ВОЗРАСТ ДЕТЕЙ | СЕНСОРНОЕ РАЗВИТИЕ | ЭМОЦИИ, СОЦИАЛЬНОЕ ПОВЕДЕНИЕ | ДЕЙСТВИЯ С ПРЕДМЕТАМИ | ДВИЖЕНИЯ ОБЩИЕ | РЕЧЬ ПОНИМАЕМАЯ | РЕЧЬ АКТИВНАЯ | НАВЫКИ И УМЕНИЯ | |
Зрительные ориентировочные реакции | Слуховые ориентировочные реакции | |||||||
10 дней | Удерживает в поле зрения движущийся предмет, часто теряя его из виду («ступен-чатое слежение»). | Вздрагивает и моргает при резком звуке | Лежит на спине. | Рефлекторный крик младенца. | ||||
18-20 дней | Удерживает в поле зрения неподвижный яркий предмет (не издающий звуки) или лицо взрослого. | Успокаивается при сильном звуке | Лежит на спине. | Рефлекторный крик и рефлек-торные звуки: диффузные, не расчлененные, растянутые гласные комплексы («у-а, э-э, а-й») | ||||
1 месяц | 1)Плавное прослежи-вание за движущимся предметом (т.е., не отрывая взгляда и не теряя его из виду).
2) Сосредотачивает взгляд на неподвиж-ном предмете. |
Длительное слуховое сосредоточение: прислушивается к голосу взрослого, звуку игрушки, меняя при этом свое поведение (перестает плакать, по-другому двигается). | 1) Зрительный контакт с говорящим не менее 5 сек.. (оральное внимание).
2) Первая улыбка в ответ на разговор взрослого. |
Наблюдается хватательный рефлекс Робинзона; пальцы сжаты в кулачок. | 1) Удерживает голову по средней линии, не отклоняя ее в стороны, в положении на спине. 2) Лежа на животе, пытается поднимать и некоторое время удерживать голову (5 сек.). | «Гуканье», «гыканье»: короткие звуки — «гы», «кхы» с пусканием пузырей, кряхтением. | ||
2 месяца | Длительное зритель-ное сосредоточение: длительно следит за движущейся игрушкой или взрослым («плавное прослеживание»). | Ориентировочно-поисковые реакции: ищет глазами, откуда исходит звук. | 1) Социальная улыбка: быстро отвечает улыбкой на разговор с ним взрослого. 2) Длительное сосредоточение на другом ребенке. | 1) Эпизодическое раскрытие ладоней (в покое пальцы сжаты в кулачок).
2) Вложенный в раскрытую ладонь предмет удерживает в течение 2-3 секунд. 3) Ритмичные движения пальцами – сжимание и разжимание (чаще при сосании груди). |
Лежа на животе, поднимает, и некоторое время удерживает голову. | «Гуление»: звуковые комплексы из расчлененных, но еще недостаточно четких звуков — «агу», «агы», распевное произнесение гл.зв. (а, у, и, о).
|
||
СЕНСОРИКА | СОЦ. РАЗВИТИЕ | ДЕЙСТВИЯ С ПРЕДМЕТАМИ | ДВИЖЕНИЯ ОБЩИЕ | РЕЧЬ ПОНИМАЕМАЯ | РЕЧЬ АКТИВНАЯ | НАВЫКИ | ||
3 месяца | 1) Зрительное сосредоточение в вертикальном положениина лице говорящего с ним взрослого или на игрушке. 2) Поисковые движения: начинает переводить взгляд с предмета на предмет. | Ориентировочно-поисковые реакции: 1) Ищет глазами, откуда исходит звук. 2) Поворачивает голову и находит источник звука глазами. | 1) Проявляет «комплекс оживления» в ответ на эмоциональное общение с ним (разговор).
2) Подражает мимике взрослого. 3) Ищет глазами ребенка, издающего звуки. |
Движения рук носят безусловно-рефлек-торный характер: 1) размахивает руками без зрительного контроля и при этом происходит случайноенаталки-вание на игрушку, низко висящую над грудью; 2) удерживает, вложенный в руку предмет до 10 сек., тянет его в рот. | 1) Лежа на животе, удерживает голову поднятой, сначала опираясь на вытяну-тые руки, затем — на предплечья. 2) При поддержке за подмышки кратко-временно упирается на выпрямленные ноги. 3) Пытается удержать голову в вертикальном положении (на руках у взрослого). | Речевое внимание: сосредоточение на лице говорящего взрослого. 1) Прислушивается к голосу взрослого. 2) Узнает знакомые голоса. 1) Адекватно реагирует на интонацию: отличает ласковую от сердитой. 2) Слушает говорящего и реагирует на прекра-щение разговора с ним. 3) Настойчиво пытается что-либо достать. | 1) Гуление совершенствуется, обогащается его звуковой состав: «мам, ам, тль, пль». 2) Интонационно окрашенный крик, смех. | |
4 месяца | 1) Рассматривание предмета: поднимает руку с зажатой в ней погремушкой и смотрит на нее, в течение 2-3 сек. 2) Узнает близкого человека, радуется ему. 3) Поисковые движения: переводит взгляд с предмета на предмет. | 1) Поворачивает голову в сторону невидимого источника звука и находит его глазами. 2) По-разному реагирует на спокойную и плясовую мелодию. | 1) Во время бодрствования часто и легко возникает «комплекс ожив-ления» (двигатель-ные , эмоциональные и голосовые реак-ции ребенка).
2) Смеется в ответ на эмоционально — рече-вое общение с ним. 3) Ищет взглядом другого ребенка, рассматривает, радуется, улыбается, тянется к нему. |
Формируются простые повторные предметные действия: 1)целенаправленно тянет руки к игрушке: рассматривает ее, ощупывает и захватывает низко висящую над грудью игрушку; 2) держит, толкает, следит взглядом за предметом; 3) удерживает предмет в руке до 20 сек.; большой палец в захвате не участвует. | 1) Упирается на предплечья рук в положении на животе. 2) При присажи-вании за руки, поднимает голову, пытаясь удержать ее на одной линии с телом. 3) При поддержке за подмышки кратко-временно упирается на выпрямленные ноги. 4) Поворачивается со спины на бок. | 1) Гулит в ответ на обращенную речь («а-а, о-о, а-га, а-гу, а-бу»).
2) Интонационно окрашенный крик, смех. |
Во время кормленияпридерживает руками бутылочку или грудь матери. | |
5 месяцев | 1) Отличает близких людей от чужих по внешнему виду. 2) Переводит взор с одного предмета на другой без всякой причины. 3) Смотрит на свое отражение в зеркале. | 1) Узнает голос матери или близкого человека (радуется).
2) Различает строгую и ласковую интонацию обращенной к нему речи, по-разному реагирует. |
1) Радуется ребенку, берет у него из рук игрушку, повторяет за ним звуки. 2) Протягивает ручки, чтобы его взяли. | Готовность к совместной игровой деятельности: 1) берет игрушку из рук взрослого; 2) удерживает в руке игрушку (ладонный захват), 3) берет игрушку из разных положений, 4) держит по игрушке в каждой руке. | 1) Долго лежит на животе, подняв корпус и опираясь на ладони выпрямлен-ных рук. 2) Переворачивается со спины на живот. 3) Стоит при под-держке за подмыш-ки. 4) Удерживает голо-ву при присажива-нии за руки. | «Певучее гуление»: подолгу, громко, певуче и интонировано гулит, повторяя за взрослым звуки. | Ест с ложки полугустую и густую пищу. | |
СЕНСОРИКА | СОЦ. РАЗВИТИЕ | ДЕЙСТВИЯ С ПРЕДМЕТАМИ | ДВИЖЕНИЯ ОБЩИЕ | РЕЧЬ ПОНИМАЕМАЯ | РЕЧЬ АКТИВНАЯ | НАВЫКИ | ||
6 месяцев | 1) Смотрит на упавшую игрушку. 2) Выражение лица меняется в зависимости от выражения лица взрослого (различает ласковое и сердитое выражение лица). | 1) По-разному реагирует на свое и чужое имя (узнает свое имя, на чужое не откликается).
2) Прислушивается к различным звукам (в т.ч. — к шепоту). |
1) Услышав свое имя, радуется, быстро оборачива-ется в сторону взрос-лого, смотрит на него. 2) Реагирует на незнакомых людей (проявляет насторо-женность, плач). | 1) Уверенно берет игрушки, находясь в любом положении; 2) подолгу занимается с ними: размахивает, подносит к глазам, ко рту; ощупывает; 3) перекладывает из одной руки в другую. | 1) Переворачивается с живота на спину. 2) Попытки к ползанию. 3) Стоит, держась за опору. 4) Лежа на животе, приподнимается на руках, не касаясь поверхности грудью. | 1) Различает голоса близких, реагирует на свое имя (движениями).
2) Начинает понимать просьбы: «Дай ручку», «Иди ко мне». |
«Начало лепета»: произносит хоро-шо различимые отдельные слоги («ба», «ма», «па» и др.) | 1) Хорошо ест с ложки, снимает пищу губами. 2) Пьет из чашки небольшое коли-чество жидкой пищи. |
7 месяцев | 1) Снимает кольца со стержня («пирамидка»), 2) толкает мяч, 3) стучит в бубен (барабан), 4) извлекает звук из звучащей игрушки. | Улыбается своему отражению в зеркале. | Активные манипуля-ции, направленные на результат: 1) Игрушкой стучит, стараясь извлечь звук; 2) манипулирует предметами, изменяя их положение: броса-ет, размахивает, вкла-дывает, переклады-вает, нанизывает,…; 3) одновременно манипулирует двумя предметами. | 1) При поддержке за подмышки, сгибает ноги в коленях, имитируя прыжки. 2) Активно ползает на животе. 3) Сидит, опираясь руками впереди себя. 4) Стоит у опоры, опираясь на всю стопу. | На вопрос «Где?» ищет и находит взглядом 1предмет, находящий-ся на постоянном месте. | «Активный лепет»: подолгу лепечет, повторно произ-носит одни и те же слоги лепета: «ма-ма-ма» «па-па-па» («лепетные цепочки») | Пьет из чашки, которую держит взрослый. | |
8 месяцев | 1) Катает мяч по поверхности. 2) Интересуется предметами, издающими звук (нажимает на звучащую игрушку).
3) Открывает коробку (матрешку, шкатулку, кастрюльку). 4) Стучит в бубен (барабан). 5) Переворачивает миску с игрушками. 6) Подражает действиям взрослого. |
1) Смотрит на действия другого ребенка, эмоционально реагирует на них (смеется, лепечет).
2) Подражает жестам взрослого. |
1) Игрушками занимается подолгу, разнообразно действуя с ними (пальцевой захват).
2) Подражает отдель-ным действиям взрослого: толкает, стучит, вынимает игрушки … 3) Проявляет интерес к новым предметам (обследует их). |
1) Сам садится, сидит и ложится. 2) Придерживаясь руками за барьер, сам встает, стоит и опускается. 3) Переступает боком, держась за барьер. 4) Ползает на четвереньках. | 1) На вопрос «Где?» находит несколько предметов (2-3) на постоянных местах. 2) По слову взрослого выполняет разученные ранее действиябез показа, например, «Ладушки», «Дай ручку» и др. | Громко, четко и повторно произносит различные слоги лепета. | 1) Ест корочку хлеба, которую сам держит в руке. 2) Пьет из чашки, которую держит взрослый. | |
9 месяцев | 1) Выполняет плясовые движения под музыку. 2) Снимает и надеваеткольца (диаметром 8 см) на стержень высотой 30-40 см. (пирамидка). | 1) Движется навстречу другому ребенку. 2) Подражает игровым действиям и движениям другого ребенка, радуется этому. | 1) С предметами действует длительно и по-разному, взависи-мости от их свойств: катает, вынимает, открывает, гремит, нажимает… 2) Мелкие предметы берет большим и указ.
пальцами (использует пинцетный захват). |
Переходит от одного предмета к другому, слегка придержи-ваясь за них руками (напр., мебель, стену). | 1) На вопрос «Где?» находит взглядом несколько знакомых предметов в разных местах, независимо от их месторасположения 2) Знает свое имя – на зов оборачивается и приближается к взрослому. | Подражает взрослому, повторяя за ним слоги, которые уже есть в его лепете (т.е. закрепляются имеющиеся слоги). | 1) Хорошо пьет из чашки, слегка придерживая ее руками. 2) Формируется навык опрятности: спокойно относится к высаживанию на горшок. | |
СЕНСОРИКА | СОЦ. РАЗВИТИЕ | ДЕЙСТВИЯ С ПРЕДМЕТАМИ | ДВИЖЕНИЯ ОБЩИЕ | РЕЧЬ ПОНИМАЕМАЯ | РЕЧЬ АКТИВНАЯ | НАВЫКИ | ||
10 месяцев | 1) Накладывает маленький кубик на большой. (разные по величине) 2) Снимает и надевает кольца с пирамидки разные по толщине. | Взаимодействие с другими детьми действует рядом с ребенком или одной игрушкой с ним: вместе вынимают предметы из одного ящика, протягивают игрушки друг другу, улыбаются, смеются. | 1)Самостоятельно и по просьбе взрослого выполняет разученные с игруш-ками действия: игрушки вынимает и вкладывает; коробки открывает и закрывает; мячик катает.
2) Действия с предметами принима-ют устойчивый характер. |
1) Входит на высокую поверхность или горку, держась за перила, и сходит с нее. 2) Идет вперед с поддержкой за обе руки. | 1)По просьбе «дай» находит среди игрушек знакомый предмет, и дает его. 2) При заигрывании с ним выполняет разученные действия и движения: «догоню-догоню», «сорока-ворона», «прятки» и др. | Подражая взрослому, повторяет за нимновые слоги,которых нет в его лепете (вызываются новые слоги). | 1) Увереннее дер-жит чашку в руках и пьет из нее (под контролем взросл.) 2) Протягивает руки к воде в процессе умывания. 3) Приподнимает ногу во время надевания ползун-ков; протягивает руку при наде-вании/снимании одежды. | |
11 месяцев | 1) Прокатывает шарики (мячи) со ската. 2) Различает предметы по форме: кубик от шарика. 3) Проталкивает геометрические формы в прорези коробки (шарики, кубики).
4) Рисует фломастером, держа его в кулачке (ладонный захват). 5) Накладывает маленький кубик на малень- кий кубик. (одинаковые по величине). |
1) Получает чувство удовлетворения от совместных действий с каким-либо ребенком: смотрит на него, заигрывает, начинает действовать с ним или рядом; проявляет недовольство, если этого ребенка забирают. 2) Объединяется в игру с др. ребенком на основе избирательного отношения. | Осваивает новые действия с предме-тами и начинает выполнять ихпо слову взрослого: 1) накладывать маленький кубик на большой кубик; 2)снимать и надевать кольца с большими отверстиями на стержень (2-3 кольца), 3) формируется «указательный» жест: нажимает на кнопку, клавишу игрушки. | 1) Стоит самостоятельно. 2) Делает первые самостоятельные шаги. | 1)По словесной инструкции выполняет разученные действия: водит куклу, кормит собачку и др. 2) Проявляет первые обобщения в понимае-мой речи: по просьбе взрослого находит в группе и дает несколь-ко одинаковых игру-шек, отличающихся только по внешним признакам («Дай мяч, дай еще мяч, …»).
3) Понимает названия отдельных предметов. |
«Первые лепетные слова»: 1) произносит облегченные слова («ав-ав», «ка-ка», «би-би», «ляля», «ам-ам»), 2) простые двусложные слова («мама, папа, дядя, баба»), 3) жестовая речь («нет», «да», «спасибо»-кивок головой). | 1) Проявляет активность во всех режимных моментах: еде, одевании, умывании. 2) Увереннее держит чашку в руках и пьет из нее под небольшим контролем взрослого. 3) Спокойно относится к высаживанию на горшок. | |
12 месяцев | 1) Различает предметы по форме: кубик, кирпичик, шарик. 2) Прокатывает шарики (мячи) со ската. 3) Узнает на фотографии знакомого взрослого. (2 фото) 4) Рассматривает картинки, фотографии, мелкие предметы с четкими контурами. | 1) Протягивает игрушку и отдает ее другому ребенку, сопровождая это смехом и лепетом. 2) Проявляет эмоциональные переживания: радость, ревность, обиду, потребность в общении. | 1) Самостоятельно выполняет разучен-ные действия с игруш-ками: катает, водит, кормит и др. 2) Переносит дейст-вия, разученные с одного предмета — на другие: водит, кормит, баюкает не только куклу, но и собачку, и мишку, и др… 3) Развивается указа-тельный жест: пока-зывает на игрушку. | Ходит самостоятельно (без опоры). | 1) Понимает без показа названия нескольких предметов (действий, имен).
2) Выполняет отдельные поручения: «найди», «принеси», «отдай тете», «положи на место» и др. 3) Понимает слово «нельзя», прекращает запрещенные действия. 4) По слову выполняет разученные действия. |
1) Легко подража-ет новым слогам. 2) Произносит 5-10 облег-х слов: звукоподража-тельные (ав-ав); с одинаковыми слогами (ма-ма, па-па); реже слова из разных слогов (Га-ля, тик-так); слова-действия («на, дай, бух»). | 1) Самостоятельно пьет из чашки (берет ее со стола и удерживает в руках).
2) Проявляет активность во всех режимных моментах: еде, одевании, умывании. |
Показатели нервно-психического развития детей 2 и 3 года жизни
ВОЗРАСТ ДЕТЕЙ | СЕНСОРНОЕ РАЗВИТИЕ | ДЕЙСТВИЯ С ПРЕДМЕТАМИ | ДВИЖЕНИЯ ОБЩИЕ | РЕЧЬ ПОНИМАЕМАЯ | РЕЧЬ АКТИВНАЯ | НАВЫКИ И УМЕНИЯ |
1 год 3 месяца | 1) Ориентируется в предметах контрастной величины (большой, маленький).
Вкладывает малый куб или стаканчик в большой и обратно. 2) Ориентируется в пред-метах контрастной формы; выбирает один из двух по образцу и слову (кубик, шарик) («Дай такой же»). 3) Собирает матрешку из 2-х частей. 4) Строит башню из 3-х кубиков. 5) Переворачивает 2-3 стр. одновременно. |
Развивается игра: 1) воспроизводит отдельные игровые действия: кормит куклу, собирает пирамидку из 3-4 колец без учета последовательности и др. 2) Строит из кубиков и кирпичиков «машину, дорожку, башню». 3) Рисует «каракули» карандашом. | 1) Ходит длительно, меняя положение: пятится, поворачивается, приседает, наклоняется. 2) Ходьба по лестнице приставным шагом с опорой. 3) Подпрыгивает при поддержке за обе руки. 4) Залезает на предмет высотой 15-20 см и слезает с него. 5) Бросает мяч обеими руками. | 1) Понимает названия окружающих предметов и игрушек: · находит и дает 3-4 игрушки, · дает предметы обуви и одежды. 3) Понимает и выполняет простые инструкции по слову: «покорми куклу», «положи спать в кроватку» 4) По слову ориентируется в группе: «Где твоя кроват-ка? Возьми свой горшок» 5) Узнает знакомые предметы и игрушки на картинках (3 картинки). | 1) Разнообразно лепечет, подражает новым слогам. 2) Пользуется облегченными «словами – действиями» в процессе активной деятельности (« дай, бух, на, иди…») | 1) Самостоятельно ест густую пищу ложкой. 2) Часть пищи может съесть с помощью взрослого. 3) Еще проявляет неаккуратность в еде. |
1 год 6 месяцев | 1) Ориентируется в 4-х контрастных формах: подбирает их по предлагаемому образцу и слову («Дай такой же») (кубик, кирпичик, шарик, призма – «крыша»).
2) Подбирает предметы нужной формы и величины («большой кубик, маленький кирпичик,…). |
1) Воспроизводит ряд игровых действий,часто наблюдаемых в жизни: причесывает куклу, умывает ее, вытирает нос,.. 2) Строит из кубиков и кирпичиков «забор». 3) Собирает пирамидку из 2-х колец в определенной последовательности. | Движения становятся более координированными: 1) перешагивает через палку (брусок), лежащий на полу, приставнымшагом (по показу); 2) бегает семенящим, мелким шагом, неритмично; 3) сидит на корточках. | 1) Обобщает предметы: находит 2 одинаковых по значению, но разных по цвету или величине предмета: «Где собачка, где еще собачка?» 2) Узнает «картинки в действии» — собака ест, кукла спит,… (2 картинки).
3) Показывает одну из частей тела. |
1) Начинает заменять звукоподражательные слова на общеупотреби-тельные («ляля» — кукла).
2) Использует в речи однословную фразу: «Дай» + жест рукой |
1) Самостоятельно ест густую пищу ложкой. 2) Съедает ¾ жидкой пищи (суп) из глубокой тарелки, держа ложку рукой сверху (в кулачке). |
1 год 9 месяцев | 1) Ориентируется в 3-х контрастных по величинепредметах(кубах): 10 см, 7 см, 4 см. 2) Собирает кубы, соответственно их величине (вкладывает).
3) Собирает матрешку из 3-х частей. |
1) Воспроизводит по показу несложные «постройки –перекрытия» из строительного материа-ла (ворота, скамейка); учится обыгрывать их вместе со взрослым. 2) Собирает пирамидку из 3-х колец в определенной последовательности. 3) Рисует прямые линии. | 1) Ходит по скамье без помощи взрослого (поднимается и спускается при помощи взрослого).
Ширина скамьи: 15-20 см, Высота: 15-20 см 2) Выполняет толчок или удар ногой по мячу. 3) Подпрыгивает на месте без помощи взрослого. |
1) Показывает знакомые предметы на сюжетных картинках. 2) Отвечает на вопросы при рассматривании сюжетных картинок (ребенок может ответить одним словом).
3) Показывает три части тела. |
1) Обозначает свои действия словами («спи, иди, упал»).
2) Связывает слова в двухсловную фразу: «Дай ку» — дай куклу. |
Умеет частично раздеваться — с небольшой помощью взрослого: · снимает ботинки (развязанные), · туфли (расстегнутые), · носки, колготки. |
ВОЗРАСТ ДЕТЕЙ | СЕНСОРНОЕ РАЗВИТИЕ | ДЕЙСТВИЯ С ПРЕДМЕТАМИ | ДВИЖЕНИЯ ОБЩИЕ | РЕЧЬ ПОНИМАЕМАЯ | РЕЧЬ АКТИВНАЯ | НАВЫКИ И УМЕНИЯ |
2 года | 1) По предлагаемому образцу и слову находит предметы 3-х цветов (красный, синий, зеленый).
2) Строит башню из 6-7 кубиков. 3) Переворачивает страницы в книге одну за другой. |
1) Воспроизводит в игре логически связанные, последовательные действия: куклу сажает в ванночку, трет губкой, моет, вытирает. 2) Собирает пирамидку из 4-5 колец в определенной последовательности. | 1) По показу перешагивает через препятствия чередующимся шагом (3-4 брусочка на расстоя-нии 20 см) 2) Лазание по стремянке приставным шагом. 3) Бег без координации «рука-нога». | 1) Понимает обозначаемые на картинках действия, выполняет инструкции: «Покажи, кто сидит, кто спит?» 2) Понимает короткий рассказ о событиях, знакомых ребенку из личного опыта. Отвечает на вопросы взрослого словом или коротким предложением. 3) Показывает 5 частей тела. 4) Выполняет 2-х этапную инструкцию. | 1) При общении со взрослым пользуется 2-3х словными предложениями. 2) Вводит в речь: · прилагательные, · местоимения (я, ты, мы, он), · наречия (там, туда).
|
1) Умеет частично одеваться с небольшой помощью взрослого (шапку, ботинки, носки).
2) Моет и вытирает руки. |
2 года 6 месяцев | 1) По предлагаемому образцу находит предметы 4 цветов (красный, синий, зеленый, желтый).
2) Подбирает по образцу геометрические фигуры: шарик, кубик, кирпичик, призма, цилиндр, конус («Дай такой же»). 3) Собирает матрешку из 4-5-ти частей. |
1) Игра носитсюжетный характер: ребенок само-стоятельно и последо-вательно выполняет 2-3 связанных между собой игровых действия: куклу кормит, укладывает спать, гуляет. 2) Строит из кубиков «кроватку, стол, стул». 3) Собирает пирамидку из 6-8 колец в определенной последовательности. 4) Рисует закругленные линии («солнышко»). | 1) Чередующимся шагом перешагивает через несколько препятствий, лежащих на полу (3 палки или кубика — на расстоянии 20 см) 2) Стоит на одной ноге с поддержкой около 8 сек. 3) Совершенствуется бег. 4) Бросает мяч одной рукой (не большой). | 1) Понимает значения предлогов в привычной конкретной ситуации («Положи на стул»).
2) Начинает понимать прочитанные сказки с опорой на картинку. |
1) Строит предложения из 3-х и более слов. 2) Появляются вопросы «Где? Куда?» 3) Использует в речи предлоги (в, на, у, с).
4) Использует в речи местоимения «мой, моя, мои, мое». |
1) Самостоятельно одевается, но еще не умеет застегивать пуговицы и завязывать шнурки. 2) Открывает и закрывает кран. 3) Знает, когда пользоваться туалетом. |
3 года | 1) Называет 4 основных цвета: красный, синий, зеленый, желтый. 2) Строит башню из 9 кубиков. 3) Складывает разрезную картинку из 2-3-х частей. 4) Складывает матрешку из 6-ти частей. 5) Складывает фигуры из геометрической мозаики. | 1) Возникновениероле-вой игры и начальных навыков ролевого поведе-ния: ребенок выбирает сюжет игры и исполняет роль, которую сопровож-дает словом. 2) Собирает пирамидку из 8-12 колец в определен-ной последовательности. 3) Строит постройки и обыгрывает их («дом, гараж»).
4) Держит карандаш тремя пальцами («рисование по замыслу»). |
1) Переступает через препятствия высотой 10-15 см чередующимсяшагом (кубики).
2) Шагает вверх и вниз по лестнице приставным и чередующимся шагом с поддержкой и без нее. 3) Ловит мяч обеими руками. 4) Бег с координацией «рука-нога». 5) Лазание по вертикальной лестнице переменным шагом. |
1) Понимает сложноподчиненные предложения, значения предлогов вне конкретной ситуации. 2) Понимает прочитанные сказки без опоры на картинку. | 1) Употребляет в речи сложные предложения. 2) Использует вопросительные слова «Почему? Когда? Зачем?» 3) Рассказывает наизусть стихи, потешки, песенки из 2-4-х строк с опорой на картинки. 4) Договаривает слова и словосочетания в стихах, чистоговорках. | 1) Одевается самостоятельно. 2) С небольшой помощью взрослого застегивает пуговицы и завязывает шнурки. 3) Причесывается. |