Пояснительная записка 19

Курс «Психология семьи» включен в систему учебных предметов, обеспечивающих теоретическую подготовку профессиональных психологов. Изучению психологии семьи предшествуют овладение студентами знаниями по философии, истории психологии, социологии семьи, социальной психологии, психологии личности, психологии развития, педагогике. В то же время знание психологических закономерностей возникновения, функционирования и распада семьи является базовым компонентом для освоения будущими психологами основ семейного консультирования и семейной психотерапии.

Цельучебного курса:

освоение студентами знаний закономерностей развития семьи как базового элемента социума и как сложной системы интер- и трансперсональных взаимоотношений ее членов.

Задачи курса:

  • формирование у студентов мировоззренческой позиции, признающей ценность семьи как естественной среды для рождения и воспитания детей, для личностного развития супругов;
  • освоение методологических оснований, категориального аппарата современных психологических теорий семьи;
  • изучение психологических особенностей современной семьи, закономерностей ее нормального функционирования;
  • формирование умений психологического анализа кризисных явлений в семье.

Основные понятия:

брак, семья, исторические формы брака и семьи, функции и структура семьи, нормальная семья, дисфункциональная семья, супружеская система семьи, детская система семьи, детско-родительские отношения в семье, стиль воспитания в семье.

Учебно-тематический план

п/п

Темы

Дневное отделение

Вечернее отделение

Заочное отделение

Лек-

ции

Семи-

нары

Лек-

ции

Семина-ры

Лек-

ции

Семи-

нары

1

Социально– психологическая сущность брака и семьи

4

4

4

4

2

2

Семья как система

4

2

4

2

2

3

Психодинами-

ческие теории семьи

4

2

4

2

2

4

Теория семейных систем М. Боуэна

2

1

2

2

1

5

Структурная теория семьи С. Минухина

1

1

1

1

6

Бихевиористи-

ческий подход к семье

1

1

1

1

1

7

Рационально–эмотивный подход к семье

1

1

1

1

8

Гуманистичес-

кая теория семьи

1

2

1

1

1

9

Психология гендерных различий

2

2

2

10

Психологичес-

кие основы выбора партнера

2

2

2

11

Психологичес-

кий анализ любви

2

2

2

12

Психология молодой семьи

2

13

Закономернос-

ти стабилизации и распада эмоциональных отношений в паре

4

4

2

14

Супружеская совместимость

2

2

15

Супружеские дисгармонии

2

4

2

2

2

16

Супружеская неверность

2

2

17

Психология развода

2

2

1

18

Детско-родительские отношения в семье

2

2

2

Общее количество

Часов

32

26

32

20

20

4

58

52

24

Содержание курса

Тема 1.Социально-психологическая сущность брака и семьи

Лекция 1. Исторический анализ брачно-семейных отношений.

  1. Семья как социальный институт и малая группа. Понятие о функциях семьи.
  2. Исторические формы семьи.
  3. Брак как форма отношений между мужчиной и женщиной.
  4. Развитие брачных отношений от полигамии к моногамии.

Лекция 2. Психологическое состояние современной семьи

  1. Характеристика современных форм брачно-семейных отношений.
  2. Функции современной семьи.
  3. Психологический анализ социально-демографических процессов в современной семье.
  4. Кризис современной семьи: социологический и психологический подходы к изучению.
  5. Понятие о социоцентрированной и человекоцентрированной семье.

Семинар 1. Социально-психологическая сущность брака и семьи

  1. Определение брака и семьи.
  2. Исторические формы брака и семьи.
  3. Теоретическая типология моделей семьи.
  4. Языческая семья.
  5. Общехристианская модель семьи.
  6. Семья в советский и постсоветский период.

Задания к семинару

  1. Подберите пословицы и поговорки, цитаты, раскрывающие значение семьи для личности и общества.
  2. Проиллюстрируйте исторические формы брака и семьи, используя примеры из художественной литературы.
  3. Приведите факты из периодической печати, характеризующие особенности современной белорусской семьи.

Темы докладов

  1. Особенности нормативной модели языческой семьи.
  2. Структура отношений в христианской семье.
  3. Сравнительная характеристика советской и постсоветской модели семьи с христианской семьей.

Литература

  1. Дружинин В. Н. Психология семьи. М., 1996. C. 3 – 118.
  2. Большая Советская Энциклопедия. М., 1970. С. 634 – 635. Т. 3.
  3. Большая Советская Энциклопедия. М., 1976. С. 244 – 245. Т. 23.

Тема 2. Семья как система

Лекция 3. Семья как система

  1. Сущность системного подхода к семье.
  2. Понятие о структуре семьи.
  3. Характеристика основных параметров семейной структуры.
  4. Динамика семьи.
  5. Понятие о жизненном цикле и жизненном пути семьи.

Семинар 2. Структура и динамика семьи

  1. Понятие о структуре семьи.
  2. Параметры структуры семьи.
  3. Основные подходы к описанию динамики семьи.
  4. Особенности функционирования семьи на различных этапах ее развития (особенности этапов, задачи, характерные проблемы и нарушения).
  5. Динамика супружеских отношений.

Тема доклада: «Стадии развития брака в теории Карла Витакера.

Литература

  1. Алешина Ю. Е. Цикл развития семьи: исследования и проблемы //Вестник Московского Университета. 1987. № 2. С. 60 – 72. Сер.14. Психология.
  2. Витакер К. Полночные размышления семейного психотерапевта. М., 1998. С. 70 – 83.
  3. Кратохвил С. Психотерапия семейно-сексуальных дисгармоний. М., 1991. С. 238 – 241.
  4. Черников А. В. Введение в семейную психотерапию. М., 1998. С. 23 – 38, 47 – 54.
  5. Эйдемиллер Э. Г., Юстицкис В. Психология и психотерапия семьи. СПб., 1999. С. 21 – 28.

Тема 3. Психодинамические теории семьи

Лекция 4. Психодинамические теории семьи

  1. Методологические основы психодинамических теорий семьи.
  2. Сущность вертикального подхода к семье.
  3. Зависимость супружеских отношений от модели родительской семьи.
  4. Влияние сиблинговых позиций на характер и полоролевое развитие личности.

Семинар 3. Методологические основы психодинамического подхода к семье

  1. Структура личности. Стадии психосексуального развития личности (З. Фрейд).
  2. Типология личности в современном психоанализе.
  3. Понятие об объектных отношениях.
  4. Сущность психодинамического подхода к семье.

Темы докладов

  1. Психологические проблемы брака в работах К. Хорни («Проблемы моногамного идеала», «Проблемы брака»).
  2. К. Юнг: психологические основы брака («Брак как психологическое взаимоотношение»).
  3. Сиблинговая позиция и ее влияние на развитие ребенка в семье ( А. Адлер «Созвездие семьи»).
  4. Типологическое измерение личности в современном психоанализе.
  1. Адлер А. Понять природу человека. СПб., 1997. С. 131–138.
  2. Дымнова Т. И. Зависимость характеристик супружеской семьи от родительской //Вопросы психологии. 1993. № 2. С. 46 – 56.
  3. Кратохвил С. Психотерапия семейно-сексуальных дисгармоний. М., 1991. С. 141 – 152.
  4. Лапланш Ж., Понталис Ж.-Б. Словарь по психоанализу /Пер. с франц. Н. С. Автономовой. М., 1996. С. 296 – 300.
  5. Мак – Вильямс Н. Психоаналитическая диагностика. М., 1998. С. 191 – 444.
  6. Тайсон Р., Тайсон Ф. Психоаналитические теории развития Пер. с англ. Екатеринбург, 1998. С. 83 – 169.
  7. Психология и психоанализ характера. Хрестоматия по психологии и типологии характеров /Редактор – составитель Д. Я. Райгородский. Самара, 1997. С. 564 – 596.
  8. Хорни К. Женская психология. СПб., 1993. Т. 1. С. 54 – 67, 88 – 100. Т. 1.
  9. Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности (Основные положения, исследование и применение).

    СПб., 1997. С. 112 – 127.

  10. Эйдемиллер Э. Г., Юстицкис В. Психология и психотерапия семьи. СПб., 1999. С. 343 – 347.
  11. Юнг К. Сознательное и бессознательное: Сб. ст. /Пер. с англ. СПб., 1997. С. 174 – 188.

Тема 4. Теория семейных систем м. Боуэна

Лекция 5. Теория семейных систем М. Боуэна

  1. Семья как эмоциональная система.
  2. Понятие о дифференциации.
  3. Треугольник – как элементарная единица эмоциональной системы семьи.
  4. Понятие об эмоциональной дистанции.
  5. Симптомы недифференцированности супружеских отношений.
  6. Зависимость характера семейного взаимодействия от паттернов эмоционального взаимодействия предшествующих поколений.

Тема 5. Структурная теория семьи с. Минухина

Лекция 6. Структурная теория семьи С. Минухина

  1. Семья как целостный организм взаимодействующих подсистем.
  2. Характеристика индивидуального холона.
  3. Супружеская система как контекст для личностного роста супругов, как источник поддержки.
  4. Холон сиблингов.
  5. Родительский холон.
  6. Динамика развития семейной системы.

Семинар 4. Системные теории семьи

  1. Сущность системного подхода к семье.
  2. Основные положения теории семейных систем М. Боуэна (проиллюстрировать их на конкретных примерах).
  3. Понятие о семье и ее структуре в теории С. Минухина.
  4. Сравнительная характеристика психодинамического и системного подходов к возникновению дисфункций в семье.

Литература

  1. Бейкер К.Г. Теория семейных систем М. Боуэна //Вопросы психологии. 1991. № 6. С. 155 – 164.
  2. Кратохвил С. Психотерапия семейно-сексуальных дисгармоний. М., 1991. С. 164 – 169.
  3. Минухин С., Фишман Ч. Техники семейной терапии. М., 1998. С. 17 – 33.
  4. Эйдемиллер Э.Г., Юстицкис В. Психология и психотерапия семьи. СПб., 1999. С. 347 – 356.

Тема 6. Бихевиористический подход к семье

Лекция 7. Бихевиористический подход к семье

  1. Теоретические основы бихевиористического подхода к семье.
  2. Супружеское поведение и его детерминанты.
  3. Коммуникативные умения и навыки в супружеском взаимодействии.
  4. Детские поведенческие проблемы.

Тема 7. Рационально-эмотивный подход к семье

Лекция 8. Рационально-эмотивный подход к семье

  1. Рационально-эмотивная теория А. Эллиса.
  2. Модель «Активирующее событие – Суждения – эмоциональные и поведенческие Последствия» (АСП) – схема возникновения эмоциональных расстройств.
  3. Анализ основных иррациональных суждений.
  4. Супружеские и семейные мифы. Способы работы с семейными мифами.

Семинар 5. Бихевиористический и рационально-эмотивный подходы к семье

  1. Понятие о детерминантах личностного поведения в бихевиоризме и необихевиоризме как методологическая основа бихевиористического подхода к семье.
  2. Причины супружеских дисгармоний и пути их устранения.
  3. Истоки детских поведенческих проблем.
  4. Сущность рационально-эмотивного подхода в объяснении возникновения семейных проблем.
  5. Механизм работы с иррациональными суждениями (проиллюстрировать на конкретном примере анализа семейного мифа).

Литература

  1. Кратохвил С. Психотерапия семейно-сексуальных дисгармоний. М., 1991. С. 152 – 159.
  2. Уолен С., Дигусепп Р., Уэсслер Р. Рационально-эмотивная терапия. М., 1997. С. 7 – 27, 71 – 82, 229 – 247.
  3. Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности (Основные положения, исследование и применение).

    СПб., 1997. С. 331 – 423.

  4. Эйдемиллер Э. Г., Юстицкис В. Психология и психотерапия семьи. СПб., 1999. С. 449 – 453.

Тема 8. Гуманистическая теория семьи

Лекция 9. Гуманистическая теория семьи

  1. Основные положения гуманистической психологии.
  2. Брак как длительно развивающийся процесс партнерства.
  3. Открытость чувств в супружеском общении.
  4. Непринятие ролей и способы быть собой в семье.
  5. Принципы открытого брака.

Семинар 6. Гуманистический и ценностный подходы к семье

  1. Сущность человека в теории К. Роджерса.
  2. Концепция брака К. Роджерса.
  3. Понятие об открытом браке.
  4. Ценностная теория семьи Э. Фромма.

Литература

1. Кратохвил С. Психотерапия семейно-сексуальных дисгармоний. М., 1991. С. 159 – 164.

2. Роджерс К. Взгляд на психотерапию. Становление человека. Е. И. Исениной. М., 1994. С. 5 – 33, 211 – 247.

3. Теории личности в западно-европейской и американской психологии: Хрестоматия по психологии личности. /Ред.– сост. Д. Я. Райгородский. Самара, 1996. С. 376 – 408.

4. Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности (Основные положения, исследование и применение).

СПб., 1997. С. 533 – 556.

5. Эйдемиллер Э. Г., Юстицкис В. Психология и психотерапия семьи. СПб., 1999.

Тема 9. Психология гендерных различий

Семинар 7. Психология гендерных различий

1. Понятия «гендер», «пол», «гендерные различия», «половые различия», «гендерные роли», «половые роли».

2. Систематизация различий мужской и женской психологии.

  1. Эволюционистский подход к объяснению сходств и различий между мужчинами и женщинами.
  2. Культуральный подход к описанию гендерных различий.

Темы докладов

  1. Истоки различий психологии мужчин и женщин в теории К. Юнга («Анима и Анимус»).
  2. Психология мужчин и женщин с точки зрения К. Хорни («Недоверие между полами», «Уход от женственности»).
  3. А. Адлер: различия психологии мужчин и женщин (»Мужское и женское начало»).

Литература

  1. Адлер А. Понять природу человека. СПб., 1997. С. 106 – 130.
  2. Исаев Д. Н., Каган В. Е. Половое воспитание детей: медико-психологические аспекты. Л., 1988. С. 44 – 63.
  3. Кон И. С. Введение в сексологию. М., 1999. С. 43 – 56.
  4. Майерс Д. Социальная психология. СПб., 1996. С. 225 – 267.
  5. Хорни К. Женская психология. СПб., 1993. Т. 1. С. 26 – 31, 76 – 87.
  6. Юнг К. Г. Психология бессознательного. М., 1996. С. 253 – 281.

Тема 10. Психологические основы выбора партнера

Лекция 10. Психологические основы выбора партнера

  1. Закономерности развития эмоциональных отношений в паре.
  2. Межличностная аттракция и ее структура.
  3. Факторы возникновения симпатии в паре.
  4. Теории выбора брачного партнера.

Литература

  1. Гозман Л. Психология эмоциональных отношений. М., 1987. С. 11 – 24.
  2. Кратохвил С. Психотерапия семейно-сексуальных дисгармоний. М., 1991. С. 225 – 226.
  3. Майерс Д. Социальная психология. СПб., 1996. С. 537 – 559.

Тема 11. Психологический анализ любви

Семинар 8. Психологический анализ любви

  1. Любовь как эмоциональные отношения (Л. Гозман).
  2. Дружба и любовь.
  3. Типологии любви.
  4. Структура любовных переживаний.
  5. Любовь в супружеских отношениях.

Темы докладов

  1. Теория любви Отто Кернберга.
  2. Психоаналитические теории любви (Петер Куттер).
  3. Истоки романтической любви (Джонсон Р.).
  4. Теория любви Эриха Фромма.
  5. Типология любви Т. Кемпера.
  6. Любовь в пословицах и поговорках (психологический анализ).

Литература

  1. Гозман Л. Психология эмоциональных отношений. М., 1987. С. 110 – 130.
  2. Джонсон Р. Мы. Источник и предназначение романтической любви. М., 1998.
  3. Кернберг О. Ф. Отношения любви: норма и патология. М., 2000. С. 13 – 89.

Библиотека психологии и психотерапии, вып. № 76.

  1. Куттер П. Любовь, ненависть, зависть, ревность. Психоанализ страстей. СПб., 1998. С. 31 – 46.
  2. Майерс Д. Социальная психология. СПб., 1996. С. 559 – 568.
  3. Фромм Э. Душа человека. М., 1998. С. 171 – 282.

Тема 12. Особенности молодой семьи

Семинар 9. Особенности молодой семьи

  1. Проблема готовности к браку и созданию семьи. Компоненты психологической готовности.
  2. Ранние браки: особенности и характерные проблемы.
  3. Взаимодействие семьи с ближайшим социальным окружением.
  4. Отношения молодой семьи с родителями.

Литература

  1. Кратохвил С. Психотерапия семейно-сексуальных дисгармоний. М., 1991. С.267 – 273.
  2. Семья и общество. Подготовка к семейной жизни /Под. ред. А. Н. Сизанова. Мн., 1987. С. 35 – 41.

Тема 13. Закономерности стабилизации и распада эмоциональных отношений в паре

Лекция 11. Закономерности стабилизации и распада эмоциональных отношений в паре

  1. Факторы длительного сохранения взаимодействия в паре.
  2. Стадии развития супружеских отношений.
  3. Диалектика процесса распада эмоциональных отношений в паре.
  4. Четырехэтапная модель процесс распада эмоциональных отношенийС. Дака.

Литература

  1. Гозман Л. Психология эмоциональных отношений. М., 1987. С. 142 –159.
  2. Кратохвил С. Психотерапия семейно-сексуальных дисгармоний. М., 1991. С. 238 – 241, 244 – 247.
  1. Эйдемиллер Э. Г., Юстицкис В. Психология и психотерапия семьи. СПб., 1999. С. 25 – 26.
  2. Майерс Д. Социальная психология. СПб., 1996. С. 568 – 584.

Тема 14. Супружеская совместимость

Лекция 12. Супружеская совместимость

  1. Супружеская совместимость как социально-психологическое явление.
  2. Уровни супружеских отношений в паре.
  3. Сексуальная совместимость брачных партнеров.
  4. Психологическая совместимость в браке.
  5. Социально-психологические характеристики супружеской совместимости.
  6. Духовный уровень совместимости супругов.

Литература

  1. Криченко Е. В., Терехин В. А. Психологические аспекты качества семейно-брачных отношений //Прикладная психология. 1999. № 5. С. 63 – 74.
  2. Олейник Ю. Н. Исследование уровней совместимости в молодой семье //Психологический журнал. 1986. Т. 7. № 2. С. 59 – 67.
  3. Сысенко В. А. Супружеские конфликты. М., 1989. С. 97 – 110.

Тема 15. Супружеские дисгармонии

Лекция 13. Супружеские дисгармонии

  1. Понятие о супружеских дисгармониях и их виды.
  2. Причины супружеских конфликтов.
  3. Роль коммуникативной компетентности супругов в решении супружеских конфликтов.
  4. Методика конструктивного спора.

Тема 16. Супружеская неверность

Лекция 14. Супружеская неверность

  1. Супружеская неверность как социальная проблема.
  2. Виды супружеских измен.
  3. Типы реакции во внебрачных связях.
  4. К. Витакер о супружеских изменах.
  5. Причины и последствия супружеской неверности.
  6. Психологическая помощь семье в ситуации супружеской измены.

Тема 17. Психология развода

Лекция 15. Психология развода

  1. Развод как социальное явление.
  2. Стадии разводного процесса.
  3. Мифология развода.
  4. Процесс эмоционального восстановления после развода.
  5. Повторный брак.

Семинар 9. Супружеские дисгармонии

  1. Супружеские конфликты. Причины и типологии супружеских конфликтов.
  2. Способы разрешения супружеских конфликтов. Понятие о конструктивном споре.
  3. Супружеская неверность как признак супружеского неблагополучия.
  4. Причины супружеской неверности. Виды измен. Модели поведения во внебрачных связях.
  5. Последствия супружеской неверности. Типы реакций на ситуацию измены.
  6. Причины и стадии развода.
  7. Последствия разводов для взрослых и детей.

Темы докладов

  1. Социально-психологический анализ супружеской измены.
  2. Дети разведенных родителей.
  3. Повторный брак.

Литература

1. Васильева О. С., Хмарук И. Н. Супружеская измена как предмет социально-психологического исследования //Прикладная психология. 1999. № 2. С. 59 – 65.

2. Витакер К. Полночные размышления семейного терапевта /Пер. с англ. М.И. Завалова. М., 1998. С. 87 – 91.

3. Гаврилова Г. Т. К проблеме влияния распада семьи на детей дошкольного возраста //Семья и формирование личности. Сб. науч. тр. /Под ред. А. А. Бодалева. М., 1981. С. 10 — 15.

4. Кочарян Г. С., Кочарян А. С. Психотерапия сексуальных расстройств и супружеских конфликтов. М., 1994. С.121 — 131 .

5. Кратохвил С. Психотерапия семейно-сексуальных дисгармоний. М., 1991. С. 241 – 244, 273 – 280, 303 – 309.

6. Лафас Ж., Сова Д. Повторный брак: дети и родители. СПб., 1996.

7. Ребенок в карусели развода. М., 1998. 222 с.

8. Сысенко В. А. Супружеские конфликты. М., 1989. С.11 – 25, 35 — 47.

9. Фигдор Г. Дети разведенных родителей: между травмой и надеждой (психоаналитическое исследование).

М., 1995.

10. Франк Р. Супружеская неверность. Мн. 1999.

11. Эйдемиллер Э. Г., Юстицкис В. Психология и психотерапия семьи. СПб., 1999.С. 460 — 465.

Тема 18. Детско-родительские отношения в семье

Лекция 16. Детско-родительские отношения в семье

  1. Родительские установки и их детерминация.
  2. Понятие о стиле воспитания.
  3. Патологизирующие роли.
  4. Типология неправильного воспитания.
  5. Развитие ребенка в неполной семье.
  6. Родительско-детские отношения с приемными детьми.

Семинар 10. Детско-родительские отношения в семье

  1. Родительские установки и их детерминация.
  2. Влияние стиля воспитания на развитие личности ребенка.
  3. Типология неправильного воспитания (В. И. Гарбузов, А. Е. Личко, Э. Г. Эйдемиллер, В. Юстицкис, В. В. Столин).
  4. Понятие о патологизирующих ролях, их виды и обуславливаемые нарушения поведения.

Темы докладов

  1. Развитие ребенка в неполной семье.
  2. Приемные дети в семье.
  3. Роль бабушек и дедушек в воспитании внуков.
  4. Психология материнства.
  5. Особенности отцовской любви к детям.

Литература

1. Винникот Д. В. Маленькие дети и их матери /Пер. с англ. Н.М. Падалко. М., 1998.

Кратохвил С. Психотерапия семейно-сексуальных дисгармоний. М., 1991. С. 255 – 256.

  1. Отец в современной семье. Сборник статей /Под ред. И. Я. Соловьева. Вильнюс, 1988.
  2. Семья в психологической консультации: Опыт и проблемы психологического консультирования /Под ред. А. А. Бодалева, В. В. Столина. М., 1989. С.19 – 37.
  3. Сенько Т. В. Психология взаимодействия: часть 3: Личность в семейном социуме: Учебное пособие. Мн., 2000. С. 103 – 133, 151 – 188.
  4. Эйдемиллер Э. Г., Юстицкис В. Семейная психотерапия. Л., 1989. С. 152 – 157.

Литература для обязательного конспектирования

  1. Юнг К. Психология бессознательного. М., 1966. Анима и Анимус. С. 253 – 281.
  2. Хорни К. Женская психология. М., 1993. Т. 1.

2.1. Проблема моногамного идеала. С. 54 – 67.

2.2. Проблема брака. С. 88 – 100.

2.3. Недоверие между полами. С. 76 – 87.

2.4. Страх перед женщиной. Сравнение специфика страхов женщины и мужчины по отношению к противоположному полу. С. 101 – 114.

2.5. Материнские конфликты. С. 142 – 148.

2.6. Переоценка любви. О распространенном в наше время феминном типе. С. 149 – 179.

2.7. Изменение личности у девочек-подростков. С. 198 – 208.

2.8. Невротическая потребность в любви. С. 209 – 221.

3. Кенберг Отто Отношения любви: норма и патология. М., 2000. Гл. 1 – 4. С. 13 – 89.

  1. Куттер П. Любовь, ненависть, зависть, ревность. Психоанализ страстей. Пер. с нем. С. С. Панкова. СПб., 1998. Гл. 4. С. 31 – 55.
  2. Витакер Карл. Полночные размышления семейного терапевта. М., 1998. Гл. 2. С. 70 – 102.
  3. Минухин С., Фишман Ч. Техники семейной терапии. М., 1998. С. 17 – 33, 56 – 67.
  4. Адлер А. Понять природу человека. Мужское и женское начало. СПб., 1977. С. 106 – 130.
  5. Фромм Э. Искусство любить: Исследование любви. М., 1991.

Обязательная литература по названным темам

1. Адлер А. Практика и теория индивидуальной психологии. Лекции по введению в психотерапию для врачей, психологов и учителей. М., 1993.

2. Алешина Ю. Е. Цикл развития семьи: исследования и проблемы //Психология. 1987. №2. С. 60 – 72.

3. Витакер К. За пределами психики. М., 1999.

4. Витакер К., Бамберри В. Танцы с семьей: Семейная терапия: символический подход, основанный на личностном опыте / Перев. с англ. А. З. Шапиро. М., 1999.

  1. Дружинин В. Н. Психология семьи. М., 1996.
  2. Ковалев. С. В. Психология современной семьи. М., 1988.
  3. Кочарян А. С., Кочарян Г.С., Киричук А. В. и др. Психопрофилактика семейных конфликтов. Анапа, 1986.
  4. Кочарян Г. С., Кочарян А.С. Психотерапия сексуальных расстройств и супружеских конфликтов. М., 1994.
  5. Кратохвил С. Психотерапия семейно-сексуальных дисгармоний. М., 1991.
  6. Маданес Клу. Стратегическая семейная терапия. М., 1999.
  7. Минухин С., Фишман Ч. Техники семейной терапии. М., 1998. .
  8. Обозов Н. Н., Обозова А. Н. Диагностика супружеских затруднений // Психологический журнал. 1982. №3. С.147 – 151.
  9. Пэпп П. Семейная терапия и ее парадоксы. М., 1998.
  10. Сатир В. Как строить себя и свою семью. Пер. с англ. М., 1992.
  11. Сатир В. Психотерапия семьи. СПб., 1999.
  12. Семенов Ю. И. Происхождение брака и семьи. М., 1974. С.155 – 162.
  13. Семья в психологической консультации: Опыт и проблемы психологического консультирования /Под ред. А. А. Бодалева, В. В. Столина. М, 1989.
  14. Скиннер Р., Клииз Д. Семья и как в ней уцелеть. М., 1995.
  15. Столин В. В. Семья как объект психологической диагностики и неврачебной психотерапии /Семья и формирование личности. М., 1981. С. 26 – 37.
  16. Фромм Э. Бегство от свободы. Пер. с англ. М., 1989.
  17. Шерман Р., Фредман Н. Структурированные техники семейной и супружеской терапии. М., 1998.
  18. Эйдемиллер Э. Г., Юстицкис В. Психология и психотерапия семьи. СПб., 1999.
  19. Юнг К. Г. Конфликты детской души. М., 1995. С. 209 – 225.
  20. Ялом И. Лечение от любви и другие психотерапевтические новеллы /Пер. с англ. А. Б. Фенько. М., 1997.

15