоточен и на продуктивной деятельности (рисовании, конструировании, изготовлении значимых для него поделок).

Однако такие результаты сосредоточения внимания — следствие интереса к тому, чем занят ребенок. Он же будет томиться, отвлекаться и чувствовать себя совершенно несчастным, если надо быть внимательным в той деятельности, которая ему безразлична или совсем не нравится.

 

Развитие воображения

 

Подлинное усвоение любого учебного предмета невозможно без активной деятельности воображения.

Воображение первоклассников опирается на конкретные предметы. Изображение людей и предметов отличается бедностью, нерасчлененностью. Образы непроизвольны и расплывчаты, носят схематичный характер.
Во втором классе происходит развитие творческой переработки представлений на основе словесной наглядности. Образы полнее, включают на 1–2 признака больше, чем образы первоклассника. Отсутствие вымышленных дополнительных деталей. Образ более точный и определенный. Усиление дифференциации воображения.

К 3 классу воображение ребенка дифференцировано и управляемо. Увеличивается количество деталей. Учащиеся способны воссоздать целостный правильный образ.

Развитие мышления

Формирование познавательных универсальных учебных действий невозможно без развития мышления, которое в младшем школьном возрасте становится более гибким и сложным.
В первом классе преобладает наглядно-образное мышление, переходящеее к словесному.

Ко второму классу проявляется словесно-логическое мышление с опорой на наглядность.

В 3-4 классе развивается абстрактное мышление. Начинается развитие формально- логического мышления.

8 стр., 3712 слов

Игра на занятиях изобразительной деятельности как средство развития ...

... второй главе..…………………………………………………….47 Глава 3. Опытно-экспериментальная работа по развитию творческих способностей у дошкольников в процессе игры на занятиях изобразительной деятельности………………………………………………48 3.1.Констатирующий эксперимент ……………………………………………48 3.2. Формирующий ...

 

Умственное развитие ребенка, посещающего школу, качественно меняется благодаря требованиям, предъявляемым учебной деятельностью. Ребенок теперь вынужден входить в реальность образно-знаковых систем и в реальность предметного мира через постоянное погружение в ситуации решения разнообразных учебных и жизненных задач.

В период младшего школьного возраста развитие памяти, внимания, мышления и воображения, так же как и формирование учебно-познавательной компетентности происходит в учебной деятельности, которая становится ведущим видом деятельности на данном этапе развития ребенка. Именно учебная деятельность позволяет решить важнейшие задачи развития в младшем школьном возрасте, а именно формирование мотивов учения, развитие устойчивых познавательных потребностей и интересов, а также развитие продуктивных приемов и навыков учебной работы, «умения учиться» [13].

Под влиянием обучения происходит постепенный переход от познания внешней стороны явлений к познанию их сущности, отражению в мышлении существенных свойств и признаков, что дает возможность делать первые обобщения, первые выводы, проводить первые аналогии, строить элементарные умозаключения. На этой основе у ребенка начинают формироваться научные понятия, в отличие от житейских понятий, складывающихся у ребенка на основании его опыта вне целенаправленного обучения. [12].

Таким образом, к окончанию начальной школы обучающийся должен овладеть целым комплексом познавательных УУД – ставить познавательную цель и выбирать средства для ее достижения, осуществлять информации, проводить ее анализ, синтез, сравнение, осознанно строить речевое высказывание, ставить проблему творческого и поискового характера и решать ее, анализировать собственную учебную деятельность,

При формировании познавательных УУД у младших школьников необходимо учитывать особенности мышления детей данного возраста, в первую очередь конкретно-образный характер мышления, который может вызвать трудности в восприятии учебной информации. Поэтому она должна быть как можно более наглядной и образной

Методика проведения виртуальных экскурсий на внеурочных занятиях в начальной школе

 

Связь учебно-воспитательного процесса с внеурочной деятельностью — это один из главных принципов всей системы воспитательной работы. Во внеурочной деятельности учащиеся повышают и расширяют знания, полученные на уроках. Внеурочное образование строится на фундаменте, заложенном на уроках. Цель внеурочной деятельности – это создание условий для позитивного общения учащихся в школе и за ее пределами, для проявления инициативы и самостоятельности, ответственности, искренности и открытости в реальных жизненных ситуациях, интереса к внеклассной деятельности на всех возрастных этапах. По характеру и содержанию образовательная внеурочная деятельность делится на программную и внепрограммную. К программной внеурочной деятельности относятся учебные экскурсии, которые должны «закрепить» и расширить знания, полученные учащимися на уроках. Возрастные особенности младших школьников делают необходимым широкое использование в образовательном процессе ярких образов, интересных фактов, разработку учителем ситуаций, требующих эмоционального отклика, общения, творческого самовыражения. В этом плане экскурсия является одной из эффективных форм внеурочных занятий в начальной школе.

Основные задачи организации внеурочной деятельности детей:

— выявление интересов, склонностей, способностей и возможностей обучающихся в разных видах деятельности;

— создание условий для индивидуального развития ребенка;

— формирование системы знаний, умений, навыков в избранном направлении деятельности;

— развитие опыта творческой деятельности, творческих способностей детей;

— создание условий для реализации учащимися знаний, умений, навыков;

— развитие опыта неформального общения, взаимодействия, сотрудничества;

— расширение рамок общения школьников с социумом;

— коррекционная работа с детьми, испытывающими трудности в обучении;

— для развития потенциала учащихся, прежде всего, одаренных.

 

Традиционная экскурсия в начальной школе

 

Экскурсии – один из основных видов занятий и особая форма организации работы по всестороннему развитию школьников, нравственно-патриотическому, эстетическому воспитанию, но в то же время одна из очень трудоёмких и сложных форм обучения. Экскурсии являются наиболее эффективным средством комплексного воздействия на формирование личности школьника. Познавательный интерес, потребность получать новые знания формируются, если постоянно заботиться о расширении кругозора ребенка – прогулки, знакомства с памятными местами. Экскурсия как живая, непосредственная форма общения развивает эмоциональную отзывчивость, закладывает основы нравственного облика. Правильная организация наблюдений способствует формированию таких важных качеств школьника, как наблюдательность и внимание, которые способствуют обогащению знаний об окружающем мире

Направления экскурсионной работы:

1. Досугово — развлекательное направление предполагает организацию экскурсий и поездок на различные объекты района, города с целью знакомства с местами активного отдыха и организации такого отдыха учащихся и их семей. Деятельность этого направления формирует у учащихся навыки здорового образа жизни и экологической культуры, навыки социальной культуры, расширяет их знания о родных местах, формируя патриотические чувства.

2. Научно-познавательное направление предполагает организацию экскурсий в музеи, на различные природные и производственные объекты. Отличие этих экскурсий от тех, о которых говорилось выше, в том, что их цель – развитие познавательных способностей и навыков, расширение и углубление предметных умений. Деятельность этого направления тесно связана с программами учебных предметов, хотя, конечно, связана и с Программой духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся, так в процессе активного участия в подобных экскурсиях учащиеся приобретают опыт социального взаимодействия с людьми разных профессий, с людьми разного возраста и разного образа жизни.

Экскурсии являются эффективной формой организации учебной деятельности, но их проведение вызывает много трудностей. Во-первых, изучаемый объект не всегда находится в пределах досягаемости. Очень часто нет возможности «добраться» до него с младшими школьниками. Во-вторых, школа работает по строгому расписанию. На урок по каждому предмету отводится 45 минут . Провести экскурсию за это время не всегда удается. На это может понадобиться два часа и больше, что срывает уроки по другим предметам. В-третьих, на экскурсии труднее организовать занятия детей и поддерживать дисциплину, чем в классе. Еще один фактор, это не подходящая погода. Для экскурсии приходится выбирать день с хорошей погодой. Из-за плохой погоды срывается назначенная экскурсия. Даже если экскурсия состоялась, не всегда удается увидеть те объекты живой природы, которые запланировали, (животные леса, луга, водоема.)

Из всего сказанного можно сделать вывод, что в настоящее время экскурсия теряет свою популярность у учителей, не смотря на свою дидактическую значимость. Главная причина кроется в недоступности большинства объектов. Это серьезное ограничение снимается при использовании средств новейших информационных технологий.

 

Виртуальная экскурсия

 

Согласно определению Е.Ф. Козина, виртуальные экскурсии – это новый эффективный презентационный инструмент, с помощью которого возможна наглядная и увлекательная демонстрация любого реального места широкой общественности – будь то страна, город, национальный парк, музей, курорт, производственный объект и т.д. [9].

Г.Н. Аквилева под виртуальной экскурсией понимает организационную форму обучения, отличающуюся от реальной экскурсии виртуальным отображением реально существующих объектов с целью создания условий для самостоятельного наблюдения, сбора необходимых фактов и т.д. [1].

Е.В. Александрова считает, что виртуальная экскурсия – это форма обучения, сочетающая рассказ учителя с демонстрацией наглядного материала: фотографий, репродукций, видеофрагментов, аудиозаписей. В современных условиях виртуальная экскурсия может быть представлена как слайд-шоу с помощью компьютерных технологий [2]

Создание виртуальной экскурсии по желанию педагогов может осуществляться в индивидуальной деятельности или групповой, главное чтобы работа приносила удовольствие и способствовала качественному, продуктивному освоению материала, создавала ситуацию успеха для всех участвовавших в создании творческого продукта.

Создавая проекты виртуальных экскурсий по тем или иным темам, педагоги углубляют знания, полученные в процессе самообразования, расширяют навыки поиска необходимой информации, используя все возможные пути — традиционно из книг, так и с помощью интернет-сайтов. Все это ведет к расширению художественно-эстетического пространства.

Как и при разработке любого проекта в основе подготовки виртуальной экскурсии лежит определенный алгоритм действий, позволяющий педагогам добиться успешного результата. Перечислим наиболее важные «шаги» при создании виртуальной экскурсии — это

1. определение цели и задач экскурсии;

2. выбор темы;

3. отбор литературы и составление библиографии;

4. определение источников экскурсионного материала;

5. отбор и изучение экскурсионных объектов;

6. сканирование фотографий или других иллюстраций необходимых для представления проекта,

7. составление маршрута экскурсии на основе видеоряда;

8. подготовка текста экскурсии;

9. определение техники ведения виртуальной экскурсии;

10. показ экскурсии.

Работа над любой новой экскурсией начинается с четкого определения ее цели. Это помогает авторам проекта более организованно вести работу в дальнейшем.

Выбор темы диктуется, прежде всего, предпочтениями педагогов или от конкретной ситуации. Проект виртуальной экскурсии должен иметь свою четко определенную тему. Тема является стержнем, который объединяет все объекты и подтемы экскурсии в единое целое. Отбирая объекты, участники творческой группы постоянно сверяют их с темой проекта.

Показ объектов является частью, занимающей главенствующее положение в экскурсии. Правильный отбор объектов, их количество, последовательность показа оказывают влияние на качество представляемого материала. Количество проанализированных объектов может варьироваться от 10 до 20. После того как педагоги отобрали необходимый для виртуальной экскурсии визуальный ряд желательно на каждый их них составить карточку. В случае если во время выступления педагог забыл информацию, он может воспользоваться карточкой. Карточка отличается небольшими размерами (с ладошку) и в ней может быть представлена следующая информация:

·наименование объекта (первоначальное и современное), а также название, под которым памятник известен у населения;

·историческое событие, с которым связан памятник, дата события местонахождение объекта, его почтовый адрес, на чьей территории памятник расположен (город, поселок, промышленное предприятие и т. д.);

·описание памятника (автор, дата сооружения, из каких материалов изготовлен, текст мемориальной надписи);

·источник сведений о памятнике (литература, где описан памятник и события, связанные с ним, архивные данные, устные предания, основные печатные работы и места хранения неопубликованных работ);

·сохранность памятника (состояние памятника и территории, на которой он находится, дата последнего ремонта, реставрации);

·К карточке прикрепляется ксерокопия объекта, воспроизводящая его нынешний и прежние виды.

Маршрут любой экскурсии представляет собой наиболее удобный путь следования экскурсионной группы, способствующий раскрытию темы, это положение действует и при создании виртуальной экскурсии. Последовательность материал видеоряда надо представить так, чтобы он максимально раскрывал выбранную тему. Одно из обязательных условий при составлении виртуальной экскурсии организация показа объектов в логической последовательности и обеспечение зрительной основы для раскрытия темы. В рамках проекта виртуальной экскурсии материал может излагаться в хронологической, тематической или тематико-хронологической последовательности.

Составляя текст виртуальной экскурсии необходимо обратить внимание педагогов, что он должен раскрыть все подтемы.. Текст должна отличать краткость, четкость формулировок, необходимое количество фактического материала, литературный язык. Материал размещается в той последовательности, в которой показываются объекты, и имеет четкое деление на части. Каждая из них посвящается одной из подтем. Составленный в соответствии с этими требованиями текст представляет собой готовый для «использования» рассказ.[5]

Виртуальная экскурсия является интересной и эффективной формой организации внеурочной деятельности школьников. Если в 1-2 классах учащиеся выступают в роли путешествующих, то в 3-4 классах они не только принимают участие в виртуальном путешествии, но и сами могут создавать виртуальные экскурсии по своему городу, селу и обмениваться ими с учениками других образовательных учреждений. Необходимость планирования работы над проектом, подготовки фотографий и видеосюжетов о памятниках истории, культуры, природы и т.д., продумывание маршрута, систематизация и обобщение собранной информации и подготовка текстов, рассказывающих об интересных достопримечательностях и экспонатах, презентация и рефлексия своей деятельности способствуют формированию всего комплекса УУД, развитию значимых личностных качеств. [10]

Используя виртуальные путешествия как форму проведения учебных занятий, учитель продумывает возможность их применения либо в конкретном разделе имеющейся программы внеурочной деятельности, либо выстраивает саму программу как цепь виртуальных путешествий (экскурсий), которые совершают учащиеся и которые они создают сами. Введение в образовательный процесс внеурочной деятельности является значимым условием успешной реализации требований нового образовательного стандарта. Учитель, работающий по-новому должен быть готов использовать при организации работы детей современные цифровые ресурсы и оборудование, включать обучающихся в разнообразные виды деятельности (познавательной, творческой, исследовательской, проектной), чему, на наш взгляд, достаточно полно соответствует форма виртуального путешествия (экскурсии)

 

Виртуальные экскурсии по Санкт-Петербургу» в начальной школе

 

История и культура Санкт-Петербурга изучается на различных уроках в начальной школе, а также материалы по истории города широко используются во внеклассных мероприятиях. Для облегчения труда учителя создано множество наглядных пособий: мультимедийных, печатных, видеосюжетов. При изучении города невозможно обойтись без путешествий и экскурсий по историческим местам города, по его многочисленным музеям. Каждый учитель ищет для себя оптимальный вариант подачи учебного материала с целью достижения максимального результата при его освоении. В настоящее время для формирования индивидуального опыта творческой деятельности всё большее значение приобретает использование развивающих возможностей ИКТ. С помощью новых технологий учащиеся под руководством учителя могут совершать удивительные виртуальные экскурсии по родному городу. Занятия в форме виртуальных экскурсий можно использовать как на уроках, так и вовнеурочной деятельности. Особенно эффективной является взаимосвязь познавательного материала с элементами игры. В ходе виртуальных экскурсий на внеклассных занятиях по истории и культуре Санкт-Петербурга учителем решаются следующие задачи:

· Познакомить учащихся с городом, как средой «обитания»

· Сформировать у детей представление о неповторимости, уникальности Санкт-Петербурга

· Познакомить с историей возникновения города на берегах Невы, значением этого события в истории нашей страны

Проведение занятий должно способствовать формированию у учащихся умений и навыков, таких, как:

1. Умение пользоваться различными дополнительными источниками: словарями, энциклопедиями, справочниками,

2. Умение составлять устные и письменные описания достопримечательностей города,

3. Используя карту, уметь ориентироваться в городе,

4. Делать выводы, сравнивать, анализировать данные.

Ожидаемые результаты проведения виртуальных экскурсий:

· Активизация познавательной деятельности учащихся при изучении истории, истории и культуры Санкт-Петербурга

· Развитие навыков самостоятельных исследований, использование приобретённых знаний и умений в практической деятельности и повседневной жизни;

· Развитие коммуникативно-речевых умений.

Виртуальные экскурсии проводятся как путешествия по уголкам Санкт-Петербурга. Каждое занятие — знакомство с достопримечательностями города, его прекраснейшими уголками, архитекторами.

Приведем пример виртуальной экскурсии по теме «История моего города»

Задачи урока:

1. Познакомить учащихся с историей и культурой Санкт-Петербурга

2. Научить бережно относиться к культурному богатству города;

3. Сформировать представление об уникальности и неповторимости Санкт-Петербурга.

На уроке используются компьютер,, интерактивная доска, наглядность в форме мультимедийной презентации

В начале урока учительзачитывает стихи А.С.Пушкина и рассказывает учащимся о значении Санкт-Петербурга в истории нашей страны.

Далее, используя карту на презантации, учитель рассказывает о значении территории Приневья для Русского государства, о первых победах русского флота над шведами, о начале освоения дельты Невы, о выборе места для строительства крепости.

При этом отрабатываются такие понятия, как дельта, крепость, рукава реки, острова в дельте Невы, истоки и устье реки.

На следующем этапе урока учитель, используя презентацию, кратко рассказывает о строительстве Петропавловской крепости, ее основных достопримечательностях. При это используется схема Петропавловской крепости и ее основные достопримечательности помечены гиперрсылками, по которым осуществляется переход к сладом, где рассказано об этой достопримечательности.

В качестве повторения проводится викторина для внимательных — учащиеся вписывают правильные ответы в пустые клеточки.

На следующем этапе занятия учитель рассказывает учащимся о первых постройках города: домике Петру Первого, Летнем саде, Кунсткамере. При этом эти достопримечательности также помечены гиперссылками на карте, при нажатии на которые осуществляется переход к данной достопримечательности. При этом учитель может спросить у учеников, о какой достопримечательности они мы хотели узнать.

В конце занятия учащимися выполняются задания на закрепление изученного материала.

В качестве самостоятельной работы по итогам подобного мероприятия учащимся можно дать задание посетить с родителями изученные достопримечательности (предварительно выдав им схемы), провести мини-экскурсию для родителей и написать о ней отчет.

Таким образом, виртуальные экскурсии является новым эффективным презентационным инструментом на занятиях по истории и культуре Санкт-Петербурга, с помощью которого возможна наглядная и увлекательная демонстрация любого реального места и любой достопримечательности города, стимуляция самостоятельной познавательной активности обучающихся, что, безусловно, способствует развитию познавательных учебных действий обучающихся.

 

 

Заключение

 

Целью нашей курсовой работы было определение возможностей использования виртуальных экскурсий с целью развития познавательных универсальных учебных действий у младших школьников на внеурочных занятиях по истории и культуре Санкт-Петербурга.

В ходе решения первой задачи исследования мы выявили, что под универсальными учебными действиями понимают совокупность способов действий учащегося, обеспечивающих его развитию у него способности к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса, а также умения учиться.

К основным видам универсальных учебных действий относят личностные, регулятивные, познавательные, коммуникативные универсальные учебные действия.

В аспекте темы нашей курсовой работы нас интересовали познавательные универсальные учебные действия, поэтому мы дали им более подробную характеристику. Мы выяснили, что познавательные универсальные учебные действия – это система способов познания окружающего мира, построения самостоятельного процесса поиска, исследования и совокупность операций по обработке, систематизации, обобщению и использованию полученной информации

Познавательные универсальные действия включают: общеучебные, логические, а также постановку и решение проблемы.

В ходе решения второй задачи курсовой работы, мы выяснили, что при формировании познавательных УУД необходимо учитывать особенности развития их познавательных процессов – памяти, воображения, внимания. Также необходимо учитывать особенности мышления детей данного возраста, в первую очередь конкретно-образный характер мышления, который может вызвать трудности в восприятии учебной информации. Поэтому она должна быть как можно более наглядной и образной, при этом сочетающей в себе элементы индуктивного и проблемного подходов.

В ходе решения третьей задачи курсовой работы мы рассмотрели понятие «виртуальной экскурсии» и особенности ее организации в начальной школе. Так, под виртуальной экскурсией понимают организационную форму обучения, отличающуюся от реальной экскурсии виртуальным отображением реально существующих объектов с целью создания условий для самостоятельного наблюдения, сбора необходимых фактов и т.д., сочетающую рассказ учителя с демонстрацией наглядного материала: фотографий, репродукций, видеофрагментов, аудиозаписей.

Также нами были выделены методические рекомендации по подготовке и организации виртуальной экскурсии в начальной школе:

К ним относятся необходимость планирования работы над экскурсией, подготовка фотографий и видеосюжетов о памятниках истории, культуры, природы и т.д., продумывание маршрута, систематизация и обобщение собранной информации и подготовка текстов, рассказывающих об интересных достопримечательностях и экспонатах, презентация и рефлексия своей деятельности способствуют формированию всего комплекса УУД, в том числе познавательных.

Также следует учесть, что в 3-4 классах учащиеся сами могут создавать виртуальные экскурсии по своему городу. В качестве самостоятельной работы по итогам подобного мероприятия учащимся можно дать задание посетить с родителями изученные достопримечательности (предварительно выдав им схемы), провести мини-экскурсию для родителей и написать о ней отчет.

В ходе решения четвертой задачи нами был проанализирован конкретный пример организации виртуально экскурсии на внеклассном занятии по истории и культуре Санкт-Петербурга по теме «История моего города».

Таким образом, виртуальные экскурсии является новым эффективным презентационным инструментом на занятиях по истории и культуре Санкт-Петербурга, с помощью которого возможна наглядная и увлекательная демонстрация любого реального места и любой достопримечательности города, стимуляция самостоятельной познавательной активности обучающихся.

Мы не утверждаем, что использование виртуальных экскурсий на внеклассных занятиях по истории и культуре Санкт-Петербурга является уникальным средством, способствующим развитию познавательных универсальных учебных действий младших школьников за несколько занятий, однако их использование целесообразно в комплексе с использованием других средств обучения, а также постоянной связью с самостоятельной работой обучающихся. Только при учете данных условий можно обеспечить формирование познавательной познавательных УУД младших школьников.

Мы считаем, что тема нашей курсовой работы имеет теоретическую и практическую значимость, а сделанные нами теоретические выводы будут апробированы в ходе преддипломной практики.

 

Список литературы

 

1. Аквилева Г.Н., Клепинина З.А. Методика преподавания естествознания в начальной школе – М., «Владос»,2004 г. – 240с

2. Александрова Е.В. Виртуальная экскурсия как одна из эффективных форм организации учебного процесса на уроке литературы //Литература в школе. – 2010. – №10. –22-24 с.

3. Асмолов А.Г. и др. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя — М.: «Просвещение», 2011. — 151 с.

4. Василенко Т. В. ФГОС второго поколения. Словарь терминов. Пособие для работников школ – М.: «Грамотей», 2013. – 32 с.

5. Гудалина Г.М. Методика проведения виртуальной экскурсии – [Электронный ресурс]: http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/raznoe/2015/04/08/metodika-provedeniya-virtualnoy-ekskursii

6. Елисеева Д. С. Возрастные возможности формирования познавательных универсальных учебных действий младшего школьника [Текст] // Актуальные вопросы современной педагогики: материалы III междунар. науч. конф. (г. Уфа, март 2013 г.). — Уфа, 2013. — С. 91-94.

7. Казачкова С.П., Умнова М.С. Начальная школа. Требования стандартов второго поколения к урокам и внеурочной деятельности //. – 2- е изд., стереотип. – М.: «Планета», 2013. – 256 с.

8. Ковалева Г.С., Логинова О.Б. Программа формирования универсальных учебных действий: Планируемые результаты начального общего образования — М.: «Линка-Пресс», 2012. – 284 с.

9. Козина Е.Ф., Степанян, Е.Н. Методика преподавания естествознания — М.: «Академия»,2008.

10. Корнеева А.А. Виртуальная экскурсия как метод обучения в начальной школе – [Электронный ресурс]:http://www.prodlenka.org/index.php?option=com_mtree&task=att_download&link_id=150455&cf_id=24

11. Крайг Г., Бокум Д. Психология развития. — СПб.: «Питер», 2005. — 940 с.

12. Крутецкий В. А. Психологические особенности младшего школьника. //Возрастная и педагогическая психология: учебно-методический комплекс в 2 частях. Часть 2: Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии — Оренбург: « ОГПУ», 2005. — 240 с

13. Кузьменкова О.В. и др. —Возрастная и педагогическая психология. // учебно-методический комплекс в 2 частях. Часть 1: учебное пособие по возрастной и педагогической психологии — Оренбург: «ОГПУ», 2005. — 288 с.

14. Медведева Н.В. Формирование и развитие универсальных учебных действий в начальном общем образовании :// Начальная школа плюс до и после. – 2011. — № 11. –59 с.

15. Мухина В. С. Возрастная психология. Феноменология развития. — М.: «Академия»,2006. — 608 с.

16. Осмоловская И.М. Формирование универсальных учебных действий у учащихся начальных классов :// Начальная школа. – 2012. — № 10. –6 с.