Гендерные нормы и роли.
Понятие «самоактуализация». Гендерная специфика
Подходы к определению понятия «гендер». Маскулинность, феминность.
Современная социальная наука различает понятия пол и гендер (gender) Традиционно первое из них использовали для обозначения тех анатомо-физиологических особенностей людей, на основе которых человеческие существа определяются как мужчины или женщины. Пол (т. е. биологические особенности) человека считался фундаментом и первопричиной психологических и социальных различий между женщинами и мужчинами. По мере развития научных исследований стало ясно, что с биологической точки зрения между мужчинами и женщинами гораздо больше сходства, чем различий.
Помимо биологических отличий между людьми существуют разделение их социальных ролей, форм деятельности, различия в поведении и эмоциональных характеристиках. Понятие гендер означает совокупность социальных и культурных норм, которые общество предписывает выполнять людям в зависимости от их биологического пола. Не биологический пол, а социокультурные нормы определяют, в конечном счете, качества, модели поведения, социальные роли, виды деятельности, профессии женщин и мужчин. Быть в обществе мужчиной или женщиной означает не просто обладать теми или иными анатомическими особенностями — это означает выполнять те или иные предписанные нам гендерные роли.
Гендер создается (конструируется) обществом как социальная модель женщин и мужчин, определяющая их положение и роль в обществе и его институтах (семье, политической структуре, экономике, культуре и образовании, и др.).
Гендерные системы различаются в разных обществах, однако в каждом обществе эти системы асимметричны таким образом, что мужчины и все «мужское — маскулинное» (черты характера, модели поведения, профессии и прочее) считаются первичными, значимыми и доминирующими, а женщины и все «женское — фемининное» определяется как вторичное, незначительное с социальной точки зрения и подчиненное. Сущностью конструирования гендера является полярность и противопоставление. Гендерная система как таковая отражает асимметричные социокультурные оценки и ожидания, адресуемые людям в зависимости от их пола. С определенного момента времени почти в каждом обществе, где социально предписанные характеристики имеют два гендерных типа (ярлыка), одному биологическому полу предписываются социальные роли, которые считаются культурно вторичными. Не имеет значения, какие это социальные роли, они могут быть различными в разных обществах, но то, что приписывается и предписывается женщинам, оценивается как вторичное. Социальные нормы меняются со временем, однако гендерная асимметрия остается. Таким образом, можно сказать, что гендерная система — это социально сконструированная система неравенства по полу. Гендер, таким образом, является одним из способов социальной стратификации общества, который в сочетании с такими социально-демографическими факторами, как раса, национальность, класс, возраст организует систему социальной иерархии.
Роль социальных страхов в генезе личностных расстройств
... человека. Среди наиболее сильных человеческих эмоций, оказывающих мощное влияние на социальные процессы в обществе, находится страх [25]. Страх является естественной, здоровой реакцией ограждающей ... лица с расстройствами личности. Предмет исследования – социальные страхи лиц с расстройствами личности Гипотеза –социальные страхи, играя определённую роль в генезисе расстройств личности, у больных ...
Существует несколько направлений разработки гендерного подхода (гендерной теории).
К основным теориям гендера, принятым сегодня в социальных и гуманитарных науках, относятся теория социального конструирования гендера, понимание гендера как стратификационной категории и интерпретация гендера как культурного символа.
1) В рамках теории социального конструирования гендер понимается как организованная модель социальных отношений между женщинами и мужчинами, конструируемая основными институтами общества; этот подход основан на двух постулатах: во-первых, гендер конструируется посредством социализации, разделения труда, системой гендерных ролей, семьей, средствами массовой информации; во-вторых, гендер строится и самими индивидами – на уровне их сознания (т.е. гендерной идентификации), принятия заданных обществом норм и подстраивания под них (в одежде, внешности, манере поведения и т. д.) Эта теория активно использует понятия гендерной идентичности, гендерной идеологии, гендерной дифференциации и гендерной роли. Гендерная идентичность означает, что человек принимает определения мужественности и женственности, существующие в рамках своей культуры. Гендерная идеология — это система идей, посредством которых гендерные различия и гендерная стратификация получают социальное оправдание, в том числе с точки зрения «естественных» различий или сверхъестественных убеждений. Гендерная дифференциация определяется как процесс, в котором биологические различия между мужчинами и женщинами наделяются социальным значением и употребляются как средства социальной классификации. Гендерная роль понимается как выполнение определенных социальных предписаний — то есть соответствующие полу поведение в виде жестов, речи, манер, одежды и прочего.
2) Гендер как стратификационная категория, есть структура или процесс, в ряду других стратификационных категорий, таких как класс, раса, возраст и т. д. Гендерная стратификация — это процесс, посредством которого гендер становится основой социальной стратификации.
3) Гендер как культурная метафора, которая выполняет роль культурного символа и, следовательно, выступает как культурно-формирующий фактор.[1] Понимание гендера как культурного символа связано с тем, что пол человека имеет не только социальную, но и культурно-символическую интерпретацию через символику мужского или женского начала. Это выражается в том, что многие не связанные с полом понятия и явления (природа, культура, стихии, цвета, божественный или потусторонний мир, добро, зло и многое другое) ассоциируются с «мужским — маскулинным» или «женским — фемининным» началом. Таким образом, возникает символический смысл «женского» и «мужского», причем «мужское» отождествляется с богом, творчеством, светом, силой, активностью, рациональностью и т. д. (и, соответственно, бог, творчество, сила и прочее символизируют маскулинность, мужское начало).
Спецкурс — Гендерная психология для студентов 5 курса психологического ...
... который должна преодолеть личность на пути к различным формам самоактуализации. Особенностью гендерных отношений является то, что они кажутся "естественно заданными", а значит, мало подверженными ... Е.А., Темкина А.А. Социальное конструирование гендера // Социологический журнал. — 1998. — № 3-4. — С. 171-182. Ильин Е.П. Дифференциальная психофизиология мужчины и женщины. — СПб., 2002. — 544 с. ...
«Женское» ассоциируется с противоположными понятиями и явлениями — природой, тьмой, пустотой, подчинением, слабостью, беспомощностью, хаосом, пассивностью и т. д., которые, в свою очередь, символизируют фемининность, женское начало. Классификация мира по признаку мужское/женское и половой символизм культуры отражают и поддерживают существующую гендерную иерархию общества в широком смысле слова.
Вопрос 3. Понятие «самоактуализация». Гендерная специфика
Термин «самоактуализация» отчасти является синонимом «самореализации». Это понятие в своих трудах рассматривали Курт Гольдштейн, Абрахам Маслоу, К. Роджерс. Прежде всего, самоактуализация означает стремление как можно полнее использовать свои таланты, способности, возможности, а удовлетворение от действительной самоактуализации – внутреннее, и не связано с внешним одобрением. Абрахам Маслоу замечал, что самоактуализация присуща человеческой природе, — это потенциал, данный всем или почти всем людям от рождения. Воплощение этой потребности отличается значительным разнообразием в зависимости от личности. У одного индивида эта потребность может воплотиться в желании быть непревзойденным родителем, у другого – проявить себя в спорте, у кого-то еще они найдут выражение в создании картин или изобретательстве и т.д.
Нас интересует, именно гендерная специфика проявления самоактуализации. С понятием самоактуализации в сфере гендерных исследований тесно связан феномен «гендерно-ролевого стресса». Многие исследователи, изучавшие проблемы самореализации женщин и мужчин отмечали, что традиционные гендерные роли затрудняют самореализацию именно женщин, ограничивая ее возможности «внесемейной» самореализации[8][9]. Мужчины в большей степени, чем женщины, ценят свои достоинства и принимают себя такими, какие есть. Согласно результатам исследований влияния гендерной социализации на личность, поведение родителей, учителей и весь социальный контекст в целом могут негативно влиять на формирование у женщин уверенности в себе и самооценки[10][11]. Так женщине трудно принять себя, так как существует конфликт между ее индивидуальными особенностями и традиционными представлениями о женщине. Сопоставление проблем, обусловленных гендерной социализацией, с характеристиками самоактуализирующейся личности не оставляет сомнений в наличии особых барьеров для реализации способностей женщин. Как мы уже рассматривали выше, женщинам отводится экспрессивная сфера деятельности, где главным является исполнительский и обслуживающий характер труда. Инструментальная сфера — это область деятельности для мужчин, где главным является творческий, созидательный, руководящий труд.
Но если гендерное неравенство в сфере трудовых отношений затрагивает в большей степени женщин, то мужчины дискриминируются в приватной сфере. Конфликт между устаревшими стереотипами маскулинности и социальной реальностью, развивающийся в течение XX века, привел к стремительному снижению продолжительности жизни у мужчин трудоспособного возраста и росту числа психосоматических заболеваний. Отсутствие у части представителей «сильного пола» «состязательного начала», подавление эмоционального фона, фемифобия (страх эмпатии), нежелание обращаться за помощью к специалистам – психологам и врачам, неудачное общественное самоутверждение – всё это приводит к гендерно-ролевому стрессу. Результатом подобного гендерного дисбаланса является отклоняющееся поведение.
Психология и психофизиология индивидуальных различий
... Юнга. Непонятно, что должна делать с этими понятиями современная научная психология, которая исходит из идеи развития, - считать их несостоятельными и ... не могут быть удовлетворены таким положением дел. Дело историка психологии найти причины, в силу которых деятельность двух психологических направлений ... Одна лишь констатация этих различий - в однократном или повторных опытах-срезах при помощи ...
Среди лиц, склонных к девиантному поведению, неслучайно основную часть составляют мужчины (мальчики).
Гендерно — ролевой стресс — чаще всего толкает мужчин к употреблению алкоголя, наркотиков, насилию, суициду и другим формам деструктивного поведения, которые являются защитными реакциями личности мужчины в данной социальной реальности.
По мнению И.С. Кона, компенсация и гиперкомпенсация «слабой» маскулинности имеет несколько вариантов: во-первых, идентификация с традиционным образом сильного и агрессивного мужчины, утверждающего себя в деструктивных и антисоциальных действиях (пьянство, жестокость, членство в агрессивных мужских компаниях, социальное и сексуальное насилие); во-вторых, покорность и покладистость в общественной жизни, которая компенсируется жестокой тиранией в семье; в-третьих, социальная пассивность, бегство от личной ответственности, которая передоверяется общественной сфере – начальству, в семейной – жене.
Причины возникновения барьеров для гармоничной поло-ролевой самоактуализации индивида уходят корнями в процесс гендерной социализации.
Выводы:
Итак, понятие гендер обозначает, в сущности, и сложный социокультурный процесс формирования (конструирования) обществом различий в мужских и женских ролях, поведении, ментальных и эмоциональных характеристиках, и результат — социальный конструкт гендера. Важными элементами создания гендерных различий являются противопоставление «мужского» (маскулинного) и «женского» (феминного) и подчинение женского начала мужскому началу.
Гендерная роль — дифференциация деятельности, статусов, прав и обязанностей индивидов в зависимости от их половой принадлежности.
Полноценная самоактуализация личности затруднена под давлением традиционных гендерных ролей с одной стороны, и противоречивым включением гендерных стереотипов в тенденции современного общества, с другой стороны.
Причем, существующие гендерные нормы являются барьером для гармоничной самореализации женщин в публичной сфере (трудовой деятельности), а мужчин в приватной сфере (семенных отношениях).
Для преодоления гендерно-ролевого стресса необходимо смягчение гендерных стереотипов, посредством корректировки процесса гендерной социализации.
Список использованной литературы:
1. Берн Ш. Гендерная психология. – СПб., 2002.
2. Введение в гендерные исследования: Учебное пособие для студентов вузов / Под ред. Костиковой И.В. – М.: Аспект Пресс, 2005.
3. Воронина О. Формирование гендерного подхода в социальных науках // Гендерный калейдоскоп. Курс лекций / Под ред. М.Малышевой. М.: Academia, 2001.
Клиническая психология вопросы для подготовки к зачету
... болезни 25. Психосоматические заболевания КЛИНИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ ВОПРОСЫ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ЗАЧЕТУ 1.Объект, предмет клинической психологии Предметом общей клинической психологии являются: 1) основные закономерности психологии больного, психологии медицинского работника, психологические особенности ...
4. Воронина О.А. Социология гендерных отношений. – М.: РОССПЭН, 2004.
5. Гендерные отношения в современной России: исследования 1990-х годов: Сборник научных статей / Под ред. Л.Н. Попковой. – Самара: Изд-во «Самарский университет», 2003.
6. Ильин Е.П. Дифференциальная психофизиология мужчины и женщины. – СПб.: Питер, 2002.
7. Клецина И.С. Самореализация и гендерные стереотипы // Психологические проблемы самореализации личности. Вып. 2. – СПб.: Изд-во СПбГУ, 1998.
8. Кон И.С. Психология половых различий // Вопросы психологии, 1981. – № 2.
9. Кон И.С. Российский мужчина и его проблемы //Гендерный калейдоскоп: Курс лекций. – М., 2001.
10. Пайнс Э., Маслач К. Практикум по социальной психологии. – СПб.: Питер, 2000.
[1] См.: Воронина О.Н. Социокультурные детерминанты развития гендерной теории в России и на Западе // ОНС, 2000 — №4. – С. 75-82.
[2] Берн Ш. Гендерная психология. – СПб., 2002. С. 31.
[3] Кон И.С. Психология половых различий // Вопросы психологии, 1981. – № 2. – С. 49.
[4] См.: Алешина Ю.Е., Волович А.С. Проблемы усвоения ролей мужчины и женщины // Вопросы психологии, 1991. – №4. – С. 74-82.; Каган В.Е. Семейные и поло-ролевые установки у подростков // Вопросы психологии, – 1987. – № 2. – С. 54-61.; Кон И.С. Психология половых различий // Вопросы психологии, 1981. – № 2. – С. 47-57.
[5] Кон И.С. Российский мужчина и его проблемы //Гендерный калейдоскоп: Курс лекций. – М., 2001. С. 235.
[6] Гендерная роль // Словарь гендерных терминов. /Под ред. А.А. Денисовой. Региональная общественная организация «Восток-Запад: женские инновационные проекты». — М., 2002. С. 60 -62.
[7] См.: Кон И.С. Психология половых различий // Вопросы психологии.-1981.-№2. – С. 47-57.
[8] Берн Ш. Гендерная психология. – СПб.: прайм – ЕВРОЗНАК, 2001.
[9] Клецина И.С. Самореализация и гендерные стереотипы // Психологические проблемы самореализации личности. Вып. 2. – СПб.: Изд-во СПбГУ, 1998. – С. 188-202.
[10] Берн Ш. Гендерная психология. – СПб.: прайм – ЕВРОЗНАК, 2001.
[11] Пайнс Э., Маслач К. Практикум по социальной психологии. – СПб.: Питер, 2000.