Понятие о коллективе. Первичный и вторичный коллектив. (Макаренко). Характерные черты первичного коллектива. (Десев)

ТЕМА 4. Формы и стадии развития групп.

План:

1. Стадии развития групп (А.В..Петровский, В.В.Шпалинский), виды социально-организованных общностей: диффузная гр., ассоциация, корпорация, коллектив.

2. Понятие о коллективе. Первичный и вторичный коллектив. (Макаренко).

Характерные черты первичного коллектива. (Десев)

3. Стадии становления коллектива (Л.И.Уманский).

4. Стадии становления школьного коллектива (модель Стенфорда и Роарка).

 

Стадии развития групп.

В зависимости от содержания совместной деятельности (или ее отсутствия) т.е. от целей, задач, принципов, значимости групповой деятельности, А.В.Петровский и В.В.Шпалинский дают следующую иерархию уровней развития групп и соответственно виды групп: диффузная, ассоциация, кооперация, коллектив, корпорация

Диффузная группа – общность, межличностные отношения в которой не опосредствуются содержанием совместной деятельности, ее целями, значимостью, ценностями. Совместная деятельность может вообще отсутствовать. Примеры диффузных групп – случайное собрание людей в очереди, в автобусе, больные в палате.

Уже на диффузном уровне начинаются процессы групповой дифференциации (стихийное выделение лидеров, образование диад и триад).

На этом уровне развития внутригрупповых отношений определяются точки соприкосновения индивидов в эмоциональном, интеллектуальном плане, в плане профессиональных интересов. Доминирует здесь, основанная на внешних признаках, мотивация внутригрупповых предпочтений. Например, встретив на вечеринке среди незнакомых людей студента ПГУ — вы будете ориентированы на него, т.к. хотя его и не знаете, у вас есть тема для беседы, что-то общее.

Постепенно совместная деятельность приобретает для членов группы все более значимый и осознанный характер и становится основой дальнейшего развития группы.

Этот уровень групп развития характеризуется более четкой мотивацией внутри групповых предпочтений, основанной не только на опыте общения, но и на результатах совместной деятельности каждого члена группы. В группе интенсивно идет процесс формирования иерархической структуры, в которой положение каждой личности определяется степенью ее участия и вкладом в совместную деятельность, но эмоционально-психологические отношения еще доминируют. Группы такого уровня можно определить как ассоциации или кооперации. Строгой диференциации ассоциации не делают.

2 стр., 901 слов

Руководство развитием личности в процессе деятельности

Коллегиальное управление процессом; 3. внутришкольный контроль и руководство; 4. централизованное государственное финансирование; 5. использование дополнительных форм учебно-воспитательного процесса 305. Сотрудничество для школьников как качество педагогического процесса является: 1. формой организации познавательной деятельности; 2. средством активизации общественной деятельности; 3. методом ...

Итак, ассоциация или кооперация – группы, где межличностные отношения опосредствуются личностно значимым для каждого содержанием совместной деятельности, т.е. взаимоотношения опосредуются личностно-значимыми целями — например, бригада производственная, где личный успех и заработок каждого зависит от общих усилий, спортивная команда в условиях соревнования.

Коллектив – это организованная группа, в которой члены объединены общими ценностями, целями и задачами деятельности, значимыми для группы в целом и для каждого ее члена в отдельности, где межличностные отношения опосредствуются общественно ценным и личностно значимым содержанием совместной деятельности.

Особое место среди указанных видов групп занимает корпорация образующая своего рода отклонение от нормального группового развития.

Корпорация — группа, объединенная только внутренними целями, не выходящими за ее рамки, стремящаяся осуществить свои групповые цели любой ценой. Типичный пример – корпорации — преступная шайка, где «успех» каждого зависит от «успеха» противоправной деятельности всего криминального сообщества в целом.

Понятие о коллективе. Первичный и вторичный коллектив. (Макаренко).

Характерные черты первичного коллектива. (Десев)

В середине 70-х г.г. складывается психологическая теория коллектива, разработанная А.В.Петровским и его сотрудниками. Ее центральная предпосылка состояла в том, что социально-психологические закономерности коллектива и личности в коллективе имеют принципиально, качественно иной характер по сравнению с закономерностями групповой динамики, утверждаемыми традицией социальной психологии на Западе.

В социальной психологии под понятием «коллектив» понимают устойчивую во времени организационную группу. Взаимодействующих людей со специфическими органами управления, объединенных целями совместной общественно-полезной деятельности и сложной динамикой формальных (деловых) и неформальных взаимоотношений между членами групп.

4 стр., 1665 слов

1. Педагогическая деятельность: сущность, цели и содержание

... цели педагогической деятельности выделяют воспитательную среду, деятельность воспитанников, воспитательный коллектив и индивидуальные особенности воспитанников. Реализация цели педагогической деятельности ... воспитательной среды, организация деятельности воспитанников, создание воспитательного коллектива, развитие индивидуальности личности. Цели педагогической деятельности — явление динамическое. ...

ГЛАВНЫЙ ОТЛИЧИТЕЛЬНЫЙ ПРИЗНАК КОЛЛЕКТИВА – это подчиненность стоящих перед ним целей задачам. Важно то, что коллектив сам выбирает эти цели, исходя из необходимости приносить максимальную общественную пользу. Общность, интересы которых замкнуты внутри ее самой, не может быть названа высокоразвитым коллективом. (Стать коллективом такая общность может только подчинив цели своей основной деятельности задачам, решением которой необходимо и полезно для общества).

 

ПЕРВИЧНЫЙ И ВТОРИЧНЫЙ КОЛЛЕКТИВ.

В науку прочно вошло предложенное А.С. Макаренко деление групп на первичные и вторичные коллективы. Определение первичного коллектива совпадает с определением «коллектива». Члены первичного коллектива находятся в постоянном деловом, дружеском и идеологическом объединении (класс, производственная бригада).

Вторичный коллектив – это более широкий коллектив, который состоит из первичных (школа, предприятие).

Первичный коллектив выступает связующим звеном между личностью и вторичным коллективом, а вторичный – между личностью, группой и всем обществом.

Болгарский ученый Десев выделяет основные характерные черты первичного коллектива:

1. КОНТАКТНОСТЬ – постоянное прямое и непосредственное общение (не исключается и косвенное), осуществляемое коммуникативной функцией речи, а также экспрессивными формами общения (мимика, жестикуляция, интонация и др.)

2. КОНТАГИОЗНОСТЬ – взаимовлияние. В коллективе создаются суггестивные связи (внушение, влияние на мышление эмоциональные и волевые процессы людей, преднамеренный вызов определенных ощущений, мыслей, чувств и действий у другого или у самого себя) самовнушение, не всегда осознаваемые субъектом общения. Контагиозность представляет собой важную особенность коллектива, ибо имеет силу фактора формирования мотивации поведения.

3. ЭТИКА И ЭСТЕТИКА КОЛЛЕКТИВА. Регулятором общественной жизни в коллективе является не только правовые нормы и законы, сколько нравственные нормы и правила, традиции, обычаи, привычки, чувства.

10 стр., 4673 слов

Функции конфликта и особенности их реализации в коллективе

... условий прогресса коллектива, группы, сообщества людей. Социальная психология сосредотачивает свое внимание на двух вопросах: с одной стороны, на анализе вторичных социально-психологических аспектов ... в каждом конфликте, с другой - на выделении частного класса конфликтов, порождаемых специфическими социально-психологическими факторами. ...

4. СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ИНТЕГРАЦИЯ КОЛЛЕКТИВА. Эта черта выражается в единой общественной целенаправленности деятельности и согласованности действий в коллективе; в общих устремлениях и усилиях; единстве личных, коллективных и общественных интересов и единстве руководства коллективом. С интеграцией связана и сплоченность коллектива как его основное социально-психологическое свойство.

5. Коллектив является относительно устойчивым социально-психологическим образованием с ярко выраженными перспективными линиями развития – близкими, средними и далекими. В отличие от самых разнообразных видов групп, которые могут поддерживаться короткое время общими целями, коллектив живет сравнительно долго и отличается более стабильной структурой и нормами поведения.