Показатели нервно-психического развития детей 1 года жизни

ВОЗРАСТ ДЕТЕЙ СЕНСОРНОЕ РАЗВИТИЕ ЭМОЦИИ, СОЦИАЛЬНОЕ ПОВЕДЕНИЕ ДЕЙСТВИЯ С ПРЕДМЕТАМИ ДВИЖЕНИЯ ОБЩИЕ РЕЧЬ ПОНИМАЕМАЯ РЕЧЬ АКТИВНАЯ НАВЫКИ И УМЕНИЯ
Зрительные ориентировочные реакции Слуховые ориентировочные реакции
10 дней   Удерживает в поле зрения движущийся предмет, часто теряя его из виду («ступен-чатое слежение»).   Вздрагивает и моргает при резком звуке     Лежит на спине.     Рефлекторный крик младенца.    
18-20 дней   Удерживает в поле зрения неподвижный яркий предмет (не издающий звуки) или лицо взрослого.   Успокаивается при сильном звуке       Лежит на спине.   Рефлекторный крик и рефлек-торные звуки: диффузные, не расчлененные, растянутые гласные комплексы («у-а, э-э, а-й»)  
1 месяц 1)Плавное прослежи-вание за движущимся предметом (т.е., не отрывая взгляда и не теряя его из виду).

  2) Сосредотачивает взгляд на неподвиж-ном предмете.

Длительное слуховое сосредоточение:   прислушивается к голосу взрослого, звуку игрушки, меняя при этом свое поведение (перестает плакать, по-другому двигается).   1) Зрительный контакт с говорящим не менее 5 сек.. (оральное внимание).

  2) Первая улыбка в ответ на разговор взрослого.

  Наблюдается хватательный рефлекс Робинзона; пальцы сжаты в кулачок. 1) Удерживает голову по средней линии, не отклоняя ее в стороны, в положении на спине.   2) Лежа на животе, пытается поднимать и некоторое время удерживать голову (5 сек.).     «Гуканье», «гыканье»: короткие звуки — «гы», «кхы» с пусканием пузырей, кряхтением.    
2 месяца Длительное зритель-ное сосредоточение:   длительно следит за движущейся игрушкой или взрослым («плавное прослеживание»).   Ориентировочно-поисковые реакции:   ищет глазами, откуда исходит звук.       1) Социальная улыбка: быстро отвечает улыбкой на разговор с ним взрослого.   2) Длительное сосредоточение на другом ребенке. 1) Эпизодическое раскрытие ладоней (в покое пальцы сжаты в кулачок).

2) Вложенный в раскрытую ладонь предмет удерживает в течение 2-3 секунд.   3) Ритмичные движения пальцами – сжимание и разжимание (чаще при сосании груди).

  Лежа на животе, поднимает, и некоторое время удерживает голову.     «Гуление»:   звуковые комплексы из расчлененных, но еще недостаточно четких звуков — «агу», «агы», распевное произнесение гл.зв. (а, у, и, о).

 

 
    СЕНСОРИКА   СОЦ. РАЗВИТИЕ ДЕЙСТВИЯ С ПРЕДМЕТАМИ ДВИЖЕНИЯ ОБЩИЕ РЕЧЬ ПОНИМАЕМАЯ РЕЧЬ АКТИВНАЯ НАВЫКИ
3 месяца   1) Зрительное сосредоточение в вертикальном положениина лице говорящего с ним взрослого или на игрушке.   2) Поисковые движения: начинает переводить взгляд с предмета на предмет.   Ориентировочно-поисковые реакции:     1) Ищет глазами, откуда исходит звук.     2) Поворачивает голову и находит источник звука глазами.   1) Проявляет «комплекс оживления» в ответ на эмоциональное общение с ним (разговор).

  2) Подражает мимике взрослого.   3) Ищет глазами ребенка, издающего звуки.

Движения рук носят безусловно-рефлек-торный характер:   1) размахивает руками без зрительного контроля и при этом происходит случайноенаталки-вание на игрушку, низко висящую над грудью; 2) удерживает, вложенный в руку предмет до 10 сек., тянет его в рот.   1) Лежа на животе, удерживает голову поднятой, сначала опираясь на вытяну-тые руки, затем — на предплечья. 2) При поддержке за подмышки кратко-временно упирается на выпрямленные ноги. 3) Пытается удержать голову в вертикальном положении (на руках у взрослого).   Речевое внимание: сосредоточение на лице говорящего взрослого.     1) Прислушивается к голосу взрослого.   2) Узнает знакомые голоса.     1) Адекватно реагирует на интонацию: отличает ласковую от сердитой.   2) Слушает говорящего и реагирует на прекра-щение разговора с ним.   3) Настойчиво пытается что-либо достать.   1) Гуление совершенствуется, обогащается его звуковой состав: «мам, ам, тль, пль».   2) Интонационно окрашенный крик, смех.  
4 месяца   1) Рассматривание предмета: поднимает руку с зажатой в ней погремушкой и смотрит на нее, в течение 2-3 сек.   2) Узнает близкого человека, радуется ему.   3) Поисковые движения: переводит взгляд с предмета на предмет.   1) Поворачивает голову в сторону невидимого источника звука и находит его глазами.   2) По-разному реагирует на спокойную и плясовую мелодию. 1) Во время бодрствования часто и легко возникает «комплекс ожив-ления» (двигатель-ные , эмоциональные и голосовые реак-ции ребенка).

  2) Смеется в ответ на эмоционально — рече-вое общение с ним.   3) Ищет взглядом другого ребенка, рассматривает, радуется, улыбается, тянется к нему.

Формируются простые повторные предметные действия: 1)целенаправленно тянет руки к игрушке: рассматривает ее, ощупывает и захватывает низко висящую над грудью игрушку; 2) держит, толкает, следит взглядом за предметом; 3) удерживает предмет в руке до 20 сек.; большой палец в захвате не участвует. 1) Упирается на предплечья рук в положении на животе. 2) При присажи-вании за руки, поднимает голову, пытаясь удержать ее на одной линии с телом.   3) При поддержке за подмышки кратко-временно упирается на выпрямленные ноги. 4) Поворачивается со спины на бок.   1) Гулит в ответ на обращенную речь («а-а, о-о, а-га, а-гу, а-бу»).

  2) Интонационно окрашенный крик, смех.

  Во время кормленияпридерживает руками бутылочку или грудь матери.
5 месяцев   1) Отличает близких людей от чужих по внешнему виду.   2) Переводит взор с одного предмета на другой без всякой причины.   3) Смотрит на свое отражение в зеркале.   1) Узнает голос матери или близкого человека (радуется).

  2) Различает строгую и ласковую интонацию обращенной к нему речи, по-разному реагирует.

  1) Радуется ребенку, берет у него из рук игрушку, повторяет за ним звуки.   2) Протягивает ручки, чтобы его взяли. Готовность к совместной игровой деятельности: 1) берет игрушку из рук взрослого; 2) удерживает в руке игрушку (ладонный захват), 3) берет игрушку из разных положений, 4) держит по игрушке в каждой руке. 1) Долго лежит на животе, подняв корпус и опираясь на ладони выпрямлен-ных рук. 2) Переворачивается со спины на живот. 3) Стоит при под-держке за подмыш-ки. 4) Удерживает голо-ву при присажива-нии за руки.   «Певучее гуление»: подолгу, громко, певуче и интонировано гулит, повторяя за взрослым звуки.   Ест с ложки полугустую и густую пищу.
    СЕНСОРИКА   СОЦ. РАЗВИТИЕ ДЕЙСТВИЯ С ПРЕДМЕТАМИ ДВИЖЕНИЯ ОБЩИЕ РЕЧЬ ПОНИМАЕМАЯ РЕЧЬ АКТИВНАЯ НАВЫКИ
6 месяцев 1) Смотрит на упавшую игрушку.   2) Выражение лица меняется в зависимости от выражения лица взрослого (различает ласковое и сердитое выражение лица). 1) По-разному реагирует на свое и чужое имя (узнает свое имя, на чужое не откликается).

  2) Прислушивается к различным звукам (в т.ч. — к шепоту).

1) Услышав свое имя, радуется, быстро оборачива-ется в сторону взрос-лого, смотрит на него. 2) Реагирует на незнакомых людей (проявляет насторо-женность, плач). 1) Уверенно берет игрушки, находясь в любом положении;   2) подолгу занимается с ними: размахивает, подносит к глазам, ко рту; ощупывает; 3) перекладывает из одной руки в другую. 1) Переворачивается с живота на спину. 2) Попытки к ползанию. 3) Стоит, держась за опору. 4) Лежа на животе, приподнимается на руках, не касаясь поверхности грудью.   1) Различает голоса близких, реагирует на свое имя (движениями).

  2) Начинает понимать просьбы: «Дай ручку», «Иди ко мне».

  «Начало лепета»: произносит хоро-шо различимые отдельные слоги («ба», «ма», «па» и др.)   1) Хорошо ест с ложки, снимает пищу губами.   2) Пьет из чашки небольшое коли-чество жидкой пищи.
7 месяцев   1) Снимает кольца со стержня («пирамидка»),   2) толкает мяч,   3) стучит в бубен (барабан),   4) извлекает звук из звучащей игрушки.   Улыбается своему отражению в зеркале.   Активные манипуля-ции, направленные на результат: 1) Игрушкой стучит, стараясь извлечь звук; 2) манипулирует предметами, изменяя их положение: броса-ет, размахивает, вкла-дывает, переклады-вает, нанизывает,…; 3) одновременно манипулирует двумя предметами. 1) При поддержке за подмышки, сгибает ноги в коленях, имитируя прыжки.   2) Активно ползает на животе.   3) Сидит, опираясь руками впереди себя.   4) Стоит у опоры, опираясь на всю стопу.   На вопрос «Где?» ищет и находит взглядом 1предмет, находящий-ся на постоянном месте.   «Активный лепет»: подолгу лепечет, повторно произ-носит одни и те же слоги лепета: «ма-ма-ма» «па-па-па»   («лепетные цепочки»)   Пьет из чашки, которую держит взрослый.
8 месяцев 1) Катает мяч по поверхности.   2) Интересуется предметами, издающими звук (нажимает на звучащую игрушку).

  3) Открывает коробку (матрешку, шкатулку, кастрюльку).

  4) Стучит в бубен (барабан).

  5) Переворачивает миску с игрушками.   6) Подражает действиям взрослого.

  1) Смотрит на действия другого ребенка, эмоционально реагирует на них (смеется, лепечет).

  2) Подражает жестам взрослого.

1) Игрушками занимается подолгу, разнообразно действуя с ними (пальцевой захват).

2) Подражает отдель-ным действиям взрослого: толкает, стучит, вынимает игрушки … 3) Проявляет интерес к новым предметам (обследует их).

1) Сам садится, сидит и ложится.   2) Придерживаясь руками за барьер, сам встает, стоит и опускается.   3) Переступает боком, держась за барьер. 4) Ползает на четвереньках.   1) На вопрос «Где?» находит несколько предметов (2-3) на постоянных местах.   2) По слову взрослого выполняет разученные ранее действиябез показа, например, «Ладушки», «Дай ручку» и др.   Громко, четко и повторно произносит различные слоги лепета.   1) Ест корочку хлеба, которую сам держит в руке.   2) Пьет из чашки, которую держит взрослый.
9 месяцев   1) Выполняет плясовые движения под музыку.   2) Снимает и надеваеткольца (диаметром 8 см) на стержень высотой 30-40 см. (пирамидка).   1) Движется навстречу другому ребенку.   2) Подражает игровым действиям и движениям другого ребенка, радуется этому. 1) С предметами действует длительно и по-разному, взависи-мости от их свойств: катает, вынимает, открывает, гремит, нажимает… 2) Мелкие предметы берет большим и указ.

пальцами (использует пинцетный захват).

  Переходит от одного предмета к другому, слегка придержи-ваясь за них руками   (напр., мебель, стену). 1) На вопрос «Где?» находит взглядом несколько знакомых предметов в разных местах, независимо от их месторасположения   2) Знает свое имя – на зов оборачивается и приближается к взрослому. Подражает взрослому, повторяя за ним слоги, которые уже есть в его лепете   (т.е. закрепляются имеющиеся слоги). 1) Хорошо пьет из чашки, слегка придерживая ее руками.   2) Формируется навык опрятности: спокойно относится к высаживанию на горшок.
    СЕНСОРИКА   СОЦ. РАЗВИТИЕ ДЕЙСТВИЯ С ПРЕДМЕТАМИ ДВИЖЕНИЯ ОБЩИЕ РЕЧЬ ПОНИМАЕМАЯ РЕЧЬ АКТИВНАЯ НАВЫКИ
10 месяцев   1) Накладывает маленький кубик на большой. (разные по величине)   2) Снимает и надевает кольца с пирамидки разные по толщине.   Взаимодействие с другими детьми   действует рядом с ребенком или одной игрушкой с ним: вместе вынимают предметы из одного ящика, протягивают игрушки друг другу, улыбаются, смеются. 1)Самостоятельно и по просьбе взрослого выполняет разученные с игруш-ками действия: игрушки вынимает и вкладывает; коробки открывает и закрывает; мячик катает.

  2) Действия с предметами принима-ют устойчивый характер.

  1) Входит на высокую поверхность или горку, держась за перила, и сходит с нее.   2) Идет вперед с поддержкой за обе руки.   1)По просьбе «дай» находит среди игрушек знакомый предмет, и дает его.   2) При заигрывании с ним выполняет разученные действия и движения: «догоню-догоню», «сорока-ворона», «прятки» и др.     Подражая взрослому, повторяет за нимновые слоги,которых нет в его лепете   (вызываются новые слоги).   1) Увереннее дер-жит чашку в руках и пьет из нее (под контролем взросл.) 2) Протягивает руки к воде в процессе умывания. 3) Приподнимает ногу во время надевания ползун-ков; протягивает руку при наде-вании/снимании одежды.
11 месяцев   1) Прокатывает шарики (мячи) со ската.   2) Различает предметы по форме: кубик от шарика.   3) Проталкивает геометрические формы в прорези коробки (шарики, кубики).

  4) Рисует фломастером, держа его в кулачке (ладонный захват).

  5) Накладывает маленький кубик на малень- кий кубик. (одинаковые по величине).

1) Получает чувство удовлетворения от совместных действий с каким-либо ребенком: смотрит на него, заигрывает, начинает действовать с ним или рядом; проявляет недовольство, если этого ребенка забирают.   2) Объединяется в игру с др. ребенком на основе избирательного отношения. Осваивает новые действия с предме-тами и начинает выполнять ихпо слову взрослого:   1) накладывать маленький кубик на большой кубик; 2)снимать и надевать кольца с большими отверстиями на стержень (2-3 кольца),   3) формируется «указательный» жест: нажимает на кнопку, клавишу игрушки.   1) Стоит самостоятельно.   2) Делает первые самостоятельные шаги. 1)По словесной инструкции выполняет разученные действия: водит куклу, кормит собачку и др. 2) Проявляет первые обобщения в понимае-мой речи: по просьбе взрослого находит в группе и дает несколь-ко одинаковых игру-шек, отличающихся только по внешним признакам («Дай мяч, дай еще мяч, …»).

  3) Понимает названия отдельных предметов.

  «Первые лепетные слова»: 1) произносит облегченные слова («ав-ав», «ка-ка», «би-би», «ляля», «ам-ам»),   2) простые двусложные слова («мама, папа, дядя, баба»),   3) жестовая речь («нет», «да», «спасибо»-кивок головой). 1) Проявляет активность во всех режимных моментах: еде, одевании, умывании.   2) Увереннее держит чашку в руках и пьет из нее под небольшим контролем взрослого.   3) Спокойно относится к высаживанию на горшок.
12 месяцев   1) Различает предметы по форме: кубик, кирпичик, шарик.   2) Прокатывает шарики (мячи) со ската.   3) Узнает на фотографии знакомого взрослого. (2 фото) 4) Рассматривает картинки, фотографии, мелкие предметы с четкими контурами.   1) Протягивает игрушку и отдает ее другому ребенку, сопровождая это смехом и лепетом.   2) Проявляет эмоциональные переживания: радость, ревность, обиду, потребность в общении. 1) Самостоятельно выполняет разучен-ные действия с игруш-ками: катает, водит, кормит и др. 2) Переносит дейст-вия, разученные с одного предмета — на другие: водит, кормит, баюкает не только куклу, но и собачку, и мишку, и др… 3) Развивается указа-тельный жест: пока-зывает на игрушку.   Ходит самостоятельно (без опоры).   1) Понимает без показа названия нескольких предметов (действий, имен).

2) Выполняет отдельные поручения: «найди», «принеси», «отдай тете», «положи на место» и др. 3) Понимает слово «нельзя», прекращает запрещенные действия. 4) По слову выполняет разученные действия.

1) Легко подража-ет новым слогам.   2) Произносит 5-10 облег-х слов: звукоподража-тельные (ав-ав); с одинаковыми слогами (ма-ма, па-па); реже слова из разных слогов (Га-ля, тик-так); слова-действия («на, дай, бух»).   1) Самостоятельно пьет из чашки (берет ее со стола и удерживает в руках).

  2) Проявляет активность во всех режимных моментах: еде, одевании, умывании.

Показатели нервно-психического развития детей 2 и 3 года жизни

ВОЗРАСТ ДЕТЕЙ СЕНСОРНОЕ РАЗВИТИЕ ДЕЙСТВИЯ С ПРЕДМЕТАМИ ДВИЖЕНИЯ ОБЩИЕ РЕЧЬ ПОНИМАЕМАЯ РЕЧЬ АКТИВНАЯ НАВЫКИ И УМЕНИЯ
1 год 3 месяца 1) Ориентируется в предметах контрастной величины (большой, маленький).

Вкладывает малый куб или стаканчик в большой и обратно. 2) Ориентируется в пред-метах контрастной формы; выбирает один из двух по образцу и слову (кубик, шарик) («Дай такой же»).

3) Собирает матрешку из 2-х частей. 4) Строит башню из 3-х кубиков. 5) Переворачивает 2-3 стр. одновременно.

Развивается игра: 1) воспроизводит отдельные игровые действия: кормит куклу, собирает пирамидку из 3-4 колец без учета последовательности и др.   2) Строит из кубиков и кирпичиков «машину, дорожку, башню».   3) Рисует «каракули» карандашом.       1) Ходит длительно, меняя положение: пятится, поворачивается, приседает, наклоняется.   2) Ходьба по лестнице приставным шагом с опорой.   3) Подпрыгивает при поддержке за обе руки.   4) Залезает на предмет высотой 15-20 см и слезает с него. 5) Бросает мяч обеими руками.   1) Понимает названия окружающих предметов и игрушек: · находит и дает 3-4 игрушки, · дает предметы обуви и одежды. 3) Понимает и выполняет простые инструкции по слову: «покорми куклу», «положи спать в кроватку» 4) По слову ориентируется в группе: «Где твоя кроват-ка? Возьми свой горшок» 5) Узнает знакомые предметы и игрушки на картинках (3 картинки).   1) Разнообразно лепечет, подражает новым слогам.     2) Пользуется облегченными «словами – действиями» в процессе активной деятельности (« дай, бух, на, иди…»)       1) Самостоятельно ест густую пищу ложкой.   2) Часть пищи может съесть с помощью взрослого.   3) Еще проявляет неаккуратность в еде.
1 год 6 месяцев 1) Ориентируется в 4-х контрастных формах: подбирает их по предлагаемому образцу и слову («Дай такой же») (кубик, кирпичик, шарик, призма – «крыша»).

2) Подбирает предметы нужной формы и величины («большой кубик, маленький кирпичик,…).

1) Воспроизводит ряд игровых действий,часто наблюдаемых в жизни: причесывает куклу, умывает ее, вытирает нос,.. 2) Строит из кубиков и кирпичиков «забор».   3) Собирает пирамидку из 2-х колец в определенной последовательности. Движения становятся более координированными: 1) перешагивает через палку (брусок), лежащий на полу, приставнымшагом (по показу); 2) бегает семенящим, мелким шагом, неритмично; 3) сидит на корточках. 1) Обобщает предметы: находит 2 одинаковых по значению, но разных по цвету или величине предмета: «Где собачка, где еще собачка?» 2) Узнает «картинки в действии» — собака ест, кукла спит,… (2 картинки).

3) Показывает одну из частей тела.

  1) Начинает заменять звукоподражательные слова на общеупотреби-тельные («ляля» — кукла).

  2) Использует в речи однословную фразу:   «Дай» + жест рукой  

  1) Самостоятельно ест густую пищу ложкой.   2) Съедает ¾ жидкой пищи (суп) из глубокой тарелки, держа ложку рукой сверху (в кулачке).
1 год 9 месяцев   1) Ориентируется в 3-х контрастных по величинепредметах(кубах): 10 см, 7 см, 4 см.   2) Собирает кубы, соответственно их величине (вкладывает).

3) Собирает матрешку из 3-х частей.

1) Воспроизводит по показу несложные «постройки –перекрытия» из строительного материа-ла (ворота, скамейка); учится обыгрывать их вместе со взрослым. 2) Собирает пирамидку из 3-х колец в определенной последовательности. 3) Рисует прямые линии. 1) Ходит по скамье без помощи взрослого (поднимается и спускается при помощи взрослого).

Ширина скамьи: 15-20 см, Высота: 15-20 см 2) Выполняет толчок или удар ногой по мячу. 3) Подпрыгивает на месте без помощи взрослого.

  1) Показывает знакомые предметы на сюжетных картинках. 2) Отвечает на вопросы при рассматривании сюжетных картинок (ребенок может ответить одним словом).

3) Показывает три части тела.

  1) Обозначает свои действия словами («спи, иди, упал»).

  2) Связывает слова в двухсловную фразу:   «Дай ку» — дай куклу.

Умеет частично раздеваться — с небольшой помощью взрослого: · снимает ботинки (развязанные), · туфли (расстегнутые), · носки, колготки.
ВОЗРАСТ ДЕТЕЙ СЕНСОРНОЕ РАЗВИТИЕ ДЕЙСТВИЯ С ПРЕДМЕТАМИ ДВИЖЕНИЯ ОБЩИЕ РЕЧЬ ПОНИМАЕМАЯ РЕЧЬ АКТИВНАЯ НАВЫКИ И УМЕНИЯ
2 года   1) По предлагаемому образцу и слову находит предметы 3-х цветов   (красный, синий, зеленый).

    2) Строит башню из 6-7 кубиков.   3) Переворачивает страницы в книге одну за другой.  

  1) Воспроизводит в игре логически связанные, последовательные действия: куклу сажает в ванночку, трет губкой, моет, вытирает.   2) Собирает пирамидку из 4-5 колец в определенной последовательности.       1) По показу перешагивает через препятствия чередующимся шагом (3-4 брусочка на расстоя-нии 20 см)   2) Лазание по стремянке приставным шагом.   3) Бег без координации «рука-нога».   1) Понимает обозначаемые на картинках действия, выполняет инструкции: «Покажи, кто сидит, кто спит?» 2) Понимает короткий рассказ о событиях, знакомых ребенку из личного опыта. Отвечает на вопросы взрослого словом или коротким предложением. 3) Показывает 5 частей тела. 4) Выполняет 2-х этапную инструкцию.   1) При общении со взрослым пользуется 2-3х словными предложениями.   2) Вводит в речь: · прилагательные, · местоимения (я, ты, мы, он), · наречия (там, туда).

 

  1) Умеет частично одеваться с небольшой помощью взрослого   (шапку, ботинки, носки).

  2) Моет и вытирает руки.

2 года 6 месяцев       1) По предлагаемому образцу находит предметы 4 цветов (красный, синий, зеленый, желтый).

  2) Подбирает по образцу геометрические фигуры: шарик, кубик, кирпичик, призма, цилиндр, конус («Дай такой же»).

  3) Собирает матрешку из 4-5-ти частей.

1) Игра носитсюжетный характер: ребенок само-стоятельно и последо-вательно выполняет 2-3 связанных между собой игровых действия: куклу кормит, укладывает спать, гуляет. 2) Строит из кубиков «кроватку, стол, стул». 3) Собирает пирамидку из 6-8 колец в определенной последовательности. 4) Рисует закругленные линии («солнышко»).   1) Чередующимся шагом перешагивает через несколько препятствий, лежащих на полу (3 палки или кубика — на расстоянии 20 см) 2) Стоит на одной ноге с поддержкой около 8 сек.   3) Совершенствуется бег.   4) Бросает мяч одной рукой (не большой).   1) Понимает значения предлогов в привычной конкретной ситуации («Положи на стул»).

  2) Начинает понимать прочитанные сказки с опорой на картинку.

  1) Строит предложения из 3-х и более слов.   2) Появляются вопросы «Где? Куда?»   3) Использует в речи предлоги (в, на, у, с).

  4) Использует в речи местоимения «мой, моя, мои, мое».

  1) Самостоятельно одевается, но еще не умеет застегивать пуговицы и завязывать шнурки.   2) Открывает и закрывает кран.   3) Знает, когда пользоваться туалетом.
3 года   1) Называет 4 основных цвета: красный, синий, зеленый, желтый.   2) Строит башню из 9 кубиков.   3) Складывает разрезную картинку из 2-3-х частей.   4) Складывает матрешку из 6-ти частей.   5) Складывает фигуры из геометрической мозаики. 1) Возникновениероле-вой игры и начальных навыков ролевого поведе-ния: ребенок выбирает сюжет игры и исполняет роль, которую сопровож-дает словом. 2) Собирает пирамидку из 8-12 колец в определен-ной последовательности. 3) Строит постройки и обыгрывает их («дом, гараж»).

4) Держит карандаш тремя пальцами («рисование по замыслу»).

  1) Переступает через препятствия высотой 10-15 см чередующимсяшагом (кубики).

2) Шагает вверх и вниз по лестнице приставным и чередующимся шагом с поддержкой и без нее. 3) Ловит мяч обеими руками. 4) Бег с координацией «рука-нога». 5) Лазание по вертикальной лестнице переменным шагом.

  1) Понимает сложноподчиненные предложения, значения предлогов вне конкретной ситуации.   2) Понимает прочитанные сказки без опоры на картинку.   1) Употребляет в речи сложные предложения.   2) Использует вопросительные слова «Почему? Когда? Зачем?»   3) Рассказывает наизусть стихи, потешки, песенки из 2-4-х строк с опорой на картинки.   4) Договаривает слова и словосочетания в стихах, чистоговорках.   1) Одевается самостоятельно.   2) С небольшой помощью взрослого застегивает пуговицы и завязывает шнурки.   3) Причесывается.