Заключение патопсихологического исследования
ФИО: женщина, 1957 г.р.
Цель исследования: когнитивные и личностные особенности
Дата исследования: 14.02.06
Краткие результаты исследования:
Испытуемая труднодоступна продуктивному контакту, психомоторно заторможена. Способна вести беседу и поддерживать целенаправленную деятельность, однако, продуктивность психической деятельности крайне низкая. Эмоциональный фон снижен, имела место аффективная реакция со слезами при высказывании суицидальных мыслей. Темп деятельности низкий, латентный период перед ответами на вопрос экспериментатора временами превышает 10 секунд. Инструкции усваивает с трудом, удерживает их, но не способна сконцентрировать своё внимание на достаточное для выполнения задания время (при работе с таблицами Шульте за 3 минуты смогла отыскать 17 чисел, после чего забыла, какое число ищет).
От выполнения личностного опросника отказалась, аргументируя сложностью задания.
Мнестическая сфера также нарушена – испытуемая способна удержать в кратковременной памяти лишь 3 единицы, отсроченное воспроизведение – 0. Не может назвать собственный возраст и возраст дочери («не помнит»), хотя год рождения называет верно. Со слов пациентки, в последнее время перестала узнавать знакомых людей («лицо знакомое, здороваюсь, потом полдня думаю, кто это был?»), часто проходит мимо собственного дома, не узнаёт его.
Среди жалоб преобладает постоянная гнетущая тревога, слуховые галлюцинации (детский плач, стук в дверь, «невнятно играет радио внутри головы», «писк внутри головы»), страх оставаться дома одной («может случиться пожар», при этом испытуемая иногда «чувствует запах дыма»), а также суицидальная настроенность (считает, что будет лучше, если она умрёт; пыталась совершить суицид при помощи таблеток «Но-шпа»).
Постоянно дома принимает такие лекарственные препараты как галоперидол и амитриптилин, без которых не может спать (не спит по 3 суток).
В актуальном состоянии (по МЦВ) – снижение активности, очень высокий уровень нервно-психического неблагополучия испытуемой, повышенная ориентация на покой, отдых и восстановление сил. Истощение жизненных сил привело к тому, что какое-либо дальнейшее возбуждения и требования к ней стали невыносимыми.
Таким образом, на первый план при патопсихологическом исследовании выступает дезорганизация психической деятельности (грубые нарушения динамики психической деятельности, памяти, внимания, аффективной сферы, обманы восприятия по типу слуховых галлюцинаций).
Исследование эмоционального компонента психической готовности ...
... этапе. 3. Диагностика эмоционального компонента позволяет вносить коррективы в деятельность спортсмена. Цель исследования: Исследовать эмоциональный компонент непосредственной психической готовности спортсменов к соревнованиям. На основе анализа научно-методической ...
Рекомендуется повторное исследование после улучшения состояния.
Заключение патопсихологического исследования
ФИО: мужчина
Возраст: 35 лет
Образование: средне-специальное
Цель исследования: анализ личностных особенностей
Дата исследования: 10-11.11.05
Краткие результаты исследования:
Испытуемый охотно идёт на контакт, заинтересован в результатах исследования. При этом отчётливо прослеживается рентная мотивация (цель участия в эксперименте – снятие статьи) – испытуемый держится несколько настороженно, эмоционально не раскрывается, тщательно продумывает свои ответы, речевые спонтанные высказывания бедные, в плане вопрос-ответ, даёт заведомо ложные ответы экспериментатору (например, что он впервые находится в психиатрической больнице и первый раз проходит психологическое обследование).
Фон настроения постоянно повышен, мимика чрезвычайно подвижна, в латентный период перед ответом губы многократно вытягиваются в «хоботок», что может свидетельствовать о повышенном контроле над своими высказываниями. Темп психической деятельности высокий, без признаков истощаемости. Жалоб активно не предъявляет. Критика к событиям, предшествовавшим эксперименту снижена («я однажды зашёл к наркологу, чтобы просто поговорить, а он по-своему пошутил и поставил мне психопатию»).
Себя характеризует как гармоничную личность, у которой во всех сферах жизнедеятельности налажены хорошие межличностные взаимоотношения.
При исследовании личностных особенностей обращает на себя внимание расхождение результатов методик, исследующих сознательные и бессознательные установки личности. Так например, по результатам опросников и самоотчётов испытуемый характеризуется хорошей нервно-психической и эмоциональной устойчивостью, высокой адаптивностью, развитой поведенческой регуляцией, отсутствием акцентуированных черт характера. Исключением являлась методика УНП, где обнаружилась склонность к психопатизации личности при стеничном типе личностного реагирования в целом (+57 баллов по шкале невротизации, — 7 баллов по шкале психопатизации).
В то же время данные проективных методик свидетельствуют о плохом нервно-психическом состоянии, эмоциональной нестабильности, преобладании астенических и негативных переживаний, серьёзных межличностных проблемах и межличностных конфликтах. В актуальном состоянии – перевозбуждение нервной системы вследствие волнений; в сложившейся ситуации ощущает угрозу и опасность; возмущён тем, что не в состоянии достичь своих целей и страдает от ощущения бессилия что-либо подделать с этим; ограничивает себя и надеется путём осторожной и скрытой решимости добиться своего. Подобные расхождения могут являться следствием установочного поведения.
Таким образом, на первый план выходит рентная мотивация испытуемого, стремление показать себя в лучшем свете, что приводит к искажению результатов исследования и противоречивым данным. Тем не менее, анализируя все полученные данные (склонность ко лжи, неадекватно повышенный фон настроения, снижение критичности, результаты методики УНП и проективных тестов) можно предположить о наличии у испытуемого личностно-аномального патопсихологического регистр-синдрома.
Заключение патопсихологического исследования
Цель и результат деятельности лагеря
... на полноценный содержательный отдых. Цель и результат деятельности лагеря Главной целью лагеря становится обеспечение адекватных педагогических ... называл обобщением переживаний. Цепь неудач или успехов (например, в широком общении), каждый раз примерно одинаково ... порой возникают конфликты, порождённые противоречиями между уровнем притязаний подростка и его объективным положением в ...
ФИО: мужчина
Возраст: 26 лет
Образование: высшее (врач)
Цель исследования: личностные особенности, структура мышления.
Дата исследования: 21.06.03.
Краткие результаты исследования:
Правильно ориентирован во всех сферах. Отношение к исследованию отрицательное; «чтобы не заниматься ерундой» испытуемый просит позвонить Гольдфайну и взять у него результаты ранее проведённого тестирования. Фон настроения на момент исследования несколько повышен. Испытуемый возбуждён, многоречив, склонен к рассуждательству. Особенно отчётливо проявляется возбуждение и напряжение при описании событий, непосредственно предшествовавших госпитализации. Критика к собственному состоянию отсутствует, а также снижена при описании себя и своего прошлого: говорит, что «закончил детский сад с отличием», себя характеризует как спокойного, уравновешенного, настойчивого. Считает себя абсолютно здоровым. Работает быстро, легко усваивает инструкции, однако мотивация к выполнению заданий низкая.
Мыслительная деятельность осуществляется преимущественно на высоком (категориальном) уровне обобщения, все мыслительные операции доступны. При этом обнаруживаются нарушения мотивационной стороны мышления – актуализация латентных свойств предметов и явлений, потеря целенаправленности, склонность к резонёрству, а также разноплановый подход к решению задач. Например, в методике исключения размышляет следующим образом: (на карточке изображены 3 вида обуви и нога) — «на уровне отличия лишняя нога, т.к. остальное — обувь; но на уровне обобщения нет различий, т.к. обувь носится на ноге»; (фуражка, пистолет, барабан, зонтик) — «на уровне отличия лишний зонт, т.к. остальное – военные принадлежности, а на уровне обобщения нет ничего лишнего, т.к. убить можно любым предметом» — разноплановый подход. Тенденция к резонёрству особенно проявляется в методиках пиктограммы и классификации: например, на понятие «справедливость» рисует точку – «понятие априорное, не требует доказательств. То же самое, что и точка». В методике классификации сформировал 3 группы: «роли или достигнутая цель», т.е. люди, «то, чем достигают цель» — различные предметы, «флора и фауна».
Механическая слухоречевая память в нижних пределах нормативных значений, «кривая» запоминания – 6,8,9,8,7; отсроченное воспроизведение снижено – 6 слов. Опосредованное запоминание снижено – 8,5 из-за большого количества неадекватных образов.
Личностный профиль MMPI недостоверен из-за стремления испытуемого показать себя в более выгодном свете, отрицания каких-либо расстройств.
В актуальном состоянии: защитные внешнеобвиняющие тенденции при затруднённой адаптации в межличностных отношениях. Элементы субъективизма, сверхчувствительности к критическим замечаниям, недоверчивость, настороженность, обидчивость. Тенденция к построению субъективной иррациональной схемы враждебных межличностных отношений.
Вывод: мыслительная деятельность осуществляется преимущественно на высоком (категориальном) уровне обобщения, все мыслительные операции доступны. При этом обнаруживаются нарушения мотивационной стороны мышления – актуализация латентных свойств предметов и явлений, потеря целенаправленности, склонность к резонёрству, а также разноплановый подход к решению задач. Критика к собственному состоянию отсутствует. Внешнеобвиняющий тип реагирования.
11 стр., 5242 слов
Экспериментальное исследование влияния уровня интеллекта на школьную ...
... внедрение его в практическую деятельность общеобразовательной школы. РАЗДЕЛ І ОБЗОРНО – АНАЛИТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ УРОВНЯ ИНТЕЛЛЕКТА И ЕГО ВЛИЯНИЯ ... исследования является уровень интеллектуального развития личности в старшем школьном возрасте. Цель нашего исследования это определение уровня интеллекта у старших школьников; изучение школьной успеваемости; исследование типа влияния уровня ...
Конец формы
Заключение патопсихологического исследования
ФИО: женщина
Возраст: 52 года
Образование: высшее
Цель исследования: когнитивная сфера, личностные особенности
Дата исследования: 7.03.06 – 12.03.06г.
Краткие результаты исследования:
Испытуемая контактна, к обследованию относится положительно (хотя согласилась не сразу); при этом ведёт себя сдержанно, активности не проявляет. В поведении адекватна. Фон настроения несколько снижен, эмоциональные реакции скудные. Темп психической деятельности высокий. Инструкции усваивает с первого предъявления, самостоятельно их удерживает. Жалоб активно не предъявляет.
Темп сенсомоторных реакций на высоком уровне – время отыскивания таблиц Шульте в среднем 30 сек; показатели врабатываемости и психической устойчивости высокие (ВР = 1,2; ПУ = 0,92).
Мнестические функции без выраженных особенностей, кратковременная слухоречевая память в пределах низкой нормы (мнемограмма 10 слов – 7,7,9,8,7,8) и характеризуется неустойчивостью динамического компонента, а также некоторой тревожностью (многократное повторение слов); отсроченное воспроизведение в норме – 9 слов.
Мыслительная деятельность осуществляется преимущественно на категориальном и функциональном уровнях обобщения. Все мыслительные операции сохранны, однако следует отметить некоторые трудности вербализации при назывании групп обобщённым понятием в методике классификации. Кроме того, в структуре пиктограммы встречаются два образа, выбранных на основании индуктивных признаков (искажение обобщения): образ паука на понятие «болезнь» – «примета: паука увидишь – заболеешь» и квадрат на понятие «ложь» — «так как круг — правильная форма, а ложь – квадрат, хотя и с правильными формами».
В структуре личности преобладает гипостенический (конформно-зависимый) тип реагирования, сочетающий в себе черты сензитивности, тревожности и интровертированности, причём данные черты превышают уровень акцентуации (по ИТО).
Для испытуемой характерна повышенная неуверенность в себе, избыточная ориентированность на общепринятые нормы поведения, застенчивость, замкнутость, чувствительность и ранимость в отношении средовых воздействий с выраженной потребностью в глубокой и постоянной привязанности и в защите со стороны более сильной личности. Данные тенденции создают почву для поведения, направленного на избегание конфликта и поиска щадящей социальной ниши. В актуальном состоянии отмечается выраженная эмоциональная напряжённость (наличие антитенденций по ИТО: дезадаптирующие значения по показателю сензитивности при отсутствии спонтанности).
Диплом — Патопсихологическое исследование личности больных ...
... чуждая нам методология, разрешать вопросы психологии личности. При патопсихологическом исследовании личности перед психологом стоит сложнейшая задача; в ... что психические процессы, психическая деятельность формируются прижизненно, психолог направляет свои усилия ... испытуемого с «героем» картины раскроет центральное звено в личности. Многие видят разрешение задач, касающихся психологии личности, ...
Изучение самооценки самочувствия, активности и настроения свидетельствует о преобладании демобилизующих компонентов эмоционального состояния.
Таким образом, на первый план выходят признаки личностно-аномального патопсихологического регистр-синдрома: выраженная акцентуация по конформно-зависимому типу. В структуре личности преобладает гипостенический тип реагирования, сочетающий в себе черты сензитивности, тревожности и интровертированности. В актуальном состоянии отмечается выраженная эмоциональная напряжённость с преобладанием демобилизующих компонентов эмоционального состояния. Значимых нарушений психической деятельности не выявлено, за исключением единичных случаев использования индуктивной логики (искажение обобщения).
Заключение патопсихологического исследования
ФИО: женщина
Возраст: 31 год
Образование: высшее
Цель исследования: анализ структуры мышления
Дата исследования: 4.10.05
Краткие результаты исследования
Отношение к обследованию негативное. Испытуемая контактна, однако контакт в эксперименте носит формальный характер. Эмоциональные проявления во время исследования сглажены, обеднены по спектру, не всегда адекватны по содержанию ситуации обследования. Наибольший эмоциональный отклик находят у испытуемой некоторые экспериментальные задания, которые она называет «глупыми». Мотивация к выполнению заданий отсутствует: пациентка демонстрирует формальное участие, ведомость (проявляется на протяжении всего исследования в высказываниях типа «вам-то как правильно?» или «как хотите, так и сделаю»), низкая спонтанная активность. Поведение демонстративное, несколько вызывающее. Темп психической деятельности высокий, однако низкая продуктивность. Со слов обследуемой, к ситуации стационирования она относится положительно, в отделении ей нравится, так как там она нашла много друзей. Критика к собственному состоянию и результатам деятельности отсутствует.
На первый план при исследовании мыслительной деятельности выступает её дезорганизация по эндогенному (шизофреническому) типу. Ведущим является нарушение селективной направленности мышления, что проявляется в опоре преимущественно на латентные признаки предметов и явлений при решении мыслительных задач (дискриминация свойств понятий, исключение лишнего, методика классификации), а также свободном ассоциировании. Например, выполняя методику классификации, испытуемая после нескольких верных классификационных делений начала обобщать группы исходя из собственных мотивов: «Как же мы утку к лебедю положим? Только к курам…курей не завезли». Или, не взирая на уже разложенные группы, перешла к свободному ассоциированию – обобщала карточки, лежащие сверху: «Смотрите, как интересно – моряк едет на Север к белому медведю, а рядом плавает Золотая рыбка, мартини тут же…кони тоже хорошие люди» и т.д.
Таким образом, патопсихологическое обследование обнаруживает дезорганизацию мыслительной деятельности по эндогенному (шизофреническому) типу, что проявляется в нарушении селективной направленности мышления, критичности. Также следует отметить нарушения эмоционально-волевой сферы (эмоциональное уплощение, редукция энергетического потенциала).
8 стр., 3791 слов
Исследование мышления больных шизофренией методом пиктограмм
... выполнена под руководством С.Я. Рубинштейн.) Нашей задачей в данной работе было исследование мышления больных с помощью метода пиктограмм. Особенность нашей работы заключалась в тщательном ... названные диагнозы были окончательно установлены в клинике после выписки больного. Результаты исследования. Испытуемые этой группы с легкостью воспринимали инструкцию, условность задания была доступна, они ...
Всё вышесказанное свидетельствует в пользу шизофренического патопсихологического регистр-синдрома.
Заключение патопсихологического исследования
ФИО: женщина
Возраст: 49 лет
Цель исследования: личностные особенности, структура мышления
Краткие результаты исследования:
Испытуемая контактна, к обследованию относится двойственно. В беседе раскрывается достаточно, о себе рассказывает с удовольствием. При этом экспериментальные методики (как стандартизованные, так и проективные) выполняет с большой неохотой, считает это «ерундой», говорит, что «представляла себе работу психолога по-другому». В поведении адекватна, несколько демонстративна. Эмоциональные реакции адекватные, интенсивные; фон настроения ровный. Темп психической деятельности средний. Инструкции усваивает с первого предъявления, самостоятельно их удерживает. Жалоб активно не предъявляет, однако в беседе отмечает, что госпитализации предшествовали: апатия, «отсутствие чувств», беспокойство, никого не хотела видеть, ни с кем не хотела говорить. Причинами данных феноменов считает своё «одиночество» и проблемы на работе («лишняя»).
Следует отметить, что в отделении испытуемая чувствует себя вполне комфортно, что подтверждают результаты ЦТО – «идеальное» состояние совпадает с «реальным», актуальным на данный момент.
Мыслительная деятельность осуществляется преимущественно на конкретном и функциональном уровнях обобщения без искажения логической структуры.
В структуре личности преобладает смешанный тип реагирования, сочетающий в себе черты интровертированности, тревожности, сензитивности с одной стороны и ригидности с другой (профиль личности по ИТО имеет дисгармоничный характер, что указывает на дезинтеграцию личности в целом).
Методика портретных выборов (тест Сонди) подтверждает данные ИТО: для испытуемой характерны следующие черты – демонстративность, капризность, склонность к драматизации имеющихся проблем. Ведущий механизм психологической защиты – вытеснение из сферы сознания всех угрожающих стимулов. Кроме того, для испытуемой характерна мнительность, пессимистичность в сочетании с некоторой интровертированностью. Анализ показателей по векторам выявляет нерациональное, но, в то же время вполне реальное «Я» испытуемой, проявляющееся в активном поведении лишь при давлении извне («прозаическая муштрованная личность») (вектор Sch —).
Сензитивный страх отношений, сомнения совести приводят к разрядке грубых аффектов (P 0-).
«Окаменение в контактах», инерция старого, то есть испытуемая не способна в данный момент перестроиться на новый образ жизни и у неё отсутствует готовность к переменам (С -0).
Несмотря на это, в сфере личных отношений (H ++!) преобладает избыточное и угрожающее напряжение деструктивной потребности (то есть сочетание разнонаправленных тенденций: нежелание оставаться одной и страх перед новыми отношениями).
Рисуночные методы («несуществующее животное», «рисунок мужчины и женщины» и «человек, который срывает яблоко», ЦТО) дополняют картину личности пациентки следующими характеристиками: неудовлетворённость своей социальной позицией, тенденция к выстраиванию всевозможных психологических защит, противоречивая мотивационная направленность (мотивация достижения сталкивается со столь же выраженной мотивацией избегания неуспеха).
Исследование мышления больных шизофренией методом пиктограмм*
... применяется в патопсихологии именно для исследования мышления (Б. В. Зейгарник, С. Я. Рубинштейн и др.). Задача исследования.Теоретическая задача исследования заключалась в попытке подвергнуть психологическому ... заботится не о том, чтобы выделитьпригодныедля запоминания связи. Связи, которые испытуемые применяют для запоминания, могут быть искусственны, не отражать существенных отношений ...
Одна из главных «конфликтных» зон — сфера межличностных отношений (одновременное стремление к отношениям и страх перед ними).
Таким образом, на первый план в исследовании выходят такие личностные особенности как демонстративность с противоречивой мотивационной направленностью (достижения – избегания неуспеха).
Вследствие достаточно высокого самоконтроля выраженность данных черт несколько снижается, при этом характерологическая типология пополняется такими чертами как тревожность, мнительность и ригидность («матовые» черты личности, «ищущей признания»).
Наиболее главная «конфликтная» зона – сфера межличностных отношений (нежелание оставаться одной и страх перед новыми отношениями).
Мыслительная деятельность осуществляется преимущественно на конкретном и функциональном уровнях обобщения без искажения логической структуры.
Конец формы
Заключение патопсихологического исследования
ФИО: Елена
Возраст: 22 года
Образование: среднее (незаконченное высшее)
Цель исследования: анализ мышления, личностных особенностей, познавательной сферы
Дата исследования: 13.07.05, 14.07.05
Краткие результаты исследования:
Испытуемая доступна продуктивному вербальному контакту, ориентирована полностью. В поведении в целом адекватна, при этом поведенческий рисунок эмоционально незрелый, с признаками эгоцентрической ориентировки, склонностью к фантазированию, а также выраженным алекситимическим радикалом. Эмоциональный фон несколько снижен, хотя внешне испытуемая пытается создать видимость хорошего настроения, однако при затрагивании эмоционально значимых тем (в основном отношений с матерью) выдаёт аффективную реакцию виде едва сдерживаемых слёз. Следует отметить, что тема взаимоотношений с отцом испытуемой в беседе бессознательно вытесняется. Жалоб самостоятельно не предъявляет. Критика к своему состоянию и деятельности во время эксперимента сохранна. Темп психической деятельности средний, без признаков истощаемости.
На первый план при проведении патопсихологического исследования выступают признаки личностно-аномального патопсихологического регистр-синдрома: в структуре личности преобладает смешанный тип реагирования, сочетающий в себе выраженные черты эмоциональной неустойчивости, незрелости, зависимости, импульсивности с одной стороны и высокую тревожность и склонность к депрессивным реакциям с другой (код профиля MMPI: 4!27′).
Выраженность данных черт превышает уровень акцентуации характера. В актуальном состоянии отмечается дезинтеграция личности и выраженный стресс (профиль носит «плавающий» характер), отмечаются признаки субъективной и очевидной депрессии (по результатам MMPI и Опросника депрессивных состояний – ОДС).
Интегрированный показатель интеллектуального развития равен 120 IQ – высокий интеллект, ВИП = 121 (высокий уровень), НИП = 113 (хорошая норма).
Психологическое исследование эмоциональных состояний личности ...
... массажа на эмоциональное состояние личности.Актуальность обусловила выбор темы исследования «Психологическое исследование эмоциональных состояний личности в процессе лечебного массажа».На сегодняшний день степень ... САН;2) выявить психосоматические недомогания и уровень эмоционального выгорания, с помощью Гиссенского опросника и методики диагностики уровня эмоционального выгорания В.В. Бойко;3) ...
Мыслительная деятельность осуществляется преимущественно на категориальном (высоком) уровне обобщения и абстрагирования без логических затруднений, однако при этом отмечается склонность к кататимному (эмоциональному) подходу решения мыслительных задач. Так, например, в методике «исключение лишнего» испытуемая уточняет, по каким признакам следует выполнять задание: по основным или эмоциональным, которые у неё иногда возникают.
Таким образом, патопсихологическое обследование выявило наличие личностно-аномального патопсихологического регистр-синдрома. В актуальном состоянии отмечаются признаки депрессивного состояния у личности эмоционально незрелой, зависимой, склонной к импульсивным реакциям, фантазированию, эгоцентрической ориентировке и кататимному мышлению. Выраженность данных черт превышает уровень акцентуации характера и может приводить к срывам адаптации в ситуации стресса. Уровень интеллекта высокий (120 IQ), когнитивная сфера без нарушений, мыслительная деятельность осуществляется преимущественно на категориальном уровне обобщения и абстрагирования.
Заключение патопсихологического исследования
ФИО: Елена
Возраст: 22 года
Образование: среднее
Цель исследования: структура мышления, личностные особенности
Дата исследования: 8.02 – 10.02.06
Краткие результаты исследования:
Испытуемая в поведении в целом адекватна, в контакт вступает легко, но эмоционально раскрывается недостаточно. Ориентирована полностью. Эмоциональный фон снижен, отмечается тревожность испытуемой; поза слегка сгорбленная, спонтанные жесты отсутствуют. Жалоб активно не предъявляет, во время целенаправленной беседы отмечает снижение настроения и жалобы на свой голос, который «стал тихим, еле слышным» как для неё самой, так и для окружающих. Следует отметить, что при затрагивании эмоционально-значимых для испытуемой тем, громкость голоса непроизвольно увеличивается. Инструкции усваивает с первого предъявления, самостоятельно их удерживает. Критика к результатам собственной деятельности частичная, пациентка старается исправить допущенные ошибки. Темп психической деятельности несколько снижен, без признаков истощаемости; испытуемой требуется время для формирования высказывания (длительный латентный период).
При этом высказывания изобилуют сложными логическими построениями, вычурными абстрактными понятиями и терминами.
Когнитивная сфера без нарушений и выраженных особенностей (показатели объёма активного внимания в пределах хорошей нормы, мнестическая сфера – кратковременная, отсроченная, долговременная и опосредованная память – сохранна).
В структуре мышления на первый план выходят нарушения его целенаправленности. Мыслительная деятельность характеризуется «расплывающейся» ассоциативной структурой, «аморфностью» основной цели мышления, нечётким использованием понятий. Например, испытуемая следующим образом описывает ситуации, изображённые в методике РАТ (изображение двух фигур: одна во весь рост, другая стоит на коленях): «Предостеречь, не бить, прекратить. Пренебрежение… проблемой… потом». При просьбе экспериментатора пояснить свои высказывания продолжает: «Стоит просить прекратить бить того, кто на коленях. Стоящий избежит и будет испытывать вопросы не отвеченные. Тот, кто остался, неизвестно что испытывает». Описание второй карточки: «Ветер в голове у всех. Мужчина любит женщину, которая его не любит. Он её уведёт, всё закончится поцелуем обыденным, бытовым». В методике «несуществующее животное» описывает семью изображённого существа: «Глупая семья. Собирательная, некоторые мучения. Какая-то непонятность существует в семье» — вопрос экспериментатора: что необходимо, чтобы семья не была глупой? «Быстрота реагирования на вещи».
МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ МЫШЛЕНИЯ
... те или иные свойства мышления. Примеры методик: методика Лачинса, "Словесный лабиринт", методика Выготского-Сахарова, Цепной ассоциативный эксперимент. МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ МЫШЛЕНИЯ Метод наблюдения. На первый ... большей степени активизируют мышление испытуемого, но их труднее обрабатывать статистически. Изучение продуктов деятельности применительно к мышлению означает анализ не только ...
В методике классификации также обнаруживается склонность к обобщению понятий на основании слабых признаков: на 3 этапе выделяет две группы – «в движении» (люди, транспорт) и «времяпрепровождение» или «пища для мозгов» (книги, телевизор и проч.).
В сфере личности преобладает ригидно-импульсивный тип реагирования (код MMPI: 56′478032): импульсивность, низкая устойчивость к стрессовым ситуациям, склонность к компенсаторному фантазированию; ригидность установок (завышенные требования к окружающим), тревожность, высокая неудовлетворённость потребности в общении, сочетающаяся с социальной пассивностью и стремлением к зависимым отношениям; нарушение полоролевой идентификации.
Таким образом, на первый план выходит дезорганизация психической деятельности по эндогенному типу (нарушение критичности, целенаправленности мышления по типу «аморфности») у личности с ригидно-импульсивным дезадаптивным типом реагирования.
Заключение патопсихологического исследования
ФИО: Ольга
Возраст: 51 год
Образование: высшее
Цель исследования: личностные особенности, анализ мышления
Дата исследования: 16. 05. 03, 21.05.03
Краткие результаты исследования:
Испытуемая контактна, к исследованию относится положительно. Фон настроения ровный, поведение в целом адекватное. Смысл заданий понимает верно, в работе придерживается инструкции, иногда «соскальзывая» на рассуждательство на отвлечённые темы. Высказывания испытуемой часто носят «поучительный» характер. Себя оценивает как незаурядную личность, стоящую на более высокой ступени развития, чем остальные люди. Темп протекания психических процессов высокий, продуктивность выполнения заданий к концу исследования не снижается (время прочтения таблиц Шульте – 30 сек в начале исследования и 32 сек в конце).
К своему состоянию некритична, к стационированию относится отрицательно.
В результате исследования мыслительной сферы на первый план выступает символичность мышления: в методике цветовых выборов испытуемая выбирает цвета не согласно инструкции, а опираясь на собственные, не всегда адекватные ассоциации. Например, «жёлтый – это солнце, синий – мудрость, зелёный – зелень, люблю, когда вокруг зелень; фиолетовый – яркий, красный – кровь Христова, чёрный – вечность». В методике пиктограмм обследуемая опосредует понятия при помощи неадекватных образов, множественных символов (наиболее часто используются символы «виктория» и «лук»), давая при этом резонёрские разъяснения. Так на слово-стимул «печаль» испытуемая рисует заштрихованный объект, жирную черту и перечёркнутый символ «виктории» — V, объясняя: «печаль – это ещё не скорбь, печаль – не радость, печаль – это небольшое горе. Не взлёт, не виктория. Тенденция понижения, точка вызревания». При этом обращает на себя внимание и непоследовательность мышления: чрезмерно абстрактные, геометрические символы чередуются с конкретными, фотографическими образами. Данная тенденция прослеживается и при объяснении переносного смысла пословиц: наряду с адекватным пониманием абстрактного смысла испытуемая трактует пословицы на конкретном уровне. Например, «что с воза упало, то пропало» — «никто не будет поворачивать воз назад за шапкой». «Шила в мешке не утаишь» — «для шила мешок не та тара». В методике классификации также обнаруживается тенденция к конкретности мышления.
Код личностного профиля MMPI представлен единичным нерезко выраженным пиком по шкале «аутизации» при повышенной шкале коррекции, что свидетельствует о зависимости поведения испытуемой при исследовании от социального одобрения и озабоченности своим социальным статусом. Склонность отрицать затруднения в межличностных отношениях или в контроле собственного поведения. Оценка на внутренние критерии, поведение эксцентричное, лишённое естественной эмоциональной окраски, надменное. Нарушение социальной коммуникации.
Таким образом, патопсихологическое обследование выявило нарушения мышления по шизофреническому типу (нарушение критичности, символизм, непоследовательность мышления, резонёрство, непонимание переносного смысла пословиц, смысловые соскальзывания).
В сфере личности – тенденция к аутизации, оценка на внутренние критерии, эксцентричное поведение. Зависимость поведения при исследовании от социального одобрения и озабоченность своим социальным статусом.
Заключение патопсихологического исследования
ФИО: Ирина
Возраст: 26 лет
Образование: среднее
Цель исследования: личностные особенности, анализ мышления
Дата исследования: 5.06.03
Краткие результаты исследования:
Испытуемая контактна, к исследованию относится положительно. Фон настроения ровный, поведение в целом адекватное. Смысл заданий понимает верно. Уровень мотивации к выполнению заданий и заинтересованность результатами – средние. Общий темп работы достаточно высок, снижения работоспособности к концу исследования нет. К своему состоянию некритична, к стационированию относится отрицательно.
Когнитивная сфера: механическое запоминание 10 слов – 6 9 9 8 9 (в пределах нормы), отсроченное воспроизведение несколько снижено– 6 слов. Опосредованное запоминание резко снижено (2 понятия из 16) за счёт большого количества неадекватных образов пиктограммы, не обеспечивающих запоминание.
Особенности мышления представлены такими феноменами как утрата целенаправленности, нарушение логики высказываний и актуализация латентных свойств предметов и явлений. Так, например, испытуемая выделяет в методике классификации группу «папа», включая в неё одежду, инструменты – «папа на работе», жука – «у папы в голове большой жук шевелится», собаку – «папа животных не любит» и мухомор – «папа пытался меня отравить». Или объединяет карточки с изображением ребёнка, моряка и корабля, объясняя: «первый ребёнок от моряка (аборт)»; затем добав5ляет карточку со слоном – «кличка слон у него была». В методике исключения на карточке с изображением трёх видов часов и монетой исключает будильник «когда мама встаёт на работу, он мне мешает». При работе с методикой пиктограмм для опосредования понятий обследуемая использовала в основном неадекватные образы, не обеспечивающие должного запоминания, при этом резонёрски объясняя свой выбор.
В структуре личности обращает на себя внимание сочетание гипоманических и шизоидных черт, которое является прогностически неблагоприятным. Код профиля MMPI: 9′8 – аутизация, ориентировка на внутренние критерии, затруднения межличностных контактов сочетаются с повышенной активностью, лёгкостью переключения внимания и оптимизмом, что свидетельствует о недостаточной способности к последовательным действиям и логическим построениям в связи с тем, что эти действия вызывают тревогу.
В актуальном состоянии: впечатлительность, стремление к своеобразным увлечениям, оригинальность и субъективизм в ценностной ориентации чувствительность к средовым воздействиям и потребность в щадящей «социальной нише».
Вывод: дезорганизация мышления по эндогенному (шизофреническому) типу, проявляющаяся нарушением критичности, целенаправленности, логичности и актуализацией латентных свойств предметов и явлений. Смешанный тип реагирования, преобладание гипоманических и шизоидных черт личности
Заключение
по данным экспериментально-психологического исследования
ФИО девочка ***
Возраст 13 лет
Образование 7 классов
Дата исследования 31.01.03
Краткие результаты исследования:
Поведение адекватное. Цель исследования понимает правильно. Жалоб самостоятельно не предъявляет. К предстоящему исследованию относится положительно. Однако эмоционально раскрывается не полностью, отмечается скованность и некоторая неловкость в начале беседы. В дальнейшем активно вступает в беседу, на вопросы отвечает по существу. Отношение к сложившейся ситуации спокойное, волнения не испытывает, т.к. обследуемая уверена в собственной правоте и считает обвинения в свой адрес нелепыми. О подобных инцидентах в прошлом рассказывает неохотно, легко переключается на посторонние темы.
В результатах исследования заинтересована, работает внимательно, сосредоточенно. Инструкции усваивает хорошо, самостоятельно удерживает цель заданий, эффективно использует помощь экспериментатора. Работоспособность хорошая, темп деятельности равномерный, без признаков утомления к концу исследования. К результатам собственной деятельности критична.
В ходе исследования выявлен достаточный уровень развития абстрактно-логического мышления. Испытуемой доступны обобщения на концептуальном уровне, классификация проводится в соответствии с родовыми и видовыми отличиями. Высокий уровень мыслительных операций наблюдается и в графических ассоциациях, где все образы адекватно отражают смысл предъявляемых понятий и обеспечивают продуктивное опосредованное запоминание (показатель воспроизведения в пиктограмме – 90%, показатель адекватности – 100%, стандартности – 4 образа из 10).
Наряду с этим отмечается недостаточная гибкость мышления, сужение диапазона вариативности подходов в процессе решения мыслительных задач. Качественных изменений мышления в эксперименте не обнаружено.
При исследовании личностных особенностей у испытуемой выявлена акцентуация по эпилептоидному типу со смешанным типом реагирования, неустойчивой саморегуляцией, преобладанием таких черт, как повышенная обидчивость, сензитивность к критическим замечаниям, подозрительность и осторожность в поведении. Отмечается недостаточный уровень личностного осознания, что находит выражение в неустойчивости самооценки: с одной стороны адекватное восприятие положительных черт, с другой – завышенная самооценка в отношении негативных черт характера, игнорирование своих недостатков.
В настоящий момент возможно гиперкомпенсаторное поведение стеничного типа как защитная реакция на психотравмирующую ситуацию: внешнее спокойствие и безразличие маскирует неосознаваемое стремление преодолеть предубеждение и недоброжелательность окружающих, потребность изменить ущемляющую ситуацию и произвести должное впечатление в сфере значимых межличностных контактов.
Следует отметить, что на момент исследования не выявлено выраженных асоциальных тенденций. Личность испытуемой характеризуется социальной адаптивностью, достаточным усвоением общественных норм поведения и преобладанием в структуре ценностей альтруистических установок.
Таким образом, в ходе исследования нарушений в сфере мышления не обнаружено, преобладает абстрактно-логическая форма с возможностью обобщения на всех уровнях, отмечается недостаточная гибкость мышления. В структуре личности выявлена акцентуация по эпилептоидному типу со смешанным типом реагирования, недостаточным уровнем саморегуляции и неустойчивой самооценкой. Возможно гиперкомпенсаторное поведение стеничного типа как защитная реакция на психотравмирующую ситуацию. На момент исследования не выявлено выраженных асоциальных тенденций.
Заключение
ФИО мужчина
Возраст 25 лет
Образование высшее
Дата исследования 4.02.03
Краткие результаты исследования:
Отношение к исследованию положительное. Фон настроения незначительно понижен. Контакту доступен, но беседа носит формальный характер. Своих переживаний не раскрывает. Ответы адекватны по содержанию, испытывает некоторые затруднения при их словесном оформлении. Жалоб на момент исследования не предъявляет.
Инструкции понимает верно. Работает спокойно, заинтересованно. Темп речи, ассоциаций, психомоторных реакций не замедлен. Работоспособность хорошая, без признаков утомления к концу исследования. Критика к результатам своей деятельности присутствует не в полной мере, выполнение заданий сопровождается сомнениями, неуверенностью в правильности решений, опорой на оценку экспериментатора.
Уровень доступных обобщений и абстрагирования соответствуют полученному образованию. Доступны операции на категориальном уровне. Наряду с этим допускает ошибочные решения, имеющие полиморфную структуру. Это, прежде всего, ошибки суждений, связанные с изменением операционального звена мыслительной деятельности (по типу искажения процесса обобщения с использованием «слабых» признаков предметов).
Так, при выполнении задания «исключение предметов» из группы солнце, свеча, керосиновая лампа и лампочка убирает солнце, т.к. «солнце находится высоко, а остальные предметы на земле». Или в группе лыжи, коньки, мяч, конькобежец исключает мяч, т.к. остальные предметы можно объединить по принципу «скольжение». Латентные признаки обнаруживаются и при классификации предметов, где на третьем этапе выделяет две большие группы: «окружающий» мир, который находится во взаимосвязи» (включает флору и фауну) и «созданное руками человека» (предметы домашнего обихода; человечество, которое черпает свои знания через различные источники информации и предметы, необходимые в повседневной жизни).
Кроме того, наблюдается некоторая расплывчатость суждений, когда испытуемый затрудняется выбрать правильное решение. Например, из группы 5 копеек, секундомер, круглые часы и многогранные часы долго сомневается, т.к. можно исключить и 5 копеек, «остальное – часы» и многогранные часы, т.к. «остальные предметы – круглые». Подобные трудности встречаются и в графических ассоциациях, где испытуемый на понятия «сомнение» и «дружба» рисует бессодержательные образы: извилистую линию и знак инь и ян соответственно. Позднее снова вернулся к данным образам, посчитав их недостаточно понятными и заменил на более адекватные.
Эмоциональный фон на момент исследования преимущественно ровный. Признаков выраженной аффективной неустойчивости не отмечается, присутствуют неуверенность и легкая тревожность. Высота и конфигурация «профиля» ММРI также не отражают выраженных нарушений в эмоционально-личностной сфере. Отмечается тенденция к отрицанию имеющихся проблем, недостаточная открытость в эмоциональных переживаниях, стремление улучшить впечатление о себе. Ведущими в личностной структуре являются эмоциональная незрелость и проблема пассивно-агрессивного реагирования, обусловленные сочетаниями черт импульсивности и демонстративности. Характерное стремление ориентироваться на внешнюю оценку и поддерживать социально желательный образ препятствует прямому проявлению выраженных агрессивных и враждебных импульсов, позволяют испытуемому контролировать их в тем большей степени, чем больше дистанция с другими людьми из социального окружения. Если агрессивность и проявляется, то рационально обосновывается, что позволяет сохранять внешнюю конформность. Сам испытуемый склонен отрицать враждебные побуждения в силу недостаточной личностной зрелости.
Таким образом, в мыслительной сфере на фоне хорошего протекания основных процессов выявляются редко возникающие признаки искажения уровня обобщения с привлечением субдоминантных, латентных свойств, расплывчатости суждений с элементами разнопланового подхода в решении задач. Данные ошибки суждений слабо выражены и поддаются коррекции.
Ведущими в личностной структуре являются эмоциональная незрелость и проблема пассивно-агрессивного реагирования со склонностью к отрицанию враждебных и агрессивных импульсов, либо подавлению их социально приемлемыми формами поведения.
Конец формы