Организационная стр-ра упр-я – взаимосвязь объектов упр-я и их соподчиненность, расположенных на одной территории.
Стр-ра упр-я – это взаимосвязи и соподчиненность рук-лей и специалистов.
Существуют виды структур управления:
1ступенчатая
2-хступенчатая структура п/п – бригада – руководитель хоз-ва — бригадир
3-хступенчатая : п/п – отделения – бригады
руководитель п/п — управляющий отделом – бригадир
применяется в крупных п/п, где выделяются промежуточные подразделения, ч/з которые осуществляется руководство первичными производственными подразделениями
4-хступенчатая – используется в АП объединениях, с которых п/п и по производству и переработке продукции подчиняется гендиректору
1. Одноступенчатая структура управления
2. Двухступенчатая структура управления
3. Трехступенчатая структура управления
4. Четырехступенчатая структура управления
1.Линейная структура управления – каждый работник аппарата управления выполняет непосредственно все функции руководства, данным участком производства. По всем вопросам своей работы он подчинен одному вышестоящему лицу. Выполнение распоряжений обязательно для подчиненных, реализация принципа централизации и единоначалия.
2. Функциональная структура управления основана на разделении труда м/у каждым лицом аппарата управления, наиболее квалифицированным по данным вопросам. Каждое звено управления выполняет определенную функцию. В основу образования функциональных звеньев положен линейный принцип единоначалия.
Преимущества: компетентность специалистов, конкретизация видов деятельности.
Отрицательные: дублирование функций, трудности координаций, снижение ответственности.
3. Линейно — функциональная
По линии общего руководства, каждый работник подчиняется своему линейному руководителю, специалисты штатов приобретают функциональные полномочия.
+: облегчается труд руководителя, квалифицированное руководство, сохранение принципа единоначалия
-: сложность построения и функционирования, бюрократизация.
4. Классификация структур управления.
1) Отделенческая
Наиболее распространенной в с/х производстве является отделенческая и как одна из прогрессивных структур управления — цеховая.
Государственное и муниципальное управление 2
... и отношений собственности; совершенствование методов и структур управления в целях повышения эффективности всей системы муниципального управления; создания эффективной системы подготовки кадров ... самоуправления. Объект муниципального управления – это муниципальное образование со всеми его структурами, связями, отношениями, ресурсами. Специфика муниципального управления определяется, прежде всего, ...
«+» — отсутствует дублирование функций управления у специалистов
«-» — награможденность различных объектов управления.
2)Цеховая структура управления
«+»:
1. Высокопрофессиональные специалисты приблизились непосредственно к производству;
2. Каждый цех находится на хозрасчете, самостоятельное звено.
«-»
1. Рекомендовать при тех условиях, когда основной объект управления находится на расстоянии от центральной усадьбы до 30 км;
2. Не развивается, т.к. при подведении итогов по году главный бухгалтер, составляя баланс предприятия, подводит итог в целом по работе всех цехов. Например, если цех растениеводства сработал прибыльно, а цех животноводства с убытком, то убыток погашается за счет цеха растениеводства.
3)Шахматная структура управления
4)Матричная структура управления (ООО)
«-» — дублирование функций управления.
5)Штабная структура управления
«+» — наиболее мобильна.
5. Организационно-распорядительные методы управления, виды и особенности применения.
Организационно-распорядительные методы – это система методов, которая базируется на правах и ответственности людей на всех уровнях хозяйствования. Предполагают использование рук-лем власти, ответ-ти подчиненных и создание системы организации отношений.
Организационно-распорядительный метод управления относится к административным методам управления.
Административные методы – совокупность средств административного воздействия, подчинения исполнителей руководителя, направленных на успешное вып-е труд коллективами и отдельными работниками стоящих перед ними задач.
Методы основаны на исполнении обязательных предписаний и рекомендаций, позволяют влиять на пр-с упр-я ср-ми волевого воздействия, установления и поддержания дисциплины и порядка.
Организационно-распорядительные методы управления разделяются на 2 подметода:
1. Организационного воздействия — связаны с совершенствованием мех-ма и стр-ры упр-я и основаны на исп-ии админ-ых актов и норм, направленных на формир-е устойчивых организационных отнош-й.
2. распорядительного воздействия (регламентирование) – жесткий вид воздействия на основе юр закрепления общих требований и правил организационного состояния и поведения в отношении конкретных объектов.
Нормы и нормативы применяемые в этом методе можно разделить:
1) для построения структуры управления
2) для организации процесса управления
3) для оценки и оплаты труда работника
Приказ – писм. или устное требование рук-ля подчиненным выполнить определенное задание с указанием сроков вып-я используемых ср-в и др. усл-й.
Распоряжение м. давать каждое должностное лицо по вопросам относящееся к его компетенции.
Постановление – распорядительный док-т коллегиальных органов.
Социально-психологические методы управления. Стиль управления
Соц.-псих. метод упр-я – способы и формы психического воздейятвия, которые использует в своей работе спец-т для достижения поставленных целей.
Психолог. средства воздействия:
1.формир-е или использование опред. псих. св-в личности.
2.упр-е псих. состоянием человека.
3.целенаправленное использование псих. процессов в человеке (памяти, мышления и тд).
4.развитие эмоций, повышающих труд. активность и устранение ее снижающих.
5.направление в нужное русло волевых процессов и действий.
Темперамент – это совокупность психо-физиолог. качеств личности, связанных с центральной нервной системой. темперамент хар-т динамичность личности, но не хар-т ее убеждений, взглядов, интересов.
Типы темперамента человека (по И.П. Павлову):
1. Холерик — быстрота движений и действий, порывистость, возбудимость, неуравновешенность, преобладание возбудимости над торможением, в разговоре с людьми допускает резкость, вспыльчивость, раздражительность.
«+» энергия, активность, страстность, инициативность.
«-» несдержанность, грубость, резкость,вспыльчивость.
2. Живой (сангвиник) – сильный, уравновешенный, подвижный (но без резких порывистых движений), любознательный, веселый, жизнерадостный, эмоционально устойчив, быстро забывает обиды, сравнительно легко переживает неудачи, легко устанавливает контакты, налаживает отношения, вежлив, доброжелателен.
«+» высоко развито чувство коллективизма, отзывчивость, активное отношение к труду и общ. жизни.
«-» разбросанность, нежелание доводить дело до конца, переоценка себя и своих возможностей.
3. Спокойный (флегматик) – сильный, уравновешенный, инертный, медлительный, нетороплив в работе, основательность, продуманность, упорство, склонен к порядку, не любит перемен, доводит дело до конца.
«+» усидчивость, деловитость, настойчивость.
«-» безразличие, равнодушие, пассивность, лень.
4. Слабый (меланхолик) – псих. процессы протекают замедленно, тяжело переносит обиды, огорчения, склонен к замкнутости, избегает общения с новыми людьми.
«+» впечатлительность, тонкая эмоциональная чувствительность, деликатность, чуткость, отзывчивость.
«-» подавленность, мрачность, мнительность, скрытность, пессимизм.
Стиль упр-я – привычная манера поведения рук-ля по отнош-ю к подчиненным, чтобы оказать влияние и побудить к достижению цели организации.
1)Авторитарный:
1. Стремление к единоначалию
2. Рук-ль легко прибегает к власти, чтобы навязать свою волю исп-лю
3. Инициатива подчиненных подавляется
4. Легко исп-ся психол. давление, принуждение.
“+”: – укрепление власти рук-ля, его возм-ти; – Ответс-ть и оперативность принятия решения
“–”: – подавление инициативы; – не учитывается мнение коллектива; – подчиненные не заинтересованы в принятых решениях.
2) Демократический стиль.
1. Децентрализация полномочий
2. Рук-ль избегает навязывания своей воле=и, влияние основано на самовыражении подчиненного
3. Подчиненные принимают активное участие в принятии решений, пользуются свободой при вып-ии заданий
4. Рук-ль делает обязанности подчиненных более привлекательными, играет направляющую роль.
“+”: – Заинтересованность исп-ля в рез-ах и своей деят-ти; – Исп-е мех-ма в самомотивации и самоконтроль
“–”: – потеря отв-ти; – низкая оперативность
Стиль применяется там, где устоялся темп деят-ти, есть дисциплина и порядок.
3)Либеральный стиль.
1. Min вмешательство рук-ля в деят-ть коллектива
2. Подчиненные самостоят-но определяют цели деят-ти и контролируют свою работу
3. Рук-ль не проявляет организаторских способностей, не контролирует и не координирует деят-ть подчиненных
“+”: свобода творчества
“–”: отсутствие дисциплины; низкая результативность.
Понятие информации. Виды информации, используемые в управлении сельскохозяйственным производством
Информация-это предмет труда управленческих работников, представляющий собой совокупность сведений, позволяющий устарнить неопределенность знаний пользователей.
Требования к информации:
1. достоверность, точность и объективность
2. полнота и новизна информации
3. избыточность информации
4. своевременность и оперативность
5. однозначность и доступность
Классификация информации:
1)плановая отражает явления и события, которые должны иметь место в будущем
2)учётная – отображает уже свершившиеся явления:
2.1)бухгалтерская
2.2)статистическая – даёт количественное освещение процессов в их взаимосвязи
2.3)оперативная – используется для контроля за отдельными хозяйственными операциями и процессами
3) аналитическая -используется для оценки уровня производственно — хозяйственной деятельности
4)справочно-нормативная: различные нормативы, расценочная информация, договорная, справочно-табличная
5)директивная –характеризуется разовым поступлением в виде директивных указаний и приказов
Сущность и классификация управленческих решений. Факторы, влияющие на принятие управленческих решений.
Управленческое решение – это выбор оптимального варианта из имеющихся вариантов.
Виды:
1.по масштабу действий: глобальные и локализированные
2.по хар-ру задачи: стратегические, тактические, оперативные.
3.по времени осуществления: перспективные, текущие, краткосрочные.
4.по уровню охвата проблемы, комплексные, отраслевые, частные.
5.по способу обоснования: формализуемые и эвристические.
6.условия принятия: структуризованные, вероятностные, поисковые.
7.способы воздействия: прямые, косвенные.
8.напрвления воздействия: внешние, внутренние.
9.уровень воздействия: многоуровневые, одноуровневые.
10. форма отображения: письменные, устные
Факторы, влияющие на принятие управленческих решений.
1. Личные фак-ры: знание рук-ля, опыт, квалификация, общий морально-псих. климат пр-ва.
2. Материальные: в рамках этой группы учитываются наличие необх. ресурсов (матер., инф.,фин., кадров)
3. Среда принятия решений: решение может приниматься в разных обстоятельствах по отношению к риску, а именно, обстоятельства определенности, риска и неопределенности. В обстоятельствах определенности рук-ль точно знает результат наперед из альтернативных вариантов отбора. В обстоятельствах риска результаты решений неопределенны, но вероятность каждого результата известна. В обстоятельствах неопределенности невозможно оценить вероятность потенциальных результатов.
4. Негативные последствия: принятие решений яв-ся процессом нахождения компромисса. Решение в пользу выпуска продукции высокого качества влечет за собой рост издержек.
5. Взаимозависимость решений: единичное важное решение может потребовать большое кол-во менее значимых решений. Крупные решения имеют последствия для орг-ции в целом и для всех подразделений.