Современные представления о процессе старения.
Понятия старости, старения и инвалидности.
Понятие «старость» относится к числу многозначных концепций, и оно тесно связано (и даже отождествляется) с людьми пожилого и старого возраста. Обычно под старостью подразумевают закономерно наступающий заключительный период возрастного развития, который следует после стадии зрелости и сопровождается в той или иной мере угасанием жизненных функций.
Старость, которая связана со специфическими изменениями организма и условий жизни, является не статичным состоянием, а динамичным процессом. Поэтому чаще всего рассматривают старение как процесс, а именно – как процесс изменений организма в течение жизни, начинающийся после достижения зрелости. Он ведет к снижению приспособительных возможностей организма и увеличивает вероятность смерти. Однако термин старение до настоящего времени не получил общепризнанного объяснения.
В 1963 г. на Международном семинаре Всемирной организации здравоохранения по проблемам геронтологии была принята классификация, выделяющая три хронологических периода в позднем онтогенезе человека: средний возраст (45-59 лет), пожилой возраст (60-74 года), старческий возраст (75 лет и старше).
В отдельную категорию были выделены так называемые долгожители (90 лет и старше).
Онтогенез – индивидуальное развитие организма, совокупность последовательных морфологических, физиологических и биохимических преобразований, претерпеваемых им от момента зарождения до конца жизни. Подразумевает формирование основных структур психики индивида в течение его жизни.
В настоящее время среди исследователей не существует согласия по выделению возрастных групп пожилых людей в связи с увеличением средней продолжительности жизни. Так, некоторые авторы делят всю группу пожилых людей на молодых пожилых (в возрасте 60-75 лет) и старых пожилых (в возрасте старше 75 лет).
Согласно еще одной классификации, тех, кто старше 65 лет относят к третьему возрасту, а старше 80 лет – к четвертому возрасту.
Пенсионный возраст (как градация социального возраста), пожилой возраст и поздняя зрелость (как градация стадии жизни) – период жизни, ведущий начало с возраста официального выхода на пенсию до наступления старости – являются синонимами.
Морально устаревшее название нетрудоспособной, экономически зависимой группы людей, достигших 80 лет и старше, которое еще встречается в современной научной литературе, – престарелые. В настоящее время считается, что слово «престарелые» несет негативную смысловую нагрузку и свидетельствует о дискриминации людей по возрасту.
Возраст пожилых людей как фактор изменения их личностных особенностей
... старше приближается к 25%. Прогрессирующее постарение населения ставит перед обществом задачу - обеспечить достойную жизнь людям пожилого возраста. Объект исследования: личностные особенности пожилых людей. Предмет исследования: влияние возраста на изменение личностных особенностей в пожилом возрасте. ...
Таким образом, в современной научной практике принято называть всех людей, достигших пенсионного возраста, пожилыми или старыми (очень старыми) людьми, иногда – людьми позднего возраста, дополняя особенности описанием специфики той группы людей, о которой идет речь, если требуется.
Последняя стадия позднего периода жизни – болезненная старость, или дряхлость. Характеризуется нарастанием сенильности в поведении и психической сфере, окончательным нарушением биологических функций, хроническими болезненными состояниями, инвалидностью, завершается смертью.
Согласно Декларации Генеральной Ассамблеи ООН 9 декабря 1971 г. о правах инвалидов, термин «инвалид» означает любое лицо, которое не может самостоятельно, полностью или частично обеспечить потребности нормальной личной жизни в силу ограничений, врожденных или нет, умственных или физических возможностей. Ограничение выражается в полной или частичной утрате способности человека осуществлять самообслуживание, передвижение, ориентацию, общение и контроль за своим поведением, а также заниматься трудовой деятельностью.
С середины 90-х гг. прошлого века в международной лексике вместо термина «инвалид» чаще стали использовать понятие «человек с ограниченными возможностями» как более щадящее.
Процесс старения
В процессе старения наблюдаются психические и психологические изменения, которые связаны с процессами инволюции в центральной нервной системе (ЦНС).
На психические изменения в позднем возрасте существенное влияние оказывает вся биологическая и психо-социальная история предшествующих периодов жизни, приобретенные личностные качества, психические и социальные характеристики, составляющие жизненный опыт человека.
Среди общих признаков старения наиболее общим свойством является «замедление», охватывающее как большинство сенсорных функций – зрение, слух, вкус, осязание – так и более сложных – психомоторики, восприятия нового, запоминания, всего поведения человека, включая способность к адаптации в меняющихся условиях. Как отмечают многие авторы, психическое старение (в случаях отсутствия патологии) не несет с собой каких-либо качественных изменений социально значимых характеристик. Однако общие проявления старения в любой из функционирующих систем организма сказываются в виде возрастного снижения силы и подвижности основных процессов жизнедеятельности. Внешние проявления неуклонности возрастных изменений у человека особенно демонстративны на примере двигательной активности. Замедление происходит на всех уровнях функциональных систем, тенденция к ослаблению, замедлению скорости психических реакций в большей или меньшей степени присуща всем формам психического старения. Темп психической активности с возрастом снижается, причем в старении ЦНС имеют значение не столько возрастные изменения, сколько центральные механизмы анализа и синтеза информации.
Изменение силы и подвижности психических процессов в старости не происходит у всех людей одинаково. Отдельные психические функции, в том числе познавательные способности и индивидуальные различия, у разных людей изменяются по-разному, что получило название гетерохронности старения.
В старости нормы половозрастного ослабления психических функций отсутствуют. Поэтому можно говорить лишь о вероятности, риске выявления такого снижения и возрастных изменений основных психических функций, которые находят отражение в объективных показателях познавательного и интеллектуального развития, изменения памяти, внимания, мышления.
Функции и роли вожатого
... онной и предложений. Способность сохранять стабильность, целостность и контроль Консерватизм, нечувствительность к изменениям Отсутствие гибкой системы 6. Контролер- Предполагается, что он знает обо всем происходящем ... политика 5. Координатор- От координатора ожидают поддержания структуры и ясной системы. Человек в этой роли покладист и вызывает доверие. Поведение включает стремление к целостности, ...
Познавательное развитие пожилых и старых людей
С возрастом снижается эффективность познавательных (в психологии их называют когнитивными) функций, прежде всего восприятия и памяти. Однако их ухудшение может быть связано с рядом психопатологий, не имеющих зависимости от возраста. В свою очередь, возрастное ухудшение когнитивных функций приводит к изменению не только количественных, но и качественных сторон психического состояния человека. Авторы указывают, что для нормального старения характерны: ухудшение памяти, замедление процесса восприятия, изменения абстрактно-логического мышления.
Когнитивные ресурсы, под которыми понимают нормальное функционирование памяти, внимания, мышления и пр., оказывают большое влияние на протекание старения. Например, основные навыки – такие, как умывание, готовка и прием пищи, покупки, оплата счетов и т. п. – напрямую зависят от когнитивных способностей. В более широком социальном контексте когнитивное функционирование обеспечивает необходимое, если не достаточное, основание для участия в социальной и межпоколенческой жизни, например, в заботе о внуках или использовании разнообразия культурных ресурсов общества.
В течение 70-х и в начале 80-х гг. ХХ в. проводилось много геронтологических исследований по когнитивному развитию в соответствии с доминирующим в 50–60-е гг. направлением – моделью простого дефицита когнитивного развития.
Согласно этой модели дефицитарности, пожилые люди в силу возраста не способны развиваться, т.к. у них ухудшаются когнитивные способности: они не усваивают новое, не обучаемы в силу снижения памяти, внимания и проч.
Основной недостаток указанных исследований заключается в том, что их результаты были подвержены систематической ошибке вследствие применения стандартов, ориентированных на молодых людей. Впоследствии результаты других исследований опровергли первоначальные взгляды психологов на снижение интеллекта с возрастом.
Начиная с 90-х гг. прошлого века концепции когнитивного развития в зарубежной геронтологии и психологии объединяют понятия силы и слабости (или приобретения и потерь) при старении в единую картину.
До этого времени понимание структуры интеллекта в пожилом возрасте было достаточно примитивным и основывалось главным образом на исследованиях с очень малыми выборками испытуемых. Более поздние исследования с большими выборками изменили эти представления. Например, было обнаружено, что сохранные когнитивные способности позволяют пожилому человеку вести независимую жизнь.
Мудрость – одна из наиболее сложных концепций в области интеллектуального функционирования. Мудрость – не совсем ясное понятие, концептуализация зависит от задач исследования. Рассматривается как: 1) способность представлять и разрешать реальные жизненные проблемы, которые требуют баланса логических и прагматических факторов, регулируемых опытом; 2) специальная форма знаний, основанных на собственном опыте человека; 3) когнитивная способность, сходная по типу, но не по форме с интеллектом; 4) способность, облегчающая наряду со знаниями, использование поступающей информации; 5) связанная с возрастном форма когнитивного интеллекта; 6) адаптивное функционирование интеллекта в ситуациях повседневной жизни. Отечественные авторы подчеркивают ориентацию мудрости принципиально внутренне на самоуглубление и самопознание, что позволяет укреплять человеку свою внутреннюю ценностную позицию.
3 стр., 1447 слов
Дать характеристику памяти, ее сущность, значение в жизни человека.Составить ...
... разных уровнях функционирования и имеет очень большое значение в жизни и деятельности человека. Это основное условие психической жизни. Благодаря памяти человек имеет представления о воспринятых ранее вещах или явлениях, ...
Современные исследования показали, что мудрость определяется знанием жизни, контролем над жизнью, управлением неопределенностью и проч.
Исследователи других аспектов когнитивного функционирования считают, что в случае приобретения глубоких знаний и мастерства в некоторой области возрастных «естественных» снижений когнитивных функций не происходит. Например, не было обнаружено возрастного снижения когнитивных способностей у профессиональных пианистов, в то время как это имело место в сравнительной группе музыкантов-любителей.
В позднем возрасте риск потери когнитивных ресурсов выше, чем в любом другом. Однако хорошее состояние социально-экономических ресурсов (которые имеются благодаря достижениям предыдущей жизни) ограничивает снижение когнитивного функционирования в очень старом возрасте.
Когнитивные способности пожилых людей важны для общества. Результаты последних исследований подтверждают предположение, что пожизненное развитие когнитивных способностей (у «мудрых» индивидов, высококвалифицированных профессионалов) не подвергается возрастному снижению, полностью сохраняясь в старом возрасте. Однако во многих современных обществах имеется тенденция исключать из профессиональной занятости пожилых людей.
Изменения памяти
Представление о нарушениях памяти как основном возрастном симптоме психического старения до сих пор имеет широкое распространение. Серьезные недостатки памяти – один из признаков деменции, наиболее распространенной формой которой является синдром (или болезнь) Альцгеймера.
Деменция (синоним – слабоумие, сенильность) – глобальное ухудшение интеллектуального функционирования, происходящее в результате атрофии центральной нервной системы. Синдром, обусловленный болезнью мозга, при котором нарушаются многие высшие корковые функции, включая память, мышление, ориентацию, понимание, счетные навыки/счет, способности к обучению, речь и способности к суждению. Болезнь имеет много форм. Наиболее распространенные – деменция по Альцгеймеровскому типу и мультиинфарктная деменция.
Расстройства памяти выявляются и при обычном, нормальном старении, когда сохраняются все личностные и социальные характеристики человека.
Снижение функций памяти, ассоциируемое со старением, как один из ее частых признаков, наблюдается не у всех пожилых и старых людей: часто исследователи не выявляют у практически здоровых лиц этого возраста заметного снижения памяти. Более того, свыше 90 % людей в возрасте 65 лет и старше показывают лишь несущественные ухудшения. Современные исследования свидетельствуют о несоответствии между субъективными жалобами людей на нарушения памяти и их реальной способностью к запоминанию. Память является сложной психической функцией, зависящей от влияния других психических свойств (настроения, психической активности, установок), социальных факторов и состояния физического здоровья. Например, у человека с выраженной тревогой ухудшаются показатели логической памяти, психического контроля. Обнаружено, что негативные культурные установки на поздний возраст, которые усваивают сами пожилые люди, становятся актуальной причиной ухудшения памяти в старости. Например, установка «из-за возраста я стал забывчивее» отрицательно сказывается на памяти человека. В то же время позитивная установка: «с возрастом я стал мудрее» способствует положительному мироощущению.
Перечислите критические периоды в жизни человека.
... память, координация движений, снижается интеллект и креативность (способность к обучению чему-то новому). ЭНДОКРИННАЯ СИСТЕМА Эндокринная система претерпевает изменения и разные периоды жизни человека. ... диеты и лекарственных препаратов пациентам пожилого и старческого возраста. МОЧЕВЫДЕЛИТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА К 60 ...
Проблема нарушений памяти тесно связана с проблемой особого отношения к прошлому или роли воспоминаний в жизни пожилого человека. Пожилые люди могут очень эмоционально обращаться к своему прошлому. В одном случае это непроизвольно возникающие в сознании пожилого человека воспоминания конкретного прошлого события, которое не имеет для него особого значения. В период, когда это событие происходило, оно не привлекало внимания и само по себе не носило исключительного характера. Тем не менее, возникая в памяти как бы помимо воли, это воспоминание не оставляет человека безразличным. В других случаях речь идет о положительно окрашенных воспоминаниях прошлого, к которым пожилой человек с удовольствием возвращается вновь и вновь.
Развитие интеллекта в пожилом возрасте
До недавнего времени считалось, что интеллектуальные возможности достигают пика своего развития в конце второго – начале третьего десятилетия жизни, некоторое время держатся на этом уровне, а затем начинают снижаться в среднем возрасте, и еще быстрее – в пожилом.
Первым значительным вкладом в изучение проблем психологического старения явилась работа сэра Фрэнсиса Галтона (1822-1911) (Sir Francis Galton), троюродного брата Чарльза Дарвина. Галтона интересовали вопросы интеллектуальной деятельности человека и ее трансформация в пожилом возрасте. Его исследования показали, что интеллект ухудшается с возрастом. На основании этого (в совокупности с теорией Дарвина) появилась мысль о том, что в самой старости нет смысла, пожилой человек – «отброс естественного отбора».
Многие эмпирические исследования показали, например, что способность учить новое, учиться новым умениям и навыкам у пожилых людей занимает больше времени; память менее эффективна; познавательное функционирование в общем ухудшается в пожилом возрасте. Например, до недавнего времени считалось, что интеллектуальные возможности достигают своего пика развития в конце второго – начале третьего десятилетия жизни, некоторое время держатся на этом уровне, а затем начинают снижаться в среднем возрасте, и еще быстрее – в пожилом, поэтому пожилым людям приписывают дефицит обучаемости, под которым обычно подразумевается относительная трудность в обучении или усвоении пожилыми и старыми людьми новой информации по сравнению с другими возрастными группами. На основании исследований Ф. Галтона, а также других ученых был сделан вывод о том, что в самой старости нет смысла, т. к. интеллект ухудшается с возрастом.
особенности звукопроизносительной стороны речи у детей младшего ...
... Предмет исследования – особенности звукопроизносительной стороны речи у детей младшего школьного возраста с нарушением интеллекта. Задачи исследования: 1. Рассмотреть особенности формирования звукопроизносительной стороны речи в ... подъема языка по вертикали гласные бывают: верхнего подъема ([и], [ы], [у]); среднего подъема ([э], [о]); нижнего подъема ([а]). При образовании гласных к нё ...
Доказательства, на которых было сделано это заключение, базировались на исследованиях, использовавших метод поперечных срезов. При этом сравниваемые возрастные группы являются представителями различных слоев населения, имеющих различный жизненный опыт (эффект когорт).
Последующие работы давали результаты, противоречащие полученным ранее. Например, эксперименты по приобретению новых умений показали, что в то время как пожилым людям требуется больше времени на выполнение заданий, и они менее уверены, чем молодые, в научении новым техникам, они превосходят их в точности, надежности и результатах.
Другой причиной явилось исследование психологов, которое имело большую социальную значимость. Во время Второй мировой войны в США с помощью тестов интеллекта (IQ) была протестирована большая группа молодых призывников, которых направляли на фронт. При этом применялась та же методика, которая использовалась при тестировании подобных групп солдат во времена Первой мировой войны. Результаты исследований зафиксировали значительный рост интеллектуальных способностей американских военнослужащих. Был сделан вывод о том, что эти изменения были вызваны трансформациями в области просвещения, образования и социального благосостояния.
Однако сравниваемые возрастные группы являлись представителями различных групп населения, имеющих различный жизненный опыт. Если не знать, на что были способны, скажем, 60-ти летние, когда они были в возрасте 40 или 20 лет, то невозможно сделать однозначного вывода о том, снижается или нет с возрастом их интеллект.
Более недавние результаты современных лонгитюдных исследований показали, что многие люди сохраняют высокий интеллект и в среднем, и в пожилом возрасте. Хотя имеются некоторые изменения в отдельных составляющих интеллектуальной деятельности.
Другой причиной распространенного мнения о том, что интеллект с возрастом ухудшается, явилась недооценка зависимости психологических характеристик людей от социальных факторов и переоценка процесса биологической деградации.
Существуют разные точки зрения на устойчивость и изменчивость интеллекта в процессе жизни. Одни психологи доказывают, что нет возрастных различий в интеллекте, другие, ссылаясь на данные проведения интеллектуальных тестов, доказывают, что в пожилом возрасте интеллект снижается. Обычно считается, что у многих людей в позднем периоде жизни возникают существенные дефекты в интеллектуальной сфере, особенно в области памяти. Но активно-преобразующее отношение к себе индивида помогает ему частично компенсировать снижающиеся интеллектуальные возможности.
Полученные данные многих исследований подтвердили факт гетерохронности интеллектуального развития в онтогенезе. Одни представители позднего возраста сохраняют способность к освоению новой информации, тогда как другие успешно используют компенсаторные средства.
Доказано, что психическое старение тем гармоничнее, чем сохраннее физическое здоровье и благоприятнее социальные условия в старости. Несомненное значение имеет и система ценностных ориентаций личности, сложившаяся в течение жизни, жизненный опыт, прошлая профессиональная деятельность, весь комплекс социо-культурных факторов, этические и половые особенности. Успешному приспособлению к утрате активных социальных позиций способствуют эмоциональная стабильность, свойственная человеку в среднем возрасте, и удовлетворенность жизнью, которую дает возможность заниматься любимым делом в пожилом возрасте.
Особенности обучения детей старшего дошкольного возраста рассказыванию из опыта
... опыта детей старшего дошкольного возраста. Предмет исследования: методы и приемы обучения детей старшего дошкольного возраста рассказыванию из опыта. Цель исследования: изучение особенностей обучения детей старшего дошкольного возраста рассказыванию из опыта. ... детей старшего дошкольного возраста, для проявления их индивидуальности. Дети учатся использовать свой жизненный опыт и выражать свои ...