По отношению к новорожденному ребенку может быть употреблен термин

МОДУЛЬ 1. ВВЕДЕНИЕ В ОБЩУЮ И ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНУЮ ПСИХОЛОГИЮ

Общая психология изучает

a) общие закономерности поведения человека в обществе

B) общие закономерности возникновения и развития психики человека

c) общие закономерности возникновения и развития психики в филогенезе

d) общие закономерности возникновения и развития психики животных

Кто из названных ученых был одним из первых, обратившихся к изучению подсознательных процессов

A) Фрейд З.

b) Вебер Э.

c) Левин К.

d) Джемс У.

e) Маслоу А.

Сторонники теории А. Маслоу считают, что человеческое поведение направляется, прежде всего, одним из перечисленных факторов

A) Потребностью в самоактуализации.

b) Принципом удовольствия.

c) Альтруистическими установками.

d) Либидиозными влечениями.

e) Ожидаемым поощрением.

Как называется концепция, согласно которой человеческое поведение определяется тем, принимает человек ответственность за результат поведения на себя или возлагает ответственность на кого-то или что-то в среде

A) Концепция локуса контроля.

b) Концепция эгоизма-альтруизма.

c) Концепция целевой установки.

d) Концепция когнитивного диссонанса.

e) Концепция уровня ожиданий.

Основателем индивидуальной психологии является

A) Адлер А.

b) Фрейд З.

c) Олпорт Г.

d) Юнг К.

e) Эриксон Э.

Отрасль психологии, исследующая психологические особенности творческой жизни, особенности восприятия человеком произведений искусства называется

a) Педагогическая психология.

b) Общая психология.

C) Психология искусства.

d) Психология одаренности.

e) Психология спорта.

В каком из утверждений точнее сформулированы различия бихевиоризма и гуманистической психологии

a) Бихевиоризм опирается на экстернальный, а гуманистическая психология – на интернальный локус контроля.

b) Бихевиоризм оперирует объективными методами, а гуманистическая психология – субъективными методами.

c) Бихевиоризм апеллирует к условным рефлексам, а гуманистическая психология – к межличностным отношениям.

d) Бихевиоризм – применяется, прежде всего, как метод лечебный, тогда как гуманистическая психология – как метод познания.

e) Бихевиоризм исходит из познаваемости человека, а гуманистическая психология – из непознаваемости.

Свойства, характеризующие человека как индивида

a) Отзывчивость.

14 стр., 6737 слов

Тема 2. Человек в зеркале экономики и психологии. Психологические ...

... характеристику мнения основных школ классической психологии на детерминанты поведения человека. В психоаналитических концепциях подчеркивается обусловленность поведения человека скрытыми или «вытесненными» в бессознательное ... психических процессов и поведении человека. Особый взгляд на рассмотрение детерминант человеческого поведения имеют представители гуманистического подхода (А. Маслоу, К. ...

b) Эмоциональная возбудимость.

c) Настойчивость.

d) Тип нервной системы.

e) Честность.

f) Реактивность.

g) Острота зрения.

Группа теорий, выражающая точку зрения о том, что наилучший воспитательный эффект оказывает поощрение за те действия, которые считаются целесообразными, и наказание за действия, которые противоречат требованиям

a) Когнитивные теории.

b) Теории личностных черт.

c) Гуманистические теории.

d) Бихевиористические теории.

По отношению к новорожденному ребенку может быть употреблен термин

a) Личность.

b) Субъект.

c) Индивид.

d) Индивидальность.

11. Если бы психоаналитика попросили дать характеристику человеку, который импульсивен, весьма снисходителен к собственным недостаткам, то он, пользуясь терминологией З. Фрейда, указал бы, что у него слабое…… и сильное ……..

a) ИД, СУПЕРЭГО.

b) ИД, ЭГО.

c) СУПЕРЭГО, ЭГО.

d) СУПЕРЭГО, ИД.

12. Понятие древних греков «Psyche» соответствует понятию

a) Сознание.

b) Нервная система.

c) Психика.

d) Душа.

e) Суперэго.

Основатель сенсуалистической психологии

a) Рубинштейн С.

b) Пиаже Ж.

c) Декарт Р.

d) Гоббс Т.

e) Фрейд З.

Объединяет всех психоаналитиков и констатирует психоанализ как учение

a) Представление о либидо как о ведущей силе развития.

b) Представление о бессознательном и используемых для его анализа методах.

c) Теория архетипов.

d) Значение и место, определяемое социокультурным факторам в психической жизни.

e) Представления о коллективном бессознательном.

Одна из трех структур психического аппарата по З. Фрейду

a) Идеальное Я.

b) Ид.

c) Я-концепция.

d) Архетип.

e) Реальное Я.

16. Персонализм в психологии – это направление, считающее предметом психологии

a) Личность как ролевую систему.

b) Личность как социальное новообразование организма.

c) Первично-биологические составляющие личности.

d) Личность как особую первичную реальность.

e) Происхождение индивидуальных психологических особенностей человека.

Когнитивная психология основывается на положении о том, что

a) Познание – основная детерминанта чувств и мыслей.

b) Рациональное мышление взрослого определяется эмоциональным опытом раннего детства.

c) Чувства детерминируются мыслями.

d) Чувства детерминируют мысли.

Основные положения гуманистической психологии описаны в работах

a) Хорни К.

b) Эриксона Э.

c) Роджерса К.

d) Маслоу А.

e) Фромма Э.

19. Термин «бихевиоризм» ввел

a) Уотсон Дж.

b) Павлов И.П.

c) Торндайк Э.

d) Выготский Л.С.

e) Скиннер Б.

В основе гештальт-психологии лежат понятия

a) Восприятия и ощущения.

b) Фона и фигуры.

c) Прошлого опыта.

d) Установки на восприятие.

e) Фигуры и цвета.

21. Работы Дж. Брунера относятся к …… теориям

a) Деятельностным.

b) Психоаналитическим.

c) Бихевиористическим.

d) Когнитивным.

e) Ассоциативным.

Соотнесите термины и авторов, изучавших данные явления

Архетип. Юнг К.
Я-концепция. Роджерс К.
Гештальт. Перлз Ф.
Бессознательное. Фрейд З.

Определите последовательность предмета по мере развития психологии как науки

1. Душа.

2. Сознание.

3. Поведение.

4. Психика.

Большинство используемых жестов и поз

a) Передаются из поколения в поколение.

B) Заучены с детства.

c) Заложены в человеке от природы.

d) Подсмотрены у других и заучены.

Проблема становления личности, необходимость творческой самореализации центральная идея

A) Гуманистической психологии.

b) Психоанализа.

c) Когнитивной психологии.

d) Бихевиоризма.

В.Вундт первым создал

A) Психологическую лабораторию.

b) Теорию рефлекса.

c) Психокоррекционный центр.

d) Концепцию бессознательного.

Взаимодействие людей и обмен действиями в общении — это

a) Апперцепция.

b) Аттракция.

c) Коммуникация.

d) Социальная перцепция.

E) Интеракция

28. Понятие «локус контроля» ввел

a) Левин К.

b) Лентьев А.

C) Роттер Т.

d) Перлз Ф.

e) Хорни К.

Высшие психические функции (по Л.С. Выготскому)

a) неопосредованы.

b) не имеют морфологичической основы.

C) опосредованы.

d) локальны.

Всеобщее качество живой материи вступать во взаимодействие с окружающей средой называется

A) активностью.

b) навыком.

c) психикой.

d) инстинктом.

Группа, где межличностные отношения опосредуются общественно-ценными и личностно-значимым характером деятельности — это

A) коллектив.

b) корпорация.

c) ассоциация.

d) организация.

Умение, доведенное до автоматизма, называется

A) навык.

b) опыт.

c) способности.

d) упражнение.

Изучением индивидуальных различий между людьми занимается

a) интегративная психология.

b) интегральная психология.

c) психология личности.

D) дифференциальная психология.

Интеракция, как один из структурных элементов межличностного общения, — это

a) установление взаимопонимания.

b) межличностное восприятие.

c) обмен информацией.

D) взаимодействие индивидов.

К деятельности как виду активности относятся

A) наличие цели.

b) взаимодействие с окружающей средой.

c) психический компонент.

D) внутренняя активность.

Индивидуальные различия в поведении людей первый обнаружил

a) Аристотель.

b) Демокрит.

C) Гиппократ.

d) Платон.

К общенаучному уровню методологии педагогики относятся

a) методика и технология психолого-педагогических исследований.

B) системный, личностный и деятельностный подходы.

c) прагматизм и позитивизм.

d) наблюдение, эксперимент, беседа.

Коммуникация, как один из структурных элементов межличностного общения, — это

a) взаимодействие индивидов.

b) межличностное восприятие.

C) обмен информацией.

d) влечение одного человека к другому.

К методам стимулирования и мотивации относятся

A) поощрение, наказание, соревнование.

b) требование, пример, объяснение.

c) упражнение, поручение, требование.

d) рассказ, дискуссия, беседа.

Межличностные отношения членов коллектива образуют

A) неформализованную структуру коллектива.

b) формализованную структуру коллектива.

c) актив коллектива.

d) традиции коллектива.

Механизм социального восприятия членами группы друг друга — это

a) идентификация.

b) рефлексия.

c) внутригрупповой фаворитизм.

D) каузальная атрибуция.

Мимики и жесты, которые во всем мире значат одно и то же, то это когда

a) морщат нос.

B) улыбаются.

c) поднимают вверх указательный палец.

d) киваю головой.

Наиболее значимую роль в формировании характера играют

a) действия.

B) поступки

c) мышление.

d) эмоции.

Мимика и жесты — это

a) дополнение к речи.

b) отпечаток культуры и происхождения.

c) предательское проявление самосохранения.

D) спонтанные выражения душевного состояния человека.

Направление психологии, основным предметом изучения которого являются целостные образы — это

a) когнитивная психология.

B) гештальт-психология.

c) бихевиоризм.

d) психология сознания.

Невербальная коммуникация — это процесс общения с помощью

a) информации.

B) жестов.

c) языка.

d) дипломатии.

Нервные пути, проводящие нервные возбуждения от центра к периферии, называются

a) рефлекторными.

B) эфферентными.

c) афферентными.

d) функциональными.

Общее понятие, объединяющее многие субъективные явления, изучаемые психологией как наукой, — это

a) интеллект.

B) психика.

c) сознание.

d) личность.

 

Нижнюю сферу психики, которая включает в себя влечение и импульсы, оказывающие определяющее влияние на мысли и чувства, З.Фрейд определил как

a) «Оно».

b) предсознание.

c) «Супер-Эго».

d) сознание.

e) «Эго».

Основной единицей анализа деятельности является

a) стимул.

b) реакция.

c) активность.

D) действие.

Основной источник активности индивида, внутренне состояние нужды, выражающее его зависимость от условий существования, — это

a) мотив.

B) потребность.

c) цель.

d) интерес.

e) стимул.

Основу перехода умения в навык составляет

a) ускорение действий.

b) творческая форма работы.

C) автоматизированность действий.

d) осмысление учебной ситуации.

Осознанный образ предвосхищаемого результата деятельности называется

a) мотивом.

b) сигналом.

c) идеалом.

D) целью.

Отношение цели действия к мотиву определяется

a) смыслом.

b) интересом.

C) потребностью.

d) операцией.

Отношения между членами коллектива, основанные на эмоциональных привязанностях и интересах называются

a) коммуникативными.

b) групповыми.

C) межличностными.

d) коллективистскими.

Переход внешней, деятельности во внутренний психический план называется

a) подражанием.

b) обучением.

c) интерполяцией.

D) интериоризацией.

Побудитель к деятельности, связанный с удовлетворением определенной потребности

A) мотив.

b) образ действия.

c) задача.

d) установка.

По мнению З.Фрейда, основной формой взаимоотношений сознания и бессознательного как взаимодействия частей психики человека является

a) отвлеченность.

B) конфликт.

c) взаимопомощь.

d) кризис.

Положение человека в коллективе, определяющее его право и обязанности, называется

A) статусом.

b) позицией.

c) самооценкой.

d) стилем поведения.

Процесс приписывания причин, объясняемых поведение другого человека, — это

A) каузальная атрибуция

b) физиологическая редукция.

c) социальная перцепция.

d) групповая идентификация.

Психологическое направление, которое считает, что предмет психологии — это поведение, как совокупность реакций организма на стимулы внешней среды, —

a) гуманистическая психология.

b) психология сознания.

C) бихевиоризм.

d) психоанализ.

Психологом, вошедшим в историю мировой психологии благодаря созданию учения о комплексе неполноценности, является

A) Адлер А.

b) Фрейд З.

c) Юнг К.

d) Левин К.

Согласно учению З.Фрейда, структура психики, выполняющая роль внутреннего цензора, источника моральных чувств, называется

a) «Супер-Эго».

b) «Ид».

c) «Эго».

d) «Оно».

Способ выполнения действия, ставший в результате упражнений автоматизированным

a) привычка.

b) прием.

C) навык.

d) умение.

Стиль поведения, который характеризуется уходом от разрешения конфликта, отказом от сотрудничества, называется

a) приспособлением.

B) уклонением.

c) конкуренцией.

d) компромиссом.

Творчество — это особый психический процесс, результатом которого являются

A) новые материальные и духовные ценности.

b) нахождение искомого результата.

c) высокий уровень умственной активности.

d) интуитивное решение.

Тип поведения членов коллектива, при котором они максимально содействуют друг другу, активно способствуя достижению общих целей, называется

a) уступчивостью.

B) сотрудничеством.

c) компромиссом.

d) избеганием.

Учение о принципах построения, формах и способах научно-познавательной деятельности называется

A) методологией.

b) философией.

c) дидактикой.

d) методикой.

Учение о типах высшей нервной деятельности принадлежит

A) Павлову И.П.

b) Айзенку Г.

c) Юнгу К.

d) Леонгарду К.

Человек как источник познания и преобразования действительности, носитель активности — это

a) индивид.

B) субъект.

c) индивидуальность.

d) личность.

Человека как индивида характеризуют

A) пол, возраст, конституция.

b) статус, роль.

c) творчество, сознание.

d) ценностные ориентации.

Соотнесите термины и их определения

Филогенез. Эволюция биологических видов.
Онтогенез. Развитие индивидуальных организмов.
Антропогенез. Развитие человека как вида.
Микрогенез. Развитие отдельных функций.

Соотнесите термины и их синонимы

Детерминация. Причинность.
Интериоризация. Усвоение.
Инсайт. Озарение.
Катарсис. Очищение.
Мотив. Побуждение.
Потребность. Нужда.
Адаптация. Приспособление.

Процесс активного отношения человека к действительности, в ходе которого происходит достижение субъектом поставленных ранее целей, удовлетворение разнообразных потребностей и освоение общественного опыта

a) Активность.

Соотнесите теории отечественной психологии и ученых, их разработавших

Теория отношений. Мясищев В.Н.
Теория деятельности. Леонтьев А.Н.
Культурно-историческая теория. Выготский Л.С.
Теория установки. Узнадзе Д.Н.

84.Соотнесите общие принципы психологии и их суть

Принцип отражения. Раскрывает понимание сущности психического и его основных функций, уровней в развитии психики человека. Своеобразие психики человека – особой формы отражения, обусловлено многими обстоятельствами: особенности самой объективной реальности, воспринимаемой как органами чувств, так и с помощь речи; состояние головного мозга; физического и психического здоровья человека; содержание и состояние его психики.
Принцип детерминизма. Объясняет причины развития психики, ее истока. Психика человека обусловлена и выступает результатом взаимодействия факторов биологического, природного, социального характеров. Вместе с тем психика не просто продукт, а результат взаимодействия и воздействия на человека социальных, биологических и природных факторов.
Принцип активности. Ориентирует исследователя при изучении психических явлений учитывать, что внешние и другие обстоятельства отражаются в сознании человека сознательно, целенаправленно, а не только зеркально.
Принцип развития. Раскрывает истоки человеческой психики как динамического феномена. Психика может быть правильно понята, если рассматривается как результат социального взаимодействия, взаимодействия человека с социальной и природной средой как результат его деятельности и общения с другими людьми, результат его обучения и воспитания.
Принцип взаимосвязи.   Выделение двух граней проявления психического: субъективное (что и как мыслит, переживает, оценивает человек) и объективное (реальное поведение, действия и поступки человека, материализованные и объективированные результаты его деяний) дает основание утверждать, что наиболее адекватное понимание психического возможно на основе систем его субъективных и объективных проявлений.
Принцип целостного, системного подхода. Предполагает понимание и изучение взаимосвязанных и взаимообусловленных психических феноменов, ориентируя специалиста на осознание психики как целостного интегрального явления.
Принцип относительной самостоятельности. Указывает на то, что всякое психическое явление имеет своеобразие, как своих физиологических основ, так и свои закономерности формирования, функционирования и развития.
Принцип личностного подхода, учета групповых, общественных интересов, ценностей. Изучение психики адекватно лишь при учете в совокупности личностных и групповых особенностей людей: их потребностей, интересов, жизненного и профессионального опыта, способностей, учета психотипических и индивидуально-психологических особенностей людей.

Соотнесите отрасли психологической науки и их определения

Общая психология. Раздел психологии, обобщающий теоретические и экспериментальные психологические исследования, интегрирующий психологические знания, изучающий наиболее общие психологические закономерности, теоретические принципы и методы психологии, ее основные понятия и категориальный строй в их современном состоянии и историческом развитии
Экспериментальная психология Область психологии, структурирующая знания, касающиеся проблем исследований (в различных психологических направлениях) и способы их решения
Социальная психология Отрасль психологической науки, изучающая психические явления, которые возникают в процессе взаимодействия людей в различных организованных и неорганизованных общественных группах
Педагогическая психология Отрасль психологической науки, изучающая психологические закономерности обучения и воспитания человека
Возрастная психология Наука, изучающая закономерности и механизмы психического развития в онтогенезе

Научная психология возникла

a) в античности.

b) в XVI в.

c) в начале ХХ в.

D) в середина XIX в.

Систему человекознания, интегрировавшую данные разных наук о человеке предложил

A) Ананьев Б.Г.

b) Лазурский А.Ф.

c) Рубинштейн С.Л.

d) Выготский Л.С.

e) Бехтерев В.М.

Научные основы изучения темперамента и психологии творческой деятельности заложил

 

a) Леонтьев А.Н.

B) Теплов Б.М.

c) Челпанов Г.И.

d) Рубинштейн С.Л.

e) Смирнов А.А.

Соотнесите термины и их определения

Интеллект (по Ж. Пиаже)   Биопсихическая адаптация к наличным обстоятельствам жизни.
Одаренность.   Качественно-своеобразное сочетание способностей, обеспечивающее успешность выполнения деятельности.
Креативность.   Способность к преобразованию знаний.
Интеллект (по Д. Векслеру)   Способность индивида к целесообразному поведению. рациональному мышлению и эффективному взаимодействию с окружающим миром.
Обучаемость.   Способность к приобретению знаний.
Способности.   Индивидуально-психологические особенности, являющиеся условием успешного выполнения той или иной продуктивной деятельности

Впервые обоснованные выводы о природе способностей на основе изучения родословных выдающихся семей сделал

A) Гальтон Ф.

b) Дарвин Ч.

c) Галль Ф.

d) Пиаже Ж.

97. «Промежуточную переменную» в формулу S —-R ввел

a) Уотсон Дж.

b) Бандура А.

c) Скиннер Б.

D) Толмен Э.

Область психологической науки, которая разрабатывает систему принципов, методов и процедур планирования, проведения психологического эксперимента, обработки и интерпретации его результатов

a) Социальная психология.